Каменная Успенская церковь была разобрана весной 1908 года, ее камень использовали для фундаментов нового собора. 15 июня 1908 года состоялась его закладка, и 15 августа 1910 года Владыка Агафангел, архиепископ Рижский и Митавский, совершил великое освящение храма и главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицы. Южный придел в честь прп. Иоанна Лествичника (небесного покровителя И. Ф. Терещенко) и прп. Серафима Саровского был освящен 26 сентября 1910 года. Четырехстолпный, пятиглавый, трехпрестольный собор решен в крестово-купольных конструкциях. Интерьер украшают три иконостаса и киоты с иконами, выполненные в едином стиле (эклектика 19 века). Роспись стен выполнена позже, во второй половине 20 века. Проект пятиглавого храма, выдер­жанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами.  Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке. Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского. Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря написали и подарили в день Ангела горячо любимому пастырю икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября». Эта икона пребывала с о. Иоанном до самой его кончины.

http://sobory.ru/article/?object=05398

Зимнее. Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1495 и 1550. Адрес: Украина, Волынская обл., Владимир-Волынский р-н, с. Зимнее Координаты: 50.801515, 24.32703 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Зимнем построен в конце XVI ст., вместительный, украшен ценными иконами и дорогим иконостасом. В храме имеется благодатная икона Божией Матери, очень древняя. По преданию, этой иконой Константинопольский патриарх благословил царевну Анну на замужество со св. Владимиром. Прихожан 1457 душ. Причт: 2 священника – приходской и монастырский и псаломщик. Причтовые помещения вблизи церкви, построены в 1904 г. на средства, отпущенные Духовной консисторией, поместительные, но зимой холодные. Из надворных построек у священника имеется лишь сарай для дров; есть огород. Причтовой земли нет. Приписные деревни: Горичев и Вулька в 1 – 2 ½ верстах. В приходе имеются школы: второклассная женская с образцовой школой и церковно-приходская одноклассная, здание второклассной школы каменное, двухэтажное, удобное, а здание церковно-приходской школы ветхое. Приписное село Фалемичи в 3 верстах; в селе церковь Покровская, богослужения совершаются поочередно, а также во все великие праздники. Имеется одноклассное министерское училище. Кроме того есть приписные церкви Троицкая в селе Зимнем и Варлаамская пещерная. «Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г. В 1724 г. здание приобрело облик, сходный с католическим костелом: разобраны две башни на востоке, на западе воздвигнут аттик с фронтоном. Реконструкция здания произведена по проекту архит. Н.П. Козлова в 1898-1900 г.г. Разобрана западная стена в границах контрфорсов, и вместо нее возведена новая с большим арочным окном, над образовавшимся выступом возведен аттик с завершением в псевдомосковском стиле, состоящим из декорированного тремя рядами кокошников цоколя, круглого барабана с луковичной главой. Аналогичные, но меньших размеров кокошники расположены над северо-западным и юго-западным углами здания. Перед входом устроен тамбур с высоким щипцом, окна получили обрамление в псевдорусском стиле, более развитым стал венчающий карниз. Повреждения, нанесенные зданию и подземной церкви во время первой мировой войны, устранены в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны были разрушены завершения и крыша (1943 г.).

http://sobory.ru/article/?object=29197

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] История усадьбы Архангельское-Тюриково берет начало в XV веке, когда московский боярин Федор Дмитриевич Всеволож, брат видного вельможи при дворах Василия I и Василия II, поставил неподалеку от дороги из Москвы в Дмитров сельцо – господский дом, окруженный крестьянскими дворами. Сельцо назвали Тюриково, по прозвищу Федора Дмитриевича – «Турик». Позже тщанием владельца здесь строится храм в честь Архангела Михаила, издревле пользовавшегося особым почитанием на Руси. По завершению строительства храма Тюриково стало господским селом и получило двойное название – Архангельское, Тюриково тож, или Архангельское-Тюриково. В 1666 году следующий владелец земель, боярин Иван Петрович Пронский, строит неподалеку от пепелища новые деревянные хоромы, дворы для служилых людей и церковь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами (алтарями): Архангела Михаила – в память о сгоревшем храме, и Алексея Человека Божьего – в честь святого покровителя царствующего в ту пору Алексея Михайловича Романова. Несмотря на то, что Архангельский храм сгорел, а деревня Тюриково была стерта с лица земли, за вновь основанным селом осталось прежнее название – Архангельское-Тюриково – сказалась привычка жителей окрестных деревень к старому имени. В 1695 году село перешло Алексею Семеновичу Шеину, первому русскому генералиссимусу. С первых лет самостоятельного царствования Петра он был участником всех его кампаний, возглавил второй победоносный Азовский поход. До конца дней своих Петр I называл Алексея Семеновича в числе своих учителей. В 1710 году село было выкуплено в казну после смерти второго сына генералиссимуса, но связь рода Шеиных с Архангельским и церковью на этом не оборвалась навсегда. Уже в наши дни потомки Шеина нашли храм и стали его прихожанами. В XVIII веке Архангельским-Тюриковым владеет графиня Екатерина Родионовна Скавронская, жена родного брата императрицы Екатерины I. И вот в 1755 году графиня на собственные средства возводит до наших дней дошедший каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, но уже без приделов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

От нас зависит принять или отвергнуть эти слова. От нас зависит пойти по пути победы или продолжать идти по пути гибели. 15/28 августа. День Успения Божией Матери 1 В течение долгой земной жизни Матери Божией было у Нее немало скорбей и страданий, но были и радости. И последними из этих радостей были извещение о скорой Ее кончине и сама кончина. Радостно, тихо, торжественно произошло это событие. Оно наводит нас на размышление и о нашей смерти. Для нас смерть является чем-то страшным, бессмысленным, о чем лучше не думать. Почему это так? Да потому, что мы не даем себе достаточного отчета в том, что такое смерть. В жизни человека есть три рождения: рождение плотское, к которому готовятся несколько месяцев; рождение духовное – в Таинстве Крещения, которое тоже требует подготовки; и рождение в жизнь вечную, к которому мы обычно не готовимся, но которое требует подготовки нашей в течение всей земной жизни. Из-за нашего непонимания последнего рождения так часто у одра умирающего вместо молитвенного благоговения перед совершающимся таинством, происходят смятения, суета, отчаяние, уже ненужное мучение отходящего разными медицинскими средствами. Да будет сегодняшний праздник Успения Божией Матери напоминанием нам о нашем третьем рождении и о том, как надо его принимать. И да будет в этот великий момент нашей жизни нашей заступницей, нашей помощницей и покровительницей Пресвятая Дева! 2 Празднуем Успение. Пречистая Дева отошла в вечную жизнь. Сам Господь Иисус Христос пришел принять Ее чистую душу. Ангельский собор ужасался и ликовал. Люди были в горе: оставила нас Мать Господа. Но нет! Мать Господа не оставила нас. Она сделалась вечной заступницей нашей пред Престолом Всевышнего. Не оставила нас Мать Господа. Отныне Она – Мать всего рода человеческого, всех нас. В этот праздничный день надо бы прославить Пречистую Деву. Но кто может Ее прославить? Какой язык и чьи слова могут прославить «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим»? Нам ли, грешным и недостойным, славить Ее – Пречистую, Преблагословенную, славную, великую, чистую, безгрешную? Нет у нас для этого слов. Мы можем только молиться: Пресвятая Богородица, спаси нас! Пресвятая Богородица, спаси страну нашу Русскую; Пресвятая Богородица, спаси наш народ православный от греха, заблуждений, богоотступничества и богоборчества. Пресвятая Богородица, огради нашу Церковь от расколов и ересей. Пресвятая Богородица, сохрани наши семьи от греха, разрушения и раздоров. Пресвятая Богородица, спаси нас от грязи духовной и телесной; дай нам бодрость духа, твердую веру, терпение и смирение, дай нам любовь к Богу и людям. Пресвятая Богородица, заступись за наших братий и сестер, ушедших в вечную жизнь, смягчи их муки духовные. К Тебе, Пречистая, прибегаем – не остави нас, грешных, спаси нас, помоги нам. Буди нам заступление и покров. Погибаем в грехах и маловерии. Спаси нас! 16/29 августа. Праздник Нерукотворенного Образа Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Большой Чаган. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2005 и 2020. Адрес: Казахстан, Западно-Казахстанская область, село Большой Чаган 469 км от Атырау, 30 км от Уральска) Координаты: 50.926444, 51.151433 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы построена здесь в 2014 году. Возведению храма предшествовала следующая история. Жители посёлка хотели создать церковь, посвящённую пророку Илии. В мае 2005 года по благословлению архиепископа Уральского и Гурьевского Антония на заранее выбранном месте начались работы по подготовке фундамента будущего храма. Копая котлован, работники под слоем земли обнаружили старую кирпичную кладку и белый известняковый камень. В углублении камня строители нашли медную пластину с надписью что «заложена она в 1894 году по случаю сооружения придела во имя Успения Пресвятой Божией Матери к Николаевской церкви по благословению епископа Оренбургского». Узнав о случившемся, архиепископ Антоний сказал, что сама Пресвятая Богородица чудесным образом указала место возведения храма и его наименование. До эпохи безбожных гонений в селе стояла церковь во имя святителя Николая Чудотворца с Троицким и Успенским приделами. Храм сровняли с землёй, и лишь в XXI веке обнаружились остатки его фундамента. Службы в ещё недостроенной Успенской церкви начались в 2008 году. Великое освещение храма совершил архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний 14 декабря 2014 года. Из собора Михаила Архангела в городе Уральске в дар ново построенному храму были переданы колокола. По материалам книги «Храмы Казахстана XXI век» В 2020 с территории Уральского Покровского женского монастыря на территорию прихода было переведено монастырское подворье. При строительстве храма были также обретены и перезахоронены останки А.П. Наручкина. Надгробным крестом на его могиле уральскими казаками установлен подлинный крест с Уральского Храма Христа Спасителя, так называемой «Золотой церкви», входящей в список «100 сакральных объектов Казахстана». Прежние пять позолоченных крестов, не подлежащих реконструкции, установлены на территориях приходов ближайших от Уральска областных храмах на стяжках, в качестве памятных символов по разным поводам.

http://sobory.ru/article/?object=56008

Ростов-на-Дону. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная Успенская церковь была построена в Ростове-на-Дону между 1764 и 1766 годами. Это был храм третьего пограничного батальона. Он находился в солдатском форштадте крепости неподалёку от старой Казанской церкви. В 1777 году по инициативе генерал-майора Гурьева храм был разобран, и его материал использовали при ремонте Казанской церкви. Во второй половине XIX века в Ростове было решено возвести Успенскую церковь в честь 25-летия царствования императора Александра II. Деньги на строительство храма пожертвовал купец Илья Степанович Шушпанов и его сын, почётный гражданин Гавриил Ильич Шушпанов. Торжественная закладка храма состоялась 27 июня 1880 года. Строительство храма, предположительно, шло под надзором городских архитекторов В. И. Якунина и Н.М. Соколова. Храм был освящён в начале декабря 1889 года. Место для строительства храма было выбрано весьма символично: на юге Соборного переулка располагался собор Рождества Пресвятой Богородицы, а храм Успения Пресвятой Богородицы был соответственно возведён северной части переулка. Успенская церковь была построена в традициях позднего классицизма с элементами неорусского стиля. У храма было пять куполов и двухъярусная колокольня. Главный престол был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Правый (южный) придел был освящён во имя Архангела Гавриила (небесного покровителя основателя храма); левый (северный) придел — в честь Анны Пророчицы. Интерьер храма украшали росписи, иконостас был отделан мозаикой. В храме хранилась икона в честь спасения императора Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. В 1902 году при храме была основана церковно-приходская школа. В 1928 году власти Ростова передали Успенскую церковь старообрядческой общине. В 1930-х годах храм был закрыт и снесён. На его месте построили жилой дом для сотрудников Ростовского государственного университета. Здание церковно-приходской школы сохранилось до наших дней в сильно перестроенном виде.

http://sobory.ru/article/?object=33993

Волоколамск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Покровская церковь - бывший собор упраздненного в 1764 г. Варваринского монастыря - построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной. Успенский придел пристроен в 1806 г. В 1870 г. увеличена трапезная. В 1878 г., по проекту архитектора Дмитриева, надстроена колокольня. В Успенском приделе находились две древние иконы - великомученицы Варвары конца XV - начала XVI века и Успения Божией Матери - XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары было связано в Волоколамске с Ульянией Волоцкой, женой волоцкого князя Бориса Васильевича, похороненной в 1503 г. в Возмищенском монастыре. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображаются на одной иконе. Церковь не закрывалась. Святыни - чтимая икона Божией Матери " Достойно есть " . Покровская церковь — бывший собор девичьего Варваринского монастыря. До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в обители имелась «церковь Успения древяна, клецки и церковь великомученицы Варвары — древяна, ветхая». Ныне существующая каменная церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В соборе находились две древние иконы: великомученицы Варвары конца XV — начала XVI вв. и Успения Божией Матери XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией Волоцкой, женой князя Бориса Васильевича. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. В 1764 г. после упразднения монастыря собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны к нему пристроили Успенский придел. В храме имеются еще два придела: во имя святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1870 г. была увеличена трапезная, а в 1878 г. по проекту архитектора С.В.Дмитриева надстроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=03213

Крайова. Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Пантелеимона Целителя. Biserica Mantuleasa /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Пантелеимона Целителя Год постройки:не позже 1896. Адрес: Румыния, жудец Долж, г. Крайова (Craiova), ул. Объединения, 81 (Calea Unirii, 81) Координаты: 44.31201, 23.796818 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Православная церковь Успения Пресвятой Богородицы и вмч. Пантелеимона – Мынтуляса (Mantuleasa) - исторический памятник архитектуры местного значения, расположенный в центральном районе Крайовы, на улице Унирии, 59 (Calea Unirii, no. 59). Здание окружено другими значимыми историческими памятниками города Крайова, в том числе дом Варворяну, дом Николае Романеску, дом Ферару и дом Григореску. Из надписи у входа в церковь мы узнаем ее историю: «По воле Отца, с помощью Сына и с помощью Святого Духа была построена эта церковь, посвященная Успению Пресвятой Девы Марии, Святых Пантелеимона и Святой Екатерины в 1792 году на старом основании, гильдией портных при поддержке казначея Барбу Штирбей и других торговцев из Крайовы. В 1896 году, достигнув крайней степени деградации, церковь была перестроена с настойчивостью священника Илие Думитреску и с помощью богатых прихожан и расписана художником Костаче Петреску. В 2011-2012 годах церковь была укреплена и восстановлена вместе со всем историческим ансамблем под эгидой архиепископа Крайовского и митрополита Олтении И. П. С. Д-ра Иринеу Попа и усилиями прихода П. К. Пр. Константина Речану». Первым местом поклонения, построенным на месте нынешней церкви Мантуляса, была небольшая деревянная церковь, построенная в начале или половине XVIII века Деспиной (или Доспиной) женой казначея Страмбеану. В те дни женщины нередко основывали церкви, этот жест был также обнаружен в случае церкви Святой Троицы, построенной Думитраной Штирбей (женой великого стольника Константина Штирбея). Ближе к концу XVIII века на месте маленькой церкви была построена каменная церковь по инициативе казначея Барбу Штирбей при поддержке гильдии портных и других торговцев из Крайовы. Согласно статье о церкви из архива Олтении, 10, 54-55, с марта по июнь 1931 г., старая надпись от 2 июня 1786 г. об этой разрушенной церкви, указывает среди этих основателей также: Иоанн Тарзибаша (terzibasa – староста портных), Матей Тарзибаша, мастер Дику Кожокару, виночерпий Константин Отетелишану, Драгу Думитру и староста портных Стоян Стойтору. Благодаря значительному вкладу портновской мастерской в Крайове в строительство церкви, её покровителем стал святой Пантелеимон, небесный покровитель гильдии портных. Также здесь хранился флаг гильдии, который был взят в конце XIX века и сдан на хранение в Ремесленную корпорацию принцессы Илеаны в том месте, откуда он позже исчез во время немецкой оккупации Олтении в 1916-1918 годах.

http://sobory.ru/article/?object=54170

– при церкви Великомученика Никиты, за Яузой. Преподобного Петра Афонского. Придел при церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Вражке, устроен П. П. Бекетовым после нашествия Французов. 14 . Св. Пророка Елисея. Придел при церкви Воскресения Христова, что на Успенском вражке, перенесенный в оную из бывшей настоящей церкви во имя Св. Пророка Елисея, прежде построенной в 1620 году Царем Михаилом Феодоровичем в память свидания его на том месте с отцом своим Филаретом Никитичем, возвратившимся из Польского плена. 15 . Св. отца нашего Ионы Митрополита. В Успенском Соборе празднество, где мощи сего Святителя почивают. 16 . Св. Чудотворца Тихона Амафунтского. Церковь у Арбатских ворот, освящена в. 1689 году Патриархом Адрианом, в присутствии Царевны Софии Алексеевны. Придел при церкви Успения Богородицы, в Гончарах. – Св. Григория Неокесарийского , на Полянке. 18. Празднество образу Боголюбской Богородицы. В Высокопетровском монастыре церковь Соборная, построена в 1690 году. 23 . Празднество Сретению Чудотворные иконы Владимирской Богородицы. Смотри мая 21 дня. 24 . Рождество Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Церковь во дворце за Золотой решеткой. – что на Бору в Кремле, ружная, известная под именем мученика Уара, построена в 1462 году. На сем месте в древние времена была первая Соборная церковь  и при оной двор Св. Петра Митрополита. Ныне церковь сия принадлежит к Собору Архангельскому. – в Богоявленском монастыре на вратах. – у Варварских ворот, построена в 1626 году, а вновь перестроена в 1741 году иждивением Г. Подсевальщикова. – На Пятницкой за Москвой рекой; построена в 1675, а перестроена в 1758 году купцом Максимовым. – за Преснею. Придел при церкви Св. Мученика Антипы, у больших Колымажных конюшен. – Преподобного Сергия, что на Трубе. – Успения Пресвятой Богородицы, на Покровке. – Николая Чудотворца, в Столпах. – Никиты Мученика, в Басманной. – Рождества Богородицы, на Арбате. – Казанской Богородицы, в Старом Сущове. – Владимирской Богородицы, в Сретенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Согласно монастырскому преданию, здесь же существовал «каменный мешок» для заключенных – Варганов А.Д. Очерки….; 7]. В верхнем одностолпном сводчатом зале проходили общие трапезы Его перекрытие имело весьма сложную конструкцию – это был сомкнутый свод с распалубками, закрытый снаружи тесовой кровлей. Стены этого здания украшали только скромные резные балясины – Варганов А.Д. Очерки….; 11]. Подклет церкви служил кладовой, где хранили овощи и дрова. Северный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи в XIX столетии соединялся с небольшой палаткой, где хранилась монастырская ризница и библиотека Все эти «второстепенные» функции несколько оттеснили на второй план великолепную архитектуру трапезного храма и уникальные особенности его декора. Первые, самые общие сведения о конструкции и убранстве Успенской церкви содержатся в Описи 1660 года: «В Спасском же Евфимиевом монастыре церковь теплая каменная Успения Пречистые Богородицы. Да в приделе святого мученика Диомида на подклетех шатровая. Крест и главы опаены железом немецким… В церкви Успения Пречистой Богородицы Божия милосердия образов: Деисус 9 пядей, а нем 9 образов; да в Деисусах Владычных праздников 8 образов, да праотцев и пророков на однех цках 8 образов. Все три пояса на золоте. Двери царские и сень и столбцы резь по дереву, ветхи» От внутреннего великолепия практически ничего не осталось. Уже в 1849 году старинные иконы были убраны в подклет и заменены «итальянскими» О их дальнейшей судьбе ничего не известно. От былой роскоши остались только фрагменты росписей на стенах церкви  и трапезной. По своей композиции церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой результат пересечения двух линий развития. Начало первой положил центральный столп собора Покрова на Рву (1555-1561 годы) на Красной площади в Москве. В этом же ряду стоят храмы Никиты Мученика в Елизарово (1566-1567 годы), Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле (1560-е годы) и Рождества Христова в Беседах (1599 год). Вторая линия берет начало от церкви Вознесения в Коломенском (1532 год) и продолжается в «кресчатых» четвериках Спасо-Преображенской церкви села Остров (1560-е годы) и интересующего нас Успенского храма (последняя треть XVI века).

http://sobory.ru/article/?object=05122

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010