Праздник заканчивается вечернею, после которой о второй раз торжественно читается акафист Богоматери и бывает внебогослужебное чтение» ( П. С. 1893. 5. С. 179-180). В кон. XIX в. перед М. и. совершали особые службы, а Руденская икона не упоминалась совсем - в это время чудотворной иконы в храме с. Рудня уже не было. Гр. Г. А. Милорадович указывал, что в кон. XIX в. Руденская икона пребывала «в с. Мохнатине Черниговского уезда, в 15 верстах от Рудни, в 20 от Чернигова, и в 30 от Любеча» ( Милорадович. 1884. С. 944). Др. авторы считали, что икона была принесена 25 окт. 1690 г. под Киев и поставлена в «паненском монастире Покрова в церкви Пресвятыя Богородици» ( Величко С. Летопись Юго-зап. России в XVII в. К., 1855. Т. 3. С. 88-90), возможно после того, как с нее был сделан список для церкви с. Мохнатина, вероятно, ок. 1691 г., когда М. и. была уже известна своими чудесами, а упоминания о Руденской иконе в этом регионе перестали встречаться. Лит.: Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Милорадович Г. А. Чудотворная Любечская икона Божьей Матери в Любече//Черниговские епарх. изв. Приб. 1884. 23. С. 941-951; [П. С.]. Сказание о местночтимой иконе Богоматери Мохнатинской//Там же. 1893. 2. С. 52-56; 5. 176-180; Поселянин Е. Богоматерь. С. 656; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX-bekoboй её истории. К., 1911. С. 115; Злотникова И. В. Новодворская икона. Прообраз и списки: проблема бытования//Церковь и общество: история и современность: Мат-лы IV науч.-образов. Знаменских чт. Курск, 2009. Т. 1. С. 135-141; она же. Икона Божией Матери Ченстоховская в синодальной и старообрядческой иконописи//Молодые об искусстве: Науч. статьи аспирантов и соискателей НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ: Сб. ст./Отв. ред.: Р. М. Байбурова. М., 2011. Вып. 2. С. 135-145; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени//Sztuka Europy Wschodniej. Warsz.; Toru, 2013. Т. 1. S. 71-77; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. Н.-Й., 2014. 1/2(113). С. 6-14. И. В. Злотникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564250.html

Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин ( Черногория ), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой " Голубой часовне " . Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Владимир...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Хмелевский монастырь и Божия Матерь Ченстоховская Беларусь – край озер, так называют ее. Совсем маленькая республика но такая чистенькая, действительно белая, и очень уютная. Но не только озерами и чистотой славится это небольшое государство. Беларусь – это край, славный святыми подвижниками и мучениками. Как ни пыталась советская власть с корнем выкорчевать веру из местного народа, никому это не удалось. Ведь покровителями страны всегда были и будут Евфросинья и Симеон Полоцкие, Афанасий Брестский и Геннадий Могилевский и многие другие прославленные в лике святых. И по сей день все новые доказательства святости позволяют канонизировать все больше белорусских святых и мучеников. Не оставляет верующих Своим покровом и Пресвятая Богородица. Недалеко от города Жабинки Брестской области, в агрогородке Хмелево, расположился Спасо-Преображенский мужской монастырь. Он известен далеко за пределами Беларуси. Даже католики из Польши приезжают сюда поклониться чудотворной Ченстоховской иконе Божией Матери (благо, граница рядом). Согласно преданию образ этот написал сам апостол Лука, автор одного из четырех Евангелий. Конечно, в монастыре находится не именно та икона, но очень старый список с нее, прославившийся многими чудесами. Кроме того, сам Спасо-Преображенский храм в Хмелево – великолепный образчик деревянного зодчества (уникальное сочетание барокко и неоклассицизма), он был построен в 1725 г. С тех пор он никогда не закрывался, не подвергался осквернению и не горел. Местные жители удивленно замечают: стены из дерева, а на самом деле – будто из камня. Гвоздь вбиваешь – не идет, нагревается, но не идет. Храм включен в список культурного наследия Беларуси. Поклониться чудотворной иконе и получить исцеление, помощь и заступление пред Господом приезжают сюда и немцы, и французы, и голландцы, даже китайцы и японцы (там, как известно, тоже есть православные). Специально в честь чудотворной иконы в 2000 г. был возведен храм-часовня Ченстоховской Божией Матери. Здесь читают акафист образу каждое воскресение. А еще сюда стекаются не только больные, но и одержимые и алкоголезависимые люди. Всем им пытаются помочь монахи во главе с отцом Серафимом (Петручиком), совершающим в определенные дни чин изгнания бесов, собирающий всякий раз до полутысячи человек. Здесь есть и крайне редкий образ святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в белой ризе и даже частичка Креста Господня. Кстати, коль уж вы решили поехать сюда поклониться святому образу, всенепременно загляните в Жабинку. Там есть еще один интересный храм – Покрова Пресвятой Богородицы – памятник деревянного зодчества 1885 г. в стиле неоклассицизма. На сайте profposuda.ru предлагается широкий ассортимен профессиональной посуды. Например, бокалы для глинтвейна различных размеров и надежных производителей. Магазин снабжен удобной навигацией, осуществляется доставка по России. Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/mest/022hmelevsk....

Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели похитить вместе с сокровищами и сию икону; но невидимая сила удержала её – лошади с иконой не могли двинуться с места. В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднёс генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Чудотворная Ченстоховская икона есть ещё в слободе Верхняя Сыроватка. Полагают, что она принесена сюда из Ченстохова. Шестоковская икона По сохранившемуся преданию, эта икона в очень давнее время явилась в Москве, в доме некоего г. Скрипицына. Одна девица, так называемая простенькая, или блаженная, видела во сне, что в этом доме, в трубе печи находится икона Пресвятой Богородицы, и три раза заявляла о том домашним; но никто не обращал внимания на её слова до тех пор, пока не увидели на шестке печи выпавший из трубы свёрток холста. Когда развернули свёрток, то все пришли в благоговейный ужас: пред глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. На правой руке у Неё небольшой ожог ясное доказательство, что икона была в огне и силой Божиею осталась невредимой. Икона была принята как драгоценный дар от Самого Господа, и все с благоговением почитали её. Домовладелец благолепно украсил икону и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием её Шестоковской, потому что она явилась на шестке. Неизвестно, когда икона была перенесена в село Шелтомеж Тверской губернии Кашинского уезда: но по древним актам видно, что владелец этого села секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословение устроить каменный храм вместо деревянного, построенного ещё в 1686 году, и что его родовая Шестоковская икона Божией Матери, перешедшая к его детям, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками. Известно также, что во всё время от иконы изливались чудотворения; пред нею совершались молебны, и её носили во многие места Тверской и Ярославской губерний. С 1851 года сия икона передана в неотъемлемую собственность церкви села Шелтомежи, где ради неё в 1887 году устроена женская Шестоковская община. 7 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Рудненская (Руденская) " Описания иконы Описание иконы Рудненская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Чудотворная Рудненская икона Божией Матери была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа. Известно довольно много почитаемых списков чудотворной Рудненской иконы Божией Матери. Среди них – древняя, написанная на холсте икона, пребывавшая в храме Покрова Пресвятой Богородицы в заштатном городке Алешках Харьковской области. Предание гласит о том, что принесена она была в Харьковские пределы около 1612 года неким священником Петром Андреевым, который пришел из Подольского края, спасаясь от гонений уни[...] Икона Рудненская (Руденская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона, которая является изводом ЧЕНСТОХОВСКОГО образа Божией Матери, явилась в 1687 году в местечке Рудня Могилёвской епархии (ныне Смоленская область). Рудней местечко называлось из-за имеющихся в округе рудников по добыче железной из руды. С тех пор этот образ особо почитается во многих местах Белоруссии, Украины и России. На территории России Рудненский образ Пресвятой Богородицы особо чтится в селе Крылатском Московской области. Согласно преданию, чудотворный образ явился местным крестьянам в середине XIX века, когда сельчане во время сенокоса пришли испить воды из источника. Есть совершенно иная икона с названием Рудненская, которую принято называть РУДНЕНСКАЯ РАТЬКОВСКАЯ (Ратьковская – от слова рать).

http://pravicon.com/icon-285

Чаще извод включен в состав получивших широкое распространение 4-частных икон с образами Божией Матери, с Распятием в перекрестье (икона кон. XIX в., собрание А. А. Кирикова, Москва) или без Распятия (икона XIX в., ЦМиАР). На иконах «И. от б. с.». обычно присутствуют образ Пресв. Богородицы «Умягчение злых сердец» (с подписью «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»), иконографически восходящий к гравюре «Богоматерь Ченстоховская» 1711 г. Г. П. Тепчегорского, «Утоли мои печали» («Утоление печали Пресв. Богородицы» или «Утоли болезни»), «Взыскание погибших». Подобный подбор может косвенно свидетельствовать о западнорус. или польск. происхождении иконы-протографа и быть связанным с порядком чередования изводов на иконе «Распятие и Страсти Господни, с 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского собора в Елохове, кон. XVIII - нач. XIX в. (гипотеза о происхождении образов, подобных последнему, от гравюры в ст.: Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. 1996. C. 404-420). На «четырехчастных» и многосоставных Богородичных иконах с изводом «И. от б. с.» кроме названных могут быть представлены образы Божией Матери Южская, Троеручица, Ахтырская (икона «София Премудрость Божия и чудотворные иконы Богоматери», 1825, ГРМ), а также «Нечаянная Радость». Лит.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М., 1993р. Ч. 2. С. 1573; «Пречистому образу твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. М., 1995. Кат. 148; Сидоренко Г. В. «Пята Спасителя»: Об иконографической особенности нек-рых чудотворных икон//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 321-335; Кондаков. Иконография Богоматери. 1999р. Т. 3; Рус. чудотворная икона: «О Тебе радуется…»: Иконы Богоматери XVI-XIX вв. М., 2000. С. 314-317; Акафист иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих»/Николаевский Арзамасский жен. мон-рь. [Арзамас], 2005. С. 3; Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» Елоховская//Богоявленский кафедральный собор: Путев. М., 2005. С. 15, 22; Настольная книга священнослужителя: В 8 т. Почаев, 2006. Т. 3. С. 5; Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 109. Прот. Алексий Жиганов, Д. А. Афанасьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293830.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Рождество Пресвятой Богородицы Сокольская " Эту икону, празднование которой 23 февраля, часто путают с другими Сокольскими иконами: http://pravicon.com/icon-648 и http://pravicon.com/icon-4018. В действительности, в описании упомянуто, что на этой иконе изображено Рождество Пресвятой Богородицы. Описания иконы Описание Сокольской иконы из книги Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сокольская икона Божией Матери, явление которой последовало в 1172 году, ныне хранится в Сокольском Преображенском монастыре. Этот монастырь расположен на горе Духовой, при реке Ворскле, и находится в трех верстах от местечка Соколки Кобелякского уезда Полтавской губернии. Он был основан в 1714 году настоятелем полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В 1731 году Сокольский Преображенский монастырь был разорен крымскими татарами. При этом были нанесены значительные повреждения и хранившейся в монастыре иконе Божией Матери. Они заметны и до сих пор. На Сокольской иконе, неоднократно прославленной чудотворениями, изображено Рождество Пресвятой Богородицы. Есть еще другая икона Богоматери, также носящая название Сокольской. Она находится в городе Соколе, что на Буге, и написана в XVII веке с иконы Ченстоховской. Сведения об этой чудотворной Сокольской иконе Богоматери помещены под 6 марта. Наконец, третья Сокольская икона, прославленная в 1854 году чудесным истечением слез, наход[...] Рождество Пресвятой Богородицы Сокольская Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор - С. В. Булгаков Сокольская икона изображает Рождество Пресвятой Богородицы. Она явилась в 1172 году Находится в Сокольском Преображенском монастыре, на горе Духовой, при реке Ворскел, в 3-х верстах от местечка Сокольки Полтавской ныне местечко Соколка, на бер. реки Ворсклы, в 18 в. к югу от г. Кобеляк, Полтавской губ. основан в 1714 году. В 1737 году крымскими татарами он был разорен, и на древней иконе ими оставлены знаки их варварского нашествия. После того икона прославилась многими чудотворениями и стала называться Сокольскою. В Ельце, в соборе, есть Сокольская икона, почитаемая чудотворною. Празднуется 23 февраля/8 марта.

http://pravicon.com/icon-684

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Новодворская икона Божией Матери. 1866 г. (Благовещенская ц. в г. Суража Брянской обл.) Новодворская икона Божией Матери. 1866 г. (Благовещенская ц. в г. Суража Брянской обл.) (Празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери . Согласно преданию, икона была написана свт. Петром, митр. Московским († 1326), в Зап. Руси на Волыни (ныне историческая область на северо-западе Украины). Предание гласит, что свт. Петр, будучи монахом одного из мон-рей на Волыни, прославился как «иконник чюден» (Жития св. Петра митрополита. 1995. С. 415) и еще до своего игуменства «иконы свои… раздавал чрез своего наставника братии и некоторым христолюбцам, посещавшим обитель, а иногда и продавал, чтобы творить милостыню нищим» ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 20). Согласно краткому Житию, авторство к-рого приписывают современнику свт. Петра Прохору, еп. Ростовскому († 1328) (редакция XVI в., см.: Там же), буд. митрополит основал на р. Рати в местечке Нов. Дворец мон-рь, названный затем Новодворским, где он, став игуменом, не оставил занятий иконописанием (см.: Жития св. Петра митрополита. 1995. С. 415). Одну из икон с образом Богоматери (какой, Житие не уточняет) игум. Петр подарил в 1301 г. свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси, посетившему мон-рь, тот украсил икону «златом и каменеем драгим и моляшеся ей, прося милости миру» (Там же). После смерти свт. Максима провозгласивший себя митрополитом Геронтий забрал содержимое ризницы, иконы, в т. ч. образ Божией Матери письма свт. Петра. На пути в К-поль, куда Геронтий отправился с целью получить благословение патриарха, корабль сбился с курса. Тогда в сонном видении ему явился образ Богоматери, написанный свт. Петром, и Божия Матерь возвестила: «Не имаши ты подъяти мене, ни великаго чину священническаго, но от негоже руку створена есмь, тый мя восьприимет, той убо святитель будеть» (Там же). Геронтий добрался до К-поля, но на митрополию был поставлен свт. Петр. Благословляя его, патриарх К-польский Афанасий вернул ему образ Божией Матери. В Житии свт. Петра не приводится описание иконы и не упоминается ее название «Новодворская» как отражающее происхождение; возможно, это наименование появилось в позднее время.

http://pravenc.ru/text/2577817.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Тадулинская икона Божией Матери Икона Божией Матери Тадулинская, написанная в 1743 году и подаренная монастырю Огинскими, близка по иконографии к Ченстоховской иконе, а также к «Скоропослушнице». Как пишет А. М. Сементовский, икона «находилась за каменным престолом главного алтаря Свято-Успенского собора в обширной нише под голубым деревянным, венчанным золотой короной намётом. На этом образе Пресвятая Дева изображена в сквозной короне и с ожерельем на шее, поверх ниспадающего с головы покрывала; левой рукой Она поддерживает Младенца Иисуса, также венчанного короной. Правая рука Спасителя в благословляющем положении, а левая прижимает к груди книгу. Образ был покрыт медной позолоченной ризой, а вокруг находились 34 изображения событий земной жизни Богородицы. Эта икона прославилась чудотворениями и была особенно почитаема: в 1783 году князем Огинским была дана монастырю грамота, которой евреям, проходящим мимо церкви, предписывалось снимать с головы шапки в честь чудотворного образа Божьей Матери» (А. М. Сементовский. Тадулинский Свято-Успенский монастырь//Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. — Санкт-Петербург: 1866. – 144 с.). В середине XVIII века варшавским мастером Мюлиусом была выполнена гравюра с этого образа. Икона исчезла, вероятно, при закрытии монастыря. Сохранился рисунок XIX в. работы художника Дмитрия Михайловича Струкова, на котором изображён тот самый образ Ченстоховского письма, в золотых коронах. На рисунке у Пресвятой Богородицы малиновый мафорий и голубое платье, хитон младенца Иисуса жёлтый (золото), нимб крестчатый. На фоне и нимбе – кириллические монограммы, дописанные, видимо, в православный период истории монастыря («Дмитрий Струков. Альбом рисунков. 1864–1867» под ред. О. Д. Баженовой, 2011 г.). Источник: Свято-Успенский женский монастырь Статья опубликована участником [ tol ] 2014-09-16, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-09-16. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тадулинская " .

http://pravicon.com/info-3763

3) В Кубличском костеле того же уезда икона Благовещения пресв. Богородицы, мерою в вышину 3 арш., в ширину 1½, в серебряной ризе, почитается чудотворною. В честь сей иконы совершается торжественное богослужение в дни Благовещения, Сретения Господня и, вопреки латинскому месяцеслову, Покрова Пресв. Богородицы, к соблазну православного населения. 4) В Аглонском монастыре Динабургского уезда икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, древней византийской иконописи. Икона чествуется не только местным римско-католическим, но и православным населением и даже раскольниками. О происхождении сей иконы существует два предания. Первое – будто на том месте, где ныне находится аглонский монастырь, был большой лес, в котором найдена на дереве упомянутая икона и признана явленною. Другое – будто икона принадлежала православной церкви; но, во время завладения Поляками того края, похищена у православных и каким-то польским вельможею подарена аглонскому монастырю. Празднование сей иконе совершается с особенною торжественностью, при большом стечение римско-католиков, православных и раскольников, 15-го августа, в день Успения Пресв. Богородицы. В этот день бывает крестный ход и вокруг костела обносится снимок с иконы; настоящая же икона никогда не выносится из костела, а показывается только народу в день Успения и другие большие праздники. 5) В Мариенгаузенском костеле Люцинского у. имеется икона Божией Матери, именуемая Ченстоховскою. Икона эта, по рассказам старожилов, отбита поляками у русского войска, почему и называется в народе военною. С недавнего времени перед этою иконою поставлены большие восковые свечи с позолотою, с явным расчетом на при- —548— 1866 г. влечение в костел православных. 1-го октября в Мариенгаузене бывает ярмарка. Чтобы не допускать православных, стекающихся на ярмарку, до православной церкви, находящейся в одной версте от Мариенгаузена, ксендз 1-го октября, когда у римских католиков не бывает никакого праздника, совершает торжественное богослужение с праздничным звоном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010