Бог славы возгреме. Господь на водах многих. Для чего же так торжественно явилась ныне вся Пресвятая Троица? Для того, дабы Сын Божий, Искупитель торжественно, и видимо пред всеми народами, вступил ныне в Свое великое служение роду человеческому и для того, дабы это Богоявление видели и познали все народы, что на земле с человеками действительно вселился не простой человек, но Сын Божий, Сам Бог; и чтоб это уразумели, не только одни Иудеи, но все народы, и уверовали бы в Иисуса Христа Сына Божия. С нами Бог , разумейте языцы! «Слышите, видите, и разумейте, поймите все народы великое дело искупления и вечного своего спасения».  В реке Иордане Сын Божий, над Ним носится Дух Божий, с небес громогласно слышатся слова Отца небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный.. 1 ! которого Я люблю и которого возлюбите все народы, и Его послушайте... Это Богоявление, это величайшее событие случилось ныне на реке Иордане. Сын Божий принял крещение – не потому, что был бы грешен, а для того, чтобы освятить воды и указать нам на необходимость сего величайшего таинства для всех народов, желающих спастись: ибо сказал же Господь: кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в царствие Божие. 2 Спросите: кто обнажил человека, – кто снял с него одежду невинности? Диавол, искусивший человеков в земном раю, откуда они изгнаны Богом. Кто возвратил ему одежду невинности? Христос Господь, который принял на Себя нашу грешную плоть и даровал нам взаимно Свою безгрешную; но – достойно облечься в оную может только тот, кто омывает грехи свои в водах крещения. Слышите слово Апостола в песнопении церкви: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. – «Приняли вы одежду крещения, умерли вы для греха, примите же и одежду безгрешности, чистоты и невинности». Покайтеся, ибо приблизилось к вам царство небесное. 3 «С падением и изгнанием из рая праотцев ваших –  вы потеряли земной рай и царство; и вот Христос Господь возвращает вам и то и другое: вместо земного рая, дарует вам небесное царство: хочет вас ввести не в земной, но в небесный рай, и привести вас к Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Был он неверным, вором, сребролюбцем, лицемером, предателем и, наконец, отчаявшимся самоубийцей. Сын Божий много раз предостерегал его, чтобы он отвратился от своего гибельного пути, но Иуда упорствовал. Сын Божий проявлял к нему ту же любовь, что и к другим ученикам, но Иуда отвечал на Его любовь враждой. Сын Божий преклонился и омыл ему ноги перед самым предательством и из рук Своих дал ему осоленный ломоть хлеба. А хлебом и солью принято встречать самых высоких гостей. Кроткий и смиренный Господь хотел возвысить достоинство Иудино и протянул ему хлеб с солью, приветствовал его хлебом и солью перед самым предательством! Иуда принял хлеб и соль из руки Божией, рукой принял, а сердцем отверг с презрением. Смертный человек отверг любовь Бессмертного! Потому и Господь отверг его решительно, и тогда вместе с хлебом вошел в него сатана. И с того момента Иуда, бывший ученик Христа, вычеркнут из списка людей и вписан в список адских духов. Сейчас ты искушаешь Бога и спрашиваешь, простит ли Господь адских духов и спасет ли их? Ты искушаешь милость Божию так же, как евреи искушали силу Божию на Голгофе, говоря: если Ты Сын Божий, сойди с креста И за это искушение приняли евреи достойную плату уже в этом мире. Берегись, чтобы и тебе не принять плату единомышленников Иуды. Неверно, что Иуде было предопределено быть предателем, как ты думаешь. Ибо, если бы это было так, для чего бы Сын Божий так старался, чтобы отвратить Иуду от злых дел? Для чего бы взял его в ученики Свои и держал рядом с Собой три года? Зачем смирялся бы перед ним, зачем преклонялся бы и омывал ему ноги? Зачем давал бы ему Своей святой рукой хлеб с солью? Читая в душе Иуды страшное намерение, Господь делал все, чтобы спасти его от вечной погибели. Если же сказано, что должно прийти соблазну, сказано еще и это, как строгое предостережение: горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Соблазнитель – это сатана, и ему надлежит творить свое дело, потому надлежит прийти и соблазну, от него и через него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Естественный закон восстанавливается в христианах при крещении вместе с образом Божиим; и если только человек прилагает к тому старание, он в продолжение жизни всё более очищается и просветляется вместе с подобием Божиим. Блаженный Диадох сравнивает образ Божий с рисунком, на который мы накладываем краски в течение нашей жизни, всё более приближаясь и уподобляясь Богу 481 . Но закон естественный есть и у неверующих, и у язычников, однако в них он в таком же положении, как и образ Божий, т. е. растлился и пал. Тем не менее, если они всё-таки следуют своей совести, хотя бы и искажённой и осквернённой, но всё же вложенной как закон Божий в их сердца, она ведёт их к Богу. Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствуют совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (см.: Рим. 2:14–15 ), говорит апостол Павел. Для христианина же, в котором чрез крещение восстанавливается образ Божий и очищается совесть, последняя связывается ещё с ангелом-хранителем. Иоанн Лествичник так говорит о совести: «Совесть есть слово и обличение ангела-хранителя, данного нам при крещении» 482 . Мы-то, люди, опять можем образ Божий в себе затмить, но у нас есть ангел-хранитель, и наша совесть – его слово. «Совесть есть естественная книга (велений Божиих); деятельно читающий оную получает опыты Божественного заступления», – говорит Марк Подвижник 483 . Вот ангел-хранитель и даёт нам возможность деятельно читать книгу естественного закона. Можем ли мы доверять нашей совести, можем ли руководствоваться в жизни велениями этого голоса, который то оправдывает, то обвиняет нас? Да. «У нас есть достаточное руководство – совесть, и невозможно, чтобы кто-нибудь лишен был её помощи» 484 , – отвечает Иоанн Златоуст . Если желаешь всегда иметь душеспасительное руководство, внимай своей совести и неотложно исполняй, что она будет внушать тебе. Иоанн Златоуст указывает нам, что если бы мы, христиане, внимательно относились к своей совести теперь, после крещения, имея при этом и ангела-хранителя, мы всегда могли бы знать волю Божию, как это было у первых людей до грехопадения. В нашей воле повиноваться совести или попирать её и пренебрегать ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

И Дух Божий, Который носился вверху бездны, постепенно довершал творческое дело. (Поучение). И так, Дух Божий, как видим, от сотворения мира и доныне есть источник благ и жизни податель; и справедливо мы обращаемся к Нему, яко не далече от единаго коегождо от нас суща ( Деян.17:27 ), умоляя Его, чтобы Он пришёл и вселился в нас. Ибо как земля пустая, необразованная действием Св. Духа, сделалась украшенною и плодородною; так и человек, в которого вселится Дух Господень, делается из плотского духовным, и плод свой приносит в своё время. Плод же духовный, как говорит Ап. Павел, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Этих свойств должны быть исполнены все мы, которые именуемся Христовыми (Христианами); ибо нам говорит Писание: разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? ( 1Кор.3:16 ). – Блажен, в ком есть это Дыхание Вседержителево ( Иов.32:8 ); горе же, кто отчужден от жизни Божией ( Еф.4:18 ). – He имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть ( Быт.6:3 ), сказал Бог о людях допотопных, и предал их на истребление. И ныне, как и всегда, Духу Святому противятся все живущие по плоти, – ибо закону Божию не покоряются ( Рим.8:7 ). Хотя Дух, «иже везде сый» и вся исполняяй, во всякое время и на всех путях их окружает, но не вселяется, по причине сопротивления их. Горе же таким; ибо грядет гнев Божий, как сказано, на сыны непокоривые ( Еф.5:6 ). (Первый день). Земля при начале бытия своего была во тьме, какой не бывает и в самую тёмную ночь. Впрочем такая темнота быть могла только для зрения нашего, a не для Божественного, от которого никакая тьма не затмит ничего. Ибо нет тьмы в очах Господних, – для Него и ночь светла, как день, и тьма пред Ним тоже, что свет ( Пс.138:12 ). Бог пребывает в вечном свете, ни для какой тьмы неприступном. He было только временного света, и Бог сказал: да будет свет! и свет явился мгновенно, земля стала видна, и вселенная приняла новый вид. Наступил день, какого не было на земле, – день первый.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иисус сказал отцу бесноватого отрока: «“Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему”. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: “верую, Господи! помоги моему неверию”» (Мк. 9: 23–24). Вера есть, прежде всего, дар Божий, и мы должны испрашивать этот дар в молитве Исповедник Церкви Русской святитель Афанасий (Сахаров), проведший более 30 лет в ужасных страданиях в заключении и ссылках, указывал, что вера есть, прежде всего, дар Божий и мы, подобно апостолам, должны испрашивать его в молитве. «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17: 5). И отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Слезы – спутники не только радости и горя, но и покаянного чувства. Для получения дара веры, укрепления в вере мы должны предуготовить себя покаянием, перестать быть родом развращенным. Это слово «развращенный» в Евангелии обозначено греческим глаголом диастрефо , что значит не только «развращать», но и «поворачивать (с ног на голову), искажать, приводить в замешательство, опрокидывать». Зачастую искаженное понимание того или иного явления нашей жизни укореняется в сознании, в духовном настрое человека и препятствует ему, подобно книжникам, уверовать в Евангелие. Люди могут настолько развратиться в своем разуме, что просто не хотят, чтобы Бог существовал. Потому что Бог мешает им жить свободно – по свободе диавола, а не той свободе, которую дарует нам Дух Божий. Родом развращенным могут стать и огромные группы людей, народы, цивилизации. Это мы узнаем из Священного Писания, да и реалии настоящего времени, когда крайние по своей мерзости формы греха возводятся в норму могущественными многомиллионными государствами, наводят на подобные размышления. Но Господь, совершенная Кротость и Любовь, не отсекает никого от возможности прийти к Нему, а кротко увещевает: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Эти слова Спасителя свидетельствуют о том, что Бог каждому человеку предлагает дар веры. Но человек свободен принять или отвергнуть Божий дар.

http://pravoslavie.ru/111563.html

Илия-Пророк I Во дни нечестивого царя Израильского Ахава и жены его Иезавели, народ израильский позабыл истинного Бога и поклонялся идолу Ваала, бога солнца. В самой столице царства, Самарии, царь устроил капище Ваалу и жертвенник, и тут покланялся ему. Тогда восстал, для обличения царя и народа, пророк Божий Илия Фесвитянин (родом из Фесвы). Он пришел к царю Ахаву и сказал ему: – Жив Господь, пред Которым я стою! вот наступят годы, в которые не будет ни дождя, ни росы. А, если будет, то только по моему слову. И, сказав это, пророк Божий удалился, по слову Божию, в пустыню, за Иордан, и здесь скрылся недалеко от потока, и никто не знал, где он живет. Утром и вечером прилетал к нему ворон и приносил куски хлеба и мяса; а воду пророк пил из потока. Но вот, началась страшная засуха, и высохла вода в потоке. Тогда сказал Бог пророку Илие: – Встань и иди в Сарепту Сидонскую. Там прокормит тебя вдова, по слову Моему. II Илия встал и пошел в Сарепту Сидонскую. Когда он подошел к воротам города, то увидел: вот, женщина ходит и собирает дрова. И сказал ей Илия: – Принеси мне немного воды в сосуде: хочу пить. Женщина тотчас пошла за водой, а Илия закричал ей вслед: – Принеси мне еще и кусок хлеба! Тогда сказала ему бедная женщина: – Жив Господь твой! у меня дома нет ничего печеного. Осталась у меня горсточка муки в сосуде и немного масла в кувшине. Вот, я наберу дровец, сделаю последний хлеб себе и сыну, – поедим и умрем! Илия пророк сказал ей на это: – Не бойся! Сделай, как ты рассказала, но прежде, пойди и сделай небольшую лепешку для меня, и принеси ее мне, а сыну и себе ты сделаешь после. Так говорит Бог Израилев: мука в сосуде не убудет, и масло в кувшине у тебя не истощится, пока не пошлет Господь дождя на землю. Женщина поверила словам пророка и послушалась его. И за это, не убывала у ней мука и не иссякало масло. И кормилась она с сыном, и пророк Божий с ними. Однажды сын ее заболел тяжко. И вот, не стало у него дыхания. Тогда пошла вдова к пророку Илие и сказала ему: – О, Божий человек! Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Как узнать, что некоторые люди соблазнены диаволом? – Об этом говорит их ненависть к Богу и людям, а также их злоба, обман и насилие. Чего больше всего боятся бесы? – Имени Господа нашего Иисуса Христа. Чье имя больше всего ненавидят безбожники? – Имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего. 2.1.2. Второй член Символа Веры Как читается второй член Символа Веры? – И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Что означает имя Иисус Христос? – Иисус означает Спаситель, ибо Он пришел спасти людей от сатаны, греха и смерти. Христос означает Помазанник (как издревле называют Царей, Первосвященников и Пророков). Как понимать, что Иисус Христос – Сын Божий? – Это следует понимать так, что Он один только есть Сын Божий, рожденный Богом Отцом, а не сотворенный Им. А велика ли разница между словами «рожденный» и «сотворенный»? – Да, очень велика. Подобно тому, как человек рождает свое дитя одной с ним природы, но, в то же время, может создать, к примеру, механизм, который другой природы, так и Бог породил Своего Сына из Своего вечного существа, и потому Сын Божий наделен от Бога Отца таким же Божеским естеством. Но Бог сотворил также бесчисленное множество животных и предметов, которые не обладают божественной сущностью. Почему Сын Божий назван Светом от Света? – Бог Отец есть вечный Свет мудрости и любви, поэтому логично, что Сын, рожденный от Такого Отца, есть Свет от Света. Что означают слова: Бога истинна от Бога истинна? – Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец. Иисус Сам подтвердил это словами: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). Почему мы говорим: Имже вся быша? – Бог Отец все на небе и на земле сотворил через Сына Своего, что подтверждает Библия : «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). 2.1.3. Третий член Символа Веры Как читается третий член Символа Веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Корабль, плывший по Средиземному морю, внезапно попал в страшный шторм. Громадные волны грозили вот- вот потопить суд­но. Люди потеряли всякую надежду — гибель казалась им неотвра­тимой. Восстает бурный ветер и высоко поднимает волны, [ко­торые] восходят до небес, нисходят до бездны; душа [человека] истаивает в бедствии (Пс 106. 25–26). В столь решительную минуту морякам пришла спасительная мысль обратиться с молит­вой к святому Николаю, которого никто из них никогда не видел, но все слышали, что Мирликийский архиепископ является скорым помощником в бедах. Корабельщики стали взывать к милостивому Николаю, и надежда на Божьего угодника не обманула их. Святи­тель, словно ангел, тотчас появился на корме судна и произнес: «Вы звали меня, и я пришел избавить вас от смерти». Ободрив экипаж, подражатель Христа Николай усмирил море, как некогда сделал это Сам Спаситель. И исполнилось слово Гос­пода: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин 14. 12). Воистину, верный слуга Божий повелевал морем и ветром, и они были ему послушны. Господь превращает бурю в ти­шину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их [людей] к желанной пристани (Пс 106. 29–30). При легком попутном ветре святой направил судно к берегу и стал невидим. Живыми и невредимыми моряки прибыли в Миры. В городе корабельщики пошли в соборную церковь, чтобы найти своего благодетеля и поклониться ему. В это время Николай находился в храме среди клириков. Мореплаватели сразу узнали доброго пастыря и припали к его ногам. Они рассказали собравшимся в церкви людям о том, как святитель по первому их зову чудесным образом явился во время бури на тону­щий корабль и избавил всех от неминуемой смерти в морской пучине. Но великий заступник не только сохранил корабельщикам жизнь, он проявил ревностное попечение о спасении их душ. Про­зорливый старец увидел укоренившуюся в моряках порочность. Привычка к разврату, корыстолюбивый нрав и несправедливость к людям требовали врачевания, как тяжкие болезни. «Братья, умоляю вас, поразмыслите и исправьте свою жизнь, обратите ваши сердца и мысли на путь, угодный Богу, — стал уве­щевать мореплавателей славный учитель целомудрия и воздержа­ния Николай. — Можно скрыть свои грехи от людей и даже слыть за праведников, но от Бога ничего нельзя утаить. В Священном Писании сказано: Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар 16. 7). Творите добрые дела и сохраняйте чистоту души и тела. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор 3. 16–17). Живите благочестиво, и Господь будет вашей надежной крепостью во всех испытаниях.

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Кто не просил еще Господа, как Давид, доброму разумению и ведению научить его (Ср. Пс.118:66 ), тот должен признаться, что и, пришедши в дом Божий, вовсе не знает: куда и зачем пришел? Некто из святых удостоился видеть во сне лестницу от земли до неба, сходящих и восходящих по ней ангелов, а наверху Самого Господа Бога; и, восстав от сна, сказал: яко есть Господь на месте сем... аз же не ведех сего ( Быт.28:16 ). И убояся, сказано, и рече: яко страшно место сие: несть сие – простое, но дом Божий, и сия врата небесная ( Быт.28:16, 17 ). И из нас, кто не пришел в познание Божией истины, тот вовсе не знает, даже и по приходе в дом Божий, что страшно место сие не есть простое жилище, но святилище Божие ( Пс.72:17 ), как говорит пророк Давид. Впрочем и он, когда не был еще просвещен в разуме, был во всем божественном несведущ, как говорил о себе: тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою ( Пс.72:22 ). И, действительно, тот, как скот, не разумен, кто, и пришедши в храм Божий, стоит, как бы в простом жилище, поджавши руки и с важностью отставив ногу; великая невежда тот, кто пред лицем Господа стоит так, как не осмелился бы стоять и пред земным владыкою. И, кроме того, блуждающий везде взор, неблагоговейное употребление молитвенных знаков, занятие своим другом, разговоры с ним и даже споры о земных предметах, все-все обнаруживает в нем его невежество. О, неблагомыслящий человек! молиться ли пришел ты в храм Божий, или глумиться? Милости ли просить у Бога, или на гнев Его воздвигать? Или думаешь, что эти приметные людям глумления твои не приметны Богу? Неужели можем мы – сыны лжи, обмануть Бога, когда, по видимости молимся Богу, а вместо благоговения к Нему одна у нас холодность вместо страха Божия, одно невнимание? Ах, это ли первое по святости на земле место нашли мы удобным для дружеских разговоров, и притом – в какое еще время! – когда ангелы предстоят со страхом и Царь славы, принося Себя в жертву Богу, проливает кровь Свою за грехи наши! Припомним то время, когда кровь Христова обагряла землю, то одни из предстоящих, сказано, били себя в грудь, а другие, напротив, уа! – кричали, увеселяясь таким зрелищем. За то ненавидящий врагов Божиих пророк Давид просил Бога: воздай им по делам их, воздай по злым поступкам их за то, что они невнимательны к действиям Господа (Ср. Пс.27:4, 5 ). Так, быть может, и кровь, проливаемая во оставление грехов, вопиет о тех, которые невнимательны к спасительным делам Господним. И таковые пусть не ждут уже себе спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.  Дева сказала: " как будет это " не потому, что она как бы не поверила, но потому, что она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события, ибо ничего подобного не было прежде сего и ни после сего не будет. Поэтому и Ангел прощает Ей и не осуждает как Захарию, но еще объясняет образ события. Захария справедливо осуждается: он имел много примеров, так как многие неплодные рождали, а Дева не имела ни одного примера. " Дух Святый, - говорит, - найдет на Тебя " , устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова. " И сила Всевышнего, - Сын Божий, ибо Христос есть сила Божия (1 Кор. 1, 24), - осенит Тебя " , то есть покроет Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая своими крыльями, так сила Божия объяла Деву совершенно; сие и значит " осенить " . Быть может, иной скажет: как живописец сначала набрасывает тень, потом раскрашивает окончательно, так и Господь, созидая Сам Себе плоть и составляя образ человека, сначала оттенил плоть во утробе Матери, смесив ее из кровей Приснодевы, а потом образовал ее. Но это сомнительно. Ибо одни говорят, что вместе с тем, как Господь осенил утробу Девы, тотчас же стал совершенный младенец, а другие не принимают сего. Выслушай же, что говорит: " посему и рождаемое Святое " , то есть растущее в утробе твоей постепенно, а не вдруг явившееся в совершенном виде. Отсюда и уста Нестория заграждаются. Ибо он говорил, что не Сын Божий, обитавший в утробе Девы, воплотился, но простой человек, родившийся от Марии, стал иметь впоследствии Бога своим сопутником. Пусть же слышит, что рождаемое в утробе, именно оно, было Сын Божий, не иной был носимый во чреве и иной Сын Божий, но один и тот же был Сын Девы и Сын Божий. Смотри, как указал и на Святую Троицу, поименовав Духа Святаго, силу - Сына, Всевышнего - Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010