Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

И я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, и всему клиру этого храма неустанно трудиться во славу Божию. В те самые трудные годы этот храм играл очень важную роль, потому что всего 13 открытых храмов было на весь Ленинград, и множество людей притекало сюда — и к блаженной Ксении, и в храм, — чтобы помолиться. Поэтому с этим местом связана особая традиция — хранение веры в тяжелейшее время гонений на нашу Русскую Православную Церковь». В дар храму Предстоятель передал список Казанской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил северный придел Смоленского храма, освященный в честь иконы Божиеи Матери «Милующая». Это список особо чтимои стариннои иконы Божиеи Матери «Милующая», или «Достоино есть». Образ привезли в Санкт-Петербург с Афона для церкви Милующей Богоматери в Галерной гавани, освященной в 1898 году. После закрытия храма в 1932 году икона чудом сохранилась и с 1950 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) находится в Смоленской церкви. Из Смоленского храма Святейший Патриарх Кирилл прошел в часовню, возведенную над местом погребения блаженной Ксении Петербургской. В часовне у гробницы святой Ксении Святейший Владыка совершил славление и прочитал молитву, после чего обратился к многочисленным верующим, собравшимся у места погребения блжанной Ксении: «Очень теплые воспоминания связаны с этой часовней. Помню, как в 1950-е годы, когда здесь служил мой отец, множество людей стояли в очередях; помню, с каким благоговением совершались здесь панихиды, потому что блаженная Ксения еще не была прославлена. Светская власть очень ревниво воспринимала это почитание блаженной, выставлялись наряды милиции, а иногда людей средних лет или молодых милиция даже забирала. Но тем не менее верующие стояли в очереди, чтобы попасть под своды этой часовни. Конечно, я как петербуржец очень радовался, когда произошла канонизация святой блаженной Ксении. Ее молитвами да хранит Господь град Петров, Церковь нашу и всех, кто с верой и любовью к приходит в это святое место и обращает к блаженной свои молитвы!»

http://patriarchia.ru/db/text/6072731.ht...

Хотя идейное обоснование особенностей стиля сооружений не входило в круг интересов К., визант. стиль он характеризовал как «богато разработанный и составляющий достояние чисто русского новейшего зодчества» (Новый храм в Санкт-Петербургской галерной гавани. 1887. С. 1). К. с уважением относился к наследию основоположника рус. стиля К. А. Тона, в 1894-1897 гг. он реализовал составленный С. С. Лукашевичем проект восстановления Екатерининской ц. в Екатерингофе (не сохр.), к-рый носил реставрационный характер и предусматривал бережное сохранение внешних форм здания. Описывая Екатерининскую ц., К. указывал, что по желанию имп. Николая Павловича ее постройка в стиле «древних московских пятиглавых соборов» отразила «нечто более соответствующее духу православия», чем «повторение избитого стиля», и «явилась первым опытом возрождения русских архитектурных форм после двухвекового забвения» (О перестройке Екатерининской Екатерингофской церкви. 1896. С. 1). К. сообщал, что решетчатыми фермами были усилены подпружные арки, переустроены барабан и купол для более удачного распределения нагрузки верхних частей сооружения (Там же. С. 3-4), при этом верхнюю часть здания пришлось разобрать. В 1896-1897 гг. К. спроектировал для храма новый иконостас. Ряд работ был осуществлен К. в соавторстве с братьями - гражданским инженером Вл. А. Косяковым (1866-1922, выпускник ИГИ) и академиком архитектуры Г. А. Косяковым (1872-1925, окончил АХ). Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани С.-Петербурга. 1889–1898 гг Фотография. Нач. ХХ в. Церковные сооружения К. чаще всего выполнены в эклектичной визант. или «московско-ярославской» (как и у его учителя Султанова) стилистике. Для К. характерно соединение архаичных суховатых «древнерусских» форм фасадов, коврового заполнения их дробным, но отличающимся высоким художественным качеством декором в духе «узорочья» и прогрессивных материалов и конструкций, прежде всего железобетона, в проектировании интерьеров (напр., конструкция свода из перекрещивающихся арок, позволяющая создать пространство без внутренних опор).

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Рец. к изд. 2-му: Матвеевский П., священник. – «Странник», 1865, 3, отд. 3, с. 37. 6 . – Письмо с Афона. – ПрХЕВ, 1862, 12, с. 161–162. 7 . – Три дня в Русской Афонской обители святого Пантелеимона, 27, 28 и 29 июля 1866 г. (Из записной книжки русского святогорца). – ХЕВ, 1866, 19, с. 148–157. В конце текста: Русский святогорец, монах Азария. Отд. изд. СПб., 1867. 8 с. О пребывании в Русском Афонском Пантелеимоновом монастыре русского посланника в Константинополе. 8 . – Тринадцать писем патриарха Григория († 1821, 10 апр.) и одно к патриарху Григорию, хранящиеся в архиве Русского на Афонской Горе монастыря. – ТКДА, 1876, т. 3, с. 421–442. 9 . Айналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия. – ЗКОРАО, 1917, т. 9. О некоторых сохранившихся константинопольских и афонских монастырских лицевых рукописях: с. 142–146. 10 . – Византийские памятники Афона. – ВВ, 1899, 6, с. 57–96; IV–XI илл. 11 . – Отчет о заграничной командировке на Афон. – УЗКУ, 1897, т. 64. кн. 3, с. 51–58. Отд. изд. Казань, 1897. 8 с. 12 . – По Афону. Путевые наброски. [О поездке 1896 года]. – СППО. 1906, т. 17, вып. 1, с. 52–70; вып. 4, с. 638–656. 13 . Агион-Орос – Афонская Гора. – «Вокруг света», 1856, 3, с. 98–100. 14 . Акафист апостолу Христову Симону Кананиту. Церковной и гражданской печати. М., 1896. Акафист написан А. Ф. Ковалевским, а издан по инициативе старцев из Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, чрез настоятеля Ново-Афонского подворья в Петербурге игумена Алексия. (Попов А. Православные акафисты за синодальный период русского церковного песнотворчества... – ПС, 1902, 12, с. 783). 15 . Акафист Божией Матери, именуемой «Достойно есть» и «Милующая», с изображением чудотворной Ее иконы, находящейся на Святой Афонской Горе. Церковной печати. Μ., ΡΠΜΑ, 1887, 1889, 1896. То же. Изд. 5-е. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, в честь и память явления чудотворной Ее иконы, именуемой «Милующая» и «Достойно есть», с изображением Богоматери. М., РПМА, 1911. Акафист написан А. Ф. Ковалевским в 1887 году [Сергий, архиепископ (Спасский И. А.) Русская литература об иконах Пресвятыя Богородицы в XIX веке. СПб., 1900, с. 48; Пономарев С. И. Акафисты. Библиографические заметки. СПб., 1890, с. 11–18; Милорадович Г. А. Слагатель акафистов А. Φ. Ковалевский. – «Русский архив», 1902, 4].

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

24 мая 1950 года в храме был освящен северный придел в честь этой святой иконы, переданной из закрытой одноименной церкви и помещенной справа перед иконостасом. В северной же части храма, за приделом иконы Божией Матери " Милующая " , расположен Рождественский придел, который украшает искусно выполненная Вифлеемская пещера. Здесь всегда горит лампада, на Рождество устанавливаются ёлочки, развешиваются светильники. Южный придел - в честь святой блаженной Ксении Петербургской, неизменной покровительницы этой церкви - был устроен уже в наши дни, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Освящение первого в России престола во имя святой Ксении состоялось 16 февраля 1990 года. В иконостасе придела рядом с образом святой Ксении помещена икона другого покровителя нашего города - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Справа перед иконостасом в отдельном киоте - образ Божией Матери " Всех скорбящих радосте (с грошиками) " , или Петербургской. В Ксенинском приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, а также святого первоверховного апостола Петра. В 1987 - 1988 годах Смоленская церковь была полностью отремонтирована. Засияла позолотой резьба иконостасов и киотов, промыто стенное письмо, расчищена живопись многих икон. Преобразилась церковь и снаружи. Свое 200-летие в 1990 году небоподобный храм Васильевского острова встречал во всем великолепии. Сведения о храмах Смоленского кладбища - из буклета к 200-летию Смоленского храма. На северо-западной стороне Васильевского острова… находится Смоленское православное кладбище, одно из древнейших и самое обширное из столичных кладбищ. Существует предание, что при построении Петербурга на Васильевском острове поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих. Они недолго прожили: непривычный образ жизни, тяжкие труды скоро свели их в могилу. Умерших свезли на берег Черной речки и там похоронили. С того времени и поле на южной стороне этой речки стало называться Смоленским. Потому и первая церковь на этом поле посвящена была Смоленской иконе Божией Матери. Церковь эта, деревянная, как видно из донесения в с.-петербургскую духовную консисторию священнослужителей этой церкви от 2 мая 1768 г. и промемории, посланной из духовной консистории в губернскую канцелярию от 9 июня 1768 г. за 188, построена была в силу указа императрицы Елизаветы из правительствующего сената, в 1756 г., от губернии, казенным коштом, по середине существовавшего уже кладбища, которое в то же время обнесено деревянным забором квадратно, на западной же стороне кладбище, кроме забора, отделено было от поля каналом.

http://sobory.ru/article/?object=00742

Год постройки: Между 1923 и 1932 Архитектурный стиль: Эклектика Тульская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (каменная) Суворовский район, Жеремино Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1899 и 1909 Архитектурный стиль: Русский стиль Украина, Днепропетровская область Мужской монастырь Владимира митрополита Киевского. Собор Успения Пресвятой Богородицы Криворожский район, Кривой Рог Архитектор: С.Г. Гончаров, В.А. Косяков (проект) Год постройки: Между 2011 и 2015 Ярославская область Казанский Даниловский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери Даниловский район, Горушка Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1901 и 1918 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль г. Санкт-Петербург Церковь Казанской иконы Божией Матери на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской на подворье Валаамского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1910 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Часовня иконы Божией Матери " Милующая " при Адмиралтейском Императора Петра Великого госпитале (утрачена) Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: 1891 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Церковь Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной пустыни Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1895 и 1897 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благовещенском синодальном подворье Санкт-Петербург, Василеостровский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1897 и 1899 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербург, Московский район Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1908 и 1912

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

Прежде чем мы пойдем к «нашей Ксеньюшке» — народной печальнице, почтим памятник ее трудов — с тайным ее участием воздвигнутую в 1786—1790 годах церковь Смоленской иконы Божией Матери. Этот храм особенный — по внутреннему убранству он очень отличается от многих питерских храмов и скорее напоминает среднерусские и московские церкви — также он покрыт ярким узорочьем, орнаментом, не пугает грандиозностью размеров — уютен, семей-ственен. В этом храме после революционного разорения были собраны иконы из закрытых храмов города, многие там и остались, потому особенно благодатный, намоленный дух чувствуется под покровом Одигитрии. Здесь много старинных икон Божией Матери: Казанская, «Всех скорбящих Радость», Милующая, Толгская, «Достойно есть». А чудотворная икона Божией Матери Смоленская стоит на своем месте уже два столетия — копия той, перед которой молились первые строители города на болоте, те, что были родом из Смоленска — они привезли икону с собой на «стройку века». Многие были похоронены на получившем название от имени их родины кладбище. Позднее вблизи ограды кладбища был построен еще один храм — недавно восстановленная и восхищающая своей красотой церковь Воскресения Христова. Не забудем в Смоленском храме почтить и ту, в честь кого была крещена наша Ксеньюшка. В левом приделе храма, освященном в честь св. ап. и еванг. Иоанна Богослова, посредине его на аналое находится икона прп. Ксении Римляныни. И мы, также как и несколько столетий назад наша блаженная мать, преклоним колени перед той, к кому она обращалась с пламенной молитвой, вступив на подвиг юродства. «Ксения» — значит чужестранка. Так прозвали юную римскую аристократку Евсевию, сбежавшую из отчего дома в греческий монастырь. Прозвище стало иноческим именем, а после канонизации прп. Ксении Римляныни вошло в святцы. В самом наименовании древней подвижницы «чужестранкой» слышится неприязнь, которую она выносила от тех, кто придумал прозвище. Но каждый настоящий подвижник — житель небесной Отчизны, а для этого мира он «чужестранец».

http://azbyka.ru/fiction/blazhennaya-kse...

Слава чудотворной иконы Богородицы Троеручицы распространилась далеко за пределы края, ибо святыня подавала исцеление идущим к ней с верой: больные излечивались, прокаженные очищались, немые начинали говорить, а расслабленные – ходить. Каждому помогала икона в его бедах, и не только христиан, но даже турок не оставляла в беде, когда они к ней прибегали с верой в ее помощь. Она спасла местное население от землетрясения и от чумы 1837 года. Эпидемия охватила весь край, от нее страдали все: и христиане, и евреи, и турки. Люди бежали из городов и сел в виноградники, чтобы в них найти укрыться от болезни, но и там умирали. Жители городов Лов и Сопот искали спасения под покровом Божией Матери, в Троянской обители. Наступил праздник Успения Пресвятой Богородицы. Местные старейшины советовали игумену закрыть ворота и не пускать на праздник паломников, чтобы пришлые больные не заразили здоровых. Но игумен отвечал: «Не могу, чада, этого сделать, потому что и эти наши братья-христиане в нужде своей приходят в монастырь, чтобы исповедоваться, причаститься. Как же можно их не пустить? Но вы не бойтесь, веруйте в Матерь Божию, она нас обережет и сохранит от чумы». Некоторые остались в монастыре, но большинство – среди них и часть монахов – разбежались по горным деревням.Игумен и оставшаяся братия отслужили всенощной бдение, Божественную литургию, и Пресвятая Богородица оберегла их от болезни. Те же, что убежал в леса, умерли. «Великое чудо явила Пресвятая Богородица! – восхищается летописец. – Оставшиеся в монастыре братия встречали паломников, среди которых были и больные, служили им, но никто не умер. Матерь Божия их оберегла. Беженцы из Ловеча и других мест оставались в монастыре, пока не прекратилась чума, и вернулись в дома свои с великой благодарностью Богородице». Искусные мастера создали гравюры и списки с иконы; церковные живописцы расписали новую церковь. И прославили Богородицу Милующую. И тот, кто приходит в монастырь с верой, получает благодатную помощь Троянской Богородицы Троеручицы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На рубеже XVIII–XIX веков в усадьбе возводится дом с флигелями, которые частично дошли до нашего времени. Тогда же к Троицкому храму пристроили новую двухъярусную колокольню, нижний ярус которой – вход в храм, а верхний – открытый звон. С упадком имения во 2-й половине XIX века приходит в запустение и церковь, богослужения в ней проходят редко. В 1905 г. произвели реконструкцию художественного оформления церковного здания. В 1938 г. храм закрыли, обезглавили, внутреннее убранство уничтожили. Здание занимали производственные мастерские. В апреле 1995 г. богослужения возобновились. В настоящее время храм отреставрирован и имеет статус Патриаршего подворья. Его святыни – особо чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Милующая». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Церковь во имя св. Троицы, существовавшая в XVI ст. в селе Свиблове, вероятно, была уничтожена в начале XVII ст. в литовское смутное время. В писцовых книгах 1623-24 гг. написано: «за стольником Андреем Плещеевым в вотчине, что ему дал отец его Лев Плещеев, а отцу его Льву та вотчина дана за московское осадное сиденье королевичев приход, село Свиблово, на реке Яузе, а в нем был храм во имя Живоначальной Троицы, да церковной земле четыре места: попово, дьячково, пономарево, да просвирницыно; пашни церковные земли 20 четвертей в поле, сена на реке Яузе 10 копен; в селе двор вотчинников, живут деловые люди, 2 двора людских задворных; а пашет церковную землю стольник Андрей Плещеев». В 1658 г. владел селом его родной брат Михаил Львович Плещеев, при котором и была построена в селе Свиблове около 1677 г. новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Алексея митрополита и обложена данью. В переписных книгах 1678 г. значится: «за стольником Михаилом Львовичем Плещеевым в вотчине село Свиблово, на реке Яузе, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да придел Алексея митрополита, у церкви во дворе поп Яков, во дворе дьячок Ворфоломейко, да в селе двор вотчинников и двор скотный, в них 9 семей деловых людей, 4 двора конюхов и 4 двора поваровых, в них 11 человек». В 1680 г. при церкви священника не было.

http://sobory.ru/article/?object=03619

Среди чтимых икон Казанской церкви можно назвать икону " Недремлющее Око " , которая является списком с чудотворного первообраза, находящегося в Спасо-Преобреженском соборе города Рыбинска, а так же икону " Милующая " , первообраз которой находится в Зачатьевском монастыре города Москвы, часть камня, на котором тысячу дней и ночей молился старец Серафим Саровский, часть древа, на котором была усечена глава великомученика Пантелеймона. Есть личные вещи подвижников благочестия ХХ века: исповедницы Параскевы (Матиешиной), схимонахини Нилы (Колесниковой), протоиерея Николая Гурьянова, священника Игоря Розина, убиенного в 2008 году. Несомненно, Казанский храм имеет большое значение для проведения общиной духовной работы среди военнослужащих. Как правило, крещение воинов совершается в купальне мурановского источника, а их воцерковление - введение в алтарь, происходит в Казанском храме. В дальнейшем, на приходе появилась идея создать на территории, прилегающей к храму и источнику, памятный парк, посещение которого приносило бы людям нравственную пользу. Завершение обустройства и открытие этого парка совпало с 1-ой годовщиной Бесланской трагедии - 2 сентября 2005 года. Поэтому и было принято решение посвятить новосооружённый комплекс детям, погибшим в Беслане. Стоит отметить, что 1 сентября 2004 года в осетинском городе Беслане во время торжественной линейки, посвящённой Дню знаний, террористы захватили большую группу школьников, родителей и учителей. В заложниках оказалось 1100 человек, большинство из которых - дети. Во время штурма школы 3 сентября погибли 334 человека, из них 186 детей. В 2007 году силой церковной общины здесь был создан памятник с именами всех жертв этого страшного события, а к 10-летию трагедии, в 2014 году, заслуженным скульптором России Ю.П. Хмелевским была создана бронзовая скульптурная композиция " Росточек " . Ежегодно 3 сентября здесь проходит памятная акция " Дети Беслана " , в которой принимают участие местные школьники, паломники, представители администрации и родственники погибших.

http://sobory.ru/article/?object=17884

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010