Некоторые пытались смутить чистейшее сердце святого Иоанна Крестителя, рассказывая ему, что вот – Иисус уже Сам крестит и множество учеников Предтечи ушло от него к Назарянину. Но и тень зависти не коснулась сердца святого пророка, он испытывал лишь радостное восхищение верного служителя перед возлюбленным Владыкой: Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех, а сущий от земли земной и есть ( Ин.3:30–31 ). Высочайшим счастьем для смиренного Предтечи Господня было сознание того, что предвозвещенный и узнанный им Агнец Божий уже вершит спасение рода человеческого, что Сын Божий обретает земную Невесту Свою – Церковь христианскую. И святой Иоанн Креститель торжествует: Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха, сия-то радость моя исполнилась ( Ин.3:29 ). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Проповедь святого Иоанна Предтечи, проповедь покаяния и прощения грехов завершилась Благовествованием явления в мир Спасителя. Но и эта блаженнейшая весть, столь радостная для верных, несет в себе грозное предостережение отпавшим. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ), – говорит Предтеча Господень. Да, Искупительным подвигом Христа род человеческий изъят из древнего рабствования диаволу, избавлен от оков сурового «ветхого» Закона. Ныне даже тяжко согрешивший, даже глубоко падший человек может через покаяние и Таинство Исповеди в Церкви Православной вновь восстать к Свету Господа нашего Иисуса Христа. Но измена новозаветной любви Божественной показывает еще большее жестокосердие отступника, чем нарушение им требований закона. И Сам Иисус Сладчайший говорит о тех, кто знает Откровение Божие и в то же время попирает святыню: Земле Содомской отраднее будет в день Суда, нежели им ( Мф.11:24 ). Празднуя Рождество всехвального пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, воспримем же всем сердцем спасительный его призыв: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное ( Мф.3:2 ). Секира гнева Божия, о которой возвещали древние пророки, по-прежнему готова подсечь корни ленивых и бесплодных душ, обрекающих себя вечному огню. Не будем же испытывать долготерпение Господне, но сами отсечем от себя гнилые и мертвые ветви грехов и пороков спасительной секирой покаяния, да спасемся от пагубы. И да не убоится никто из нас целительных трудов покаяния, дабы не отступиться от милосердия Божия, но и да не будет расслабляться, чтобы не обратить это милосердие себе во зло. Ибо, по слову Самого Господа нашего Иисуса Христа: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Обратим внимание, что Евангелие от Марка не говорит о явлении собственно Христа. Мы слышим лишь слово Откровения, исходящее от небесного вестника, который открывает главные тайны — те, которые мы исповедуем в нашем Символе веры. «Вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес» (Мф. 28, 5—6). «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писаниям». Это исповедание веры первых христиан непрестанно звучит и в книге Деяний. Таково исповедание нашей веры во все века. Евангелие от Марка подчеркивает конкретные аспекты Боговоплощения, как бы говоря нам, что это Тот Самый Иисус — «Назарянин», «Распятый», человек истории. Распятый восстал. Распятый воскрес. Его нет здесь. Но где Он? «Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее». Несомненно, евангелист хочет направить наш взор в другую сторону от гроба. Бог хочет, чтобы это произошло. Прежде Своей смерти Христос говорил то же слово: «По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (Мк. 14, 28). Идите! Идите! Не оставайтесь у этого гроба, не оставайтесь в Иерусалиме. Идите вперед, туда, где Иисус Христос — Живой, где Он предваряет вас. Туда, где Он назначил вам встречу, — в Галилею. На эту землю, которая ваша, мужи галилейские, в вашей реальной человеческой жизни. Это повеление о проповеди всему миру: «Идите, отправляйтесь, не оставайтесь здесь», «возвращайтесь в Галилею». «Там Его увидите, как Он сказал вам». Никакого объяснения философского или рационального порядка. И вся Церковь сегодня приглашается точно так же веровать — веровать слову истины, и действовать по вере — жить, собирать вокруг себя людей, которые веруют во Христа, делать то, что Господь возвещает из Своего Воскресения. Веровать в Воскресение — не есть самое высокое интеллектуальное достижение, это — вступление в новую жизнь вместе со всеми уверовавшими по слову Христову. Эти жены бежали от гроба. Они пришли, чтобы что-то сделать, и вот, теперь уходят, будучи не в состоянии что-либо сделать. Они уносят свои ароматы. Они бегут от этого места. «Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Это последние слова Пасхи. «Трепет и ужас». Как лучше выразить невыразимое и все решительно изменяющее вторжение Царства Божия в человеческую историю? В течение всего Евангелия от Марка подчеркивается тайна, сокрывающая личность Иисуса из Назарета. Всякий раз, когда кто-то слишком быстро говорит, что Он — Сын Божий, Господь отвечает молчанием. В таком завершении Евангелие от Марка обретает весь свой смысл.

http://moral.ru/mironositsy/

Однажды, после уединенной молитвы, Иисус обратился к Двенадцати с вопросом:  — За Кого Меня почитают люди?  — Одни за Иоанна Крестителя, — сказали они, — другие за Илию, а иные за Иеремию или одного из пророков.  — А вы за кого Меня почитаете? Раньше Учитель никогда не требовал от апостолов столь прямого исповедания. Но слова Его уже не застали их врасплох. От лица всех ответил Симон:  — Ты — Мессия, Сын Бога Живого!  — Блажен ты, Симон бар-Иона, — торжественно проговорил Иисус, — потому что не плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой, Который на небесах. И Я говорю тебе: Ты — Скала , и на этой скале Я построю Мою Церковь, и врата адовы не одолеют ее. Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах 2 . Эти слова о Церкви явились как бы ответом на поворот, происшедший в их сознании. Хотя и прежде некоторые апостолы называли своего Наставника Мессией, но тогда они были еще в плену ложных представлений. Иное дело теперь. Даже убедившись, что Иисус пренебрег земной властью и скитается, как изгнанник, на чужбине, они все же нашли в себе веру и мужество, чтобы признать Его Христом. И пусть Симон был пока не в состоянии полностью объять смысл слов, сказанных им самим, его исповедание станет отныне символом веры всей новозаветной Церкви. Вопрос Иисуса: «За кого Меня почитают люди?» — звучит и сегодня; и сегодня, как две тысячи лет назад, многие готовы видеть в Нем только пророка или учителя нравственности. Они не могут объяснить, почему именно Иисуса Назарянина, а не Исайю и даже не Моисея миллионы людей признали «единосущным Отцу». В чем же заключалась неповторимая притягательность Христа? Только ли в Его моральной доктрине? Ведь возвышенную этику предлагали и Будда, и Иеремия, и Сократ, и Сенека. Как же в таком случае могло христианство победить своих соперников? И, наконец, самое главное: Евангелие отнюдь не похоже на простую нравоучительную проповедь Здесь мы вступаем в область наиболее таинственного и решающего во всем Новом Завете, здесь внезапно разверзается пропасть между Сыном Человеческим и всеми философами, моралистами, основателями религий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Основные симптомы одержимости следующие 255 : 1. Собственно духовные . Одержимые оказывают сопротивление божественному. Часто они не могут войти в церковь, богохульствуют, проклинают, выражают ненависть ко всему христианскому, могут проявить негодование, когда происходят религиозные обряды и церемонии. Евангелие от Марка 1:23-26 описывает такой случай: «В синагоге их был человек одержимый духом нечистым и вскричал: «Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, Кто Ты – Святой Божий». Но Иисус запретил ему, говоря: «Замолчи и выйди из него». Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Отмечается беспокойство при слышании слова Божьего. 2. Духовно - душевные. 256 Сатана использует душу и тело человека, чтобы выразить себя. Личность одержимого становится в подчинение чуждой ему личности. Окружающие могут увидеть искажение злобной гримасой лицо одержимого, услышать измененный голос или голоса. Женщины говорят мужским голосом, а мужчины – женским. Мышление и речь одержимого, как правило, логические. Одержимые могут устраивать дискуссии с верующими людьми, проявляя при этом хорошее знание слова Божьего. При наличии каких-либо психопатологических нарушений (эмоциональное расстройство, психомоторное возбуждение) обязателен признак насильственности, который проявляется в возникновении чуждых человеку мыслей. В психиатрии это носит название синдром психического автоматизма. Бесовское докучительство сопровождается нарушением сна. Во время сна человек ощущает темный предмет, который придавливает, душит. Иногда такие люди видят гномиков, чертиков. Поведение при выходе злой силы: судороги, крик, катание по полу, потеря сознания. При выходе злых духов испытывают облегчение. ( Марк. 1:26 ) 3. Духовно-экстрасенсорные. 257  Как правило, одержимые обладают сверхъестественными знаниями о прошлых или будущих событиях. Яркий пример – прорицательница Ванга из Болгарии, которая, без всякого сомнения, была одержима. Нередко одержимость сопровождается такими явлениями, как телекинез и полтергейст.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Первое следствие призвания язычников. Ст. 18. И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. Ст. 19. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля. Здесь Пророк указывает на призвание язычников, как и в других местах подобно этому он говорит (35, 5, 6, 42, 6). Для Иудеев, говорит Пророк, книга закона и особенно пророческих проповедей о Мессии будет запечатлена (8, 16, 29, 11, 12); а для язычников, которые, подобно слепым и глухим, омраченные и оглушенные страстями, никогда не слыхали о ней, не способны были правильно понимать, (это духовная глухота), ясно представлять и основательно рассуждать, (это духовная слепота), и потому оставались ко мраке грубого неведения, заблуждения и пороков, теперь – по просвещении светом Евангельским все в этой книге будет ясно, понятно. Действием благодати Христовой у них откроется слух и зрение, – будет дана способность воспринимать, понимать Евангельскую истину, и основательно рассуждать о ней. Потому эти нищие духом, не имевшие духовных благ, жившие без Бога, закона и упования, обогатятся, и возрадуются ради Господа Иисуса Христа, который, приведши их в чудный свой свет, освободит от греха, облечет в ризу правды, и по смерти сделает участниками вечного блаженства. Второе следствие перемены состояния церкви: наказание Иудеев, преследовавших церковь Христову Ст. 20. Потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды. Ст. 21. Которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот разставляют сети и отталкивают праваго. Гордые и жестокие, каков был Ирод Агриппа, преследовавший Апостолов ( Деян.12, 1 и сл.); презрители, богохульники, каковы были те, которые Апостолов, исполнившихся Святого Духа, почли за пьяных ( Деян.2, 13 ); заботливые изыскатели преступлений, каковы были Первосвященники Анна, Каиафа, книжники, старейшины народа, которые вместе советовались обманом уловить Иисуса Христа, найти какой-нибудь предлог к обвинению Его и убить ( Мф.26:4, 59; 27:1 ); те, которые запутывают человека в словах, или обвиняют за слово, как сделали те, которые обвинили Архидиакона Стефана за слово, что «Иисус Назарянин разрушит это место (Иерусалим и Храм), и переменит обряды, преданные Моисеем», .с яростью извергли его из Синедриона и побили камнями ( Деян.7:58 ); и судящему при вратах, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Подпишитесь на наш Телеграм Пожалуй, ни один символ не имеет столько мистических прочтений, сколько имеет крест. И зачастую они далеки от настоящего христианства. «Нести свой крест», «не по силам креста не дают» — расхожие выражения отражают стремление человека к простым решениям и объяснениям событий своей жизни. Священник Александр Сатомский рассказывает о кресте как об исторической реликвии и о кресте как оружии нашего спасения. О том, почему не получается убежать от страданий и боли, но находится возможность пройти через них вместе со Христом. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…» История обретения Креста Господня уходит в начало четвертого века. Императрица Елена, мать императора Константина , предприняла археологическую экспедицию в Иерусалим. Тогда при раскопках на Голгофе и был найден Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI — табличка, которую прибывали к кресту. На табличке — аббревиатурой надпись «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». С тех пор Крест хранился в Иерусалиме — городе, который всегда находился на перекрестье интересов разных держав. И византийский период не был исключением. Вскоре после обретения Креста персы захватили Иерусалим, пленили патриарха и вывезли священную реликвию к себе. Последовали затяжные войны между Персией и Византией, в ходе которых Крест был возвращен. С тех пор установлен праздник, который отмечают в третье воскресение Великого поста — Неделю Крестопоклонную . За прошедшие столетия исторический смысл праздника затушевался. Сейчас Церковь основной акцент делает на общих символических смыслах и укреплении духа верующих созерцанием святыни в середине поста. Трансформация смыслов Апостол Павел совершенно не впустую заявляет: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор 1:18) и дальше: «Иудеи требуют чудес, и Еллины премудрости ищут; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных — Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1:22–24).

http://blog.predanie.ru/article/orudie-s...

После бичевания Пилат вывел Иисуса Христа в багрянице и терновом венце к народу и сказал: «Вот Человек! Я не нахожу в Нем никакой вины». Но народ, увидев Иисуса, снова начал кричать: «Распни, распни Его!» Пилат, видя, что народ все более и более возмущается, взял воды, умыл пред всеми руки и сказал: «Я неповинен в крови сего Праведника». Народ в ответ закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших»! Тогда Пилат предал Иисуса Христа на распятие. Распятие и смерть Господа Иисуса Христа Войны привели Иисуса Христа на гору Голгофу, близ Иерусалима, и там распяли Его между двумя разбойниками. Над головою Его, по приказанию Пилата, была прибита доска с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов, говоря: «Отче! Прости им: они не знают, что делают». Первосвященники и книжники смеялись над Иисусом Христом и говорили: «Других спасал, а Себя не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть сойдет с креста, и мы уверуем в Него». То же повторяли народ и войны. Даже один из разбойников, распятых с Господом, ругался над Ним и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой разбойник останавливал его: «Ужели ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Иисусу Христу, этот благоразумный преступник сказал: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Иисус Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». У креста Христова стояли Матерь Его и любимый ученик Иоанн. Иисус Христос, увидя Матерь Свою, сказал Ей: «Вот сын Твой!» Потом сказал ученику: «Вот Мать твоя». И с этого времени Иоанн взял Пресвятую Деву Марию к себе в дом и заботился о Ней, как о своей матери. Когда распяли Иисуса Христа, был полдень, или, по еврейскому счету, шестой час дня. Вдруг солнце померкло, и настала великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу по полудни Иисус Христос громко воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил?» Потом сказал: «Жажду». Тогда один из войнов намочил губку уксусом, надел ее на трость и поднес к устам Страдальца. Вкусив уксуса, Иисус Христос произнес: «Свершилось! Отче! В руки твои предаю дух Мой», – склонил голову и испустил дух. В эту минуту земля потряслась, камни расселись, завеса церковная, которая отделяла святое святых от святилища, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и многие тела умерших святых воскресли. Сотник и войны, бывшие при кресте, видя эти знамения сказали: «Воистину Он был Сын Божий!» А народ, бывший при распятии, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Проповедь его обратила на себя внимание, но вместе с тем встретила и противодействие. Эллинисты из различных стран обыкновенно имели свои отдельные синагоги, которых в Иерусалиме числилось до четырехсот, и в одной из этих сина­гог, к которой принадлежали либертинцы (т. е. отпущенники из рабов), киринейцы и александрийцы, вступили в горячий спор с Стефаном. В прения эти вмешались и еще кое-кто, именно «некоторые из Киликии и Асии», так что спор принял крайне горячий характер. Следствием этого спора было полное торжество св. Стефана над своими противниками. Элли­нисты не в силах были «противостоять мудрости и Духу, которым он говорил». Высокомерные книжники с изумлением должны были видеть, что проповедник не был обыкновенным поселянином, каких они привыкли видеть проповедниками христианства, а обладал не только языческим образованием, но иудейскою ученостью. Спорь конечно происходил касательно Мессии, и иудейские книжники, при своем извращенном представлении о Мессии, должны были приходить в ярость, слыша, что св. Стефан с непреоборимою силою доказывал им на основании св. Писания и истории, что этот Мессия уже пришел и что народ иудейский и особенно велеученые законники, не только не узнали и не признали Его, но и распяли на кресте, как злодея. И этот Мессия был Иисус Назарянин, проповедником которого выступал Стефан. Разъяренные такою проповедью и не чувствуя себя в состоянии долее противостоять ей, эллинисты прибегли к насилию. Они возбудили против него народ, и старейшин, распростра­няя чрез подкупленных лжесвидетелей слух, что он «говорил хульные слова на Моисея и на Бога, на святое место сие (храм) и на закон». Пользуясь этой поддержкой, они неожиданно напали на св. Стефана и предали его суду синедриона. Начался обычный разбор со стороны судилища, которое уже запятнало себя вопиющим неправосудием и кровожадностью. Явились непременные члены этого судилища –лжесвидетели, ко­торые уверяли, будто обвиняемый говорил, «что Иисус Назорей разрушит место сие, и переменит обычаи, которые передал нам Моисей».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Путь был страшно тяжел и утомителен в эти часы дня, и Савл нетерпеливо стремился поскорее добраться до знаменитого своими садами города, чтобы отдохнуть под их сладостною тенью от пути и затем сразу приняться за дело. И вдруг кончилось все. Вокруг путников вдруг заблистал необычайный свет с неба. Его видел не Савл только, но и все его спутники. Вместе со светом, до спутников Савла донесся какой-то страшный, но невнятный голос. Как бы каким-то грозным мановением с неба они все были повергнуты в оцепенение на землю. Когда другие встали и отчасти оправились от ужаса, Савл лежал еще на земле, и в этом распростертом положении он видел необычайный человеческий образ и слышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Но в этот страшный момент Савл не узнал Того, Кто говорил ему, потому что он никогда не видел Его на земле. «Кто ты, Господи?» – сказал он. «Я – Иисус, Которого ты гонишь!» Ответ этот ужасом поразил Савла, и в душе его мгновенно и в ужасающей ясности воскресло все, что он делал против этого Иисуса Назарянина. В невыразимом трепете и ужасе Савл спросил его: «Господи! Что повелишь мне делать?» На это последовал милостивый ответ: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал, но все вокруг него было темно. Чудесное видение исчезло, но вместе с ним для взора Савла померкло и самое солнце. Он был слеп. Испуганные спутники взяли его за руку и повели к Дамаску. По прибытии в город его отвели в дом Иуды. Там с мукой в душе, в слепоте, в телесных страданиях, в умственном возбуждении, без пищи и пития, Савл пролежал три дня, а блеск поразившего его света постоянно предносился пред его темными глазами, и звуки того укоряющего голоса все еще раздавались в его ушах. Никто не может сказать, что переживала его душа в эти три дня. Наконец, буря его душевного состояния нашла облегчение в молитве, и затем к нему пришел один из христиан, уважаемый всеми, и даже иудеями, Анания, которому Господь явился в видении и открыл, что этот безжалостный гонитель будет избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово пред язычниками, царями и сынами Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смерть, где твое жало, Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен, воскрес Христос, и пали демоны, воскрес Христос, и радуются ангелы, воскрес Христос, и жизнь воцарилась» (св.Иоанн Златоуст). Не только грядущее озарено светом Пасхи. Воскресение означает реальность присутствия Христа среди верных Ему. «Учения», «идеи» приносили людям многие вожди и пророки, Иисус же Сам остается с Церковью как Брат и Собеседник, как Друг и Спаситель, как вечно пребывающий лик, обращенный к миру... Евангельские рассказы о явлениях Христа уделяют много внимания тому, как новый опыт раскрывал ученикам значение библейских пророчеств. Только теперь они поняли, почему унижение и крест Сына Человеческого есть признак Его мессианства. Только теперь они смогли другими глазами прочесть строки Библии об искупительных Страстях Служителя Господня. Этот процесс прозрения наиболее полно изображен в повествовании св.Луки о Клеопе и другом апостоле, которые встретили Воскресшего на пути в селение Эммаус 13 . Они вышли в дорогу вечером того же дня, когда женщины принесли первые известия о пустом гробе и о загадочных явлениях в саду. Но, как и прочие, эти двое приняли их слова за бред. Покинув Иерусалим, они отправились в селение, где, вероятно, жил один из них. Эммаус был расположен в двух часах ходьбы от столицы, и путники все это время беседовали о своих несбывшихся мечтах. Клеопа и его близкие были искренне преданы Иисусу 14 . Но теперь им оставалось только оплакивать роковую ошибку, которая погубила Учителя и сломала жизнь их семьи. Солнце уже близилось к закату, когда к ним присоединился Спутник, тоже шедший из города. Он спросил, какое горе их угнетает.  — Один ты в Иерусалиме не знаешь о случившемся в нем в эти дни! — удивился Клеопа.  — О чем?  — О том, что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, сильный в слове и деле перед Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля. При всем том, идет третий день с тех пор, как это произошло. Но и некоторые из наших женщин изумили нас: придя рано утром к гробнице и не найдя тела Его, они вернулись, говоря, что видели и явление ангелов, возвестивших, что Он жив. И пошли некоторые из тех, что с нами, к гробнице и нашли так, как женщины сказали, Его же не видели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010