Ибо в нем Он взял их от края земли, и отдаленных пределов ее призвал Израиля из всех народов, собирая сперва народ иудейский, о котором и апостол Павел говорит: вам бо лепо первее глаголати слово; а понеже отвергосте е, обращаемся во языки ( Деян.13:46 ). Итак, тебе и рабу Моему, и избранному Моему, о котором будет проповедано среди народов и который подвергнется весьма многим преследованиям, Я говорю: не бойся, потому что Я с тобою, которому говорю в Евангелии: се Аз с вами есмь, во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Не заблуждайся и не отступай от истины, и не прельщайся ложным убеждением, что ты своими силами, будучи не опытен и наг, проникаешь в массу народов и самые неукротимые народы призываешь к кротости. Это Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержал или защитил тебя правою рукою праведного Моего, то есть Господа Спасителя, или десницею Моею... Следующее же за тем: Я сделаю тебя молотильнею новою, имеющею острия зубчатые, означает то, что проповедь Евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковы по различию превозношения, называются горами н холмами... И когда они будут унесены и рассеяны как вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израилевом. Мы можем также сказать, что служитель церкви, имея зубчатые острия евангельской проповеди на новой молотильне и действуя не по ветхой букве, а по новому духу, сокрушить жестокосердие неверующих, отделяя пшеницу от соломы и растирая холмы и горы, то есть всех иерархов, которые, быв сокрушены и разбиты, обращаются в пепел и научаются тому, что они ничто, чтобы бывшие худо соединившимися разделились ко благу своему» (ч. VIII, стр. 162–164); то же см. ч. VIII, стр. 184–186; ч. XI, стр. 361. и) В толк. на 6–7 ст. 62 гл. кн. пр. Исаии: «И на спинах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, которые весь день и всю ночь никогда не будут умолкать, напоминая о Господе. Ибо Он не подобен вам, если исправит и сделает Иерусалим славою на земли. Пророк говорит: ради Сиона не умолкну и ради Иерусалима не успокоюсь и прочее до того места, где теперь окончился отдел: будет радоваться Бог твой о тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Он опирается потом на свои дворцы, и Иуда, разделяя то же безумие, настроил много укрепленных городов; но к чему могут служить крепости, когда те, которые защищают их, забыли Бога. Я пошлю по пророчеству Амоса I, 12, огонь на города Иуды, когда он пожрет чертоги Ефрема». – VIII, II – 14. « Не предавайся, как ты это делаешь, радостям язычников; потому что ты гораздо виновнее их, о избранный народ, так как ты оставил твоего Бога, и вместо того, чтобы благодарить Его за блага, дарованные Им тебе, приносишь нечистые жертвы по твоим похотям (1, 2; 11, 5:8). Но вот наступает время, когда они не будут питаться уже своим хлебом и не будут вкушать своих превосходных вин ( Ам.5:11 ; Соф.1:13 ). Они оставят свое отечество, землю Превечного, и пойдут в изгнание в Египет (VII, 16; VIII, 13), в Ассирию, где будут есть нечистое ( Иез.4:13 ). Там не будет более жертв (III – 4); если бы они и захотели принести их, то не в состоянии будут сделать это; их пиршества, Мной не освященные, будут как бы похоронными пирами ( Втор.26:14 ; 2Цар.3:35 ); хлеб их будет служить только для их питания, а в дом Господень он не войдет. Нет более торжественных празднеств! А что вы сделаете с днями, когда должно совершать их (III, 4). Вы будете погребены в доме рабства, и вашими прежними жилищами завладеет колючий терн. –IX, 1–6. «Пришли дни посещения (V. 9; VII, 13; VIII, 13). Тогда Израиль узнает, что если пророки были безумны, как он предполагал, то они были безумны от печали, по необычайности его заблуждения и всех его ужасных преступлений. Ефрем думал, что он бодрствует как страж, держится на страже против своих врагов и имеет на своей стороне покровителем моего Бога; он, уловлявший души простых в сети лжи (V, 1; VI 9), он обвинял пророка, посланного Превечным, в том, что пророк – сеть птицелова на всех путях его; он, чья жизнь была только долгою цепью ужасных преступлений, воображал, будто пророк был чем-то скверным и ненавистным в доме Превечного. Их разврат не уступает ни в чем разврату Гивы ( Cyд. XIX, XX ), и их наказание будет также же страшно».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

«Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» — Ин. VIII, 58. 248 «Питер Пэн» — сказка Джеймса Барри (1860—1937). Герой сказки пожелал навсегда остаться маленьким. 249 «…если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра пойдет в печь, Бог так одевает, кольми паче вам, маловеры» — Лк. XII, 27—28. 250 Михей — библейский пророк. 251 В древнеперсидской религии, реформированной Зороастром, бог зла Ариман противопоставлялся Ормузду (Ахурамазде). 252 Калигула (12—41) — римский император с 37 г ., безумный деспот. 253 Притча о плевелах. — Согласно притче, враг человека, посеявшего на своем поле «доброе семя», засеял его плевелами. Чтобы не загубить урожай, сеятель не рвет плевелы до жатвы, после которой они должны быть сожжены (Мф. XIII, 24). Объяснение притчи: «Поле есть мир; доброе семя, это — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;.. И ввергнут их в печь огненную…» (Мф. XIII. 37). 254 Претворение воды в вино на свадебном пиру — в Кане Галилейской Иисус пришел на свадьбу к беднякам и, когда у них не хватило вина, превратил в вино воду (Ин. II, 1—6). 255 «Еще не пришел час Мой» — Ин. II, 4. 256 Лисы имеют норы, а птицы гнезда — Ср.: Мф. VIII, 20. 257 АполлонийТианский — легендарный греческий мудрец I в. н. э. Ему посвящена книга Флавия Филострата (первая пол. III в.). Аполлонию приписывалось божественное происхождение (он — воплощение Протея) и учение, представляющее собой эклектическую смесь позднего стоицизма и восточной мистики. По преданию, Аполлоний обошел весь Восток, не столько проповедуя новое учение, сколько утверждая свою мудрость и красноречие. 258 Перипатетиками (разгуливающими) называли учеников Аристотеля, так как Аристотель вел занятия, прогуливаясь в саду. 259 Ищите Царства Божия, и это все приложится вам — Ср.: Лк. XII, 31. 260 Эдем — райский сад. 261 Изгнание торгующих из храма — См.: Лк. XIX, 45. 262 Одиссей — герой поэмы Гомера «Одиссея» — после завоевания Трои десять лет странствовал и претерпевал многие бедствия, стремясь на родину — остров Итаку. 263 Когда Аполлоний предстает перед судом и исчезает — Флавий Филострат рассказывает, что одним из чудес Аполлония было его исчезновение от судей императора Домициана (Кн. VIII, 5). 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

II. Давид (1010–970 гг. царь Израиля) И заповедей=∑2 (613 мицвот Моисеевых) Ягве! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? 1. Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, 3. и говорит истину в сердце своем; 4. кто не клевещет языком своим, 5. не делает искреннему своему зла, 6. и не принимает поношения на ближнего своего; 7. тот, в глазах которого презрен отверженный, 8. но который боящихся Ягве славит; 9. кто клянется, (хотя бы) злому и не изменяет; 10. кто серебра своего не отдает в рост, 11. и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек. 205 Вот одиннадцать заповедей Давида, включающие в себя все 613 заповедей Торы. III. Исаия (VIII в. до Р.Х., Иудейское царство) 6 заповедей=∑ (11 заповедей Давида) Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих 1. перестаньте делать зло; 2. научитесь делать добро; 3. ищите правды; 4. спасайте угнетенного; 5. защищайте сироту; 6. вступайтесь за вдову. После этого: Тогда придите, и рассудим, говорит Ягве. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю 206 Справедливость Давидовых заповедей переливается в сосуд мило­сердия Исаии. IV. Михей (VIII в. до Р.Х., Иудейское царство) 3 заповеди=∑ (6 заповедей Исаии). О, человек! сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Ягве: 1. действовать справедливо 2. любить дела милосердия 3. и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. 207 Справедливость и милосердие венчаются смирением. V. Аввакум (VII-VI вв. до Р.Х. в царстве Иудейском и на руинах его). 1 заповедь=∑ (3 Михеевых заповедей)=∑ (6 заповедей Исаии)=∑ (11 заповедей Давида)=∑ (613 заповедей Моисеевых) 1. А праведный своею верою жив будет. 208 Весь закон сводится к вере, которою живет праведность в человеке. Внимательно вглядываясь во внутреннее состояние и призвание еврей­ского народа уже в течение многих веков, складывается впечатление, что это – деньги. От средневековых ростовщиков до всемирного капитала – это путь евреев. Материализм – это их одежда. Те, кто подарил миру живую веру в единого Бога, Бога Авраама, Бога Исаака, Бога Иакова, те сделали безбо­жие и атеизм всемирным. Если и встречаются подлинные атеисты, отри­цающие какое-либо высшее Начало, так это среди евреев. Таков странный и страшный парадокс истории!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

д.), жертвы приносят не священники (как в Лев), а судьи, цари, главы семей (Суд 6,19; 13,19; 2 Цар 6,17). Писания пророков свидетельствуют о том, что в пустыне (при Моисее) служение было лишено той пышности и великолепия, как описано в Лев. Оно соответствовало образу жизни кочевников, не засевавших полей и не насаждавших садов и виноградников. У прор. Амоса (VIII в. до Р.Х.) Бог спрашивает: «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?» (Ам 5,25). Прор. Михей (VIII в.) утверждает, что Богу нельзя угодить жертвами. «О человек, сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим» (Мих 6,8). А у прор. Иеремии (VII в.) Бог говорит: «Отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве. Но такую заповедь дал им: слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, и вы будете Моим народом» (Иер 7,21). Из этого явствует, что: 1) в эпоху Судей и царей сложные ритуальные законы не были известны всему Израилю как обязательные, 2) основой Торы Моисеевой являлся этический монотеизм, его религиозно-нравственные заповеди. Именно поэтому Христос-Спаситель назвал исповедание веры в единого Бога, а также любовь к Богу и ближнему важнейшими заповедями Закона (Мк 12,29-33). Отсюда понятна мысль свт. Иринея Лионского: «Так как в том и другом Завете правила совершенной жизни одни и те же, то они указывают на одного Бога, Который, хотя предписал и особенные приличные тому и другому заповеди, но главнейшие и важнейшие, без которых невозможно спасение, дал одни и те же в обоих Заветах» (Против ересей, IV,12,3). Но в истории Св. Писания нет ничего случайного. Если в Закон Моисеев были внесены преходящие культовые и правовые элементы, это должно было иметь промыслительное значение. По мнению св. Отцов, цель этих дополнений была воспитательной: наполнить религиозным содержанием и обрядами всю жизнь народа Божия, так как он был еще не готов усвоить духовную истину в ее чистоте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Следует отметить, что Виссарион примитивно понимает сам закон «око за око». Априори он толкует его в смысле жестокого закона деспотичного Бога, тогда как в нем справедливость была смягчена и растворена Божиим человеколюбием, уже поэтому данный закон не может быть абсолютно бессердечным, как считает лже-Христос . Закон воздаяния был дан иудеям, сообразуясь с низким нравственным уровнем большинства иудеев в Ветхом Завете, которые в то время не могли бы все принять новозаветную заповедь о любви . Он был установлен не для того, чтобы люди вырывали глаза друг у друга, но чтобы страхом угроз иудеи воздерживались от чрезмерного гнева. Более того, закон «око за око» даже всевал семена благочестия в сердца людей тем, что требовал не только справедливого воздаяния за ущерб и удерживал их от чрезмерного (непропорционального) проявления гнева, но в то же время учил ветхозаветных людей милосердию, ибо «зачинщик преступления достоин был большего наказания» . Господь осуждает преступника на меньшее наказание, чем он заслужил, желая научить людей кротости даже в страдании. Так что слова Христа: не противься злому представляют собой дальнейшее развитие идеи любви, но уже в Новом Завете. Поэтому появившийся при таких обстоятельствах закон «оказывается не исключительно божественным, бывает не чисто божественным учреждением и служит не всецелым воплощением воли Божией» , поскольку он учитывает греховную волю иудейского народа. Божественное в нем преломляется в человеческом, является не во всей непосредственности и ясности, но с соответствующими модификациями и вариациями. Совершенно упускает лже-Христос наличие наряду с заповедью «око за око» ветхозаветных заповедей любви: люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 6, 5) и люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18). Бог в Ветхом Завете выступает не в качестве обвинителя, требующего наказания, как его хочет представить лже-Христос, а призывает к очищению от грехов. Суть завета - не в формальном исполнении закона (делании заповедей, в жертвоприношениях), а в исполнении заповеди о любви к Богу и к ближнему. Эта идея неоднократно выражена через пророков: Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос. 6, 6; середина VIII в. до Р.Х.); О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8, середина VIII в. до Р.Х.) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Следует отметить, что Виссарион примитивно понимает сам закон «око за око». Априори он толкует его в смысле жестокого закона деспотичного Бога, тогда как в нем справедливость была смягчена и растворена Божиим человеколюбием, уже поэтому данный закон не может быть абсолютно бессердечным, как считает лже-Христос . Закон воздаяния был дан иудеям, сообразуясь с низким нравственным уровнем большинства иудеев в Ветхом Завете, которые в то время не могли бы все принять новозаветную заповедь о любви . Он был установлен не для того, чтобы люди вырывали глаза друг у друга, но чтобы страхом угроз иудеи воздерживались от чрезмерного гнева. Более того, закон «око за око» даже всевал семена благочестия в сердца людей тем, что требовал не только справедливого воздаяния за ущерб и удерживал их от чрезмерного (непропорционального) проявления гнева, но в то же время учил ветхозаветных людей милосердию, ибо «зачинщик преступления достоин был большего наказания» . Господь осуждает преступника на меньшее наказание, чем он заслужил, желая научить людей кротости даже в страдании. Так что слова Христа:  не противься злому представляют собой дальнейшее развитие идеи любви, но уже в Новом Завете. Поэтому появившийся при таких обстоятельствах закон «оказывается не исключительно божественным, бывает не чисто божественным учреждением и служит не всецелым воплощением воли Божией» , поскольку он учитывает греховную волю иудейского народа. Божественное в нем преломляется в человеческом, является не во всей непосредственности и ясности, но с соответствующими модификациями и вариациями. Совершенно упускает лже-Христос наличие наряду с заповедью «око за око» ветхозаветных заповедей любви:  люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 6, 5) и  люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19, 18). Бог в Ветхом Завете выступает не в качестве обвинителя, требующего наказания, как его хочет представить лже-Христос, а призывает к очищению от грехов. Суть завета – не в формальном исполнении закона (делании заповедей, в жертвоприношениях), а в исполнении заповеди о любви к Богу и к ближнему. Эта идея неоднократно выражена через пророков:  Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос. 6, 6; середина VIII в. до Р.Х.);   О, человек! сказано тебе, что –  добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8,  середина VIII в. до Р.Х.) .

http://bogoslov.ru/article/3977326

Осия не обходит вниманием социальные язвы общества, но остриё его пророческой критики направлено против другого греха — идолопоклонства, которое для него — духовное прелюбодеяние, измена Единому Богу: «Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом, и тополем, и теревинфом, потому что хороша от них тень» (Ос. 4:11–13). Но близится наказание: «Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе они не могут очиститься?» (Ос. 8:5). Звучат угрозы: «В куски обратится телец самарийский!» (Ос. 8:6); «За тельца Бет-Авена вострепещут жители Самарии и сам он отнесён будет в Ассирию...» (Ос. 10:5–6); «Ефрем сделался виновным через Ваала и погиб. И ныне прибавили они          грех ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, — полная работа художников, — и говорят они приносящим жертву людям: “целуйте тельцов!”» (Ос. 13:1–2). Но для Осии идолопоклонство — это не только грубый фетишизм, не только поклонение тельцам, установленным ещё Иеровоамом I на заре израильской независимости от деспотической власти давидидов, и не только религиозный синкретизм, выражавшийся в культах плодородия и почитании ваалов наравне со Всевышним. Осия квалифицирует как идолопоклонство внешнюю политику своей страны, вектор которой постоянно меняется: «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб... И стал Ефрем как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию» ( Ос. 7:8, 11). Всю третью четверть VIII века над Ближним Востоком нависала грозная тень всесокрушающей военной машины Ассирии — первого в мировой истории государства, претендовавшего на мировое господство. Как перед лицом этой очевидной угрозы следовало вести себя правителям слабеющего Израиля? Состоять в вассальном договоре со сверхдержавой или вступать в альянсы против неё? В армии и в правящем классе были разные взгляды на то, куда должен быть направлен вектор внешней политики царя. Проассирийская и антиассирийская придворные партии соперничали между собой. То одна партия побеждала в этой борьбе, то другая. В зависимости от того, какие настроения господствовали в армии и при дворе, на престоле оказывался то сторонник вассального союза с Ассирией, то его противник. За время от смерти Иеровоама II до падения Самарии (четверть века) на самарийском престоле побыло шесть царей, четверо из которых умерли насильственной смертью. За убийством одного царя и заменой его другим обычно следовала и смена внешнеполитического курса страны. Нередко и сама Ассирия вмешивалась во внутренние дела Израиля, поддерживая проассирийски настроенных князей и военачальников и инициируя свержение непослушных израильских царей.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Со всесожжениями ли предстать пред Ним, с жертвой годовалых тельцов? Тысячами ли овнов Яхве почтить, возлияниями елея без числа? Дам ли Ему первенца за вину мою и дитя мое за грех души моей? О, человек! Сказано тебе, в чем добро, и чего Яхве от тебя ждет: чтоб ты по правде жил, к добрым делам прилежал и в смиреньи ходил пред Богом твоим!” (см. Мих 6:6–8). Итак, голос Бога пророков — это прежде всего голос нравственного сознания. Благочестие — его совестливая верность нормам патриархальной морали, которые оказывались в небрежении со стороны богатых и властных (вспомним, как Исаия — точнее, Девтероисаия, но об этом ниже! — учит не прятаться от сородича, попавшего в нужду). Все участники пророческого движения VIII–VI вв. решительно укоряют богатых и властных; это уже не придворные прорицатели эпохи Давида, а народные проповедники. Недаром позднейшее (внебиблейское) предание утверждает, что многие пророки заплатили жизнью за свою верность правде (Исаия будто бы был распилен по приказу царя Манассе деревянной пилой, Иеремия — побит камнями, Амос и Иезекииль — убиты теми, кого обличали). Новозаветный автор Послания к Евреям в таких словах набрасывает обобщенный образ библейского пророка: …верою побеждали царства, творили правду испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в овчинах и козьих кожах, терпя нужду, скорби, озлобления; те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (11:33,36–38). Первый по времени из авторов пророческих книг — Амос, пастух из северной Иудеи, выступивший в Израиле в середине VIII века. Время его жизни — эпоха расцвета Израильского царства. Но расцвет этот в глазах Амоса построен на неправде, он благоприятен для угнетателей, но бедственен для угнетаемых — и поэтому обречен. “…Вы, что суд превращаете в яд и правду повергаете во прах!.. За то, что вы гнетете бедняка и поборы хлебом берете с него, — вы построите каменные дома,

http://pravmir.ru/literature-vethogo-zav...

1436 “Говорят: для чего было в раю древо, с помощью которого диавол мог успеть в злоумышлении против нас? ибо если бы у него не было обманчивой приманки, то как бы ввел нас в смерть через преслушание? Оно было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания” ( Василий Великий , Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 158–159). 1438 In Genes. homil. XIV, n. 3. Таже мысль – у блаж. Августина (de civit. Dei XIV, 12) и блаж. Феодорита (in Genes. quaest. XXXVII, в Хр. Чт. 1843, III, 370). Последний говорит: “не представляется ли тебе маловажным грех ? Господь отдал Адаму в полное распоряжение все древа, запретив вкушать от одного; а он, оставив все прочие, сорвал плод только с одного запрещенного древа. За сие-то укорял его и Господь Бог, говоря: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? ( Быт. 3:11 )? Это же самое видно и из слов диавола к Еве: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт: 3:1)? Итак преступ­ление не маловажно. От одного только древа им запрещено было вкушать; а они от него-то первого и вкусили”. 1440 “Бог ничего так не отвращается, как гордости. Посему-то Он еще изначала так все устроил, чтобы истребить в нас страсть сию. Для сего мы соделались смертными, живем в печали и сетовании; для сего жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывной работой. Ибо первый человек впал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу” ( Иоанн Златоуст , Беседа на Ев. Mamф. LXV , n. 6, ч. III, стр. 129, Москва, 1843). 1444 “Какая смерть произошла от греха Адамова? Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью” (Простр. Хр. Катих. о чл. III, стр. 43, М. 1840). 1447 Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 155. Срав. слово о подвижн., там же IX, 68. 1457 Tatian. ad Graec. VII; Tertull. adv. Marcion. II, 9; V, 25; Clirysost. in Genes. homil. XVII, n. 7. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010