Чаще встречается псалтирное правило междочасного строя, изложенное и в нашей печатной Псалтири. Здесь после кафизм читается Трисвятое, а по «Отче наш» следует три или четыре покаянных тропаря; затем – «Господи помилуй» 30, 40 или 50 раз, и молитва. Как в часовом, так и в междочасном чине некоторые тропари и молитвы имеют надписания: тропарь или молитва «дня», «ночи» 234 , «заут.» 235 ; что ясно указывает на приспособление псалтирного правила к суточному богослужебному строю. Это приспособление с течением времени привело к тому, что и псалтирное правило, наравне с прочими келейными правилами, вошло в церковно-богослужебное употребление. Мало того: здесь ему оказывается явное предпочтение пред всеми другими правилами; и в настоящее время все основные суточные службы, согласно уставу, дают у себя место рядовому чтению псалтири, в виде кафизм. Чтение кафизм полагается у нас и на часах, и на вечерне, и на утрене. В частности, на утрене кафизмы читаются даже вместе с покаянными тропарями, составляя как бы отдельное последование. Положение, занятое кафизмами в ряду суточных служб, дает нам право смотреть на них, как на особую систему междочасий, т. е. келейных последований, приуроченных к известным суточным службам общецерковного строя. Деление псалтири на части, соответствующие нашим кафизмам, встречается и в богослужебной практике инославных христиан – сирохалдеев и армян. У сирохалдеев (прежние несториане, а теперь, большею частью, православные и униаты) псалтирь делится, по числу наших кафизм, на 20 отделов (гуляля); но к псалтири непосредственно примыкают еще и библейские песни – первая и вторая, образуя дополнительный – 21-й отдел сирохалдейского псалмопения 236 . Армянская псалтирь распадается на 8 отделов, называемых «канонами». Первый из них обнимает 17 псалмов (с 1-го по 17-й), второй – 18 (18–35), третий – 19 (36–54), четвертый – 17 (55–71), пятый – 27 (72–98), шестой – 7 (99–105), седьмой – 13 (106–118) и восьмой – 32 (119–150). Первые пять «канонов» читаются на полунощнице, очень напоминающей первую половину нашей утрени, а остальные три распределяются по одному между часами 3-м, 6-м и 9-м. Каждый «канон», подобно нашим кафизмам, заключает в себе не только псалмы, но и другие молитвословия 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Когда «канонарх глаголет стих, в то время мы колена преклоняем; егда же певцы глаголют, тогда он колена преклоняет» (Типик. гл. 9, л. 18 на об.). Священник: Слава, чтец: И ныне, богородичен: Что тя наречем..., также Стопы моя... и трисвятое. По Отче наш... в понедельник, вторник и четверток читаются: Преславную Божию Матерь: в среду и пяток: Скоро предвари... После Честнейшую и возгласа: Боже, ущедри ны...– 16 поклонов с молитвами: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12 и молитва Христе свете... Междочасие 1-го часа. Приидите поклонимся 3. Псалмы: Бог нам прибежище... Благо есть исповедатися... Господь воцарися... Слава, и ныне. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Тропари: Помилуй нас, Господи... Слава, Господи, помилуй нас... И ныне, Милосердия двери... Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Молитвами святых отец... (см. След. Псалт.). Три великих поклона с молитвою Ефрема Сирина . Молитва: Боже вечный, безначальный... и другая: Посылаяй свет... Слава Тебе, Христе... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст. Часы 3, 6, 9 и междочасие их, последование изобразительных. Час 3 и междочасие. В час третий параекклисиарх клеплет в малое било. Собираются в храме. Иерей: Благословен Бог... Предстоятель или чтец: Слава тебе, Боже наш, слава тебе... Царю небесный и т.д. После 3-х псалмов – великопостный тропарь: Господи, иже пресвятого твоего Духа... со стихами так же, как на первом часе. По Отче наш – тропари: Благословен еси... Слава, Скорое и известное... И ныне, Надежда и предстательство... После Славы, и ныне Честнейшую... и возгласа: Боже, ущедри ны – 16 поклонов с молитвами. Молитва: Владыко Боже Отче Вседержителю..., и тотчас междочасие 3 часа: Приидите поклонимся 3. Пс.: Вознесу тя, Господи... Блажени, их же оставишася... Услыши, Боже, моление мое... Слава, и ныне. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Тропарь: Боже отец наших...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Прадедушка влюбился в какую-то 40-летнюю вдову и хотел жениться на ней. Внучата его испугались и уговорили его оставить это намерение. От прадедушки обращусь к батюшке. По возвращении в Москву, он на пожарище своего дома выстроил погреб и конюшню, потом, вместо двух флигелей, порядочный домик с мезонином. Это стоило ему многих трудов и забот; стараясь купить лес на строение подешевле, он в грязь и слякоть сам ходил в лесной ряд и на рынок, хлопотал на стройке; тут он простудился, чахотка закралась ему в грудь, он часто кашлял и видимо таял. Я при нем был уже магистром, в университете преподавал лекции о Латинском языке, в Воспитательном доме уроки о Русской словесности, занимался переводами с Французского и Немецкого языков; Обществом Любителей Российской Словесности, под председательством А. А. Прокоповича-Антонского, принят был соревнователем. В Антонском я нашел себе покровителя, который поощрял меня упражняться в литературе. Опыты моих трудов читаны были в публичных собраниях общества. Но батюшке было год от году хуже, болезнь развивалась; уже он не мог вставать с постели, в которой однакож читал и подписывал казенные бумаги, присылаемые из университета. Лечил его доктор Ромодановский, который, все на веселе, шутил его болезнию; но я, видя, что дело идет не на шутку, пригласил доктора Ф. А. Гильдебранта, который советовал мне приготовлять себя к потере отца, а его к смерти. Не могу представить себе, как мне и матушке было тяжко; я даже приходил в отчаяние; но батюшка был спокоен, позвал к себе гробовщиков и сам с ними торговался, записывая на листе бумаги все, что нужно для своих похорон. «Мне нет нужды, хотя бы меня в рогожке бросили в навоз; но что скажут о жене и сыне, если они меня похоронят кое как», молвил он гробовщикам. У него сделалось предсмертное икание, его душила клейкая мокрота. Отдав матушке бумажник с небольшою суммою денег, приготовленною на похороны, рано утром велел мне подать себе часы, посмотрев на них, пальцем указал на 6 час: то был час его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Екатерина Соловьева 18.09.2014 18.04.2023 ( 6  голосов:  5.0 из  5) Какая мама не прислушивается к дыханию своего ребенка, пока он спит в своей кроватке? Ведь от одной лишь мысли, что утром кроха может не проснуться, её сердце сжимается от страха. В чем же причина? Всё дело в синдроме детской внезапной смерти, о котором наслышана практически каждая мама. Недостаток информации и малая изученность этого состояния порождают заблуждения. Давайте разберемся, что это такое – «смерть в колыбели». Внезапной и неожиданной смерти ребенка без видимой причины дано ужасающее название – «смерть в колыбели». В этом случае тело ребенка обязательно подвергается патологоанатомическому исследованию. Если и в ходе вскрытия не выявлено никаких объективных причин смерти, то говорят о синдроме внезапной детской смерти (СВДС). Внезапная смерть может наступить абсолютно у любого ребенка и в любом месте. Как бы страшно это ни звучало, но случается так, что ребенок умирает в коляске во время прогулки, в машине или даже на руках у матери. Однако чаще всего их находят мертвыми в кроватке. Как снизить риск? Несмотря на то, что причины «смерти в колыбели» остаются загадкой, есть определенные правила, придерживаясь которых родители могут уменьшить риск. Причины Причины СВДС остаются неизвестными, хотя предполагаются несколько механизмов либо комбинация неблагоприятных факторов, воздействующих на ребенка. В редких случаях причина внезапной смерти все-таки выявляется при проведении вскрытия. Такой причиной может быть, к примеру, метаболическое нарушение в виде недостаточности среднецепочечной дегидрогеназы (что приводит к гипогликемии – снижению глюкозы в крови и смерти). Однако причины СВДС обнаруживаются менее чем в 1% случаев. Распространенность СВДС в разных странах колеблется, но обычно составляет 1:1000 рожденных (в России этот показатель 0,43:1000). Приблизительно 60% погибших детей – мальчики. СВДС – главная причина младенческой смертности в возрасте от 4 недель до 6 месяцев, с вновь возникающим пиком в 9 месяцев. Риск «смерти в колыбели» выше в холодное время года: с октября по март. Остановка дыхания у младенцев происходит ночью или в ранние утренние часы. По наблюдениям, примерно 30–40% детей в последние дни имели легкие признаки респираторного или желудочного заболевания. В отличие от временной остановки дыхания или асфиксии при СВДС все происходит мгновенно, именно поэтому в настоящее время никаких способов предотвращения СВДС, к сожалению, не существует. Как пережить горе

http://azbyka.ru/zdorovie/smert-v-kolybe...

Архив Пн Архиепископ Верейский Евгений: «Монах пишет прошение только один раз». (Продолжение) 8 октября 2011 г. 10:40 Ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений рассказывает корреспонденту портала «Татьянин день» о себе и о жизни Московских духовных школ. — Владыка Евгений, постригали Вас в академическом храме? — По традиции, все постриги у нас совершаются в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры . — Можно спросить о том, как это было? — Конечно, это глубоко личное воспоминание… Во время учебы в семинарии о постриге я совершенно не мыслил, осознание пришло уже в академии. Монах подает одно прошение — о постриге. Семинария и академия находятся в непосредственном ведении Святейшего Патриарха, поэтому вопросы о постриге и рукоположении решаются с его ведома. Пишешь прошение и ждешь резолюцию. Само написание прошения требует определенной решимости. — Написал — и уже все? — Ну как все? В принципе, ты ведь можешь и отказаться от монашества, ведь пострига-то еще не было. Ожидание резолюции — это такой период искушений. Хочется или убежать поскорее от всех этих дел, или чтобы все уже поскорее свершилось. И вот что интересно: как только постриг совершился — наступило успокоение. Постригал меня архимандрит Венедикт (Князев), который на тот момент был инспектором семинарии, а сейчас — один из старейших наших преподавателей. Постриг мой состоялся 27 июля, и после было какое-то одухотворенное состояние, тем более, что вскоре — 3 августа — совершилось мое рукоположение во диакона, а 28 августа, на Успение — во иеромонаха. Эти три момента следовали один за другим и были как ступеньки: не успел отойти от одного, как уже началось другое, служение. И в этом приподнятом духовном состоянии было свое искушение: мне не хотелось учиться, чтобы целиком отдаться служению — настолько это было ново, ярко. Причем хотелось служить и в седмичные дни, когда часы в Покровском храме начинают читать в 6.20 утра. Летом было много служб, помимо того, что я был еще и экскурсоводом в Церковно-археологическом кабинете.

http://patriarchia.ru/db/text/1641798.ht...

– Не вру. Сам видел. – Ты, кажется, что-то говорил насчет ружья? – Ну да. А что? Есть у тебя? – Завтра получишь. С серебряными нашлепками. Чероки поглядел на часы. – Половина девятого. Что ж, мы с тобой доберемся до Гранитной Стрелки как раз к празднику, минута в минуту. Тебе не холодно? Садись поближе, сынок. Примечания 1. Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. Замечание пасичника. 2. Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед – все немец. 3. Пошло (от франц. mesquin). 4. Грубо (от франц. brutal). 5. Проказы (от франц. escapade). 6. Рассказ наш относится к 1885 году. Кстати заметим, что основная фабула его покоится на действительном факте, сообщенном автору в Москве М. А. З – вой, близко знавшей семью, названную в рассказе вымышленной фамилией Рудневых. (Прим. автора.) 7. Перестаньте же, Лидия, вы невозможны (франц.). 8. «Венгерская рапсодия» (франц.). 9. Моя дорогая (франц.) 10. Со стрелами Амура (франц.) 11. Из пресных вод (франц.) 12. Эспаньолка – короткая остроконечная бородка. 13. Сорокоушка (устар.) – бутылка водки, составляющая 1/40 часть ведра. 14. Пожалуйста (франц.). 15. До свиданья! (франц.) 16. Который час? (франц. quelle heure est-il). Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО

http://predanie.ru/book/221302-rozhdiest...

По указанию еп. Езника Петросяна, во время Великого поста в будние дни утром к 2 указанным службам добавляется час восхода, в полдень вместе совершаются 3, 6 и 9-й часы, а вечером - одна из 3 служб: час мира (в понедельник, вторник и четверг), час покоя (в среду и пятницу) или вечерний час (в субботу и воскресенье); Тафт сообщает, что час мира и час покоя совершаются ежедневно вместе. В соборе св. Иакова арм. Иерусалимского Патриархата из суточных служб ежедневно (ок. 3 часов пополудни) совершается только вечерний час. По данным Тафта, состав современных ночного, утреннего и вечернего часов в основном соответствует описанным выше древним чинам. В приходах Киликийского Католикосата в наст. время существует краткий чин утреннего часа: двойной гимн (Великое славословие), возглас священника, Трисвятое, песнопение «Прославленная и Благословенная...», Евангелие и пространный гимн «В начале Слово создало...». В конце утрени появилось второе евангельское чтение ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 222; Скабалланович. С. 333). Сосуд для св. мира. 1815 г. Вавилон (Музей-сокровищница Эчмиадзин) образуют, как и во всех вост. обрядах, единое чинопоследование; Крещение в древних арм. литургических комментариях понимается как таинство нового духовного рождения от воды и Духа, Миропомазание - как запечатывание новокрещеного духовной печатью (это отражено даже в арм. названии Миропомазания: [кнунк] от [кник] - печать). Таинства могут совершаться над детьми или взрослыми любого возраста. Арм. чинопоследование Крещения и Миропомазания первоначально было заимствовано из вост.-сир. обряда ( Winkler. Das armenische Initiationsrituale. P. 47-75); со временем оно приобрело в общем такой же порядок, как в визант. и др. вост. обрядах (см. таблицу, показывающую развитие чина: Initiation chrétienne. Р. 30-35). На 8-й и 40-й дни по рождении младенца совершаются особые чины, имеющие тот же смысл, что и в правосл. традиции ( Conybeare. P. 86-88; молитвы 1-го дня нет). В рукописях говорится о трехнедельном сроке оглашения перед Крещением, во время к-рого крещаемый (если это младенец, то оглашение состоит только из литургических элементов) научается от вардапета основам веры; оглашение включало в себя и литургические элементы: возложение рук на кандидата ко Крещению, молитву (Ibid.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Е.Никифоров: -  Что такое Карильон? И. Коновалов: -  Он родился в Европе. Думаю, это стык Франции, Голландии. Он начался с перечасья часов. Висит колокол на башне, который отбивает часы. Три часа или два. А если я первый удар пропустил, пока с соседом ругался? Поставили 4 или несколько перечастных колоколов, которые 15 минут играют один раз, половину – два, сорок пять минут – три, час – четыре раза. Ты уже не упустишь ничего. И потом эти 4 колокола стали разбавлять, чтобы добавить. В Лавре 8 колоколов, которые играют четверти. Погоня за звуками в Европе продолжилась. С середины 13 века там добились у колоколов нот. У нас этим не занимались, потому что во время монгольского ига нам просто было не до этого. Как говорили иностранные путешественники, бывшие в Сарай-Берке: тут фонтаны, которые бьют серебряными монетами, а оказывается, монеты привозят из Руси. Европа смогла родить это звучание. Появились сначала небольшие инструменты в 10-15 колоколов, которые настроены так, чтобы это было похоже на хорошо темперированный клавир – ХТК, который появился в конце 17 века. Стали играть мелодии. Это стало украшением города. Лаврская колокольня наша на несколько метров выше Ивана Великого, но Иван Великий строился 4 года, а Лаврская колокольня строилась 36 лет. Можно же на 6 метров прибавить высоты за это время? В западной Европе было то же – в Утрехте вот так, а в Амстердаме эдак. А у них лучше - давайте еще круче сделаем. Феодальное такое соревнование. Будучи в Бельгии и Голландии, мы лазили на эти башни. Это безумно интересно. Разные карильонеры играют разные мелодии. В том же Амстердаме громадные барабаны с 40 тысячами отверстий могут менять городские мелодии каждые пару месяцев. Е.Никифоров: -  Ну, так что же – у нас архаика, а передовые технологии там? Сейчас технологии достигли совершенства? И. Коновалов: -  Я бы не сказал, что у нас архаика, потому что звонарь у нас сегодня заменяется на электронного звонаря. Е.Никифоров: -  Они же на западе возникли, эти ужасные электронные звонари.

http://radonezh.ru/2023/10/09/sosudy-zve...

Разделы портала «Азбука веры» 14 Авг 2023 10 лет Telegram — в цифрах и графиках 14 августа 2013 года предприниматель Павел Дуров представил мессенджер Telegram. Основатель WhatsApp (принадлежит признанной в РФ экстремистской и запрещенной Meta) Ян Коум сразу обвинил его в плагиате: якобы Дуров копирует чужие идеи и ничего оригинального не предлагает. Прошедшее десятилетие показало, что он ошибался. Каким стал Telegram за это время — в материале «Ъ». К юбилею Telegram подошел с месячной аудиторией 800 млн активных пользователей, каждый десятый из которых — россиянин (81,2 млн). По данным Mediascope, среднесуточный охват мессенджера в России в июле 2023 года превысил 54,3 млн человек, что впервые помогло ему обойти «ВКонтакте» (52,6 млн). При этом темпы роста «телеги» значительно опережают показатели конкурента. Еще год назад мессенджером пользовались в среднем только 41,5 млн человек, а соцсетью — 50,6 млн. Наиболее резкий рост в российском сегменте у Telegram произошел после начала спецоперации: со средних 27,5 млн в феврале 2022-го до 40,6 млн уже в марте. Рубеж 100 млн активных пользователей Telegram преодолел за два с половиной года с момента запуска. К значительным рывкам аудитории нередко приводили проблемы с безопасностью на конкурирующих площадках, поскольку Павел Дуров всегда делал на ней акцент. Например, в 2013 году из-за боязни слежки в популярном KakaoTalk всего за неделю в Telegram, как заявлял его основатель, зарегистрировались 1 млн жителей Южной Кореи. Также активно аудитория росла на фоне запретов. В 2014 году после блокировки Viber в Иране в Telegram «перетекли» 20 млн его пользователей. Отключение WhatsApp всего на два дня в Бразилии в 2015м привело к тому, что уже в первые часы в «телеге» зарегистрировалось 1,5 млн человек. Похожий эффект наблюдался в России после блокировки Instagram (принадлежит признанной в РФ экстремистской и запрещенной Meta) в марте 2022 года, когда блогеры массово «переезжали» на платформу Павла Дурова. И даже запрет отдельных аккаунтов иногда приводил к ажиотажному спросу на Telegram. Так было в 2021 году после бана президента США Дональда Трампа в Twitter: за трое суток аудитория мессенджера выросла на 25 млн человек, а в Штатах он вышел на второе место по загрузкам.

http://azbyka.ru/news/telegram-perezhil-...

   По уставу на великопостной утрени полагаются в назидание верующих чтения из святоотеческих творений, именно: по 1-ой кафизме и седальне из преп. Ефрема Сирина, по 2-ой кафизме и седальне также — из преп. Ефрема, по 3-ей кафизме и седальне из книги епископа Палладия Еленопольскаго, называемой Лавсаик, по 3-ей песни канона — также из Лавсаика, по 6-ой песни канона чтение из Пролога. В настоящее время это бывает лишь в монастырях, а в некоторых приходах священник читает поучение или краткое житие святого из Пролога.    Конец великопостной утрени тоже имеет свои особенности: Великое славословие читается, как на обычной повседневной утрени, затем следует обычная просительная ектения, после которой поются стихиры на стиховне из Триоди; после этих стихир читается дважды: «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое по Отче наш: и по возгласе, вместо обычного тропаря, читается: В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Сугубой ектении, как на обычной повседневной утрени не бывает, а читается 40 раз «Господи, помилуй», Слава и ныне, Честнейшую херувим… Именем Господним благослови, отче, и возглас иерея: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне, и присно и во веки веков, вместо обычного многолетствования читается молитва: «Небесный царю…» и за ней следует чтение иереем великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с 16-ью поклонами. По окончании этой молитвы и поклонов сразу же начинается чтение Первого часа. Великопостные часы    Особенностью великопостных часов является, то что:    1. на каждом часе, за некоторыми исключениями, после обычных трех псалмов, стихословится кафизма, 2. на каждом часе поется трижды с земными поклонами тропарь данного часа, 3. на 6-ом часе после первой половины богородична читается паремия, перед которой и после которой положен каждый раз особый прокимен Триоди, 4. в конце каждого часа, после возгласа иерея, читается великопостная молитва: «Господи и Владыко живота моего», обычно с 16-ью поклонами, а на 9-ом часе всегда только с 3-мя поклонами. Тропари часов следующие:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010