Церковь Сорока Мучеников Севастийских (Переславль-Залесский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Сорока мучеников Севастийских — православная церковь в городе Переславль-Залесский. Административно относится к Переславскому благочинию Переславской епархии. Церковь находится в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Содержание История [ править править код ] О точной дате основания прихода в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского сведений не сохранилось, но существовала церковь уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах по 1628 году написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничьих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена другая теплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 года в приходе, при этих церквах, записано 82 двора. В переписных книгах 1703 года значится при них священник отец Иоаким (Семенов), в приходе «82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен». В 1726-27 годах обе деревянные церкви – и холодная, и теплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и по просьбе священника отца Иоанна (Стефанова) с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование Святых Севастийских Мучеников, а теплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей во второй половине XVIII века, в период подъема церковного строительства, на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных в 1755 году построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нем два: в холодном в честь Святых Сорока Мучеников Севастийских, а в приделе теплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе церкви состояло тогда около 200 человек. В 1805 году ко храму Святых Сорока Мучеников Севастийских был назначен отец Никита (Бессонов Никита Ильич), бывший ранее преподавателем, а позднее инспектором Переславского Духовного училища. В 1824 году он был назначен настоятелем Преображенского собора Переславля и возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Сорока...

Источник Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров. Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Читайте также Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 130 299 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2014 22 марта, 2024 22 марта, 2014 22 апреля, 2024 14 апреля, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2014 22 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

В 1824 г. он был назначен настоятелем Преображенского собора и возведен в сан протоиерея. Иван Козьмич Филипповский после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии в 1812 г. - священник Четыредесятской (Сорока мучеников) церкви г. Переславля, скончался 15 апреля 1865 г. С 1850 г. священником Четыредесятской церкви Переславля был назначен Андрей Иванович Сахаров. В 1866 г. он был переведен к Смоленской церкви Переславля. Скончался 14 октября 1889 г. С 1873 г. церковь Сорока мучеников г. Переславля была приписана к соседней Введенской Церкви. Особого причта при храме Сорока мучеников не было, богослужение и требы отправлял причт Введенской церкви. В 1876 г. в объединенном из двух храмов приходе служили священник Димитрий Черевский и пономарь Никита Рунов. Приход Введенской и Четыредесятской церквей в то время состоял из 278 душ только мужского пола. В 1880-х г.г. приход церкви Сорока мучеников снова обрел самостоятельность. С 1895 по 1907 г.г. в храме Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение Евгений Елховский. Трудами Священномученика в храме появились настенные росписи, храм во многом преобразился. Мученическая кончина за Христа протоиерея Евгения Елховского последовала 29 октября 1937 года. В 1916 г. в храме служил священник Леонид Веселовский. Владимир Евгеньевич Елховский вспоминал, что в голодном 1918 г. «отец Леонид Веселовскии ещё по лету уехал от голода куда-то на юг со всей семьёй. Был слух, что в пути его семья растерялась, жена умерла». На его место временно управляющим приходом епископ Дамиан назначил о. Евгения Елховского. В 30-х г.г., несмотря на большой приход (150 человек), храм был закрыт. Последнего священника протоиерея Леонида Гиляревского расстреляли. В последствии в храме располагались библиотека, слесарные мастерские, а в последнее время спасательная станция. В 1995 г. по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея храм Сорока мучеников Севастийских вновь был открыт, в храме возобновились богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Церковь Сорока мучеников Севастийских (Печоры) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Существующая церковь Сорока мучеников Севастийских построена в начале XIX века, первоначальная — в первой половине XV века. Престольные праздники: 22 марта, день памяти Сорока мучеников Севастийских. Содержание История [ править править код ] Храмы, посвященные этим святым Мученикам, — большая редкость в России. Церковь Сорока Мучеников Севастийских — первая церковь подмонастырской слободы, перенесена преподобномучеником Корнилием из монастыря на «дворец», напротив главного входа в монастырь. В 1581 году, во время осады монастыря войсками Стефана Батория, храм сгорел. На этом месте построили новую деревянную церковь во имя Севастийских мучеников, но и она была сожжена польско-литовскими отрядами. Была построена еще одна, третья деревянная церковь. Существующая церковь построена в 1817 году на пожертвования прихожан и церковные средства на месте сгоревшей одноименной церкви. Церковь каменная, в связи с нею в 1860 году была построена каменная колокольня. Колокольня построена на пожертвования прихожан и церковного старосты купца М.Е. Плешкова. В 1880 году семьей Плешкова для церкви были приобретены новые колокола, в 1896 году на их пожертвования на колокольне заменен шпиль, устроены серебряные ризы на некоторых храмовых иконах. На средства печерского мещанина Ивана Герасимова сооружен и вызолочен крест над храмом, церковным старостой П. Ф. Коровниковым пожертвована в 1902 году гробница для святой плащаницы. Старостой А.М. Костиным подарено паникадило. Колоколов в церкви установили семь. Престол один. В приходе имелось одиннадцать часовен, из них три каменные, остальные деревянные. В приходе состояли семь богаделен, когда и на какие средства они открыты — неизвестно. Содержались богадельни на подаяния прихожан. В ноябре 1871 года в Печорах за счет казны учреждена школа Министерства народного просвещения. В 1900 году в ней обучались 118 учеников. В деревне Горки-Лебеди в октябре 1900 года открыта земская школа, в ней в 1900 году обучались 49 детей. Земская школа учреждена в 1905 году в деревне Медведковичи. Церковно-приходская школа в деревне Тенищево учреждена 19 сентября 1901 года, в 1910 году в ней обучались 32 ученика.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Сорока...

О точной дате основания прихода в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского сведений не сохранилось, но известно, что существовала церковь уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах по 1628 году написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничьих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена другая тёплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 года в приходе, при этих церквах, записано 82 двора. В переписных книгах 1703 года значится при них священник отец Иоаким Семёнов, в приходе «82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен». В 1726–1727 годах обе деревянные церкви – и холодная, и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и по просьбе священника Иоанна Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование Святых Севастийских мучеников, а тёплая — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей во второй половине XVIII века, в период подъёма церковного строительства, на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных в 1755 году построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нём два: в холодном в честь святых Сорока мучеников Севастийских, а в приделе тёплом — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе церкви состояло тогда около 200 человек. В 1805 году ко храму святых Сорока мучеников Севастийских был назначен отец Никита Бессонов, бывший ранее преподавателем, а позднее инспектором Переславского духовного училища. В 1824 году он был назначен настоятелем Преображенского собора Переславля и возведён в сан протоиерея. В 1812 году отец Иоанн Филипповский после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии стал священником церкви святых Сорока мучеников Севастийских, скончался отец Иоанн 15 апреля 1865 года. Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 году была отобрана в государственное ведомство, в котором состоит Рыбная слобода.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+Видео, аудио) В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» 22 марта, 2024 В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.    История Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник. В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

Церковь Сорока мучеников Севастийских (Протарас) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Сорока мучеников Севастийских (Agioi Saranta) — небольшая пещерная церковь, которая удостоилась почетного звания «Самый причудливый храм в мире». В 2017 году в Великобритании опубликовали список самых необычных церквей, и Agioi Saranta вошла в их число. Содержание История [ править править код ] Дата строительства церкви неизвестна. Описание [ править править код ] Церковь Сорока мучеников Севастийских представляет собой углубление в небольшой скале, только частично оформленное в церковь. О том, что можно попасть внутрь, говорит маленькая ярко-синяя дверца, которая делает святыню узнаваемой. Другими словами, это своеобразная визитная карточка часовни. Еще одна «примета» Агии Саранта — маленькая башенка на вершине скалы. К ней можно подняться по уступам в скале — при этом следует соблюдать осторожность. Если у вас легкая обувь, лучше не рисковать и не лазить по камням. Но если возможности позволяют, забраться наверх будет хорошей идеей: с вершины открывается великолепный вид на окрестности. Можно даже увидеть кусочек моря. Но конечно же, самое главное — не снаружи, а внутри. Если внутрь часовенки зайдет десять человек, им будет очень тесно — настолько пещера маленькая. Но в ней царит удивительная атмосфера умиротворения и ожидания скорого чуда, и причин этому несколько. Для начала нужно отметить необычное освещение: лучи солнца пробиваются сквозь отверстие в скале сверху. Другого источника света в часовне нет, и направленный поток создает ощущение взгляда Бога с небес. Впрочем, луч совсем небольшой, и поэтому в часовне всегда царит полутьма. Чтобы рассмотреть все хорошенько, рекомендуется захватить фонарик или посветить телефоном. Вторая необычная особенность — отсутствие в часовне Agioi Saranta церковного убранства. Пара скамеек, тумба и дверь — пожалуй, это все, что можно здесь найти. Но зато все «стены», то есть каменные своды часовенки, заставлены иконами. Они не представляют материальной ценности, но делают это место необыкновенным. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Сорока...

Мендерское. Молитвенный дом Сорока мучеников Севастийских. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сорока мучеников Севастийских Год постройки:1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Курганская область, Белозерский район, д. Мендерское Координаты: 55.812123, 65.293989 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Село Мендерское расположено при речке Мендерке, на проселочной дороге от села Иковского в Шадринский уезд. В селении проводились торжки: Сорока Мучеников (9 марта) и Фроловский (18-20 августа). До постройки церкви и открытия самостоятельного прихода село именовалось деревней Мендерской и входило в приход Алексеевской церкви слободы Белозерской, расположенной в 17 верстах. В 1834 г. жители д. Мендерской, которая к этому времени уже стала центром волости, и соседних селений Белозерского прихода, будучи отдалены от приходской церкви на дальнее расстояние, подали прошение о разрешении им построить в д. Мендерской церковь и образовать отдельный приход. Разрешение епархиального начальства на постройку храма последовало в том же 1834 г. и в 1835 г. был открыт самостоятельный Мендерский приход, в который вошли деревни: Абабкова, Шмакова, Рассохина, Большая Зарослая и Малая Зарослая. Кроме них с 1877 по 1884 г. в приходе числилась приписная Преображенская церковь в с. Скопинском и при ней д. Пушкарева. Приход Скопинский окончательно отделился от Мендерского в 1885 г., после чего состав Мендерского прихода не изменялся. Первый храм в с. Мендерском был построен усердием прихожан по храмозданной грамоте, выданной 18 декабря 1834 г. от имени Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, и заложен 12 мая 1835 г. протоиереем Курганской Троицкой церкви Наркиссом Никитиным соборне с местным благочинным Яковом Словцовым и прочими соседними священниками. К маю 1839 г. деревянная однопрестольная на каменном фундаменте церковь с колокольней в одной связи была построена, поставлен иконостас и написаны иконы. В октябре 1839 г. последовало разрешение епархиального начальства на ее освящение, которое состоялось 9 марта 1840 г. Престол был освящен во имя Святых Сорока Мучеников Севастийских, празднуемых 9 марта. Храм этот сгорел 20 июля 1843 г., из огня были спасены антиминс, утварь и имущество.

http://sobory.ru/article/?object=53187

С 1850 года священником в церковь был назначен отец Андрей Сахаров. В 1866 году он был переведен к Смоленской церкви Переславля-Залесского, скончался 14 октября 1889 года. С 1873 года церковь святых Сорока мучеников Севастийских была приписана к соседней Введенской церкви. Особого причта при храме святых Сорока мучеников не было, богослужение и требы отправлял причт Введенской церкви. В 1876 году в объединённом из двух храмов приходе служили отец Димитрий Черевский и пономарь Никита Рунов. Приход в то время состоял из «278 душ только мужского пола». В приходе по клировым ведомостям последующих лет: «Числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедныя росписи с 1809 года. Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 году построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…» Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695 год). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Святых Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». В 1895–1907 годах в храме святых Сорока мучеников Севастийских совершал своё служение священномученик Евгений Елховский. Трудами отца Евгения храм во многом преобразился — по его инициативе и замыслу в начале ХХ века началась роспись стен, которые выполнил переславский живописец Василий Петрович Шманаев. Сбор средств производил староста храма Иван Васильевич Дыбцына, особым рачителем и благодетелем храма в годы служения отца Евгения был Василий Иванович Носков. В 1907–1909 годах в храме служил отец Феодор Делекторский, переведенный из Свято-Николького женского монастыря Переславля-Залесского, впоследствии епископ Орехово-Зуевский Никита. В 1916 году в храме служил священник Леонид Веселовский. Протоиерей Владимир Елховский, старший сын отца Евгения Елховского в воспоминаниях указал, что в голодном 1918 году «отец Леонид Веселовский ещё по лету уехал от голода куда-то на юг со всей семьей. Был слух, что в пути его семья растерялась, жена умерла». Епископ Переславский, священномученик Дамиан (Воскресенский) на место отца Леонида временно управляющим приходом вновь назначил отца Евгения Елховского. С конца 1918 года служение в храме начал протоиерей Леонид Гиляревский, переведенный епископом Дамианом из закрытого большевиками Николо-Сольбинского монастыря. Отец Леонид служил в приходе 19 лет, был благочинным отцом Переславля-Залесского. После революционных событий храм взял в своё ведение приходской совет. Летом 1919 года в церкви случился пожар, и особенно пострадала из-за копоти настенная живопись.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Храм сорока мучеников Севастийских (Сочи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм 40 мучеников Севастийских на Мамайском перевале г. Сочи построен в 2020 году на месте креста, установленного в 2004 году, при открытии монумента «Дружбы и согласия». Содержание История [ править править код ] История храма началась в 2004 году. Впервые об этом упоминается в репортаже о торжественном мероприятие, состоявшемся 4 марта 2004 года, на открытие монумента «Дружбы и согласия» на Мамайском перевале. Памятник был возведен по инициативе членов армянской диаспоры и русских энтузиастов строительства церквей и культурных центров. Монумент символизирует многовековую дружбу русского и армянского народов, является символом взаимопонимания, сотрудничества и единства всех национальностей, живущих в регионе. На открытии, состоялось освящение монумента. По благословению правящего архиерея Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора рядом с памятником было решено возвести часовню в честь 40 мучеников Севастийских. Над проектом работал архитектор Ф. И. Афуксениди. Планируемая площадь часовни должна была составить примерно 30 квадратных метров, чтобы ее устройство позволяло проводить Божественную Литургию. На месте будущего строительства был воздвигнут символический крест. В 2005 году жители района Мамайского перевала и духовенство города Сочи, обратились с предложением о создании прихода и начале строительства храма 40 мучеников Севастийских. Название храма было выбрано не случайно, так как большую часть многонационального населения района составляла армянская диаспора, а Севастийских мучеников почитает и Русская, и Армянская Церковь. Святые мученики прославились своим подвигом в IV веке (320 г.) в городе Севастии, расположенном в Армении. Там стояло римское войско, в числе которого находились 40 воинов христиан родом из Каппадокии. Военачальник Агриколай принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались и мученически приняли смерть во имя Христа. Инициативу возведения храма поддержала администрация Краснодарского края и города Сочи. Был выделен земельный участок и средства на строительство, но возникли непредвиденные проблемы, и дело приостановилось на 14 лет.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_сорока_му...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010