И вывел Израиль из той страны, ибо вовеки милость Его, 869 Рукою крепкою, десницей, занесенной грозно, ибо вовеки милость Его! 870 Разделил Он надвое Чермное море, ибо вовеки милость Его, И провел Израиля посреди него, ибо вовеки милость Его; И низринул Фараона и войско его в море Чермное, ибо вовеки милость Его! Провел Он народ свой в пустыне, ибо вовеки милость Его! 871 Поразил царей великих, ибо вовеки милость Его! 872 И убил царей сильных, ибо вовеки милость Его: Сигона, царя Аморрейского, ибо вовеки милость Его, Ога, царя Васанского, ибо вовеки милость Его! 873 И даровал Он землю их в наследие, ибо вовеки милость Его, 874 В наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовеки милость Его! 875 В унижении нашем вспомнил нас Господь, ибо вовеки милость Его! Он избавил нас от врагов наших, ибо вовеки милость Его! Дарует Он пищу всякой твари, ибо вовеки милость Его. Прославляйте Бога Небесного, ибо вовеки милость Его! Псалом Давида, Аггея и Захарии, 137. 886 Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелами воспою Тебя, ибо услышал Ты слова уст моих. 887 Поклонюсь храму святому Твоему и прославлю имя Твое за милость Твою и истину Твою, ибо возвеличил Ты над всеми имя Твое святое. 888 В день, когда призову Тебя, немедля услышь меня! Расширь душу мою могуществом Твоим! 889 Да прославят Тебя, Господи, цари земные, ибо слышали они слова уст Твоих! И да воспоют они пути Господни, ибо велика слава Господа; 890 Ибо превыше всех Господь и на смиренных взирает, а гордых узнает издалека. 891 Если пойду я путем скорби, Ты даруешь мне жизнь: руку Твою простер на лютых врагов моих, и спасла меня десница Твоя. Господь воздаст им за меня. Господи, милость Твоя вовеки! Того, что сотворено рукой Твоей, не отвергни! В конец, Давида, псалом Захарии, в рассеянии, 138. 892 893 Господи, испытал Ты меня и познал меня; Ты познал меня в часы покоя моего и в делах моих. 894 Ты уразумел с высоты помыслы мои; Стезю жизни моей и предел ее Ты изведал, и все пути мои провидел. Ибо нет лжи в устах моих. Господи, Ты познал

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исповедайтеся Господу (ст. 1), который поразил Египет с первенцами его, – посредством многих казней, из коих последняя, самая жестокая и страшная, это – поражение первенцев Египетских «от человека до скота». Прославляйте же Господа, ибо во век милость Его: поражая Египтян столь жестоко, Он спас Израильтян от их жестокостей, ибо и Египтяне, по приказу Фараона, истребляли всех Еврейских детей мужеского пола. – Прославляйте Господа, который вывел Израиля из среды Египта: вывел рукою крепкою и мышцею высокою, т. е. при содействии своего всемогущества, которое проявил в великих чудесах – знамениях (ст. 4), служивших казнями Египту за его противление воле Божией. – Он разделил Чермное или Красное море в разделения, – на отделении или на две части, из коих каждая стояла отдельно, – так что Он провел Израильтян посреди моря, т. е. по сухому дну. – Он истряс Фараона и силу его в море Чермное, или – низверг легко, как-бы сбросил, Фараона-царя и войско его в пучину Чермного моря, где они и погибли. – Так Господь соделал все это, для народа своего, ибо Он благ и во век милость Его. 16–22. Проведшему люди Своя в пустыни: яко в век милость Его. Поразившему цари велия: яко в век милость Его. И убившему цари крепкия: яко в век милость Его: Сиона царя Аморрейска: яко в век милость Его: и Ога царя Васанска:яко в век милость его. И давшему землю их достояние: яко в век милость Его: достояние Израилю рабу Своему: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господу (ст. 1), который провел народ Свой, Израиля, по пустыне, «по земле пустой и необитаемой, по земле сухой и безводной, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек» (Иерем.2:6), – но где Господь чудесным образом изводил воду из скалы, питал «хлебом небесным» – манной и пр. ибо в век милость Его! – Там, в пустыне Господь охранял свой народ при многократном нападении на него врагов: Он «поразил царей великих и убил царей сильных, именно – Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он отдал земли их в достояние или в наследственное владение рабу своему – народу Израильскому, точнее – коленам Рувимову и Гадову и полколену Манассиину. – Так все это сделал Господь, ибо Он благ и в век милость Его (ст. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Макарий Египетский также пишет: «Сей, говорю, месяц есть первый в месяцах лета. Он приносит радость всей твари. Он, разверзая землю, облекает одеждою обнаженные деревья. Он приносит радость всем животным. Он распространяет между всеми веселье. Он для христиан есть первый месяц Ксанфик (по-гречески «ксанфик» это название апреля, – О. С.), то есть время воскресения, в которое прославлены будут тела их неизреченным светом, еще ныне в них сокровенным, то есть силою Духа, Который будет тогда их одеяние, пища, питие, радование, веселье, мир, облачение, вечная жизнь» . Почему он говорит «время воскресения»? Потому что «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ), как пишет апостол Павел. И мы знаем, что в христианском понимании Пасха связана с воскресением Иисуса Христа. Для древних иудеев это был Исход! И мы тоже переживаем свой Исход, когда проходим через крещение, как некогда древние иудеи прошли сквозь Чермное море, и начинаем выполнять волю Божию, насколько это только в наших силах, сражаясь с Амаликом мысленным, то есть, сражаясь с демонами, которые никак не могут нам простить того, что мы крестились и стали христианами. И иудеев сразу после того, как они прошли сквозь Чермное море, ожидало нападение Амалика, как некая месть за то, что они сподобились Божией защиты. И далее Господь обращается к Моисею и Аарону и предлагает слова, которые те должны будут сказать людям: Исх.12:3 . «Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство». О чем здесь идет речь? «Итак, пасхальный агнец, благодаря жертвоприношению которого народ израильский был освобожден от египетского рабства, за пять дней до Пасхи, то есть в десятую луну, берется и вечером в четырнадцатую луну посылается на жертвоприношение. Он означает Того, Кто искупит нас своей кровью. За пять дней до Пасхи, а именно сегодня, при великой радости и почестях народа, сопровождавшего Его спереди и сзади, смиренно вошел Он в Храм Божий, где ежедневно учил. По окончании пятого дня, когда Он исполнил установленные таинства ветхой Пасхи, Он передал ученикам для исполнения новые таинства. Когда Он пришел на Масленичную гору, Он был взят иудеями и искупил нас от демонского господства, будучи распят утром того самого дня, в который сей древний иудейский народ расторг оковы египетского рабства, благодаря принесению в жертву агнца» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Евр.11:29 .  Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули. «Верою преидоша Чермное море аки по сусе земли: егоже искушение приемше Египтяне истопишася». С верою Моисей, ударив жезлом по водам, уготовил народу необычайный оный путь, который стал гробом для египтян. Евр.11:30 .  Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. «Верою стены иерихонския падоша, обхождением седмих дний». Звук труб, издаваемый с верою, подобно стенобитным орудиям, ниспроверг стены. Евр.11:31 .  Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем),» не погибла с неверными. «Верою Раав блудница не погибе со сопротивльшимися, приимши соглядатели с миром». И беззаконие жизни не воспрепятствовало спасению, потому что вера прикрыла греховные язвы. Достойна же удивления апостольская мудрость, а лучше сказать, песнословить надлежит действенность Божия Духа в том, что с Моисеем, Авраамом, Ноем, Енохом и другими святыми сопряжены жены иноплеменницы и блудницы, чтобы и сила веры была видима, и смирилась надменность иудеев. Ибо шестьсот тысяч истреблено их в пустыне за неверие и не принесло им пользы житие по закону, а Раав хотя была далека от сродства с Авраамом, чужда жизни подзаконной и большую часть времени провела в распутстве, но верою приобрела спасение и начертала собою образ Церкви. Как она с верою приняла соглядатаев, так Церковь – Апостолов. И как она в знамение спасения получила «вервь червлену» ( Нав. 2, 18 ), так Церковь в Владычней крови насладилась вечных благ. Таким образом упомянув о наименованных им и увидев множество перечисленных, божественный Апостол о прочих упоминает вкратце. Евр.11:32 .  И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках. «И что еще глаголю? Не достанет бо ми повествующу времени о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле». Апостол выставил имена их, но умолчал о роде их заслуг. Но в последующем за сим, правда неясно, говорит, однако же, о преимуществах каждого. Потом о других упоминает вообще и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Прем.10:16 . вошла в душу служителя Господня и противостала страшным царям чудесами и знамениями. 16 . (Премудрость) «вошла в душу служителя Господня…» Речь о Моисее, который таким именем называется еще в послании к Евр. 3:5 . Входя в душу Моисея, Премудрость исполняет одну из своих задач: «переходя из рода в род, в святые души, приготовлять друзей Божиих и пророков» ( Прем.7:27 ). «…противостала страшным царям чудесами и знамениями». Говорится о казнях египетских, которыми премудрость освободила евреев из рабства ( Исх. 7:10 – 12:29–30 ). О премудрости, как силе чудодейственной, устрашающей тиранов, писатель говорил выше ( Прем.8:8 ). Прем.10:17 . Она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным; и днем была им покровом, а ночью – звездным светом. 17 . «Она воздала святым награду за труды их». Несомненно, писатель разумеет здесь ту подробность при исходе евреев из Египта, о которой говорится в книге Исх. 3:22, 12:35 . Растерявшиеся от горя египтяне отдавали уходившим евреям драгоценную посуду, одежды, и евреи «обобрали египтян»; но, обирая египтян, они получали лишь награду за свой долгий бесплатный труд на них, поэтому и в этом событии писатель видит действие премудрости. «…днем была им покровом, а ночью звездным светом». Указание на облачно-огненный столп, который вел евреев в пустыне. Столп «служил покровом», т.е. защитой от палящего солнца (см. Прем.18:3 ). Прем.10:18 . Она перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду, 18 . Ср. Прем.19:7 ; Исх. 14:21–25 . Прем.10:19 . а врагов их потопила и извергла их из глубины бездны. 19 . См. Исх. 14:26–30 . Прем.10:20 . Итак, праведные завладели доспехами нечестивых и воспели святое имя Твое, Господи, и единодушно прославили поборающую руку Твою; 20 . «…праведные завладели доспехами нечестивых». Подробность, не указанная в кн. Исход, но весьма естественная: трупы утонувших египтян прибивало к берегу и евреи брали их оружие; «…воспели святое имя Твое, Господи…» Разумеется та благодарственная песнь, которую евреи воспели по переходе через Чермное море ( Ucx. XV гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее, мы должны повиноваться Богу. В обыкновенной жизни мы называем послушным своему отцу только такого сына, который охотно исполняет волю отца, то есть делает то, что отец повелевает, и не ропщет, если отец поступает с ним не так, как бы хотелось ему. То же самое нужно сказать и о повиновении Богу. Оно состоит именно в охотном и безропотном подчинении воле Божией. Сам Иисус Христос был послушлив даже до смерти и смерти крестной. Точно так же должны поступать и мы; а это будет тогда, когда мы непрестанно будем готовы делать то, что Бог повелевает, и не будем роптать, когда Он не то будет делать с нами, чего бы мы желали. К внутреннему же богопочтению принадлежит также обязанность поклоняться Богу. Бог есть существо Высочайшее, Творец неба и земли и всех нас. Как же нам не благоговеть пред Ним и не поклоняться Ему? О святых Ангелах говорится в Откровении Иоанна: «и все Ангелы стояли вокруг престола… и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость, и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки веков». Так и святые Ангелы поклоняются Богу, как Существу Высочайшему. Подобно этому должны поступать и мы. Но из этих же слов святого Иоанна видно, что Ангелы не только поклоняются Богу, но вместе воздают Ему благословение, славу и благодарение, то есть славословят и благодарят Бога. Славословить и благодарить Бога должны также и мы. Посмотрим теперь, в чем состоят эти обязанности. Итак, что значит славословить Бога? Когда израильтяне прошли посуху через Чермное море, то воспели Господу песнь, которая начиналась так: «пою Господу, ибо Он высоко превознесся… Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением». Этой песнью они прославляли то чудо Божие, благодаря которому они прошли посуху через Чермное море. В нем наглядно проявились всемогущество и благость Божии в отношении к израильтянам. Сии же Божественные свойства должны прославлять и все мы, и если будем поступать так, то тем самым будем славословить Бога. И не одни только всемогущество и благость, но можно также прославлять святость, премудрость, одним словом, все высочайшие совершенства Божии. Поэтому славословить Бога значит прославлять Божественные совершенства Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

164 Ср. 1Тим.2:13–14 : «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Ср. также 1Кор.7:14 : «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». 166 В системе аллегорической экзегезы подобное в принципе невозможно: в ней используются исключительно персонификации абстрактных понятий, связанных с областью «физики» (философской космологии) и «этики», а также – персонификации наук и ремёсел. В самом деле, если допустимо говорить о персонификации государства или народа, то говорить о «персонификации» конкретного исторического лица заведомо не имеет смысла. Тот факт, что в типологических толкованиях персонификации исторических сил соседствуют с реальными историческими деятелями, указывает на специфику этих толкований, основанных не на процедуре присвоения образу иносказательного значения, а на процедуре установления параллелизма двух образов. 167 Нужно заметить, что в христианской типологической традиции Ною отводится гораздо более важная роль, чем Аврааму. Как правило, христианские экзегеты сводят типологию Авраама всего к двум (хотя и значительным) темам – к опирающейся на послание апостола Павла к Галатам типологии двух жён Авраама, Сарры и Агари, как образа Церкви и Синагоги, и к типологии жертвоприношения Исаака как образа Страстей и искупительной жертвы Христа, обходя молчанием другие важные моменты жизни Авраама. 170 Любопытно, что Киприан выводил это толкование непосредственно из Первого послания апостола Петра. 172 Трудно объяснить, по каким причинам в толковании Илария оказывается опущенным посредствующее звено, связывающее два этапа в жизни Моисея и народа Израиля, то есть сам эпизод перехода евреев под предводительством Моисея через Чермное море. В традиционной типологии Моисея и Исхода тема перехода через Чермное море занимала центральное место и трактовалась как ветхозаветный образ христианского Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

6 . Измальитяне. Они происходили от Измаила, сына Авраамова от Египтянки Агари ( Быт.25:12–15 ), и вели жизнь кочевую. Сначала они жили в пустыне Фаран ( Быт.21:21 ), потом распространились по всей северной Аравии, от Египта до Персидского залива и Вавилонии ( Быт.25:18 ). § 8. Станы Израильтян во время шествия их в землю Ханаанскую Израильтяне вышли из Раамсеса, главного города земли Гесемской, в нижнем Египте, и в первый раз остановились в Сокхофе ( Исх.12:37 ). Местность эта лежала на прямом пути от Египта к Аравийской пустыне. В Сокхофе Бог , чрез Моисея, повелел Израильтянам освящать Себе всякого первенца, чтобы чрез то напоминать во все роды о чудесном избавлении первенцев их во время последней казни, постигшей Египтян ( Исх.13:2 ). Второй стан Израильтян был в Ефаме , «в конце пустыни» ( Исх.13:20 ). После остановки в Ефаме, Израильтяне поворотили в сторону, к Чермному морю. Третий стан Израильтян был пред Пи-гахирофом . Эта местность находилась при конце северного (Иерополитанского) залива Чермного моря, на восточной стороне от Ваал-Цефона ( Исх.14:2 ). Здесь войско Фараона настигло Израильтян; но Бог чудесно спас их, открывши им проход чрез Чермное море, которое они перешли сухими ногами. Перешедши Чермное море, Израильтяне шли три дня пустынею Сур, и расположились, в четвертый раз, в Мерре . В этой местности Израильтяне не имели воды, кроме горькой. «И не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька... и возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» Моисей, по указанию Божию, бросил в воду одно дерево, и вода сделалась сладкою ( Исх.15:23–24 ). Пятый стан Израильтян был в Елиме ; «там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев» ( Исх.15:27 ). В шестой раз Израильтяне стояли станом на берегу Чермного моря ( Чис.33:10 ); седьмой стан их был в пустыне Син . Здесь Израильтяне возмутились против Моисея и Аарона. «И сказали сыны Израилевы: о если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта. Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» ( Исх.16:3 ). Но вечером Господь послал Израильтянам перепелов, которые покрыли весь стан, а на утро выпала манна ( Исх.16:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ибо в Ефесе воздвиг против апостолов мятеж среброковач Димитрий 625 . Другие же в Коринфе во­пияли: Эти всесветные возмутители пришли и сюда 626 ; а в Ие­русалиме иудеи, подвигнув весь город на богомудрого Павла, напоследок предали его римлянам» 627 . Пророческий образ использован в четвертой песне Канона Утрени на праздник Успения Божией Матери. Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе, сияние блистания Твоего во свет языков изыдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче. Бездна, возглашающая с веселием славу Христу, по мысли гимнотворца, отождествляется с «языками», то есть с народами, просвещенными сияни­ем блистания Христова. Так сбылись речи пророка Аввакума при рождении Христа от Девы. Через Чермное море, от Синая через пустыню, через Иордан по Ханаан­ской земле шествует Бог в народе Своем. Безнаказанно бесчинствовали в нечестии своем хананеи. И вот идет Бог. Как при внезапном ночном включении света разбегаются тараканы и бывают поражаемы хозяином дома, так воссияли солнце и луна над царями Аморрейскими в Гаваоне и поражены были Иисусом Навином. То была брань Ягве Бога и шествие его. Во мраке идолопоклонства и растления устанавливался новый порядок правды Божией. 3.11 Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, сиянием сверкающих копьев Твоих. Позади Чермное море, пустыня Синая, Иордан. Бог в шествии Своем вступает во владение землей, обетованной отцам народа Божия. Потоками воинств Израилевых Господь рассек землю, веками осквернявшуюся нечес­тием хананеев. Жители Гаваона зовут Иисуса Навина, и он, совершив ночной маршбросок, внезапно напал на царей Аморрейских и поразил их. При этом Ягве-Бог бросал на аморреев с небес большие камни града, так что больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертви­ли сыны Израилевы мечом 628 . Метеоритный камнепад от Гос­пода поразил нечестивых. И вот бы возблагодарить за то Бога! – так нет же, – Иисус воззвал к Ягве в тот день...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010