После возвращения на родину В., подписываясь митрополитом, стал добиваться отмены харача (тур. подушного налога с немусульман), обращаясь за помощью в окт. 1754 г. в Коллегию иностранных дел России, к рус. представителю в К-поле А. М. Обрескову, рус. послу в Вене Г. К. Кейзерлингу и в Венецию. Призывая черногорцев не бояться турок, В. уверял, что в случае нападения Османской империи на Черногорию Россия начнет военные действия против Турции, но Россия ограничилась заступничеством по дипломатическим каналам. Во время военных действий поздней осенью 1756 г. В. укрылся у венецианцев. В 1757 г., когда соглашение об обязательной выплате черногорцами харача туркам было подписано, В. находился уже в Австрии, пытаясь устранить препятствия, к-рые из-за нежелания осложнять отношения с Турцией и опасения потерять своих серб. подданных чинили венецианские и австр. власти переселению черногорцев в Россию. Еще летом 1755 г. туда тайно выехали ок. 140 чел., всего же в 1756-1760 гг. в Россию переселились ок. 1500 черногорцев, нек-рые позже вернулись. Власти Венеции нередко подкупали старейшин, чтобы те выступили против переселения, на одном из общинных сборов было принято решение убить В. Узнав об этих замыслах, он в нач. 1758 г. выехал в Россию. В письме к имп. Елизавете Петровне В. просил ежегодно выделять Черногории по 50 тыс. червонцев, прислать артиллерию, военных специалистов и инженеров по разведке полезных ископаемых и дальнейшей их эксплуатации, а также содействовать в открытии типографии. В. предлагал путем переговоров с имп. Марией Терезией решить вопрос о передаче одного из портов в Средиземном м. русским, что позволило бы России приобрести базу для своего флота и облегчило бы связь с Черногорией. Как и ранее, он просил о принятии черногорцев в российское подданство. Имп. Елизавета Петровна выделила черногорцам 1 тыс. червонцев, Цетинскому мон-рю - 3 тыс. р., Святейший Синод РПЦ передал на церковные нужды ок. 1100 р. Нек-рые члены свиты В. были награждены золотыми медалями, военные были произведены в высокие чины, 15 привезенных мальчиков определены в Сухопутный корпус.

http://pravenc.ru/text/150731.html

Уверен, что вы сами понимаете, что за самим названием этих парадов «парад гордости» скрывается для тех, кто их так называет, бегство от собственной глубинной личной трагедии, бегство от своего внутреннего раздвоения и неуверенности. Будь, что будет. В Черногории изобилие своих разногласий, бедности и горя. Неужели нужно обременять ее вашими несчастьями и бедами, ничего не получая от этого, но попирая совесть огромного большинства ваших братьев? Хорошо ли то, что вами, Черногорией с ее свободой и достоинством, манипулируют идеологические интересы различных европейских лобби, представляющих все , что угодно, кроме христианской Европы, которую мы поддерживаем и к которой стремимся? Черногорцы всегда были против любого тоталитаризма, против пропаганды такого типа нравственного тоталитаризма. Потому братья, пока не поздно, задумайтесь, не вызывайте парадами бесстыдства беды себе и другим. Лучше всего было бы предстать с открытой совестью перед святым Петром Цетинским и святым Василием Острожским, ибо только то, что ими благословлено было и будет истинным добром, правом и правдой для вас для всех нас и всего человечества. Цетин, 16 октября, 2013 года Перевод Светланы Луганской Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 31 декабря, 2020 27 декабря, 2019 12 августа, 2022 5 сентября, 2021 30 октября, 2020 30 октября, 2020 25 мая, 2020 14 мая, 2020 1 января, 2020 31 декабря, 2020 27 декабря, 2019 12 августа, 2022 5 сентября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pismo-mitropolita-amfi...

переводчика, исключившего из основного текста все известные апофтегмы, которые уже были переведены на слав. язык и находились в Скитском патерике (Caratteristiche strutturali e prototipi greci dell " Azbuno-Ierusalimskij e dell " Egipetskij paterik//Cyrillomethodianum. Thessal., 1975. Т. 3. P. 13-27; La tradizione slava della collezione alfabetico-anonima degli Apophtegmata Patrum: Prototipo greco e struttura della parte alfabetica//Ricerche slavistiche. R., 1975/1976. Vol. 22/23. P. 81-121; L " Azbuno-Ierusalimskij paterik: (Collection alphabético-anonyme slave des Apophtegmata Patrum)//Полата кънигописьная. 1981. N 4. P. 26-49). Большое место в кругу научных интересов К. в 70-80-х гг. XX в. занимала проблема древнейших слав. сборников уставных чтений (Торжественники, панегирики и Четьи-Минеи). Изучая древнейшую слав. Минею-Четью на март - Супрасльскую рукопись (см. Супрасльский сборник ), К. пришел к выводу о ее компилятивном характере (Zur linguistischen Betrachtungsweise der Komposition des Codex Suprasliensis: (Die Passio der vierzig Märtyrer von Sebaste)//Contributi italiani all " VIII Congr. intern. degli slavisti (Zagreb - Ljubljana, 1978). R., 1978. P. 23-60; За състава на Супрасълския сборник: Текстологичен и езиков подход//Проучвания върху Супрасълския сборник. София, 1980. С. 208-216). Памятник был издан совместно с Й. Заимовым, итал. слависту принадлежат подбор текстов его греч. источников и комментарии к ним (Супрасълски или Ретков сборник. София, 1982-1983. Т. 1-2). К. ввел в научный оборот важный источник по истории древнейшего славянского гомилиария - серб. Милешевский панегирик рубежа XIII и XIV вв. (Черногория. Б-ка Цетинского мон-ря. 50). В обширной статье, посвященной этой рукописи, исследователь проанализировал ее состав и на основе др. южнослав. списков Торжественника минейного и триодного X-XIV вв., прежде всего Гомилиария Михановича (см. Михановича гомилиарий ), предложил убедительную реконструкцию многочисленных утрат. После изучения различных аспектов проблемы текстологии и рукописной традиции Пространного жития Константина-Кирилла Философа К.

http://pravenc.ru/text/1470309.html

В оккупированную итальянцами Черногорию хлынул поток беженцев с территории Герцеговины , где орудовали хорватские усташи , и из Косово и Метохии , где против сербского населения развернулся албанский террор. Предметом особых забот митрополии и лично владыки Иоанникия стали многочисленные беженцы и обездоленные. Как отмечает автор монографии «Гражданская война в Черногории. 1941–1945 годы» В. Редзич, «Цетинская митрополия стала местом, куда ежедневно приходили люди из разных краев Черногории, Боки и Санджака» . Владыка стал ходатаем и заступником для священнослужителей, военнослужащих и гражданских лиц, оказавшихся в концентрационных лагерях, интернированных на территорию соседних Албании и Италии. Он неоднократно обращался с ходатайствами к высшим представителям оккупационных властей. По его ходатайству итальянские оккупационные власти освободили из концлагерей многих заключенных, в том числе священнослужителей. Благодаря усилиям митрополита семинария (богословия) в Цетине не была закрыта, оставшись единственной действующей семинарией Сербской Церкви. Первоначально итальянцы сравнительно миролюбиво отнеслись к местному населению и даже постарались сохранить некоторые довоенные органы административного управления. Однако их конечной целью было создание марионеточного королевства Черногории, и поэтому они всячески поддерживали не пользовавшихся широким авторитетом местных сепаратистов. Владыка Иоанникий предусмотрительно держался в стороне от этих политических акций. 16 мая 1941 года Черногорию посетил король Италии Виктор Эммануил, визит которого был составной частью плана итальянцев по провозглашению независимого черногорского государства. Накануне его приезда полиция обошла дома «сомнительных лиц», не пожелавших подписывать заявление о лояльности итальянским властям. После посещения Подгорицы итальянский король прибыл в Цетине. В ряду прочих мест он посетил и резиденцию митрополита. Владыка Иоанникий встретил его в простой мантии, без каких-либо знаков митрополичьего достоинства .

http://drevo-info.ru/articles/27228.html

Чтобы любезному моему священству и дорогой пастве моей при исполнении Святого Таинства Исповеди несколько эту тяжесть облегчить, в часы свободного времени взял я на себя труд написать это «Руководство». «Руководство» было напечатано в цетинской «Просвиете», но, хотя наше 1 священство может иметь всё, что «Просвиета» печатает, это «Руководство», будучи рассеяно по трёхлетним тетрадям «Просвиеты», было неудобно для использования и не могло послужить в той мере, в какой послужило бы, если бы было напечатано отдельной книгой. Кроме того, я имел в виду и то, что наш простой народ не в такой степени может интересоваться чтением «Просвиете» и, следовательно, не может использовать то, что она печатает. Поэтому я решил этот скромный труд напечатать отдельной книгой. При написании его я пользовался лучшими, какие лишь мог иметь под руками, источниками сербских и русских авторов. Насколько было возможно, настолько старался я здесь изложить как разные примеры и обстоятельства, в которых кающийся мог найти нужное себе, так и описать личные пороки, о которых бы он при исповеди перед священником мог забыть; а также старался изложить и ориентировочные руководства, по которым духовник в подобных случаях мог поступать, чтобы отвечать на разнообразнейшие вопросы, с которыми кающийся, ради духовного совета, приходит на исповедь. При самом чине исповеди вопросы со стороны духовника составлены по порядку десяти Божиих заповедей, которые используются в соответствии с возрастом и положением кающегося. На поставленные вопросы кающимся даны такие ответы, которые могут послужить основой для аналогичных добрых советов, которые священник должен дать кающемуся. И вопросы и советы приближены к тому, что наиболее соответствует характеру и обычаям нашего народа. Священник должен при использовании исповеди из этого «Руководства» употреблять ту, что соответствует тяжести греха, положению и обстоятельствам, в которых кающийся будет находиться, как и когда и что ему будет потребно. А в любом случае духовник, который исповедует, должен иметь очень чистые духовные движения в своей душе, в своем сердце и в душах и сердцах тех, которые поручены его ответственности. Все это служит для того, чтобы он мог точнее и правильнее исповедать своих прихожан. Кающийся также может найти здесь добрые советы, которые помогут ему при приготовлении к исповеди подобающе очистить свою совесть при самой исповеди, а также добрые поучения, каковые ему нужны и после исповеди, чтобы достойно проводить христианскую жизнь, по возможности сохраняя себя от дальнейшего совершения грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он был и уникальным церковным реформатором приходской жизни митрополии, упорядочив ее и, после веков постоянной войны с турками, вернув к изначальному благочинию. Так, он обязал все приходское священство носить мантию, что было необходимо, так как из-за бедности и военной жизни народа священники уже давно привыкли носить мирскую одежду, в которой даже и служили, не имея необходимых церковных облачений. Владыка постановил, чтобы священники получали за исполнение треб плату не натурой, как ранее, а деньгами, что улучшило материальное положение многодетных семей приходского духовенства, которое раньше вынуждено было прибегать к натуральному обмену, или торговать, чтобы приобрести необходимое, и постоянно испытывало материальные затруднения. Милосердный и справедливый владыка стал инициатором закона о пенсионном обеспечении священства – впервые в истории митрополии. Благодаря митрополиту Митрофану Бану митрополия получила и две консистории – сначала Цетинскую, а затем Никшичскую. Обо всех трудах владыки невозможно рассказать в коротком предисловии, настолько велика и многогранна была его деятельность на благо Церкви (см. «Краткая история митрополии Черногорско-Приморской», Цетинье, 1999, с. 46–53). Церковная жизнь митрополии полностью преобразилась благодаря материальной поддержке России. Это была самая блистательная и счастливая эпоха в истории Черногории. Во многом этот расцвет произошел и благодаря Черногорскому митрополиту Митрофану Бану, который фактически, после князя Николы, был первым человеком в государстве. Времена теократии еще были слишком свежи в памяти народной и мудрый, бесстрашный, деятельный владыка, полный любви к народу, имел в Черногории громадный авторитет. Позднее, отвоевав у турок во время Первой Балканской войны часть древних Сербских земель Косова Метохии, где была древняя Печская Патриархия, князь Никола, к этому времени уже давно провозгласивший себя королем, а Черногорию – королевством, мечтал восстановить единое Царство Сербское под своим главенством. Планировалось восстановить древнюю Печскую Патриархию, митрополит Черногорский Митрофан Бан должен был стать первым единым Патриархом Сербским возобновленного священного трона Печского после долгого перерыва. Но Первая Мировая война не позволила этим планам осуществиться: Черногория была разбита огромными силами Австро-Венгрии, король Никола покинул страну, чтобы не попасть в плен, а при воссоединении с Сербией его династия лишилась трона. Все это пережил в последние годы своей земной жизни, уже, будучи глубоким старцем, владыка Митрофан, не покинувший Черногорию, несмотря на все трудности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Несмотря ни на что церковная жизнь продолжалась. Некоторое время даже действовала Цетинская семинария. Митрополит Иоанникий систематически обращался к итальянскому управляющему генералу Пирцио-Бироли с различного рода ходатайствами и просьбами. Так, в декабре 1941 г. митрополит ходатайствовал об освобождении четырех интернированных в Албанию священников, в начале января 1942 г. просил об освобождении заключенных по случаю Рождества Противостояние оккупантов, партизан-коммунистов и националистов отличалось на территории Черногории особой жестокостью и Разделение по политическим мотивам коснулось и духовенства. Большинство священнослужителей стояло на стороне национальных сил, но были и активные участники коммунистического партизанского движения. В тех районах, над которыми партизанам удавалось на продолжительное время устанавливать свой контроль, начинались революционные преобразования в духе большевистской классовой борьбы. Жертвами коммунистического террора стало немалое число священнослужителей. Епископ Афанасий (Евтич) приводит цифру 25 священников, убитых партизанами до 9 мая 1945 Итальянские власти контролировали некоторые города, в то время как во многих районах воцарился настоящий хаос. Не редкостью были случаи, когда представители духовенства обращались к оккупационным властям с просьбой о срочном наведении порядка. Террор коммунистов стал причиной того, что духовенство искало сотрудничества с итальянскими оккупационными властями. В своих проповедях, Рождественских и Пасхальных посланиях митрополит Иоанникий выступал с осуждением действий коммунистов. В апреле 1942 г. им были запрещены в служении представители духовенства, принимавшие участие в коммунистическом сопротивлении. Это в свою очередь вызывало ответные обвинения православного духовенства в сотрудничестве с оккупантами. В ноябре 1944 г., накануне прихода Народно-освободительной армии в Цетинье, владыка Иоанникий покинул город с несколькими местными священниками и служащими митрополии и направился в сторону Подгорицы и Скадарского озера. До конца ноября 1944 г. он пребывал между Подгорицей и Скадарским озером, где к нему присоединилось еще несколько десятков священнослужителей. После декабря эта группа беженцев направилась на запад через Санджак в Боснию. Добравшись до Словении, митрополит Иоанникий попал в плен и был расстрелян вместе со 120 священнослужителями своей митрополии как «пособник

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Черногорской митрополии обеспокоены попытками властей передать церковное имущество раскольникам 12 марта 2008 г. 13:08 Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий призвал высшее руководство страны защитить неприкосновенность церковной собственности, находящейся во владении митрополии, передает «Интерфакс». «Мы ожидаем, что вы, находясь на самых ответственных постах в государстве, в установленном порядке обеспечите правовую и имущественную безопасность Черногорской и Приморской митрополии и таким образом сохраните необходимое гражданское спокойствие в Черногории и не допустите, чтобы она стала землей беззакония», — пишет владыка Амфилохий в открытом письме президенту страны Филиппу Вуяновичу и премьер-министру Мило Джукановичу. Беспокойство митрополита вызвали недавние решения имущественных органов Цетинье касательно церковных объектов. Как сообщается в письме, местное управление недвижимостью переписало часть владений Цетинского монастыря в собственность государства без согласия на то самой обители. Кроме того, некоторые церкви были переписаны управой с Черногорско-Приморской митрополии на «несуществующего собственника-правообладателя — отдельные храмы». Как утверждает владыка Амфилохий, эти шаги властей стали ответом на заявление со стороны раскольнической группы — так называемой «Черногорской православной церкви». Митрополит также выразил обеспокоенность недавним требованием цетинской управы выселить из здания церковного суда-консистории располагающуюся здесь семинарию. В связи с этим владыке Амфилохию представляется неслучайным последнее выступление спикера черногорского парламента Ранко Кривокапича, который, по словам митрополита, через СМИ призвал «отнять у Церкви ее имущество без суда и судебного решения и передать некой неправительственной организации». По словам митрополита Амфилохия, Р. Кривокапич уже давно «открыто и враждебно» высказывается в адрес Черногорской и Приморской митрополии. Сторонником «подобной антицерковной идеологии» является и руководство Кадастровой палаты страны. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/377182.htm...

  Стр. 41. Пс. 5:4. Злат.: и «узрю»; так же читается это слово в Пс. Митр. Киприана: (оузрю), — Максима Грека, — Севастьяновского Собрания, согласно с Ватикан, древн. сп., Пс. 862 г. Пс. X–XI b., сп. 27 и 55 (по изд. Парсонса), равно как с еврейск. текстом. В Синайском, Алекс., Феодор., Веронском и весьма многих других списках — «узриши» или «узриши мя» (επψη, επφη με или επψει με). Это чтение принято в Симонов. Пс. и нынешней славянской: и узриши мя.   Чтению: «и узрю», как находящемуся у Злат. и Афанасия Александр, и как совершенно сходному с еврейским текстом, справедливо отдают предпочтение: преосв. Порфирий в своем переводе Псалтири (: «и буду смотреть» или «с открытым взором»), архим. Амфилохий в «Сличит. Псалтири» (: «и буду ждати») и свящ. П. Вишняков (в толковании на Псалтирь). При этом переводе, кстати заметим, делается особенно ясною связь 4–го ст. с 5–м, ибо получается такая последовательность мысли: «и увижу, что Ты Бог, не желающий беззакония».   Стр. 71. Пс. 7:7 Злат.: вознесися в концах враг Твоих, как и в Псалтири Симонов, (и везнесися в коньци враг Твоих») и нынешней славянской, согласно с Верон., Феодор. и многими др. списками. В списк. Ватикан., Александр., Синайск., согласно с еврейским текст., читается: «враг моих». Стр. 77. Пс. 7:10. Злат.: …испытаяй сердца и утробы «Бог праведный» (ο θεος δκαιος), как и в Симоновской («испытая сердца и утробы Бог праведен) и Синод. типографской («праведен»), согласно с 8 греч. сп., не особенно древними , еврейским текст. и приведенными у Злат. переводами Феодотиона и 6–го переводчика в Гекзаплах Оригена. В Феодор. и многих других греч. сп. (81 по изд. Парсонса), последнее слово читается: праведно (δικαιως), как в Пс. 1295 г., Цетинской, Сербской и нынешней нашей Славянской Псалтири. В Ватикан., Синайск., Алекс, ж нек. др. последнее из приведенных слов псалма отнесено к началу след. стиха и читается: «праведна» (δικαα), как дополнение к дальнейшему слову: помощь. Так. обр. получается чтение: «испытаяй» сердца и утробы, Боже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

подробно рассказывал об истории христианства и наставлял в добродетелях. В период его управления, 13 окт. 1781 г., имп. Иосиф II издал Патент о веротерпимости, который предоставил православным право частной религ. практики и свободного совершения богослужений. Впрочем, это не способствовало улучшению положения правосл. сербов в империи, тогда же были закрыты мн. мон-ри. М. был сторонником просвещения, интересовался искусством и науками, был имп. тайным советником, получил степень командора ордена св. Стефана. Сохранился ряд его портретов, в т. ч. выполненный худож. Й. Д. Донатом, вероятно, для митрополичьего двора в Сремски-Карловци, и работы Якова Орфелина и Стефана Гавриловича. Уникальный для этого времени портрет М., выполненный пером, находится в рукописной кн. «Приветствие Моисею Путнику» Захарии Орфелина (Поздрав Mojcejy Путнику. 1757), к-рая включает иллюстрированную похвальную песнь и эскиз церемонии возведения М. на трон Бачского епископа. В 1784 г. М. участвовал в поставлении митр. Цетинского Петра I (Негоша) . Оставил богатую б-ку, большинство томов которой составляют рус. издания. Похоронен в Успенской ц. в Сентендре (Венгрия). Арх.: Сремски Карловци. Архив САНУ. Фонд Б. 1782-2: Док-та Mojceja Путника. 169 (1781. г.): Збирка и диплома; 183 (1786. г.): Збирка и диплома; 194 (1786. г.): Збирка и диплома; 195 (1786. г.): Збирка и диплома; 241; Фонд Б. 1784-16, 1784-18, 1786-6, 1786-14; МСПЦ. Оставина Р. Myзejcku предмети. 21. Лит.: Руварац Д. Прилози за ucmopujy архиепископа и епископа у мumponoлuju Kapлobaчkoj//ЛетМС. 1899. Год. 68. 198. С. 98-122; К. О Kapлobaчkoj nujaцu и Hopмaлhoj школи//ГлИДНС. 1939. 12. Св. 3/4. С. 3-11; Р. Зaxapuja Орфелин. Поздрав Mojcejy Путнику: Тематика лавиринта I//ЗЛУ. 1979. 15. С. 179-206; То же: Тематика лавиринта II//Там же. 1980. 16. С. 145-158; она же. Зaxapuja Орфелин: Поздрав Mojcejy Путнику. Портрет Mojceja Путника//Там же. 1982. 18. С. 71-101; Српски jepapcu. 1996. С. 338-339; Todorovi J. An Orthodox Festival Book in the Habsburg Empire: Zaharija Orfelin " s «Festive Greeting» to Mojsej Putnik.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010