Переборка памятника в 1906 г. была по многим признакам второй. Первая выполнялась в 1826-1830 гг. На это указывают, в частности, несколько рядов разметки, сделанной засечками на бревнах стен. Фотографии церкви начала нашего столетия, обнаруженные искусствоведом Л.А. Секретарь в архивах, отражают архитектуру и состояние церкви этого времени. Один снимок (1903 г.) фиксирует памятник до последней капитальной перестройки 1906 г. На ней видны старая дощатая обшивка, раскраска по ней, изображающая как бы каменную постройку в стиле классицизма, шатровую колокольню и небольшую галерею с резными столбами и ограждением, служившую одновременно и крыльцом и звонницей. Вторая фотография (1929 г.) запечатлела памятник уже после ремонта 1906 г., с новой обшивкой и галереей, с новой раскраской фасадов. Галерею-крыльцо разобрали, видимо позднее, в 30-40 гг. нашего столетия, может быть как обветшавшие и обрушившиеся. На церкви наверняка проводились и другие небольшие ремонтные работы, которые принято называть " текущими " . Но главных строительных периодов выявлено четыре. Первый. Построение церкви в 1599 г. на месте более ранней, сгоревшей. Это была небольшая клетская постройка из трех соединенных срубов, с галереей с юга, служившей одновременно крыльцом перед входом в трапезную. Архитектурно-конструктивная схема её очень типична для деревянной культовой архитектуры. Аналогий для неё достаточно много. Нет необходимости их приводить. Индивидуальной чертой является галерея-крыльцо, которая, возможно, и в это время являлась звонницей. Употребленный в дело тонкий лес, что сделано, безусловно, сознательно, придавал памятнику некую монументальность. Второй. Перестройка трапезной. Вызвана вероятнее всего значительно разросшимся приходом. Людям требовалось вместительное помещение для сходов, собраний (не только для отдыха богомольцев из отдаленных деревень), а молодежи для своеобразных посиделок, особенно в ненастную погоду и зимние вечера. Да. В XVII-XVIII вв. трапезные сельских церквей, четко изолированные от помещения-молельни, служили своеобразным " сельским клубом " , т.е. мирским помещением, этому не следует удивляться и чураться. Это исторический факт.

http://sobory.ru/article/?object=59947

Трапезная, одинаковая по ширине с алтарем, принята такой же длины. Примеров тому в северных клетских церквах достаточно. Дверной проем в южной стене помещен посередине. Косящатое окно в северной стене и волоковое в западной запроектированы по традиционному размещению окон в этой части церкви, традиция не нарушалась даже при крупных перестройках. Крыша трапезной оказалась значительно ниже алтарной. Тому факты: в сохранившихся " самцах " западного фронтона в центральном срубе врубок для коньковой и ниже лежащих слег нет, уклон подтески для свеса кровли на юго-западном углу того же сруба очень пологий, по сравнению с уклонами сохранившихся крыш. Этот уклон вместе о другими фактами позволил рассчитать место конька, и сделать вывод о том, что южный скат кровли трапезной общий со скатом галереи. О самой галерее. Длина её четко определена крайними углами южных стен трапезной и среднего сруба. Крайние столбы стояли при них, о чем сказано раньше. Предстояло определить количество внешних столбов, а с ними и число пролетов. При этом приходилось учитывать два дверных проема в стенах церкви. Если разделить протяженность галереи на три части, то пролеты окажутся сдвинутыми относительно дверей, а их величина составит около 3 метров, что неприемлемо. При четырех- и пятипролетных решениях столбы оказываются против дверных проемов. Исключаются. Только шестипролетный вариант оказался идеальным. Следующие за ним узкопролетные варианты отпали по тем же причинам. Величина пролетов в осях столбов принятого варианта составила 1,2 м. Детали галереи (рисунок резных столбов, оформление ограждения-парапета, скамьи, стропила крыши и проч.) проектировались с учетом полученных габаритов, натурных данных и аналогий на самом памятнике (оформление клироса) и близких к нему. Запроектирована двухслойная тесовая кровля без потоков, для которых данных в натуре нет. За основу главки принят дошедший до нас каркас поздней. Предусмотрено лемеховое покрытие и деревянный крест. Проект рассматривался на научно-реставрационном совете Новгородской СНРПМ9 15 апреля 1976 г. (протокол был одобрен и согласован в производственной группе по охране памятников Управления культуры Новгородского облисполкома.

http://sobory.ru/article/?object=59947

Четвертый. Переборка и ремонт 1906-1907 гг. Вызваны появившимися большими выпучинами в боковых стенах. Предполагавшаяся установка вертикальных сжимов с болтами показалась строителям не эффективной и, возможно, какие-то другие причины понудили плотников прибегнуть к полной разборке памятника, замене многих бревен, из которых 6 на южной и 7 на северной сторонах прошли из бывшей трапезной в боковые стены основного сруба. Они более жестко связали конструкции этих объемов. На церкви снаружи появилась новая дощатая обшивка (вторая по счету), но с другой раскраской. Над алтарем водрузили миниатюрную главку с крестом. Крыльцо-галерея с юга сохранилось, но других форм и только вдоль западного сруба (утрачена позднее). Шестерик колокольни обшили досками, внутри стены церкви, кроме западного помещения, обтянули холстом и вместе с потолками побелили. Почти полностью обновился иконостас. Перевозка церкви в Витославлицы с её исконного места диктовалась многими причинами, но прежде всего тем, что деревня Никулино катастрофически пустела, а памятник и по времени сооружения и по своей архитектуре уникален. Не совершив этого акта, мы непременно потеряли бы его. Разработка проекта реставрации церкви не составляла особого труда, за исключением, может быть, галереи. Окончательному варианту предшествовало составление чертежей и эскизов по фасадам, особенно южному. Так бывает часто. Поиск правильного решения труден. Правильное решение приходит не сразу. Лучшей проверкой служат графические изображения. Так нагляднее, проще сопоставлять и проверять результаты исследований и логические построения. Средний и алтарный срубы сохранились в первоначальных объемах и Формах, за исключением новых нижних венцов. Сохранилось косящатое окно на юге центрального сруба. Уцелело южное волоковое окно алтаря. Остальные волоковые восстанавливаются по их натуральным остаткам. Полы, хотя и не первоначальные, лежали на старом уровне. Потолок в алтаре подлинный, в церкви легко воссоздается по натурным остаткам и аналогии с алтарным. Южный дверной проем церкви реставрируется по натурным данным и служит аналогом для двух других - западного церковного и южного в трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=59947

Исследователь Н. Валукинский дает такое описание этой церкви: «Вся прелесть, вся ценность ее – в главном квадратном нефе, сооруженном московскими зодчими. Присутствие же пяти глав, кроме того, говорит о подражании храмам нового для этой эпохи веяния, принесенного в Москву Иоанном III. Не менее характерным отпечатком той эпохи является и отношение малой ширины и длины к превышающей их высоте, чем запечатлевается мысль зодчих дать молитве унестись в высь. Двухъярусный с окнами неф держит крышу, переходящую из четырех скатов шатра в купольный свод; аналогичная конструкция вряд ли где встретится и оригинальность ее еще более подчеркивается тем, что крыша не характеризует сводов потолка. Крышу увенчивают пять глав на невысоких шейках (барабаны); купола довольно правильные по форме и интересные как по контуру, так и по пропорции. Карниз шеек, общий отчасти с каргопольскими, старосимоновскими и другими московскими церквами, в то же время не является точной копировкой их. В средней главке, служащей просветом в своде, чередуется плоская лента с зубцами (торец ребром и плашмя) и фризом. Подобный карниз внесен был в архитектуру в начале XVI в. Алевизом Новым. Карниз под всей крышей корпуса переходит в пилястры, связанные полуциркульными карнизами (генеалогия закомара); каждую пилястру увенчивает опять ряд карнизов. 3 ленты, торец ребром (зубцы), кстати сказать, излюбленная деталь Владимиро-Суздальского зодчества, фриз, рамочка и опять фриз. Композиция оригинальная, продуманная и интересная. Угловые пилястры спускаются до низу и переходят в уступчатый цоколь; средняя пара свешивается ниже уровня верхних окон, все же остальные пилястры не доходят до уровня окон. Но все они белые, на желтом фоне, кажутся холстами, опущенными рукою художника зодчего, а карнизы напоминают кружева. Тройной апсид, не имея пилястр, украшен в углах касаний полуокружностей двумя колонками, переходящими от карниза из квадратного сечения в окружность и в основании опять в квадрат. Присутствие этих маскирующих углы колонок можно наблюдать во многих древних храмах, как, например, в храме Николы Вербинского, Ярославском и т. д. Но другое можно увидеть в окнах храма. Здесь уже мало русского духа: почти целиком сняты эти глаза здания с голландских окон; еще более говорят об этом наличники. Полное же отступление от русского искусства мы видим на сводах, на двух столбах, подпирающих эти своды. Четырехугольная со срезанными углами колонна еще встречается в древнем зодчестве, но уборы, наклейка прямоугольных с полуокружностями рамочек является новшеством. В Успенской церкви видна не одна Москва. В Воронеже жил Петр I; всюду и вездесущий – он и здесь отразил свое присутствие, наложив на стенах налет пыли от бури, навеянной им " .

http://sobory.ru/article/?object=00818

Одно из русел, сегодня сухое, тянется в правобережье, против пещеры. Там по логике должен был быть мост. Таким образом, место современных Успенских молебнов находится на искусственном острове с обезвоженным восточным рукавом. Безусловной мельничной достопримечательностью являются 2 массивных жернова отличной сохранности. Стоят они на гуртах и несколько наклонно. Всего «Доложских мельниц» называют шесть. Верхняя («Чухнина» - эстонская), запирала устье р. Долгой, подымая воду в озере на аршин. Мельники, чтобы произвести работу, обращались к мельнику в верховье, что б он дал воды помолоть. За это уплачивалась мзда. «Богадельных домов» у Пещеры насчитывалось четыре. Какие-то из них предназначались монашкам. Очевидно, что были и паломнические комнаты. Дорог к пещере ведет несколько. Пещерная, практически прямая, — от места Ильинской часовни с камнем, локализация которого не ясна. Без росчисти никаких камней не видать. Не исключено, что камень свели атеисты. Иная дорога идет от места храма на восток, и через участок забора песка выводит на шоссе. Это удобный путь подъезда автотранспорта. От места стоянки до реки ок. 100-200 м. Старая и отличная дорога ведет в правобережье на Доложск, современный пионерлагерь «Салют». В одном месте она проходит по речному обрыву высота которого более 10 метров; в другом – по краю карьера. Этот путь используется автомобилистами на целый километр, если считать от Доложска. В последнем при дороге курганы. Большая группа насыпей на Доложском мысу. Там работали археологи в 1900 году. На мысу найдены вещи позднеримского периода, гипотетически относящиеся к V веку н. э. Это уникум нашего края. Примечателен курган с ровиком посреди Пещерской дороги. На нем кладоискательская яма. Наличие курганов свидетельствует об исключительной древности места. В левобережье дорога прослежена до мельничного взвоза. Где-то на вершине скалы, склоны которой над Пещерой исключительно круты, а в паре мест вообще недоступны, находился забор глины. Из нее изготовлялись кирпичи для храма.

http://sobory.ru/article/?object=03169

Вышневолоцкие краеведы, изучившие целый ряд доступных им источников, сообщают о князе А.А. Ширинском-Шихматове следующее: камергер Высочайшего Двора, известный путешественник и земский деятель, археолог, исследовавший в разные годы археологические памятники в бассейне реки Мсты, знаток древнерусской живописи, известный всей Европе медвежатник и кинолог, автор книг: " Альбом северных собак (лаек) " (1895), " По медвежьим следам. Очерки " (1900), " Особое мнение члена Комиссии по пересмотру ныне действующего закона об охоте " (1901), " В свободную минуту. Рассказы " (1904), " Медведь и медвежья охота " (1927) и др. К этому можно добавить, что в 1898 г. он был причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода, в 1903-1904 г.г. - прокурор Московской синодальной конторы и сенатор, в 1905 г. - товарищ обер-прокурора, а в 1906 г. - обер-прокурор Св. Синода, с 1907 г. - присутствующий член Государственного Совета, в начале XX в. - Вышневолоцкий уездный предводитель дворянства. Ширинский-Шихматов продолжал раскопки (преимущественно курганов, например, в 1903 г. более восьмидесяти погребений в Фёдовском грунтовом могильнике ), начатые на рубеже XIX-XX в.в. в Вышневолоцком уезде князем П.А. Путятиным, В.И. Каменским и И.А. Тихомировым. В 1904 г. рядом с его имением на берегу одного из рукавов озера Имоложье Н.К. Рерих открыл так называемый Лялинский городок. В последующие годы художник-археолог продолжал в этой местности археологические исследования, синхронизируя их всякий раз с новыми данными из раскопок князя А.А. Ширинского-Шихматова. Имение Островки располагалось в двух верстах от станции Заречье-Академическая Николаевской железной дороги в Подольской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. С 1900 по 1907 год оно носило статус " временно-заповедного " из-за собранных хозяином великолепных коллекций произведений искусства: церковной утвари, картин, икон, значительная часть которых с 1904 г. была представлена в упомянутом выше художественном храме-музее церковных древностей. Кроме этого, в усадьбе находились большая библиотека и богатейший архив. Андрей Александрович был избран Почётным членом Тверской губернской учёной архивной комиссии (далее - ТГУАК), одного из первых и самых известных в России обществ по изучению старины. Неоднократно он дарил в Тверской музей предметы из своей коллекции. В 1906 г. в этом музее была даже устроена " отдельная комната для помещения предметов, пожертвованных князем А.А. Ширинским-Шихматовым " . В ней хранились иконы, предметы церковного обихода: медные кресты, образки, складни, клейма, железные вериги, резные деревянные фигуры, резные царские врата, карнизы к царским вратам и т.д.; а также картоны с предметами из раскопок, произведённых в 1903 г. князем, русский гобелен конца XVII в., крышка от старинной шкатулки, серебряный рожок, детский столовый ножик, железное копьё, кость мамонта и другие дары.

http://sobory.ru/article/?object=10573

Расположена в центре села. Кирпичные стены оштукатурены, цоколь белокаменный. Утрачены верхние ярусы колокольни и завершение храма. Образец культового сооружения в русском стиле конца XIX в., со сложным построением плана и объемов, формы которых и декор восходят к зодчеству XVII в. К прямоугольному храму, вытянутому с севера на юг, примыкает более узкий алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Прямоугольный первый ярус колокольни, выступающий за линию стен трапезной, вытянут с севера на юг. Лопатки членятся ширинками. Над арочными проемами — наличники с трехчастным килевидным верхом. Прямоугольные окна на западном фасаде — под наличниками с треугольным фронтоном; под ними сделаны ниши со сложным фестончатым завершением. Центральное помещение храма выходит в прилегающие к нему более низкие притворы, трапезную и центральную апсиду широкими арками. Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог, кн.2. — М., 1987 Золотая осень в Монастырщине Из Смоленска в этот один из ближайших к нему райцентров можно попасть двумя дорогами: через Талашкино и через Русилово. Первый путь километров на шесть длиннее. На Рославльском шоссе почти сразу после Пригорского – указатель направо: «Монастырщина 39». Поначалу глаз радует ровный асфальт, по сторонам которого – ухоженные деревеньки и засеянные озимыми поля, что, согласитесь, удивительно для смоленской глубинки. Но на границе Смоленского и Монастырщинского районов путешественников ждет сюрприз. Проезжая часть превращается в грунтовку, кое-где напоминающую старорусский тракт. Исчезают дорожные знаки, указатели, вокруг – ни души… Кажется, и впрямь ты попал в начало прошлого века… Километров через 10 цивилизация вновь возвращается. Наш тракт пересекается с автодорогой «Смоленск – Русилово – Монастырщина». Она и есть второй путь до областного центра, который для монастырщинцев – основной. Его особенность – чрезвычайная извилистость. За рулем необходимо быть бдительным ежесекундно: во многих местах перед крутыми поворотами нет предупреждающих знаков. В туман или дождь здесь опасно!

http://sobory.ru/article/?object=15442

Макарово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:2020. Адрес: Россия, Калужская область, Перемышльский район, с. Макарово. Координаты: 54.359103, 36.670877 Проезд:автомобилем из Калуги по Тульскому шоссе. От Секиотово примерно 30 км до правого поворота на Макарово, затем по главной дороге до храма. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание в архивных документах относится к 1722 году. Был храм деревянным, с двумя приделами (Успения Пресвятой Богородицы и вмч. Георгия). В 1887 году начались работы по строительству каменой церкви. Большое участие в этих работах принимала владелица с.Макарово Голицына Елизавета Петровна. Крупная помещица земли Калужской (около 2447 десятин земли под Калугой). Строится церковь Успения Пресвятой Богородицы на старом месте, на старом фундаменте. http://azbyka.ru/ Село Макарово (Успенское) находилось по обе стороны речки Передут с двумя прудами, по обе стороны безымянного отвершка и большой дороге из Калуги в Тулу. Древня Шильниково на правом берегу безымянного оврага. В 1782 г. село с д. Шильниково принадлежало Николаю Ивановичу Хитрово. Церковь деревянная Успения Пресвятой Богородицы. Дом господский деревянный с плодовитым садом. В 1859 г. село значилось владельческим при речке Жеботейка в 40 верстах от уездного города Лихвина на большой дороге из Калуги в Тулу. В 31 дворе проживало 160 мужского и 143 женского населения. Деревянная церковь с колокольнею построена в 1722 г. старанием прихожан. Возобновлена в 1816 г. Престолов было два: Успения Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Успенская церковь в каменном исполнении начата строительством в 1887 г. Построена старанием церковного старосты Максима Бурнаева с прихожанами. Престолов три. В настоящей холодной части престол освящен 1 августа 1887 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа. В теплой трапезе во имя великомученика Георгия Победоносца, память 23 апреля/6 мая. Третий престол освящен во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря. Оба придела освящены 4 октября 1892 г. Старая деревянная церковь была разобрана и на месте престолов построены две часовни.

http://sobory.ru/article/?object=32676

Малое Загарино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы В сохранившемся церковном архиве копия с писцовых книг 1628-30 годы свидетельствует о том, что село Малое Загарино при речке Юнде в 1531 г. было куплено архимандритом московского Симонова монастыря Филофеем у братьев Федотьевых. Во время составления писцовых книг в селе была «церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в церкви образы и книги, и свечи, и колокола, и всякое церковное строение - монастырское, на церковной земле двор попа Петра Андреева, дьячка, пономаря и просвирни да 6 келий. А в них живут нищие – «питаются от Церкви Божией». Пашни, паханные церковные средние земли - 10 четвертей в поле, сена - 20 копен. В селе двор монастырский, 8 дворов крестьянских и 2 двора пустых». Во второй половины XYII века церковь в М. Загарине почему-то запустела, как видно из окладных книг 1676 года, в коих отмечено: «К церкви Большого Загарина вновь приписан приход запустелой церкви Успения Пресвятой Богородицы села Загарино – Оленино тоже, в том селе - 9 дворов крестьянских и - 3 бобыльских». Вскоре после этого служба в церкви была возобновлена. В 1687 году были пожертвованы храму иконы. В 1753 году эта церковь оказалась обветшалой, а потому вместо неё с благословления епископа Рязанского Дмитрия была построена новая деревянная церковь в том же наименование. В 1869 году эта деревянная церковь сгорела, и к 1873 году  был построен новый каменный храм, который освящен также в честь Успения Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон сохранились древние иконы – Спасителя, Кипрской Божией Матери и Успения Пресвятой Богородицы. Иконы эти как видно из надписи, приложены посадским человеком города Гороховца Симионом  Ершовым в 1687 году. Икона Успения Пресвятой Богородицы особенно была чтима прихожанами. Сохранились в церкви напрестольное Евангелие, печатанное 1688 годом и праздничная минея, которые принадлежали великой княжне Марии Алексеевны, подаренные ей в 1710 году  Симонову монастырю, которому принадлежало до 1764 года М. Загарино.  В церковном архиве сохранились: 1) – грамота епископа Рязанского Дмитрия, данная в 1753 году на освящения вновь построенной деревянной церкви.  2) – копия с писцовых книг на М. Загарино 1628-30 годы.

http://sobory.ru/article/?object=05559

Великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы воздвигли в 1912г. согласно проекту городского архитектора А. П. Косякина. Александр Петрович много строил не только в Екатеринодаре, но и в кубанских станицах. Тот же проект был положен в основу строительства храма во имя Святой Троицы, расположенный в станице Казанской, так как архитектор получил заказы на сооружение церквей одновременно. С 1930г. храмовое здание Успения Пресвятой Богородицы, отданное под зернохранилище, было недоступно прихожанам, но его значение для православных верующих восстановили, открыв храм в 1943г. во время Великой Отечественной войны. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в полуразрушенном состоянии, принял Отец Никита (Гаврильчик), став его неизменным настоятелем с 1970г., под его руководством начались работы по восстановлению здания храма. В течение длительного времени, понадобившегося для воссоздания утраченного облика храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, все практические решения, необходимые при проведении архитектурно-строительных мероприятий, принимались протоиереем Отцом Никитой (Гаврильчиком) самостоятельно. Благодаря усилиям настоятеля, сейчас воздвигнут храмовый комплекс в составе четырех зданий — собственно храма, здания православной библиотеки (трапезной), крестильного храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского, построенного первым на Кубани, и воскресной школы. Занимая одну из наиболее выгодных точек городского рельефа, общая высота центрального четверика (включая барабан с куполом и крестом) храма в честь Успения Пресвятой Богородицы равна 32 м., определив своей четкой вертикалью средоточие комплекса, расположенного на благоустроенной территории, вымощенной тротуарной плиткой, среди пешеходных зон которой, высажены сосны и фруктовые деревья. Стилистический образ храма в честь Успения Пресвятой Богородицы представлен версией русского стиля, основанной на мотивах византийского зодчества и русской архитектуры XVII b., без акцентирования византийского влияния, в большей мере присущего внешнему облику храма во имя Святой Троицы станицы Казанской. Несмотря на визуальную оценку сложности, архитектурно-художественной композиции экстерьера храмового здания Успения Пресвятой Богородицы, которая впечатляет торжественно оригинальным декором входов, оконных наличников и самих стен, основой является предельно лаконичная объемно-пространственная структура.

http://sobory.ru/article/?object=25066

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010