Вереница предшественников – не стану ли я позором и унижением рода моего. Такой и князей найдёт, которые едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения. У таковых за всё отвечает серебро , которое они накопили для своего народа и подопечных. Такой царь и такие князья – слава и благо своей земли! Соломон – всю жизнь царь, но он хорошо знает и разумеет, как должно вести себя подопечному. В руках царя и богатого жизнь и успех подчинённого. Надо быть очень осторожным. Не злословь царя и богатого по секрету с кем-нибудь, более того – не делай этого даже в мыслях, не решайся на это даже в спальне. Даже и в мыслях не злословь царя и в спальной комнате твоей не злословь богатого. – Почему? – Опасно! Потому что птица небесная может перенести слово твоё, и крылатая – пересказать речь твою. Ты абсолютно уверен, что никак твоё слово не дойдёт до начальства. Дойдёт! Обязательно дойдёт. Шорох крыл пернатой передаст речь твою. Нет человека – птица перенесёт слово твоё. Один есть надёжный способ – не думай, молчи! Скажешь тайно – разнесётся явно. Скажешь другу – узнает враг. Даже и предатели для этого не обязательны. Как-то само получится, а потом уже поздно. Так думал царь. Земля – «адама» – есть человек. Царь – это ум, князья – вожделения. Горе тебе, человек, если ум твой младенчествует ( 1Кор. 13:11 ), как слуга, раболепствует этому миру. Горе тебе, человек, если вожделения твои едят рано , не зная, никакого воздержания. И благо тебе, человек, если ум твой помышляет благородное, если он благого рода в Царствии Божием, если вожделения твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения , если попечения о плоти не превращаешь в похоть ( Рим. 13:14 ). Если ты неблагоразумен, то от лености обвиснет потолок , не будет у тебя помышления о горнем ( Кол. 3:2 ), и когда опустятся руки в лености и безнадёжности, то протечёт дом – в негодность придёт храмина души твоей. Так думал нищий философ. Даже и в мыслях твоих не злословь Царя царей, что на небесах, и в спальной комнате твоей , во внутренних чертогах своей души, во внутреннем человеке своём не злословь богатого у Бога ( Лк. 12:21 ), у Бога праведного и святого, потому что птица небесная – воздыхание твоей души – может перенести слово твоё негодное к престолу Божию, и крылатая фраза твоя уже пересказала речь твоего сердца негодную Тому, Кто всегда бдит над тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всё, что захотел, Господь сотворил на небесах и на земле, в морях и во всех безднах. Он возводит облака от края земли, молнии творит при дожде, выводит ветры из хранилищ Своих. Он поразил первенцев Египетских от человека до скота; послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его. Он поразил народы многие и убил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские, и дал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. Господи, имя Твоё – вовек, и память о Тебе – в род и род. Ибо будет судить Господь народ Свой и над рабами Своими смилуется. Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: уста имеют – и не заговорят, глаза имеют – и не увидят, уши имеют – и не услышат, ибо нет и дыхания в устах их. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! Дом Израилев, благословите Господа, дом Ааронов, благословите Господа, дом Левиин, благословите Господа, боящиеся Господа, благословите Господа! Благословен Господь с Сиона, живущий в Иерусалиме! Псалом 135: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа, трижды. Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Поразившему Египта с первенцы его, яко в век милость Его, и изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. И проведшему Израиля посреде его, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу его в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари велия, яко в век милость Его, и убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его, и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

Глава 31 1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене. Притч.31:1 .  Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ). Притч.31:2 .  что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Притч.31:3 .  Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Притч.31:4 .  Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, Притч.31:5 .  чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Притч.31:6 .  Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; Притч.31:7 .  пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Притч.31:8 .  Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притч.31:9 .  Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

( Год царствования Сапора II, Царя Персидского 37, гонения 7, от Р. Хр. 346 ). В седьмой год гонения на христиан, по приказанию Нарсеса Там-Сапора, взят был под стражу Иаков, пресвитер села фелсциалилы, вместе с сестрою своею Мариею, девицею, посвятившею себя на служение Богу. Нарсес принуждал их есть кровь, но когда они не хотели сего сделать 8 : то велел жестоко высечь их розгами. Они поднявши руки свои к небу, и обративши ум свой к Богу, молились Ему, чтобы Он не оставил их, и дал им силу и крепость к перенесению мучений. Мучитель видя, что они не хотят оставить христианской веры, призвал некоторого человека, по имени Магдада, который только назывался христианином, но на самом деле не был таковым, и приказал ему исполнить смертный приговор, произнесенный над мучениками. Магдад немедленно своею рукою отсек им головы в селе фел-дара, находящемся при реке Евфрате. Мученики увенчаны мученическим венцем в 17 день лунного месяца Марта. Печатается по изданию: Мученичество св. Иакова пресвитера, и сестры его Марии, девицы, посвятившей себя на служение Богу.//Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-петербургской Духовной Академии». СПб. — 1827 г. — Часть XXVII. — с. 86–87. Мученичество св. Феклы, Марии, Марфы, Марии и Амы, девиц, посвятивших себя на служение Богу ( Год царствования Сапора II, Царя Персидского 37, гонения на христиан 7, от Р. Хр. 346 ). В одно почти время с пресвитером Иаковом взят был, по повелению Нарсеса Там-Сапора, некто Павел, пресвитер города Касциада. Поводом к обвинению его было великое его богатство. К Павлу посланы были воины. Они окружили дом его, заключили его в оковы, и взяли с собою деньги его. Вместе с ним в сем же городе взяты были: Фёкла, Мария, Марфа, Мария и Ама, девицы, посвятившие себя на служение Богу. Их всех заключили в одну темницу. Павел первый представлен был на суд. Там-Сапор сказал ему: «если ты исполнишь повеление Царя и будешь покланяться солнцу; я освобожу тебя и возвращу тебе твои деньги. Нечестивый человек, сын геенны, Павел согласился исполнить волю царя, обещал сделать и исполнил все то, что ему было приказано.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

Дан.2:10 . Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и по­тому ни один царь, великий и могуще­с­т­вен­ный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дан.2:11 . Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью. Дан.2:12 . Рассвирепел царь и сильно раз­гневал­ся на это, и при­ка­за­л истребить всех мудрецов Вавилонских. Навуходоносор разоблачил замыслы мудрецов, и они, поняв бесполезность дальнейших отговорок, сознались в бессилии исполнить приказание царя. Их заявление, что он требует от них, простых смертных, невозможного и неслыханного, что его желание может быть удовлетворено одними лишь богами, является одновременно и оправданием и протестом против назначенного наказания. У Навуходоносора же оно отняло последнюю надежду узнать виденный сон и потому привело его в ярость, проявлением которой было приказание избить всех мудрецов. Если их представители оказались обманщиками, напрасно усвоявшими себе высшее ведение, то таковы же, очевидно, и их помощники, – второстепенные мудрецы. Дан.2:14 . Тогда Даниил обратил­ся с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел уби­вать мудрецов Вавилонских; Дан.2:15 . и спросил Ариоха, сильного при царе: «почему такое грозное по­веле­ние от царя?» Тогда Ариох рас­ска­за­л все дело Даниилу. Дан.2:16 . И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он пред­ставит царю толкование сна. И Ариох, начальник телохранителей (евр. рав. табахайа) один из важнейших сановников, так как данное название усвояется полководцу Навуходоносора Навузардану ( Иер.39:9, 11 ; Иер.41:10 ; Иер.43:6 ; Иер.52:12, 15 ), и сам Навуходоносор знал о выдающейся мудрости Даниила ( Дан.1:19–20 ). И это обстоятельство (Даниил «обратился к Ариоху с советом и мудростью») заставило первого приостановить исполнение царского указа, а второго согласиться с просьбою пророка. У царя вновь родилась надежда узнать забытый сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Его жестоко избили и бросили в темницу – подвальное помещение царского писца Ионафана. Сколько времени провёл пророк в заключении, неизвестно ( Иер.37:11–16 ). Между тем, как следует из Книги пророка Иезекииля, фараон Априй потерпел поражение от вавилонян и вернулся в Египет (30:21). Летом 587 года армия Навуходоносора снова появилась под стенами Иерусалима и продолжила прерванную осаду города. На этот раз помощи ждать было неоткуда. Как только халдеи вновь подошли к городским стенам, Седекия тайно призвал к себе Иеремию и спросил, нет ли слова от Господа. И на этот раз позиция Иеремии не изменилась ни на йоту: «Так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрёт от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив... Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмёт его» ( Иер.38:2–3 ). Престарелый пророк ещё раз призвал царя к благоразумию и добровольной капитуляции, заверив его, что дальнейшее сопротивление приведёт только к полной катастрофе. Седекия неоднократно имел возможность убедиться в правдивости предсказаний Иеремии, не было у него оснований не верить ему и на этот раз. Позиция строптивого пророка стала известна князьям и старейшинам, руководившими обороной. Они потребовали от царя предать его смерти: «Да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа... ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия» ( Иер.38:4 ). Считая Иеремию изменником, евреи не хотели понять, что он возвещает волю Божию и указывает народу единственное средство к спасению. Пролить же кровь человека Божия в столь опасное время они не осмелились. Его просто бросили умирать в глубокую яму, дно которой состояло из жидкой грязи. Здесь суждено было закончить свои дни великому пророку, если бы не вмешательство одного придворного, который с разрешения царя вытащил Иеремию из ямы, но оставил его в темнице. А тем временем цены на пищевые продукты поднялись очень высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Еккл.2:9 .  И сделал­ся я великим и богатым больше всех, быв­ших пре­жде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пре­была со мною. «И мудрость моя пребыла со мною». Екклезиаст не забывал о конечной цели своих опытов – исследовать сущность истинного счастья и, вместе с тем, смысл человеческой жизни (ст. 3). Еккл.2:10 .  Чего бы глаза мои ни по­желали, я не отказывал им, не воз­бранял сердцу моему никакого веселья, по­тому что сердце мое радовалось во всех трудах мо­их, и это было моею долею от всех трудов мо­их. Радости и увеселения Екклезиаста не были развлечениями ленивого и бездеятельного человека. Они были отдыхом и наградой за тяжелые труды и, по-видимому, должны были бы дать ему полное нравственное удовлетворение. Еккл.2:11 .  И оглянул­ся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудил­ся я, делая их: и вот, всё – суета и томле­ние духа, и нет от них по­льзы под солнцем! Надежда Екклезиаста не сбылась. Радости труда не удовлетворили его стремление к счастью. Он увидел, что нет полного счастья (Ithron) на земле. Еккл.2:12 .  И обратил­ся я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек по­сле царя сверх того, что уже сделано? Опыт Екклезиаста дал ему полную возможность сделать сравнительную оценку мудрости и глупости с точки зрения счастья. Более других одаренный мудростью и изведавший все, чем довольствуется глупость, он лучше других мог знать различие мудрости и глупости. После него никто не мог бы прибавить чего-либо к его выводам. Так следует понимать вторую половину 12 стиха. Слова: «ибо что человек, который будет идти после царя» (точный перевод), многие экзегеты понимают в связи с Еккл.2:18–19 , где выражается сомнение Екклезиаста относительно того, каков будет его преемник, мудрый или глупый, и переводят таким образом: «ибо что за человек, который будет идти после царя, по сравнению с тем, кого давно сделали (царем)». Но, в таком случае, вторая половина стиха нисколько не объясняла бы первой, т. е. непонятно было бы, почему именно Екклезиаст счел себя авторитетным в вопросе о мудрости и глупости. Русский перевод 12 ст., хотя и не буквален, однако правильно передает мысль подлинника. Славянский перевод: « яко кто человек, иже пойдет в след совета, елика сотвори в нем», как и у LXX, не имеет смысла, благодаря порче текста. Вместо τς βουλης следует читать το βασιλως, вместо « совета» – " царя».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И говорит ему апа Афу: «Если уж ты говоришь так, то и о Теле Христовом могут сказать, что оно не есть то, чем мы его называем. Иудеи скажут: — Как это ты берешь хлеб, который после стольких трудов произрастила земля, и затем веруешь и говоришь, что это — тело Господне?» И говорит ему епископ: «Сравнение неверно. Ведь хлеб есть истинно хлеб, пока мы не вознесли его на жертвенник (θυσιαστριον). Лишь тогда, когда мы возносим его на жертвенник и призываем на них Бога, хлеб становится телом Христовым, а чаша — кровью, как Он сказал ученикам: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое и кровь Моя». Так и мы веруем». И говорит ему апа Афу: «Как этому необходимо веровать, так необходимо веровать и тому, что… человек сотворен… по подобию и образу Божию. Тот, Кто сказал: «Я хлеб, сшедший с небес», — ведь Он же сам сказал, что «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется вместо нее, ибо человек создан по образу Божию». Так нужно рассуждать о славе величия Бога, Которого никто не может… [увидеть, и Который] и непостижим, и о немощи и ничтожестве человека с известными недостатками его природы… Припомним также, что когда царь повелевает написать его изображение (εκν), то все признают его образом царя, и в то же время все знают, что это — дерево и краски. Ведь оно не поднимает лица (букв.: носа), как человек, нет у него слуха, как у царя, и не говорит оно подобно ему. Однако никто не напоминает обо всех названных недостатках из почтения к повелению царя, который сказал: «Это мой образ». Даже более: если кто–нибудь осмелится оспаривать (αρνειν) это, говоря, что это не образ царя, то его казнят смертью за оскорбление величества. Пред этим изображением, пред этой раскрашенной деревянной доской устраивают даже собрания и воздают ей славословие из почтения к царю. И если так бывает с изображением без духа и движения, которое… обманчиво (αντθετος), то не тем ли более [это нужно сказать о человеке], в котором есть Дух Божий и который действует и почтен выше всех животных на земле. При всём различии частей и красок… и разнообразных несовершенствах нам свойственных… ради нашего спасения; ибо ничто из этого не может умалить той славы, которую дал нам Бог, как сказал Павел: « муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия» (1 Кор. 11:7)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата (2 Цар. 15, 13–17). Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего Николая Александровича, Николая II. О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает. Давид это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима. И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя (2 Цар. 15, 18). То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю. Но вот иные люди огромная толпа собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней? Когда на просторах нашей земли уничтожалось самое имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, диавольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле человека, но та, что даруется с небес, от Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иудеи скажут: «как это ты берешь хлеб, который после стольких трудов 29 произрастила земля, и затем веруешь и говоришь, что это – тело Господне?» И говорит ему епископ: «сравнение неверно. Ведь хлеб есть истинно хлеб, пока мы не вознесли его на жертвенник (ϑυσιαστριον=престол). Лишь тогда, когда мы возносим его на жертвенник и призываем на них [sic] Бога, хлеб становится телом Христовым, a чаша – кровию, как Он сказал ученикам: «приимите, ядите, сие есть тело Мое и кровь Моя» 30 . Так и мы веруем». И говорит ему апа Афу: «как этому необходимо веровать, так необходимо веровать и тому, что человек сотворен по подобию и образу Божию. Тот, кто сказал: «Я хлеб, сшедший с небес» 31 , – ведь Он же сам сказал, что «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется вместо ее: ибо человек создан по образу Божию» 32 . [Так нужно рассуждать] о славе и величии Бога, которого никто не может... и не постижим, и о немощи и ничтожестве человека с известными недостатками его природы... 10 . Припомним также, что когда царь повелевает написать его изображение (εκν), тο все признают его образом царя, и в то же время все знают, что это – дерево и краски. Ведь оно не поднимает лица 33 , как человек, нет y него слуха, как y царя, и не говорит оно подобно ему. Однако никто не напоминает о всех названных недостатках из страха пред повелением (πφασις) царя, который сказал: «это мой образ». Даже более: если кто-нибудь осмелится оспаривать (ρνεν) это [и сказать], что это не образ царя, то его казнят смертью за оскорбление величества 34 . Пред этим изображением, пред этою раскрашенною деревянною доской, устрояют даже [торжественные] собрания и воздают ей славословие из почтения к царю. И если так бывает с изображением без духа и движения..., то не тем ли более [это нужно сказать о человеке], в котором есть дух Божий, который и действует и почтен выше всех животных на земле. При всех различных немощах, при всех разнообразных несовершенствах нам свойственных [нашу природу воспринял Христос] ради нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010