Старайтесь же, дорогие братия и сестры, войти в него верой, покаянием и добрыми делами. Теперь уже не стоит у дверей рая херувим с пламенньш мечом, возбраняя вход в него. И сколько людей вошло в рай со времени смерти и воскресения Сына Божия и доныне! Бесчисленное множество. И мы по примеру их туда же пойдем. А необходимо идти, пробиваться всеми силами; если не пойдем, то в ад попадем — никуда больше. Идите, идите спешно, бодро и твердо, не оглядываясь назад, «дорожа временем, потому что дни лукавы, — говорит апостол. — Теперь время благоприятное… теперь день спасения». Далее в нынешнем Евангелии мы слышали, что как Моисей, вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Здесь указывает Господь на действие пророка Моисея в Аравийской пустыне, именно на вознесение медного змия на древо по повелению Божию, дабы смертельно ужаленные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. Это вознесение Моисеем медного змия на древо прообразовало вознесение, воздвижение на кресте Искупителя мира Иисуса Христа и победу Его над змием искусителем, или диаволом, и наше избавление крестом Спасителя от вечной смерти. «Смотри, грешник, — говорит нам Святая Церковь, — какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели: мучительнейшая, позорная смерть на кресте Единородного Сына Божия. А ты и доныне беззаботно, нераскаянно живешь, без страха грешишь, не льешь слез покаяния, не заботишься о добрых делах, распинаешь в себе Сына Божия?.. Опомнись, покайся, ибо для поправших кровь Сына Божия нет больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». Так возлюбил Бог мир, то есть бесконечной, превосходящей всякий разум, любовью, что дал бесконечную жертву за грехи — Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, то есть спасся. Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, то весь мир пошел бы в муку вечную и никто бы не спасся. Все спасающиеся ныне спасаются только кровью Сына Божия или водой и кровью, ибо из прободенного ребра Его истекла кровь и вода, что означает два таинства: крещение и причащение; а без крещения и причащения и без покаяния, конечно, и других таинств никто не спасется. Сам Господь говорит: «Покайтесь; но, если не покаетесь, все… погибнете; если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Там употреблено слово σκευ ος, то есть «сосуд». Так и в славянском переводе: « и3 не даше, да кто2 мимонесетъ сосудъ сквоз­Э церковь». Если речь идет о священных сосудах (стол с хлебами предложения, светильник, кадильница), о тех сосудах, которые выносились из храма и демонстрировались паломникам, то замечание Евангелиста приобретает иной смысл, нежели простой упрек нерадивым, спешащим по своим делам иудеям. Своими возмущенными и запретительными словами Иисус переступал дорогу тем, кто хотели впечатлить народ великолепием культа, чтобы народ удивлялся . Но в последующих стихах сказано: " И учил их и весь народ удивлялся учению Его». Удивлялся не сосудам, а учению. Что это означает? На место культа, в котором священники из верующих делали зрителей, Иисус Христос ставил учение – Его учение! Такое поведение Иисус Христос было очень вызывающим и ниспровергающим основы! Поскольку это принципиально важный вопрос, бросим взгляд на понимание культа во времена Иисуса Христа. О значении храмового культа. Благодарить Бога жертвой было самим собою разумеющимся делом уже для Каина и Авеля, Ноя и патриархов Израиля. И в то время, когда Израиль колебался между почитанием его Бога Яхве и богов Ханаана, жертва давала возможность привязать сердца израильтян к Господу: «Всё, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; ... пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. ... Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ... Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего» ( Исх 34,19–20, 23, 26 ). Когда израильтяне приносили жертвы Яхве, а не Ваалу, – в благодарение и как прошение дальнейшего благословения, – они провозглашали ЕГО как единственного истинного подателя жизни. Самый яркий пример этому – замечательная история пророка Илии в 3Цар 17–18 . Бог не нуждается в том, чтобы Его кормили. Конечно, дары, приносимые израильтянами Богу, и культ, празднуемый ими для Его почитания, не привязывали людей автоматически к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Теперь об имени Эммануил (с нами Бог) – это Богочеловек. У пророка Исайи ( Ис.8:5–10 ) говорится о Младенце как о властителе Иудеи и одновременно говорится о нашествии царя Ассирийского. В ( Ис.9:6 ) говорится о Младенце так, что это ни к кому, кроме Мессии, не может относиться – «владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». «Народ (земли Завулоновой и Неффалимовой), ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет возсияет» ( Ис.9:1–2 ). В связи с чем было дано это пророчество? Исторические обстоятельства были таковы, что царь Сирийский Расой и Израильский Факей напали на Иудею для того, чтобы уничтожить династию царя Ахаза и установить новую династию. Пророк Исайя Ахаза успокаивает, напоминая известное пророчество Иакова о том, что «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). Значит династия Ахаза не может прекратиться. Более того, пророк Исайя говорит, что знамением этому является то, «Дева во чреве приимет». И поэтому царь Ахаз может быть спокоен. Речь идет прямым образом о Мессии. Это вполне понимали современники апостолов. Евангелист Матфей ( Мф.1:22–23 ), писавший Евангелие для иудеев, указывал на это чудо как на одно из доказательств, что Господь наш Иисус Христос и есть тот долгожданный Мессия. Пророк Михей возвестил, что Спаситель родится в Вифлееме: «И ты, Вифлеем – Евфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который будет владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней века» ( Мих.5:2 ). На это пророчество указывали волхвам, когда говорили о месте, где должен родиться Мессия ( Мф.2:4–6 ). Малахия по создании второго Иерусалимского Храма предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он приидет в сей храм и что пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указуется Иоанн Креститель. «Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред л идем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Его же вы ищите, и Ангел завета, егоже вы хощете» ( Мал.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Что нужно сделать, чтобы люди, приходящие в храм, были объединены? В чем это должно выражаться, и насколько это важно? — Несколько лет кряду хожу в один и тот же храм. Всех постоянных прихожан знаю в лицо. Но никого не знаю по имени. И моего имени никто ни разу не спросил — кроме, естественно, священника. Не общаемся мы, прихожане, меж собой. В лучшем случае киваем друг другу или полушепотом произносим дежурное «с праздником». Ничего друг о друге не знаем. Как это преодолеть? С чего начать? Впрочем, нужно ли начинать? В конце концов, не ради общения в храм ходим, а с другой совсем целью… Подобные монологи я слышала не раз. И сама, конечно, об этом размышляла — попутно запрещая себе из-за этого расстраиваться: «Храм — не клуб общения. Друзей у тебя и так достаточно. Проблемы свои ты привыкла решать самостоятельно. Нужно ли тебе, чтоб с тобою нянчились? А лишние расспросы об обстоятельствах твоей жизни — они тебе нужны?..» Со временем определилось: лишние расспросы, назойливое внимание и афишированное доброжелательство мне действительно ни к чему. Если уж на то пошло, это скорее из сектантской практики: «бомбардировка любовью» и т.д. Мне же — и, я уверена, не только мне — необходимо сознание того, что я не безразлична людям, стоящим во время службы рядом со мной, и люди эти небезразличны мне. Необходимо чувство общности, ощущение поддержки — пусть безмолвной, но исходящей от этих людей. Мне представляется, что эта поддержка особенно нужна человеку, пришедшему в церковь недавно. В конце концов, не зря же мы все приходим к одной Чаше, и за каждой литургией слышим: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы… Сами себя, и ДРУГ ДРУГА, и весь живот наш Христу Богу предадим…». Священник Владимир Каширин, настоятель саратовского храма во имя Илии Пророка, что в Ленинском районе на ВСО, напомнил нам о том образце христианской общины-семьи, который дан в Новом Завете: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех » (Деян. 4, 32–33).

http://pravoslavie.ru/37207.html

В Своем собственной речи Иисус ссылается на примеры пророков Илии и Елисея (см. Лк. 4, 25–27 ), недвусмысленно сравнивая Себя с ними. Почему именно Илии и Елисея? Это тем более достойно особого внимания в силу программного, начального статуса речи Иисуса Христа. Во-первых, личности Илии и Елисея в ряду ветхозаветных пророков все-таки особенные, выделяющиеся. Прежде всего – тем, что они вошли в Священную историю не благодаря своим пророчествам в узком, «словесном» смысле, а благодаря своим делам, точнее дажечудесам. Как следствие, это были пророки неписьменные, т.е. те, чьи речи и деятельность изложены не в отдельных книгах, озаглавленных пророческими именами (Ис., Ам. и др.), а вплетены в ткань повествования исторических книг (3 и 4 Цар.). Во-вторых, Иисус нарочно берет такие примеры из жизни пророков Илии и Елисея, которые связаны непременно с язычниками – вдовой из Сарепты Сидонской (кстати, опять женщиной) и Нееманом Сириянином, чем приводит в ярость собравшихся в синагоге (ст. 28). «Служение этих двух пророков отличается от служения остальных (насколько мы можем судить, исходя из библейских текстов). Те, другие, были посланы, чтобы возвещать. А Илия и Елисей не только возвещают, но и исцеляют и воскрешают, причем кого? Кто такая вдова из Сарепты Сидонской, у которой Илия воскрешает сына? Кто такой Нееман, которого Елисей исцеляет от проказы? Язычники. Они язычники и поэтому в большей степени открыты Богу, чем люди Писания, иудеи. Парадок­сально, что иудеям Бог явился через Моисея в купине, дал запо­веди, Закон, открыл Себя; а язычникам Он не являлся, но имен­но они, язычники, оказываются более восприимчивыми к то­му, что Он делает среди людей, с людьми. Почему? Потому что в их языческом сознании еще не сложился образ Бога, которым они подменили бы Бога Живого. В созна­нии же иудея ко времени Илии-пророка такой образ уже сло­жился. Поэтому когда происходит что-то, не соответствую­щее его представлениям о Боге, иудей просто не воспринима­ет происходящего. Бог творит чудеса, а человек их творить не может – для иудеев это аксиома, поэтому они отвергают чу­деса, которые Бог творит руками Илии и Елисея. В их созна­нии застыло: чудотворец только один – Бог . Без сомнения, это так, но того, что Бог может творить чудеса руками людей, они уже принять не могут, потому что формула «чудотворец один только Бог» заслоняет от них действия Бога, становится в их сознании ложным богом, закрывает от них реальность. Посылка «Никто не может творить чудеса и прощать грехи, кроме Бога» – верная. Но она приводит к неверным выводам, когда превращается в окаменелый, застывший образ, а в ре­зультате отрывает человека от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Настенная живопись отвечает всем принципам декоративно-повествовательного стиля: особая многоцветная, «ковровая» техника живописи, заполнившая все внутреннее пространство храма, носит удивительно декоративный характер (богатство декора – типичная черта барокко). Декоративность заметна в использовании как организующего элемента геометрических фигур – квадрата и круга, так и в изображениях архитектурных палат, обстановки, утвари, которые легко переходят в крупные барочные завитки. Декоративный характер росписи проявляется также и в обилии орнаментики, которая не только украшает одежды, архитектурные детали, предметы, но и покрывает порталы храма, откосы окон, нижние ярусы стен. По словам В.Г. Брюсовой, орнамент сильно развит и имеет пластическую разработку. Еще одним ярким примером декоративности может служить изображение в нижних ярусах подвесной пелены, которая в некоторых местах (особенно на паперти) заменяется изразцовым орнаментом. Праздничный колорит фресок строится на основе яркой теплой цветовой гаммы коричнево-красных, желто-золотистых, малиново-розовых и охристых тонов, среди которых особенно контрастно выделяется «голубец». Занимательность изображения, его повествовательность, использование многочисленных бытовых подробностей (налицо – обмирщение!). Наиболее показательны в этом смысле циклы росписей, иллюстрирующие жития и деяния ветхозаветного пророка Илии и его ученика пророка Елисея (занимающие, соответственно, 4-ый и 5-ый ярусы главного храма), например, сцена «Сбор яблок», «Встреча пророка Илии с Елисеем во время пахоты», знаменитая «Жатва». Житийные композиции приобретают характер жанровых картин. Отмечается явление, характерное для миниатюры и отчасти – житийной иконы: последовательный рассказ о событиях, развернутые повествовательные циклы, в которых одни и те же эпизоды повторяются с небольшими вариациями неоднократно, что предвещает появление повествовательного направления в живописи. • живописные композиции многофигурны и динамичны, они создают картину реального мира. В этих реалистических устремлениях художников исследователи усматривают становление нового мировоззрения.

http://sobory.ru/article/?object=00213

Роспись интерьеров храма выполнена в 1680 году ярославскими мастерами под руководством двух костромичей - Гурия Никитина и Силы Савина. Поражает в этих фресках радостное, светлое настроение, необузданная динамика, ощущение полноты жизни, необычайная чистота и яркость колорита. Без всякого сомнения, фрески Ильинской церкви - лучший стенописный ансамбль 17 века и одно из высших достижений древнерусского искусства. Галереи храма были расписаны несколько позднее, в 1716 году, но в той же оптимистичной и динамической манере. Особенности монументальной живописи церкви Ильи Пророка в Ярославле. Отличительной особенностью монументальной живописи церкви Ильи Пророка, как отмечает большинство исследователей, является синтез двух традиций: 1. исконно русской, веками формировавшейся под влиянием Византийской культуры. В этом смысле система росписей храма (особенно центрального куба) достаточна традиционна: в центральной главе – композиция «Отечество», в простенках барабана – архангелы, ниже – праотцы, на сводах – двунадесятые праздники и т.д.; 2. «нововременной», заявившей о себе с приходом XVII века. Надо сказать, что благодаря этой новой традиции сформировалась так называемая «ярославская школа» монументальной живописи, ставшая подлинным выражением художественных вкусов заказчиков – ярославских купцов и посадских людей… С одной стороны, главные заказчики строительства храма Ильи Пророка, а также выполнения в нем фресковой росписи - именитые ярославские купцы братья Скрипины, являлись представителями нового сословия, аккумулировавшего передовой прогрессивный опыт. С другой стороны, Ярославль – важный социально-экономический центр – привлекал множество известных мастеров из разных земель (Москвы, Костромы, Новгорода), которые были знакомы с традициями западно-европейского искусства. С третьей – общий процесс обмирщения культуры, захлестнувший Россию, докатился и до Ярославля, и как нельзя более полно выразился именно в живописи. Все эти предпосылки создали благодатную почву для формирования новых традиций, которые и нашли отражение в монументальной живописи храма Ильи Пророка.

http://sobory.ru/article/?object=00213

Фасады церкви Ильи Пророка были расчленены на прясла характерными писковскими широкими лопатками в один уступ, на углах лопатки были огибающими, без вынутой четверти. На боковом северном фасаде хорошо читались двухуступчатые двухлопастные арки, завершавшие боковые прясла, и трехлопастная арка над средним пряслом. Заглубленная часть среднего прясла начиналась не от земли, а выше двери, так что нижняя часть среднего прясла сливалась в один фон с лопатками. Находившийся в этой части дверной проём с лучковой перемычкой был, вероятно, изменен при какой-то перестройке (первоначальный должен быть полуциркульным или коробовым, но не лучковым). Поздним выглядит и прямоугольное окно в среднем прясле, оно, вероятно, расположено на месте растесанного старого, уступчатый нижний откос в интерьере которого виден на зарисовке Ю. П. Спегальского. Окно сдвинуто к востоку от оси прясла. Наверху среднего прясла расположена двухуступчатая арочная ниша (киот), ось которой проходит по центру прясла и совпадает с осью дверного проёма. Эти неправильности и нестыковки наводят на мысль о том, что окно было сдвинуто к востоку для освещения иконостаса, но возможно и то, что план Н. И. Брунова не совсем верен и имелось значительное несовпадение внутренних и внешних членений: в этом случае окно располагалось посередине бокового рукава креста, а киот и дверь были размещены по оси прясла, то есть в соответствии с внешними членениями. На восточном фасаде четверика храма в Торошино мы видим те же широкие лопатки, делящие его на три прясла, причем боковые прясла завершались двухлопастными арками, а среднее — трехлопастной аркой, верх которой был срублен поздней кровлей. Абсида была украшена валиковой аркатурой (5 звеньев), ее освещали два окна прямоугольной формы (очевидно — искаженные во время одного из поздних ремонтов), по верху абсиды шёл поясок из ряда поребрика, зажатого между рядами бегунца, и выше — пояс уступчатых, перспективных нишек. Как освещались жертвенник и дьяконник — на фотографии не видно, но, вероятно, на восточном фасаде по бокам абсиды имелись световые проемы.

http://sobory.ru/article/?object=59618

Комиссия оценила проект следующим образом: «Проект дает вполне характерный тип русского православного храма, подчеркивая вместе с тем некоторою царственностью архитектуры его местонахождение в Государевом имении. Для наружной отделки автор не придерживается предложенного местного кирпича, а намечает штукатурку и тесаный камень. Следует отметить, что, если бы тесаный камень по местным условиям оказался сильно повышающим стоимость сооружения, особенно в виду его значительного объема, то украшения можно было бы заменить майоликовыми или, в крайнем случае, цементными. Объем храма превышает предложенную норму, по поверке, до 7 %. Входы в храм несколько тесны и по очертанию затрудняют открывание дверей, что требует переработки. Солея мала и клиросы в плане не показаны, но могут быть удобно помещены, так как площадь храма, не считая площади хор, несколько выше требуемой». Как и в других отзывах, здесь ни слова не говорится ни о стилистике, ни о прототипах. Сомнения в возможности осуществления богатого каменного декора не переходят в эстетическую плоскость и не вызывают упрека в вычурности. Очевидно, что подобные упреки со стороны членов комиссии могут относиться исключительно к архитектурным формам, а декор воспринимался ими как нечто вторичное и легко изменяемое. Именно это и произошло с проектом-победителем. Никакой каменной резьбы на построенном храме нет. Немногие орнаментальные украшения порталов (большей частью утраченные за годы использования здания не по назначению) выполнены в штукатурке. В остальном архитектурное решение оказалось приведено к «новгородско-псковскому знаменателю», и оттого храм стал еще больше походить на работы А.В. Щусева. Однако перед нами видоизмененный, но тот самый проект Джорогова. Впервые на то, что в Мургабском имении реализован именно он, указала Д.В. Кейпен-Вардиц. В реализованном виде четверик напоминает перестроенные новгородские храмы, более всего, XV века – перестроенные или заново построенные на старом основании, но подражающие домонгольским. Бросается в глаза визуальное сходство с одним из них - церковью Илии Пророка на Славне. Памятник не самый известный (особенно сегодня, после послевоенной перестройки в жилое здание), однако опубликованный в «Истории русского искусства», и возможно, повлиявший в итоге на окончательное решение. Вместо четырех окон в барабане устроено восемь, остальные же проемы остались на месте, но изменились по форме и лишились наличников. Видимо, следуя предложению комиссии, Джорогов отказался от каменного декора в пользу керамики. Майоликовые вставки разбросаны редкими вкраплениями по всем фасадам. Напоминанием о первоначально запроектированном декоративном решении остались лишь килевидные порталы (все же претерпевшие некоторые изменения), западный из которых почти утрачен (уцелели только столбики-кубышки). На южном портале сохранились полуобвалившиеся орнаменты.

http://sobory.ru/article/?object=39703

О какой же немощи говорит Павел? Я попробую изъяснить вам то, что мне кажется верным об этой немощи. Есть та греховная немощь, о которой я сейчас бегло сказал; но есть другая немощь, немощь отдающаяся, немощь, которая дает силе действовать в себе. Вы, наверное, помните, как когда вы были маленькие, ваша мать, или отец или кто-нибудь другой вдруг решил вас учить писать. Вы сели, не зная, что будет, вам вложили в руку карандаш, которым вы не умели пользоваться, и не знали, чего ожидать; а потом вашу руку взяла мать и стала водить вашей рукой; и пока вы понятия не имели о том, что должно произойти, пока ваша рука свободно двигалась в движении материнской руки, линии были такие прекрасные: и прямые, и округлые, и все было гармонией. В какой-то момент ребенок вдруг думает: теперь я понял, я буду помогать - и начинает дергать карандашом: вот, хочу помочь; я вижу, что движение идет кверху - я доведу его до верха, уклоняется куда-то в сторону - я поведу его в сторону... И получаются каракули. Вот так человек пишет историю на земле. Если бы только мы отдались в Божию руку и дали Богу двигать нашей рукой, писать Свою скрижаль таинственную нашей рукой, но Его движением, не было бы того уродства, которое мы создаем на земле. И другой пример. Я вам сказал в начале, что был когда-то врачом, в течение войны был хирургом. Хирург надевает перчатки во время операции, такие тонкие, такие хрупкие, что ногтем прорвать можно; а вместе с этим потому именно, что они такие тонкие, такие хрупкие, умная рука в перчатке может чудо совершить. Если вместо этой перчатки надеть крепкую, толстую перчатку, ничего нельзя сделать, потому что от этой гибкости, от этой слабости зависит и свобода движения. И третий пример: что слабее паруса на корабле? - а вместе с этим, парус, умело направленный, может охватить дыхание ветра и понести тяжелый корабль к цели. Замените тонкий, хрупкий парус крепкой железной доской - ничего не случится, кроме того, вероятно, что потонет корабль. Хрупкость и немощь этого паруса обеспечивает возможность для него охватить это дыхание ветра и понести корабль. А теперь подумайте: ветер, дыхание бурное, дыхание тихого вечернего ветра в видении Илии пророка, дыхание Святого Духа - вот чем мы должны быть наполнены. Мы должны быть так же хрупки, так же отданы, так же свободны, как детская рука в материнской руке, как легкая перчатка на руке хирурга, как парус, способный охватить дыхание духа и понести судно, куда должно. Вот где немощь может стать помощью, а не поражением, вот какой немощи мы должны учиться: этой отданности или, если предпочитаете, этой прозрачности, согласно слову святого Григория Паламы, который говорит о нас, что мы все густые, непрозрачные и что призвание человека - постепенно так очиститься, чтобы стать, как хрусталь, чистым, чтобы через человека лился Божественный свет беспрепятственно и благодаря ограненности его светил бы во все стороны и изливался на все твари вокруг. 1. Московская Духовная академия, 12 сентября 1978 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010