III. Слушатели-братия! Дай Бог нам дожить до старости маститой, здоровой и поучительной. Но помнить надобно, что такая старость достигается только тогда, когда лета юности и мужества прожиты не в праздности, не в суетных и порочных удовольствиях, а в труде, в исполнении нравственного долга, обязанностей веры и звания. Юность, молодость – это весна нашей жизни, мужество – это лето, старость – это осень. Осенью обыкновенно пользуются плодами того, что посеяно весной и возросло, созрело летом. Будем же трудиться в цвете и крепости сил, чтобы старость наша была многоплодна и многополезна, чтобы совесть наша не упрекала нас за прежнюю жизнь, каждый из нас спокойно и с надеждой блаженной вечности может сказать: «ныне отпусти меня, Владыко, с миром». Аминь. (Составлено по «Словам и речам» Леонтия, митрополита Московского, т. II, изд. 1888 г.). Третий день Поучение 1-е. Правв. Богоприимец Симеон и пророчица Анна (Почему праведный Симеон не боялся смерти?) I. Bocnoмuhaя сретение Господа нашего Иисуса Христа в храме иерусалимском, Св. Церковь ублажает и тех лиц, которые участвовали в этом евангельском событии первых дней земной жизни Богомладенца. Когда прошло сорок дней от рождения Спасителя, Богоматерь и Иосиф принесли младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы представить Его пред Господа. Здесь встретили их праведный Симеон с пророчицей Анной и открыто возвестили всем о наставлении спасения чрез рождение единородного Сына Божия. По свидетельству Евангелия, Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Этот святой старец благоговейно служил Богу и верно исполнял все обязанности к своим ближним. За свою святую и богоугодную жизнь он удостоился особенного благоволения Божия: ему обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. Сколько лет праведный Симеон ожидал исполнения этого радостного обещания, нам неизвестно. Но, судя по его словам, немалое время ему пришлось ожидать Утехи израилевой, так что он смотрел на смерть, как на отрадный предел своего многотрудного и долголетнего странствования на земле. Наконец в один день он, по внушению Духа Божия, приходит в храм и встречает Богомладенца вместе с преблагословенной Марией и праведным Иосифом. Тогда Симеон, приняв на свои руки Младенца Иисуса, прославляя Бога, возгласил: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Здесь же присутствовала и пророчица Анна, вдова лет около восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она вместе с Симеоном восхваляла Господа и говорила о явлении Спасителя всем, ожидавшим в Иерусалиме Его пришествия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вот теперь и нужно судить беспристрастно, справедливо ли поступают те, кто, восставая против церковного учительства пастырей и церкви, сами восхищают это недарованное им право. Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к церковному учительству и извращаемых иномыслящими с Православной Церковью Мк.4:11:25 . «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах... Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Объяснение. Этими изречениями Господа опровергается то ложное представление, по которому думают, будто Христос преподал Своё учение так, что оно для всех одинаково ясно. Апостолам «дано знать тайны Царствия Божия»: Мк.3:14:4:10:34 ; они и их преемники поставлены пасти Церковь Господа: Деян.20:28 ; 1Кор.12:28 , и к ним сказано: проповедуй... настой... обличай... увещевай: 2Тим.4:2 . Мк.9:38–39 . «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Объяснение. Подчинение бесов показывает, что изгоняющие были искренно верующими в Божество Иисуса Христа, иначе их постигла бы та же участь, что и сынов Скевы: Деян.19:13–16 . Посольство на проповедь и учительство установлено Господом: Еф.4:11–13 ; 1Кор.12:29 ; Тит.1:5 . Мк.13:37 . «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». Объяснение. Господь говорит здесь только о заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40–41 . К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19–20 . Лк.12:8–9 . «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими». Объяснение. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мк.8:38 ; 1Ин.4:15 ; а второе для тех, кто на это поставлен: 1Кор.12:28–29 ; а не для того, кто сам собою предвосхищает недарованную ему честь: Евр.5:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Господь наш Иисус Христос сравнивал человечество перед концом мира с человечеством перед Потопом. Как тогда люди были заняты лишь своими житейскими интересами и не хотели знать ничего духовного, " поскольку они – плоть " , как тогда избранных было очень мало, так будет и при конце мира. Во время Потопа избранные спаслись в Ковчеге, а о последних избранных сказал апостол Павел: " Мы оставшиеся изменимся и будем восхищены на облаках в сретенье Господа, грядущего судить живых и мертвых " (1 Фес. 4, 17). Эноху, первому пророку о пришествии Господа со множеством Ангелов – сотворить Страшный Суд над родом человеческим – надлежит возвратиться вновь на землю перед этим Страшным Судом. Он будет свидетельствовать последнему поколению людей о грядущей кончине мира, чтобы хоть часть покаялась, пока не поздно. Как все это чудесно, как изумительно предопределение Божие, чтобы один из первых людей земли возвестил, как живой свидетель, последнему поколению человечества последнее предупреждение. Как поразительно, что единственные долетевшие до христианского мира из глубины веков слова праведного Эноха повествуют именно о кончине мира и о пришествии Господа с бесчисленным множеством Ангелов для суда над человечеством. Запечатлены же эти слова Эноха апостолом Христовым Иудой, братом Господним. Может быть, апостол Иуда, брат Господень, слышал подтверждение пророчества Эноха от Самого Христа Спасителя и написал об этом. Вот что пишет апостол Иуда в своем соборном Послании: Пророчествовал Энох седьмой от Адама, говоря: " Се, приидет Господь со множеством Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех хулах, которые произносили на Него нечестивые грешники " (Иуды 1, 14-15). Ветхозаветная Церковь разделяется на два периода: первоначальный – от Адама до Авраама – и авраамовский – от Авраама до пришествия на землю Сына Божия. О первом периоде известно очень мало, а о втором очень много, но по своему значению первый период не менее велик, чем второй, как по существу происшедших событий – создания бессмертного Адама и спасения семьи праведного Ноя при гибели всего человечества во время Потопа, – так и по величию самих избранников Божиих, Его собеседников, из коих один – Энох даже живым был взят на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Дом праведного Симеона Богоприимца, а позднее и гроб его находились на юго-западе от Иерусалима, в местности, называемой Катамон. Теперь здесь греческий монастырь. Главная его святыня – гроб святого Симеона. Из службы Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром,/яко видеста очи мои спасение Твое,/еже еси уготовал пред лицем всех людей,/свет во откровение языков//и славу людей Твоих Израиля. Тропарь, глас 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,//дарующего нам воскресение. Кондак, глас 1 Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство и укрепи люди,//ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче. Тропарь святому праведному Симеону Богоприимцу, глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои//спасение Твое мирови. Кондак, глас 4 Старец днесь отрешитися/от юз моляшеся сего жития тленнаго,//Христа восприят на руце, Зиждителя и Господа. Горняя. Айн-Карем Русский Горненский монастырь Евангелие от Луки 1, 39–58 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Участок в месте, связанном с Иоанном Крестителем, купил для Русской Духовной Миссии приснопамятный архимандрит Антонин (Капустин). Он построил небольшую церковь в византийском стиле – в честь Казанской иконы Божией Матери и основал монашескую общину. Горненский монастырь – первая русская обитель в Иерусалиме и сегодня – самый большой монастырь на Святой Земле. Недавно сооружен храм в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«И увидел, – сказано, – дракон, и начал преследовать женщину, которая родила [младенца] мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню, где и питается она в продолжении времени, времён и полвремени от лица змея». Это и суть те самые тысяча двести шестьдесят дней, – половина седмицы, – в продолжение которых тиран будет иметь силу и преследовать Церковь , бегущую из города в город, скрывающуюся в пустыне и в горах, не имеющую с собой ничего иного, кроме двух крыльев огромного орла, т. е. веры в Иисуса Христа, Который, распростёрши на древе святые руки, развернул два крыла – правое и левое, призывая таким образом всех верующих в Него и покрывая их, как курица – своих птенцов. В этом смысле и у Малахии говорится: «И воссияет вам, боящимся имене моего, солнце правды, и исцеление в крилех его» ( Мал.4:2 ). 64 . Когда же это будет, любезный, и когда одна седмица разделится на две части и в данном случае обнаружится «мерзость запустения», и два пророка и предтечи Господа совершат своё поприще, и весь мир придёт, наконец, к завершению, – что остаётся ещё, как не появление с небес Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия, на Которого мы надеемся и Который навлечёт сожжение и праведный суд на всех тех, которые не уверовали в Него? Действительно, Господь говорит: «Начинаюшым же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше» ( Лк.21:28 ). «И влас главы вашея не погибнет» ( Лк.21:18 ). «Якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго. Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли» ( Мф.24:27–28 ). «Труп» же этот образовался ещё в раю: ведь там пал Адам, вовлечённый в заблуждение. И ещё [Господь] говорит: «Тогда послет Сын человеческий ангелы своя и соединит избранныя Своя от четырех ветр небесных» ( Мф.24:31 ). Также и Давид, предвозвещая суд и явление Господа, говорит: «От края небесе исход его, и сретение его до края небесе, и несть иже укрыется теплоты его» ( Пс.18:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Коринфской церкви Апостол писал: жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит ( Быт.3:16 ). Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо не прилично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ). Такое запрещение Апостола не говорить, или не учить в церкви, очевидно касается не разговоров между собою во время молитвы, так как это запрещение относится в равной мере и к мужчинам, как и к женщинам, а именно к учительству и проповеданию слова Божия в Церкви. Приложения Поучение в день Сретения Господня//Миссионерское обозрение. 1896. 2. С. 31–36 (Как православному христианину поступать в случае возникающих у него сомнений и недоумений в делах веры?) «И се бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нём. И бе ему обещано Духом Святым не видите смерти, прежде даже не увидит Христа Господня. И прииде Духом в церковь » ( Лк.2:25–27 ). Почему же праведному Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня? Если мы скажем, потому, что Дух святой был на нём, и что он чаял утешения Израилева, этим вполне еще не разрешится вопрос: ибо многие пророки, в которых, несомненно, был Дух Божий, и цари желали видеть Спасителя и Его дело, и не видели ( Лк.10:24 ), – и многие из ветхозаветных, свидетельствованные в вере, не получили обещанного ( Евр.11:39 ), не сподобились видеть Искупителя на земле, телесными очами. Умолчанное в Евангелии дополняется преданием, которое, заимствуя из древности, сообщает нам св. Димитрий Ростовский (Чет. Мин, февр. 3). По его сказанию, праведный Симеон принадлежал к числу ученейших людей своего времени. Когда, по повелению египетского царя Птоломея, в Александрии был предпринят перевод книг Священного Писания с еврейского языка на греческий, тогда в число семидесяти двух толковников, избранных на это дело, включен был и Симеон. Трудясь над переводом книги пр. Исаии, он дошел до следующих слов: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь на праздник Сретения Господня " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день Святая Церковь празднует Сретение Господня, принесение Господа Иисуса Христа во храм. В Евангелии от Луки говорится, вторая глава с двадцать второго стиха и ниже: “А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу”. Очищение по закону Моисееву предполагало, что для младенца мужеского пола достаточно было сорок дней, для младенца женского пола — шестьдесят дней. Особенно строго решался вопрос, когда дело касалось первенца, то есть первого ребенка, который, по закону Божию, посвящался Богу. Это была древняя традиция, как первинки урожая, первинки бизнеса, дохода отделяли для Бога, то, что называется “решит”, так и детей, первенцев посвящали Создателю на служение. Семья Господа нашего Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария и названный отец Иосиф-труженик, это были люди, которые строго соблюдали закон Божий. Сейчас нам даже трудно представить, насколько скрупулезно в те времена исполняли предписания закона Божия. Особенно усердствовали в этом книжники и фарисеи, которые старались исполнить каждую букву Писания, так, что Христос ставил книжников и фарисеев в пример нам, христианам, когда в нагорной проповеди он говорит: “если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царствие небесное”. Превзойти — означает достигнуть и подняться на более высокий уровень. Потому что для христианина сама цель — это не просто воздерживаться от греха, но и творить деятельное добро. Если в Ветхом Завете, когда человек воздерживался от осквернения, совершал очищение, воздерживался от грехов, он считался праведником, то в Новом Завете ситуация резко меняется. Сказано: кто может делать добро и не делает, тому грех. Если в Ветхом Завете неделание чего-то плохого считалось праведностью, то в Новом Завете, если ты можешь делать добро и не делаешь, это уже грех. Вот таким образом наша праведность, она превосходит праведность книжников и фарисеев.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Выражение «сильный духом», действительно, весьма расплывчато и смутно. В зависимости от духовно-нравственных ценностей каждый вкладывает в него свое значение. В результате наблюдается крайняя смысловая пестрота. Это легко увидеть на примерах. В художественной литературе 19-го века это выражение применялось к людям бодрым, далеким от уныния. В советской литературе и публицистике оно идеологизировалось. «Сильными духом» назвали людей идейностойких. Ф.Ницше всех людей распределил на три типа: «сильных духом», «сильных мускулами и темпераментом» и «не выдающихся ни тем, ни другим – посредственных». Первые составляют «элиту». Говоря о них, он проявляет болезненную озлобленность против христианства за его сочувствие и сострадание к слабым: «Что хорошо? – Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – Всё, что происходит из слабости. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворённость, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей… Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым» (Фридрих Ницше. «Антихрист»). Любят это выражение и современные оккультисты. Они уверяют, что магнит «сильных духом» перемагничивает более слабые ауры. Словосочетание «сильные духом» не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов. Библейский язык образный, поэтический, но при этом очень точный. Понятия и выражения самым определенным образом характеризуют духовные реалии. Господь говорит сынам Израилевым: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя» ( Втор. 31:6 ). Бог повелевает приемнику Моисея Иисусу Навину: «будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» ( Нав. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скандалы мертвого сезона ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СКАНДАЛЫ МЕРТВОГО СЕЗОНА Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19 - 26 августа. Преображение Господне. - Конфликт ученика с учителем. - Давай Ламу! - Жара в религиозном Рунете. - " История Церкви " в Армении и Болгарии. - Наукообразное мракобесие. В понедельник, 19 августа, Русская Православная Церковь отмечала Преображение Господне - один из главных христианских праздников. Небольшую информацию об этом разместило агентство " Интерфакс " . В информации кратко изложена история праздника. На официальном сайте Русской Православной Церкви опубликовано обращение к читателям газеты " Коммерсантъ " митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, называющаяся " Преображение Господне " . В обращении уже более подробно рассказывается об этом, " одном из самых таинственных новозаветных событий " : " После того, как Христос Спаситель открыл ученикам тайну Своих будущих страданий, Он взял троих из них: Петра, Иакова и Иоанна, - и взошел вместе с ними на гору помолиться. И там во время молитвы преобразился пред ними, и они увидели беседующих с Ним ветхозаветных праведников - Моисея и Илию. Лицо Его и одежды сделались белыми, блистающими, как снег. И затем вершину горы осенило облако, и ученики слышали из облака глас: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " (Мф. 17. 1-8). Увидев Христа во славе, Его ученики пали ниц в благоговейном страхе. Апостол же Петр сказал Спасителю: " Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии " , - не зная, что говорил " (Лк. 9. 33) " . Далее митрополит говорит о том, что в словах Петра - " стремление приобщить весь мир к свету Преображения, к радости этого чуда. В этих словах - пророчество о грядущей миссии Церкви в мире, ибо сделать кущи - значит создать на земле обитель, дом для святыни, сделать так, чтобы все алчущие и жаждущие Божией правды могли приходить к этой святыне; чтобы нетварный свет Преображения разлился по всей вселенной " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor08.htm

Так посрамляется нечестие еретиков каноническими книгами св. Библии, как и неканоническими, и потому штундо-баптисты, противореча ясным словам евангелия, не имеют никакого права называть себя евангельскими христианами: они не христиане и евангелию противники, ибо оставили св. Церковь и отметаются апостолов Христовых, которым Господь дал славу Свою, а о таких противниках вот как отзывается слово Божие: «сии злословят то, чего не знают... Горе им потому, что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд. 10:11 ). Итак, если не хотите навеки погибнуть с древними мятежниками против Церкви, если не хотите навлечь на себя участь Иуды Предателя, то смирите свою гордыню, отбросьте лицемерие, покайтесь в своем отступничестве и в соблазне других, в разрушении устоев Церкви и отечества, и ищите в слове Божием не кажущихся оправданий своей мнимой безгрешности, а истинных указаний о том, как прийти в себя, подобно блудному сыну, прежде оставившему обитель своего отца, а затем сознавшему свое безумие, – как оплакать попрание совести и правды, подобно блуднице, много согрешившей, но потом омывшей слезами покаяния стопы Христовы. LVI. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... да откроются помышления многих сердец» ( Лук. 2:34–35 ) 1) Эти пророческие слова праведн. Симеона, сказанные им при сретении младенца Иисуса Христа дают вкратце понятие о возникновении разных ересей и сущности их заблуждений: Господь Иисус Христос послужил камнем преткновения и соблазна ( 1Петр. 2:7–8 ) для неуверовавших в Него, как Мессию Иудеев, и камнем краеугольным, драгоценным для уверовавших как иудеев, так и Еллинов и для всех колен и племен народов. Но и для многих из уверовавших Господь стал «в предмет пререканий». Вот эти то «пререкания» и прекословия лжеименного знания ( 1Тим. 6:20 ) уклонили многих от истинной веры, особенно тех, кто не пленял всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10:5 ; 1Кор. 1:19;3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010