Он будет уточняться в ходе работы. Восстановительные работы должны начаться с возведения южной стены трапезной и сеней. Но перед этим необходимо исследование фундамента под нею и его исправление. Для кладки вновь возводимых частей весьма желателен красный большемерный кирпич соответствующих размеров, но даже при вынужденном допуске замены материала в основных конструкциях (фасады идут под обмазку, внутренние поверхности покрываются тонкой штукатурной затиркой), непременным условием работ должно быть выполнение из большемерного кирпича всей цокольной части (с устройством горизонтальной гидроизоляции в её основании), всех оконных и дверных проёмов, включая наличники окон, венчающих карнизов. Из большемерного кирпича выполняется барабан главы над четвериком. Вокруг всего здания снимается грунт до первоначальной отметки и устраивается отмостка из асфальтовой плитки, с уклоном в сторону от здания, с устройством водопоглощающих колодцев и одернованных откосов. Кровли на здании запроектированы тесовые, с копьевидными окончаниями тесин покрывающего слоя. Как вариант над трапезной, сенями и апсидой допустима комбинированная кровля – из одного слоя тесин с резными окончаниями и покрывающего их кровельного железа, окрашенного в серый тон. Маковица главы, как сказано выше, покрывается осиновым лемехом по деревянным кружалам и обрешётке, крест делается из дерева. Возможен и другой вариант: крест и яблоко под ним сделать металлическими, золочёными – так, как сделано на восточных воротах Ризоположенского монастыря в Суздале (XVIII в.). Внутри трапезной и по контуру её стен восстанавливаются железные связи. Заблаговременно заготавливаются и заделываются в кладку дверные колоды (там, где это нужно) с деревянными дверями на шпонках. Оконные переплёты, из теплотехнических соображений, должны иметь двойное остекление. Вопрос с устройством внутренних полов до про ведения исследований остаётся открытым. Однако в сенях и трапезной они, скорее всего, были деревянными, что и показано в проекте. Отопление в обоих названных помещениях печное. Предлагаемый дымник, его формы заимствованы из Ростовского кремля. http://kostromka.ru/architecture/vasiliev/119.php Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04912

Земли при церкви состояло: под храмом, кладбищем и площадью 1900 кв. саженей, усадебной 1,5 десятины, пашенной и сенокосной 30 десятин. Расстояние от духовной консистории и местного благочинного 33 версты. Ближайшие церкви: на востоке Спасская в селе Забелино в 3 верстах, на западе Николаевская в селе Никольское в 4 верстах. Невдалеке от церкви находилась земская школа. В 1893 г. в ней обучалось 53 мальчика и 3 девочки. Законоучителем состоял приходской священник. Приход Успенской церкви в 1862 г. состоял: В селе Макарово помещиков Синявинских временно-обязанных крестьян (30-135-136), помещицы Вяземской временно-обязанных крестьян (27-94-98) при церкви. В д. Курово помещиков Синявинских временно-обязанных крестьян (13-54-66), помещицы Вяземской временно обязанных крестьян (16-68-64) в 3 верстах. В д. Шильниково помещиков Богусловских временно-обязанных крестьян (15-58-54) в 4 верстах. В д. Муратовка помещицы Вяземской временно-обязанных крестьян (9-33-28) в 5 верстах. В д. Хитровка помещиков Синявинских временно-обязанных крестьян (13-47-53) в 5 верстах. В д. Басово помещика Лопотовского временно-обязанных крестьян (11-47-64). Итого за 1862 г. в 134 дворах проживало 536 мужского и 565 женского населения. Приход в 1893 г. состоял: В селе Макарово крестьян (92-308-371). В д. Курово крестьян (38-170-182) в 3 верстах. В д. Шильниково крестьян (22-90-80) в 4 верстах. В д. Хитровка крестьян (15-64-69) в 5 верстах. В д. Муратовка крестьян (10-44-42) в 5 верстах. В д. Басово крестьян (10-34-46). В приходе военных (13-72-85). Итого за 1893 г. в 200 дворах проживало 782 мужского и 870 женского населения. Церковное здание разрушено в предвоенные годы. Из кирпича построена Макаровская общеобразовательная школа, битый кирпич пошел на строительство Макаровского аэродрома. При обследовании местности в августе 2006 г. местные жители показали то самое место, где находился храм Божий. От церковного здания сохранился только угол фундамента. Место это находится напротив школы. На сегодняшний день храм снова построен силами прихожан и благотворителей. Функционирует.

http://sobory.ru/article/?object=32676

Храмовый четверик перекрыт четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Алтарь, коробовый свод которого замкнут с востока граненой конхой, открывается в пространство храма широкой аркой. Трапезная и приделы перекрыты продольными коробовыми сводами, разделенными между собой подпружными арками, опирающимися на два столба. Паперть имеет плоское перекрытие. В ее западной стене находится вход на лестницу к звону, устроенную в северной стене нижнего четверика колокольни, перекрытого коробовым сводом с распалубками. Стенопись храма, выполненная маслом в 1850 г., поновлена в начале 20 в. и в 2002-2005 гг. Живопись ориентирована на академические образцы. В своде главного алтаря написан образ Саваофа на облачном фоне, окруженного ангелами и херувимами, с парящим голубем в зените. На западной стене алтаря над аркой помещены два ангела с образом Спаса Нерукотворного. В проеме алтарной арки написаны фигуры двух ангелов с рипидами. Гризайльный орнамент в оформлении алтарной арки имеет вид симметричных клейм с розетками, тонкими спиральными побегами аканта и виноградной лозы. В оформлении восточной стены алтаря присутствуют изображения канелированных пилястр с композитными капителями, несущих антаблемент из рисованного фриза и тянутого карниза. Несколько схематичная орнаментика относится ко времени поновления росписи. В своде храма на четырех лотках размещены четыре клейма крупного формата. На восточном лотке (над иконостасом) показан вид города Иерусалима, над ним – образ Саваофа и Святого Духа с херувимами и с ангелами, оплакивающими распятого Христа. На северном лотке представлено Вознесение, на южном – Воскресение Христово в иконографии «Восстания от гроба», а на западном – Воскресение в иконографии «Сошествия во ад». В нижних углах лотков написаны орнаментальные композиции, вокруг основания главы сосредоточены изображения херувимов. На западной стене храма в двух ярусах расположены большие сюжетные композиции. В верхнем ярусе, оформленном пилястрами, развернуто во всю ширину стены соименное храму «Успение Богоматери».

http://sobory.ru/article/?object=04253

Царские врата в главном иконостасе решетчатые, с четырьмя тонкими колоннами и антаблементом в центре. Они увенчаны овальной иконой Благовещения, обрамленной гирляндами. Две пары малых овальных икон на створах содержат изображения евангелистов. Пристолпные киоты в трапезной по времени и стилю близки главному иконостасу. Два придельных иконостаса в трапезной изготовлены в сер. 19 в. Они одноярусные, в пять прясел по фасаду, с заворотами вдоль прохода в храм, с надставными иконами над царскими вратами и прилегающими пряслами. Стиль иконостасов эклектичен, с читаемыми элементами псевдобарокко и псевдорококо. Иконостасы оформлены витыми колоннами и антаблементами с резным декором во фризах. Орнамент на тумбах – венок с сетчатым заполнением или венок с крестом внутри. Царские врата содержат круглые образа Благовещения и Евангелистов, обрамленные травным орнаментом коврового типа. Киоты надставных икон имеют изогнутые очертания, их навершия обвиты орнаментом рокайльного типа. Ворота в наивно трактованных формах классицизма типичны для подобных сооружений области. Они имеют симметричную трехчастную ступенчатую композицию. Над центральной аркой проезда возвышается ступенчатый аттик с маленькой главкой на цилиндрическом барабане, а по сторонам расположены более низкие и меньшие по размеру арки калиток, прорезающие отрезки стен. Полуциркульные перемычки арок подчеркнуты массивными профилированными архивольтами. Центральный проезд фланкирован парными полуколоннами, ранее завершавшимися маленькими односкатными кровельками, а стены по сторонам калиток обработаны крупным квадровым рустом. Со стороны двора, где вместо полуколонн использованы парные пилястры, все формы декора еще более огрублены. Сохранились металлические створки ворот, ажурный узор которых с использованием волютообразных завитков, типичен для стилистики ампира. Сторожка, сер. 19 в. Небольшая одноэтажная постройка без выраженных стилистических признаков. Прямоугольный в плане объем, вытянутый с востока на запад, завершен вальмовой кровлей.

http://sobory.ru/article/?object=04253

Другие иконы - очень поздние, возможно, начала XX в., были вывезены при разборке памятника и временно переданы на хранение в Новгородский музей. Часть из них была сожжена по решению комиссии (прёдседатель Э.А. Гордиенко), как не представляющие какой-либо ценности. Всего икон было 20 плюс крест с распятием. В алтаре ничего не уцелело. Даже поздний каменно-кирпичный престол оказался разрушенным. У его основания на земле лежали обрывки позлащенных священнических риз. Старожилы сохранили в памяти предание или легенду, по которой во время польско-литовской интервенции настоятель церкви оказал литовским солдатам сопротивление и был убит. Действительно, на обрывках ризы видны были темные пятна, пятна крови. Вне зависимости от того, обновлялась эта местная траурная реликвия или нет, - легенда подтверждается находкой. Оккупация этой территории Новгородчины происходила в начале XVII в. Несколько слов о деталях оформления церкви. Все фасады её были покрашены, вероятно охрой. Но покраска выцвела и смыта дождями, что не позволяет утверждать о цвете с уверенностью. На южной стороне посередине стены трапезной имелась дверь и рядом с нею, справа, большое окно, прорубленное в XIX в., о чем свидетельствовала коробка, а не косяки. Причем, коробка с дощатым окладом по контуру, рассчитанным на крепление к нему обшивки. В средней части фасада сделано второе большое окно, тоже XIX в. Рядом с ним, слева, черной краской нарисовано такое же, ложное, с " расстекловкой " на 6 звеньев. Вверху над настоящим еще одно ложное. В алтарном членении почти посередине нарисовано третье ложное окно. Слева от него маленькое волоковое оконце настоящее. На восточной стороне (алтарь) два окна. Левое нарисованное, правое прорублено в XIX в. Северный фасад оформлен почти так же, как южный. В алтарном членении нарисовано одно ложное окно. В средней части настоящее XIX в., сдвинутое к востоку. Над ним и справа от него два ложных. В трапезной одно большое XIX в. На западном фасаде два больших ложных окна рядом и одно маленькое в шестерике колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=59947

Архитектором современной башни стал известный во Львове строитель Пётр Барбон (умер в 1588), известный как автор каменного дома ктитора, грека по происхождению, мецената Константина Корнякта на площади Рынок. Высота первого яруса - 14,65, второго - 16,2, третьего - 9,9 м. Стены были сложены из ломаного камня, а облицованы камнем обтесаным. Когда строительство подошло к завершению, на звонницу повесили колокол, отлитый на заказ Константина Корнякта - самый большой в Галичине, названный " Кирилом " . Новое завершение башни в стиле барокко с высоким фонарём в окружении четырёх кручёных шпилей, как и ещё один - четвёртый - ярус высотой 7,85 м, принадлежит архитектору Петру Беберу. Дополнение Бебера, законченное в 1695 году, придали строению большей легкости и стройности, подчеркнули изысканную простоту расчленённых пилястрами монументальных стен, ритм горизонтальных расчленений. В 1779 году пожар уничтожил два верхних яруса башни Корнякта, которые упали на часовню Трёх Святителей. Реставрация после этого продлилась с 1780 по 1801 год. Купол отстроен в 1795 году, а ещё раньше перелит и подвешен знаменитый колокол. Целых 4 года потребовалось на то, чтобы вылить новый, и вот с тех пор его звон ежедневно слышен над Львовым. Не раз башня Корнякта становилась свидетельницей разных конфликтов. В своё время монахам-доминиканцам не понравился голос её колокола, заглушавший всё вокруг; монахи постоянно ругались с членами братства и строчили письма королю и в другие инстанции. Но несмотря на все невзгоды, " Кирил " стал выполнять функции главного колокола города Львова, в который звонили во время тревоги, пожаров, стихийных бедствий, на смерть известных людей, не зависимо от их вероисповедания. В 1672 году, во время штурма Львова, одно из пушечных ядер подожгло крышу, и как писал городской хронограф, " башня " плакала " оловянными слезами " . В следующий раз она горела в 1779 году, но уже от удара молнии. Много приключений пережила башня. Вот только ремонта не видала уже свыше трёхсот лет. А требует. Во всю свою высоту. Во все 65,8 метра. Последний раз косметические ремонтно-реставрационные работы проводились в 1965-1973 гг. В конце XVIII века Восточная Галичина вошла в состав Австро-Венгрии. В 1788 году Успенское Ставропигийское братство было ликвидировано австрийской властью, а вместо него создан Ставропигийский институт. Он, в отличие от братства, был достаточно закрытой организацией, которая насчитывала всего несколько десятков членов; возглавлялся верхушкой украинского духовенства и чиновнической интеллигенцией. Здесь в 1918 году проводилось собрание Украинской Народной Рады, которая позже, как известно, превратилась в парламент Западноукраинской Народной Республики.

http://sobory.ru/article/?object=07711

В 8 верстах от Богодухова и в 75 от Харькова, на берегу Мерла. Полковая Никитовка и Хрущова Никитовка Ахтырского полка носят на себе имя одного тогоже основателя — Уманского полковника Никиты Кондратьевича Сененка, которому дан был приведенный нами жалованный лист в 1676 г. В архиве экономической конторы Хрущовой Никитовки по ныне целы: а) купчая 1677 г. октября 15, по которой мураховские жители Иван Романенко с товарищами продали мураховскому жителю Никите Кондратьевичу Уманцу сенные покосы, пахатные поля и лес над рекою Мерчиком, составляющие часть нынешнего Никитовского поместья; б.) купчая 1691 г. апреля 1, которою мураховский житель Михаил Кондратьев продал «ахтырскому эсаулу Никите Кондратьевичу» луку смежную с Никитовскою дорогою; в.) обменный лист 1693 г., которым Мурафский Николаевский священник Фома Михайлов променял «ахтырского полка полковому эсаулу Никите Кондратьевичу Уманцу» свою землю с лесом, смежную с отчинною Никитовскою, г.) царская жалованная грамота 1684 г. января 5, которою поместная дача по обе стороны р. Ольшанки, бывшая во владении 3 мурафских казаков и в 1681 г. отданная кн. Хованским Никите Кондратьевичу Уманцу в поместье, жалуется ему Уманцу в отчину за его отличную службу не в пример других. Он, говорит грамота, «в ахтырском полку всякие государския службы служил, нещадя головы и из полков бояр наших ныне посылан для проведывания в Заднепровские городы и в Волосскую и в Мутьянскую земли и в Польшу... а иным его братьи та вотчинная дача — не образец, потому, что много явных его служеб и посылок». В делах 1787 г. видим как то, что по актам и отзывам старых людей Никита Кондратьевичь Уманец признан за одно и тоже лицо с уманским полковником Никитою Сененком; равно видим, что Никита Кондратьевич полковой есаул и наказной Ахтырский полковник в 1691 и 1693 гг. был с Ахтырским полком в походах. Таким образом Никиту Кондратьевича Сененка стали называть в Украйне Уманцем по прежнему полковничеству его в Умани. Это не первый пример награждения выходцев из за Днепра новыми прозваниями. Полковник Григорий Ерофеевич в Слободской Украине назывался Донцем, тогда как Заднепровская фамилия его — Захаржевский.

http://sobory.ru/article/?object=04098

С запада к трапезной примыкали одноэтажные палатки, фланкирующие колокольню. Видимо, в них располагались входы на второй этаж трапезной. Несомненно, проект перестройки церкви исполнялся профессиональным архитектором, сумевшим на основе ордера создать эффектную парадную композицию здания. Возможно, на этом этапе строительства в основном храме существовали хоры с выходом на второй этаж трапезной, но к 40-м – 50-м гг. 19 столетия, когда выполнялись настенные росписи в храме, они были уничтожены. В кон. 19 в. пространство второго этажа трапезной было расширено за счет галерей, сквозные арки в которых были заложены, а западные палатки были надстроены вторыми этажами. Вероятно в этот же период были растесаны окна в нижнем этаже трапезной. В советское время здание церкви было приспособлено под школу. Колокольня была уничтожена, заложены арки галерей храма (с устройством прямоугольных окон), переложены столбы в трапезной, а ее пространство в обоих этажах было разделено на ряд помещений для классов, соединенных продольным коридором. Здание получило единую кровлю, перед западным входом появился кирпичный тамбур с бревенчатым вторым этажом. В настоящее время междуэтажное перекрытие трапезной утрачено. Большая часть алтаря разобрана в кон. 20 в. Стены церкви сложены из кирпича и побелены по обмазке. Здание, прямоугольное в плане, имеет продольно-осевую композицию и завершено вальмовой кровлей с выносным окошком на северном скате. К восточному фасаду примыкают остатки стен пониженного алтаря, к западному – прямоугольный тамбур с бревенчатой надстройкой. Многопрофильные карнизы, междуэтажный и венчающий делят фасады церкви на два яруса, а поэтажные пилястры с профилированными постаментами и тосканскими капителями членят их на ряд прясел: три из них соответствуют храму, еще три – трапезной, и одно – западным палаткам. Углы объема и граница храма и трапезной подчеркнуты парными пилястрами. Арки галерей, в основании которых во втором ярусе проходит парапет ограждения, декорированный лежачими филенками с вынутыми по дуге углами, опираются на узкие короткие пилястры. Над нижними окнами трапезной уцелели профилированные бровки с лучковым подвышением в средней части. Внутри галерей на стенах храма с характерной для времени трехосевой композицией сохранились детали первоначального декора. Окна с лучковыми перемычками и кубоватыми металлическими решелками заключены в неглубокие прямоугольные ниши и во втором ярусе окружены рамочными наличниками с миниатюрными замками и маленькими ушами в верхних углах, а в венчающий карниз введен пояс из широкой четырехрядной пилы.

http://sobory.ru/article/?object=14861

Непрерывные богослужения в рязанском храме проводились до 1937 г. Это был год начала репрессий в Советском Союзе, когда повсеместно закрывались храмы, разрушали и сжигали иконы, арестовывали и расстреливали священнослужителей. Последним священником в Рязанском храме до Великой Отечественной войны был о.Тимофей (Иванов), которого арестовали и расстреляли безбожники. С 1937 г. по 1945 год рязанский храм был закрыт и разграблен. Некоторым прихожанам все же удалось в годы разгрома сохранить часть икон и богослужебных книг. В тяжелые годы Великой Отечественной войны старообрядцы г. Рязани вновь стали объединяться для совершения церковных служб. С 1943 года в доме старовера Масленникова Ефимия Ивановича, хорошо знавшего древние предания, церковный устав, знаменное пение и Божественное чтение, твердо преданного укладам православного благочестия, были организовали богослужения. Службы проводили по воскресным дням и большим церковным праздникам. Народу собиралось очень много, и поэтому не хватало места для молящихся в его доме. Участники этих событий упоминали о том, что службы всегда совершались строго по уставу. В последствии при избрании совета общины Ефимий Иванович становится его председателем. Время шло, молящихся было уже много, и всем трудно было поместиться в небольшом домике. Совет общины выносит решение обратиться к администрации г. Рязани с просьбой о передаче разрушенного Храма старообрядцам. После долгих хождений по инстанциям городских властей, просьб, требований и объяснений усилиями прихожан под руководством Ефимия Ивановича храм был возвращен верующим. Здание было разгромлено основательно. Голые стены, разобранная крыша, отсутствие полов, оконных рам и дверей составляли печальную картину разрушения. И началась тяжелая и самоотверженная работа по восстановлению храма. Нужны были значительные средства. В стране шла война, бытовала разруха, свирепствовала бедность. Начать решено было со сбора денег. Из общины были выбраны представители, которые ходили по домам верующих, собирая пожертвование на ремонт. Люди с готовностью и пониманием отнеслись ко сбору средств на благое дело и бескорыстно помогали. Восстановление храма шло очень трудно. Не хватало средств, строительных материалов, но дело все же двигалось. Промыслом Господним среди прихожан нашлись хорошие плотники, токари, столяры и другие специалисты, которые проявили большое желание поработать на восстановлении храма безвозмездно. И уже в 1949 году богослужения внутри храма возобновились.

http://sobory.ru/article/?object=15569

В 1822 году с запада к церкви пристроили кельи для настоятельницы и двух схимниц. В 1863 году к этим пристройкам добавили второй этаж для размещения библиотеки и архива. В результате двухъярусный объем храма окружили пристройки с фасадным декором русско-византийского стиля. В XX веке приспособленный под нужды госпиталя памятник утратил купол, два верхних яруса колокольни и шпиль. Объемно-пространственная композиция здания развивается в двух уровнях. В центре возвышается первоначальный храмовый объем, трапезная и нижние ярусы колокольни. Эти объемы окружены с севера и юга одноэтажными приделами, с запада - пристройкой для монастырского архива и библиотеки. Планировка здания подчинена единой продольной оси симметрии заданной первоначальной композицией Успенской церкви. Восточная сторона алтаря состоит из полукружий трех апсид. Далее следует двухъярусный храмовый четверик и трапезная с приделами по сторонам. Развитие осевой композиции завершает колокольня с обстройкой по трём сторонам. До появления пристроек алтарь имел одну полукруглую апсиду с прямоугольными выступами по боковым сторонам. Северный и южный вход в храм оформляли портики с колоннами тосканского ордера. Охватывающий все здание карниз делил на два яруса храмовый четверик. Храм венчал купол на барабане. Простенки барабана украшали полуколонны ионического ордера. Небольшая одноэтажная трапезная отделяла храмовую часть от колокольни. Своей высотой колокольня намного превосходила храм. Её вертикальная композиция состояла из четырех ярусов, завершавшихся куполом с высоким шпилем. Углы ярусов храма и колокольни закрепляли лопатки. Все окна на фасадах имели простое профилированное обрамление. Фасады поздних пристроек декорированы профильными карнизами и тягами, филенчатыми лопатками. Оконные и дверные проемы оформлены килевидными арками. В интерьерах Успенской церкви сохранились сводчатые перекрытия, паруса, опорное кольцо купола, а также арка, соединяющая храм с трапезной, арочные оконные проемы, распалубки над окнами алтарной части. В пристройках второй половины XIX века фрагментарно сохранились профилированные карнизные тяги, филенчатые лопатки, завершения дверных проемов в виде килевидных арок.

http://sobory.ru/article/?object=21851

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010