А мы из истории знаем вот какой случай. Когда св. И. Златоуст был незаконно лишён епископской кафедры, то «цареградстии священннцы, отлучившеся от изгнавших св. Златоуста, и оставивше церкви, в бане народней спасительно священнодействоваша на св. Пасху» (Марг. л. 15, житие). Неужели о. Сергий скажет, что и те священники повинны клятве? А если он будет оправдывать их, то оправдает и наших священников. Вот в каком теперь он находится положении! Почтенный наш собеседник уверял вас, что апостолы могли грешить только до сошествия на них Святого Духа. Посмотрим в Писание, – так ли это. Св. Иоанн Богослов, уже после сошествия Духа Святого, говорит о себе и других христианах: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что не согрешаем, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 )... Значит, все апостолы и после сошествия Св. Духа грешили, а грех и есть ересь. В послании к галатам еп. Павел говорит: «Когда Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему; потому что он подвергся нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ними лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием» ( Гал.2:11–13 ). Вот вам и ясное доказательство, что ещё апостолы впадали в грех лицемерия, значить заблуждались. А уж если апостолы не могли устоять в святости, то епископы-то и подавно. Только один Бог верен в Своих словах. «Верно слово, говорит ап. Павел, если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас. Если мы не верны, Он пребывает – верен, ибо Себя отречься не может» ( 2Тим.2:11–13 )... Вот вам и епископы! Уж, быть может, и пошли бы мы к единоверцам, да очень уж церковь их юная, молочком пока ещё только питается, твёрдой то пищи им ещё не дают. Молятся они хорошо, крестятся истово. Но это доказывает, что в них всё ещё царствует дух раскола, и вот как разучатся креститься, как не будут уметь себя перекрестить, так и будут уж настоящие православные...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот, какие дельные и практические советы и указания нашим сельским школам даёт бывший профессор Московского университета, пожелавший сам сделаться учителем этой скромной школы. С книгой С.А. Рачинского весьма полезно ознакомиться и нашим сельским учителям, и священникам: они встретят в ней много других драгоценнейших сведений, которыми могут воспользоваться и на благо церковной школы. И.Н. Захарьин Известия и заметки Тихвинский П., свящ. Посещение таврическими сектантами местного епископа//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 765–771 16-го марта текущего года, Преосвященнейшего Николая, Епископа Таврического, посетило 5 человек сектантов из с. Астраханки – молоканской. Почти все они были представители 2-го Донского и баптистского толков, признаваемых, как известно, епархиальным начальством штундистскими. Владыка принял их и вступил с ними в мирную беседу. Вот приблизительный разговор его с ними: «Здравствуйте, Ваше Преосвященство!» – Здравствуйте, здравствуйте! Кто вы такие и чем могу быть вам полезным? (Под благословение они не подошли). «Мы, ваше преосвященство, молокане.» – Вы, верно, любите молоко, что так называете себя? «Мы любим молоко, только другое – словесное молоко, как и слово Божие говорит». – Правда, Ап. Павел упоминает про «словесное молоко». Но он же говорит, обращаясь к Коринфским христианам: я питал вас молоком, а не твёрдой пищей, ибо вы были ещё не в силах ( 1Кор.3:2 ); также и в послании в Евреям: для вас нужно молоко, а не твёрдая пища, (Но) всякий, питаемый молоком несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным ( Евр.5:12–15 ). Посему я вам желаю, чтобы и вы познали слово правды и, перестав быть новорождёнными младенцами ( 1Пет.2:2 ), возрастали в мужа совершенна ( Еф.4:13 ) дабы возрасти вам во спасение ( 1Пет.2:2 ). «Молоканами нас называют другие, а если и мы называем себя так, то больше по привычке; на самом же деле мы такие же христиане, как и все.» – Тогда почему бы вам и не называться христианами. Ведь вы знаете, – слово христианин восходит к первым векам Церкви Христовой: ещё в Антиохии, в век Апостольский, последователи Христа стали называться христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Им хочется доказать, что после Христа они святы уже одной верой в Его страдания, и что потому для них не нужно православное церковное устройство, – и вот с изумительной дерзостью они начинают подтасовывать для своей цели апостольские писания. Но суетны их замыслы: познал Господь своих... И слово Божие и всё прав. церковное сознание отметают подобное кощунственное отношение к глаголам Вечной жизни. Сектантам не утвердить своего излюбленного догмата об оправдании верой в той ложной форме, в какой им хочется. Истина останется непоколебимой и всегда будет гласить: «вера без дел мертва сама по себе ( Иак.2:17 ). – Этого, впрочем, не смеют отрицать даже «духовные» сектанты. И они признают необходимость для христианина милосердия, любви к врагам, незлобия и т. п. Но у них нет главных христианских дел. – Законного совершения и участия в богоучреждённых церковных таинствах. Без таинств же и без благодатного общения в них со Христом стараться быть добродетельным – всё равно, что пытаться укрепить больное дерево, не заботясь о корне, уходом за его сучками. Пусть сектанты по сему случаю вспомнят евангельские слова: «как ветвь не может приносит плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы – говорит Господь – если не будете во Мне... Ибо без Меня не можете делать ничего» – Ин.15:4,5 . Харьковский епархиальный миссионер Д. Боголюбов Amicus. Открытые письма к другу интеллигенту, увлекающемуся учением Л.Н. Толстого//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 72–81 Благодарю тебя, друг мой, за твоё, дышащее полной правдивостью и откровенностью письмо. Искренний тон твоего письма невольно вызывает такой же ответ, и как бы я рад был, если бы это, идущее от сердца слово моё, хотя немного, успокоило бы тебя. Ты страдаешь, ты сильно, глубоко страдаешь; я это вижу и не знаю, буду ли в состоянии помочь тебе 51 . Знаю только, что твоё состояние ещё не безнадёжно, что для тебя ещё не закрыт выход из тьмы мучащих тебя противоречий и сомнений. Думаю так потому, что знаю тебя, как честного, правдивого и невинного мальчика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иеронима (Киев. 188о г. 6 ч. его творений). У последнего из книги Иеремии лишь 32 главы объяснены, а на Плач вовсе нет. В новой русской литературе проф. И. С. Якимова: Толкование на кн. пр. Иеремии (Спб. 1879 – 1880 гг.), Н. И. Троицкого: Книга пр. Иеремии (Тула. 1899 г.), у последнего объяснены 23 главы. На книгу Плач есть объяснение у г. Благовещенскаго. Книга Плач (Киев, 1899 г.). Кроме того, недавно вышло и помещено в VI томе Толковой Библии, изд. при Страннике, объяснение Розанова на книгу Иеремии и Плач (Спб. 1909 г). Кроме того мы имели и будем иногда цитовать иностранныя пособия: Cursus Scripturae Sacraë Ieremia et Lamentationes. Par. 1889 и 91 г.; Kautzsch. Heilige Schrift. Tübingen. 1909 г. Schleusner. Novus Testamentus sive Lexicon in LXX. 1820 – 21 гг. Eger. Griechisch – Deutsches Wörterbuch zum Neuen Testamente. Giessen. 1908 г. Genesius. Hebr. u. Aram. Handwörterbuch. üb. d. Alt. Testam. ed. Buhl. Leipz. 1905 г. Начатый книгою Исаии перевод пророческих книг будет нами и впредь продолжаем. Этот отдел ветхозаветного канона наиболее нужен для христиан: в нем предвозвещен Христос с наибольшею ясностию. Глава 1 Иер. 1 :1. Слово Божие, бывшее к Иеремии, сыну Хелкии, из священников, который жил в Анафофе, в земле Вениаминовой. Иер. 1 :2. Это 11 слово Господне было к нему во дни Иосии, сына Амоса 12 , царя иудейского, в тринадцатый год царствования его. Иер. 1 :3. Было также во дни Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, до одиннадцатого года Седекии, сына Иосии, царя Иудейского, до пленения Иерусалима в пятом месяце. Иер. 1 :4. И было ко мне слово Господне: Иер. 1 :5. Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя. Иер. 1 :6. И я сказал: Владыко Господи Боже! вот я не умею говорить, ибо я отрок еще. Иер. 1 :7. И сказал Господь мне: не говори: „я – отрокъ“, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, ты пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Иер. 1 :8. Не бойся их, ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, говорит Господь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Выпускник Пажеского Его Величества полка (1860). Перешел награжданскую службу, коллежским секретарем. С 22.02.1874 г. камергер, новгородский вице-губернатор. С 03.09.1882 г. действительный статский советник, архангельский губернатор. С 22.07.1883 г. уфимский губернатор. С 16.02.1889 г. тайный советник, казанский губернатор. С 16.12.1904 г. член Государственного совета.) 328 (Ректор Академии – имеется в виду Алексий (Молчанов Алексей Васильевич, 05.10.1853–20.05.1914) – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Родился в с. Кильмезь Сарапульского уезда Вятской губернии. Окончил Вятскую ДС (1876), определен учителем в земскую школу с. Сметановского Яранского уезда, затем заведовал 2-классным Кукорским земским училищем. В 1883 г. поступил в КазДА. 21.11.1883 г. рукоположен во диакона, 22.10.1885 г. – во иерея. Окончил КазДА со степенью кандидата богословия (1887). С 01.09.1887 г. законоучитель 3-й казанской гимназии. 19.05.1888 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение«Святой Киприан Карфагенский и его учение о Церкви» (Казань, 1888). С 09.11.1890 г. законоучитель в казанском училище глухонемых детей, с12.08.1892 г. – в Мариинской женской гимназии, с 01.01.1895 г. – в 1-й казанской гимназии. В 1897 г. овдовел. 04.09.1899 г. пострижен в монашество. С 07.09.1899 г. ректор КазДС, с возведением в сан архимандрита. С 20.07.1900 г. ректор КазДА. 09.09.1900 г. хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. С 26.03.1905 г. епископ Таврический и Симферопольский. С 05.11.1910 г. епископ Псковский и Порховский. С 17.04.1912 г. епископ Тобольский и Сибирский. С 02.11.1913 г. архиепископ Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии, член Св. Синода. Погребен на родине, в Вятской губернии. Основные труды: «Христианский взгляд на бедствия и несчастья жизни» (Казань, 1891); «От чего душа болит» (Симферополь, 1905); «Антихрист» (М., 1914). Подробнее о нем см.: Архиепископ Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии Алексий: Некролог//ПрибЦВед. 1914. С. 972; Мануил (Лемешевский) , митр. 1979. Т. 1. С. 130–143; История иерархии.С. 587–588; Алексей (Молчанов) – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 669–670.) 329 (...из Первого послания к Тимофею, 4 гл. 1–6. – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителями учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал».)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Иоанн, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был и мир через Него начал быть, и мир Его непознал. Пришёл ко своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1:9–11 ). «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий, делающий зло, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, ибо они злы» ( Ин.3:19:20 ). Да, возненавидели люди свет, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ), а они «не приняли Его» и «распяли Господа славы» ( 1Кор.2:8 )! Вы понимаете, вы чувствуете, возлюбленные, какое совершено людьми величайшее в мире преступление: возлюбив тьму больше света, люди отвергли Избавителя мира, повели на распятие невинного «Агнца Божия взявшего на себя грехи всего мира» ( Ин.1:29 ), предали страшным мукам Спасителя своего, «распяли Господа славы»! Какое ожесточение сердца, какое ужасное помрачение человеческого ума! Так было прежде, далеко раньше нас. А теперь, в наше время не так ли? Увы, возлюбленные, так и теперь: и теперь, не смотря на всем видимый, чудный свет Христовой веры Православной, сколько ещё людей сидит «во тьме и тени смертной», сколько окаменелых, холодных сердец, сколько упорных, ожесточенных душ, закрывающих умственные очи пред ясным светом Христовой истины! Да, много, слишком ещё много «людей, отделяющих себя от единства веры» ( Иуд.1:19 ) и тем «снова распинающих в себе Сына Божия и ругающихся Ему» ( Евр.6:6 ). Есть они, к несчастью, и в вашем селе, это – ваши заблудшие братья-сектанты, пггундисты и хлысты, упорно погибающие во тьме заблуждения. Вы сами живые свидетели и наших не лёгких трудов и их печального упорства, не смотря на то, что для них пролито было много, очень много света веры Православной во время бесед с ними. И ныне их зовёт Христос в свою святую Церковь , и ныне св. апостолы призывают их соблюдать единство веры, «сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ), зовут их к чудному, чистейшему свету веры Православной, но несчастные больше возлюбили тьму заблуждения, нежели свет истины «и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мисс. А вот послушайте, что апостол Павел о себе говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». ( Рим.7:19, 20, 23 ). Оставим же излишнее словопрение. Если Апостол говорить, что он – пленник закона греховного делает злое, то тем больше мы. Мы можем сегодня принести покаяние, а завтра опять впасть в грех . Нужно только каяться в своих грехах, по примеру апостольских христиан, которые приходили к Апостолам, «исповедуя и открывая дела своя» ( Деян.19:18 ). Теперь нужно исповедовать грехи свои пред приемниками Апостолов, священниками. Греб. «Но я не вижу хороших священников. В Одессе много их, а редко увидишь доброго. Только один на слободке. Этот по истине священник. О. Тихвинский. Ты неправду взводишь на священников, из которых много есть весьма достойных, хотя я и не скажу, чтобы они были безгрешны или святы. Один только Бог без греха, а люди, хотя бы и священники, – немощны. «Всякий первосвященник, говорит Апостол, из человеков избираемый для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий нисходить с невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью» ( Евр.5:1–2 ). Господь поставляет немощная к немощным и благодари за это Господа. Греб. «А если священник выпивши, разве он может на исповедь принимать?» О. Тихвинский. А разве он разрешает грехи за свои заслуги, за то, что он добр или что он трезв? Сохрани меня, Господи, чтобы я помыслил что-нибудь такое о себе... Мисс. Те дары благодати, которые подают священники верующим не зависимы от их личного достоинства. Благодать подаётся от Господа правильно поставленными священниками, какими бы они ни были. Известно, что Иуда бывший в числе двенадцати Апостолов, хотя и был вор, по свидетельству Иоанна Богослова ( Ин.12:6 ) однако получил одинаковые дары и обетования с другими Апостолами. «Он был сопричислен к Апостолам и получил жребий служения своего» ( Деян.1:17 ) и. пока им не овладел сатана и он не предал Господа, он был как и все Апостолы. Иуде, как и всем двенадцати «Господь дал власть над нечистыми духами чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.10:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Точно также на следующей странице автор выясняет слова 2Пет.1:19 : «мы имеем вернейшее пророческое слово и вы хорошо делаете, что обращаетесь в нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах наших», и говорит, что под пророческим словом можно разуметь и ветхозаветные пророчества и новозаветные о втором пришествии; затем вдруг заключает: «во всяком случае, в каком бы смысле мы не понимали «пророческое слово», в разбираемом месте нет и малейшего указания, чтобы св. Предание было излишне. Напротив, устное благовествование о Христе Апостол сравнивает с рассветом дня и утренней зарёй, а пророческое слово со светильником в тёмном месте, и таким сравнением как бы указывает на то великое значение устного благовествования, какое оно имело в сравнении с пророческим словом». Всё это было бы так, если бы под рассветом дня и утренней звездой в самом деле у св. Апостола, а не у автора, подразумевалось устное благовествование о Христе. Сам автор на той же странице поясняет эти слова в смысле «света Христовой веры», а не устного благовествования. На стр. 87 автор пишет: «Отмеченные в евангелии молитвы блудного сына: «Отче, согрешил на небо и перед тобою» ( Лук.15:18 ) и молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному» ( Лк.18:13 ), что другое по существу своему представляют, как не невольные вопли человека, обуреваемого страстями и ищущего себе помощи свыше. Но эти вопли направлены, как всякому понятно, к Богу – Судии и Спасителю нашему». Всякому понятно, потому что всякому, читающему внимательно евангелие, известно, что молитва блудного сына направлена не к Богу, а своему отцу земному. Она два раза повторяется и оба раза с точным указанием: «и скажу, или – и сказал отцу своему». Блудный сын различает в своём поступке грех против Бога (согрешил на небо), хроме греха против родителя (и перед тобой), но обращается, по точному сказанию Евангелиста, только к своему родителю. На стр. 170–171 автор, совершенно правильно развивая мысль о том, что Апостолы озабочивались, поставить себе не иначе, как законным образом преемников, говорить: «Так, ап. Павел через молитвенное рукоположение поставил Тимофея епископом Ефесской церкви, Тита – епископом критской церкви, и цитирует при этом 1Тим.1:3 , и Тит.1:5 , так что читатель вправе относить цитаты к мысли о молитвенном рукоположении. Смотрим цитаты и читаем: «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе... Для того я оставил тебя в Крите, что бы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров». Где же хоть одно слово о молитвенном рукоположении или же, имея в виду точность доказательства против сектантов, хотя о поставлении Тита и Тимофея – епископами?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И маленькая нация, об имени которой не могло быть речи пред всемирными великанами, с которыми она встречалась, имела силу говорить мipy о " Бог богов », «как Он является с Сиона, который есть верх красоты, как Он грядет не в безмолвии пред ним огнь поядающий, вокруг него сильная буря… и Он идет судить землю ( Пс.49:1–3; 97:9 )! Маленькая нация, на «хребте которой орали оратаи, проводили длинные борозды свои» могущественнейшие народы мipa ( Пс.128:3 ) – не только не исчезла с «земли живых», но еще осмеливалась верить и говорить своим поработителям, что, по видению пророка Даниила, они над всем владычествующие (золото, серебро) и все сокрушающие (медь, железо), исчезнуть, «сделаются как прах на летних гумнах, и ветер унесет их, и следа не останется от них» —202— ( Дан.2:35 ), тогда как Израиль будет жить во век, «во век будет тверд, как луна» ( Пс.88:38 ). Сила этой нации была в том, что «Сильный Иакова» возвестил ей слово Свое и суды Свои; не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» ( Пс.147:9 ). Библейская история есть история великой победы духа над плотью («камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан… и разбил его»), «царства сына человеческого» над «царством звериным», идеи над бесформенной силой. – И идея эта была национальная. Национальная идея была тою силою, которая одна оказалась способною вынести человечество из древневосточной стихии, и которая создала самобытную великую культуру Израиля. 1465 Христианство, в глазах еврея, явилось ответом на его чаяние: «и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научить Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима ( Ис.2:3 )». Оно имело началом своим не нарушаемый им факт, что «спасение от Иудеев» ( Иоил.4:22 ). – И лишь с великой скорбью оно отступило от родного себе по плоти дома Израилева, которому бесспорно принадлежит «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» ( Рим.9:1–4 ). – Своею прямою, существенною связью с чаяниями Израиля, связью, которую оно не обинуясь подтверждает, христианство исторически (фактически) оправдало национальное самоутверждение последнего, и, в этом случае, оправдало не как неизбежное и потому терпимое явление, но как положительную культурно-историческую силу. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010