Истолковывая слова «дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвой обещал ей дать, чего она ни попросит» , блаженный Феофилакт Болгарский пишет с сарказмом: «Смотри, какое бесстыдство – пляшет дщерь царева. И чем искуснее пляшет, тем хуже! Да, стыдно царевне делать что-либо непристойное, и еще со злой хитростью! Смотри также, какое безрассудство у Ирода – он поклялся дать плясавшей все, чего бы ни попросила! Но дал ли бы ты ей, безумный, если бы она попросила у тебя твоей головы?» Праздность, братия и сестры, опасное явление. Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» ( Еккл.11:9 ). Застолья, веселье, отягощение пьянством погубили, нанесли вред очень многим людям. Сказано: «…каждый день пиршествовал блистательно» ( Лк.16:19 ) – каждый день пиршествовал блистательно евангельский богач, оказавшийся потом в адском пламени. Именно о любителях застолий сказано в Писании: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» ( Иуд.1:12 ). О Патриархе Константинопольском, святителе Филарете Милостивом, известно, что, когда он стал Патриархом, то, опасаясь именно праздничных трапез, когда усердие подхалимов и лизоблюдов резко обостряется, он повелел, чтобы ему начали делать гроб. И чтобы гробовщик делал гроб для него медленно. И в каждый большой церковный праздник приходил бы в трапезную Патриарха и громко объявлял ему: «Патриарх! Твой гроб еще не готов, но он делается!» Подобное напоминание о смерти благотворно сказалось на жизни Константинопольского Патриарха Филарета Милостивого, и он стал святым. Царь Ирод Антипа был таким праздным шалопаем, который хотел прожить всю свою жизнь за роскошным праздничным столом, пиршествуя блистательно. Он же и оказался заложником своего сладострастия, когда обещал беспутной девице, чего она только ни попросит!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так окончил жизнь свою великий Пророк, о котором Сам Иисус Христос сказал, что он выше всех, рожденных женами. (24-го июня (7 июля) воспоминается день рождения Святого Иоанна Предтечи, а 29-го августа (11-го сентября) – усекновение главы его). 33. О чудесах и учении Иисуса Христа Скоро по всей земле Иудейской заговорили о чудесах, совершаемых Иисусом, сыном Иосифа из Назарета, и народ толпами начал ходить за Ним. Так, Иисус одним словом утишил бурю, прошел по воде, как по суше, пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч человек, и одним словом воскрешал умерших. С особенною радостью шли к Иисусу люди несчастные, и никто из них не уходил от Него без помощи и утешения. Слепым Он давал зрение, глухим слух, расслабленным силы; прокаженных Он очищал, бесноватых освобождал от злого духа. Никого не отталкивал Он от Себя: люди всеми презираемые, грешники, язычники получали от Него помощь. От приходивших к Нему за помощью Он требовал, чтобы они веровали в Него, и исцеленных отпускал с наставлением: «смотри же, не греши, чтобы не было тебе хуже». Исцеляя болезни, Иисус Христос проповедовал и учение Свое о том, как люди должны жить, чтобы получить спасение и войти в царство небесное. «Покайтесь, царство Божие настало, веруйте в Евангелие, то есть в добрую весть о спасении», говорил Он. О Себе Иисус Христос учил, что Он есть Сын Божий, что Он пострадает за грехи людей, воскреснет из мертвых, вознесется на небо, пошлет людям благодать Святаго Духа и снова придет во славе судить живых и мертвых. Свое учение Он высказывал повсюду: на берегу озера, на поле, на горе, в частных домах, в синагогах, в самом Храме. Передавал Он Свое учение иногда прямо, а иногда в притчах, или иносказаниях. Многие из народа уверовали в Иисуса, видя чудеса, которые Он совершал. «Великий пророк явился у нас; Бог посетил народ Свой», говорили со всех сторон. Дивился народ и учению Его; о Нем говорили: «ни один человек не говорил так, как Он говорит». Но учение и дела Иисуса Христа не нравились книжникам, гордым своей ученостью, и фарисеям, хвалившимся своим благочестием, и они возненавидели Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Интеллигент – не лучше никого другого, может быть, – хуже всех; но он наряду со всеми нуждается в спасении своей бессмертной души, а для того, чтобы ему помочь, его необходимо понять именно в качестве интеллигента. В противном случае его духовный руководитель рискует либо оттолкнуть его, либо заронить в нём мечтательность, побуждающую его вообразить себя совсем не интеллигентом, а чем-то совсем иным, высшим. Человек может начать свой возврат к Богу только от той точки в духовном пространстве, где находится реально, а не в воображении. Не для того, чтобы угождать интеллигенции, но для того, чтобы ей помочь, нужен пастырь, который понимал бы изнутри интеллигентское бытие со всеми его проблемами, искушениями и возможностями. В этом была важная часть жизненного дела отца Александра. Он мог бы сказать о себе словами апостола Павла: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:19, 22 ). Таков был его путь. И он завершился мученическим концом. 9 сентября 1990 года, за день до празднования по русскому православному календарю Усекновения главы Иоанна Предтечи, топор убийцы рассёк его голову – голову священника на пути в храм. Как говорил однажды он сам: «Мы поднимаемся на гору, и на пути у нас столько ошибок, столько открытий! Но на самой вершине горы – крест». То обстоятельство, что убийца так и не найден, и причины остались нераскрытыми, будучи само по себе печальным, и наводя на неприятные мысли, одновременно заставляет ещё сильнее чувствовать символический аспект такого конца. «На самой вершине горы – крест». Несколько слов об этой книге. Область религиозной культуры – по природе своей пограничная, она не исчерпывается до конца ни школьно-богословским, ни историко-культурным подходом. Религиозная вера как таковая и культура как таковая – вещи различные, но они выступают всегда в единстве и лишь в единстве их можно адекватно увидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Известен случай, когда однажды стояли на улице монахи и прямо на них шла блудница 23 . Монахи расступились и опустили взоры свои в землю. И только один из них не отрывал своего взора от нее. Когда она прошла, то все увидели, что лицо монаха, смотревшего на блудницу, все оказалось покрыто слезами: он плакал и благодарил Бога за такую красоту. Таким образом, то, что для одних послужило бы поводом для соблазна вожделения, для других оборачивается прославлением Бога. Поистине, как сказано в Писании: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1: 15). Об отсечении соблазнов и о клятве (Евангелие от Матфея. 5: 29–37) Нагорная проповедь. Фрагмент росписи в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. Фото: А.Чеботарь И мы читаем: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5: 29–30). Показав нам в предыдущем стихе, насколько опасен даже помысел о грехе, Господь дает теперь рекомендации о радикальном отсечении соблазна. Но эту заповедь Иисусову о вырывании глаза или отсечении руки ни в коем случае нельзя понимать буквально. Иначе все мы ходили бы калеками, но, что самое интересное, от греха бы нас это не спасало. Вот как истолковывает эти слова блаженный Феофилакт: «Слыша о глазе и руке, не подумай, что здесь говорится именно о сих членах. В сем случае Он не присовокупил бы “правый глаз и правая рука”. Здесь говорится о людях, которых любим и бережем, как правый глаз и правую руку, но которые препятствуют нам делать дела Божии. Так, например, юноша, если имеет распутных друзей и терпит от них душевный вред, должен оставить, бросить их. Сим, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, а если не спасешь их, то по крайней мере спасешь себя. Но если будешь продолжать к ним любовь, то погибнешь и ты, и они, то есть все тело» 24 .

http://pravoslavie.ru/94858.html

Отсечение почитая священной и всехвальной/главы твоей, Предтеча Христов,/мы славим твою всегда хвалы достойную/и всемирную память, преблаженный. О, сквернаго гощения! О, горькаго рождения!/О, пиянства сквернаго Ирода беззаконнаго!/Содержим бысть к беззаконию и обличаемь,/Пророка убити поучавается. О, скверное угощение!/О горький день рождения!/О пьянство Ирода распутного, беззаконного!/Он, державшийся беззакония и обличаемый,/убить пророка замышляет. Плясавши новая египтяныня посреди пира сквернено, главу испроси,/сея обличившую родительницу и Иродову наложницу. Сплясав среди пира непристойно,/новая египтянка испросила главу,/обличившую ее родительницу/и Ирода наложницу. Богородичен: Иже ныне Сын Девы, первее Сын Отеч показася,/не ин разумеваемь, от видимаго,/аще и пребысть един во обою совершен. Богородичен: Ставший ныне Сыном Девы/прежде того Сыном Отца явился,/познаваемым не как отличный от Видимого:/ибо Он пребыл единым/и в двух естествах совершенным. Катавасия: Воднаго зверя во утробе/длани Иона крестовидно распростер,/спасительную Страсть проображаше яве./Тем, тридневен изшед,/премирное Воскресение прописаше/Плотию пригвожденнаго Христа Бога/и тридневным Воскресением мир просвещшаго. Катавасия: Во утробе морского зверя/Иона крестообразно руки распростер,/ясно прообразовав спасительное страдание;/выйдя же оттуда спустя три дня,/предначертал сверхъ-естественное воскресение/Христа Бога, пригвожденного плотию/и восстанием в третий день мир просветившего. Кондак, глас 5: Предтечево славное усекновение/смотрение бысть некое Божественное,/да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./Да рыдает убо Иродия,/беззаконное убийство испросивши:/не закон бо Божий, ни живый век возлюби,/но притворный, привременный. Кондак, глас 5 Предтечи славное усекновение/произошло по некоему Божественному замыслу,/чтобы он и пребывавшим во аде/возвестил о пришествии Спасителя./Да восплачет же Иродиада,/беззаконное убийство испросившая:/ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь,/но обманчивую и временную.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове./Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 179– 184. 3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) Кондак, глас 5 Предтечи славное усекновение/произошло по некоему Божественному замыслу,/чтобы он и пребывавшим во аде/возвестил о пришествии Спасителя./Да восплачет же Иродиада,/беззаконное убийство испросившая:/ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь,/но обманчивую и временную. Икос : День рождения Ирода всем явил дела неправедные,/когда среди роскошно пировавших/глава постившегося как яство была предложена./С радостью соединилась скорбь,/и со смехом смешалось горькое рыдание,/ибо блюдо с главой Крестителя неся,/пред всеми вошла, как сказала, отроковица./И как от уязвления плач напал/на всех, с царем тогда вкушавших:/ведь ни их не обрадовало это,/ни даже самого Ирода./Ибо сказано: опечалился он,/впрочем печалью не истинною,/но притворною и временною. 4. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий) Славное усекновение Предтечи совершилось по некоему усмотрению Божию, да проповедает он и в аде находящимся пришествие на землю Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство; ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века возлюбила, но жизнь временную и скоропреходящую. Источник : Объяснения церковных и домашних молитв 1 Переведено с греч. языка из Anal. sacra К. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца . Из начальных букв каждаго икоса акростих: το ταπεινο Ρωμανο. В Anal. sacra помещен еще следующий кондак: Тебе подобает, Предтече, достойная похвала; ибо ты умер за вечную жизнь, как возненавидевший временную. 2 Перевод сего и следующаго (3-го) икоса заимствован из кондакария архимандрита Амфилохия (стр. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010