Ариадны, пожелавшей видеть своим мужем и соправителем Анастасия I , бывш. силенциария (придворный чин). Вступив на престол, он ликвидировал привилегии и изгнал исавров из К-поля, прекратил выплаты субсидий из казны. После ухода Теодориха в Италию гот. опасность исчезла и изменилось положение исавров как противостоящей им силы. Исавры не смирились, ответив восстанием, к-рое продолжалось неск. лет. После подавления восстания в 497 г. часть исавров была выселена во Фракию. Имп. Анастасий проявил себя опытным администратором. В основе его политики лежало стремление к умиротворению страны. Ему удалось восстановить потери казны. Он изменил систему взимания поземельной подати - главной доходной статьи гос-ва, что значительно увеличило доходы казны, отменил взимавшийся раз в 4 года налог на ремесло и торговлю (т. н. хрисаргир). В правление Анастасия была проведена денежная реформа и введена новая бронзовая монета (большой фолл и его номинации). Император не строил пышных дворцов и зданий, существенно урезал траты на зрелища. Все эти мероприятия позволили ему создать новые контингенты войск и даже увеличить гос. казну. Имп. Анастасий был сторонником вост. ориентации и опирался на вост. области империи, понимая, что эти богатые провинции с развитым ремеслом и торговлей являлись экономической основой империи. Гос. интересы императора совпали с его личными пристрастиями: он стал поддерживать монофизитов, обладавших большой силой на Востоке, вопреки воле папы Римского, что серьезно осложнило отношения В. и. с Римом (см. ст. Акакианская схизма ). Внешняя политика Анастасия была оборонительной. На Востоке начались конфликты с Ираном, постепенно окрепшим после потрясений V в. Анастасий отказался выплачивать персам денежную субсидию, к-рую они требовали под предлогом необходимости охраны Каспийских ворот (Дербентского прохода) от варварских набегов. В 502 г. персид. армия двинулась в наступление. Главные военные действия разыгрались в районе сир. г. Амида, к-рый персы захватили, но не смогли удержать.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В связи с этим логично предположить, что Боа контролировала степи в предгорьях Северного Кавказа, точнее долину Терека и Ногайскую степь, ибо именно через эти территории пролегал путь к Дербентскому проходу – наиболее удобному способу оказаться в Персии, минуя Кавказские горы. Дарьяльское ущелье, вероятно, было для Тюрангса и Глома не доступно, ибо охранялось аланами – союзниками Восточной Римской Империи. Подобная локализация «владений», а лучше сказать, кочевий Боа совпадает с тем, что нам известно о расселении гуннов-сабиров из других источников. Малала в сообщении за 515 год поместил известие о том, что сабиры прошли через Каспийские врата и прошли вплоть до Каппадокии, разоряя все на своем пути [Ioan. Mal. XVI. 17]. Сведения об этом походе сабиров содержатся также у Феофана в сообщении за 516/517 год, который уточняет сообщение Малалы и пишет, что сабиры прошли через Каспийские врата, т. е. Дербентский проход, вторглись в Армению, опустошили Каппадокию, Галатию и Понт и дошли до Евхаиты [Theoph. AM 6008]. Правительство одряхлевшего императора Анастасия (491-518) не могло им никоим образом воспрепятствовать. Следовательно, степи Западного Прикаспия и Дербентский проход были хорошо известны сабирам уже за десять лет до воцарения Юстиниана и описываемых событий. Римский историк V века и известный дипломат Приск Панийский, отмечал, что в 463 году сабиры, изгнанные аварами, захватили степные территории племен сарагуров, урогов и оногуров – кочевых племен, возможно, входивших в сферу влияния державы Аттилы [Prisc. Pan. HG, 30]. Замечание Приска имеет важное значения для определения этнического происхождения гуннов-сабиров, так как конфликт сабиров с аварами заставляет нас перенестись из Предкавказья в степи Монголии, о чем еще будет сказано. Бегство сабиров от аваров, захват сабирами владений сарагуров, урогов и оногуров с большой вероятностью указывает на маршрут сабирской миграции – из Монголии через Южную Сибирь на Нижнюю Волгу, откуда они могли легко добраться до степей Предкавказья. Современник Малалы и описанных им событий, Прокопий Кесарийский, определенно указывает на район Терека, Ногайской степи и Западного Прикаспия как на территорию расселения сабиров в эпоху Юстиниана I [Procop. BP II. 29, 15; BG IV. 3]. Из сообщения Прокопия нам известно также, что некоторые соплеменники царицы Боа не подчинились ей и все-таки смогли добраться до Персии. В 530 году армия персидского военачальника Мер-Мерое [PLRE III B, 884-885], разгромленная римлянами в конном сражении под Саталой, насчитывала в своем составе не только персов и армян, но также три тысячи сабиров, которые по словам Прокопия принадлежали к «воинственнейшему племени» [Procop. BP I. 15].

http://bogoslov.ru/article/6175398

Гребневской, на Лубянской пл., церкви протоиерея Д. Ф. Певницкого: Церковный староста Бусурин Николаевской, в Дербентском, церкви свящ. А. И. Богословского: Свящ. А. И. Богословский Ив. И. Соколов А. И. Малюшин П. Дмитриев Юросов Чернышев Николаевской, в Драчах, церкви свящ. П. И. Доброва: Свящ. П. И. Добров Николаевской, в Звонарях, церкви протоиерея А. Богородицкого: Протоиерей А. Богородицкий И. Баранов Городничев От неизвестного Панкратиевской церкви, протоиерея М. Н. Стрельцова: Москов. купец Ильин А. А. Шагаева И. И. Казаков Предтеченской, на Малой Лубянке, церкви священника С. В. Смирнова: Священник С. В. Смирнов Ив. Алимов Преображенской, в Пушкарях, церкви священника Н. А. Любимова: Священник Н. А. Любимов Преображенской, в Спасской, церкви, священника Г. А. Орлова: Священник Г. А. Орлов П. И. Булатов Н. Кандырин П. Мотов Софийской, на Лубянке, церкви протоиерея Д. М. Покровского: Церковный Староста Н. Ширяев П. В. Грузинов Троицкой, на Листах, церкви протоиерея В. Е. Беликова: Протоиерей В. Е. Беликов Троицкой, в Шереметьевской больнице, церкви протоиерея И. Т. Розанова: От неизвестного Пречистенского сорока: С. П. Суханов А. С. Бахрушина Г. Я. Быков Воскресенской, на Остоженке, церкви священника Н. М. Мидовского: Из сумм попечительства отчислено —37— 137. Воскресенской, в Ахлебаевском странноприимном доме, церкви священника Л. И. Державина: П. В. Воробьев От неизвестного Моск. купец Н. П. Молчанов Моск. купец Н. М. Потапов Знаменской, близ Девичьего поля, в Зубове, церкви священника И. И. Державина: Знаменской, на Знаменке, церкви священника И. М. Некрасова: Священник И. М. Некрасов Церковный староста Николо-Стрелецкой церкви священника С. Г. Милославина: Николаевской, что на Песках, церкви, священника В. П. Некрасова: М. А. Скворцов М. А. Хомякова Николо-Явленской, на Арбате, церкви священника А. Ф. Добролюбова: Священник А. Ф. Добролюбов С. К. Попов Н. М. Михайлов Н. М. Ремизов В. С. Ремизов Ржевской, у Пречистенских ворот, церкви священника И. И. Смирнова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Щупальца ИГИЛ обхватили Кавказ. В России набирает силу террористическое подполье 31.03.2016 1599 Время на чтение 7 минут В Дагестане за сутки террористическое подполье совершило два нападения на сотрудников полиции. Вечером 29 марта прогремело три взрыва, погиб полицейский из Красноярска, двое были ранены. Днем 30 марта взорвался автомобиль у контроль-пропускного пункта, погиб полицейский. Ответственность за первый теракт взяло на себя «Исламское государство». Вечером 29 марта перед колонной МВД недалеко от аэродрома Уйгаш по дороге из Махачкалы в Каспийск сработало три фугаса общей мощностью восемь килограммов в тротилом эквиваленте. Взрыв 30 марта произошел в Табасаранском районе. Пока никто не взял ответственности за последний теракт. Но вместе с совершенным у Уйгаша это уже четвертый случай за последние семь месяцев, когда ответственность берет ИГИЛ. Напомним, 15 февраля произошел подрыв автомобиля около села Джемикент Дербентского района, погибли двое полицейских. 30 декабря прошлого года боевики обстреляли людей около крепости Нарын-Кала, тогда один человек погиб и 11 были ранены. 2 сентября 2015 года было совершено нападение на военные казармы близ села Магарамкент в Южном Дагестане. Все эти преступления ИГИЛ приписал себе. Несколько лет назад от рук террористов на Северном Кавказе погибали десятки человек ежемесячно. Самыми «горячими» регионами были Дагестан и Ингушетия. Отдельные теракты происходили в Чечне и Кабардино-Балкарии. Потом активность подполья пошла на убыль, и многие подумали, что с терроризмом на Кавказе почти удалось расправиться. Сейчас же видно, что проблема ушла на новый «виток». И к этому есть несколько вполне объективных предпосылок. Во-первых, не исчезла социальная база террористического подполья. Огромное социальное расслоение, высокая коррупция, безработица по-прежнему остаются актуальными для Северного Кавказа. Во-вторых, по всему миру прошел процесс объединения разрозненных групп под знаменем ИГИЛ. Отдельные банды теперь связаны в единую сеть. В-третьих, не смогли поймать и привлечь к ответственности всех вербовщиков террористов, экстремистские идеи продолжают пропагандировать в некоторых мечетях, среди местных жителей находятся сочувствующие.

http://ruskline.ru/opp/2016/mart/31/wupa...

См. разные варианты конечной цели путешествия: Marquart ]. Osteuropaische und ostasiatische Streifzuge. Ethnologische und historisch-topographische Studien zur Geschichte des 9. Und 10 Jh. – Leipzig, 1903. – S.16, 21; Шестаков C. П. Очерки... – C. 49; Житие Константина//Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981. – С. 119, комм. 2. О Беленджере и Семендре: Плетнева С. А. Хазары. 2-е изд., доп. – М., 1986. – С. 24–28. Византийская миссия отправилась из Херсона в Хазарию, ко двору хагана, где приняла участие в «состязании вер», поначалу Азовским морем («Меотским озером»), а затем, очевидно, по Дону, через Маныч, Куму и Сулак к Дербентскому проходу, то есть к юго-западному побережью Каспия, в район Приморского Дагестана, где было три крупных города, каждый из которых мог претендовать на место приема византийской миссии. Из них именно стоящий на Каспии Дербент был известен как «Врата врат» (Баб ал-Абваб), что совпадает с указанием агиографа на «Каспийские ворота». Присутствие на диспуте хагана еще не показатель того, что спор проходил в «столице Хазарского каганата в устье Волги», то есть в Итиле (Атиле), который воз ник около середины VIII в., но который находился гораздо дальше от Кавказских гор (ср.: Науменко В. Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений в конце VIII – середине IX вв.//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 553; De la Vaissere E. Saint Andre chez les Sogdiens: aux origines de Sogdaia en Crimee//La Crimee entre Byzance et le Khaganat khazar/Ed. K. Zuckerman. – Paris, 2006. – P. 176). Тем более плодом буйной фантазии, зиждящейся на невнимании к данному первоисточнику (и вообще к источникам), следует считать, что диспут с иудейскими богословами мог состоятся в Киеве, при варяге Аскольде или «венгре» Оломе (Алмусе), воеводах, «правителях Киевских высот» (ср.: Пятигорский С. Исторический выбор веры: кто, где и когда//Интересная газета. G. – 2003. – (115). – С. 6). Об этом курьезе, проистекающем из летописного упоминания о «жидове козарьстии», участвовавших в прениях о вере при князе Владимире (см.: Arkhipov А. К изучению сюжета о выборе веры («повесть временных лет» и «еврейско-хазарская переписка»)//Jews and Slavs. – Jerusalem; St. Petersburg, 1993. – Vol. 1. – C. 20–43), можно было бы не упоминать, если бы он не был серьезным симптомом дилетантизма самого худшего пошиба, все шире проникающего в современную научно-популярную историческую литературу, спрос на которую растет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введенской, на Лубянке, ц. протоиерея о. Н.П. Антушева: Протоиерей Н.П. Антушев Г.П. Попова Вознесенской, близ Сретенской, ц. священника о. В.П. Вишнякова: Н. Тихонов —29— 153. Иоанно-Предтеченской, на М. Лубянке, ц. священника С.В. Смирнова: Священник С.В. Смирнов Колгушкин Рахманов Священник Ф.А. Басов Казанский собор Николаевской, в Дербентском, священника о. А.И. Богословского: Священник А.И. Богословский А.И. Малютин И.И. Соколов Николаевской, в Драчах ц. протоиерея о. В. Попова: Николаевской, в Звонарях, ц. протоиерея о. А.Г. Богородицкого: Протоиерей А.Г. Богородицкий Староста Е. М. Городкин Панкратиевской церкви протоиерея о. М.Н. Стрельцова: А.А. Ильин Шагаева Казакова Преображенской, в Пушкарях, ц. о. протоиерея К. М. Маркова: Протоиерей К. Марков Беляев Дубровин П. Лукин Преображенской, в Спасской, ц. священника о. Г.А. Орлова: П. Булатов Софийской, на Лубянке, ц. протоиерея о. С.М. Садковского: Протоиерей С.М. Садковский Диакон о. С. Виноградов Псаломщик Т. В. Грузинов Церковный староста Церковь Пречистенского сорока 1-го отделения: Александровской, в Александровском военном училище, ц. протоиерея о. Н.П. Добронравова: Протоиерей Н.П. Добронравов С. Суханов А. Бахрушин Богомолова Баршева Воскресенской, на Остоженке, ц. священника о. Н.В. Арсеньева: Священник Н.В. Арсеньев Воскресенской, в Ахлебаевском странноприимном доме, ц. протоиерея о. А.И. Державина: Протоиерей А.И. Державин —31— 167. Григорие-Богословской, приписной при гимназии Шелапутина, ц. священника о. И.П. Успенского: Священник И.П. Успенский Девятинской, близ Пресни, ц. священника о. И.М. Скобеева: С.И. Белкин От Истоминой Знаменской, близ Девичья поля, ц. священника о. И.И. Державина: Священник И.И. Державин Н.П. Молчанов и Н.М. Потапов Знаменской, на Знаменке, ц. священника о. И.М. Некрасова: Священник И.М. Некрасов Священник А. Соколов Николо-Стрелецкой, у Боровицких ворот, ц. священника С.И. Милославина: Протоиерей В.Н. Сальковский —32— 176. Николаевской, что на Песках, ц. протоиерея о. В.П. Некрасова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В связи с христианизацией Хазарии можно упомянуть 2 церкви VII-VIII вв. на городище В. Чирюрт ( Магомедов М. Г. Раннесредневековые церкви Верхнего Чирюрта//Сов. Арх. 1979. 3). Культовые памятники дохрист. периода малочисленны (храмы в Капалаке и Гявуркале). К древнейшим и античной эпохам восходят основы ряда средневек. крепостей. Памятники из чистотесаного камня встречаются только в правобережной части и являются, возможно, постройками мастеров из Армении. Постройки, выполненные в более грубой технике, из колотого и булыжного камня, или в смешанной технике с добавлением кладки из обожженного кирпича и тесаного камня, распространены были на всей территории страны и имеют аналоги в Армении и Вост. Грузии, в т. ч. в Кахети. Вероятно, смешанная каменно-кирпичная или булыжная техника служила основой формирования албан. архитектурной школы средневек. зодчества Закавказья. Кроме того, в долине Куры применялся и сырцовый кирпич. Все эти храмы требуют внутренней штукатурки и, судя по скупым сведениям, были расписаны. Небольшое количество сохранившихся памятников IV - сер. IX в. не имеет точных датировок, за исключением Дербентской крепости и усыпальницы в Амарасе. Датировки христ. храмов, фигурирующие в научной лит-ре, установлены на основе сопоставления их архитектуры и археологического материала с памятниками соседних стран (по критериям пространственных решений, убранства и строительной техники). Это обстоятельство не позволяет датировать албан. постройки ранее их ближайших аналогов в Центр. областях Армении и Грузии. «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци (Дасхуранци) содержит сведения о возведении неск. церквей и мартириев. Большинство из них связано с обретением и положением святых мощей и локализуется на правобережье Куры. Среди христ. центров известны: Дарахоч и Сухар, где царем Вачаганом были обретены мощи свт. Григория Просветителя, святых Гаяне ( Гаиании ) и Рипсиме ( Рипсимии ); Амарас, где были обнаружены мощи епископов Григориса, Захарии и Пандалеона и помещены в мартирии, рядом с церковью, основанной Григорием Просветителем; Дастакерт-Хнчик и Дютакан (резиденция царя Вачагана III), где хранятся частицы мощей Григориса и др.

http://pravenc.ru/text/64030.html

И прежде желал я отдохнуть от заботы житейской, возведя его на царство, о чем Богу только, мне и духовнику моему известно уже два года; но мгновенность превозмогла и, по силам ожидаемое многолетие, изменило; мне в возмездие дана та же скорбь моего отца: краткость жития сего, от которой отвращал я мои взоры. Ныне, промыслом правосудного Бога, отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он, и на вновь приобретенное, трудами моими и вашими, от Никопсии до моря Дербентского, и от Осетии до Соера и Арагаца. Я поручил ему чад и царицу, призывая посредником на сие Бога, дабы брата своего младшего воспитал, и, если по милости Божией явится способным, да поставит царем после себя над моим наследием, и сестрам да оказывает почесть, яко чадам моим любезным. Все совершил я, силою честного животворящего древа, и ему вручаю сие осчастливившее меня знамение, и мои царские доспехи, и сокровища верхние и нижние; пенязи же да наследует Константин младший, а мои собственные драгоценные каменья и жемчуги жертвую Хахульской Богоматери. Дукаты и вотиниаты Атенского сокровища, кровью моею приобретенные, если не пожалеет царь Димитрий, все да передаст духовнику моему; иначе, хотя половину их пред Богом от него требую, дабы, если какие монастыри наследия моего я обидел, духовник мой их бы вознаградил, они же да молятся обо мне. Еще остался у меня монастырь, погребальное место для костей моих и детей моих, не довершенным, и печаль сия со мною пребудет; ныне сын мой царь Димитрий, да довершить оный, для вечного поминовения меня и его самого с потомством. Что уже роздано мною, того отнюдь да не коснется; какие же мною приобретены места, необитаемые и населенные, и те, как авва Арсений и католикос рассудят, так да пожалует их царь Димитрий, выдав на оные грамоты без малейшего закоснения». Исполненный памятью великого Давида, прежде нежели оставить сооруженный им собор, поклонился я, в трапезной части, гробу последнего из царственных его потомков, который почиет под сенью Гелатского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Николаевской, в Дербентском, свящ. Михаила Феодот. Скворцова Николаевской, в Драчах, свящ. Иак. Ник. Рождественского —40— Николаевской, в Заяицком, свящ. Николая Ильича Соловьева Николаевской, в Звонарях, свящ. Ал-ия Ал-др. Лебедева Николаевской, в Кошелях, свящ. Ник. Матф. Воскресенского Николаевской, в Кузнецкой, свящ. Евл. Вас. Кременского Николаевской, при странноприимном доме князей Куракиных, свящ. Ник. Иосиф. Бобцева Николаевской, на Курьих ножках, свящ. Василия Иоанн. Кроткова Николаевской, в Императорском Лицее Цесаревича Николая, свящ. Иоанна Ильича Соловьева Николаевской, на Мясницкой, свящ. Сим. Иаков. Уварова Николаевской, в Новом Ваганькове, свящ. Евг. Петр. Успенского Николаевской, в Новой Слободе, прот. Петра Вас. Приклонского Николаевской, на Песках, свящ. Иоанна Игн. Благоволина Николаевской, в Плотниках, свящ. Ал-дра Феод. Добролюбова Николаевской, в Покровском, прот. Матф. Дим. Глаголева Николаевской, в Пыжах, свящ. Конст. Яковл. Орлова Николаевской, в Столпах, свящ. Петра Иоан. Пятницкого Николаевской, на Студенце, свящ. Ник. Симеон. Недумова Николаевской, в Толмачах, прот. Дим. Феод. Касицына Николаевской, в Хамовниках Николаевской, в Щепах, прот. Ильи Феод. Некрасова —41— Николаевской, на Ямах, прот. Иоанна Ал-сиев. Смирнова Николобольшекрестовской, свящ. Серг. Серг. Смирнова Николокраснозвонской, свящ. Генн. Феод. Виноградова Николомокринской, свящ. Влад. Петр. Смоленского Николострелецкой, у Боровицкого моста, свящ. Серг. Иоанн. Милославина Николоявленской, на Арбате, прот. Григ. Петр. Смирнова-Платонова Новодевичьего монастыря, свящ. Ник. Матф. Антушева Павловской, в Павловской больнице, свящ. Леон. Андр. Воскресенского Панкратиевской, близь Сухаревой башни, свящ. Митроф. Никол. Стрельцова Параскевиевской, в Охотном ряду, свящ. Серг. Мих. Маркова (по двум подп. лис.) Параскевиевской, на Пятницкой, свящ. Вас. Филар. Сергиевского Петропавловской, в Басманной, прот. Павла Иоанн. Казанского (по двум подпис. листам) Петропавловской, в 1-м кадетском корпусе, прот. Ал-дра Ал-еев. Смирнова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большую часть жизни Д. С. провел на военной службе у монголов: груз. войско под его началом выступало на стороне ильханов против Золотой Орды (сражение 1289 у Дарубандской (Дербентской) крепости) и егип. султаната (сражения 1277, 1280, 1281). Особенно тяжелой была битва в 1281 г., в которой монголы потерпели поражение, груз. войско было практически полностью уничтожено, Д. С. чудом уцелел. В 1289 г. 1-й везир Аргун-хана Буга, женатый на дочери Д. С. Русудан, был обвинен в заговоре против хана и казнен, а Д. С. как его родственник и возможный соучастник был вызван в Орду. Зная, что его также могут казнить, Д. С. перед отъездом собрал дарбази (придворный совет), к-рый предложил ему укрыться в горах Мтиулети или Зап. Грузии. Однако царь не принял совета и ответил: «Коли уберегу себя... пред ним [монг. ханом.- Т. К.] возлежит все царство мое, смотрите, сколько душ христианских смерти предаст и в плен возьмет и церкви осквернит и разрушит, кресты и иконы уничтожит... Я сложу душу мою для народа моего и не откажусь пойти в Орду» ( Там же. С. 287-288). На пути в Орду Д. С. сопровождали католикос-патриарх Авраам I (1282/3-1310), старший сын Д. С. Давид, свящ. Моисей и неск. вельмож. За пределами Грузии Д. С. был арестован и конвоирован в Орду, однако Аргун-хан, не видя др. кандидата на груз. царский престол, отложил разбор дела. Сын Садуна Манкабердели, Хутлу-Буга, предложил хану возвести на трон воцарившегося в Зап. Грузии сына Давида VI - Вахтанга, дабы объединить под властью хана оба царства - Вост. и Зап. Грузию. Аргун одобрил план, что решило участь Д. С. По свидетельству летописца, Д. С. перед смертью причастился и вознес молитву Господу. 12 марта 1289 г. ему отрубили голову (Там же. С. 289). Католикос-патриарх Авраам I и свящ. Моисей тайно выкупили тело царя, а купцы, торговавшие рыбой, помогли доставить его в Грузию. Д. С. был похоронен в кафедральном соборе Светицховели в Мцхете (могильная плита утеряна, точное место захоронения неизвестно). Груз. Церковь еще в средние века причислила Д. С. к лику святых как царя-мученика, пострадавшего за свой народ.

http://pravenc.ru/text/178179.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009