Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова святынь: иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая — надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI-XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5-6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста , исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма — икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII-XVIII вв.). В западной части храма над хорами — иконы—картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками. В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прав._...

Всем миром прихожане восстанавливали свой храм и его внутреннее убранство. С 1947 по 1950 годы в церкви имелся лишь один освященный престол – главный, во имя Смоленской Божией Матери. В 1950 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), в храм была передана особо чтимая Милующая икона Божией Матери, называемая также «Достойно есть», список с главного образа Святой Горы Афон. Икона эта в 1887 году была пожертвована иеромонахом Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне Арсением в строившийся храм Милующей Божией Матери в Галерной Гавани. 24 мая 1950 года придел во имя Милующей Божией Матери в Смоленской церкви был освящен. Прихожане храма благоговейно поклоняются и другим намоленным образам – иконе св. Иоанна Богослова, написанной в царствование Императора Петра Великого, Толгской иконе Божией Матери «в чудесах» ярославского письма конца XVII века, изображающей события из истории Толгского монастыря близ Ярославля. В центральном приделе помещается икона Валаамской Божией Матери и образ св. великомученицы Екатерины, пред которым каждый понедельник читается акафист святой Христовой Угоднице. Выделяется в храме большой, писанный на стекле, запрестольный образ Богоматери с Младенцем, переданный в Смоленскую церковь в 1950 году. Икона эта была исполнена в начале XX века для церкви Клинического повивального института в Петербурге. Рождественский придел храма украшает Вифлеемская пещера (Вертеп). Здесь горит неугасимая лампада, а на Рождество устанавливаются елочки. 16 февраля 1990 года в храме был освящен четвертый придел – в честь святой Блаженной Ксении Петербургской, строительницы и покровительницы этой церкви. В нем пред царскими вратами на аналое помещена икона Блаженной Ксении, справа от нее – большой образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В 1990 году храм Смоленской Божией Матери отметил свое 200-летие. В память этого события была отлита медаль, а 10 августа, на престольный праздник церкви, в храме Святейшим Патриархом Алексием II вместе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Иоанном была свершена Божественная литургия, за которой последовал молебен в честь Смоленской иконы Божией Матери и 200-летия Смоленского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

– За твою любовь скажу: только не я видел рай, а один подвижник (он назвал его имя). Однажды уснул он и видит море необычайно красивого цвета, какого он еще никогда не видел. «По ту сторону возвышается великолепный город, – рассказывал он, – где рядом стоят дворцы и храмы. Вхожу я в город и не могу надивиться его неизреченной красоте. Эти великолепные дворцы заселены прекрасными, исполненными великой радости насельниками. Встретили они меня, и я исходил с ними весь город, все время, дивясь его величию. Начал проситься, чтобы меня там совсем оставили, но мне возразили, что пока еще нельзя, но и мне уготовано здесь жилище. Я просил показать его. Показали дворец необычайной красоты, я даже и передать не могу, что это было такое. «Это твое вечное жилище, – сказали мне, – а пока поживи еще в скиту Оптиной пустыни, в своей келейке». – И я заплакал от умиления. «Господи, Господи, недостоин я этого, за что Ты так бесконечно милосерд? Я желал быть хоть в каком-нибудь углу сего дивного града...» – и проснулся». Господи, мы удивляемся и воодушевляемся этим рассказом о рае и его красоте. И одновременно расстраиваемся от неумения приходить в умиление от бесконечного милосердия Твоего, Боже. Прости нас, Господи, что мы не можем оценить по-настоящему красоту рая, показанного подвижнику Оптинского скита. «Открываю глаза, вижу: вся подушка мокрая от слез, а я – в своей келье, тот же образ Казанской иконы Божией Матери в углу, та же бедная обстановка, стул, из которого видно мочало, – все то же. И, вспоминая виденное во сне, прославил я благость Божию, милующую и спасающую нас, грешных...» Да сподобит же и всех нас Господь войти в Его Царствие. Господи, как же нам, слышащим о видении рая подвижником, не прославить благость Твою, милующую и спасающую нас! Господи, прости нас, что наша молитва о том, чтобы Ты сподобил нас Твоего Царствия недостаточно настойчива. Вот приехали вы в Старо-Голутвин под покров преподобного Сергия, слетелись к нему, как птички, с разных концов, всех-то он нас знает наперечет и не оставит за усердие к святой обители. Храните свою лампаду веры и любви к Богу. У Толстого она разбилась, и он погиб навеки. А ведь раньше был он верующим человеком, как говорила мне его жена, и в церковь ходил, и причащался. К несчастью, в Париже сошелся с одним невером, и это погубило его. Взял он своего нового друга в Ясную Поляну и стал отдаляться от Церкви, повертывал он и вправо, и влево, пока не погиб окончательно. Мне пришлось разговаривать о Толстом с одним епископом, который сказал: «Ведь несомненно было у него желание повернуть к Богу, иначе он не приехал бы в Оптину» (кстати, приснопамятный Зиновий и мою дверь показывал ему, но он не вошел).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

И это не праздно. После всенощной у меня был разговор, между прочим, с христианином из Тоёхаси, Петром Танака, приемным сыном благочестивых стариков Симеона и Нины. Он, видимо, горит желанием поскорее осуществить давно уже возникшее у христиан Тоёхаси намерение построить Храм. Правда, Церковь эта состоит из людей зажиточных, между которыми Танака считается одним из первых богачей в городе, и им нетрудно осуществить это (место под храм у них уже и куплено за 3 тысячи ен); но и возбужденная ревность других, при помощи Божией, принесет со временем такие же плоды; а пока – этот возжженный и ярко пламенеющий в душе огонь сколько В промежутках между богослужениями Храм постоянно был наполнен как христианами, старавшимися поближе рассмотреть иконы и весь такой прекрасной работы иконостас, так и любопытствовавшими язычниками. Последним давал объяснение и знакомил их с вероучением, указывая на иконы, назначенный для того благочестивый пожилой христианин города Кёото, пожелавший служить Богу именно этим: всегда состоять при открытом Храме и любопытствующих посетителей из язычников знакомить с Христианским вероучением, иллюстрируя свои слова указанием на святые иконы, в полном составе которых на иконостасе выражены самые важные догматы Православной Христианской Веры. Нужно еще заметить, что иконы сами по себе привлекают всех своим высоким художественным исполнением, а христиан, кроме того, своим истинно церковным характером. Некоторые из них, как храмовая праздничная икона Благовещения Пресвятой Богородицы, главные иконостасные – Спасителя и Божьей Матери, иконы Святителей Николая и Иннокентия – так прекрасны, что взор не хочет оторваться от них; и тут-то оказывается, особенно для христиан, как важна хорошая иконопись для храма, в котором все предназначается к тому, чтобы очищать и освящать душу, умилять ее и возбуждать к молитве. При взгляде на этого Ангела в иконе Благовещения так и просится на уста благодарение Богу, что у каждого из нас есть Ангел-Хранитель; но, перенося взор на святой лик Пречистой Девы, чувствуешь стыд, что несохранением своей души в чистоте отгоняем от себя этого прекрасного стража, так любовно пекущегося о нашем спасении; от взгляда на кроткий лик Богоматери с Богомладенцем и на учащего Спасителя льются в душу умиление и радость, что Бог так преискренне близок к нам, но и печаль при мысли, что мы ограждаем себя от Него стеною грехов; строгий и вместе милующий вид Святителя Николая Мирликийского, важный и вместе ободряющий лик Святителя Иннокентия Иркутского – все-все и привлекают к себе красотою иконописи, и возбуждают соответствующие чувства и мысли, освежающие и очищающие душу у смотрящих на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Конечно, знаменитые иконы, о которых говорилось выше: Владимирская, Казанская и подобные, имеют значение не только церковно-государственное, — зачастую они являются также и семейной драгоценностью, благословением целому дому, реликвией, передающейся в верующей семье из поколения в поколение. Но есть иконы, которые являются преимущественно домашними: они не связаны ни с войнами, ни с великими бедствиями, ни с другими историческими событиями, но лишь с многократными случаями покровительства и заступления Божией Матери, что отразилось в самих наименованиях икон, получивших свое название по благодатно-нравственному воздействию на человека: «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Утоли моя печали», «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение», «Милующая», «Спасительница утопающих», «Нечаянная Радость», «Избавительница», «Скоропослушница», «Целительница» и др. Рассмотрению таких икон и посвящен настоящий раздел. «Всех скорбящих радость» Икона прославилась после чуда с тяжко болящей сестрой патриарха Иоакима ( 1690) Евфимией. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы — и исцелилась. За этим чудом последовали другие, отчего почитание иконы широко распространилось в Москве, а затем и по всей Руси; даже церковь Преображения на Ордынке стали называть в народе Скорбященской — по приделу, посвященному чудотворному образу. С него было написано множество списков, из которых более двух десятков также прославились чудотворениями. Ныне такие иконы есть в Москве и ее окрестностях, в Петербурге и Киеве, в Тобольске и Воронеже, в Вологде и в Нижнем Новгороде, во многих иных городах и селах. Душе русского человека особенно близок и ясен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, что выражают слова молитвы к Ней: «Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове…».

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

В северной же части храма, за приделом в честь иконы Божией Матери «Милующая», расположен Рождественский придел, который украшает искусно выполненная Вифлеемская пещера. Здесь всегда горит лампада, на Рождество устанавливаются елочки, развешиваются светильники. Южный придел – во имя святой блаженной Ксении Петербургской, неизменной покровительницы этой церкви, – был устроен уже в наши дни, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера). Освящение первого в России престола во имя святой Ксении состоялось 16 февраля 1990 года. В иконостасе придела рядом с образом святой Ксении помещена икона другого покровителя Петербурга – святого праведного Иоанна Кронштадтского. Справа перед иконостасом в отдельном киоте – образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте (с грошиками)», или Петербургской. В Ксенинском приделе особенно почитаются иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Скоропослушница», а также святого первоверховного апостола Петра. В 1987–1988 годах Смоленская церковь была полностью отремонтирована. Засияла позолотой резьба иконостасов и киотов, промыто стенное письмо, расчищена живопись многих икон. Преобразилась церковь и снаружи. Свое 200-летие в 1990 году Смоленский храм Смоленского кладбища встречал во всем великолепии. Приложение 2 Память праведных с похвалами Поистине в ее жизни и поступках исполнились слова преподобного Серафима Саровского, что, когда человек «стяжет», приобретет благодать Святого Духа, то тысячи вокруг него спасутся. И возле блаженной Ксении люди спасались. Всего за пару десятков лет ей удалось исправить нравы большого района столицы. А после ее (блаженной Ксении – Прим. Ред.) смерти тысячи и тысячи людей убитых горем или грехом обращаются через нее к Богу, становятся сострадательными и милосердными. Протоиерей Андрей Ковальчук, настоятель церкви блаженной Ксении Петербургской в Медвежьих Озерах Юродство Христа ради – это один из самых тяжелых подвигов в Православии, и взявших на себя этот подвиг ничтожно мало на всем протяжении истории христианства. Этот подвиг принимался из величайшей любви к Богу и к своим ближним. Это были избранники Божии, сильные духом и телом, бесстрашные перед земным миром и даже перед коронованными правителями его, которых они никогда не боялись обличать в неправедных поступках. Имея от Бога дар предвидения будущего, они молитвами, иногда нелепыми поступками и жестами, бессвязной речью нередко избавляли сограждан от грозивших им бедствий, не раз отвращали гнев Божий от своих современников, у которых, в большей части, были в поношении и презрении. Эти юродивые совершенно пренебрегали малейшими удобствами жизни и, подобно бездомным псам, не имели жилища и не заботились о том, где приклонить голову. Но зато они от Бога имели благодать пророческого служения, а, как известно, пророк – это орган Духа Святого, который служит для передачи людям воли Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

иконою Пресвятыя Богородиды, абие исделе от насилывания диавольского, ощути в себе исцеление и отыде здрава, благодаря Бога и Заступницу Пресвятую Богородицу“. С тех пор от этой св. иконы полился широкий поток чудесных исцелений и других чудотворных явлений силы Божией. Сия св. икона Божией Матери была в бою под Полтавою, я царь Петр три раза обращался к ней с горячею молитвою. После Полтавской победы св. икона была взята в Москву, а чрез полгода отпущена на свое место в Каплуновку. Вместе со св. иконою было привезено и находящееся поныне при Каплуновской церкви св. Евангелие (Московской печати 1699 г.). Кроме Евангелия, достойным памятником благоговения имп. Петра I к Каплуновской чудотворной иконе Божией Матери служит еще находящаяся в Каплуповской церкви серебряная вызолоченная риза с дорогими камнями и с серебряным киотом, устроенная им для Каплуновской иконы после Полтавской битвы. Впоследствии на икону возложена была золотая риза с драгоценными камнями (пожертвованная Матроной Гамалеевой в 1804 г.); царская же риза была возложена на стоящую в церкви за левым клиросом копию с чудотворной иконы. 174 Казимировская св. икона находится в м. Казимировке, в Успенской церкви, приписанной к Поболовской Петропавловской приходской церкви, Минской еп. 175 Каллигорская св. икона находится в Иоанно-Богословском храме с. Сухой Каллигорки, Звенигородского y., Киевской губ,, и называется также «Милующею». Она имеет 1 арш. ширины и 1½ арш. высоты. На ней изображена с наклоненным в левую сторону ликом Богоматерь, более чем в поясном изображении, с Богомладенцем на Ее левой руке, имеющим в левой руке державу. 176 Калужская св. икона, явившаяся в 1748 г., представляет собою живописное изображение в полурост Богоматери, на подобие читающей по книге правило монахини с благоговейным и умиленным выражением на лице. Это иконописное изображение находилось среди других старых вещей на чердаке дома боярина В. Е. Хитрова, в его имении, в с. Тинькове, в 7 в. от г. Калуги. В 1748 г., по разным чудесным знамениям, было дознано, что это – икона Пресвятой Богородицы, и тогда она с честию перенесена была из дома боярина в церковь Рождества Богородицы, что на Калуженке, где она находится и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каунасе. 1891–1895 гг. Фотография. 2007 г. Проекты в визант. стиле относятся к 2 типам церковных построек, преимущественно центричного характера. Первый тип - одноглавый трифолий или квадрифолий, завершенный над средокрестьем мощной главой со шлемовидным куполом на высоком барабане, иногда с пониженной колокольней над притвором. Он близок к проектам и храмам архитекторов Д. И. Гримма и В. А. Шрётера, А. О. Томишко, И. С. Китнера и А. Л. Гуна, А. Г. Венсана, особенно В. А. Косякова (ц. в честь Милующей иконы Божией Матери в С.-Петербурге, проект опубл. в ж. «Зодчий» в 1888). В Шнипишкесе находится ц. арх. Михаила (1893-1895), которая соединена со зданиями муж. и жен. школ и представляет в плане трифолий с главой над средокрестьем и над колокольней (над зап. рукавом и входом в храм). К ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Зверинце с приделами святых Иоанна Предтечи и прмц. Евдокии (1899-1903, архит. Прозоров) примыкают экседры с арочными окнами и аркадами галерей на нижнем ярусе и с колоннами на фасадах. Др. зданием в визант. стиле в тех же формах была соборная ц. Св. Троицы в Швянчёнисе (1898, архит. Прозоров), где возникла одна из первых после упразднения унии правосл. общин (1842) на территории совр. Л. Второй тип соединяет элементы визант. стиля с элементами русского (напр., пятиглавием), имеет более традиц. систему перекрытий. Чаще всего это также центричные, крестообразные в плане храмы. Монументальный, с богатой наружной декорацией собор военного ведомства во имя св. апостолов Петра и Павла в Каунасе (1891-1895, инженер-подполковник К. Х. Лимаренко при участии Гримма и полковника В. С. Неплюева), с приделами во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови и свт. Николая, был рассчитан на 3 тыс. чел. (с 1918 гарнизонный католич. костел св. Михаила). В том же стиле, с 5 куполами, внешним мозаичным декором, кладкой из желтого кирпича, витыми полуколоннами, была построена 2-я в городе тюремная ц. во имя свт. Николая Чудотворца на Лукишской пл. (1904).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Другая святыня – икона Х-Х1 вв. «Милующая», переданная строителями греками из Константинополя, где они нашли ее в стене византийского храма, обращенного турками в мечеть. Чудотворный список иконы Божией Матери Феодоровская был передан в обитель по письменному завещанию 1856 г. девицы Г. С. Грязевой, предок которой, участвовавший в военных походах Петра I, свидетельствовал о происходившей от нее чудесной помощи. Почитаемыми храмовыми иконами Божией Матери были также Казанская (Табынская), Тихвинская, «Отрада и Утешение», «Достойно есть», «Нечаянная Радость», «Скоропослушница», Касперовская. По своим масштабам Андреевский скит превосходил многие греческие монастыри Афона, однако не имея соответствующего статуса продолжал находиться в зависимости от кириархального Ватопедского монастыря. Ктитором скита графом Н. П. Игнатьевым предпринималась попытка добиться для Андреевского и Ильинского скитов независимого статуса: в 1878 г. стараниями графа Игнатьева при согласии Константинопольского патриарха в Сан-Стефанском мирном договоре упоминались принадлежащие русским «три монастыря», для которых оговаривались «те же права и преимущества, которые обеспечены за другими учреждениями и монастырями Афонской Горы». 1158 Однако Берлинский конгресс по настоянию английской дипломатии исключил этот пункт из условий договора. В 1902 г. в память основателей и первых игуменов скита была освящена церковь во имя преподобных Виссариона и Варсонофия и священномученика Феодорита. В 1907 г. при помещении для больных и бедных пустынножителей был построен храм во имя вмч. Пантелеймона, Всех святых бессребреников и прп. Серафима Саровского . В 1911 г. была освящена церковь во имя Сампсона-странноприимца при корпусе для странников. Всего, помимо огромного собора, в скиту было построено 16 параклисов, а также здания келлий, мастерских, больницы, аптеки и прочих служб. В начале XX в. Андреевский скит вел большую благотворительную деятельность. По свидетельству настоятеля Одесского подворья Андреевского скита иеромонаха Питирима (Ладыгина), 1159 в начале XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочетание стилистики русского храма с афонскими особенностями храмовой типологии заставляет вспомнить о влиянии архитектуры Афона на церковную архитектуру других стран. При редком применении такой формы, как триконх, в других частях Греции (например, поздневизантийский храм Ильи Пророка в Фессалониках), она явно присутствует в православных Балканских странах: меньше в Болгарии, активно в Моравской архитектурной школе средневековой Сербии (монастыри Раваница, Ресава, Каленич, церковь Лазарица в Крушевце), в поздних сербских постройках и практически полностью охватила церковное зодчество Румынии. Как ни удивительно, но на древнерусском зодчестве влияние афонской архитектуры сказалось минимально. Трудно сейчас говорить о характере ранних русских построек на самом Афоне (в XI–XII вв.), но с определённостью можно утверждать о наличии на Руси, по крайней мере, одного триконха – это Спасо-Преображенский храм в Новгороде-Северском. Есть также предположение о существовании подобной церкви в Полоцке, и это всё, что нам известно (см.: Раппопорт П.Л. Древнерусская архитектура. СПб., 1993). В русскую архитектуру, как и в архитектуру других православных стран, афонский вариант крестово-купольного храма в обновлённом виде пришёл в XIX– XX вв., с использованием формы так называемого «византийского стиля» (Савельев Ю.Р «Византийский стиль» в архитектуре России. СПб., 2005). Интерес к святыням Афона был в России всегда, но в XIX столетии он становится более интенсивным (см.: Монастыри и скиты Святой Горы Афон в фотографиях из альбома великого князя Константина Константиновича Романова/Авт.-сост. Г.И. Вздорнов. М., 2004). Характерное для указанного времени раскрытие национальных и, главное, традиционных православных основ в церковной и отчасти светской архитектуре привело к частому применению форм из византийского типологического арсенала, но в новой стилистике и с использованием новых материалов и технических приёмов (греческая церковь -триконх Св. Димитрия Солунского в Петербурге по проекту Р. Кузьмина, храм-тетраконх иконы Божией Матери Милующей в Гавани Петербурга по проекту В. Косякова и его же центрический в плане Казанский храм Новодевичьего монастыря, купольная базилика Николаевского Морского собора в Кронштадте, подражающая Константинопольской Софии; много сооружений такого рода, в отличие от храмов в «русско-византийском стиле», «русском» и «неорусском», свойственных разным губерниям, было построено на юге России, а среди столичных примеров – ряд монастырских подворий).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010