Санкт-Петербург. Церковь Пантелеимона Целителя в Соляном переулке. Церковь Святого Великомученика Пантелеимона в Соляном переулке Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Одновременно с созданием Партикулярной верфи на берегу Фонтанки, на её территории была сооружена часовня. В 1722 году был выстроен деревянный мазанковый храм. Освящение его состоялось 2 сентября 1722 года в отсутствие императора Петра I, бывшего в Астрахани и приславшего приказ об освящении церкви во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Особое внимание к этому храму связано с тем, что он был задуман императором как храм-памятник боевой славы российского флота, в знак благодарности за две морские победы в Северной войне - при Гангуте 27 июля 1714 г. и Гренгаме 27 июля 1720 г. - обе в день памяти св. Пантелеймона. В 1734 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны рядом с обветшавшей к тому времени деревянной церковью был заложен каменный храм, сохранившийся почти в первоначальном виде до нашего времени. Каменная церковь строилась в 1735 – 1739 годах по проекту архитектора из штата Полицеймейстерства Н. Шумахера. Однако на стадии проектирования неопытный в храмовом зодчестве архитектор, вероятно, был вынужден внести существенные поправки, предложенные Иваном Коробовым, который одновременно перестраивал в камне сооружения Партикулярной верфи. Освящение церкви состоялось 27 июля 1739 года. Поднявшийся вблизи Фонтанки одноглавый храм с высоким куполом стал одним из самых посещаемых петербуржцами. Строение решено в стиле анненского барокко, особенностями которого являются сложность конфигураций высоких кровель и фронтонов, уплощенность фасадов, украшенных пилястрами, фигурное обрамление окон и двухцветность окраски. Здесь мы видим фасады, скупо декорированные плоскими пилястрами дорического ордера, фигурный барочный фронтон над полукруглой алтарной апсидой, барочное оформление восьмигранного барабана, перекрытого граненым куполом с небольшой луковичной главкой под крестом, колокольню со шпилем своеобразного рисунка. В самом начале 1764 г. при храме была устроена и 25 января освящена церковь святой великомученицы Екатерины, однако в 1783 году по повелению императрицы Екатерины II ее перенесли в храм святого Пантелеймона и сделали западным боковым приделом.

http://sobory.ru/article/?object=01571

С кон. 1736 г. при деревянном особняке купца Николаева действовал временный храм-часовня, к-рый в 1738 г. был официально зарегистрирован Синодом как греч. Екатерининский приход для синайских монахов. В 1739-1741 гг. при участии игум. Евгения была построена и 12 авг. 1741 г. освящена каменная Екатерининская ц. После пожара (июль 1742) храм был вновь освящен 3 авг. 1742 г. В том же году греч. община подала на имя Киевского митр. Рафаила прошение, «дабы им, грекам, на Подоле жительствующим по разным приходским парохиям, такожде и приежжающим грекам к новопостроенной на Подоле греческой церкви на богомолие ходить и всякие християнские требы от оной церкви игумена либо тамошнего священника получать». Митрополит удовлетворил эту просьбу, но, по уверению греков, настоятели соседних приходов продолжали препятствовать им, поэтому аналогичные прошения были поданы и в 1743-1744 гг. С 1744 г. Синайский архиеп. Никифор и игум. Евгений ходатайствовали о предоставлении киевской ц. вмц. Екатерины, при которой уже проживала небольшая монашеская община, статуса самостоятельного мон-ря, напрямую подчиненного Синаю. 2 июня 1748 г. архиеп. Синайской горы Константин I, сообщая в Синод о своем вступлении на архиепископскую кафедру, напомнил и о последней воле своего предшественника, архиеп. Никифора: «Да получим совершенное чрез императорскую грамоту утверждение на монастырец наш сущий в Киеве, святой великомученицы девы Екатерины, предписанный (к Синайской горе), по бывшем изначала благословенном изволении» ( Бабару. 2012). С дек. 1747 г. по благословению киево-печерского архим. (впосл. митрополита Киевского) Тимофея (Щербацкого) игум. Евгений обращался в Синод для решения вопроса о преобразовании Екатерининского прихода в мон-рь. В его прошениях отмечалось, что мон-рь вмц. Екатерины основывался с целью преподавания киевским грекам треб и погребения умерших, а также для временного пребывания здесь греч. священнослужителей и монашествующих. 8 марта 1748 г. Синод заслушал доношение покойного митр. Киевского Рафаила. В нем содержались перевод письма архиепископа Синайской горы Никифора к митр. Рафаилу и прошение игум. Евгения о преобразовании киевского греч. прихода в Киеве в мон-рь. В тот же день Екатерининская ц. была обращена в Екатерининский греч. муж. мон-рь с полным подчинением мон-рю вмц. Екатерины на Синайской горе (Иерусалимский Патриархат) (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 147. Д. 17). С 1748 г. К. м. часто именовали «Греческим подворьем». Во 2-й пол. 50-х гг. XVIII в. в нем проживало 4 насельника. По штатам 1764 г. К. м. был причислен ко 2-му классу с 16 штатными служителями. В 1770 г. в обители проживало 4 насельника, в 1775 г.- 3, в 1776 г.- 2, в 1783 г.- 3 насельника (2 иеромонаха и иеродиакон), в воскресные дни богослужения совершались на греч. языке.

http://pravenc.ru/text/1684557.html

В 4 км к юго-западу от горы Моисея находится гора святой Екатерины, на вершине которой синайскими монахами были обретены мощи великомученицы. В 1553 году здесь была часовня под открытым небом. Существующая в настоящее время часовня сооружена в начале XVIII века. В окрестностях монастыря святой Екатерины, на горе святой Епистимии, находится исихастирий (скит) святых Галактиона и Епистимии с одноименным парекклисионом. В нем в 1962–1964 годах подвизался старец Паисий Святогорец. В последние десятилетия ХХ века скит отстроен старцем Адрианом. У подножия горы святой Епистимии находится парекклисион во имя преподобной Марии Египетской, на холме Иофора, к востоку от Синайской обители – парекклисион святых Феодоров, на горе Аарона, к западу от монастыря – пророка Аарона. В окрестностях камня Моисея существует парекклисион в честь Сретения Господня. В долине Леджа расположены: парекклисион Божией Матери «Живоносный Источник», близ скалы, из которой ударом жезла Моисей извел источник; подворье с церковью Сорока мучеников (восстановлена в 90-х годах XIX b.), окруженное садом и оливковой рощей; парекклисионы преподобного Онуфрия, святых Апостолов, Рождества Пресвятой Богородицы (кафизма Бос тани). В долине Фола (Тлах) находятся: пещера, в которой подвизался преподобный Иоанн Лествичник, и рядом недавно построенный парекклисион во имя этого святого, а также подворье святых бессребреников Космы и Дамиана; в местности Боаба – парекклисион Честного Креста Господня. Монастырский сад расположен на северо-западе от монастырских стен и соединяется с монастырем древним подземным ходом, используемым по настоящее время. На одной их террас выращиваются яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только библиотеке Ватикана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Издание начала ХХ века, именуемое «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» дает нам такие сведения. В сельце Владимирском (Балтым) по указу Пермской Духовной Конспетории от 1 июля 1860 года возведена деревянная часовня. К ней в 1869 году было пристроено отдельное помещение для алтаря. 6 сентября 1893 года по благословенной грамоте епископа Екатеринбургского благочинным протоиреем Василием Лукиным часовня освещена в церковь во имя Святой Великомученицы Праскевы. Одновременно открылась в Балтыме смешанная церковно-приходская школа. Она занимала наемное помещение. Село Балтым было основано в 1840 году по велению начальника хребта Уральского Владимира Глинки. В его честь первоначально село и называлось Владимирским. Возникла необходимость на половинном расстоянии между Екатеринбургом и селом Мостовским организовать земскую станцию. Местные жители обязаны были следить за состоянием дороги, обеспечивать в любую погоду проезд по ней тарантасов и почтовых телег. Тогдашняя стоимость проезда от Екатеринбурга до станции Владимирской равнялась трем копейкам серебром. Через село проделывали свой нелегкий пеший путь и паломники. Жители принимали их охотно. Никто не скупился на подаяния. Адрес: Россия, Свердловская область, г. Верхняя Пышма, с. Балтым, ул. Набережная, 4Б Телефон : +7 (902) 87-21-436 ; +7 (343) 68-77-161 Подробнее... Храм Николая Чудотворца (Среднеуральск) [ править править код ] Приход в городе Среднеуральске организован в 1995 году, но места, где могли бы собираться верующие, не было. Так первое время службы организовывались в частном доме. В 2005 году был выстроен временный деревянный храм, где служили до 2011 года. В 2011 году православная община закончила строительство красивого двухпрестольного каменного храма. Главный престол освятили Великим чином в марте 2011 года во имя святителя Николая Чудотворца, придел — во имя Симеона Верхотурского — в 2014 году. Адрес: 624083, Свердловская область, Среднеуральск, улица Калинина, дом 14 Телефон: +7(922)0207298 Подробнее... Храм страстотерпца Цесаревича Алексея (Среднеуральск) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свердловская_о...

Печерский святой источник (Турово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Туровский Печерский святой источник расположен в небольшой деревне Турово Лужского района. В 1996 году у источника устроили новую купель — предыдущую разрушили еще в 30-е годы прошлого века. Часовня святого Николая Чудотворца здесь также новая. Содержание История [ править править код ] В небольшой деревне Лужского района Ленинградской области под названием Турово находится знаменитый святой Печерский источник. Появление Печерского источника относится к рубежу 16-17 веков, когда в летнюю пору одна деревенская девушка, пасшая свой скот, счастливым случаем была избавлена от непрекращающихся посягательств одного крестьянина явлением Пресвятой Богородицы. На том самом месте, где произошло неожиданное появления Девы Марии, стал пробиваться священный источник, который вскоре стал известным благодаря своей воде с целебными и живительными свойствами. Спустя некоторое время, в расположенной неподалеку пещере появилась чудотворная икона Успенской Божией Матери, на которой также были изображены лики Иоанна Предтечи, Иисуса Христа и всех его Апостолов. В пещере, а именно, в лесном овраге, где появилась икона, была выстроена часовня во имя Печерской Богоматери, которая была полностью выстроена из дерева. Спустя некоторый промежуток времени святая икона Успенской Богоматери была перенесена в новую часовню. Близлежащая к святыне местность стала называться Малой Печоркой. В течение 17-18 столетий чудотворный образ Печерской Богоматери располагался в здании часовни, лишь в 1789 году из часовни она была перенесена в деревню Лугу, в которой был возведен великолепный собор, освященный во имя великомученицы Екатерины. После перенесения иконы в собор на лик была возложена вызолоченная серебряная риза. Каждый год в летнюю пору, после того, как в Луге совершается священная Литургия, проходящая в Воскресенском соборе, крестным ходом икона возлагается к месту своего появления. Известно, что в 1851 году Власов Тимофей – крестьянин из деревни под названием Гобжицы, расположенной при Печечицком приходе, а также богатая помещица Кишкина Варвара возвели новую часовню в деревне Турово, освященную в честь святого Николая Чудотворца. Появление новой часовни было связано с тем, что в 1702 году одноименная церковь в Турово была разобрана. За разработку проекта строительства часовни взялся известный архитектор Петр Лукашевич (проектировщик некоторых построек при Череменецком монастыре), который на протяжении 1849-1850 годов кропотливо работал над проектированием этой часовни. Новый проект был представлен в качестве небольшой часовни, которая по периметру была окружена галереей-гульбищем, красиво увенчанной куполом в форме полусферы и барабаном, оформленным в форме шестигранника. Расположенные на гранях барабана окна особенно подчеркивали сходство с ротондой.

http://azbyka.ru/palomnik/Печерский_свят...

Атласный небесного цвета антиминс в приделе Иоанна Списателя Лествицы, освящённый Преосвященным Дионисием, существует и доныне, как новый. Иконостас в главном храме трёхъярусный, весь вызолочен; в приделах же иконостасы двухъярусные, также вызолочены. Длина храма 19½ саж., ширина 8½ саж., высота 23 саж. Колокольня построена на одном основании с церковью. Главы на церкви и колокольне, и восьмиконечные кресты на главах сделаны из меди и вызолочены червонным золотом. В 1846–1847 г.г. церковь обнесена каменной оградой. В настоящее время Шайтанский храм богат как утварью, так и священнослужительскими облачениями. В храме наиболее замечательны по древности: а) крест напрестольный, серебряный, чеканный, четырёхконечный, с надписью на обороте «1742 г.»; б) две парчовые ризы золотой ткани, пожертвованные в 1760 и 1770 г.г.; употребляются иногда при богослужениях и поныне; в) на колокольне два колокола (по величине 4-й и 7-й из девяти), с одинаковою почти надписью на них – такою: «приложен этот колокол к церкви святой великомученицы Ирины боярыней Анной Леонтьевой, с детьми своими бояры – со Львом Кирилловичем, с Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиными в том же дворе 180 году» (т. е. в 7180 г. от Сотворения мира, в 1672–1673 г. по Р. Хр.). Когда и кем эти колокола пожертвованы в Шайтанскую церковь , неизвестно. Близь завода, на горах, есть две деревянные часовни: одна во имя Вознесения Господня, существует с незапамятных времён, а другая – в честь свв. Кирика и Иулиты: построена в 1877 г., в память избавления завода от чумной эпизоотии. К часовне этой ежегодно 15 июля совершается крестный ход. Есть часовня и в д. Талице; часовня большая, с колокольней, обнесена оградой. Священники Шайтанской церкви живут в квартирах, предоставленных заводоуправлением, а псаломщики получают из церковных сумм квартирные пособия по 24 руб. в год. В заводе существует с 1893 г. смешанная церковно-приходская школа, помещающаяся безплатно в здании, принадлежащем частному лицу. Гробовское село лежит в самой западной части Екатеринбургского уезда, почти на границе с Красноуфимским, – в 77 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм Александра Невского (Балтым) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Александра Невского - православный храм в селе Балтым, был построен в 2005 году, освящен 22 октября 2005 года Викентием архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским во имя святого великого князя Александра Невского. Содержание История [ править править код ] Издание начала ХХ века, именуемое «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» дает нам такие сведения. В сельце Владимирском (Балтым) по указу Пермской Духовной Конспетории от 1 июля 1860 года возведена деревянная часовня. К ней в 1869 году было пристроено отдельное помещение для алтаря. 6 сентября 1893 года по благословенной грамоте епископа Екатеринбургского благочинным протоиреем Василием Лукиным часовня освещена в церковь во имя Святой Великомученицы Праскевы. Одновременно открылась в Балтыме смешанная церковно-приходская школа. Она занимала наемное помещение. Село Балтым было основано в 1840 году по велению начальника хребта Уральского Владимира Глинки. В его честь первоначально село и называлось Владимирским. Возникла необходимость на половинном расстоянии между Екатеринбургом и селом Мостовским организовать земскую станцию. Местные жители обязаны были следить за состоянием дороги, обеспечивать в любую погоду проезд по ней тарантасов и почтовых телег. Тогдашняя стоимость проезда от Екатеринбурга до станции Владимирской равнялась трем копейкам серебром. Через село проделывали свой нелегкий пеший путь и паломники. Жители принимали их охотно. Никто не скупился на подаяния. События первых десятилетий начала ХХ века внесли серьезные изменения в судьбы людей и церкви. В 1921 году вступила в действие директива ВЦИКа от 23 января (13 февраля 1918 года) об отделении церкви от государства и школы от церкви. Религия была объявлена для граждан частным делом. Церковь лишилась прав на имущество, оно объявлялось всенародным и поступало в распоряжение местной власти. От общества избирался церковный совет, с которым председатель сельского совета заключал договор о бессрочном и бесплатном пользовании церковным имуществом. Договор также запрещал проведение антигосударственной пропаганды. Ремонт здания церкви и его содержание должен был поддерживать церковный совет.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Александр...

18 мая 1822 г. монастырь освящён преосвященным Амвросием, епископом Пензенским и Саратовским. Оставшаяся на прежнем месте монастыря каменная церковь во имя Преображения Господня с придельным храмом во имя святых Петра, Алексия, Ионы и Филиппа обращена в приходскую церковь. Шло время, монастырь обстраивался. В 1826 г. была построена каменная тёплая церковь во имя св. великомучеников Дмитрия и Екатерины длиной 9 1/2саж., шириной 5 саж. А в 1829 г. на средства помещика Петра Григорьевича Железнова с западной стороны к ней была приделана небольшая церковь во имя св. великомученицы Параскевы. Кроме этого, была воздвигнута церковь на монастырском кладбище, а при большой Московской дороге устроена часовня и колодец для проезжающих. Для приходящих в монастырь богомольцев рядом с оградой монастыря был построен гостиный двор. Таким образом, насельники монастыря заботились о совершенно чужих им людях, создавая им все условия для богослужения, а также для временного проживания при монастыре. В 1903 г. в монастыре была заложена пятиэтажная колокольня-усыпальница со шпилем. Средства на её постройку - 50000 руб. - пожертвовали потомственные почётные граждане братья Иоаким и Пётр Александровичи Никитины с условием, чтобы под главным храмом была построена нижняя церковь и усыпальница, которая всецело принадлежала бы им и их семейству. Условие было выполнено, в нижнем этаже был построен храм во имя мученицы Иулании (память жены Иоакима Никитина) и святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Церковь освящена епископом Гермогеном в 1904 г. В верхнем этаже построена церковь во имя праведных Иоакима и Анны, которая была освящена епископом Дамианом 21 октября 1917 г. За устроение церкви-колокольни её создатели были награждены орденом Св. Анны 3-й степени. В 1912 г. монастырская часовня была переделана в церковь во имя Знамения Божьей Матери. И, наконец, в 1907 г., усердием иеромонаха Иоасафа при участии благодетелей, была устроена при больничном корпусе деревянная церковь во имя Успения Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=20234

В Июне 1806 г. было совершено заложение храма, а в Декабре 1807 г. освящение придела. Главный же храм был освящен только уже в 1831 г., по благословению преосвященнаго Пермскаго и Екатеринбуркскаго Мелетия. Богослужение в главном храме совершается только летом, а в остальное время – в приделе, чрезвычайно маловместительном. В 1894 г., по просьбе прихожан, епархиальным начальством разрешено оба храма, для расширения, соединить аркой и в приделе престол убрать. Иконостас в холодном храме двух-ярусный, выкрашен белой краской; резьба вызолочена. Утварью и ризницей церковь достаточна. Вблизи с. Уткинскаго, на правом берегу Чусовой, построена деревянная часовня, в которую каждогодно 23 Апреля совершается крестный ход. Есть деревянная же часовня, во имя Св. Иоанна Златоуста, и в д. Каменке. При церкви есть два дома, в которых живут священники и псаломщик. – В д. Каменке, с Января 1901 г., в помещении от общества, существует школа грамоты. Источник: сайт историка Оксаны Корневой Чусовская слобода, пожалуй, самое старинное поселение в Первоуральском городском округе. Датой основания слободы принято считать 1651 год, а ее основателем Афанасия Ивановича Гилева. По перепеси Верхотурского уезда 1659 года к «Чусовской слободе причислены 26 крестьянских дворов. Из них в самой слободе – 12, в деревне Завьялковой – 5, в деревне Крылосова – 8, в деревне Гилевой – 1». Первая деревянная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Уткинской слободе, по данным издания «Приходы и церкви екатеринбургской епархии», была построена в 1690 году. Место ее нахождения и архитектурные особенности нам неизвестны. Это связано, в первую очередь, с тем, что само понятие, Чусовская слобода, термин для XVII века довольно размытый. Вероятней всего, «Слобода» того времени – это группа небольших деревень-хуторов, находившихся на небольшом расстоянии друг от друга. Таким образом, и деревня Кузина, располагавшаяся на левом берегу реки Утки, и Уткинская Слобода (или Малая Слобода), располагавшаяся на правом берегу реки Утки, и будущее село Уткинское (или Большая Слобода), располагавшаяся внутри излучины Чусовой, составляли в конце XVII века одну административную единицу – Чусовскую или Уткинскую слободу.

http://sobory.ru/article/?object=12756

Троицкий административный округ (ТАО). Введенское-Борисовка, урочище. Спаса Преображения, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади, церковь Западный административный округ (ЗАО). Солнцево. Казанской иконы Божией Матери в Мещёрском (деревянная), церковь Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Кремль. Вознесенский монастырь. Церковь Екатерины великомученицы (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Восточный административный округ (ВАО). Восточный. Димитрия Солунского в Щитникове (старая), церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Новомосковский административный округ (НАО). Большое Свинорье. Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Казанской Иконы Божией Матери у Калужских ворот, церковь Северный административный округ (САО). Головинский. Казанской иконы Божией Матери в колокольне бывшего Казанского Головинского монастыря, часовня Центральный административный округ (ЦАО). Арбат. Бориса и Глеба у Арбатских ворот, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Казанской иконы Божией Матери на Воронцовом поле, часовня Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). Лефортово. Казанской иконы Божией Матери при Алексеевском Военном училище, домовая церковь Новомосковский административный округ (НАО). Изварино. Илии Пророка в Изварине, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Софии, Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке, церковь (с приделом Казанской иконы Божией Матери) Северный административный округ (САО). Головинский. Головинский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=167

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010