Вырублен кустарник и убраны поваленные деревья на территории от бывшего усадебного парка до речки Бебря. С января 2000 года проведению дальнейших работ препятствовала администрация музея-заповедника «Хмелита». 15 марта 2000 года митрополит Кирилл обращался с письмом к губернатору Смоленской области А.Д. Прохорову, в котором просил передать епархии полуразрушенные церкви Одигитрии и Сретения и примыкающие к ним 8 гектаров земли, с целью их восстановления и организации в Богородицком женского монастыря. Письмом от 19 мая 2000 года руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству Смоленской области митрополиту Кириллу, его просьба о передаче епархии земельного участка в Богородицком для устройства монастыря отклонена, на основании, что эти земли относятся к особо охраняемым природным территориям. 23 мая 2000 года, Г.И. Никифорова, исполняющая обязанности директора областного Центра по охране и использованию памятников истории и культуры дала в Смоленское епархиальное управление справку, что церковь Одигитрии «является памятником архитектуры федерального значения и принята под государственную охрану Указом Президента Российской Федерации 176 от 20 февраля 1995 года». 18 июня 2000 года земли, примыкающие к храму Одигитрии, усадебный парк, все - площадью 9,1 гектара, в том числе кустарников – 0,3 га., пастбищ – 1,8 га., сенокосов – 0,9 га., лесов – 4,9 га., под водой (пруд) – 0,5 га, под кладбищем – 0,7 га., ранее находившиеся в ведении Масловского сельского округа (с. Богородицкое), постановлением 336 главы администрации Вяземского района М.В. Чехунова переданы музею-заповеднику «Хмелита» в бессрочное пользование «для размещения и обслуживания памятников истории и культуры». 24 июня 2000 года митрополит Кирилл отслужил в церкви Одигитрии молебен и совершил закладку престола. Реставрационные работы на храме Одигитрии проводились в мае-июне 2007 года " . (по материалам сайта http://fedorstratilat.ru) Кирпичные стены церкви Одигитрии, утратившей трапезную и главу, оштукатурены.

http://sobory.ru/article/?object=10055

Моление перед иконой Божией Матери «Одигитрия». Миниатюра из Псалтири Гамильтона. Ок. 1300 г. (Гос. музеи Берлина. Berolin. Mus. Kupf. 78A. 9 (Hamilton 119)). Фото: bib-lia.okis.ru Моление перед иконой Божией Матери «Одигитрия». Миниатюра из Псалтири Гамильтона. Ок. 1300 г. (Гос. музеи Берлина. Berolin. Mus. Kupf. 78A. 9 (Hamilton 119)). Фото: bib-lia.okis.ru Более подробный источник сведений об «О.» - рукопись Таррагонского Анонима («О граде К-поле»), составленная в кон. XII или нач. XIII в. (Публ. б-ка Таррагоны, Испания; происходит из цистерцианского мон-ря Сантес-Креус, является списком с неизв. оригинала, созданного между 1075 и 1098 гг.) ( Ciggaar. 1995; рус. пер.: Таррагонский аноним. 2000). В этом тексте впервые название церкви ассоциируется не с группой служителей св. источника, а с иконой Божией Матери, хотя и не названной «О.» («…церковь, называемая Одигитрия, в которой находится славная икона Богородицы» (Таррагонский аноним. 2000. С. 166)); икона, «как говорят греки», отождествляется с образом Богородицы, написанным евангелистом Лукой; особое внимание автор уделил описанию вторничной процессии с иконой (Там же. С. 166-167). В рукописи кон. XII в. «Об отбытии датчан во Св. землю» (De profectione Danorum in Terram Sanctam, опубл.: Scriptores minores historiae Danicae medii aevi. 1918/1920; Ciggaar. 1995. P. 140; рус. перевод: Таррагонский аноним. 2000. С. 170) икона названа «Одигитрия» в следующем контексте: «На своем языке называют… они (греки.- Авт.) ее Eudoxa, то есть Благая Слава, на народном же наречии - Одигитрия»; о связи иконы с евангелистом Лукой умалчивается; особое внимание уделено описанию процессий, совершаемых «в определенные дни… из квартала в квартал», и «в третий… день каждой недели» (Таррагонский аноним. 2000. С. 170). Почитание «О.» в XII в. во многом связано с имп. династией Комнинов. В 1136 г. имп. Иоанн II Комнин (1118-1143) в Типике основанного им мон-ря Пантократора дал указание о совершении ежегодных поминальных богослужений в дни памяти его самого, его супруги и сына Алексея, на которые приносили икону «О.» и оставляли возле захоронений на ночь для совершения агрипнии и на следующий день - литургии ( Gautier P.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

www.kharkov.com/news/ К числу старейших храмов города относилась и Дмитриевская церковь. Благочестивые жители г. Харькова, чтя память святого великомученика Дмитрия Мироточивого Селунского и твердо веря в его защиту от врагов во время татарских набегов, «на окраине города», к 1689 году отстроили Свято-Дмитриевский храм, как «великому в бедах поборнику, языки побеждающий». Надежда харьковчан оправдалась. Татары, опустошая Украину, неоднократно подходили и к Харькову, но «заступничеством Св. влмч. Дмитрия всегда были отражаемы». В 1764 году первый деревянный храм, находящийся рядом с кладбищем, обветшал. Его разобрали и вместо него построили новый, тоже деревянный. 19 ноября 1804 года от огарка свечи, брошенного не затушенным в ящик, храм сгорел до основания, «со всею утварью, ризницею и образами». Только через несколько дней после пожара в пепелище была найдена совершенно не пострадавшая икона, писанная на дереве, Божией Матери-Одигитрии Смоленской. 6 февраля 1805 г. было получено разрешение на постройку новой каменной церкви, на один престол. В 1808 году новую церковь освятил преосвященный епископ Христофор. В 1841 г. увеличился приход и была заложена теплая церковь в виде пристройки к прежней двух боковых приделов: южного в память явления Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (храм 26 июля) и северного в память преставления преподобного Сергия Радонежского чудотворца (храм 5 июля и 23 сентября). Тогда же возвели и колокольню. Дмитриевская церковь была хранительницей замечательных святынь: иконы Божией Матери-Одигитрии Смоленской, удивительно сохранившейся от огня; по преданию, святая икона существовала в церкви со времени основания первого храма. На эту икону был возложен св. Животворящий крест, в котором хранились частицы мощей св. арх. Стефана, влмч. Феодора Тирона, Иоанна Златоустого, Иоанна многострадального и св. Мчч. Феклы и Иулиты. Другая икона, тоже Божией Матери-Одигитрии Смоленской, «большого размера, писана, как видно из надписи, в 1804 году, вскоре после пожара».

http://sobory.ru/article/?object=04215

По разрешению Владыки Иоанна (Доброзракова), станичники отслужив молебен в соборе, икону на руках понесли в Аксай. В продолжении всего пути произносилась молитва: «Пресвятая Богородица, спаси нас». По ходу к шествию присоединилось более тысячи душ народа. Так сам собою образовался крестный ход. Икону принесли в Троицкую церковь, отслужили молебен и затем обнесли ее вокруг станицы. Через пять суток холера в Аксае утихла. С разрешения Владыки Иоанна икону поставили в Троицкой церкви, где во имя нее был устроен в 1848 году придел в трапезной части, справа от главного алтаря. Вскоре эпидемия с еще большей силой вспыхнула в Новочеркасске. Тогда чудотворную икону взяли в Новочеркасск. На площади, где сейчас располагается сквер перед Атаманским дворцом, поставили палатку со сквозным проходом и народ беспрерывной вереницей шел на поклонение Аксайской иконе Одигитрии днем и ночью. По окончании эпидемии вновь было возбуждено ходатайство о признании Св. Синодом Аксайской явленной иконы чудотворной. На этот раз вопрос был решен положительно. На месте обретения Аксайской иконы 18 мая 1891 года был заложен храм. Владелец этого участка сотник Лотошников пожертвовал его Церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей. Дело строительства храма после смерти мужа возглавила Надежда Ефимовна Лотошникова совместно с казаками Хрисанфом Гуржиевым и Иваном Чеботаревым. 6 ноября 1897 года храм был освящен викарием Донской епархии преосвященным Иоанном (Митропольским). Престольный праздник был установлен 17 сентября (4 сентября ст.ст.) в день явления Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия». Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, с установлением советской власти следы иконы теряются. В настоящее время в храме находится список Аксайской чудотворной иконы Божией Матери " Одигитрии " , написанный с помощью найденных изображений. Искренне верующие люди, по вере, и ныне могут обрести помощь Божией Матери, вознося молитвы перед этим святым образом. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Как сообщалось в 2008 году, церкви угрожало полное разрушение. По оценке специалистов, Одигитриевская церковь в Кимже, построенная в 1700-1763 годах, выдающееся произведение мирового деревянного зодчества редкого типа " шатер на крещатой бочке " . Храм построен из самого прочного северного строительного материала - лиственницы. Рядом колокольня " о пяти столбах " . Примечательно, что церковь видна почти из каждой кимженской избы. С 1968 года Одигитриевская церковь находится под охраной государства. http://interfax-religion.ru/?act=news&div=74194 Деревянная однопрестольная церковь, построенная в 1700-1709 г.г. и освященная в 1763 г., является образцом пинежско-мезенской школы деревянного зодчества. Храм на подклете состоит из высокого четверика, увенчанного шатром с луковичной главкой, прорезанным крупной крестчатой бочкой, и увенчанной четырьмя главами, алтаря, крытого бочкой, и небольшой трапезной. Новая шатровая колокольня надстроена над папертью в 1877-1878 г.г. В конце 1890-х г.г. стены были обшиты тесом. Закрыли церковь в 1930-х г.г. В 1993 г. в селе была восстановлена православная община, богослужения с 2001 г. проходят в приспособленном здании. Ремонтно-реставрационные работы проведены в начале 2000-х г.г. В 2008 г. церковь полностью разобрана с целью реставрации путем полной переборки. В 2016 г. закончены ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы. Церковь в Кимже - единственный на данный момент сохранившийся памятник пинежско-мезенской школы. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В деревне Кимжа Архангельской области сохранилась уникальная шатровая деревянная церковь - Одигитриевская. Таких образцов деревянного зодчества Севера в России почти не осталось. Ещё в 1968 году она была признана памятником архитектуры. Ну, а сохранить церковь до наших дней удалось не только благодаря её отдалённому расположению, но и благодаря храбрости местных жителей, защитивших её в советские годы от воинствующих атеистов. Одигитриевская церковь - редчайший образец деревянного зодчества, построенный по принципу " шатёр на крещатой бочке " . Храм такого типа отличается тем, что его шатёр расположен не на восьмерике, что встречается чаще, а на четверике. В нижнюю же его часть врезаны четыре бочки (так называется тип крыши в форме незамкнутого цилиндра или полуцилиндра с заострённым верхом), из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из этих бочек.

http://sobory.ru/article/?object=23761

К достопримечательностям Одигитриевской церкви относятся: Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии Страстной. Она мерою в длину один аршин и пять вершков, а в ширину ровно аршин. Риза на ней серебряная позолоченная; убрус на лике Божией Матери и цата на лике Предвечного Младенца украшены жемчугом, алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями. Орудием прославления иконы, писанной нижегородским иконописцем Григорием, послужила некая жена веси Палец, по имени Екатерина, в царствование царя Михаила Феодоровича. С 1644 года икона сия признана чудотворной и празднество ей установлено августа 13 дня. Это видно, кроме рукописного о ней сказания, из " Истории Российской иерархии " , где говорится: " По uзbъecmiю о яbлehiu образа пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Одигитрия, нарицаемыя страстныя, значится, что сей образ 7149 (1641) года, по couзboлehiю Государя царя Михаила Феодоровича и по совъту святъйшаго nampiapxa Bcepocciйckaro Iocuфa, принесенъ Нижняго Новгорода изъ вотчины царева синклита болярина князя Бориса Лыкова, изъ веси нарицаемой Палецъ, изъ церкви св. Космы и Дaмiaha въ цapcmbyющiй градъ Москву " . Сам благочестивый государь с сыном своим Алексеем Михайловичем в сопровождении всего синклита своего, равно и патриарх Иосиф со всем священным собором московским, вышли в сретение чудотворной иконе. По совершении молебного пения за Тверскими воротами, на месте сретения вскоре сооружена каменная церковь в честь Пресвятой Богородицы Страстной Одигитрии, где ныне девичий монастырь, именуемый Страстным. Вместе с сим царь приказал снять верный список с чудотворной Одигитриевской иконы и поставить оный во вновь сооружаемой церкви. А подлинная икона, украшенная серебром, золотом и многоценными каменьями, препровождена была с подобающей честью и благочинием опять в село Палец и поставлена в новой деревянной Одигитриевской церкви. По сооружении же нынешней каменной церкви (1681), чудотворная икона поставлена на настоящее место. Напрестольный крест приложен в церковь в 1647 году, как видно из надписи внизу на лицевой стороне: " 7156 лъта мъсяца Декабря въ 20-й день зделанъ сей кресътъ блarocълobящiй вдомъ въкладу ко Пресвятъй Богородицъ честънаго и славнаго Ея образа чудотворные иконы Страстные Naлeцъkiя, при державе благочестиваго Государя царя и великаго князя Aлekciя Михайловича всея Pyciu дачи князя Семена Урусова " .

http://sobory.ru/article/?object=06493

К моменту строительства каменного храма крестьянином Корякиным земли эти уже не принадлежали Соловецкому монастырю. Их секуляризировали во времена императрицы Екатерины Второй. Попытался я разобраться и в том, как древняя плита могла оказаться в цоколе нового храма? Её могли заложить в качестве строительного материала. Возможно, как захоронение одного из последних владельцев храма, сына того, кто передал это село в ведение Соловецкого монастыря, она могла находиться и внутри старого храма. Вполне возможно, что рядом со старой деревянной церковью находилось захоронение младенца Митрофана Ширина, а может быть, и склеп всего рода Шириных. Замурованная в стену храма плита подтвердила историю древних дворянских родов, владевших селом, и даже позволила сделать предположения относительно названия современного каменного храма. Первый владелец села Чернево Никифор Турабьев получил свою вотчину в 1613 г. за выслуги перед Отечеством. Вполне возможно, что эти выслуги были как-то связаны с освободительной борьбой против польских интервентов. Ведь именно в этом году новый царь Михаил Романов раздавал жалованные вотчины дворянам, проявившим себя в войне. Подтверждением этому факту может быть и то, что Чернево находится рядом с Зарайском, воеводой в котором был князь Димитрий Пожарский. Именно из служивых людей этого города он собирал своё Первое ополчение. Сын Никифора Турабьев погиб во время неудачной осады русскими Смоленска в 1632 г. По всей видимости, все эти события могли остаться в памяти потомков и побудить их дать название новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой " Одигитрия " . Так что теперь благодаря проводимой реставрации будет не только восстановлена святыня, но и восстановлена история самого села. Из статьи " Смоленский храм в Черневе " . Московские Епархиальные Ведомости. 2/18 стр.43 Еще недавно храм Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в селе Чернево Зарайского района представлял собой руины: недалеко от местного кладбища стояли кирпичные стены без крыши, куполов и крестов. В 2017 году на средства Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь была проведена реставрация церкви, и уже с сентября 2018 года в храме стали совершаться регулярные богослужения. Во время строительных работ в фундаменте церкви реставраторами была обнаружена старинная надгробная плита, обратившая внимание исследователей на историю села Чернева.

http://sobory.ru/article/?object=12151

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Церковь во имя Святого Пророка Илии Время возникновения храма в честь святого Пророка Илии точно не известно. Предположительно, храм был воздвигнут выходцами из Великого Новгорода в честь своего святого – архиепископа Новгородского Иоанна, до схимы носившего имя Илия. Общецерковное празднование которому установлено в 1547 году. Первое упоминание Ильинской церкви находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же вверхъ по реке по Сухоне въ Левонтьевскомъ конце церковь Ильи Пророка, древяна вверхъ, да теплая церковь Зосима и Савватия Соловецкихъ чуд., древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское приходныхъ людей». Более подробное описание Ильинской церкви дано в «Писцовых книгах» 1683 года: «…у Сухоны р. на берегу церковь святого и славного пророка Илии теплая древяная рублена клетцки о дву верхахъ… въ той же церкви другая служба во имя преп. отецъ Зосимы и Саватея Солов. чуд… тое жъ церкви колокольня круглая брусчатая вверхъ шатровой, на ней 6 Там же дается подробное описание внутреннего убранства храма. В алтаре Ильинской церкви находилось: Евангелие украшенное серебряными резными Евангелистами, запрестольная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии с медным золоченым окладом и серебряным венцом. В самом храме имелись образа: Илии Пророка с житием; Воскресения Христова; Пресвятой Богородицы. В алтаре церкви Зосима и Савватея Соловецких: Евангелие, крест благословящий обложенный серебром золоченым, запрестольный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. В самом храме имелись образа: Зосима и Савватея Соловецких чудотворцев; Пресвятой Богородицы Одигитрии. Согласно надписи на алтарном кресте, 18 августа 1695 года архиепископ Великоустюжский и Тотемский Александр дал благословение на строительство теплой каменной церкви. Вновь построенный храм был освящен в честь иконы Божией Матери Знамение. Переименование храма связано скорей всего с тем, что икона Божией Матери Знамение непосредственно связана с Великим Новгородом и более близка новгородским переселенцам, а придел Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев на тот момент уже существовал в церкви Николая чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=06415

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010