В августе 2007 года усилиями священника храма отца Леонида, Романовой Ларисы и специалистов-реставраторов компании " 21 век " был сделан проект воссоздания часовни. Часовенное место в Ильешах в особенности знаменательно: в то время, когда около иконы сосредоточиваются обряды христианского характера, на месте явления ее обнаруживаются другого рода картины. Подле самой часовни растет развилистая береза, почитаемая священною за то, что на ней спаслась Пятница от преследования соблазнителя в виде черта. Он с досады начал бросаться в убегающую камнями и завалил ими всю окрестность. Один будыжник попал на березу и там врос в кору так, что теперь его едва видно. И дерево это, и камень на нем удостаиваются особого народного благоговения, но главным образом почитается другой камень, который лежит близ корня. По одной из множества легенд, существующих в народе об этой местности, на этот камень ступила преследуемая злым духом Пятница и с него прыгнула на березу, оставив след ступени. Последняя ясно обозначается большим углублением, достаточно глубоким для того, чтобы просунуть туда руку. В нем скопляется и тщательно сберегается дождевая вода, конечно, грязноватая и сорная. Вода эта целебная: это - слезы праведницы, плакавшей о людских прегрешениях. Вода врачует от всяких болезней и преимущественно от глазных. Впрочем, исцеляет здесь и сельский колокол, под который во время благовеста и звона становятся все глухие. Врачует и песок, и все прочее на этом святом месте, которое привлекает всех болящих. Характер последних в особенности разновиден: это не только окрестные простолюдины, но и та столичная интеллигенция, на которую рассчитывает Балтийская железная дорога, настойчиво напоминая о близости Ильинской Пятницы. Для наблюдателя на месте в особенности может быть интересна именно эта категория наезжих и их классификация. Здесь все действуют в открытую, не стесняясь. То, что под известным давлением в столице таится или скрывается, то в Ильешах, как у себя дома - как бы в каком-нибудь мертвом и глухом захолустье - откровенно высказывается в самых разнообразных с трудом уследимых картинах. Они часто обставляются крайними выходками несдержанного фанатизма и, между прочим, обязательно требуют раздирающих душу воплей кликуш.

http://sobory.ru/article/?object=37052

Восточная грань часовни имела высокую арочную нишу, а на южной грани часовни располагался арочный дверной проем с металлическими распашными полотнами. В окнах-«бойницах» отсутствовали рамы и традиционные для церковных построек металлические решетки. Возможной причиной частичной закладки оконных проемов была необходимость ограничения доступа внутрь здания и попадания в него осадков. Вопрос о времени происхождения «бойничного» характера проемов не представляется окончательно решенным. Предположительно высокие оконные проемы часовни могли быть частично заложены кирпичом во время ремонта 1908 года. В упомянутой выше смете на ремонт часовни за 1908 год указаны довольно значительные по объему работы по кирпичной кладке. Шатер часовни по-прежнему сохранял свой вид, изображенный на фотоснимке 1887 года. Тело шатра завершалось небольшой луковичной главкой с металлическим крестом, установленной на восьмигранную шею. Судя по фотоснимкам, главка и ее шея имели одинаковый с шатром характер металлического покрытия. Судя по имеющемуся в нашем распоряжении фотоснимку, относящемуся вероятнее всего к рубежу 20-30-х годов (на часовне виден крест), при сохранении числа проемов в их характере произошли изменения. Бывший «бойничный» проем на северо-восточной грани часовни был расширен книзу до уровня пояса горизонтально уложенных прямоугольных филенок. В таком виде здание часовни просуществовало до середины 30-х годов, когда в силу известных исторических причин ее крест был сломан, а само здание оказалось заброшенным. К числу последующих причин, повлекших существенное изменение архитектурного облика часовни, следует отнести ее ремонт, проведенный по некоторым сведениям после пожара, случившегося в 1943 году. Как видно на фотоснимках начала 1960-х годов, наиболее сильному изменению подверглась форма шатра. После ремонта при сохранении ярусности тела шатра его металлическое покрытие лишилось декоративных элементов. Изменилась форма венчающей главки и пропорции ее шеи. Часовню увенчал новый по форме крест.

http://sobory.ru/article/?object=00952

В таком далеком от первоначального виде здание часовни в 1986 году было поставлено на государственную охрану, а все позднейшие изменения первоначального архитектурного облика постройки приобрели статус элементов охраняемого памятника. В середине 1990-х годов, после возвращения памятника Русской православной церкви в результате несанкционированного государственными органами охраны памятников очередного ремонта и приспособления под сакральные функции, здание часовни вновь получило искаженный архитектурный облик. Пожалуй, самым существенным новшеством, абсолютно не соответствующим первоначальному виду стала форма крупной с позолоченным покрытием главы часовни и ее креста. Покрытие шатра часовни вновь, как после пожара 1943 года приобрело гладкий лишенный декоративной отделки характер. Частично восстановленная «бойничная» форма оконных проемов, прикрытых высокими кубоватыми решетками, неоправданно контрастирует с сохраненными дверными проемами на западной и северной грани часовни. Таким образом, мы проследили основные этапы изменения известного нам по графическим изображениям и фотоснимкам XIX-XX в. архитектурного облика часовни. Очевидно, что современный вид часовни, сформировавшийся в 70-х и дополненный в 90-х годах ХХ века, значительно отличается от облика часовни, привычного для жителей Красноярска второй половины Х1Х – начала ХХ в., и требует проведения комплекса реставрационных мероприятий. В качестве рекомендаций можно предложить следующее. Шатер часовни (его форма и декоративная отделка), а также главка шатра с крестом могут быть восстановлены по выявленным фотографическим материалам по состоянию на 1910-е годы. Взамен существующих сегодня западного и северного дверных проемов должны быть восстановлены оконные проемы. Существующие при этих входах крыльца необходимо разобрать. Остальные оконные проемы могут быть выполнены в двух вариантах. По первому варианту (по состоянию на 1880-е годы) оконные проемы должны быть раскрыты на всю их высоту. Однако в этом варианте, учитывая необходимость современного сакрального использования памятника, возникает проблема изготовления и установки оконных заполнений, данных о которых в ходе историко-архивных изысканий не выявлено.

http://sobory.ru/article/?object=00952

Появление нового креста над часовней видимо следует объяснять кратким периодом потепления в отношениях советского государства и церкви в период Великой отечественной войны. Бывший «бойничный» проем на северо-восточной грани часовни был значительно расширен книзу. Еще один фотоснимок часовни, легший в основу изданной в 1960-х годах почтовой открытки, почти повторяет вид здания, запечатленный на указанных выше фотоснимках 1960-х годов. Главным отличием этих фотоснимков является отсутствие на часовне креста. Вероятнее всего в какой-то момент крест был убран по идеологическим причинам. В начале 1970-х годов по проекту архитектора Брусянина А.С. был осуществлен капитальный ремонт здания часовни с фрагментарной реставрацией (воссозданием) формы и декоративной отделки шатра и его завершения. В ходе проведенного ремонта три оконных проема часовни, по примеру существовавшего на северо-восточной грани проема, были расширены книзу до уровня пояса горизонтально уложенных прямоугольных филенок. В окна были вставлены металлические решетки кубоватого рисунка. На южной грани часовни был сохранен прежний дверной проем. Два новых дверных проема, переделанных из прежних «бойничных» проемов, появились на западной и северной грани часовни. Все дверные проемы получили металлические створки и крыльца с лестничными маршами. На восточной грани часовни проектом была сохранена ниша. Новая венчающая шатер главка часовни получила металлическое мелкочешуйчатое покрытие и тонкий невысокий шпиль на небольшом яблоке, совершенно не вяжущиеся с художественно-стилевыми качествами памятника. Оценивая результаты проведенного в начале 1970-х годов капитального ремонта здания часовни, следует заключить, что этот ремонт был осуществлен без каких-либо специальных научных исследований и не предполагал возвращение часовне ее первоначального архитектурного облика. Изменение характера проемов часовни привело к существенному искажению исторически присущего ей архитектурного облика, даже при наличии нового шатра, довольно близко копирующего прежние формы.

http://sobory.ru/article/?object=00952

Проезд: На автомобиле: из Москвы по Можайскому (Минскому) шоссе доехать до 85 км и повернуть на указателе «ВЕРЕЯ» налево, по этой дороге еще 28 км. Не прозевать поворот в дер. Колодкино направо, т.к. налево вы выедете на третье бетонное кольцо и, только очутившись в Калужской области, поймете, что допустили ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На автомобиле: из Москвы по Можайскому (Минскому) шоссе доехать до 85 км и повернуть на указателе «ВЕРЕЯ» налево, по этой дороге еще 28 км. Не прозевать поворот в дер. Колодкино направо, т.к. налево вы выедете на третье бетонное кольцо и, только очутившись в Калужской области, поймете, что допустили ошибку. Можно от поворота с Минского шоссе использовать указатель «Акварели», т.к. этот пансионат находится в Верее. Качество дороги от поворота с «Минки» до Вереи довольно неплохое. Второй вариант - использовать Киевское шоссе, этот вариант становится по мере реконструкции шоссе более предпочтительным, особенно в летний период. Доехав до поворота на Наро-Фоминск, в Наро-Фоминске на Т-образном перекрестке (напротив «Макдональдса»), повернуть направо и следовать далее по основной дороге, проехав городок Кантемировской дивизии на окраине Наро-Фоминска примерно через 1 км, на указателе «Верея» повернуть налево и далее опять следовать по основной трассе. Общественным транспортом: на автостанции «Тушинская» сесть на прямой автобус «Москва-Верея» (на маршруте ходят комфортабельные автобусы «Мерседес») и через два часа оказаться в центре города. Автобусы ходят довольно часто, но в летний период в пятницу лучше купить билет заранее. Можно использовать электричку с Киевского вокзала до Наро-Фоминска, а далее на внутрирайонном автобусном маршруте добраться до Вереи. Этот вариант, пожалуй, самый неудобный, т.к. автобус идет в Верею со многими остановками около 1,5 часов, автобусы часто переполнены, придется стоять, а в пятницу летом иногда просто невозможно зайти в автобус, да и рейсов не так много. Правда, в последнее время этот маршрут активно осваивают маршрутные такси и эта проблема потихоньку снимается. Более простой вариант: с Белорусского вокзала доехать до станции Дорохово (1,5) часа, далее рейсовым автобусом до Вереи, если опоздали на автобус, можно использовать такси. Можно доехать до Можайска (2 часа) и далее опять же рейсовым автобусом или такси, но от Можайска до Вереи рейсовые автобусы ходят реже, чем от станции Дорохово до Вереи.

http://sobory.ru/article/?object=02362

Завершавший в это время часовню довольно высокий восьмигранный шатер, основание которого было прикрыто килевидными кокошниками (по одному над каждой гранью объема) визуально был разбит на два яруса профилированным карнизом. Металлическое покрытие шатра различалось по ярусам. В верхнем ярусе оно было гладким, а в нижнем ярусе примерно на две трети его высоты оформлено метрическим рядом вертикальных полос, объединенных вверху декоративным пояском, своим рисунком напоминающим мотив «бегунца». Ребра шатра на всю его высоту были профилированы. В верхней части шатра на его гранях (по сторонам света) располагались небольшие оконца-«слухи». Наши знания об архитектурном облике часовни в 80-х годах XIX в. дополняет изображение памятника на рисунке В.И. Сурикова «Вид Красноярска», выполненном в 1887 году. Судя по этому рисунку, видимые оконные проемы часовни имели большую высоту (от арочных перемычек до пояса горизонтально уложенных прямоугольных филенок). Предположительно такую высоту могли иметь все оконные проемы часовни. В 1908 году властями Красноярска было принято решение о ремонте здания часовни. Согласно смете, составленной в сентябре этого года городским архитектором Дриженко С.Г., предусматривалась частичная замена металлической кровли шатра, исправление сливов между кокошниками. Поверхность шатра предполагалось выкрасить в зеленый цвет краской «медянкой». Внутренние и наружные поверхности стен часовни белились, пол в часовне должен был стать бетонным. Упоминание в смете краски «медянки» позволяет высказать предположение, что после ремонта шатер часовни и покрытия кокошников получили зеленый цвет, как известно весьма характерный для колористического решения большинства церковных построек Енисейской губернии этого и более раннего времени. Нельзя исключить, что и до ремонта 1908 года цвет шатра был также зеленым. Судя по фотоснимкам, выполненным в начале 1910-х годов, в этот период времени большая часть граней объема часовни была прорезана оконными проемами с арочными перемычками, из-за своего небольшого размера приобретшими «бойничный» характер.

http://sobory.ru/article/?object=00952

Из переписки Енисейской губернской строительной комиссии и Красноярского духовного правления следует, что в апреле 1853 года вместо прапорщика Лапина надзор за строительством часовни на Караульной горе был поручен губернскому архитектору А.В.Илышеву. Строительство новой каменной часовни на холме «Кум-Тигей было завершено в 1855 году. Проект архитектора Алфеева Я.И. не сохранился, поэтому первоначальный архитектурный замысел постройки не известен. Представляется, что архитектура часовни была обусловлена особенностями проектирования культовых зданий в России в 40-50-х годах XIX в. Главнейшей из этих особенностей являлось обязательное следование проектам «православных церквей», собранным в альбоме, который был издан крупнейшим российским архитектором Константином Андреевичем Тоном в 1838 году. Распоряжение об этом было официально распространено в 1841 году. По императорскому повелению при составлении проектов православных церквей требовалось, что бы «преимущественно и по возможности сохраняем был вкус древнего Византийского Зодчества». Следуя «национальному вкусу» в столице Енисейской губернии в 1840-1850-х годах по проекту К.А. Тона разворачивается сооружение грандиозного для масштабов местного зодчества Богородице-Рождественского собора с ведущей в его архитектуре темой величественного шатра. Именно влияниям шатровых форм завершений храмового объема и колокольни строящегося в Красноярске нового кафедрального собора следует объяснять формы рассматриваемого памятника. Из-за отсутствия документальных источников сегодня невозможно сделать однозначный вывод о том, насколько точно был реализован проект архитектора Алфеева Я.И., и какие изменения происходили в первоначальном архитектурном облике красноярской часовни во второй половине XIX века. Из наиболее ранних известных графических изображений часовни является ее фотоснимок, сделанный А. Поповым в 1887 году в период научных наблюдений за полным солнечным затмением. Несмотря на неполное изображение часовни, снимок дает возможность составить некоторое представление о ее отдельных деталях.

http://sobory.ru/article/?object=00952

Боровичи. Церковь Параскевы Пятницы. Церковь мученицы Параскевы Церковь. Действует.   Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:1796. Ссылки:   Адрес: Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, ул. Суворова, д. 26в Координаты: 58.398653, 33.885464 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью  К северу от Свято-Духова монастыря находилась деревянная церковь во имя св. вмч. Параскевы Пятницы, древней покровительницы Боровичского края. К ней от монастырского соборного храма св. Иакова вела красивая березовая аллея, посаженная в 1868-70 гг., по сторонам которой находились монастырские поля. Храм св. Параскевы был главным храмом Пятницкого Боровичского погоста. Рядом с ним находился родниковый источник, освященный в честь св. Параскевы, с давних времен почитавшийся как чудотворный. В 1613 г. Пятницкий храм и погост были сожжены шведами. Этот погост, как административный центр, уже больше не возобновлялся. На месте сожженного храма через несколько лет была поставлена большая деревянная часовня во имя св. Параскевы. В 1796 г. в часовне был устроен престол. Она была освящена как церковь в честь св. Параскевы Пятницы. Эта дата считается основанием храма, сохранившегося до настоящего времени. Архитектура Пятницкой церкви и сейчас сохраняет элементы старинной часовни. Богослужения в ней были редки. Службы проходили в праздник св. Параскевы и во все пятницы, начиная от девятой пятницы от Пасхи и до Ильинской пятницы. В остальное время окна церкви были закрыты ставнями. У храма постоянно находился монах, так как к источнику, который был под небольшой надкладезной часовней, приходили люди за святой водой. Кроме того, была в г. Боровичи традиция приходить к храму и источнику молодым людям, желающим венчаться, чтобы договориться о свадьбе. В это время храм имел высокий фундамент из красного кирпича. Над центром кровли возвышался восьмигранный световой барабан с полушаровым куполом. Над западной частью храма была небольшая звонница. Кресты над куполом и звонницей были вознесены на главках. Снаружи церковь и звонницу украшали иконы, написанные на досках. Одна из них изображала св. Иакова Боровичского и св. Модеста, патриарха Иерусалимского на фоне Свято-Духова монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=11656

Церковь вмц. Параскевы Пятницы (Боровичи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь великомученицы Параскевы Пятницы была построена в конце XVIII века, была главным храмом Боровичского Пятницкого погоста. Престольный праздник: 10 ноября, день памяти вмц. Параскевы Пятницы. Содержание История [ править править код ] В северной стороне от Свято-Духова монастыря стояла выстроенная из дерева церковь, освященная во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы — древней покровительницы обширного Боровичского края. К церкви от соборного храма святого Иакова ведет березовая аллея, высаженная на протяжении 1868-1870 годов, по обеим сторонам от которой располагались просторные монастырские поля. Церковь Параскевы Пятницы стала главным храмом Боровичского Пятницкого погоста. Неподалеку от храма находился святой родниковый источник, также освященный во имя Параскевы Пятницы, который с того времени всегда почитался как чудотворный. В середине 1613 года храм был безжалостно сожжен шведскими войсками, после чего погост в качестве административного центра больше никогда не возобновлялся. На месте ранее существующего храма на протяжении нескольких лет стояла выстроенная из дерева часовня во имя святой Параскевы. На протяжении 1796 года в часовне был приспособлен престол, а освящена она была как храм в честь святой Параскевы Пятницы — именно эта дата стала датой основания храма, который сохранился до современного времени. Архитектурная составляющая церкви даже сегодня сохранила в себе элементы той старинной часовни. Здесь достаточно редко проводились богослужения, но всегда службы осуществлялись в праздник святой Параскевы, а также по всем пятницам, начиная с девятой пятницы от праздника Пасхи и до самой Ильинской пятницы. У ворот храма всегда сидел монах, ведь чтобы пройти к святому источнику, нужно было попасть на территорию церкви. В те времена церковь стояла на высоком фундаменте, выстроенном из красного кирпича. В центральной части кровли разместился световой восьмигранный барабан, оснащенный полушаровым куполом. Со стороны запада над храмом имелась набольшая звонница. Имеющиеся над звонницей и куполом кресты были воздвигнуты на небольших главках. С наружной стороны храм и звонницу украшали красивые иконы, расписанные на досках.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмц._П...

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня великомученицы Параскевы Пятницы расположена на центральной площади города, приписана к Рождественскому собору. Точное время постройки неизвестно, но на фотографиях конца 19 века она присутствует. В советское время часовня была закрыта и использовалась в хозяйственных целях. В 1999 г. часовня возвращена Рождественскому собору и отреставрирована. В часовне находится уникальная резная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. Икона хранилась в церкви Илии Пророка. В 2000 году она торжественно крестным ходом перенесена в часовню. Напротив входа на территорию верейского Городища находится Пятницкая часовня. Часовня на этом месте известна с давних времен, постройка датируется 19 веком. Здание часовни Параскевы Пятницы архитектурно перекликалась со зданием Уездного училища, которое стояло через овражек: у них были одинаковые крыши по форме плоского купола. Сама же часовенка имеет кубическую форму и возведена из камня. Пятницкая часовня была закрыта в 1930-е годы, использовалась в хозяйственных целях, отреставрирована и открыта лишь в 1999 году. В процессе реставрации изменилась крыша. Вместо куполообразной крыша обрела четырехскатную кровлю. В часовне хранится древняя резная икона 16 века - великомученицы Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Эта икона до революции находилась в Успенском храме села Набережная слобода, расположенного к югу от Вереи, а после закрытия этого храма была передана в верейскую церковь Ильи Пророка. С восстановлением часовни на Верейском торгу святой образ было решено перенести на новое место, что и было сделано. Часовня приписана к Собору Рождества Христова, что на Городище. Является объектом культурного наследия. http://vereya.su/religiya/chasovni/ В центре города Верея находится Пятницкая часовня, в которой хранится старинный скульптурный образ великомученицы Параскевы, вырезанный из дерева. До революции святыня хранилась в приделе Успенской церкви села Набережная Слобода, находящегося примерно в пятнадцати километрах к югу от Вереи. После закрытия этой церкви резной образ перенесли в единственный действовавший в советское время в Верее Ильинский храм. Оттуда в 1999 году икона была торжественно перенесена на нынешнее место в часовню.

http://sobory.ru/article/?object=02362

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010