1938), Тимофей Изотов (8 февр. 1938), Николай Мезенцев (14 февр. 1938), Иоанн Блюмович (13 апр. 1938), преподобномученики Варфоломей Ратных (10 февр. 1938), Владимир (Пищулин ; 10 февр. 1938), Антоний (Корж ; 14 марта 1938), мч. Димитрий Спиридонов (29 нояб. 1938) и др. Одним из последних 12 февр. 1945 г. погиб от голода в исправительно-трудовом лагере мч. Стефан Наливайко . К 1941 г. все правосл. храмы К., кроме Всехсвятского на Новом городском кладбище в Симферополе (принадлежал обновленцам), были закрыты. Прот. Николай Доненко, В. Г. Пидгайко 1941-1944 гг. В условиях нем. оккупации с нояб. 1941 г. фактическое руководство приходами РПЦ в К. осуществлял церковный отдел Симферопольской городской управы во главе с выпускником КДА А. Семёновым. С первых же дней существования этот подотдел повел борьбу с бывш. обновленцами, принуждая их к публичному раскаянию перед прихожанами в грехе раскола. В К. не было правосл. архиерея, с духовенством пытался наладить контакт назначенный в авг. 1942 г. епископ Екатеринославский и Мелитопольский Димитрий (Маган) . Не позднее сент. 1942 г. крымские приходы взял под свое окормление хиротонисанный 21 июля 1942 г. во епископа Херсонского Серафим (Кушнерук) (с дек. 1942 епископ Мелитопольский и Таврический), принадлежавший к Автономной УПЦ. К кон. 1942 г. в Симферополе действовали 5 храмов РПЦ. Существовала обновленческая Крымская епархия, к-рой принадлежал кладбищенский Всехсвятский храм в Симферополе. Его настоятелем в 1941 г. стал бывш. обновленческий «епископ» Викентий Никипорчик, которого ранее обновленческое руководство неоднократно запрещало в служении за аморальность: он оставлял церковную деятельность, с июля 1938 по янв. 1939 г. находился под арестом (ГАРК. Ф. Р-4808. Оп. 1. Д. 2989). После начала войны Никипорчик снова объявил себя епископом, вел переговоры с иерархами УАПЦ, проводил совместные богослужения с автокефалистскими клириками. После того как в Симферополь приехал еп. Серафим, обновленцы К. начали терять паству. В авг. или сент. 1942 г. от Викентия отошла кладбищенская церковь; ее клирики, прот. Николай Швец и свящ. Стефан Шпаковский, были приняты через покаяние в юрисдикцию еп. Серафима. Никипорчик, пользуясь поддержкой нем. чиновников, обустроил новый храм Всех святых в Симферополе, получил в городе храм святых Константина и Елены, попытался организовать приход в Мелитополе. Однако в окт. 1942 г. он был арестован за то, что крестил евреев (его дочь была замужем за евреем), и вскоре казнен. По сходному обвинению в 1942 г. был казнен прот. Николай Швец, однако позже прот. Архангельский в докладе в Московскую Патриархию утверждал, что прот. Н. Швец был казнен за чтение в своем храме воззвания патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) .

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней И. З. Черкасов. Афон и его окрестности.­ Русские на Афоне. Белозерка. фото А Рычковского   И. З. Черкасов. Афон и его окрестности.­ Русские на Афоне. Иверский монастырь [паломничества] Начало монашества на Афоне § 11. Когда появились монахи на Афоне В преданиях и писаниях повествуется, что Афон, как выну взыскуемый своею Взбранной Воеводой вертоград духовный, еще в первых веках христианства был местом, куда стремились многие истинно-верующие христиане, с одной стороны, для того, чтобы укрыться от гонителей, а с другой — чтобы проводить жизнь вдали от треволнений житейских. Простота и смирение первоначальных иноков, которые, как и все, ставшие на истинную стезю подвижничества, не желая прославления людского, ограничились лишь преданиями устными; а потому мало оставили нам сведений об этой горе и ее обитателях, а позднейшие ученые не только не написали историю Афона, но даже не согласились еще между собою о начале водворения на ней монашества. Впрочем, один из аскетов Афона, грек Никодим, возобновивший келлиотскую жизнь по примеру преп. Нила Мироточивого, оставил нам более или менее подробные сведения об афонском монашестве. Сей присноблаженный святогорец весь был предан изучению божественного писания и писаний святых отцов. Он опровергает общепринятое мнете, что перво­начальное появление иноков на св. Горе относится к VIII веку, или ко времени св. Петра Афонского и Евфимия. Он говорит: " Св. Афон XV веков продолжает быть особым местом, посвященным исключительно на славословие Божие, и служит училищем благочестия и добродетели с тех времен, когда христианская вера сделалась на земном шаре господствующею " . Так сказано в конце номоканона, изданного в Лейпциге в и1800 году. Тоже видим и в житии св. Евфимия. Во время отшельнических подвигов преп. Евфимия, Афонская гора не была пустынею, как некоторые думают, утверждая, что преп. Евфимия, пришедши с Олимпа на Афонскую гору, будто нашел в ней одного только подвижника, именем Иосифа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

С зап. стороны к Введенской ц. примыкает невысокая колокольня. На ее 1-м ярусе некогда располагался большой арочный проем - главный парадный вход в обитель. Четверик колокольни состоит из 2 ярусов. Углы четверика выделены широкими лопатками. С юж. стороны 2-го яруса устроено спаренное окно с 2 щелевидными проемами. Окно обрамлено наличниками с 3 полуколонками и перекрыто 2 кокошниками килевидной формы. Восьмигранный шатер колокольни завершается луковичной главкой на тонком 8-гранном барабане. Главной достопримечательностью звонницы служил древний колокол, отлитый в 1674 г. Надпись, помещенная на колоколе, гласила: «Лета 7182 (1674 г.- В. Ч.) вылит сей колокол при державе государя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца, лил сей колокол мастер Федор Моторин». В 40-х гг. XIX в. на колокольне было 8 колоколов общим весом 200 пудов. В кон. XIX в. в соборной Воскресенской ц. имелось 3 престола. Над главным престолом была устроена сень. Жертвенники помещались в нишах алтарных стен. Над ними располагалось сооружение, напоминающее сень. В 1835 г. в Воскресенской ц. устроили новый иконостас и царские врата. По описанию тех лет, иконы в иконостасах почти все древние ( Добронравов. 1897. С. 150). По правую сторону царских врат находилась древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе; по левую сторону - Иверская икона Божией Матери с серебряным венцом, имеющая ризу из золотого глазета, низанную жемчугом, бирюзой и драгоценными камнями. Икона была установлена в 1815 г. Далее в нижнем ярусе иконостаса помещались Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (кон. XVI в.) и образ Введения во храм Пресв. Богородицы в ризах позднейшего времени. На рубеже XIX и XX вв. в ризнице Воскресенской ц. хранились: напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью: «Лета 7154(1646) приложил сие Евангелие на престол в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девич монастырь гостиной сотни торговый человек Гаврило Семенов сын Черкасов по своих родителях и по своей душе в вечный помин»; сребропозлащенные сосуды; на потире внизу имелась надпись: «Лета 7158(1650) приложены сии сосуды в церковь Воскресению Христову гостиной сотни Матвей Черкасов с братьями по своих родителях»; 2 серебряных кадила (надпись на 1-м: «Лета 7156(1648) сие кадило приложил гостиной сотни Гаврило Семенов сын Черкасов в дом Воскресения Христова и св. Пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Введения и Николаю Чудотворцу и Архангелам Михаилу и Гавриилу»; на 2-м вычеканено: «Мур. Воскресенскаго дев. монастыря»); серебряные сосуды с надписью: «1730 г. сии сосуды Георгиевского монастыря монахини-схимницы Александры Климонтовны»; 2 напрестольных серебряных креста, в одном частицы мощей; воздухи, шитые монахинями обители (Там же. С. 149-150).

http://pravenc.ru/text/2564380.html

Длина его до хорошевской дороги в монастырь 630 саж. Самая дорога проложена по валу же, за дорогой вал еще тянется на 200 саж. до городища и от городища кругом монастыря на 340 саж. Все протяжение вала, поныне очень заметное, доходит до 1170 саж. Вышина его не везде одинакова, с начала, от Красной горы, на протяжении 100 саж., имеет до 9 саж., далее, в 180 саж. от на­чала, доходит до 13 саж. В 490 саж. от начала возвышается даже до 15 саж., но в иных местах упадает до 2 саж. Ширина вала доходит от 4 до 8 саж. Впрочем, по нынешнему положению городища и вала трудно определить начальное положение их. Например, теперь нельзя решить того, глубокие обвалы с северной и южной сторон городища были ли нарочно вырыты или они углубились и расширились впоследствии времени от разлития весенних вод и, следовательно, изменили положение городища? Можно полагать, что в построении вала участвовали и черкасы. Но нечем доказать, что он весь принадлежит их труду, тогда как Хорошево городище известно было еще до поселения черкасов в этих местах и составляет памятник Хорошего города, существовавшего до татарского погрома. Как поселение черкасское, Хорошево встречается с 1654 г. В деле 1685 г. видим «села Хо-рошева полковаго эсаула Дементия Хорошевскаго». В исповедных росписях за 1728 г. показаны прихожане: а) «села Хорошева Воскресенской церкви 77 душ муж., 69 жен., тогож села девичьяго монастыря Вознесенской церкви 100 душ муж., 98 жен.». Метрики Вознесенской церкви, начинаясь с 1727 г., надписываются так: «сельца монастырскаго Вознесенской церкви Хорошевскаго монастыря». После сего можем признать за верное, что приходской церковью с. Хорошева перво­начально была монастырская Вознесенская церковь , а впоследствии построен был особый Воскресенский храм, но при том так, что Вознесенская церковь осталась приходской для черкасов, живших на монастырской зем­ле. По переписи 1724 г. в Вознесенском приходе у священника Симеона 55 дворов черкасов, а в Воскресенском приходе у священника Иоанна 68 дворов, и прихожане – боярские дети – харьковской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Внутри храма сохранилось не мало священных памятников церковной старины XVII в. В храме три престола, как это было и в деревянной церкви: главный в честь Воскресения Христова, в приделах во имя Архангела Михаила и св. Николая чудотворца. Престолы ныне расположены в ряд, но так ли было и прежде, до переделки иконостаса, не известно. Над главным престолом устроена сень; жертвенники помещаются в нишах алтарных стен, над ними устроено нечто вроде сени. Иконостас и царские двери в храме относительно новые, устроены в 1835 году, но иконы в иконостасах почти все оставлены древние. По правую сторону царских врат находится древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе; по левую сторону Иверская икона Божией Матери, риза из золотого глазета, низана жемчугом, бирюзой и драгоценными камнями, венец серебряный. Икона эта устроена в 1815 г. Далее в нижнем ярусе иконостаса помещены две древние иконы Смоленской Божией Матери и Введение во храм Пресвятой Богородицы. На этих иконах только ризы позднейшего времени. В следующих ярусах иконостаса размещены также древние иконы. Кроме того по разным местам храма находятся различные старинные иконы. От прежнего времени сохранились в церкви также следующие священные предметы: 1) Напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью: " Лета 7154 (1646) приложил сие Евангелие на престол в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девич монастырь гостиной сотни торговый человек Гаврило Семенов сын Черкасов по своих родителях и по своей душе в вечный помин " , 2) сребро - позлащенные сосуды; на потире внизу надпись: " Лета 7158 (1650) приложены сии сосуды в церковь Воскресению Христову гостиной сотни Матвей Черкасов с братьями по своих родителях " , 3) серебряные сосуды с надписью: " 1730 г. сии сосуды Георгиевского монастыря монахини - схимницы Александры Климонтовны " , 4) два серебряных кадила; на первом надпись: " Лета 7156 сие кадило приложил гостиной сотни Гаврило Семенов сын Черкасов в дом Воскресения Христова и св. Пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Введения и Николаю Чудотворцу и Архангелам Михаилу и Гавриилу " ; на втором вычеканено: " Мур. Воскресенскаго дев. монастыря " , 5) два напрестольных креста серебряных, в одном частицы св. мощей, 6) воздухи, шитые монахинями прежде бывшего здесь монастыря; на них вышиты херувимы, Агнец Божий, Распятие И. Христа.

http://sobory.ru/article/?object=05785

По исповедной росписи за 1737 г. в приходе Высочиновской церкви значится: а) духовных 10 муж., 12 жен.; б) рядовых казаков 16 муж., 11 жен.; в) посполитых черкасов 46 муж., 49 жен.; г) подданых черкасов Василия Высочина 90 муж., 92 жен.; д) подданых черкасов Коллегиума 166 муж., 190 жен.; а всего 328 муж., 354 жен. душ. В 1750 г. 407 муж., 380 жен.; в 1770 г. 420 муж., 409 жен.; в 1790 г. 438 муж.; в 1830 г. 448 муж., 457 жен.; в 1850 г. 456 муж., 500 жен. душ. В составе прихода Высочиновки ныне находятся черкасские слободки: Артюховка и Чемужовка. Здесь были храмы. Артюховский Архангельский священник известен еще по акту 1681 г.; как Артюховский, так и Чемужовский священники упоминаются в универсале 1712 г. Но того и другого храма не видно в 1732 г. СЕЛО БОРОВОЕ Село Боровое в 25 верстах от Харькова, в глубоких оврагах, поныне еще довольно глухих, поросших лесом. В копии с выписки, данной Чугуевским воеводой, читаем, что «14 Января 7168 (1660) года Чугуевцев, безпоместный сын боярский, Анисим Белозеров» в челобитной своей писал: «служил он Вел. Государю службу многое время и бывал на стороже от Крымской стороны в ряд с детьми боярскими Игнатом Дюковым с товарищи, а пашенной земли и стенокосных покосов у него нет», потому просил «устроить его в Чугуевском уезде в Усадском стану, за р. Удами, промеж колодезя Студенка и Борового в ряд с помещики девятью человеками Игнатом Дюковым с товарищи»; в следствие сей просьбы велено дать ему «прмеж колодезя Студенка и Борового 20 четвертей пашенной земли и 70 копен покоса, с прежними помещики, и устроить в том селе Боровом дворовым, огородным и гуменным месты». Таким образом, население Бороваго русскими однодворцами началось немного прежде 1660 года. Поскольку же в выписке 1660 года Боровое названо уже селом, то это показывает, что первый храм построен здесь в одно время с заселением Борового и конечно по распоряжению воеводы, устроевшего на житье в Боровом детей боярских Дюкова с товарищами его. По надписи на евангелии и апостоле о жертвовании сих книг в 1668 г. в Боровскую церковь , видим, что древний Боровский храм, как и нынешний, посвящен был во имя Рождества Христова. Надпись на евангелии, М. п. 1685 г., говорит: «1797 в 9 д. Декабря (1668) подал сию книгу напрестольное Евангелие в Змиевской уезд в село Боровое в церковь Рождества Христова, молитве ради о здравии и поминовения родителей, гость (т.е. купец) Кондратий Добрышин, а подписал по его приказу евнух его Гришка Ростовцев, – богомольцу попу Игнатию».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но кому посвящен был другой храм обители, о том в грамотах не сказано. Но делам известно, что монастырский храм до 1787 г. быль приходским храмом для монастырских черкасов, а в исповедной книге о сих прихожанах за 1730 г. приходский храм их называется храмом Архангела Михаила, тогда как в документах других годов называется он храмом Вознесения Господня. Таким образом несомненно, что второй сгоревший храм обители посвящен был имени Архистратига Михаила, именем коего украшен и нынешний второй храм обители. Хотя монастырь, по словам грамот, сгорел до основания, но трудно поверить, чтобы не спасены были от огня, по крайней мере, некоторые священные вещи, тем более, что сохранилась до нашего времени грамота 1742 г. Итак, нет ли в нынешних храмах обители вещей, принадлежавших древнему храму? а) Ченстоховская икона Божией Матери — древнего письма с подписью на славянском языке. Это есть собртвенность старых черкасов. б) Владимировская икона Божией Матери с частями мощей пр. Пимена многострадального и Агапита врача, с незапамятных времен предмет особенного благоговения в обители. в) Два Евангелия, одно 1703 г., другое 1735 г. Пролог. изд. 1696 г. Псалтырь 1637 г. Апостол, с кратким жизнеописанием 12 Апостолов и 70 учеников апостольских, древнего издания, но без заглавного листа, принадлежат также древнему монастырю. Вот всё, что можем с некоторою вероятностью считать принадлежностью древней обители. Затем о состоянии Хорошева монастыря до истребления его пожаром 1744 г. можем сказать еще следующее: а) Из дела о побегах козаков в 1738 г. видно, что в этом году монастырь уже владел поселением черкасов, приписанных к монастырю в виде подданных его. б) В Истории иерархии говорится, что в 1721 г. монастырь был ограблен разбойниками. Не сомневаемся, что в источнике, откуда взято это известие, сказано было, кто были эти разбойники. Очень хорошо известно, что с 1711 по 1721 г. включительно, запорожцы в соединении с крымцами, делали непрестанные нападения и грабежи в нынешних уездах Змиевском, Харьковском и Валковском.

http://sobory.ru/article/?object=08879

Оно защищено Донцем и заливами его, и кроме того озером Круглым, которого ширина простирается от 20 до 45 саженей. По ведомости 1784 г. в Мохначе видим два храма: на правой стороне Донца храм Николая Чудотворца, на левой – храм Вознесения Господня. Последним замене был в 1762 г. древний Покровский храм. По делам Изюмского правления, в 1724 г. видим архипастырское разрешение освятить построенный на место сгоревшего Покровский храм в городке Мохначе. По актам бывшего Змиевского монастыря, Мохнач называется не деревней или хутором, а селом, еще в 1673 г. Тоже видим в Чугуевской переписке 1673 и 1680 г. Потому нет сомнения, что Покровский храм в Мохначе существовал еще в 1673 году. С 1820 г. самая большая часть жителей древнего Мохнача переведена в Скрыпаево. Сюда-же перенесен и Вознесенский храм из Мохнача, и здесь освящен в 1828 г. в честь Вознесения Господня, а Николаевский в 1830 г. поступил в Моспаново, куда также перешла часть жителей Мохнача. В 1838 г. возобновлены были иконостас и внутренность древнего Вознесенского храма в Скрыпаеве; пожертвования, собранные на сей предмет, простирались до 1170 руб. серебром. В храме есть Евангелие, М. п. 1697 г., с надписью: «до храму Свят. Николая». Устав, М. п. 1745 г.; триодь постная, М. п. 1754 г. Из старых событий с жителями Мохнача, в Чугуевской переписке встречается одно, именно то, что в 1673 г. татары разорили мохначанцев. Из прихожан недавнего времени военный поселянин Филипп Касьянов (1834 г.) отличился набожностию и благотпорительностию; а Иван Подопригора, не богатый, но усердный к Господу, каждый год жертвует в пользу храма по 30 и по 60 руб. серебром. От холеры 1847 г., с сентября по декабрь умерло 23 человека, а в 1848 г., с июня по август 22 человека муж. пола и 22 жен. По исповедной росписи за 1737 г. в Николаевском Мохначевском приходе показано: а) духовных 8 муж. 16 жен.; б) сотник Козьмин, атаман Прощенко и подпрапорный Якимов с семьями – 26 муж., 18 жен.; рядовых казаков черкасов 229 муж., 214 жен.; г) посполитых черкасов 356 муж., 268 жен.; д) подданых черкасов 42 муж., 38 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С 1822 г. утварь и все принадлежности закрытого в Закобылье храма пр. Сергия, которого метрики начинаются с 1760 г., перенесены в сыровицкий храм. По ведомости 1732 г. в Злодеевке 203 души муж., в хуторах – 143 муж., да в дер. Семенове (иначе Поповке) «пана Василия Семенова, поселенной лет тому с 50» (следовательно, 1682 г.) – 32 души муж. По исповедным росписям Покровской церкви с. Сыровицы показывалось в 1739 г. духовных – 11 муж., 6 жен., посполитых черкасов – 182 муж., 196 жен., подданных черкасов – 235 муж., 187 жен., а всего – 428 муж., 389 жен. пола. В 1745 г. было: духовных – 5 муж., 3 жен., подданных черкасов – 277 муж., 250 жен., а всего – 282 муж., 254 жен. В 1755 г. – 366 муж., 360 жен. пола. СЛОБОДА САМОТОЕВКА На р. Сыроватке и на старой дороге из Сум в Харьков. Это одна из слобод Сумского полка не старого времени. Метрики самотоевской Николаевской церкви начинаются с 1745 г., а исповедные росписи – с 1767 г. В 1784 г. построен был новый деревянный храм, но он сгорел в 1824 г. Тимофей Романович Подольский, которому принадлежит до 100 душ муж. пола в Самотоевке, вместо сгоревшего храма решился строить каменный храм в своей деревне Гречаниковке, принадлежавшей к Самотоевскому приходу. В Самотоевке построена была только часовня, но и та сгорела со всею утварью прежнего храма в 1839 г. Священник Иоанн Борисенков получил разрешение строить каменный храм в Самотоевке. Но средства были очень скудны. Надобно было иметь много усердия и веры, чтобы приблизить дело к концу. Но Господь близок ко всем призывающим Его искренно; Он готов подать помощь вере и подает, когда и откуда не ожидали. Самото-евский храм окончен и освящен во имя Святителя Николая в 1845 г. Помощь делу святому послана была особенным образом. Московский купец Бабашев умер в Самотоевке проездом из Сум в Москву. По просьбе священника Бори-сенкова родственники умершего пожертвовали на Самотоевский храм 1000 р. ассигнациями, железа на 2000 р. ассигнациями, на устроение иконостаса 2500 р. ассигнациями. Вот как вере подается помощь!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15. Протокол общего собрания прихожан второго русского православного прихода в Берлине (Тегеле). Берлин, 23 октября 1938 г. 16. Заявление Братства во имя святого равноапостольного князя Владимира в совет второго русского греческо-православного прихода в Берлине – Борзигвальде. Берлин, 9 ноября 1938 г. 17. Проект ответа приходского совета общины свв. Константина и Елены Братству св. кн. Владимира. Берлин, 15 ноября 1938 г. 18. Выписка из журнала заседания Епархиального совета Управления православных русских церквей в Европе в юрисдикции митр. Евлогия. Париж, 21 ноября 1938 г. 19. Указ Архиерейского Синода РПЦЗ архиеп. Курскому и Обоянскому Феофану (Гаврилову) о временном поручении ему управления Германской епархией. Сремские Карловцы, 15/28 февраля 1938 г. 20. Письмо епископа Берлинского и Германского Серафима митр. Анастасию. (Грибановскому) в Белград. Берлин, 9 января 1939 г. 21. Закон о землевладении Русской Православной Церкви в Германии. Мюнхен, 25 февраля 1938 г. 22. Рапорт сп. Серафима (Ляде) Архиерейскому Синоду РПЦЗ о положении в Германской епархии. Берлин, 8 июля 1939 г. 23. Обращение части прихожан Берлинского собора Воскресения Христова к управляющему Германской епархией РПЦЗ епископу Потсдамскому Серафиму (Ляде). Берлин, июль 1938 г. 24. Соглашение между архиепископом Серафимом (Ляде) и епископом Бельским Сергием (Королевым) из Праги о вхождении евлогианских общин с сохранением их юрисдикционной принадлежности в Германскую епархию РПЦЗ. Берлин, 24 октября/3 ноября 1939 г. 25. Обращение архим. Иоанна (Шаховского) к прихожанам свлогианского храма св. князя Владимира в Берлине. Берлин, ноябрь 1939г. 26. Ответ заместителя фюрера по партии Р. Гесса на запрос рейхсминистра науки, воспитания и народного образования о возможности учреждения института православной теологии при университете в Бреслау от 3 декабря 1938 г. Мюнхен, 5 января 1939 г. 27. Письмо рейхсминистра науки, воспитания и народного образования в Министерство церковных дел. Берлин, 20 июня 1939 г. 28. Ответ Министерства церковных дел на запрос МИД о состоянии дела учреждения православного учебного заведения в Берлине от 21 августа 1941 г. Берлин, 3 сентября 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010