В 1991 г. власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений, однако храм церкви возвращен не был. В кон. 1990-х гг. возобновлены богослужения в подклете храма. Распоряжение о выселении музея и передачи здания храма приходу было подписано только в декабре 2006 г. Церковь Живоначальной Троицы и Грузинской Богородицы в Никитниках с приделами святителя Николая, Иоанна Богослова и вмч. Никиты стенами, крышею, кроме что в одном месте стропила обгорели, иконостасами и святыми иконами цела, утварь некоторая ограблена, а некоторая цела. По освящении Николаевского и Богословского приделов производится богослужение. Приходских дворов 3, обгорели. Священник Николай Матвеев, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Николай Матвеев и пономарь Александр Дмитриев – у причетников церковные каменные палатки обгорели. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Церковь Грузинской Божией Матери находится в Грузинском переулке, близ Варваринских ворот; иначе называется «Троицы, что в Никитниках». Первоначально построена была деревянная в XVI ст. и называлась «Великомученика Никиты, что на Глинищах». Нынешняя выстроена на месте прежней в 1628 г. ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым с главным престолом св. Троицы и с южным приделом св. Никиты. В 1653 г., по случаю моровой язвы в Москве, в церковь был привезен из Красногорского монастыря Архангельской епархии образ Грузинской Божией Матери, который за 28 лет перед тем был выменян у персов в Грузии братом храмоздателя Степаном Никитниковым. К чудотворной иконе стекалось столь большое число богомольцев, что понадобилось расширить церковь, почему и был выстроен северный придел, освященный во имя Иоанна Богослова. Некоторое обновление церкви было около 1700 г., когда в трапезной установлены были нынешние оконные решетки, а потом в 1845 г., когда сменены кресты на главах, снята главка с крыльца и разделаны окна главного алтаря. В 1904 г. в подклете устроен престол Грузинской Божией Матери. Храм очень замечателен как по особому изяществу постройки и тщательной отделке во всех частях, так и потому, что старина в нем и снаружи, и внутри сохранилась достаточно хорошо.

http://sobory.ru/article/?object=03731

Кроме этого иконостаса имеется еще три придельных иконостаса: 1-й иконостас при приделе в честь Св. Великомуч. Никиты длиною в 4/2 аршина, высотою в 7 аршин, оценен в 150 руб. II л. 37 2-й иконостас при приделе в честь Св. муч. Параскевы, длиною 4/2 аршина, высотою 7 аршин, оценен в 150 руб. 3-й иконостас при приделе Св. Архистратига Михаила, длиною в 4/2 аршина, высотою в 4/2 аршина, оценен в 150 руб. Церковь отапливается двумя кирпичными, обшитыми железом печами. Колокольня в три яруса, общею высотою до верха карниза 4 сажени. Оценена вместе с иконостасами и колокольней в 12000 рублей " . После Октябрьской революции Успенская (Никитская) церковь разделила судьбу десятков тысяч православных храмов, которые были сначала разграблены, а потом закрыты. В 20-е годы в связи с проводившейся тотальной кампанией по изъятию церковных ценностей у Успенской церкви были реквизированы серебряные предметы культа, а в 30-е годы она была окончательно закрыта и вплоть до 90-х годов XX века использовалась как мельница, затем - складское помещение и скотный двор. Передача церкви в 1989 году в числе первых культовых объектов области в руки общины, позволила возвратить ее к жизни. В том же году был освящен престол церкви во имя Великомученика Никиты. Проведенные над храмом реставрационные работы позволили, в основном, вернуть ему первоначальный облик. Единственной крупной ошибкой при ремонте церкви, по мнению орловского краеведа - В.М. Неделина, было изменение формы венчавшей храм главы, которая несмотря на хорошее качество работ, будучи совершенно другой по стилю, вносит резкий диссонанс в архитектуру церкви. Еще предстоит восстановление малых главок над Никитским и Пятницким приделами, а также возобновление четырехколонного тосканского портика-навеса, примыкавшего к алтарной части храма. Архитектурные особенности Никитской церкви так описал в 1985 году искусствовед В.И. Плужников: " Расположена на краю села, на пологом берегу реки Орлика. Невдалеке, с западной стороны, проходит Карачевское шоссе.

http://sobory.ru/article/?object=06899

Богородица, урочище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь; Успенская церковь в Черемховце /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская с. Черемховец зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1840 г. тщанием крестьянина дер. Губина Никиты Платоновича Кострова. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. Престолов 3: а) в честь Успения Божией Матери, б) Усекновения Главы Иоанна Крестителя и в) св. вмч. Никиты. Местночтимая святыня церкви - Казанская икона Божией Матери со вложенными в нее семью частицами св. мощей. http://www.old-churches.ru/ch_026.htm Своеобразный памятник провинциального культового зодчества, в облике которого архаичная для своего времени объемная композиция сочетается с декором в стиле позднего классицизма. Кирпичный храм Успения Богоматери с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Никиты Великомученика возведен в 1840 г. Известно, что в 1628 г. земли вокруг погоста Черемховец (Черемховец на Шаче, Богородице-Черемховец) принадлежали князю Ивану Хилкову. Храм стоит вдали от жилья на краю леса в окружении старого кладбища. Сохранился его основной объем и трехъярусная колокольня, апсида храма и обширная трапезная со скругленными углами утрачены. Храм принадлежит к типу восьмерик на четверике с узкими диагональными гранями. Боковые фасады четверика украшены портиками из четырех пилястр, несущих антаблемент с широким гладким фризом и карнизом, дополненным редкими крупными двухступенчатыми консольками. Аналогичные консольки декорируют также скаты треугольного фронтона, прикрывающего нижнюю гладкую часть восьмерика, разделенного профилированной полочкой на два яруса. Прямоугольные проемы между пилястр (средний входной) заключены в плоские арочные ниши. Основные грани восьмерика также декорированы пилястрами, в интерколумниях которых расположены окна — арочное в центре и прямоугольные по бокам (на восточной и западной стенах окна ложные). Над и под проемами помещены нишки в виде «лежачих» восьмигранников. В чуть заглубленных диагональных гранях — прямоугольные ложные окна. В завершении восьмерика — грубоватый многоступенчатый карниз, выполненный нависанием рядов кирпичной кладки.

http://sobory.ru/article/?object=31059

Митрофан, бывший впоследствии Епископом Воронежским. НИКИТСКИЙ, муж. 3 класса, в 3 верстах от уездного города Переславля-Залеского; находится под управлением архимандрита. Обитель эта весьма древняя; но когда именно и кем основана, известий нет; о существовании ее упоминается в первый раз во второй половине XII века, когда поступил сюда в число иноков св. Никита Столпник. Нынешние здания сего монастыря – огромные и великолепные – воздвигнуты при царе Иоанне IV. В 1611 году монастырь разорен литовцами и 1646 возобновлен, по повелению царя Алексея Михайловича, на казенную сумму; при чем обитель ограждена каменными стенами с башнями. – Ныне здесь две церкви: 1) Соб. Великомученика Никиты, где почивают под спудом, в бронзовой позолоченной раке, мощи св. Никиты Столпника; на гробнице находятся и вериги, в которых сей Угодник спасался. При соборе устроен во имя его придел. Церковь эта существует с 1564 года. 2) Благовещения Богородицы, трапезная, с приделом Николая Чудотворца. Архимандрия учреждена здесь в 1716 году, по указу императора Петра Великого и по благословению Блюстителя Патриаршего престола, митрополита Стефана Яворского . На том самом месте, где находился столп св. Никиты, построена часовня. В день памяти сего святого, 24 мая, совершается сюда ежегодно крестный ход из города Переславля-Залеского. – В полуверсте от монастыря есть другая древнейшая часовня, в которой находится каменный крест, поставленный – как гласит предание – в XII веке св. князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским, посещавшим св. Никиту, когда еще он был жив, и получившим на этом месте исцеление от болезни. МАХРИЩСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верст. от уездного города Александрова, и в 30 верстах от Троицкой Сергиевой Лавры, на берегу речки Махры, при впадении ее в реку Молохчу. Основан около 1360 года Преподобным Стефаном, учеником св. Сергия Радонежского. Здесь он сначала построил малую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, трапезу и несколько келий. Вскоре после кончины св. Стефана, в начале XV в., монастырь, состоявший все еще из деревянных строений, сгорел и пришел в упадок, находясь почти в запустении более ста лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1186 году Никита Столпник погиб из-за своих железных вериг - корыстные убийцы (возможно, это были делившие его наследство родственники) приняли их за серебряные, уж больно они натёртые, подходили под цвет этого металла. Согласно преданию, выброшенные в Волгу вериги не утонули, их обрёл и передал в Никитскую обитель старец ярославского монастыря. Похоронили подвижника под открытым небом " у церкви святого великомученика Никиты " в деревянном гробу, по древнерусскому обычаю покрытом пластинами бересты. Перед погребением на усопшего Никиту возложили схиму и кожаный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. В 1420-1425 гг. по инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, " ... стали копать землю и обрели многострадальное тело преподобного берестом обверчено: но не восхоте преподобный вверху земли бытии. Один боярин восхоте взять часть бересты в благословление себе, - тогда сделалась буря великая и изринула всех копавших вон и засыпалось то место... " Но при этом, видимо, всё же обретены были некоторые реликвии, чудесно исцелившие впоследствии годовалого сына Ивана IV - царевича Ивана. Не единожды Иван Грозный и Анастасия Романовна бывали в Никитской обители на богомольях, в трудные дни обращались с молитвой жизни к Преподобному Никите. Само рождение и дальнейшее выздоровление своего наследника царская чета связывала с чудодейственной силой воды из выкопанного Никитой колодца и частиц святых мощей переславского подвижника. Видимо, в благодарность за это царь повелел частично разобрать каменный храм, построенный ещё Василием III в 1528 году вместо первоначальной деревянной церкви, и " ... новейшую Церковь больше воздвигнути над гробом чудотворцовым во имя Христова мученика Никиты, и придел преподобного чудотворца Никиты, а другий придел Всех святых " . Строился собор с 1561-1564 гг. Тогда же, начиная с 1561 года, на средства Ивана Грозного Никитский монастырь за несколько лет был отстроен в камне полностью. Возможно, при этом великий князь преследовал ещё одну цель - построить для себя здесь запасную резиденцию на случай измены в Александровой слободе. Царь снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство.

http://sobory.ru/article/?object=00441

великомученика Никиты, вторая – трапезная, в честь Благовещения Богородицы и третья церковь – во имя Св. архангела Гавриила, помещающаяся над святыми вратами монастыря. В монастыре ежегодно совершается шесть торжественных крестных ходов. Два из них бывают из города Переславля в монастырь: 24 мая – в день памяти преподобного Никиты – и 21 июля – в воспоминание избавления жителей Переславля от холеры в 1848 году. В понедельник же Светлой седмицы и во дни 2 февраля и 15 сентября крестные ходы совершаются вокруг обители. В 9-е воскресенье по Пасхе совершается еще крестный ход на колодезь преподобного Никиты. Никитский монастырь известен еще и как духовная школа иноческого подвижничества для Основателя Переславского Троицкого монастыря преподобного Даниила, который в конце XV века начал в Никитской обители свою монашескую жизнь. К достопримечательностям Никитского монастыря должно отнести ризницу обители, которая имеет много замечательных вещей из утвари и из других церковных предметов. Кроме того, при монастыре хранится 8 пушек. Управляет обителью игумен. Проезд в монастырь совершается до станции «Берендеево» Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Эта станция отстоит от города Переславля в 21 версте. Николо-Волосов монастырь во Владимирском уезде. Эта обитель находится при деревне Велисовой, в 27 верстах от Боголюбовской обители и в 17 – от города Владимира. Время возникновения этого монастыря неизвестно, но сведения о Волосовой обители можно находить еще в XV столетии. В половине XVIII столетия обитель эта была упразднена, но в 1775 году снова возникла. В этом году в Николо-Волосов монастырь были переведены иноки Царе-Константиновской обители. Сто с лишним лет после этого Волосовский монастырь существовал самостоятельно, а в 1877 году все имущество этой обители переведено было в Боголюбовский монастырь. Храмов в Волосовском монастыре три: 1) во имя Св. Николая Чудотворца; 2) в честь преподобного Сергия Радонежского; 3) разрушающийся храм над бывшими свв. воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Записи в архивах – это одно дело, а найти – это другое. Помочь найти святое место взялся, ныне покойный раб Божий Валерий, который имел дом в д.Горенки. Кстати сказать, что его дом имеет характерные черты, однозначно, указывающие на происхождение; старые бревна были, словно выкрашены, синей краской, окна представляли собой овальную узкую форму, закрытую мутными стеклами; в добавок к этому – непонятные арочки и полукружья – это возможно части часовни, которую разобрали в середине ХХ века, и передали мастеру молочного завода д.Горенки под строительство жилья. Ускорил поиски такой факт – однажды летом, уходя за грибами, Валерий стал отмечать, что в одном и том же месте кто-то роет землю лопатами, выкапывая крупные валуны, складывая их друг на друга. Дорога, ведущая из Горенок в Папертники, практически не использовалась и сильно заросла, но как было сказано старожилами, так оно и оказалось: часовня находилась слева в метрах 20-ти от дороги, и до поворота от перехода через речку Сумерь было метров пятьсот. В тот момент поверхность земли была перерыта, а по сторонам беспорядочно валялись камни. Можно только предполагать, какие чувства испытывал тогда иеромонах Феофан. Где-то через год по посещении митрополитом Ювеналием д.Артемово, в день памяти великомученика Никиты 28 сентября 2002 г., состоялся торжественный Крестный ход к Никитиной пустыни к месту закладки памятного камня и водружения креста. В житиях святых говорится, что по мученической кончине Никиты, шел проливной дождь… Так и в первый Крестный ход шел сильнейший дождь, но он ни сколько не омрачил праздника. Часть дороги, пока не подъехала подвода, наиболее крепкие из мужчин несли тяжелый деревянный крест на своих плечах. При большом количестве богомольцев, не испугавшихся дождя, крест и памятный камень были установлены. Листая архивные документы музея-усадьбы «Мураново», в которых находятся много фотографий, весьма заметно, как местные люди относились к Богу и к своему духовному наследию: Тютчевы благоукрашали храмы и восстанавливали часовни; регулярно совершались Крестные ходы к святым местам, и там совершались Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=34685

А самым излюбленным местом царя Ивана Грозного в Переславле был Никитский монастырь. Это самый древний на Руси монастырь, основан он был князем Борисом (сыном святого равноапостольного великого князя Владимира) в 1010 году в честь великомученика воина Никиты, жившего в 4 веке в Византии. В 12-ом же столетии в этой переславской обители подвизался преподобный Никита Столпник, местный житель. Не довольствуясь подвигами поста и молитвы, Никита Переславский изнурял себя трудом, носил на теле железные вериги и на голове каменную шапку, затем взошел для молитвенных подвигов на столп. В 1186 году подвижник был убит своими родственниками, пришедшими к нему за благословением, которые приняли его железные вериги за серебряные. Рождение сына Ивана Грозного Ивана Ивановича и его исцеление от тяжелой болезни связывается с чудодейственной силой Никиты Столпника. Лишившись двух дочерей и первого сына Димитрия, убитые горем государь с государыней в 1552 году предстали с молитвой пред гробом переславского чудотворца. Молитва была услышана, в 1553 году у царской четы родился сын Иван. На втором году жизни младенец сильно заболел, и опять же по молитвам к святому переславскому чудотворцу царевич выздоровел. В Никитском монастыре царь Иван Грозный построил большой каменный собор Великомученику Никите с приделами Преподобного Никиты Столпника и Всех святых, а также построил здесь еще одну большую красивую каменную церковь - Благовещенскую. Всего же за годы царствования великого государя Ивана Васильевича Грозного по его личному распоряжению в государстве Российском было возведено 60 монастырей и 40 храмов. Священник Николай Аксенов, клирик Переславской и Угличской епархии Часовня Крест - замечательный историко-архитектурный памятник, созданный руками русских зодчих, стоит на высокой возвышенности, которую называют Поклонной горой. И сегодня, как в прежние дореволюционные времена, он является притягательным местом для паломников. Возле нее останавливает машины, проезжающие по автомобильной трассе люди любуются этим древним архитектурным памятником, фотографируются на его фоне. Ну а мы же, как народ православный, перекрестившись и призвав в помощь Святую Троицу, отправляемся в Переславль-Залесский царя Ивана Грозного.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

12 мая 1822 г. по благословению еп. Тульского и Белёвского Дамаскина (Россова) каширский соборный прот. А. Преображенский заложил каменный храм вмч. Никиты рядом с одноименной деревянной кладбищенской церковью (1696), обветшавшей к нач. XIX в. Строительство велось трудами купца Руднева, с 1815 г. являвшегося старостой кладбищенского храма. Первоначально возведение храма осуществлялось на доходы от служб в небольшой каменной часовне (1818), устроенной Рудневым в районе Венёвской заставы Каширы, вероятно, для чтимой иконы вмч. Никиты. Но денег не хватало, родственники купца, в т. ч. и супруга, считали его намерение «нелепостию». По преданию, однажды, поругавшись с супругой, Руднев ушел из дома, заснул прямо на кирпичах у строившегося храма. Во сне купец увидел вмч. Никиту, к-рый, взяв его за руку, пообещал «споспешествовать» строительству церкви. Вскоре каширский мещанин Лидский, владевший одной из прилегавших к храму усадеб, предложил Рудневу выкупить ее за любую цену, потому что «жить в этом доме больше не может». Оказалось, каждую ночь Лидскому являлся некий воин и требовал «очищать место под церковь» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 18-20). Руднев приобрел у Лидского усадьбу с постройками; еще несколько землевладельцев также пожертвовали участки. Руднев купил 18 дес. пахотной земли, выстроил сторожку, а затем 2-этажный корпус. Среди жертвователей церкви был и имп. Александр I, побывавший проездом в 1823 г. в Каширском у. Летом 1823 г. с трапезной стороны Никитского храма был освящен южный придел во имя вмч. Георгия Победоносца, в 1834 г.- северный во имя прор. Илии. Иконостас для Ильинского придела был привезен из упраздненной церкви с. Глазова. До освящения всей церкви богослужения совершались в Георгиевском приделе лишь по субботам и воскресеньям. До начала строительства каменного храма приход кладбищенской церкви был приписан к городскому собору, но указом Тульской духовной консистории от 15 апр. 1830 г. был восстановлен как самостоятельный. В 30-х гг. XIX в. был построен дом для клира, приобретена пахотная земля, в т. ч. 141/2 дес. было выкуплено у помещика Сорокина. С 1837 г. причту Никитской ц. дозволялось пользоваться доходами с 2 каменных и 2 деревянных домов, устроенных при часовне (1818) и сдаваемых в аренду. Руднев ежегодно выдавал клирикам жалованье (250 р.), а также на свои средства отапливал дом причта. В 1838 г. храму отошло с. Аладьино с 18 дес. пахотной земли, затем - Подгородная слобода. 1843-1919 гг.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Существовали иноческие обители и в Переяславле Залесском, во 2-й половине XII в., хотя неизвестно, кем основанные. Это видно из жития преподобного Никиты столпника, Переяславского чудотворца . Он родился и получил воспитание в Переяславле. Достигнув зрелого возраста, он сделался сборщиком податей и, пользуясь своими связями с городскими судиями и другими начальниками, делал много зла людям, брал с них неправедную мзду и тем содержал себя с женою. После многих лет такой жизни Никита зашел однажды в церковь и там услышал чтение из пророка Исаии: Измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавства от душ ваших... Взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу... Аще же не хощете, ниже послушаете мене, меч вы пояст... и проч. (Ис. 1. 16–21). Слова Божии поразили грешника: он вспомнил свои неправедные дела и, воротившись домой, не мог заснуть всю ночь от беспокойства о самом себе. На другой день, чтобы развлечься, он отправился к друзьям своим, пригласил их к себе на вечер, купил все нужное для угощения и приказал жене приготовить. Когда жена начала обмывать и варить мясо, ей все виделись в сосуде только пена и кровь, сколько она их ни снимала, и потом разные члены человеческого тела. Жена сказала мужу, который увидел то же самое своими очами и пришел в исступление. Долго стоял он в молчании, произнося только: «Горе мне, великому грешнику!» Потом, взывая из глубины сердца к Богу, вышел из дома и из города, пришел в близлежащий монастырь святого великомученика Никиты, повергся пред игуменом, открыл ему свои беззакония и страшное видение и просил себе пострижения в монашество. Тогда игумен, чтобы испытать послушание Никиты, велел ему три дня стоять у врат монастыря и оплакивать грехи свои. Никита стал у монастырских ворот и со слезами исповедовал грехи свои перед всеми входившими и исходившими. На другой день, увидев вблизи монастыря болотистое место, окруженное камышом, где было множество насекомых, Никита подумал: «Телом грешил я, телом должен и страдать». И, сняв с себя все одежды, сел в тростнике и отдал тело свое на терзание насекомым.

http://sedmitza.ru/lib/text/435834/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010