После ареста в 1929 г. отца Александра Андреева храм был закрыт. В 1937 г. отец Александр был расстрелян. В 2000 г. причислен к лику святых новомучеников. После закрытия храма в нем обосновался «Союз безбожников», позже его отдали под квартиры и различные конторы. В середине XX в. производилась реставрация колокольни и церкви, которая так и не была завершена. В мае 1994 г. надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» был возвращен Русской Православной Церкви, и в следующем году его освятили. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х гг. по проекту архитектора Н. И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола, он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа Спасителя. Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана Великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью " софийского ансамбля " , в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции " Москва – Третий Рим " и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.

http://sobory.ru/article/?object=02401

Монастырь владел двумя подворьями. Одно находилось в Самаре, второе в селе Старая Майна (ныне в Ульяновской области). В 1906 году на монастырском подворье в Самаре была поставлена каменная часовня, выполненная по проекту архитектора А.А. Щербачева. Часовня была выстроена в русско-византийском стиле, с живописным силуэтом, массивной кладкой основания, тяжелыми барабанами и полукруглыми куполами. Имела очертания креста, но казалась округлой за счёт неглубоких выступов порталов. Подворье монастыря в Старой Майне открыто по просьбе жителей в 1904, на нем оборудована домовая церковь. По просьбе крестьян из монастыря в Старую Майну совершался крестный ход с иконой Божией Матери «Взыскание погибших». В 1857 году в обители открыта школа грамотности, в 1878 году - приют для детей-сирот солдат, погибших в русско-турецкой войне. В 1901 году в монастыре проживало 317 человек. В годы Первой мировой войны при монастыре действовало два лазарета для раненых - один в самом монастыре, другой в самарском подворье. Монастырь был упразднен в 1920-х годах, точная дата закрытия монастыря спорна. По одним сведениям, монастырь был закрыт в 1928 году, по другим — в 1924 году. Все церкви были разрушены, в келейном корпусе размещено педагогическое училище. В 1934 году территория монастыря перешла к колонии беспризорных, в 1936 году здесь разместили Большераковский дом для престарелых и инвалидов. С 1979 года на территории монастыря размещается Большераковский психоневрологический диспансер для инвалидов. Монастырское подворье в Старой Майне после 1918 года было преобразовано в артель " Трудовая община " , а в 1928 году закрыто. Имущество подворья с землей передано сельскохозяйственной коммуне. Подворье в Самаре было национализировано. Находившаяся на подворье часовня действовала до 1920-х годов, после чего несколько лет стояла в запустении. Была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте стоит жилой дом (ул. Ленинская, 210). Главной святыней обители, да и всей Самарской епархии, являлась чудотворная икона Божией матери " Взыскание погибших " , пожертвованная в 1850 году Кадышевой Анной Ивановной. По преданию, бытовавшему в семье дворян Кадышевых, в 1666 году икона приплыла по Волге к Саратову, где и была явлена местному воеводе Кадышеву. Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и обличением похитителей церковного имущества. Икона передавалась из поколения в поколение, пока не перешла к Анне Ивановне Кадышевой, которая будучи настоятельницей Раковской общины, передала семейную реликвию в дар обители. После упразднения монастыря икона пропала, но в 1954 году икона была передана в Покровский собор Самары, где и находится в настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=43465

Строительство каменного храма при кладбище началось по прошению горожан, составленному от имени городского головы Серпухова Н.Н. Чернова, почетных граждан И.Н. Коншина, В.А. Игнатова и купеческого сына С.А. Карпова митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову), который в 1857 г. благословил постройку храма во имя Всех святых с приделами в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и святого великомученика Никиты. Основной капитал на возведение кладбищенского храма еще в 1856 г. пожертвовал по своему духовному завещанию потомственный почетный гражданин Николай Максимович Коншин, а 11 сентября 1858 г. сын Н. М. Коншина Иван Николаевич получил разрешение на строительство. Храм планировалось построить возле территории самого кладбища, но не касаясь основанием захоронений. Благочинный Серпухова, протоиерей Троицкого собора Алексей Левитский взял под личный контроль проведение строительных работ. Проект храма выполнил архитектор Московской губернской дорожной и строительной комиссии Казимир Викентьевич Гриневский. По его проекту новый храм предполагалось возвести по левую сторону кладбищенской ограды, которую в будущем планировалось распространить еще левее, с тем, чтобы церковь располагалась перед серединой кладбища. Для строительства была выбрана открытая возвышенная площадка, от которой видна большая часть города. Рядом не было никаких строений, и подъезд к площадке с трех сторон был свободным. Фасад церкви с колокольней обращался к Московско-Тульскому шоссе и должен был быть виден из города на значительном расстоянии при высоте колокольни в 16 сажень. Утверждение проекта нового храма в Серпухове архитекторами искусственного стола Московской строительной комиссии состоялось 21 августа 1858 г., а затем последовало и высочайшее дозволение из Санкт-Петребурга. Храмозданная грамота на строительство каменной церкви с двумя приделами была подписана митрополитом Филаретом 3 октября 1858 г. Официальная закладка и освящение фундамента храма на серпуховском кладбище произошли 21 июня 1859 г. В 1860 г. здание храма уже было возведено до окон. Серпуховской купец Афанасий Гаврилович Карпов заказал и приобрел для трех иконостасов храмовые образа Божией Матери «Взыскание погибших», Всех святых и святого мученика Никиты.

http://sobory.ru/article/?object=00623

Свято-Троицкая церковь (Киров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая церковь - каменная церковь в стиле барокко, построена вместо прежней деревянной (1698). Приделы: иконы Богоматери " Взыскание Погибших " и Макарьевский. В 1940 закрыта, переделана под сельский клуб. В 1980 возвращена верующим. Содержание История [ править править код ] Первый деревянный храм во имя преподобного Макария, Желтоводского чудотворца построен после 15 апреля 1646 года когда Патриархом Московским и всея Руси Иосафом была дана храмозданная грамота на строительство церкви. Точных сведений о построенной церкви нет. Спустя шесть лет, 19 августа 1652 года, Патриархом Никоном вновь была дана храмозданная грамота на строительство церкви в селе Макарье, где «на большой Слободской дороге стоит часовня». В 1656 году государь Алексей Михайлович пожаловал новому приходу 43 десятины 1575 сажен земли, в том числе 33 десятины сенокосной, 3 - пахотной и 7 – под лесом. 22 мая 1698 года по благословению Преосвященнейшего Ионы архиепископа Вятского и Великопермского, вблизи с Макарьевской церковью заложили новую деревянную во имя Живоначальной Троицы. Вместо неё в 1768-1775 годах построен каменный храм. По доношению от мая 1772 года два престола в трапезной вновь построенной церкви были готовы к освящению. Южный, в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», освящен 25 июля 1772 года, северный, во имя преподобного Макария Желтоводского Унженского чудотворца, освящен 1 ноября 1772 года. Главный престол во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы освящен чуть позже - 25 июля 1775 года. Одновременно или вскоре после возведения храма была сооружена и ограда с великолепными трехчастными воротами. В 1940 году церковь закрыли. Большую часть церковного имущества передали в недавно образованный антирелигиозный музей. В здание храма размещался сельский клуб. После долгих лет забвения в 1975 году здание церкви привлекло внимание реставраторов. 11 августа 1975 года решением Кировского облисполкома здание Троицкой церкви было внесено в реестр памятников архитектуры местного значения. Одновременно с этим по проекту архитектора Л.Д. Лапкиной (г. Москва) Кировской специальной научно-реставрационной мастерской храм был частично отреставрирован. Оставаясь сельским клубом и библиотекой, он приобрел свой прежний облик.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Сугробы, сугробы. Метель из окна похожа на пуховой белый платок, что покрывает голову и плечи высокой пожилой прихожанки, стоящей в первом ряду чудесного, светящегося янтарным светом храма. Мороз и метель, у нас такое бывает редко. Я стою у самой печки, немного боясь на нее упасть из-за тесноты, радуюсь каждому слову канона, мысленно подпеваю клиросу, с которого в этот вечер доносится запах кофе (как только появились первые кофейные нотки в воздухе – открылись диаконские двери и послышался и громкий шепот молодого настоятеля: «Да вы что – совсем?! И вообще кофе плохо на голос влияет!»). И, оказывается, вслух произношу: «Ну, вот!» – когда служба все-таки заканчивается. В сенях совсем тесно, не протолкнуться. Там есть угол, куда приносят иконы и брошюрки «для раздачи бесплатно». Обычно пополняется он очень печальным образом. Когда умирает в семье верующий человек, который до последнего дня ходил в храм и молился за внуков-правнуков, те самые внуки-правнуки собирают в мешок его книги, иконы, святынечки и благословения из паломнических поездок и приносят в нашу церковь. Мы, говорят, было выбросить хотели, но соседи сказали, что это нам энергетику попортит и удачу отнимет, надо в храм отнести. Возьмете? Пара тетенек стояли в тот день ближе всего к углу. «Это кто – Матерь Божия? А чего же она без покрова? Нехорошо!» – Матерь Божия есть Дева и Богоотроковица, могла бы быть и без покрова, а так говорить про Ее изображение – может оказаться и нехорошо! – в тон им заявила я, пытаясь увидеть, о чем они. Женщины расступились, и я – увидела. Прекрасный образ, чистота и кротость, нежность и любовь Божественной Девы к Своему Младенцу и к каждому из нас. В бледном лике – скорбь и смирение, в нем же – вера и упование. Почему без покрова? Может, нас укутала им, может, обвязывает им наши греховные раны? – Ты знаешь этот образ? – спросили подошедшие друзья. – Так вы тоже знаете, – засмеялась я, указав на надпись у ликов: «Взыскание погибших». Образ Божией Матери «Взыскание погибших» был одной из главных святынь нашего края.

http://pravoslavie.ru/101171.html

Москвовед Виктор Сорокин отмечает, что во второй половине XIX века в доме причта при храме снимали жилье терапевт Григорий Захарьин, хирург Александр Разцветов, а также Михаил Мостовский — составитель монографии о Храме Христа Спасителя. Под его руководством в 1880х годах проходил ремонт внутреннего убранства церкви святителя Николая Чудотворца в Звонарях, для создания живописи он использовал изображения росписей Храма Христа Спасителя. Металлический декор фасадов изготовили в мастерских Франца Сан-Галли и других известных заводчиков. В 1933 году церковь закрыли, а здание переоборудовали под складские помещения. По свидетельству современников, перед закрытием церкви святителя Николая в Звонарях одна из прихожанок вынесла икону Божией Матери «Взыскание погибших» и в 1981м передала ее Пюхтицкому монастырю, располагающемуся в Эстонии. В середине 1960х годов церковь на Рождественке заняла кафедра живописи и рисунка Московского архитектурного института (МАРХИ), который находился в бывшей усадьбе Воронцова. В 1993 году  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  подписал указ о создании на территории Москвы подворья Пюхтицкого женского монастыря. Для его размещения была выбрана церковь святителя Николая Чудотворца в Звонарях, которая находилась на тот момент в ведении Департамента городского имущества Москвы. Через год началась расчистка территории храма прихожанами и послушницами Пюхтицкого монастыря. Когда кафедра МАРХИ освободила строение, работы передали в ведение строительной компании «Мосремстрой», часть проекта финансировалась из городского бюджета. В 1996 году Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол храма и приделы; икону Божией Матери «Взыскание погибших» торжественно передали церкви. В этот период интерьеры были расписаны иконописцем Александром Чашкиным. В 2016 году во время торжественного богослужения в церкви святителя Николая Чудотворца в Звонарях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подарил подворью список Иверской иконы Божией Матери. Через год храм официально передали в собственность Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/news/podvorju-pjuhticko...

Автор статьи: Алексей Дедушкин,  um.mos.ru Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом 15/8). В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. – как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях». Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней. Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика – изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма. В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма – Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII–XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.

http://sobory.ru/article/?object=04845

В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью. Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна. Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210 ´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно). К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям ( Богословский. С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964). «В. п.» из Раковского во имя Св.

http://pravenc.ru/text/158344.html

Архитекторы: 1904-1905 гг. - Щусев А.В.; 1904-1906 гг. - Зеленко А.У.; 1904-1905 гг. - Шевяков Н.Л.; 2015-2016 гг. - Подъяпольский Д.С., Аввакумов Н.М., Калинин Л.Д., Кац Т.Л., Афонский С.А. http://www.patriarchia.ru/db/text/4638182.html Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» была построена в 1904-1905 гг. в составе корпуса Женского коммерческого училища Московского общества распространения коммерческого образования. Строительство корпуса и церкви было осуществлено благодаря первоначальному взносу купца П.Г. Котова, пожертвовавшего 150 000 рублей (из них 90 000 – исключительно на возведение домовой церкви), и взносам других членов М.О.Р.К.О. (общая стоимость здания в итоге составила 252 тыс. руб.). История создания IV корпуса Университета домового храма началась в 1903 г., когда у Московского общества распространения коммерческого образования возникла идея основания Женского коммерческого училища. Выбор архитектора по предложению П.Г. Котова пал на Николая Львовича Шевякова, приверженца модерна и псевдорусского стиля. Основным архитектурным стилем училища Шевяков выбрал свой любимый северный модерн, основательно «разбив» его при этом элементами псевдорусского стиля. Архитектурный комплекс, в особенности церковь, нёс характерные элементы ярославского и московского узорочья XVII века, а в блоке церкви – также владимиро-суздальской храмовой архитектуры (декор барабана). Новое здание не подавляло своими габаритами, а напротив, создавало у наблюдателя ощущение радостной лёгкости. В немалой степени этому способствовала бело-кремовая цветовая гамма фасадов. Церковь была богато декорирована резьбой по камню, цветной майоликой и керамической плиткой, купола были вызолочены. Все это придавало зданию очень нарядный и праздничный облик. Размеры церковного помещения позволяли вместить около 300 человек. Но в случае необходимости открывалась раздвижная железная перегородка, рекреационный зал соединялся с храмом, и количество молящихся могло увеличиться до 800-900.

http://sobory.ru/article/?object=04766

Патриарх Кирилл освятит домовый храм РЭУ им. Г. В. Плеханова Москва, 11 октября 2016 г.      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 октября 2016 года посетит Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. В день Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы будет освящен открытый после реставрации домовой храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», который входит в исторический комплекс зданий первого экономического вуза России. Чин освящения и первую Божественную литургию совершит лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, по завершению службы будет проведена встреча со студенчеством, где все желающие смогут пообщаться с предстоятелем Русской Православной Церкви. Домовый храм и IV корпус Плехановского университета была открыты после реставрационных работ 30 августа 2016 года. Здание церкви было закрыто в 1929 году, были возведены внутренние перегородки, в процессе строительства рабочие повредили убранство храма. На протяжении последних лет велись восстановительные работы, были расчислены фасады и удалены наслоения. Первоначальный облик зданий удалось воссоздать по фотографиям и оставшимся элементам декора. Дата проведения: 14 октября 2016, 9-30. Место проведения: Москва, ул. Зацепа, 41, РЭУ им. Г.В. Плеханова Для справки: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова ведет свою историю с 1907 г. и считается одним из ведущих отечественных экономических ВУЗов. Университет реализует образовательные программы по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Политология», «Юриспруденция», «Прикладная информатика», «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью» и др. Здание женского коммерческого училища и домовая церковь (ныне IV корпус Плехановки) были спроектированы и построены талантливым русским архитектором Н. Л. Шевяковым. Основным архитектурным стилем училища Шевяков выбрал свой любимый северный модерн, основательно «разбив» его при этом элементами псевдорусского стиля. Трехъярусный иконостас был выполнен из белого итальянского мрамора известным московским мастером В.П. Акимовым. Строительство началось весной 1904 года благодаря первоначальному взносу купца П.Г. Котова. Главная храмовая икона Божьей матери «Взыскание погибших» в серебряном окладе с бриллиантами была также пожертвована лично П.Г. Котовым. Церковь была освящена 9 июня 1905 г. Сегодня IV корпус Университета является признанным памятником архитектуры и охраняется государством. 11 октября 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97756.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010