По своему художественному воплощению он перекликается с иконостасом снесенной церкви Параскевы Пятницы на Всполье, привлекавшим внимание ярославских краеведов. Редкостный памятник восстановлен во всей красоте благодаря усилиям художников-реставраторов — Евгения и Анны Чижовых, Константина Грибанова, Александра Пичугина, Ильи Ястребова. В 2008 году этот придел был украшен живописью, работы вела артель ярославских художников «Стена», имена которых указаны в храмозданной надписи: Александр Николаевич Сериков (руководитель), Микаэль Мушегович Антонян, Геннадий Юрьевич Горшков, Михаил Анатольевич Кирильчев, Алексей Васильевич Смирнов. О характере первоначальной росписи придела, ее содержании, дате и мастерах сведений не имеется, известно лишь, что в 1868 году " усердием ярослав [ского] мещанина Алексея Гавриил [овича] Семенова и Дмитрия Алексесв[ича] Микерина возобновлены иконы и живопись в Прокопьевском приделе, а иконостас оного (каменный) покрыт новым колером " . Прежние стенописи не сохранились даже фрагментами, а сам придел был переосвящен, в таком случае современные мастера пишут композиции в соответствии с новой иконографической программой. Поскольку колокольня Николо-Мельницкого прихода была снесена, клиру пришлось выходить из положения не совсем традиционным образом: звонница была устроена в притворе храма. Колокола для нее были отлиты на тутаевском заводе Николая Шувалова. Благовестник имеет надпись: " По благословению архиепископа Кирилла, усердием настоятеля протоиерея Павла, при попечительстве благодетелей Игоря и Ярослава, радением прихожан " . Прихожане ратуют о восстановлении храм Андрея Критского с приделами Иоанна Постника и Архангела Гавриила. http://nikolamelenki.ru/21/history.html Название церкви произошло от названия закоторосльной Мельницкой слободы, известной с середины XVII в. своими мукомольными ветряными, а затем водяными мельницами. По крайней мере до 1659 г. здесь существовал мужской Николосковородский, что на глинищах монастырь. В мае 1609 г.

http://sobory.ru/article/?object=01176

Большую историко-художественную и литературную ценность представляет собой Богородичный цикл росписи (в 4-м ярусе), навеянный чудесами из книги И. Галятовского «Небо Новое». Большинство из них иллюстрируют различные апокрифы, связанные с повествованием о земной жизни Богоматери и ее Успением (главный престол в теплом храме меленковского прихода был посвящен Успению). Оригинально трактованы сцены из русской истории: «Защита Печерского монастыря от поляков» и «Спасение Руси от Темир-Аксака». В последней на фоне пейзажей белокаменной Москвы и Владимира изображена пышная процессия крестного хода с иконой Владимирской Богоматери. Теплая одноглавая церковь во имя Успения Богоматери была построена в 1683 г. к северу от теплого храма на средства прихожан. В 1885 г. на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова в ней был устроен придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Церковь была расписана, но время росписи не установлено. С 1777 г. при Николо-Мельницком храме существовало приходское кладбище. К началу XX в. с бурным развитием производства на Ярославской Большой мануфактуре встал вопрос о строительстве нового, более вместительного церковного здания, так как старые храмы не отвечали возросшему количеству прихожан. По инициативе и на средства Правления Товарищества Ярославской Большой мануфактуры, возглавляемого московскими купцами Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными и Гавриилом Матвеевичем Игумновым, 27 июля 1904 г. была заложена трехглавая трехпрестольная церковь по проекту академика архитектуры Александра Васильевича Иванова. Церковь посвящена трем святым, соименным упомянутым храмоздателям - преп. Иоанну постнику, архангелу Гавриилу и Андрею Критскому. Над трапезной возвышается колокольня высотой около 42 м с восемью колоколами, помещенными на нее со старой колокольни, стоявшей на берегу Которосли. Храм обогревался посредством системы парового отопления, сконструированной в подвальном помещении. Новый храм вмещал до 3000 молящихся. Сооружение его было приурочено к пятидесятилетию основания Ярославской Большой мануфактуры.

http://sobory.ru/article/?object=01176

Храм Андрея Критского представляет собой церковь, в архитектуре которой сочетаются древний византийский стиль и характерный для начала ХХ века модерн. Как и в случае с Петропавловским храмом, другого образца подобной храмовой архитектуры на ярославской земле нет. Перед входом в церковь возвели шатровую колокольню, над основным четвериком поднялась большая главка на массивном барабане, над приделами - две главы меньших размеров. Внутри имелся резной дубовый иконостас. В 1929 году Андреевскую церковь закрыли, главы сняли. Некоторое время в её стенах находился склад, а в 1952 году в здание въехали Дом физкультуры и детская спортивная школа. Только в 2010 году, когда праздновался 1000-летний юбилей Ярославля, храм вернули Русской Православной Церкви. Первое богослужение в нём состоялось 30 октября 2010 года, в день памяти преподобномученика Андрея Критского. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Около Николо-Мельницкого храма находилась принадлежавшая Ярославской Большой мануфактуре писче-бумажная фабрика, она сгорела в 1845 г. Через 12 лет мануфактура была куплена у прежних владельцев Яковлевых московским купцом Иваном Андреевичем Карзинкиным, который основал «Товарищество Ярославской Большой Мануфактуры» и начал строительство близ церкви Николы в Меленках бумагопрядильной фабрики. Рабочие, а их число росло с расширением производства, являлись прихожанами Никольского храма, который к концу XIX в. уже не мог «в должной мере удовлетворять религиозным потребностям служащих и рабочих фабрики». В 1890-х г.г. правление Товарищества ЯБМ вознамерилось возвести новую церковь по проекту академика архитектуры Соловьева на месте холодного Никольского храма, но в виду его «археологического значения» строительство не осуществилось. В 1903 г. другим академиком, Александром Васильевичем Ивановым, был выполнен новый проект церкви на другом месте. Закладка храма состоялась 27 июля 1904 г., а сооружение его завершили в 1908 г. к 50-летнему юбилею фабрики в знак «выражения благодарения Господу Богу» за ее благополучное существование. Торжественное освящение храма состоялось 12 октября в 1908 году, его престолы – главный во имя Иоанна постника, придельные – во имя Андрея Критского (справа) и Архангела Гавриила (слева) – посвятили святым, соименным учредителям Товарищества, на чьи средства сооружалась церковь, – Ивану Андреевичу и Андрею Александровичу Карзинкиным и Гавриилу Матвеевичу Игумнову.

http://sobory.ru/article/?object=01175

Даже М.Ф. Мельницкий, стремившийся утверждать светский характер жизни Феодора Кузьмича, писал о скудости его пищи, состоявшей из сухарей, вымоченных в воде (с этой целью в келье постоянно находился маленький туесок – род большой кружки из бересты и деревянная ложечка). Почитатели почти ежедневно приносили ему пищу, а по праздникам заваливали пирогами, лепешками и прочим. Старец охотно принимал это; отведав немного, оставлял для «гостей» – раздавал всем заходившим к нему бродягам и странникам. «Строго соблюдая посты, – пишет М.Ф. Мельницкий, – он никогда, однако, не рисовался этим». Почитательница принесла пирог с нельмой и справедливо опасалась, что подвижник не станет его есть. «Отчего же не буду – я вовсе не такой постник, за кого ты принимаешь меня», – говорил ей старец. «Феодор Кузьмич, – по мнению М.Ф. Мельницкого, – не отказывался даже от мяса, но ел его очень немного, очевидно, только для виду, а в особенности любил жареные оладьи с сахаром». Навещая кого-либо, не отказывался от угощения, охотно пил чай, только два стакана, но до вина никогда не дотрагивался и строго порицал пьянство» 800 . Об угощенье старца чаем с постной выпечкой вспоминала и А.Н. Федорова. Однозначный итог свидетельствам о посте старца, имевшим некоторые расхождения, подвел епископ Петр (Екатериновский), поставив вопрос этот в прямую связь с сокровенным характером жизни, молитвенными трудами, богомыслием и, наконец, – даром прозорливости, обретенным старцем: «Везде он жил в особой избушке, а летом иногда в лесу на пасеке (пчельнике), вел жизнь сокровенную, только видели хозяева, у которых он жил, что постоянно постился, довольствовался сухоядением и много молился» 801 . И ниже: «Строгая воздержанность в пище, или постоянный пост, утончая тело, подавляя все плотские страсти, отрешая от привязанности к земному, облегчая деятельность духа, давал ему легкость возноситься мыслями в горний мир; постоянное богомыслие, молитвы очищали, просвещали его ум и сердце, так что старец получил от Бога дар прозорливости, которая открывалась в его беседах с разными лицами, посещавшими его для получения наставлений» 802 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1681 Пол Чарльз Морфи (Morphy, 1837–1884) – американский шахматист, в рассматриваемый период считавшийся сильнейшим в мире. 1708 «Газета А. Гатцука», «политико-литературная, художественная и ремесленная», издавалась в Москве с 1875 г. еженедельно вплоть до смерти редактора-издателя Алексея Алексеевича Гатцука (1890). Он был литературным врагом Гилярова, печатал пасквили на него и его газету. 1709 Подразумевается Николай Никитич Гиляров, автор настоящих воспоминаний. См. о нем примеч. 66 на с. 378. 1717 Дедново – крупное промысловое селение, расположенное на левом берегу Оки в 27 верстах от Коломны ниже по течению (ныне в составе Луховицкого р-на Московской обл.). В настоящее время Дедново официально называется Дединово. 1718 Казначей Воспитательного дома, 52-летний Федор Илиодорович Мельницкий, в ноябре 1881 г., получив из Московской конторы Государственного банка 339 000 руб. на содержание Воспитательного дома, уложил из них 337 000 рублей в кожаный саквояж и отправился пешком в Купеческий банк, чтобы внести деньги на счет. По дороге передал деньги сыну Борису, а прокурору заявил, что на улице ему неожиданно стало плохо, он упал в обморок, а, очнувшись, обнаружил, что саквояж исчез. Мельницкого судили и приговорили к высылке на четыре года в Томскую губернию. Но, поскольку денег так и не нашли, за его многочисленным семейством (семеро детей) наблюдали агенты. Выяснилось, что оно стало жить не по средствам, ни в чем себе не отказывая. 31 декабря 1882 г. в доме Мельницкого был произведен обыск. На скамью подсудимых сели его родственники, пользовавшиеся похищенными деньгами. 1724 Англичанин Вильямс Оттович (после получения в 1858 г. российского подданства Василий Осипович) Говард, став в 1853 г. владельцем знаменитой Кондровской Троицкой бумажной фабрики, сумел в короткий срок технически перевооружить её и модернизировать производство. Впоследствии он был главой компании «Троицко-Кондровские писчебумажные фабрики». 1730 «Салон де варьете» («Salon les variétés») – музыкально-увеселительное заведение на Большой Дмитровке. «Фоли-Бержер» («Folies Bergère») – заведение в Москве, названное по знаменитому варьете с кабаре в Париже, так называвшемуся с 1872 г. «Гран Плязир» («Grand Plaisir») – московский ресторан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Белостокского благочиния в церквах: 1) Пухловской, 2) Самогрудзкой, 3) Потоцкой, 4) Островской, 5) Ячнянской, 6) Топилецкой, 7) Фастовской, 8) Дойлидзкой, 9) Хорощанской, 10) Васильковской и 11) Суражской; Бельского благочиния в церквах: 1) Вольской Воскресенской, 2) Райской, 3) Гриневицкой, 4) Наревской, 5) Корнинской, 6) ийитовской, 7) Вольчанской и 8) Подбельской; Дрогицкого благочиния в церквах: 1) Косенской, 2) Боцьковской, 3) Андрианской, 4) Жерчицкой, 5) Журобецкой, 6) Наройской, 7) Мельницкой Воскресенской, 8) Чарнянской, 9) Брянской, 10) Цехановецкой и 11) Малешевской; Луцкого благочиния в церквах: 1) Озденижской, 2) Гаймейской, 3) Лопавской, 4) Минковецкой, 5) Турианской и 6) Дублянской; Олыкского благочиния в Малинской церкви, О чём донося коллегии, долгом считаю присовокупить: что по некоторым благочиниям Литовской епархии все уже Церкви снабжены иконостасами, но многим же, в незначительном только числе церквей, остаётся устроить оные: что, по медленному устройству церквей некоторых благочиний, особенно Минского и Вилейского, за отказом многих помещиков в необходимом по сему предмету вспомоществовании, я, независимо от ежемесячных распоряжений через консисторию и отношений к местному начальнику губернии, отнёсся ныне вновь и к тамошнему генерал-губернатору князю Долгорукову, прося содействия с гражданской стороны; что во многих церквах, где прежде устроены были иконостасы на скорую руку, строятся уже ныне отличнейшие иконостасы, и что устройство церквей по казённым имениям несколько ныне приостановилось, так как прихожане, ожидая пособия от казны, воздержались с собственными на сей предмет пожертвованиями. Литовской Греко-униатской консистории от 17 сентября за 847, о доставлении ведомости о дьячках, бывших при церквах до 1833 года и после назначенных В 7 день февраля сего года за 110, предложил я консистории доставить мне четыре ведомости о людях духовного ведомства Литовской епархии для размещения их по вакантным церковно-служительским местам. Так как консистория не пополнила до сих пор означенного моего предложения, и вероятно оно сгорело вместе с прочими делами; с другой же стороны, замещение церковно-служительских мест предоставлено мною уже преосвященному Антонию: то, препровождая в списке означенное моё предложение, от 7 февраля за 110, предлагаю консистории доложить оное преосвященному Антонию для дачи сему делу дальнейшего движения; мне же представить полную ведомость: при которых приходских церквах находились хорошо знающие свою должность дьячки до 1833 года, к которым церквам назначены вновь дьячки с означенного 1833 года по настоящее время, и при которых приходских церквах не имеется ещё поныне хороших дьячков. В Греко-униатскую коллегию, от 8 октября за 901, с ведомости о вновь упразднённых восьмидесяти трёх приходах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Е.З. Захаров назвал составленное им житие старца «Сказанием…» 231 : это слово уводит современного читателя в область старинных преданий, легенд, ассоциируется с художественным творчеством. Между тем текст этого жизнеописания основан на конкретных фактах, сообщенных очевидцами. Большую часть «Сказания…» занимает почти дословный пересказ одной из записок С.Ф. Хромова. В первом издании этим изложение и ограничивалось, но в конце жития Е.З. Захаров выразил желание продолжать сбор сведений о старце, «особенно пока находятся еще в живых его современники» 232 . Поэтому во втором и третьем изданиях находим ряд новых данных, исходящих от современников Феодора Кузьмича. Текстом «Сведений» составитель явно не располагал. Тем большее значение приобретает его сообщение о благословении старца митрополитом Филаретом «скрыть свое происхождение и принять на себя вид скитающегося пустынника». Тем самым подтверждается показание Феклы Степановны Коробейниковой, зафиксированное в «Сведениях». Е.З. Захаров указывает, что это обстоятельство было известно «между лицами, знавшими старца Феодора Кузьмича» 233 . Из воспоминаний А.Н. Федоровой в «Сказании» приводится ряд существенных подробностей, отсутствующих в записи М.Ф. Мельницкого. Рассказаны, например, обстоятельства первого ухода Александры Никифоровны на богомолье. Вскоре после того, как старец говорил ей о необходимости идти «в Киев молиться», «пришла в село Краснореченское из Кяхты Гурлова – мещанская вдова города Кяхты, и другие странницы с ней, направлявшие путь свой в Киев на богомолье, и так как мы принимали странников, то они зашли к нам в дом. Я с ними сговорилась также идти в Киев…». В связи с благословением в путь сообщается о двух проявлениях прозорливости Феодора Кузьмича. «Там увидишь Царя», – сказал он Александре. А также предсказал, что пути странниц вскоре разойдутся: «Недолго вчетвером пройдете, враг плевелы посеет, и вы разойдетесь», что и случилось уже в Томске 234 . Тема царя в разговорах старца с его молодой помощницей и ученицей, выходившая подчас в подтексте на самого Феодора Кузьмича, также получает дополнительное освещение в «Сказании».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Когда я, бывало, приносила старцу в избушку жаренные в масле круглые оладьи, он говорил: «А что, панушка, если бы твоих пышек да Царь покушал, как бы он тебя благодарил? А кто знает, может быть, он и отблагодарит тебя за эти пышки, будешь получать. Вот крестьяне-то будут носить в Казначейство деньги, и ты будешь оттуда же получать 235 . Вот кабы к вам сейчас Царь приехал, как бы ты его приняла, как бы обрадовалась? А я бы в разбойнической одежде пришел, как бы ты меня приняла-то?» Я ему говорила: не знаю, как бы приняла» 236 . Собеседники старца приходили к выводу о нарочитости его простонародной речи, так как высокий уровень его образования поражал сибиряков всех сословий. В «Сказании» по этому поводу говорится: «Старец Феодор, по словам знавших его, обладал знанием иностранных языков и когда хотел – речь его была плавная и гладкая; но часто он нарочно старался изменить произношение слов и выговаривать их по-простонародному. Иногда он любил давать посещавшим его уменьшительные и ласкательные названия. Так, самого Хромова он постоянно называл «панок»» 237 . Обращения «панок», «панушка» (паничка), встречающиеся при пересказе прямой речи старца, действительно относятся к нарочитому опрощению им своего языка. Но это опрощение было сознательно усвоено Феодором Кузьмичом, по-видимому, до Сибири, в период «бродяжничества», так как сами словечки эти бытовали в западных и юго-западных районах России (от слова «пан»). Заметим попутно, что не менее часто встречается в цитируемых высказываниях старца обращение «любезный», характерное для царской семьи 238 . Несомненный интерес представляют сообщения о Феодоре Кузьмиче, исходившие из красноярской священнической семьи Поповых. Они присутствуют в разных источниках. Согласно М.Ф. Мельницкому, как уже отмечалось, красноярский протоиерей Петр Попов, «человек очень хорошей жизни, получивший хорошее образование, горячо любимый своею паствою», был духовником Феодора Кузьмича в годы жизни его в Боготольской волости, до Томска. Он приезжал к старцу 2–3 раза в год, иногда подолгу оставаясь у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И то неоспоримо, что от него самого нередко на местах скрывали истину. Бывший здесь барон Корф 210 поднимал опять вопрос о миссии; по этому случаю напечатана у нас в нескольких экземплярах записка Ухтомского 211 . Посылаю вам два экземпляра. Благодарю за доставление интересного отчета Алтайской миссии; я распространил его по возможности. Но люди не трудятся читать, а трудятся болтать, не рассуждая, всякие сплетни. Статьям «Гражданина» в защиту раскола не дивитесь. Там усердствует известный защитник раскола Т. Ив. Филиппов, ныне государственный контролер 212 . Ныне в Томске должны находиться (в женском монастыре) сестры, посланные из Москвы для следования в Якутск на служение прокаженным. Эту посылку я не одобрял: едут неведомо куда, неведомо зачем, ибо на месте ничего еще не устроено и не приготовлено. Но меня не послушали. Начальница общины княгиня Ш. вместе с англичанкою мисс Марсден, кипящая ревностью без разума, достали денег и отправили экспедицию. Не знаю, чем она кончится. Год у нас тяжелый и время испытания. Голод был великий, люди обнищали, а ныне надвигается холера со всеми ее ужасами 213 . Недавно получено мною, уже не в первый раз, прошение от монаха, бывшего сосланного казначея Мельницкого, о возвращении его 214 . Оно оставлено без действия, как и все прежние его просьбы. С совершенным почтением К. Победоносцев 27 июня 1892 года. Петербург. 13 Преосвященнейший владыка! За многими заботами замедлил я ответить на почтеннейшее письмо Ваше от 9 января, полученное мною 27-го числа. Прежде всего спешу усерднейше благодарить Вас за доставленные сведения о Вашем крае. Крайне прискорбно, что у Вас оказывается такой недостаток в священнослужителях – тридцать две вакансии! С этой бедой боремся мы немало в отдаленных епархиях, да даже и в ближайших, как например в Самарской. Семинарии плохо помогают делу, особливо у Вас, где университет, Бог знает для чего учрежденный, оттягивает, и редко на добро, лучшие силы. Что касается до Духовных семинарий, то в отдаленных краях надлежало бы учреждать их на особых началах, упрощая курс и сосредоточивая его на существенных предметах, дабы юноши, иногда напыщенные мнимой наукой, не стремились вдаль на широкие поприща. Но, к сожалению, доселе многие не хотят понять сего и настаивают на многопредметности и на расширении путей в академии. Думаю, что когда устроится у Вас церковно-учительская семинария, она успешнее будет давать вам людей для клира, а они-то и нужны для народа более, чем ученые богословы, стремящиеся в город и избегающие узких путей. Вызов желающих ехать в отдаленный край никогда не приносил пользы, ибо на него отзываются обыкновенно лишь захудалые неудачники или совсем негодные на своих местах клирики.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Вместе со стрелками на позицию стали и картечницы, которые, под командою шт.-кап. Голощапова, оказали войскам большую услугу, осыпая дождем пуль, наседавших турок. С 11-ти часов началось наступление турок, и в наши новые траншеи прибежал запыхавшись солдат. — Свой! — крикнул он на всякий случай, и перелетел одним махом через насыпь. — Патронов у охотников нету! Тарасенков велел патронов поскорей доставить, да чтоб подкрепление присылали: очень турка лезет, — объявил прибежавший. Вслед за ним из траншеи вышли десять человек, припали к земле и поползи вперед: они несли патроны в передовые траншеи к охотникам. Через несколько времени новая партия поползла на подкрепление к охотникам и потащила с собою новый запас патронов. Но уже в половине 12-го оказалось, что держаться охотникам дольше невозможно: оба офицера, бывшие с ними, были контужены, почему приказано было отойти и расположиться в пределах батареи картечниц. Наши траншеи состояли из трех частей: правая, которая упиралась в наш Радишевский овраг, под командою подполковника Маневского (здесь был 1-й Владимирский батальон); средняя, которой распоряжался майор Нечаев, и левая, — полковника Мельницкого. Правая и средняя поспели раньше. Левая же работалась дольше, потому что к ней нужно было сделать слева длинное крыло, чтобы обеспечить левый фланг от нападения. От этих траншей рылись соединительные канавы назад, для сообщения с резервами Владимирского полка, для чего были вызваны на работы из лога 7-я, 8-я и 12-я роты. К двум часам ночи к туркам прибыли новые подкрепления из Кришина и Опанца, и они усилили свои атаки на только что занятую нами позицию. Но к этому же времени наши траншеи были уже почти совсем готовы, и потому стрелковой цепи было приказано отойти назад в траншею. При этом был убит один из храбрых офицеров, капитан Домбровский. Задача русских войск была уже другая: обороняться, устоять на месте во что бы то ни стало, не отдать туркам назад дорогую гору. Осман-паша отлично понимал важность обладания Зеленой горой. Не даром он бился из-за нее так жестоко еще 31-го августа, не даром он укреплял ее потом новыми траншеями. Он приказал сейчас же выбить нас из занятой позиции.

http://pravmir.ru/boj-pod-plevnoj-za-zel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010