Во второй половине XVII в. значение религиозно-духовного центра в этой части города перешла к другому, находившемуся в непосредственной близости от Покровской обители, монастырю во имя святой великомученицы Варвары. В Писцовых книгах XVII в. под 1626 г. значится " на Волоке, на посаде, Варваринский девичь монастырь, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы древяна клетцки (т.е. деревянная, построенная клетью - по типу обычной крестьянской избы), да церковь Христовы мученицы Варвары древяна же ветха, завалилась: а в монастыре в келье игумена Варсонофия Егубова, да восемь келий, а в них осмнадцать стариц, да келья пуста; да у церкви во дворе поп Кузьма Яковлев... " По-видимому, упоминаемая Варваринская церковь, по названию которой именовался и Варваринский монастырь, была наиболее древним монастырским сооружением и, наряду с главным храмом Покровского монастыря, относилась к временам Ивана Грозного. Монастырь окружала деревянная ограда с башнями. Около монастыря сложилось поселение слобода. Почитание святой великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией, женой Волоцкого князя Бориса Васильевича. Память святой Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары, часто обе святые изображались на одной иконе. Возможно, икона принадлежала волоцким князьям и была вложена в монастырь для вновь построенной церкви. К сожалению, история не оставила почти никаких свидетельств о жизни монастыря в период XVI-XVII вв. Сведения по истории его строительства также чрезвычайно скудны. Значительные строительные работы развернулись в Варваринском монастыре на рубеже XVII-XVIII вв. В этот период игумениями обители были Пелагия (1685 г.), Анфиса (Гагарина)(1691-1698) и Гегения (1703 г). Именно на время их управления и приходится возведение в монастыре нового каменного храма, поставленного вместо разобранной " за ветхостью " древней деревянной Успенской церкви. Этот храм поначалу был назван также Успенским и лишь впоследствии был переименован в Покровский. Оживление строительства в монастыре в конце XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=03213

Мглин. Церковь Варвары великомученицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Зимняя церковь Варвары построена на средства прихожан в 1874 г. вместо деревянной. В 1980-х гг. реставрирована по проекту архитекторов А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко. Ныне действует. Храм во имя Святой Великомученицы Варвары построен в 1874 году вместо прежнего, деревянного. Он входил в комплекс Успенского собора г. Мглин. Предназначен для зимних Богослужений, в нем было три металлических печи, обложенных кирпичом. Две печи находились в храме, одна в Алтаре. Храм был закрыт в 1960 году, а с 1995 года началась его реставрация. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) Своеобразный бесстолпный трехчастный пятиглавый храм в русском стиле. Сооружен из кирпича и побелен по кладке. В композиции доминирует основной объем - слегка вытянутый по оси восток-запад четверик, увенчанный пятью небольшими широко расставленными главами на постаментах (средняя световая, расположенные над углами глухие). К нему примыкают пониженные: пятигранная растянутая по ширине апсида и маленькая прямоугольная паперть с фронтоном. Кирпичное убранство фасадов, подражающее формам русской архитектуры 17 в., отличается некоторой тяжеловесностью. Стены имеют высокий, отделенный профилированным поясом цоколь с крупными ширинками. На его выступы, как на пьедесталы, опираются украшающие фасады полуколонки с капителями (на углах тройные, собранные в пучки), которые членят боковые стороны четверика на три прясла, обработанные неглубокими нишами-филенками с аркатурой в завершении. Аналогичные полуколонки поставлены на углах апсиды. Венчает стены антаблемент с городчатым фризом и простым карнизом, перебитый на западном и восточном фасадах арочными киотами. Основное помещение храма, перекрытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей лотковый свод.

http://sobory.ru/article/?object=00672

В храме образ великомученицы Варвары под серебряною ризою, тот самый, который найден целым после пожара, испепелившего храм 1781 г.; он составляет предмет особенного благоговения. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». 1873 г. Построенная, вероятно, в 80-х годах XVIII в., потому что в цокольном ярусе иконостаса в картуше помещена запись: «Сооружися сей иконостас снецарскою работой средства асаула сотенного Максима Клювеского а иконописною преодолена с облого всех... дателей и прихожан... В 1788 году апреля 15 мастером снецарской мещанином новгородским Федором свистухою а жителем ямпольским карнетом Шарыпою». Церковь Варвары принадлежит к распространенному на Черниговщине типу небольших скромных тризрубних одноверхих церквей с «кубическим» срубом стен центральной участка; у алтаря и бабинца срубы стен вдвое ниже, чем в центральной части, а площадь их чуть ли не в четыре раза меньше плана центра. Верх в церквях такого типа порой недоразвит. Грани первого залома в них иногда сразу переходят в маленький световой фонарь (именно такой и является церковь Варвары), или же между срубом стен и фонарем вставлен восьмерик, объем которого резко уменьшен по сравнению со срубом стен (таковой является, например, церковь в с. Чубковичах на Стародубовщине). План церкви Варвары состоит из трёх четырехгранников (Южный и Северный приделки достроены впоследствии). Исходный размер в построении плана - длина плана центрального участка. У четырехгранного центра ширина равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине четырехгранника. Алтарь в плане - четырехугольник: ширина его равна половине диагонали центра, а длина равняется ширине его. Бабинец – также четырехугольник, длина его (с обеими стенками вместе) равна длине алтаря, а ширина бабинца равняется его длине. Высота сруба стен центрального участка равна длине плана участка. Начинает переходить сруб в восьмигранник на высоте равной полусумме длины плана центра и алтаря. Первый залом в разрезе имеет форму трапеции с углом наклона боковых граней в 45 град. при основании. Заготавливался сруб залома центрального верха с помощью шаблона-трапеции, у которой основание – длина сруба стен участка (вверху), верхняя грань - четверть основания и высота - половина полной длины плана алтаря. Световой фонарь – восьмигранная призма: длина его четверти длины стен сруба участка (вверху) и высота на толщину венца больше длины его. Прикрывает фонарь в интерьере плоский плафон.

http://sobory.ru/article/?object=56758

Типиницы. Церковь Варвары великомученицы. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:Между 1653 и 1656. Перевезена из Яндомозера в 2016. В 2019-2021 годах пересобрана с обильным использованием нового строительного материала.. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, д. Типиницы Координаты: 62.191027, 35.412052 Проезд:От Медвежьегорска до Великой Нивы 100 км преимущественно нового асфальта, далее через 3 км поворот налево и 20 км всепогодного грейдера. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Варваринскую церковь переселят из Яндомозера к людям Церковь Варвары Великомученицы в Яндомозере – один их самых ранних сохранившихся деревянных шатровых храмов Русского Севера. Принадлежит к типу «восьмерик на четверике». Первоначально была построена как «клетская», но в 1710-е годы расширена и увенчана восьмигранным объемом с шатром. Колокольня пристроена в XVIII в. Церковь перестраивалась в 1860-е годы. Реставрировалась в 1950-х, 1968-м и 1988-1989 гг. Во время реставрации 1980-х, когда село еще было жилым, с храма сняли позднюю тесовую обшивку, открыв оригинальные конструкции сруба. Это умножило количество красивых фотографий, памятника, но вряд ли способствовало его сохранности. От села Яндомозеро осталось еще несколько пустующих деревянных домов. Некогда здесь был населенный приход (в конце XVIII в. – 83 двора с 903 жителями), рядом с Варваринской церковью в XIX столетии был построен более вместительный «теплый» храм. Министерство культуры России согласовало перенос деревянной Варваринской церкви середины XVII века (объект культурного наследия федерального значения) из покинутого людьми села Яндомозера, где она стояла с 1650-х гг. Как сообщается, перемещение церкви на новое место необходимо “в целях обеспечения ее сохранности и проведения реставрационных работ”. “Деревня Яндомозеро, - поясняет Минкультуры Карелии, - является нежилой, находится в труднодоступном месте, что вызывает серьезные затруднения для проведения современной и качественной реставрации одного из уникальных памятников деревянной культовой архитектуры и не позволит использовать его по первоначальному назначению и в качестве объекта туристического показа”.

http://sobory.ru/article/?object=58669

В середине 1990-х годов также проведена его реставрация бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М.Патрунина. По книге: " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 11, стр.44-47 Видный историк этнограф и краевед протоиерей М.Я.Диев (1794-1866 гг.) даёт разнообразные сведения о Воскресенской (Варваринской) церкви, как то: " Она была холодная с приделом Воскресения Христова и тёплая Введения Пресвятой Богородицы с приделом Тихона Амафунского.Церковнослужителями при той церкви тогда были: чёрный поп Михайло и дьячок Богдан Михайлов. В то время на церковной же земле была ещё богадельня. Церковь сгорела от молнии в 1665 г. Тёплая церковь снова была построена на другой год по благословенной грамоте Павла митрополита Сарского. А холодная Воскресенья Христова с приделом великомученицы Варвары в 1669 г. по благословению Иосифа Патриарха. Сии церкви в 1720 году опять сгорели. После того по прошению тамошнего священника Дементия Семёнова с благословения Венеамина Епископа Коломенского построена деревянная тёплая Введенская церковь, а потом по прошению церковного старосты Феодора Климова в 1724 г. из Синодального приказа - построить двухэтажную церковь вверху Воскресения Христова, а внизу Варвары Великомученицы с приделом Введения Пресвятой Богородицы, которые 1736 года сентября от 10 дня и освящены Сыпанова Троицкого монастыря игуменом Гавриилом.Церковь сия была небольшая, о двух этажах с каменною же колокольнею. 1764 год достопамятен при сей церкви принесением святой частицы от мощей Великомученицы Варвары из Батуринского Николаевского монастыря,которые были доставлены нерехтскими жителями Лукой Климовым,Фёдором Игнатьевым и Григорием Князевым во время проезда в Киев. 30 октября того же года Сыпанова монастыря игуменом Антонием со всем нерехтским духовенством, при многочисленном народе со всенощным бдением, крестным ходом и подобающею честью частица мощей положена во храме Святые Варвары при иконе сея великомученицы,в малом серебряном ковчеге. Вскоре при оной церкви во сводах и стенах, во многих местах оказались немалые и весьма опасные расселины, а потому около 1769 г.

http://sobory.ru/article/?object=01066

Череповец. Церковь Варвары великомученицы на территории Фосфорного комплекса. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:Между 2016 и 2017. Адрес: Россия, Вологодская область, г. Череповец, Северное ш., д. 75 Координаты: 59.179696, 37.692228 Проезд:15 км по дороге в промзону на западе от Череповца Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 10.10.2017 г. епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан провел чин малого освящения церкви святой великомученицы Варвары и торжественную литургию в новом храме. Церковь построили на территории Фосфорного комплекса предприятия «Фосагро». Камень в основание храма заложен 27 мая 2016 года. Сруб двухэтажной деревянной церкви собирали архангельские мастера. Церковь построена в традициях русского православного зодчества, пояснила Анна Смирнова, главный архитектор АО «ФосАгро-Череповец»: «Каждое бревно окорено ручным способом, снят самый тонкий слой. Это сосна. Архангельские мастера сделали сруб, мы поставили его на усадку, просушку. Восемь месяцев сруб стоял под временной кровлей, в июне начались окончательные работы. На крыльце пока стоят временные столбы, на следующей неделе планируем поставку из Москвы резных колонн, таких, которые раньше в боярских домах были. И на звоннице также будет резное оформление, более архитектурно выразительное». На колокольне установлены шесть бронзовых колоколов, самый большой — благовест весом 130 килограммов. Впервые в Череповце здесь будут использовать автозвонницу, прихожане смогут услышать 75 разных звонов. Главное украшение церкви — резной иконостас из бука и липы, его изготовили мастера иконописной мастерской Рыбинска. Иконостас включает 50 икон, написанных маслом и сусальным золотом, а также 11 кивотов, выполненных в северном стиле. http://cherinfo.ru/news/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45381

Ботвиньево. Церковь Варвары великомученицы. Церковь. Действует.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:приблизительно 1851. Адрес: Россия, Тульская область, Одоевский район, деревня Ботвиньево Координаты: 53.803995, 36.997635 Проезд:Дорога Одоев-Плавск. До деревни Ботвиньево, далее по дороге в деревни Княгинино, Бегино. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Воскресенское на Холохльне. Село Воскресенское расположено по реке Холохольне в 70 верстах от Тулы, в 25 от Одоева. Местоположение всего прихода красивое. Время образования прихода неизвестно. Приход, кроме села Воскресенского, состоит из деревень: Ефимовка, Холохольни, Ботвиньевой, Валуевки, сельца Княжнино-Кукуй(сейчас д. Княгинино) и сельца Бешни-Зыбина. Население прихода состоит из 1102 душ мужского пола и 1124 женского пола. До 1851 г. в селе был деревянный храм во имя Обновления храма славного Воскресения Христова. Так как этот храм был весьма тесен и ветх, то и был построен существующий и до настоящего времени каменный храм тайным советником Димитрием Михайловичем Прокопович-Антоновским на своей усадьбе во имя св. Великомученицы Варвары. Тем же храмострителем был построен придел во имя равноапостольной Марии Магдалины. По освящении каменного храма, передают старожилы, деревянный храм был отдан в село Теплое, а на его место поставлена каменная часовня, существующая доселе. Как и в прежнем храме,так и в настоящеместь чтимая икона Казанской Божей Матери, помещающаяся в придельном иконостасе, по левую сторону царских врат. Причт состоит из священика и двух псаломщиков. Земли церковной вместе с усадебною 36 дес.Почва черноземная . С 1891 г. существует ЦПШ. С 1982г. открыта школа грамоты для девочек в доме священника. Приходы и церкви Тульской Епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей. Малицкий П.И. 1895 г., ред. Майорова Т.В., 2010 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33646

Варваровка. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:2005. Адрес: Россия, Белгородская область, Алексеевский район, село Варваровка Координаты: 50.378341, 38.828259 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Изначально в селе стояла каменная церковь, построенная в 1841 году. Она была с тремя престолами: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя святых великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы. Во время коллективизации, когда Варваровка стала центром сельсовета, церковь закрыли, колокольню разобрали. В 1939 году в храме разместили МТС. После войны здание разобрали на кирпичи для колхозных нужд. Строительство нового храма великомученицы Варвары завершено в 2005 году, 22 августа храм был освящен и открыт для верующих. Существовавший ранее Казанский храм в слободе Варваровке был одним из лучших в Воронежской епархии по красоте архитектуры, массивности здания и величественному положению. Построен он был на скате горы, под которую расположена слобода Варваровка, вдоль реки Черной Калитвы. Церковь имеет в длину до 70 аршин с соответствующею высотою. На церкви 5 куполов. Средний – главный в высоту с крестом имеет 30 аршин, в нем 8 больших окон, вследствие чего в церковь проникает много света. Боковые главы – небольшие, четвероугольные, увенчанные крестом, и по одному окну во всех 4-х куполах. С церковью через трапезу соединена колокольня, высотой в 23 сажени, о трех ярусах и высоким шпилем. С западной стороны в храм ведет высокая паперть, подобные же, но меньшей высоты паперти и с боков южной и северной стороны. Внизу под церковью помещены кладовые. Нижний ярус храма из дикого камня. Крыша на храме шатрообразная, из листового железа. Кресты на главах железные, вызолоченные. Окон в храме 48; окна распределены так: 4 в главном алтаре, в каждом приделе по 6 окон в два ряда, в храме – 24 окна, из коих 8 в большом куполе и 4 в меньших куполах. Все окна в длину 4 ½ аршина, в ширину 2 аршина 3 вершка. На колокольне большой колокол весит 211 пуд. 11 фунт.

http://sobory.ru/article/?object=15618

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы – Екатерины… У этих мучениц много общего – они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев. В истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся… Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца. Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками… Но ничто не могло сломить духа и силы веры Варвары. Более того, те, кто видел ее, начинали открыто исповедовать веру. Среди них была молодая девушка по имени Иулиания, которая, увидев духовный и физический подвиг Варвары, исповедовала свою веру и была подвергнута истязаниям вместе с той, которая силой своего духа открыла ей глаза души и сердца для познания Бога. В завершение всех этих мучений Варвара и Иулиания были умерщвлены. Но Господь покарал и отца Варвары, Диоскора, и злого правителя града того – вскоре они были убиты молнией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ржев. Церковь Варвары великомученицы (старая). Варваринская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:не позже 1875. Адрес: Тверская область, город Ржев, улица Садовая. Координаты: 56.265458, 34.35168 Проезд:Церковь руинирована, находится рядом с супермаркетом. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Великомученницы Варвары построена в 1875 году на Всехсвятском кладбище. Церковь каменная, холодная, c приделом Всех Святых. Приписана к Покровской церкви (православной). На том же кладбище в 1805 году была построена каменная Всехсвятская церковь. Очевидно, на этом же кладбище когда-то стояла более древняя церковь Всех Святых. Они находились на северо-востоке города, ныне улица Садовая. В 1960-1970-е года вокруг сохранившегося здания находилось множество плит, сейчас осталась только одна. В 1901 году служил причт Покровского храма: Священник Михаил Викторович Гусев 43-х лет, студент семинарии, в служении с 1879 года, священником с 1881 года, награжден в 1895 году скуфьей. Священник Стефан Иоаннович Яшин 26-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1896 года, священником с 1900 года. Диакон Петр Вениаминович Колоколов 32-х лет, диаконом с 1887 года. Псаломщик Феодор Феодорович Петропавловский 23-х лет, окончил духовную семинарию, в должности с 1900 года. Псаломщик Александр Елпидифорович Соколов 29-ти лет, в служении с 1891 года, псаломщиком с 1893 года. В 1914 году служил причт Покровского храма: Священник Авенир Лебедев 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 21 год, в Покровском храме 9 лет. Священник Алексий Смирнов 43-х лет, окончил семинарию, на службе 16 лет, в Покровском храме 14 лет. Штатный диакон Павел Колоколов 48-ми лет, на службе 21 год, в Покровском храме 13 лет. Псаломщик Георгий ГОлубев 22-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик Николай Соколов 42-х лет, на службе 4 года, в Покровском храме 2 года. Прихожан нет.

http://sobory.ru/article/?object=52144

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010