1052. Петропавловский на Синичей горе или Петровский с Белого костра, женский, ныне кладбищенская церковь во имя Петра и Павла в Новгороде, на Софийской стороне. В рукоп. летописи Николо-Дворищского собора в Новгороде на листе 36 сказано: «в лето 6600, т. е. 1092 по Р. Хр., заложиша 2 церкви кам. Вознесения на Прусской улице, другую церковь св. ап. Петра и Павла на Синичьи горы, за земляным большим валом и монастырь девичь устроиша». В Новгородских летописях это событие, составлявшее в то время крупное явление, не занесено, а под 6693 (1185) год. значится: «Месяца того же (мая) в 6 заложиша Лукиници церковь камяну св. ап. Петра и Павла, на Сильнищи (вариант – на Сенище и на Синилищи)“. Про эту же церковь далее говорится под 6700 (1192) год.: «В тоже лето концяша церковь св. Апостол на Силинищи, и святи ю архиеп. Григорий, на Петров день». Таким образом, остается невыясненным одно ли и тоже эта церковь представляет с упомянутою в 1092 г. и был ли при последней монастырь. Во всяком случае монастырь принадлежал к числу древних, и сохранившаяся кам. церковь, о которой упоминается в 1615 г. после разорения Новграда, сохранила свое первоначальное устройство. В 1691 г. монастырь приписан к Воскресенскому, что на Мячеве мон., но вскоре опять сделан самостоятельным. В 1764 г. упразднен и обращен в кладбищенскую церковь с припискою к тому же Воскресенскому мон. В юго-зап. углу церкви почивают под спудом мощи преп. инокини Харитины, княжны Литовской и настоятельницы монастыря; она преставилась в 1492 г. 5 октября, в каковой день и чтится ее память. “Ист. Росс. Иер.», V, 537; Ратшин, 396 (здесь перепутан с Павловым мон.); “Словарь истор. о свят.», 270; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 244; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгр.», I, 550; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 64; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 83; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 18; Вихров, “Новгор. свят. места», 1860 г., 29; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 47, 142; Строев, “Спис. иер. и наст.», 128; Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 75; “Чтения в И. Общ. ист.», 1861 г., II, Отд. 3, 39 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Новгород. писцов. кн.», II, 628 (владения в Курском присуде 1495 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Полн. собр. лет.», III, 18 (в 1185 г. постр. кам. дерк. на Сильнищи), 20 (в 1192 г. кончали верх на церкви, на Силинищи), 126 (в 1185 г. постр. церк. Петра на Сенище); IV, 16 (тоже о построении церк. на Синилищи 1185 г.); VI, 285 (до 1528 г. управлялся игуменами); XV, 272 (в 1186 г. залож. церк. Петра и Павла на Силнищи), 280 (в 1192 г. кончаша цер. П. и Пав. на Силници); “Опис. докум. и дел архива св. Син.», VIII, 1728 г., 383 (о починке церквей в м-ре).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

246 Письмо Свидригайло от 1433 года на русском языке к Гросмейстеру Павлу Русдорфу (Russdorff) помещено у Нарбута, Dr. star. nar. Litew., т. VII, прилож. XI, стр. 132–1 34. См. русские грамоты Свидригайла в Вил. Арх. Сбор. т. VII, 1 и 3. 247 Известен факт, что литовский князь в землях подольских, внук Гедимина и племянник, Ольгерда, Константин Кориатович отказался в 1339 году от престола польского, не желая переменять свою православную веру на католичество, на что уговаривал его Казимир Великий, польский король, не имевший сына; Нарбут, Dz. star. nar. Litew, т. VII, прилож. стр. 113. 248 В 1384 году вел. кн. Витовт (будучи в то время православным) подарил Троицкому монастырю Рождества Пресв. Богородицы разные земли. См. Собр. древ. акт. Вильны, Ковна. 1843 г. ч. II, стр. 146. 249 Архив юго-зап. России, т. I, т. VI, стр. 1–4, Акт. Вилен. Ком. т. XI, стр. X. Акт. Зап. России, т. I, 13 и 14., а также 5, 7, 28, 43, 56, 62, 65, 66, 68, 82, 86 и другие. Вил. Арх. Сбор II. стр. 11. Беляев, Полоц. прав. цер. до Брест. унии, Прав. обозр. январь 1870 г. Чистович, Очер. ист. зап. рус. церкви, I, стр. 147, 150. 250 Ист. исслед. о зап. России, стр. XIV (прим. 2), XVIII, XXVIII. (прим 3). Иоанн Могилевский, «О русском языке», в Львовск. журн. «Crazopism Naukowy», 1829 г. 252 Замечательно, что самый древний из известных дипломатических актов литовских написан по-русски, именно подлинный договор князей литовских при Ольгерде с королем польским и князьями мазовецкими, писанный 1350 г. на пергаменте по-русски, и для означения сроков мира употреблены названия праздников православных. См. Акт. Зап. России, т. I, стр. 1. См. также русскую грамоту супруги Ольгерда Иулиании в тех же Актах, т, I, стр. 21: а также русские акты в том же издании за 6, 7, 8, 9, 15, 17, 19, 20, 22, 25, 36, 37 и другие. 253 О православии вел. кн. Ягайло см. у Нарбута, т. V, стр. 239. Чистович Очер. ист. зап. рус. цер. I, стр. 17. Коялович, Лит. церк. уния. т. I, стр. 5 и след. 254 Историк Нарбут (т. VI, стр. 340–3 41) прямо указывает, что Ягайло поставил целью привести всех своих подданных до единой веры, т.е. католичества, и что в Польше и Литве эпоха нетерпимости к другим вероисповеданиям началась с правления Ягайло и Витовта.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16 Gieseler, Historisch – kriticher Versuch uber die Entstehung und die fruhesten Schicksale der Schriftlichen Evangelien, 1818. Ранее Гизелера ту же гипотезу защищали: Eckermann, Theologishe Beiträge, 1796, V. 2 стр . 148…; Herder, Sammtliche Werke, zur Theologie, XII. стр . 1–55; Kaiser, Bibl. Theologie , 1, 224…; из критиков отрицательного направления эту гипотезу в связи с теорией мифа применил к нашим Евангелиям известный Штраус в своем Das Leben Iesu 1– te Auf Einleitung , § 9. 31 Другие поразительные примеры см. у Bleck a ibid . §§ 94–98; его же Beiträge zur Evangelien – Kritik, 1846, стр . 69 и ch; De-Wette, Einleitung, 11, 259 и сл . 36 Евс. Церк. Ист. III , 39: Ος ( Πτρος ) πρς τς χριας ποιετο τς διδασκαλας, λλ υχ σπερ σνταξιν τν κυριακν ποιομενος λογων… 41 Лyk . I, 1–4 : πειδπερ πολλο πεχερησαν ανατξασθαι διγησιν περ τν πεπλυροορημνων ν μν πραγμτων, χαθ ς παρδοσαν μν ο π ρχη55; σ αυτπται χα πηρται γενμενοι το λγου δοκεχμο παρηχολουθμχτι νωθεν πσιν χριβς χαθεξς σοι γρψαι χοτιστε Θειλε. να επεγνς περ ν κατηχθης λγων τν ασλεαν. 45 Папий у Евсев. Церк. Ист. III , 39; Ириней, против ересей III , 1 у Евсев. Ц. И. V , 8; Ориген ibid . VI , 25; Евсевий ibid . III , 24,-его же свидетельство о Пантене, V , 10; Епифаний adv . haeres . XXIX, 9, – 3 и др .; также Иероним catal. c. 4 – prolegg – in Matth. opp. v. IV, р . 3 и др. 47 Anmerkungen und Zusätze zu Michaelis Einleitung aus dem Englischen von Rosenmüller, 1803, 11, 140…, 166… 50 За исключением 8-ми небольших отделений (8, 20 21: 4, 26 29; 7, 31–37; 8, 22–26; 11, 11–14; 14, 51. 52 и 16, 9–11) все содержание 2-го Евангелия заключается в Евангелиях от Матфея и Марка. 51 В своем дословном виде свидетельство это читается так: Κα τυτο ο πρεσβυτερος λεγε. Μρχος μεν ρμηνευτς Πτρου γενμενος σα μνημνευσεν χριβς γραψεν ο μντοι ταξει τ π το Χριστο λεχθντα πραχθντα. υτε γρ χουσε το χυρου υτε παρηχολοθησεν αυτ ςερον δ ς ην Πτρ ς πρς τς χρεας ποιετο τς διδασ κ αλας, λλ οχ σπερ σνταξιν ποιομενος λγων στε οδν μαρτε Μρ κ ος υτως νια γραψας ς απεμνημνευσεν νος γσρ ποισατο πρνοιαν το μηδεν ν χουσε παραλιπεν ψεσασθα τι ν αυτοσ Τα τα μν ουν στρηται τ Παπι περ το Μαρχου. περ δ το Ματθαου τα τ ερηται Ματθα ος μν ον βραδι διαλ κ τω τ Λγια συνετσξατο ( συνεγραψατο), ρμν ??? δ υτς ς σονατος κ αστος.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

878. Козмодемьянский, мужской, ныне приходская церковь в гор. Галиче, Костромской губ. О нем известно только, что он упразднен в 1764 г. Ратшин 162. 879. Козмодемьянский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Старой Руссе, Новгородской губ., на выезде из города, в 50 саж. от прав. берега р. Полисти. Время основания м-ря неизвестно, но несомненно существовал в XVI ст., так как в прошении староруссцев в 1726 г. сказано, что м-рь построен «в прошлых давних летех, до литовского разоренья». В 1625 г. говорится, что от м-ря проходит по берегу р. Полисти улица, называемая Козмодемьянскою. В 1671 году в нем построена дерев. церковь во имя Космы и Дамиана с дерев. оградою, монахов было 4 и владел землями. В 1722 г. приписан к Алекс.-Нев. лавре, но в 1727 г., при строителе иером. Павле, отписан от нее. В 1764 г. м-рь упразднен, а в 1835 г. церковь его, за ветхостью, разобрана и перенесена в Спасо-Преобр. м-рь. “Ист. Росс. Иер.», IV, 568; VI, 300; Ратшин, 400; “Пам. кн. Новг. губ. на 1858 г.», прилож., 19; “Новгор. губ. в.», 1852 г., 25 (Г. Стар. Русса и памятн. ее древн.); Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 65; Архим. Макарий, “Церков. истор. опис. гор. Стар. Руссы», 1866 г., 36, 77; Строев, “Спис. иер. и наст.», 127; “Акты истор.», I, 189 (Уставн. гр. 1574 г. игум. Иове); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 505 (дело 1723 г. об иером. Евфимие, который был здесь некоторое время строителем); VI, 490 (в 1722 г. м-рь приписан к Алекс.– Невск. м-рю, но в 1727 г. от него отписан). 880. Козмодемьянский – Спасский на Поле, мужской, совсем уничтоженный, близ Новгорода, к вост. от него, на суходоле, в Антоновском заполье. Об основании его в Новгор. летописях говорится под 1394 г. «поставиша церковь древяну св. Спас, конец Кузмодемьяне улице и монастырь устроиша». По описи 1582 г. значится: «Монастырь Кузмодемьянской на поле. А на м-ре церк. Кузмы и Демьяны, древяная с трапезою, да другая цер. Дмитрея Волоцкого Чуд. каменная. А на м-ре черной поп Сергей, да 3 кельи, а в них живут 4 старцы, да 2 кельи пусты». В 1662 г. приписан к Отенскому мон., а в 1764 г. упразднен. “Полн. собр. лет.», III, 97, 235; IV, 100, 140; “Ист. Росс. Иер.», IV, 567; Ратшин, 394; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 134; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгр.», I, 637, 653; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 40; “Ист. разгов. о В. Новгр.», 85; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 202; VII, 34; “Временник Общ. ист.», 1850 г., VI, 117, 123 (Писцов. кн. 1583 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Археол. Общ.», 1859 г., I, 210 (медный литой крест преп. Варлаама 1193 г.); 1861 г., II, 95 (Варлаамиева часовня); 1865 г., V, 87 (списки иконописн. подлин. XVII ст.); 1880 г., IX, 84 (о родословии св. Антония, архиеп. Новгород.); “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., VI, 26, 31, 35 (Писцов. кн. Воцкой пят. 1582 г.), 74, 113 (Писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.); 1851 г., XI, 345 (переписн. кн. Вотск. пят. 1500 г.); 1853 г., XVI, Иное сказ. о Самозванц., 82 (в 1586 г. сюда сослан митроп. Дионисий); XVII, Новый летописец, 27 (тоже о митр. Дионисие), 172 (архим. Киприан возведен на митрополию в Сибирь); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 49 (архим. Пахомий переведен в Симонов м-рь), смесь, Запись о ружн. церкв. и м-рях 1577 – 89 г., 32, 36 (игумену Селивестру 1 руб. 2 алт. и 4 деньги); 1857 г., XXV, смесь, 2 (Жилая запись иконописца Ив. Дранишникова, данная им архим. м-ря Киприану, потом митр. Сибирскому и Тобол.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 185, 139 (Дело судное 1595 г. монаст. служки Первушки Просолова с игум. Росткина м-ря Марьею о владении землею), 191, 139 (Челобитье 1669 г. архим. м-ря о полоняничных деньгах), 731, 237 (Писание 1691 г. архим. Макария дворян. Мих. Андр. Пестрикову на жительство его в м-ре и на поминание его по смерти), 769, 250 (Подпись жалов. грам. на царское имя в ее подтверждение; 1591 г. игум. Селивестр, 1598 г. игум. Аркадий, 1606 г. игум. Трифон, 1617 г. архим. Киприан); “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., VI, смесь, 32 (Опись книгам ст.); 1859 г., IV, Отд. I, 28; 1860 г., Отд. I, 141 (О недвижим. имуществ.; имел в 1744 г. крестьян 5.509 душ); 1861 г., I, Отд. 3, 18, 19, 27, 37, 40 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 14 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); 1862 г., II, Отд. 1, 93 (здесь скончался митроп. Дионисий, изгнанный Борисом Годунов.), 98 (архим. Киприан, с 1621 г. митроп. Сибир. и Тобольск.), 131 (архим. Софроний, с 1654 г. архиеп. Суздаль.); 1866 г., III, смесь, 12 (Грам. 1632 г., о прекращ. бесчиний, происходив.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Contra Faust. Manich., lib. 12, cap. 14. 162 Lib. IV, cap. 16. 163 Homil. II in Gen. 164 Virg. A_En. IV. 592. 165 Такое решение предлагает Иероним, основывая его на предании евреев, будто Авраам был брошен халдеями в огонь, которому не захотел поклоняться, и был спасен из него силою Божественною. 166 Contra Faust. Man. lib. XXII. cap. 36. 167 Sen. Declam. lib. VI. 168 Так учили, в частности, Тертуллиан («О плоти Христа», гл. 6; «Против иудеев», гл. 9, «Против Маркиона», кн. 2, гл. 27; кн. 5, гл. 9), Иустин Мученик («Разговор с Трифоном иудеем»), !Ириней, Евсевий в Церк. ист., кн. 2, гл. 2. 169 Дом Божий 170 Contra Faust. Manich. XII. cap. 42. 171 Разумеется — латинское, infancia , от in , отрицательная частица — не и fari , говорить 172 pleni panibus minorati sunt — богатые хлебами ума?лились. — АВ. 173 В 1Цар.2— «Даяй_ 174 Ipse iudicabit extrema terra_e . 175 Virg. A_Eneid lib. VIII. v. 321—325 176 Virg. Eclog. V. v. 11. 177 A_Eneid lib. v. 767. 178 Lupas. 179 Oracula Sibyllina 8, 217—243. 180 In medio duorum animalium cognosceris , и далее в этом же стихе: «внегда приближитися летом, познаешися; внегда прити времени, явишися»._ 181 Vide Cicer. lib. II. de finibus. 182 Terent. Adelph. Act. V. sc. 4. 183 Eunuch. Act. I. sc. 1. 184 Cic. in Verrem Lib. I. 185 Virgil. A_Eneid. VIII. 186 Отец семейства, в составе которого разумелась всякого рода домашняя прислуга с рабами включительно 187 σκοπς — наблюдатель; intentio — также «внимание», «настороженность». — АВ. 188 Книга 1, гл. XXX 189 A cadendo cadavera 190 Proo_em. in Malachiam. 191 Как и в Ис.41:8: «Ты же, Израилю, рабе мой, Иакове, егоже избрах, семя Авраамле, егоже возлюбих " _ 192 A_Eneid. VI. v. 733. 193 Plinius, lib. 31, cap. 7. 194 Plin., lib. 5. c. 5. 195 Plin., lib. 2. c. 103. 196 Греч. σβεστος неугасимый 197 Plin., lib. 37, c. 10. 198 Plin., lib. 13, c. 7. 199 Josephus, lib. 4 de Bello jud., c. 8; Solinus, c. 35; Tacitus, I. 5, Hist, cap. 5. 200 Греч. πρ , огонь. 201 Plin., lib. 36, c. 19, et lib. 37, c. 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2774...

губернские ведомости», 1849 г., 8 – 14; 1845 г., 4 (кратк. опис.); 1849 г., 4 (Писцов. кн. 1628 г.; здесь он назван Рождеств. м-рем на Снавенском острове), 8–14 (судное дело 1700 г. о разорении Палеостров. м-ря раскольниками); 1851 г., 1 (вотчина м-ря по писц. кн. 1628 г.); 1852 г., 48–49 (Межевая запись Юрьева м-ря 1391 г., свидетельствующая о существовании его в это время); 1856 г., 12 (грам. Петра I, 1696 г., обельному вотчин. Ключареву); 1862 г., 35 (несколько слов по поводу поездки в м-ри); Чистович, “Ист. правосл. церкви в Финляндии», 38, 40; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 997, 4; “Акты Археогр. Эксп.», III, 38 (Ц. гр. 1614 г. о наборе ратн. людей с рыбн. ловлей м-ря), 282 (Ц. гр. 1638 г. воев. Сулешову о выдаче руги); “Дополн. к Акт. истор.», VII, 25 (Память 1676 г. о рыбн. подарках); Ключевский, “Жит. свят.», 322; “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38; “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, Запись о ружн. церк. и м-рях 1577–89 г., 36 (игум. Варлааму и 45 старцам); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 145, 134 (Межевая обводн. книга 1391 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 3 души крест.); 1870 г., IV, Отд. 2, 24 (игум. Антоний 1670 г.), III (игум. Иосиф 1683 г.), 156 (указ 1707 г. о посылке в м-рь завод. лошадей на прокорм); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 12 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 277 (в 1712 г. из вотчин м-ря отписало 10 двор. крестьян к архиер. дому), 449 (дело об определении в м-рь на прокормление солдата Афанасия Стрелы); “О Высочайш. посещ. Олонец. губ. Август. Особами», VIII, 23 (посещ. В. кн. Владимиром Александровичем в 1885 г.); “Русск. истор. Библиот.», II, 17, 18 (вкладная 1459 – 1471 г. игумена Игнатия из дому св. Богородицы Палья острова в дом св. Спаса в Руссу на 16 руб.), 18, 19 (вкладная того же игумена 10 руб. Спасо-Нередицкому м-рю), 336, 109 (цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Хегезип, цитированный Евсевием в " Церк. ист. " ,1, 22, 3–5: " в каждом преемстве и в каждом городе " …. 319 Сравни Ф. Дворник, " Идея апостольства в Византии и легенда о св. Андрее " , 1958. 320 Примечательно, как Тертуллиан ( " О Предпис. " , 36, 2) указывает на различные Церкви в связи с их апостоличностью; во всех местах он упоминает (Ахайя, Македония, Азия, Италия, Рим) " эти самые кафедры апостолов являются все еще выдающимися в своих местах, в которых все еще читаются их подлинные писания и т. д. 321 Киприан, " Посл. " , 69,5 и 43,5. Сравни " О единстве " , 4. 322 Сравни литургию свт. Иоанна Златоуста в молитве анафоры: “Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся якоже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную сидение, второе и славное паки пришествие, Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся”. 323 Аристотелево употребление термина " kaqTlou " в противовес термину " " или " kaq " " существовало во времена первоначальной Церкви в форме прилагательного " kaqolikoj " (смотри, например, у Полибия, VI, 5, 3; у Дионисия Галикарн., Соч., 12; у Филона, " Жизнь Моисея " , II, 32 и т. д.). 324 Такие концептуализации встречаются не только в западном богословии, но и в богословии Православной Церкви, как мы видим, например, в хорошо известной идее соборности, которая появилась в русском богословии девятнадцатого века главным образом благодаря работам Хомякова. Эта идея есть концептуализация, сделанная на основе перевода слова " " в славянском Символе веры словом " соборность " ; это произошло под влиянием философских направлений восемнадцатого века. Было бы очень интересно изучить точный смысл этого славянского термина в период его первого появления, потому что возможно в то время это слово означало именно конкретное собрание вместе, то есть sЪnodoj, но не в техническом смысле соборов, а в смысле " ™pi тХ аЩто " , как это мы находим у ап. Павла (1Кор.11,20 и дал.) и у Игнатия (Еф.5,2–3) и как это явно употреблялось даже во времена Златоуста, когда " sЪnodoj " мог означать просто евхаристическое собрание (смотри у Златоуста " О пророч., " 2, 5, ПГ 56.182; сравни ниже примеч. 22). Если дело обстоит так, то интересно отметить, что не только такие идеи как отождествление " кафолического " с " вселенским " , как это было на Западе, но и идея соборности, как она развивалась на Востоке, только затемняли первоначальный конкретный смысл понятия " ™kklhs…a " . 325

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

1431 Стоглав. Гл. 34, гл. 41 вопр. 17 и 22; А. И. т. I, 154; IV, 35. Дополн. к Акт. Ист. I, 28, II; 92 и А. Э. 321 и проч. Относящиеся сюда факты см. у Н. Суворова . Светское законодательство и церковная дисциплина в России до издания уложения о наказаниях («Странник», за 1876) и его же. О церк. наказ. Стр. 120 и сл. 1434 Так действовал Феогност, Алексей, Иона (Макарий. IV, 23, 49; VI, 31). О митрополите Алексее в особенности известно, что он, в княжение второго сына Калиты Ивана II, был главным советником князя, а в малолетство приемника его Дмитрия Ивановича, был даже главным правителем государства (Знаменский. Руководство к русской церковной истории. С. с. 57–58). 1435 Там же, 62, 106; Собрание госуд. грамот и договоров. Т. I, 27, 28, 80, 32, 36–34, 41–44, 87–89, 92–94 и мн. др. 1436 Так царь Иван IV говорил о себе на Стоглавом соборе митрополиту и прочему духовному чину: «да благословился есми у вас тогда же судебник исправити по старине». (Стоглав. Изд. Кожанчикова, стр. 39). О составлении Уложения царя Алексея Михайловича точно также известно, что государь «советовал с отцом своим и богомольцем, св. Иосифом, патриархом Московским и с митрополиты, и с архиепископы» и проч., a по составлении приказал закрепить список Уложения подписью патриарха и всего освященного собора, а также бояр и проч. П. С. 3. 1. 1437 См. речь царя на Стоглавом соборе по изд. Кожанчикова на стр. 38–39. Собрание госуд. грам. и договоров. I, 192; Латкин. Материалы для истории земских соборов XVII столетия. С. с. 13, 81 и проч.; Ср. Загоскин. История права Московского государства. Стр. 320; Латкин. Земские соборы Древней Руси. СПб. 1885, стр. 263. 1446 Sohm. Zeitschr. f. Kirchenr. XI, 154: «der Kampf zwischen Staat und Kirche ist an erster Stelle ein Kampf nicht der realen Gewalten, sondern ein Kampf der Geister, Er fordert nicht zunächst die Schärfe des Schwertes, sondern die Schärfe der Begriffe». 1449 Nov. Theodos. II, tit. 3 § 2, 1. 3; Cod. Theod. XVI, 9. L. 2; Ibid. III, 7. L. 3. 6. Cod. Iust. I, 9. L. 1. 2. Ibid. I, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   Нравств. прав. 68, гл. 2, в Тв. св. Отц. 447.    Толк. на Ис. III:13, там же VI, 157.    «Царь сходит с своего места, чтобы совершить суд над землею; с великим страхом и трепетом сопровождают его воинства Его. Мощные чины сии приходят быть свидетелями грозного суда; и все люди, сколько их было и есть на земле, предстают Царю. Сколько ни было и не будет рожденных на свет, все приидут за сие позорище, видеть суд (Ефрем. сир. о страхе Бож. и о последн. суде, в Тв. св. Отц. XV, 305—306).    «И небо и землю призовет Он быть с Ним на суде; и горние и дольние предстанут со страхом и трепетом. И небесные воинства и полчища преисподних вострепещут пред немилующим Судиею, который прийдет, сопровождаемый ужасом и смертию» (там же 302—303).    «Суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или лучше сказать потому и страшный, что он праведен» (Григ. Богосл. Слов., говорен. в присутст. отца, Тв. св. Отц. II, 55).    Adv. haer. V, c. 36.    Огл. поуч. XV, n.3, стр. 310—312.    Бесед. на шестодн. I, в Тв. св. Отц. V, 6. 7.    In Esai LXV.    Иустин. Apolog. 1, n. 59; II, n. 7; Афинаг. Legat, c. 22; Тациан. adv. Graec. c. 25; Феофил. ант. ad Autolic. II, 37. 38; Минуц. Феликс. Octav. c. 34; Иппол. de Christ. et Antichr. c. 64; Мефод. Conviv. decem virg. orat. IX, n. 1; Ориген. adv. Cels. IV, 11. 12; V, 15; Августин. de civit. Беи, XX, 16.    Can. X. XI.    «И оттуду паки приидет судити живым и мертвым, и царствовати имать во веки, царствию же Его не будет конца (Чин присоедин. иновер, лист.    Григор. Богослов. о богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 81—82; Иоан. Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXXIX, ad verba XV, v. 24.    Ha слова: 1 Kop. 15, 24, в Христ. Чт. 1837, II, 18—19.    Огл. поуч. XV, п. 26. 27. 29, стр. 335—338.    Евсев. церк. ист. III, 28; VII, 25; Августин. haer. с. 8; Феодорит. haeret. Fab. II, 3.    Иероним. Comment. in Is. LXVI, 20.    Тертулл. adv. Marcion. I, 29; IV, 29; V, 10; de resurr. carn. c. 25.    Васил. вел. писм. CCLXV, n. 4; CCLXV, n. 2; Григор. Богосл. послан. 1 и 2 n Кледонию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010