Речь идет о следующих документальных комплексах: 1) «Дело Совета Казанской духовной академии о вызове воспитанников в состав нового академического курса и о доставлении Св. Синоду сведений о составе нового академического курса 1899 года» ; 2) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытаниях студентов I, II и III курсов 1900 года» ; 3) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов I, II, III курсов за 1900/1 учебный год» ; 4) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов I, II, III курсов за 1901/2 учебные годы» ; 5) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы» ; 6) «Курсовое сочинение студента XLIV курса Казанской духовной академии Константина Островидова» . Кроме того, это подтверждают такие документы, как прошение студента Саратовской духовной семинарии Константина Александровича Островидова о допуске к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию и диплом об окончании Казанской духовной академии, выданный Островидову Константину.   III. Третий вопрос, который считаем нужным рассмотреть в данной статье, следующий — был ли Константин Александрович Островидов пострижен в монашество в годы академического студенчества?   Митрополит Мануил (Лемешевский), а вслед за ним и Лев Регельсон пишут: «Пострижен в монашество во время учения в академии» . О безосновательности этого утверждения можно заявить на основании двух аргументов: 1) диплом об окончании академического курса выдан Островидову Константину, а не монаху Виктору, не иеродиакону и не иеромонаху, что необходимо отражало бы факт пострига в академии; 2) автор этих срок не обнаружил в «Делах правления Казанской духовной академии о пострижении в монашество студентов академии» 10 фонда НА РТ даже намека о возможном монашеском постриге студента Островидова.   Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/373834

С приездом епископа церковь переполняется народом... Местное население пропитано религиозным чувством и к советской власти относится в большинстве своей массы недоброжелательно, поэтому Уржумская ЧК находит появление в городе епископа нежелательным, а так-как епископ Виктор как личность не внушает доверия, по прибытии в Уржум не являлся в Отдел управления для регистрации своих документов, то Уржумская ЧК нашла необходимым провести у него обыск» . Не удовлетворившись февральским обыском, уржумские чекисты 16 апреля 1920 года конфисковали у владыки Виктора золотой напрестольный крест. Весной 1920 года в Уржуме разразилась эпидемия тифа, епископ Виктор призывал на проповедях окроплять свои дома святой водой. Подобное заявление было сочтено карательными органами недопустимым, владыка Виктор был арестован и 27 мая 1920 года осужден Вятским губревтрибуналом за «агитацию против медицины» к заключению в Вятский рабоче-исправительный дом до ликвидации войны с Польшей. Так трагично начался на Уржумской земле многострадальный путь святительского служения владыки Виктора, из четырнадцати лет которого, он провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием. Викарная кафедра просуществовала в Уржуме до 1930-х годов. Епископ Виктор (Островидов) скончался в 1934 году в ссылке . Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года он причислен к лику святых, как священноисповедник. Православная Церковь с особым благоговением относится к местам, запечатленным подвигами подвижников веры. И в Уржуме не забыт исповеднический подвиг епископа Виктора (Островидова), к 90-летнему юбилею открытия в Уржуме епископской кафедры и началу исповеднического пути Владыки, при Троицком соборе открыта часовня, освященная в честь священноисповедника Виктора, епископа Уржумского. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/614333

В возрасте десяти лет, в 1888 году Константин поступает в приготовительный класс Камышинского духовного училища. В 1889 году он оканчивает приготовительный курс по первому разряду, и, по результатам испытаний, переводится в первый класс училища . В 1889-1893 годах Константин учится в Камышинском духовном училище. На протяжении всех четырех лет воспитанник Островидов в результате экзаменационных испытаний оказывался во втором разрядном списке. По окончании в 1893 году духовного училища Константин поступает в Саратовскую духовную семинарию. Первый класс семинарии Островидов Константин закончил со следующими результатами: очень хорошие отметки(4) — Священное Писание, латинский язык, французский язык; хорошие отметки (3) — математика, гражданская история, греческий язык, церковное пение (в 1й и во 2й четверти была отметка 2), словесность, письменные упражнения (словесность, Св. Писание, гражд. история), отличную отметку воспитанник имел только по поведению; по болезни было пропущено 69 уроков, 54 из них в третьей четверти. Подобные успехи по учебе были у семинариста Островидова и в следующие годы — с первого по пятый класс он находился во втором разрядном списке. Шестой, выпускной класс семинарии Константин закончил по первому разряду. «По окончании полного курса учения в Семинарии, Островидов Константин причислен педагогическим собранием Семинарского Правления, от 10/11 июня 1899 г., с утверждения епархиального Архиерея, к первому разряду воспитанников оной и удостоен звания студента семинарии» . Семинарский аттестат Константина содержит также сведения, что « при отличном поведении» он достиг следующих результатов: отличных (5) по — обличительному Богословию, гомилетике, психологии, медицине; очень хороших (4) по — изъяснению Священного Писания, Библейской истории, общей церковной истории, истории русской Церкви, учению о русском расколе, основному, догматическому и нравственному Богословиям, практическому руководству для пастырей, литургике, истории русской литературы, алгебре, геометрии, физике, логике, истории философии, дидактике, латинскому и еврейскому языкам; хороших (3) по — русской словесности, всеобщей гражданской истории, русской гражданской истории, церковному пению, греческому и французскому языкам.

http://bogoslov.ru/article/614333

Кроме управления Хвалынским подворьем и миссионерской работы на о. Виктора были возложены и другие послушания. Так 13 марта 1904 г. распоряжением преосвященнейшего Гермогена он был включен в состав издательской комиссии при Саратовском епархиальном братстве Св. Креста , а 19 марта утвержден в должности её корректора . Комиссия занималась изданием книжек, листков, картин и изображений духовного и религиозно-нравственного содержания ; деятельность комиссии находилась под непосредственным руководством епископа Саратовского и Царицынского Гермогена и проводила еженедельные заседания в архиерейском доме . Несмотря на обилие послушаний, иеромонах Виктор продолжал заниматься литературно-богословскими изысканиями. В феврале 1904 года он прочитал в зале музыкального училища три лекции о «недовольных людях» по произведениям М. Горького. Лекции собирали такое количество публики, что зал не мог вместить всех желающих. Первые две лекции (15 и 22 февраля) посетил Саратовский губернатор П.А. Столыпин. В 1905 году лекции были изданы в Санкт-Петербурге отдельной брошюрой под названием: «Недовольные люди»: (По поводу героев М.Горького). Три лекции иером. Виктора» . За полтора года службы в Саратовской епархии иеромонах Виктор получил одну богослужебную награду — преосвященным Гермогеном 10 декабря 1903 был награжден года правом ношения набедренника. Далее о. Виктор продолжает служение Церкви на почетном и ответственном посту — в Иерусалимской Духовной Миссии. Об этом периоде его жизни мы имеем немного сведений, т.к. почти все документы были сосредоточены в уничтоженном архивном деле Российского Государственного Исторического Архива. Однако кое-что осталось известным истории. Иеромонах Виктор был назначен в состав Иерусалимской Духовной Миссии указом Святейшего Синода от 25 января 1905 года по ходатайству преосвященного Саратовского старшим иеромонахом миссии. Этим же указом о. Виктору давалось право ношения наперстного креста. Прибыл в Иерусалим новоназначенный старший член Миссии 28 марта, а уже первого апреля вступил в исполнение обязанностей по должности. Из скупой экономической переписки РДМ в Иерусалиме с Российским Императорским Православным Палестинским Обществом мы знаем о том, что, исполняя обязанности старшего иеромонаха Миссии, иеромонах Виктор ежегодно во время Великого поста объезжал учебные заведения РИППО в городах Назарете, Дамаске и Триполи для исповеди и причащения русского учительского персонала.

http://bogoslov.ru/article/614333

Положение Иерусалимской Миссии в тот период осложнялось как враждебным отношением Турецких властей в лице Губернатора Иерусалима , так и трениями с иерусалимской Патриархией . «У архимандрита Леонида [начальника Миссии — К.И.] были какие-то нелады с иеромонахом Виктором, и ему очень хотелось его быстрого увольнения, однако он пробыл в Миссии двойной срок (четыре года)» . Оказавшись в столь сложном положении иеромонах Виктор пишет в письме епископу Гермогену: «Сам я лично после ухода из Хвалынска живу постоянно в великой скорби. Не раз просил благословения у преосвященнаго Антония, чтобы вернуться назад в Хвалынск, но он не отвечает на сие. Правда, внешнее мое положение куда лучше, но, оказывается, все ничто, если нет внутренняго мира, радости сердечной... Владыко Антоний пишет, чтобы я крепился и занимался для будущаго языками, а я написал ему решительное просительное письмо, чтобы куда-нибудь перевел меня из Иерусалима. Утешение и забвение нахожу в изучении наитруднейшаго арабскаго языка» . В 1908 году в Киеве с 12 по 26 июля проходил Всероссийский миссионерский съезд. В это время иеромонах Виктор находился в отпуске в Киеве. 18 июля о. Виктор «по протекции Волынского архиепископа Антония и по желанию Киевского митрополита Флавиана» выступил на съезде с пространным докладом об Иерусалимской Духовной Миссии. В своем выступлении иеромонах Виктор подверг критике все что касалось миссии: мотивы ее образования, её прошлую и настоящую деятельность; «у нас еще и не было в Иерусалиме духовной Миссии как посланничества высшею духовною властью Русской Церкви духовных лиц с определенными чисто-церковными и религиозными целями» , — заявил он в начале доклада. Доклад получил резонанс и стал предметом обсуждения в Синоде, от начальника Миссии был потребован отчет о деятельности и методах решения обозначенных проблем . Это несанкционированное начальником Миссии выступление на съезде и его последствия серьезно осложнили бывшие уже напряженными отношения иеромонаха Виктора с архимандритом Леонидом. В итоге, определением Святейшего Синода за 3 от 10-13 января 1909 года о. Виктор был назначен смотрителем Архангельского духовного училища.

http://bogoslov.ru/article/614333

Желая продолжить образование в духовной академии, Константин 16 июня 1899 года подает прошение в правление Саратовской духовной семинарии о выдаче ему на руки аттестата и отправляется волонтером поступать в Казанскую духовную академию. 13 августа студент Саратовской семинарии Островидов Константин Александрович подает «покорнейшее прошение» Преосвяшенному Антонию, епископу Чистопольскому, ректору Казанской духовной академии на предмет допуска его к приемным испытаниям. Константин успешно выдержал приемные испытания по Священному Писанию Нового Завета, догматическому Богословию, общей Церковной истории, Русской Церковной истории, греческому языку, французскому языку, письменный по психологии и, получив средний балл 4,086 — 20 место в списке по «сравнительному достоинству баллов», был зачислен на первый курс академии. За четыре года учебы в академии он «при отличном поведении» проявил особенные успехи в изучении гомилетики и истории проповедничества, педагогики, пастырского богословия, метафизики, истории философии, а также еврейскому языку и библейской археологии. В период академического студенчества, Константин Александрович принимал участие в деятельности философского кружка , так на втором заседании 1902-1903 учебного года в присутствии преосвященного ректора, инспектора и профессуры им был прочитан доклад на тему: «Духовный элемент мировой действительности». На четвертом курсе Константин написал курсовое сочинение под заглавием «Брак и безбрачие»; этот труд целиком состоит из философских размышлений и построений, размышления молодого богослова пестрят неожиданными выкладками, подобными следующей: «дети... уничтожают всякую возможность когда-либо осуществить человеку его действительное назначение в мире — вполне раскрыть себя как нравственную личность, явить в себе образ Бога, а не животный организм» . Сочинение было признано Советом Академии заслуживающим степени кандидата богословия. 7 июля 1903 года Константину Александровичу был выдан диплом Казанской Академии , в котором зафиксировано, что он удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии , но Саратовскому епархиальному начальству выпускник был рекомендован на должность преподавателя русского языка в духовном училище .

http://bogoslov.ru/article/614333

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова) Одной из проблем современной агиографии, посвященной в первую очередь новомученикам Российским, является отсутствие официальных биографий, а также крайне слабый с точки зрения фактологии житийный материал. Студент Московской духовной академии Иван Кожевников предлагает решение некоторых проблемных вопросов биографии священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского. Статья Епископ Виктор (в миру Константин Александрович Островидов) родился 21 мая 1878 года в селе Золотое Саратовской губернии в семье псаломщика. Закончив Камышинское духовное училище, в августе 1893 года Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию . Полный семинарский курс воспитанник Островидов окончил в июне 1899 года по первому разряду, имея в аттестате четыре «отличных» (5) отметки, девятнадцать «очень хороших» (4) и шесть «хороших» (3), и получил звание студента . Успешно выдержав приемные испытания в августе 1899 года, Константин Островидов был зачислен в Казанскую духовную академию, которую и окончил со степенью кандидата богословия в 1903 году . По окончании Академии Константин Александрович принял монашеский постриг с именем Виктор, 30 июня был рукоположен в иерея и начал нести миссионерское послушание в Саратовской епархии, как настоятель Троицкого подворья Саратовского Преображенского монастыря в городе Хвалынск. В 1905 году иеромонах Виктор был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской духовной миссии. В 1908 году о. Виктор участвовал в миссионерском съезде в Киеве, где прочел обширный доклад о проблемах Русской духовной миссии в Палестине. В 1909 году иеромонах Виктор назначен смотрителем Архангельского духовного училища, и в том же году, по собственному прошению, переведен в число братии Александро-Невской Лавры. С 1910 по 1918 год архимандрит Виктор нес послушание настоятеля Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря столичной епархии. В 1918-1919 годах архимандрит Виктор был наместником Александро-Невской Лавры, а 26 декабря 1919 года его хиротонисали во епископа Уржумского , викария Вятской епархии.

http://bogoslov.ru/article/373834

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии Статья преподавателя Регентской школы при Московской духовной академии И.Е. Кожевникова посвящена деятельности священноисповедника Виктора (Островидова) во время образования Ижевской епархии. Автор использует архивный материал и раскрывает малоизвестные моменты церковной истории 20-30 гг. XX века. Статья была опубликована в Сборнике студенческих работ/Под ред. А. К. Светозарского; Кафедра Церковной истории МПДА. - Сергиев Посад, 2010. Статья Священноисповедник Виктор (Островидов) широко известен интересующимся Церковной историей как деятель «правой церковной оппозиции» конца 20-х – начала 30-х годов двадцатого века. Однако, несмотря на интерес церковных и светских исследователей к личности владыки Виктора, в его биографии еще достаточно много белых пятен. Данная статья призвана заполнить информационный вакуум по одному из неизученных вопросов. Так, в историографии совершенно не затронут вопрос о деятельности епископа Виктора на Ижевской кафедре. Рассмотрение этой темы важно уже с той точки зрения, что Ижевская кафедра была единственной, которую Преосвященный занимал как правящий архиерей, а не викарий. Ижевский период деятельности епископа Виктора также важен для понимания динамики взаимоотношений владыки с Высшей Церковной властью. Большое количество неопубликованных документов сделало возможной публикацию отдельной монографии по обозначенной теме . Представляемая вниманию читателя статья посвящена истории вступления епископа Виктора на Ижевскую архиерейскую кафедру.

http://bogoslov.ru/article/1295104

166. Для каждого встречного у него было приветливое слово: из воспоминаний профессора И. М. Андреевского//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 123. 167. Житие исповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Изд. Св.-Троицкого женского монастыря Вятской епархии. Люберцы: Изд-во храма Преображения Господня, 2000. 47 с. 168. Кожевников, И. Е. Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии//Сборник студенческих научных работ/под ред. А. К. Светозарского; Каф. Церк. истории МПДА. Сергиев Посад, 2010. С. 59–79. 169. Кожевников, И. Е. Неизвестные страницы биографии святителя Виктора (Остро- видова). Вступление епископа Виктора на Ижевскую кафедру//Материалы II историко-крае- ведческой конференции «Обретение святых». Вятка: Буквица, 2010. С. 32–50. 170. Кожевников. И. Святой Виктор (Островидов) – первый епископ Уржумский//Вятский епархиальный вестник. 2009. 8 (262), авг. С. 9. 171. Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) – епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.160 с. 172. Поляков, А. Г. Личность епископа Виктора Островидова в системе церковно-государ- ственных отношений в Вятской губернии (1920 – лето 1922 гг.)//Самобытная Вятка: история и культура: сб. науч. трудов/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2008. С. 138–147. 173. Поляков, А. Г. Позиция епископа Виктора (Островидова) по отношению к церковнополитическому курсу митрополита Сергия (Страгородского) //КЛИО: журнал для учёных. 2011. 1(52). С. 43–47. 174. Поляков, А. Г. Религиозно-политические взгляды епископа Виктора Островидова в 1920–1927 гг.//Религии народов Вятского края: учеб.-справ. пособие/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2009. С. 80–89. 175. Поляков, А. Г. Русская православная церковь и светская власть в 1917 – середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). Киров, 2007. 203 с. 176. Шишкин, М. С. Вятские епархиальные архиереи в 1920–1923 годах//Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию г. Кирова): материалы междунар. конф. Киров, 1999. С. 265–271.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Третья версия, наиболее близкая к истине — 20 мая 1878 года. Этот вариант датировки присутствует в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменией Софией (Розановой) , а также в житийном приложении к акафисту святителю Виктору Вятскому исповеднику , изданного без указания автора, но текст которого очень близок к тексту труда игумении Софии.   Все три версии ошибочны. Островидов Константин Александрович (имя владыки Виктора в миру) родился 21 мая 1878 года. Эту дату подтверждают как минимум четыре документа: 1)Аттестат об окончании Константином Островидовым Саратовской духовной семинарии (см. приложение I); 2)Ведомость о воспитанниках семинарий, явившихся к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию в 1899 году волонтерами ; 3)Сведения об окончивших курс в 1903 году студентах Казанской духовной академии, находящихся в Деле Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы; 4) Диплом об окончании Казанской духовной академии (см. приложение III). Итак, согласно с вышеприведенными документами, Островидов Константин родился в семье псаломщика Александра Островидова 21 мая 1878 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии.   II. Еще один проблемный вопрос — какую духовную академию заканчивал владыка Виктор?   Ряд авторов указывает на столичную Санкт-Петербургскую духовную академию. Это мнение встречается в статье В.Семибратова , у Л. Регельсона в книге «Трагедия Русской Церкви» , у митрополита Иоанна (Снычева) в книге «Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 годов ХХ столетия», у митрополита Мануила (Лемешевского) в книге «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы» и в «Актах Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России» .   Эта версия не находит документального подтверждения. Напротив, комплекс архивных документов десятого фонда Национального Архива Республики Татарстан свидетельствует о том, что Островидов Константин в 1899-1903 годах обучался в Казанской духовной академии.

http://bogoslov.ru/article/373834

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010