Страсти суть первейшие, твои враги: буди борец, буди храбрый воин против сих врагов, а не подданник; повелитель их, а не послушник, господин, а не раб их... Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою ( Пс. 34:4 ) (Част. 11)! Что коню свирепеющему и беснующемуся узда, то плоти страстной и похотливой воздержание. Конь уздою воздерживается и повинуется хотению всадника: так христианину должно всякую страсть воздерживать и покорять духу или уму (Част. 11, Сокров. дух. под стат. Узда). Вопр. Что свят. Тихон говорит о страхе Божием ? Отв. Многое. I) Коль великое есть дарование Божие – страх Божий, и сколь блаженны – имеющие его! Страх Господень, слава и похвала, и веселие и венец радости... Боящемуся Господа благо будет на последок, и в день скончания своею обрящет благодать. Страх Господень дар от Господа, и на стезях любления поставляет. Начало премудрости – боятися Господа... исполнение премудрости – еже боятися Господа; венец мудрости – страх Господень; корень премудрости – еже боятися Господа ( Сир. 1:11–21 ). Страх Божий есть как страж верный, который всегда бдит и хранит душевный дом от всякаго зла, или паче, как стена крепкая и высокая, которая воспящает мещемыя стрелы вражии. Страх Божий не попущает прельщаться красотами мира сего. Страх Божий не дозволяет свободно уму разсеваться, языку – говорить, глазам – на все смотреть, ушам – все слушать; но всегда и от всего берещися и, по подобию птиц, осматриваться научает. Страх Божий внушает и позволенное, как то: пищу, питие, одежду, употреблять не к роскоши и сласти, но к нужде. Страх Божий наставляет прилежно внимать закону Божию и всякому полезному научению, обличению, наказанию. Страх Божий учит нас совесть свою разсматривать, теплым покаянием ее очищать; всегда молиться и к Богу воздыхать, чтобы не впасть в грех. Страх Божий внушает обидевшему прощать; на злобствующаго не злобиться; злословящаго не злословить, укоряющаго не укорять. Наконец, страх Божий учит и самый страх человеческий и смертный презирать, чтобы Бога не прогневать, – и на смерть телесную предаваться, чтобы смерти душевной избежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Г Святитель Тихон воспоминал и слышал глас Божий не токмо в природе, душе, в откровении и в происшествиях мира, но в простых житейских звуках и словах. Вот пример (настав. 12). Бывает, говорит он, что один другому возглашает в различных случаях: иди за мною. Христианин! Так Христос Господь всякому из нас вещает: иди за Мною. Читай святое Евангелие и внимай ему, и услышишь сладчайший глас Христов: иди за Мною. Я Создатель твой, ты созданье Мое: иди за Мною. Я Царь твой, ты подданный Мой. Я Бог твой, в подобострастную плоть облекшийся: иди за Мною. Я в мир к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех, явился. Я, неприступный Херувимам, приступен грешникам стал: иди за Мною. Я, един имеяй бессмертие и во свете живый неприступном, в мертвых вменен и во гробе положен темном тебя ради: иди за Мною. Я – твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который тебя не сребром и златом, но Своею кровию от диавола, смерти и ада искупил: иди за Мною. Видишь Мою к тебе любовь: покажи ты любителю Твоему любовь свою и любовию иди за Мною... Готово сердце мое, готово сердце мое, Боже! Помози мне (Сокров. духов, част. 11). Глас Божий и свидетельство о Боге в происшествиях мира вот как изъясняет святитель Тихон! Внятно вещает о себе Бог преславными и чудными делами, которые мир видит, и с удивлением на них смотрит. Кто всемирный потоп навел и посреди толиких вод праведного Ноя с домом его и с некоторыми животными в ковчеге сохранил? Бог. Кто укротил диких зверей в ковчеге? Бог. Кто Содом и Гомор с окрестными градами огнем с небесе истребил, а праведного Лота исхитил? Бог. Кто поразил язвами Египет? Бог. Кто извел Израиля от работы его? Бог. Кто потопил Фараона мучителя в море Чермном, и сквозе его провел Израиля? Бог. Кто провел Израиля пустынею страшною? Бог. Кто питал толикое народа множество в пустыне четыредесять лет? Бог, даяй пищу всякой плоти. Кто поразил пред лицем их великих царей: Сиона, царя Амморейского и Ога, царя Васанска? Бог. Кто привел в землю обетованную Израиля? Бог. Кто из земли той выгнал и истребил языков и поселил в ней Израиля? Бог. Что был Израиль против всех языков, окружающих его? Как един человек – против тысячи людей, или как два противника – двудесяти тысячей, или как горсть воды – против моря. Но цел сохранился Израиль; не могли многотысячные народы, окружающие его, истребить его. Кто его сохранял, если не всесильный Бог, Которого он призывал и почитал? И сие то Псаломник воспевает ( Пс. 123:1–3 ). И хотя работал иногда Израиль иноплеменникам, но и сие было посылаемо от Бога в наказание за грехи их...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Правда, внешняя жизнь практическая не замедлит предъявить свои права. По справедливому замечанию преосвященного Феофана Затворника , «как только приходится услышать нам слово о едином на потребу для спасения ( Лк. 10:41 ), тотчас приходят на ум потребности, необходимые для поддержания тела, и рождается вопрос: да как же это? Но когда говорится, что надо избрать единое на потребу, то это не значит, что внушается ничего не делать для земной жизни, а только – соразмерять труды с достоинством дел: главному делу посвящать главную заботу и преимущественный труд, а делам побочным, придаточным или поделию – заботу второстепенную и даже десятистепенную и таковой же труд. Положи на первом месте богоугождение и спасение чрез исполнение заповедей, а на втором, третьем и четвертом – все прочее, относящееся к поддержанию жизни. Когда люди поступают наоборот, то с духовной точки зрения они являют собою общество ходящих вверх ногами ( Пс. 118:47 ). В этих заключительных словах святителя современная нам жизнь слышит себе приговор строгий, но справедливый. Человек, уразумевший истинное достоинство религии, поставляет ее на подобающем для нее месте. По разъяснению святителя Тихона Задонского , «что бо человек познает и признает за свое добро и блаженство, то и любит; что любит, того и желает; чего желает, о том и мыслит всегда; о чем мыслит, того со усердием и ищет. Когда, презревши суету мирскую, ищешь единого Бога и Его единого желаешь приобрести и иметь: знамение есть, что Его паче всего создания почитаешь, и в Нем свое удовольствие находишь и крайнее свое добро и блаженство в Нем полагаешь. Тако, по словеси Христову, идеже сокровище человеческое есть, тамо и сердце его ( Мф. 6:21 ), тамо любовь его, тамо мысль его, тамо желания его; о том думает, тщится, ищет и разговаривает» (Сокров. духов, от мира собираемое, ст. 71). Для создания и развития такого настроения в человеке направлена вся наша церковная организация, и к этому может привести только церковный строй жизни. Церковно-христианский строй долженствует обнимать собою всю жизнь человека личную, общественную и государственную. На этом начале должны быть построены отношения Церкви к Государству. На этом начале построяется также воспитание в наших церковно-народных школах, против которых так ополчаются люди либерального настроения. Этими религиозно-церковными началами всецело проникнут был этот родной наш древнерусский человек богатырь, который в себе явил «Русь святую», «народ христианский – крестьянский» и тем создал мощное русское государство. Полным выражением этого настроения является, конечно, вся история древнерусского подвижничества, но интересные показания о сем дает и светская жизнь в древнерусских народных былинах и в лице исторических ее представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ты моя крепость, Господи; Ты моя и сила... без Тебя ничего не могу: вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе ( Флп. 4:13 ). Вопр. Что из сего извлекает бл. Тихон? Отв. Утешение для тех благочестивых душ, кои в мире сем лишены благополучия. 1) Немощные! Вы, страдальцы любезные, не изнемогайте душею вашею; хотя тело ваше и тлеет, но святыя души ваши исцеляются и здравие свое получают ( 2Кор. 4:16 ). Вы с нищим Лазарем страждете здесь, но с ним и лоно Авраамово наследуете. Рабы и крестьяне, господам подчиненные! Вы смиренные и кроткие овечки Христовы! Вы, хотя и называетесь рабами человеков, но вы – свободники Христовы; телом работаете людям; но души ваши свободны от работы греховныя; не имеете свободы и благородия, но души ваши свободою и благородием христианским украшаются. 2) Нищие и убогие! Вы не имеете тленного злата и сребра и прочего вещества; но внутрь себя носите нетленное сокровище: будьте им довольны. Не живете в богатых домах; но вы – присные Богу, домашние Христовы и сожители святым. Носите на теле своем рубище; но души ваши одеяны одеждою спасения... Поминайте нищету Христову ( 2Кор. 8:9 ). 3) Посмеянные и поруганные! Пусть мир сделает вам, что хощет. Вы Христовы есте. Се великая похвала и слава – быть Христовым, Иже есть Господь Славы. Вам мир посмеивается, вас он уничижает и ругает; но души ваши честны у Бога; вас осуждает мир, но оправдает Бог; вас проклинает мир, но благословляет вас Бог . Вас извергает мир, как непотребных; но приемлет Бог... Все благочестивые, как-либо страждущие в неблагополучии! Возведите очи ваши в обители Отца небесного и рассмотрите жителей тех – святых: никого там не увидите, кто бы туда скорбным путем не пришел, и услышите оттуда глас, о них свидетельствующий: сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя, и убелиша ризы своя в крови Агнчи ( Апок. 7:14 ). (Часть 10 л. 225 сокров. дух.) Вот тебе по силе моей пишу о мудрости христианской и благоразумии, которым чрез все житие должны мы учиться... Христианская премудрость есть Христос Сын Божий, в Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол. 2:3 ). Христианин препростый, который научен догматам Веры святыя, далеко мудрее Платона, Аристотеля и прочих языческих мудрецов. Кто из них разумел то, что простый христианин познал ( 1Кор. 2:8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– Бог, как отец щедрот и утехи, – отвечал Ангел, – удивляет на тебе благодать Свою. Но ты должен знать и помнить, сколь жестоки и невыносимы адские мучения (извлеч. из «Писем Святогорца», стр. 224, письмо 15-е). 6. Горящая свеча «Человек! что свеча горящая пред тобою, то пред тобою житие твое. Чем свеча более горит, тем более умаляется: так и ты, чем более живешь, тем более сокращается житие твое. Догорает свеча и погасает: так оканчивает человек житие свое и умирает. Как погаснет свеча, то кажется, как бы ее не было: так, когда умрет человек и погребется, кажется, как бы и не был. Видишь, человек, что есть человек, и что есть житие его! Поминай убо, что так и житие твое погаснет, как видишь погасшую свечу; и заранее готовься к кончине твоей, да блаженно скончаешися» (из «Сокров. дух.» святителя Тихона Задонского ). 7. Изображение безпечности человека в деле своего спасения (Притча Варлаама Премудрого) Некоторый человек, желая избежать ярости единорога, встретил на пути большой овраг с крутым обрывом. Спасаясь от зверя, он бросился с обрыва. Во время падения он крепко ухватился обеими руками за дерево и уперся ногами в небольшой уступ горы. И вот, видит он, как две мыши подгрызали корень дерева, и ему предстояла опасность свалиться в пропасть; потом он заглянул в глубину оврага и увидел там страшного змия, который широко раскрывал свою пасть, а из пасти его исходило пламя; наконец, он обратил свои взоры на уступ скалы, на которой держался ногами, и видит, что из разселин высовываются головы ядовитых аспидов; обратившись потом к ветвям дерева, за которое держался, он заметил несколько меду диких пчел. И вот, этот человек, окруженный столькими опасностями, забыл об единороге, который бесновался на краю пропасти, – забыл о змии, который внизу готов был пожрать его, об аспидах и о том, что дерево скоро должно было упасть, – он забыл обо всём этом и начал лакомиться медом. Вот значение этой притчи: единорог, преследующий человека, есть смерть, которая преследует всех сынов Адама; большой овраг – это суетный мир сей; дерево, которое безпрестанно подгрызают две мыши, это жизнь, которую непрестанно сокращают каждый минувший день и каждая прошедшая ночь, приближая ее к смертному часу; головы аспидов – это наши телесные страсти и похоти; огнем дышащий змий означает ад, готовый поглотить грешников; капли меда означают наши греховные наслаждения, которым безпечно мы предаемся (из пролога).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Междоусобною бранью», т. е. войной, называет святитель, когда христиане притесняют и обижают одни других. «Сюда надлежать», объясняет он: «1) Воры, хищники, грабители и прочие подобнии сим, которыи как нибудь похищают у христиан добро их, то есть, или деньги, или платье или хлеб, или дом, или землю, или скот, или рыбную ловлю, или рощу, или иное что. 2) Купцы, который в продаже товаров своих христиан обманывают, и более за товар просят, нежели он чего стоит. – 3) Господа, которые крестьян своих христиан или оброками, или работами тяжкими обременяют, или безчеловечно мучат, или ругательными словами их называют. – 4) Судии, мздою растленнии, которые не хотят христиан обижденных и озлобленных удовольствовать без мзды. – 5) Лживые клеветники и ругатели, которые христиан как нибудь ругают и поносят. – 6) Хитрецы, лукавцы, обманщики, которые как нибудь и в чем нибудь христиан обманывают и им ров ископывают. – 7) Наконец, вси, которые делают какую нибудь обиду и озлобление христианам... О первых христианах написано: «народу веровавшему бе сердце и душа едина»... Было тое некогда, христиане! Нет, того ныне уже не ищи.., более и более возрастают обиды и озлобления. – Кому? христианам. От кого? от христиан! Братия на братию возстали, – «и врази человеку домашнии его». Везде слышится жалоба и плач; воздух самый шумит, плачевными гласами наполненный. Тамо вдовица жалуется и плачет: той-де сильный человек отнял у меня землю, или рощу, и проч. Инде убогий и подлый (простой) человек стонет: где-де мне жить? такой то насильник согнал мене с земли и дом мой разорил. На другом месте крестьянин рыдает: столько то дней в неделе работаю я на господина своего; когда уже мне на дом мой и на домашних моих работать? Иный подобно тому болезнует: весь труд мой един господин или госпожа поедает; чим уже мне с домашними моими питаться? Вси почти согласно жалятся: в таком-де месте и в таком не находим удовольствия (удовлетворения) обидам нашим; куда уже итить нам и искать удовольствия? Нигде без денег не судят... Куда ни пойдешь, и чего не хочешь купить, везде берегись обмана, понеже везде большия цены просят, как товар стоит, и тое призыванием имени Божия утверждают, и вси уже к тому привыкли...» (Сокров. дух., от мира соб.: «Междоусобная брань»). Подобную картину дает святитель рядом в другой статье «Сокровища духовного»: «Уязвленный уязвляется».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Щ Щастие 15 святитель Тихон живописно изобразил в статье: вода мимотекущая (Сокров. Дух. Част. 11). Что вода мимотекущая, то житие наше и все – в житии (и щастие и нещастие) случающееся. Видим, что вода в реке непрестанно течет и преходит, и все, вверху воды плывущее, проходит. Тако житие наше, и с житием все благополучие и неблагополучие мимоидет. Не было меня прежде нескольких лет, и прочия твари. Руце Твои сотвористе мя, Господи! Был я младенец, и миновало то; был я отрок, и то прошло; был я юноша, и то отошло от меня. Был я муж совершенный и крепкий, минуло и сие. Ныне седеют власы мои, и от старости изнемогаю; но и то проходит, и к концу приближаюсь, и пойду в путь всея земли. Родился я на то, чтоб умереть; умираю для того, чтобы мне жить. Помяни мя, Господи, во царствии Твоем! Был я здоров и болен, и паки здоров и паки болен; и прошло то. Был в благополучии и не в благополучии; прошло время, и со временем все миновало. Был я в чести – люди мене почитали и поклонялись: минуло то время, и не вижу того. Был я весел, был и печален, радовался и плакал: проходят дни, проходит и веселие, и радость и печаль... Таков есть мир! Такое непостоянство его! Такое житие наше в мире! Беден человек от утробы матере своея даже до гроба! Рождается с плачем; живет в мире, как корабль в море плывет; то восходить, то нисходит, то поднимается, то ниспукается, и умирает с плачем... Как под небом то – ведро, то – пасмурно, то – непогода и буря: так и всякому человеку случается быть, то – в благополучии, то – в неблагополучии, то – в страхе, то – в покое, то – в печали, то – в радости. Но как дни и часы проходят, так всякое щастие и нещастие с ними проходят... Не таково житие будущаго века будет, как учит нас слово Божие и св. Вера... Примеч. Преосв. Евгений, жизнеописатель свят. Тихона, замечает, что размышление сие имеет связь с тем временем, в которое св. Тихон впал в скорбь и печаль об оставлении паствы своей. Читать далее Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

да сотворит Господь милость бедственной душе, простит его согрешения!.. Какое самоуничижение у святого!.. Видим, говорит святитель Тихон (Ч. XII. Сокров. духов., под ст. присяга), что когда человек или в воинство избирается, или на честь какую возводится, или к какому иному делу государеву определяется, он присягает и с клятвою обещается верно и праведно государю и обществу служить и по чистой совести поступать. Сия сила присяги ! Так все христиане, входя в Церковь святую, приемля честь и достоинство высшаго имени христианскаго и записываясь в воинство небеснаго Царя, присягают в том до конца пребывать, клянутся и обещаваются, отрекшись сатаны и всех злых его дел, верою и правдою служить единому Христу Господу, небесному Царю, во все время жития своего. Видишь сию присягу, клятву и обещание христиан. Читай всяк форму, изображенную пред крещением святым. Там всяк трижды возглашает: отрицаюся сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его и всея гордыни его, – и плюет на него. Также приступает ко Христу и глаголет: сочетаваюсь Христу, и повторяет сие трижды христианин! Что сии обеты и отрицания значат, как не присягу и клятву, которою обещаемся, отрекшись сатаны, и грехов и похотей наших, и суеты мира сего, верою, смирением, кротостию, терпением ходить в след Христа Господа? Сия есть сила обетов наших, учиненных при св. крещении! Тяжко грешат люди, которые присяги государю и обществу не хранят. Таковые неверные общества сыны зловреднее внешних врагов и называются безчестным именем: изменники. Это – гнилые члены, которые целость всего общества повреждают. Так весьма тяжко грешат христиане, которые в святом крещении присягали, клялись и обещались Христу Господу служить, но свои обеты нарушили и солгали. Вопр. Что говорят иные нравоучители о присяге вообще? Отв. Вот что: 1) Клятва или присяга, если будут соблюдены все ее принадлежности, важна и необходима. Она есть действие Богопочтения, в коем клянущиеся исповедают Бога высочайше – премудрым и всеведущим. Со стороны принимающих присягу, она есть свидетельство общественного уважения к Божественному имени, которым утверждаются уверения, и служит к прославлению Его ( Евр. 6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Но за благотворения людей, находящихся в живых, за молитвы, воссылаемые от Церкви, и особливо – за бескровную жертву, которую Церковь ежедневно приносит за всех, живых и мертвых, так как Христос умер за всех. Что таковые души не освобождаются сами собою, о сем говорит Феофилакт (толк, на Лк. 6 ), изъясняя слова Господа, что Он имеет власть на земли отпущать грехи. «Смотри, говорит, на земли можем заглаждать грехи свои. Но после того, как отъидем от земли, уже не можем более сами собою посредством исповеди изглаждать грехов своих». Изъясняя слова ( Мф. 22:13 ): связавше ему руце и нозе, т. е. деятельные силы души, говорит: «в настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить, но в будущем – связываются все деятельныя силы души, и невозможно сделать ничего добраго в удовлетворение за грехи. Только божественныя литургии, молитвы и милостыни, которыя живыми приносятся за душу умершаго, весьма великую приносят ей пользу и исхищают ее от ада (Правосл. испов. отв. на вопр. 64–65. Ч. 1). Вопр. Какое место назначено для душ тех людей, которые умирают с благодатию Божиею? Отв. Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатиею Божиею и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии ( Прем. 3:1 ). Место их называется также раем: аминь глаголю тебе: днесь со Мною будеши в раи ( Лк. 23:43 ). Лоном Авраамовым: бысть умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле ( Лк. 16:22 ). Вопр. А те души, которые выходят из тела, пребывая во гневе Божием, где находятся? Отв. Место их называется адом, тьмою кромешнею и другими именами. Но как души праведных до последнего суда не получают совершенной награды: так и души осужденных (частным судом) не терпят совершенного наказания; но после последнего суда – души вместе с телами получат решительно или венец славы или наказание (Прав. Исповед. отв. на вопр. 68. Ч. I). О смирении , сей прекраснейшей добродетели, святитель Тихон беседует в статье: вода с высоких гор на низкия места течет (Сокров.дух.40 ст.). Видим, что вода с гор на места низкия стекает: так благодать Божия от небеснаго Отца на смиренныя сердца изливается.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Как изображает свят. Тихон уничижение Христово? Отв. Бывает, что человек, по заслугам своим и по законам, осуждается на смертную казнь, и ведут его за град, и за ним последует множество народа, и так на месте определенном приемлет казнь. От сего позорища, христианине, обрати ум твой и размышление к страшному и ужасному позорищу спасительнаго Христова страдания. Так Христос, Сын Божий, судим и осужден был на смерть; но неправедно и неповинно веден был на смерть, яко овча на заколение, и, идяше во след его народ мног людей ( Деян. 8:32 ; Лк. 23:27 ). И вне града изведен на место смерти и там между двумя злодеями крестную и смертную казнь претерпел. Ужасное и умилительное позорище! Сын Божий и Господь славы, яко злодей, осужден и веден был на смерть и смертную казнь принял! От кого? от злых рабов Своих. За кого? За непотребных рабов Своих... Где? Вне врат Иерусалимских! Пред кем? Пред очами Божиими, Ангельскими и человеческими... О сем Ему, Начальнику жизни нашея, со Отцем и Святым Духом, возсылаем вечное благодарение! Ты же, христианине, поминай всегда то время уничижения и истощания Христова, в которое наше блаженство устроялось! Поминай то время, в которое Бог, во образе человеческом и рабием зраке, нас ради на землю явился и пожил, между грешниками обращался, с грешникам ял, пил и беседовал; оное время, в которое хуление и гонение от злых рабов Своих претерпел; оное время истощания Христова, в которое, грех наших ради, скорбел, тужил, ужасался и кровавым потом обливался; в которое от льстиваго и неблагодарнаго ученика продан и предан, и от прочих учеников оставлен был; в которое связан, веден на суд, сужден и осужден на смерть, поруган, оплеван и заушен был; в которое вопили на Него: возми, возми, распни Его ( Ин. 19:15 ); в которое со беззаконными вменился и, спасения ради нашего, на кресте умер: и тщись Искупителю твоему верою, любовию, смирением, кротостию и терпением последовать и угождать, да и с Ним вечно, в вечной славе Его будеши царствовать (Сокров. духовн. осужденник и казнь его, сокращено.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  001     002