В 1980 году здание коммерческого института на Стремянном пер., а также здание женского училища с церковью на Зацепе были заняты все тем же МИНХ. Корпус с храмом, внутри которого сделаны перекрытия и наложены этажи, числится под Глава и крест с барабана церкви были сняты, а на их месте в зияющих дырах росли кусты. Часть училища - на западе по лице Зацепа уродливо настроена. В 1990 г. храм начал реставрироваться, его здание перешло к организации с громким названием Союз менеджеров СССР, восстанавливаются главы. Сегодня здание училища используется по своему назначению - в нем расположен корпус РЭА им. Плеханова. А сама церковь утратила свою изначальную функцию. Произошла перепланировка интерьера, перекрыт купол, не сохранены росписи. Столетие освящения храма 9 июня 2005 года - так и не стало праздником, т.к. храм в честь юбилея так и не передали церкви... Информация с сайта - http://webzamos.ru/index.php?newsid=28 «Взыскание погибших» иконы Божией Матери при Коммерческом женском училище церковь (улица Зацепа, дом 41/4). Домовый храм училища освятили 9 июня 1905 г. (архитектор Н.А. Шевяков). Церковь находится в здании, пристроенном с восточной стороны главного учебного корпуса. Широкой аркой она была соединена с актовым залом, благодаря чему в богослужении могли участвовать одновременно до пятисот человек. Над храмом была возведена шатровая колокольня. В церкви был устроен трехъярусный иконостас из белого мрамора работы мастера В.Г. Акимова. После 1917 г. Коммерческое училище преобразовали в Институт народного хозяйства имени В.Г. Плеханова. Училищный храм закрыли в 1926 г., в 1980-е гг. здание реставрировалось. Богослужения не возобновлялись. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. 14 октября 2016 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения домового храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на Зацепе при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова и Божественную литургию в новоосвященном храме.

http://sobory.ru/article/?object=04766

В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью. Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна. Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210 ´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно). К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям ( Богословский. С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964). «В. п.» из Раковского во имя Св.

http://pravenc.ru/text/158344.html

Монастырь владел двумя подворьями. Одно находилось в Самаре, второе в селе Старая Майна (ныне в Ульяновской области). В 1906 году на монастырском подворье в Самаре была поставлена каменная часовня, выполненная по проекту архитектора А.А. Щербачева. Часовня была выстроена в русско-византийском стиле, с живописным силуэтом, массивной кладкой основания, тяжелыми барабанами и полукруглыми куполами. Имела очертания креста, но казалась округлой за счёт неглубоких выступов порталов. Подворье монастыря в Старой Майне открыто по просьбе жителей в 1904, на нем оборудована домовая церковь. По просьбе крестьян из монастыря в Старую Майну совершался крестный ход с иконой Божией Матери «Взыскание погибших». В 1857 году в обители открыта школа грамотности, в 1878 году - приют для детей-сирот солдат, погибших в русско-турецкой войне. В 1901 году в монастыре проживало 317 человек. В годы Первой мировой войны при монастыре действовало два лазарета для раненых - один в самом монастыре, другой в самарском подворье. Монастырь был упразднен в 1920-х годах, точная дата закрытия монастыря спорна. По одним сведениям, монастырь был закрыт в 1928 году, по другим — в 1924 году. Все церкви были разрушены, в келейном корпусе размещено педагогическое училище. В 1934 году территория монастыря перешла к колонии беспризорных, в 1936 году здесь разместили Большераковский дом для престарелых и инвалидов. С 1979 года на территории монастыря размещается Большераковский психоневрологический диспансер для инвалидов. Монастырское подворье в Старой Майне после 1918 года было преобразовано в артель " Трудовая община " , а в 1928 году закрыто. Имущество подворья с землей передано сельскохозяйственной коммуне. Подворье в Самаре было национализировано. Находившаяся на подворье часовня действовала до 1920-х годов, после чего несколько лет стояла в запустении. Была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте стоит жилой дом (ул. Ленинская, 210). Главной святыней обители, да и всей Самарской епархии, являлась чудотворная икона Божией матери " Взыскание погибших " , пожертвованная в 1850 году Кадышевой Анной Ивановной. По преданию, бытовавшему в семье дворян Кадышевых, в 1666 году икона приплыла по Волге к Саратову, где и была явлена местному воеводе Кадышеву. Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и обличением похитителей церковного имущества. Икона передавалась из поколения в поколение, пока не перешла к Анне Ивановне Кадышевой, которая будучи настоятельницей Раковской общины, передала семейную реликвию в дар обители. После упразднения монастыря икона пропала, но в 1954 году икона была передана в Покровский собор Самары, где и находится в настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=43465

По книге B.C. Блок, К.А. Катренко " Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.) " , Самара, 2002, стр. 65-78 В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром " беседничества " . Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь. За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. 25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца. Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

http://sobory.ru/article/?object=43465

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой. Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г. Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья. В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской». Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

http://sobory.ru/article/?object=20622

После ареста в 1929 г. отца Александра Андреева храм был закрыт. В 1937 г. отец Александр был расстрелян. В 2000 г. причислен к лику святых новомучеников. После закрытия храма в нем обосновался «Союз безбожников», позже его отдали под квартиры и различные конторы. В середине XX в. производилась реставрация колокольни и церкви, которая так и не была завершена. В мае 1994 г. надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» был возвращен Русской Православной Церкви, и в следующем году его освятили. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х гг. по проекту архитектора Н. И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола, он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа Спасителя. Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана Великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью " софийского ансамбля " , в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции " Москва – Третий Рим " и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.

http://sobory.ru/article/?object=02401

Автор статьи: Алексей Дедушкин,  um.mos.ru Николая, святителя, в Звонарях церковь (улица Рождественка, дом 15/8). В XVI веке на этом месте существовала церковь Николы Божедомского, стоявшая, вероятно на «Убогих домах», то есть братской могиле умерших неестественной смертью, скудельнице. В источниках она упоминается в 1619 г. как деревянная, но уже с 1657 г. – как каменная. Позже, когда на Рождественке была образована Звонарская слобода, где жили звонари колокольни «Иван Великий» и сторожи соборов и церквей Московского Кремля, храм Николы Божедомского переименовали, и с 1677 г. он стал называться «Никола в Звонарях». Проект ныне существующей церкви составил архитектор К.И. Бланк по заказу графа Ивана Илларионовича Воронцова, городская усадьба которого находилась во владении, которое в настоящее время занимает Московский архитектурный институт (МАРХИ). Строительство церкви начали в 1760 или в 1762 г. Так как его освятили лишь в 1781 г., можно предположить, что почти десятилетие продолжалась отделка внутреннего убранства, к сожалению, не дошедшая до наших дней. Церковь состояла из прямоугольного в плане двусветного четверика и возвышающегося над ним вытянутого восьмерика – изящного, декорированного пышными капителями на угловых пилястрах и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. В начале XIX в. вместо старой трапезной к церкви пристроили новую двухпрестольную трапезную и колокольню. Упрощенная и плоскостная моделировка их деталей, выполненных в стиле классицизма, придают церкви более строгий вид. После пожара Москвы 1812 г. были полностью перестроены в 1818 г. ограда и два крыльца храма. В 1934 г. после закрытия Никольского храма его иконы удалось передать в действовавшую еще церковь преподобного Сергия в Пушкарях. А после закрытия Сергиевской церкви (позже разрушенной) некоторые иконы передали в ныне действующий Знаменский храм в Переяславской слободе. В середине 1960-х гг. здание храма передали МАРХИ, разместившему в нем кафедру рисунка. Волею случая икона из Никольского храма – Божией Матери «Взыскание погибших» попала в храм Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря в Эстонии. По просьбе его настоятельницы при храме Николы в Звонарях, переданном к тому времени Русской Православной Церкви, в 1993 г. было образовано подворье эстонской обители. В 1994 г. начались восстановительные работы. В декабре того же года состоялось первое богослужение. В 1995 г. из Пюхтицкого монастыря храму возвратили икону Божией Матери «Взыскание погибших». Также подворью передали двадцать пять отреставрированных икон XVIII–XIX веков, а на колокольню подняли семь колоколов. В 1999 г. был устроен мощевик со 137 частицами мощей святых угодников. В том же году храму передали большую часть соседнего жилого дома для устройства монастырских келий.

http://sobory.ru/article/?object=04845

Блаженная алтарница Мария Соминская (Мария Трофимовна Орехова (1923-2006) - русская подвижница благочестия, которая стяжала редкие дары прозорливости и рассуждения. По благославлению игумена Николая (Кузьмина) Мария Соменская 30 лет подвизалась алтарницей в храме свв. Апп. Петра и Павла. Преставилась 2 декабря 2006 г. и погребена у алтаря Соминского храма. Могилка её чтится паломниками. Колокольня со шпилем служила маяком для речных судов, идущих из Петербурга в Волгу. В Сомино находилась одна из 105 пристаней Тихвинской водной системы. Исторический шпиль на храме с ангелом, подобным шпилю Петропавловского собора в Петербурге, был восстановлен благодаря усердиям В.Е. Загарских (ОАО " Газпром " , Пикалевское отделение). Шпиль был водружен на храм 7 июня 2007 г. В 6 километрах от Сомино по Вологодской трассе (старинному Ярославскому тракту) находится древниий почитаемый чудотворный святой источник. Этот источник теперь посвящен Трём иконам: Леушинской Божией Матери, иконе " Отрада и утешение " и " Взыскание погибших. " Изначальное посвящение источника утрачено во времени. Отец Геннадий посвятил источник почитаемой иконе Леушинской Богоматери. Икона " Отрада и утешение " приснилась одной из прихожанок, о чем она сообщила отцу Геннадию и поставила икону у источника. Крест на источнике был установлен в 2012 г. Резал его раб Божий Лев. Он промыслом Божиим установил на кресте икону " Взыскание погибших " . http://tihv-206.cerkov.ru/; http://www.town812.ru/istochnik-somino.shtml Храм построен в 1939-1844 г.г. в центре Тихвинской водной системы в селе Сомино и был непосредственно с нею связан - в нём окормлялись её труженики. Чтимой святыней храма являлась икона Скорбящей Божией Матери, с которой совершался крестный ход по селению. В настоящее время в храме находится чтимый список Скорбящей иконы Божией Матери. Главный престол – св. Апп. Петра и Павла. Левый придел: сщмч. Власия Севастийского. Правый придел: до 1930-х г.г. – Воздвиженский, после 1947 г. – свт. Николая Чудотворца, после пожара 1998 г. – Скорбященский.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Также были построены трапезная, ризная, просфорная, прачечная, гостиница. История последней такова: был куплен дом на ул. Габдуллина, переведен туда скотный двор. Там тоже были кельи и жили монахини, человек восемь. Постройки, где был скотный двор, отремонтировали, поштукатурили, покрасили, сделали двухъярусные полати, и получилась гостиница. Приезжало много паломников, они спали на полу в нижнем храме равноапостольного князя Владимира и в этой гостинице. Гостиничной была монахиня Михаила, у нее там же была маленькая келья. Монахини жили также в частных домах по ул. Акмолинская, ул. Интернациональная, ул. Габдуллина. Кроме этого были построены склад для хранения пищевых продуктов, столярная мастерская, часовня для освящения и годового хранения святой крещенской воды, каменная ограда. Церковная территория была заасфальтирована, высажено много деревьев и цветов на клумбах. К началу 1980 года в общине трудилось больше 50 сестер, среди которых было 2 схимницы (Пиама и София), более 20 монахинь, послушницы, трудницы. В 1970-е годы отцом Кириллом был установлен каменный белый крест и надгробие с именами священников, служивших в храме с момента его основания: архимандрит Максим, иеромонахи Илиан, Евстафий, протоиереи Игнатий, Симеон, Михаил, Алексий, Максим, Петр, Николай, Леонид, Парфений, Виктор, Ваптос, Николай, Евгений, Николай, иереи Евфимий, Сергий, Иоанн, Сергий, Иаков, Феодор, Иоанн, Иаков, диаконы Феодор, Николай. На территории похоронен протоиерей Василий (фамилия неизвестна). Современное состояние [ править править код ] После перестройки, когда стали открывать монастыри и строить храмы, матушки неоднократно обращались к властям с прошением о регистрации монастыря и в 1990 году монастырь был зарегистрирован официально. Он был назван в честь чтимой иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», и поныне украшающей церковь святой обители. Монастырь находится на территории Константино-Еленинского собора. Уставные богослужения регулярно проводились после регистрации монастыря в Александро-Невской церкви, пока главным храмом монастыря при игуменье Дамиане (Латышевой) в 1995 году вновь не стал Константино-Еленинский собор. В соборе же читалось и правило для монашествующих, а в храме Александра Невского богослужения проводились только по воскресениям и большим праздникам. Впрочем, до 1999 года даже в те годы (1991-1995 годы), когда в обоих храмах шли службы отдельно для монашествующих и мирян, в соборе богослужение совершалось также строго по уставу.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Проповедь перед причастием произнес священник Георгий Баронец, настоятель строящегося храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Москворечье г. Москвы. На запричастном в алтаре храма состоялась краткая беседа Его Святейшества с архимандритом Спиридоном (Катрамадосом). По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление у чудотворного Державного образа Пресвятой Богородицы и вознес молитву ко святым Царственным страстотерпцам. От лица духовенства и прихожан Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель храма епископ Гурий (Шалимов), который преподнес Его Святейшеству список Державной иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Верующим были розданы иконки Божией Матери «Державная» с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви посетил выставку «Державная заступница России. К 100-летию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы " Богоматерь Державная " », которая открылась в выставочных залах Сытного двора в Коломенском 1 марта и будет проходить до 25 июня 2017 года. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали руководитель выставочного проекта, директор музея-заповедника С.И. Худяков, епископ Гурий (Шалимов), автор выставки, главный хранитель музея-заповедника О.А. Полякова. История иконы «Богоматерь Державная» и ее почитания представлена на выставке с момента ее обретения до наших дней. В 1929 году икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в 1990 году возвращена в Коломенское, в церковь Казанской иконы Божией Матери. Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, в том числе реликвии Царской семьи — шашка императора Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны, а также уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года. Представлены материалы о Первой мировой войне, восстании в Петрограде и свержении монархии. Тема заступничества Пресвятой Богородицы раскрывается на памятниках древней иконописи. Отдельный раздел выставки составляют древние иконы Пресвятой Богородицы по большей части из Московского государственного объединенного музея-заповедника,  которые экспонируются впервые, а также из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Также подготовлена визуальная электронная экспозиция с использованием кадров кинохроники, документов и фотографий.

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010