Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. На пересечении Большой Полянки и 1-го Казачьего переулка привлекает внимание изящная жёлто-белая Успенская церковь в Казачьей слободе - в слободе казаков, выходцев с южных окраин России. Нынешнее здание храма построено в 1695-1697 годах стараниями стольника В. Полтева. Храм Успения Божией Матери впервые упоминается в древних московских летописях в 1642 года, как " Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе " . После 1651 года слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось и в 1657 году храм уже значился как " Церковь деревянная Пречистой Богородицы Успения, что в Казачьей слободе за Москвою-рекою " . В то время храм ещё " стоял без пения " , то есть служб в нём не было. В 1662 году храм был возобновлён уже как Успенский в Казачьей слободе и в летописях 1694 года значится уже как " Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе на Всполье " . В 1768 году прихожанином этого храма, господином Г. Нестеровым был устроен придел в честь Седмиезёрской иконы Божией Матери. А в 1797-1798 гг на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, сооружена трапезная с приделами Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери " Утоли моя печали " (правый), а так же новая колокольня в стиле зрелого классицизма. Небольшая по величине колокольня со шпилем, выглядит довольно стройной благодаря декоративным двухколонным портикам по трём сторонам нижнего яруса. Сам храм одноглавый " восьмерик на четверике " , - традиционное московское барокко. Фасады основного объёма украшены обычным декором того времени - полуколонками, карнизами, наличниками с разорванными фронтонами. В храме хранилось напрестольное Евангелие и храмовая икона Успение Божией Матери (оба 1696 года). С церковью связана одна интересная и поучительная история. Во время пожара Москвы 1812 года она сильно пострадала, погибло всё её внутреннее убранство. Сгорел и стоявший неподалёку дом церковного старосты, купца Никиты Карпышева. После ухода из города французов купец, вместо того чтобы немедленно начать отстраивать себе новое жильё, в первую очередь озаботился восстановлением храма. В 1869-1877 гг храм был заново отделан на средства прихожан и нового старосты купца П. Рогаткина и его сына.

http://sobory.ru/article/?object=02271

И, наконец, несколько мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой 2 . По уже сложившейся традиции, Успенскими впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле, Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения». Знакомство со списками храмов Москвы CIC века показывает, что среди них преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только Никольским 3 . Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого заступничества Богоматери за христианский род. Характерно, что изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в CII веке, может рассматриваться как «продолжение в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского: Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

 1 апреля 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Семёновское. Вознесения Господня, церковь  1 апреля 2024  Ивановская область. Заволжский район. Шерониха. " Живоносный Источник " иконы Божией Матери, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Николая Чудотворца, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Спасское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Владимирская область. Камешковский район. Патакино. Неизвестная часовня  1 апреля 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Сретенье (Сретенское на Черемхе). Храмовый комплекс. Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Сретения Господня  1 апреля 2024  Республика Карелия. Лоухский район. Тэдино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Пермский край. Горнозаводской район. Горнозаводск. Почаевской иконы Божией Матери, церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Нижняя Тура (Нижнетуринский ГО). Нижняя Тура. Сергия Радонежского, часовня  1 апреля 2024  Воронежская область. Репьёвский район. Бутырки. Михаила Архангела (старая), церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Серов (Серовский ГО). Красноярка. Симеона Верхотурского, церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Серов (Серовский ГО). Вятчино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Московская область. Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск. Большие Дворы. Неизвестная часовня  31 марта 2024  Ярославская область. Мышкинский район. Еремейцево. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Рождество Христова  31 марта 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Глушицы. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь  30 марта 2024  Ярославская область. Ярославский район. Спас-Виталий. Спаса Преображения, церковь  30 марта 2024  Ярославская область. Некрасовский район. Ильинское. Илии Пророка, церковь

http://sobory.ru/lastobjects/

Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Первоначальная история Успенской церкви тесно связана с историей г. Симбирска. Одновременно с боярином Богданом Матвеевичем Хитрово пришел в Симбирск некий игумен Макарий и «своим собственным коштом» устроил здесь в 1648-54 гг. под горою деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с монастырскими кельями. Как велика и какого устройства была эта монастырская церковь, не известно. Доподлинно известно одно, что она могла просуществовать только около 30 лет. На судьбу ее имел существенное влияние разгром Симбирска Степаном Разиным. По одному монастырскому свидетельству в этот разгром «весь монастырь был разграблен и сожжен». Сгорела и Успенская монастырская церковь. Восстановлена она была не сразу и не тотчас. Вопрос о построении новой церкви в Симбирске был решен в смысле возобновления бывшей Успенской монастырской церкви. В 1673 г. на месте прежней деревянной была построена новая каменная церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя св. и чудотворца Николая. Новая церковь была освящена в 1674 г. На антиминсе церкви значилось: «Освятися олтарь в церкви Успения Пресвятыя Богородицы месяца августа 1674 года при митрополите Корнилии, Казанском и Свияжском». Отношение придела к осаде города Степаном Разиным подтверждается двумя бывшими в церкви местными иконами святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, которым осажденные приписывали особенную помощь. По прежнему обычаю при Успенской церкви, хотя и монастырской, был учрежден отдельный причт, заведывавший подгорным Успенским приходом. В XVII и в начале XVIII ст. Успенский монастырь находился в лучшем состоянии, а с уменьшением населения под горою Симбирский Успенский монастырь стал упадать и терпеть нужду в своем содержании. Немало способствовало этому неудобство самого места, его рыхлость и осадок от истекающих из горы источников, весенних паводков и дождей, от которых гора более и более сползала. В 1724 г. Успенский монастырь, за малолюдством, был закрыт, братия его переведена в Покровский монастырь; монастырское строение велено было продать, а годное перевести. Сама церковь была обращена в самостоятельную приходскую и при ней после этого являются два штата священно-церковно-служителей. Впоследствии она делается одноштатною, а в 1826 г., по указу Казанской духовной консистории от 28 января за 4115, по малолюдству и бедности прихожан Успенской церкви, штат ее и совсем был закрыт. Прихожане и церковь были приписаны к Петропавловской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35183

Начало настоящаго погоста Долоцка в точностию весьма трудно определить. Во время самозванцев, когда Гдовско-Ямбургская окраина явилась местом подвигов различных проходимцев и шведских войск, древний Михайловский погост со своими деревнями был разграблен и раззорен. Вскоре-ли был устроен новый погост Долоцко на нынешнем месте, или — спустя много лет после раззорения, — об этом нет исторических данных. Правда, в писцовых книгах XVII столетия упоминается об угодьях Михайловской церкви, но и только. Историческия свидетельства о существовании нынешняго погоста Долоцка с малым деревянным храмом во имя св. архангела Михаила начинаются только с 1710 года. Из церковных бумаг видно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости, до 1710 года принадлежали Новгородскому Софийскому собору, а с 1710 до 1763 года — Александро-невскому монастырю. Во время владельческих прав Невскаго монастыря, в погосте Долоцком было устроено монастырское правление. В деревне-же Заручье (Себеж), которая отделена от погоста ручейком, находилась какое-то каменное здание, ибо еще в недавнее время, во время копания канав, была найдена подземная труба, которая, конечно, принадлежала какому нибудь большому каменному зданию; но предание народа говорит, что на этом месте находился дворец (?!). Известность погоста Долоцка среди окрестных населенных местностей, судя по некоторым данным, начинается с половины прошедшаго столетия. В Михайловской церкви Долоцкаго погоста, вместе в другими древними иконами, которыя и по ныне еще сохраняются, находилась древняя икона Успения Богоматери. Например: икона страшнаго суда, на которой немцы изображены в древнем своем костюме, икона Покрова пресвятой Богородицы, икона Господа Вседержителя и припадающих пред ним св. Иоанна и св. Никиты Новгородских и некоторыя другия. Эта икона, по преданию народа, издавна была в особенном уважении местных прихожан и считалась за «чудотворную». Поэтому, долоцкие прихожане, при содействии посторонних лиц, в 1754 году заложили на погосте новый деревянный храм в честь Успения Богоматери. По прошествии восьми лет, успенский храм был ими выстроен и освящен. Одновременно с освящением новаго успенскаго храма на Михайловском погосте быль установлен и крестный ход с иконою Успения Богоматери 15-е числа августа к пещере, находящейся на левом берегу речки Долгой, в верстах двух от погоста.

http://sobory.ru/article/?object=02831

Новое расположение Успенской церкви на Ново-Казанской улице с 1867 г. создавало высотный путевой акцент, а также обогащало вертикальный силуэт города с северо-западной стороны. С западной стороны размещалась колокольня, затем трапезная и храм в виде восьмерика на четверике. «Построена наподобие корабля, в византийском стиле; снаружи и изнутри оштукатурена, покрыта листовым железом, окрашена медянкою. Длина и ширина холодной церкви - четыре сажени, длина теплой — три сажени и полтора аршина, ширина 3 саж., 2 арш., 14 вершков. Вся церковь кругом обнесена оградою; прежде был деревянный забор. Среди ограды ворота, а на одном углу — часовня». Успенская церковь была освящена в 1868 г., в ней размещалось три престола: в холодном отделении был главный во имя Успения Божией Матери, с южной стороны - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с северной стороны - трапезная во имя Святителя и Чудотворца Николая. Алтарь в холодной церкви был длиной семь аршин, шириной 10 аршин и 15 вершков. В плане алтарь круглый, установлены четыре иконостаса, окрашенные кармином и местами позолоченные. В двух приделах к трапезной размещались алтари одинаковые по длине и ширине (5 аршин). http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_13.htm Первоначально Успенская церковь была построена в 1648-1654 гг. игуменом Макарием на свой собственный кошт. Зданием она была деревянная, во время разгрома Симбирска Степаном Разиным она сгорела. На её месте в 1671 г. была построена каменная церковь с приделом во имя святителя и чудотворца Николая. В 1866 г. храм был передан единоверцам, разобран и в 1867 г. построен ими на настоящем месте. Теперь в храме три престола: главный холодный – в честь Успения Божьей Матери и в трапезных приделах теплых: в правом – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в левом – во имя святителя и чудотворца Николая. Храм обнесен деревянной, на каменном фундаменте, оградой. Церковной земли: на подгорной Успенской улице место, где был прежде Успенский храм, в 594 кв. саж. величиной. На нём построена теперь каменная часовня. Капитал церкви 11700 руб. Причт состоит из священника и псаломщика; квартиры для них в церковном доме. Жалованья от казны: священнику 400 руб. и псаломщику 125 руб. Прихожан в гор. Симбирске в 23 дворах 55 душ муж. пола и 64 жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=35183

В начале XVIII ст., кроме Успенской церкви, в селе существовала, как видно из сохранившейся храмозданной грамоты 1767 г., другая деревянная церковь с престолом в честь св. и чудотв. Николая; время первоначального ее построения неизвестно. В 1727 г. 7 февраля по прошению Успенской церкви попа Федора с прихожанами дан был из св. Синода указ о строении в селе новой деревянной церкви в честь Успения Божией Матери, вместо бывшей обветшавшей; церковь эта была построена и освящена в следующем 1728 г. Обе деревянные церкви, Успенская и Николаевская, стояли в селе до 1767 г., а в этом году Николаевская церковь за ветхостью была упразднена и на ее месте, по благословению преосв. Павла, епископа Владимирского и Муромского, усердием прихожан положено было основание каменной церкви в честь Успения Божией Матери с теплым приделом во имя св. и чудотв. Николая. Теплый придел окончен строением и освящен в 1772 г., а холодный Успенский престол освящен в 1777 г. В 1792 г., по благословению преосв. Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, прихожане в теплой церкви построили другой придел с престолом в честь св. прор. Илии. Колокольня при церкви и ограда - каменные. Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особого внимания заслуживают св. иконы Господа Вседержителя, украшенная серебряною ризою с позолоченным венцом, и икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами, гроб Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом. Церкви принадлежат здания: каменная ризница, устроенная в 1879 г. на юго-западной стороне церкви, каменная сторожка близ церкви, каменная богадельня за церковною оградою, построенная усердием дворянина Петра Гавриловича Пахомова в 1854 г., каменная часовня среди села, издавна построенная прихожанами в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» и деревянная часовня близ кладбища, издавна построенная прихожанами в честь св. прор. Илии. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1875 г. и хранится в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03512

К 1462 году относится первое документальное упоминание об Успенском монастыре, «что на Любецком рожку». Тогда великий князь Московский Иван III в своей грамоте указал, что Успенский монастырь подчиняется «государеву двору», а не митрополиту Московскому. В XVI веке в духовной грамоте князя Петра Васильевича Пожарского упоминается мужской Любецкий монастырь и монастырская Успенская церковь. Тогда же упомянут первый известный нам настоятель монастыря – игумен Симеон. В XVII веке Любецкий монастырь считался домовым патриаршим монастырём, а церковь Успения Пресвятой Богородицы упоминается с приделом великомученицы Параскевы Пятницы. В 1634 году в монастыре построена деревянная Никольская церковь, а через 10 лет ещё одна – в честь иконы Казанской Божией Матери. Этот храм простоял недолго и до 1653 года сгорел. Монастырь тогда был окружён деревянным забором, а в приходе монастырских церквей состояло 110 дворов. В 1692 году в описи Любецкого монастыря упоминается «церковь каменная и та каменная церковь не покрыта и внутри не построена». Точная дата постройки каменного храма неизвестна. Но известно, что построена она была вместо двух ветхих деревянных церквей. Освятили новую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она простояла до наших дней и сейчас её можно видеть с Никольским приделом и колокольней, которые построены позднее. В начале XVIII века Петром I началось сокращение числа монастырей, доход которых он предполагал пускать на нужды государства. Маленькие обители, где число монахов не превышало 30 человек либо объединяли с другими монастырями, либо совсем закрывали. Любецкий монастырь избежал участи закрытия и был приписан к Покровскому монастырю на реке Нерли. В 1722 году указом Святейшего Синода оба этих монастыря приписали к Николаевскому Волосову монастырю под Владимиром. Через пять лет Любецкий монастырь снова стал самостоятельным. По ведомости 1741 года при монастыре состояло всего 12 монахов вместе с игуменом. Эту немногочисленную обитель в 1749 году снова причислили к Успенскому Козмину монастырю. В 1764 году уже Екатерина II во время проводимой церковной реформы, учреждая новые монастырские штаты, повелела упразднить маленькие монастыри и Любецкий Синодальный мужской монастырь прекратил своё существование. К тому времени монастырский штат состоял лишь из одного человека – его настоятеля иеромонаха Феофилакта. В самом монастыре были две церкви: каменная Успенская и деревянная Никольская. При храмах размещались три братских кельи и одна настоятельская. Окружала монастырь деревянная ограда, а за ней находились некоторые хозяйственные постройки.

http://sobory.ru/article/?object=03225

Храм Успения был закрыт в 1930-е гг. С 1999 г. храм возвращён Русской Православной Церкви. В процессе восстановления внутреннего убранства храма были отреставрированы старые оригинальные фрески, пришедшие в неудовлетворительное состояние за длительное время использования храма в качестве склада. Потребовалась не только расчистка и укрепление оригинального красочного слоя, но и восстановление достаточно больших полностью утраченных фрагментов. При этом очень важно было соблюсти стилистическое единство манеры русской академической живописи конца XIX века. Владимир Артемьев, выполнявший эту работу, по единодушному мнению специалистов, с этой задачей блестяще справился. Кроме того, в надалтарной части храма, там, где прежде размещался утраченный в настоящее время иконостас, он написал большую многофигурную композицию «Покров Пресвятой Богородицы» с предстоящими святыми. По композиционному решению и манере исполнения она так же органично вписалась в живописное убранство храма. Пилипенко А. Д., старший научный сотрудник СИХМ, tsobor.ru/?p=1178 В 1854 году на средства потомственного почётного гражданина Николая Коншина построено здание Успенской церкви по проекту архитектора Ивана Таманского. Это один из первых образцов русского стиля, зародившегося как раз в середине XIX века. Под сплошным ковром узоров, скопированных с иконостасов XVII века, - не изжитая строгая ампирная геометрия объёмов. Особенно привлекает внимание - крыльцо главного входа на счетверенных резных колонках. Под церковью находится семейная усыпальница Коншиных. Стоит отметить, что когда серпуховские текстильщики, узнав о кончине бывшего хозяина в 1918 году, настояли на том, чтобы Николая Николаевича Коншина похоронили в Серпухове. Они заказали вагон для гроба и несли гроб от вокзала на руках до Успенской церкви в сопровождении фабричного духового оркестра. Из книги: Михаил Жебрак " Пешком по Подмосковью " . - Москва. ООО " Издательство Аст " , 2020 Комментарии и обсуждение Церковь Успения Пресвятой Богородицы по адресу: г.Серпухов, ул.Володарского, является объектом культурного наследия регионального значения (Постанвление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9).

http://sobory.ru/article/?object=00306

(1932). Церковь просуществовала два века, долгое время это был главный храм города, пока эту функцию не взял на себя Покровский собор. Успенская церковь была построена в 1738 г. тщанием полковника Ахтырского казацкого полка Алексея Леонтьевича Лесевицкого, который в этот период (1734-1744 г.г.) был командиром (бригадиром) всей Слободской бригады. Славилась церковь Успения Пресвятой Богородицы тем, что имела три престола в верхнем ярусе и один - в нижнем. Уроженец г. Харькова художник Владимир Дмитриев расписал главный иконостас в греческом стиле. Ограда церкви поражало своей красотой и изяществом, недаром её фрагмент находится в Эрмитаже. В подвалах церкви жители города прятались во время бомбежек в годы Великой Отечественной войны. Старожилы города говорят, что из этих подвалов вели подземные ходы аж до самой реки Ворсклы и до Покровского собора. В 50-х г.г. прошлого века во время расширения площади Ленина подвалы разрушенной церкви были засыпаны. Интересно, что в Успенской церкви мирно уживался и приход Украинской автокефальной церкви, которая начала свое существование в первые годы советской власти. До уничтожения храма располагался в нижнем ярусе церкви. Что касается колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы, то она после уничтожения храма просуществовала до 1970 г. Колокольня использовалась долгое время как пожарная каланча, позже как водонапорная башня. Перед своим разрушением, с появлением телевидения, на месте разрушенного купола колокольни была установлена телевизионная антенна. Колокольня была построена в 80-х г.г. XIX в. по проекту неизвестного автора. Она имела 4 яруса, была квадратной со срезанными углами, венчал ее купол с 4-мя треугольными фронтонами по сторонам сооружения. http://www.okhtyrka.net/content/view/3699/214/ Ахтырка, как и Лебедин, расположена в низине, здесь нет ни дальних перспектив, ни эффектных высот. Достопримечательности Ахтырки - несуществующие теперь Успенская каменная и Юрьевская деревянная церкви, и уцелевший ансамбль Покровского собора – имеют свое неповторимое лицо и являются творениями определенной школы в искусстве Слобожанщины.

http://sobory.ru/article/?object=45164

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010