Еще по адресу Церкви говорят, что она небезопасна для государства. Какого же? Есть ли такое царство, которое разрушено какою-нибудь Церковью, я не знаю, но хорошо знаю, что наша Православная Церковь никогда не шла против государства и установленной от Бога власти. Она всегда верна была словам Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Но, с другой стороны, она никогда не сделает и не может сделать того, чтобы уступить требованию земной власти, противному заповеди Бога. Вот на это-то недоброжелатели Церкви и указывают, как на нечто опасное для государства. Как некогда лжесвидетели говорили против Иисуса, что Он возмущает народ и запрещает ему платить дань кесарю, чтобы возбудить неблаговоление Пилата, так и ныне говорят о Церкви: она опасна для государства, чтобы посеять вражду и недоверие между Богом и установленною властью и Богом же основанною Церковью. III. Есть еще одно обстоятельство в истории суда над Иисусом, заслуживающее нашего внимания. После того, как многочисленные показания ложных свидетелей оказались недостаточными для произнесения смертного приговора, первосвященник изыскивает другой путь. С искусственным пафосом он обращается к Иисусу с такими словами: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? ( Мф.26:63 ). Иисус торжественно отвечал: ты сказал ( Мф.26:64 ). Тогда Каиафа с притворным ужасом сбрасывает с себя одежду и восклицает: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф.26:65–66 ). Итак, вот где, собственно, заключается основание осуждения Христа на смерть. Этим основанием послужило не то, что показывали лжесвидетели, и не то, что делал и учил Иисус, но Его торжественное исповедание – что Он Сын Божий, от Бога посланный, во имя и по поручению Бога действующий на земле. Если бы Он приписал Себе только человеческое посланничество и авторитет, то они, наверное, отпустили бы Его. То же самое повторяется и в истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Любой человек, знакомый с христианской традицией, распознал бы эту недоброкачественность сразу. А потому главная вина за такие инциденты лежит – и будет лежать, ибо они могут повториться, – на противниках преподавания в школах предмета, посвященного истории христианства и истокам нашей национальной культуры. Вся беда – в темноте, невежестве, суеверии, которое не зря называется " пещерным " , то есть древним и темным. – Но русская народная вера всегда была сектантской, нигде в мире больше не было такого расцвета народных сект! Отчасти, я думаю, это был протест против государства, с которым церковь недвусмысленно срасталась... – Я бы не придавал такого значения сектантству в России. Это вовсе не исключительный признак русской культуры. Просто сектантство всегда очень яркое, ярче и эффектней церкви, на этом и основана его притягательность для неразвитой души. А вовсе не на протесте против государства – возьмите любую секту, она по природе своей гораздо тоталитарнее государства, ни о какой свободе там говорить не приходится... Среди раскольников популярна версия о том, что официальная церковь служит государству – демократическому, секулярному, безбожному, а значит, надо быть против. Но ясно ведь, что церковь поддерживает государство не потому, что оно демократично или секулярно. А потому, что традиция эта идет от апостолов. В посланиях святого апостола Павла упомянута удерживающая функция власти: " Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего " (Второе послание к фессалоникийцам, 2, 7-8). Кстати, говорится это как раз о лжепророках, предрекающих конец света и выдающих себя за Христа: " Молим вас, братия, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как будто нами посланного, будто уже наступает день Христов " . Государство – именно " удерживающий " . От хаоса и крайних форм беззакония. И потому церковь поддерживала государство не только в демократические, а и в самые грозные времена, в эпохи гонений, поддерживала даже Нерона, до которого демократам далеко по части тиранства...

http://religare.ru/2_52667.html

Далее ап. Иоанн видел в Откровении большого красного дракона с 7 головами и 10 рогами, а на головах его было 7 диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон преследовал жену, которая родила младенца мужского пола, которому надлежало пасти все народы жезлом железным. Красный дракон хотел пожрать этого младенца, но последний был восхищен к Богу, а жена убежала в пустыню и оставалась там 1260 дней (=лет) (12:1–17). «Большой красный дракон» это языческий императорский Рим, который в лице Ирода, искал убить младенца Христа. Этот дракон был лишь орудием подлинного дракона – диавола. Красный дракон есть также папство, которое преемствовало языческому Риму, сменило его собой. Жена, пребывавшая 1260 дней (лет) в пустыне, есть «общество святых», «истинная церковь », «церковь детей Божиих». Римское папство всегда преследовало истинных детей Божиих, державшихся чистого евангельского учения. Наконец, ап. Иоанн видел в откровении «великую блудницу», с которой блудодействовали цари земные; вином блудодеянил ее упивалнсь все живущие на земле. Эта блудница сидела па звере багряном, преисполненном именами богохульными, с 7 головами и 10 рогами. Она была облечена в порфиру и багряницу, в золото и драгоценные камни, и держала в руках чашу, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её. Эта же блудница была упоена кровыо святых и кровью свидетелей Иисусовых, а на челе ее было написано: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр. 17:1–6 ). Великая блудница или Вавилон есть Рпм духовный, Римская церковь . Римская церковь вступила в общение с земными царями и «смешала дела государственные и дела религиозные». Это смешение началось со времени Константина Великого . Она сидела на звере багряном. Римская церковь получила и упрочпла свою власть под покровом императорского Рима. Она была облечена в порфиру и багряницу. «Красный цвет есть цвет пап и кардиналов». Она была упоена кровью святых. Папство употребляло всю свою власть для преследования «святых», державшихся чистого слова Божия. Вином блудодеяния её упивались все живущие на земле. Римская церковь ввела в заблуждение все прочие церкви, все христианство. Она мать ложных церквей. Истинная церковь не от мира сего. Она не вмешивается в государственные дела; равным образом и государство не должно вмешиваться в дела религиозные. Очевидно, самозванное христианство отпало от Бога настолько, что потеряло всякое различие между святым и несвятым.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Бывали периоды, когда государство грубо вмешивалось в дела Церкви. Бывало, когда сильная Церковь брала на себя функции деградировавшего государства, превращаясь в политческий институт. И то, и другое — крайне опасно. Политизация католической Церкви вызвала в Европе взрыв Протестантизма. «Огосударствление» Церкви в императорской России унизило и ослабило духовенство, и оно не пришло на помощь государству в 1917 году. В наши дни, когда Православная Церковь законодательно отделена от государства, но при этом государство относится к ней с доброжелательным уважением, сложились особо благоприятные условия для восстановления той атмосферы «симфонии», которая сложилась во времена Константина Великого и святых отцов. Главное — четко понимать, что Церковь не может быть частью государства. Что государство не может брать на себя функции Церкви (в том числе и в области духовного воспитания). Наконец, что служители Церкви не должны искать похвалы и одобрения со стороны общества. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир», — говорит Господь (Ин. 15:19). - Что нужно сделать, чтобы уроки истории не забывались? С одной стороны объем знаний, в том числе исторических, увеличивается, с другой стороны, войны становятся все более жестокими и циничными, и каждая из них более кровавая, чем предыдущая. - Уроки истории преподавать непросто. Мало знать имена и даты — надо еще и понимать, что же в действительности произошло и как избежать ошибок прошлого и повторить его успехи. И здесь парадокс заключается в том, что для того, чтобы ставить вопрос таким образом, нужно иметь систему оценочных координат. Проще говоря, пока мы не знаем, «что такое хорошо, а что такое плохо», мы не можем и извлекать уроки истории. Именно поэтому так важно ставить во главу угла нравственные ценности, и именно на их основе изучать историю. Ведь именно из-за деградации этих самых ценностей, разрушения многовековой религиозной культуры и происходит то, что происходит: войны становятся всё более жестокими, политика — все более циничной, а экономика порождает не подлинные богатства, а финансовые «пузыри». История не поможет, если нет прочной духовной опоры. Но саму эту опору обрести помогает история.

http://pravoslavie.ru/98593.html

Цель присутствия Церкви в падшем мире – это теосис, обожение людей и его преображение, а цель истинного государства – предотвращение наступления ада на Земле. Говоря о земной власти, апостол Павел говорит: делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13: 3-4). Может ли служить основой для разделения и осуждения Церкви одобрение ею военных действий государства, официальной, объявленной целью которых является борьба за традиционные ценности и против несомненного зла?! Вопрос риторический. Со стороны Украины начатую войну часто сравнивают с каиновым братоубийством. Таков ли мотив русского народа в этой войне, и такой ли мотив Русской Церкви, которая эту войну одобряет? Каин убил Авеля за то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (1 Ин. 3: 12). Как видно, убийство становится каиновым тогда, когда оно совершается из гнусных мотивов. Но в сложившейся ситуации это совершенно не так. Хотелось бы сказать «ровно наоборот», но, к сожалению, это невозможно, поскольку, как уже говорилось выше, плачевное духовное состояние русского народа не вызывает сомнений. Поэтому ограничимся сказанным «это совершенно не так». Да, кому война, а кому мать родна – подмечая действия отдельных дежурных «Иуд» на стороне России украинской стороной ставится вопрос об опасном и вредном само-ассоциировании РПЦ с «плохим» государством, которое во многом и оттолкнуло от себя Украину в предшествующие десятилетия. И тут обвинители РПЦ встают на те же грабли, что и критики той поддержки, которую оказала Русская Церковь советской власти в смертельной схватке Великой Отечественной. СССР образца 1941 г. был несравненно дальше от идеала православного государства, чем РФ образца 2022 г., то было государство-гонитель. Но когда речь встала о риске гибели всей восточнославянской цивилизации, всего святого и всякой государственности в принципе, в одном котле и одним махом, Церковь единодушно и без сомнений подставила государству плечо. Разве не так сейчас обстоят дела перед лицом распоясавшегося, обезумившего Запада?!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/29/gr...

4) Православная культура законности. Главные заповеди Православия: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки » (Мф. 22, 36-40). Причем ближний для православных - любой человек, независимо от веры, культуры, взглядов, национальности, пола, возраста, профессии и т.п. 5) Православие и духовная законность. Духовная законность - одна из основ Православия. Путь Православия - это путь апостолов и их верных последователей... Оно сберегло то, что получило от Бога, ничего в существе полученного не изменяя... Основы православной традиции и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, они вне времени и перемен, превыше этого мipa. И здесь традиционность - не самоцель и не косность, а выражение верности и любви, единства духа и веры, гарант сохранения истинности религии и подлинной свободы личности. 6) Библия и Православие весьма строго заявляют о духовной законности. Например: « Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться » (2 Тим. 2, 5); « отойдите от Меня, делающие беззаконие » (Мф. 7, 23); « Корей,... начальники общества,... собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это,... сказал...:»... покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе » (Чис. 16, 1-5); «... и сошли они... живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они... И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей,. ..» (Чис. 16, 30-35); « И призвав... учеников Своих, Он дал им власть... » (Мф. 10, 1); « Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел ...» (Мк. 3, 13). 7) Православие и светская законность. Исходя из природы государства Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповеданий ее носителей, а также молиться за нее. Эта Православная Церковь основана Богом, законность власти государственной опосредована ходом истории, который свершается по воле Бога. Целью Православной Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. Для Православной Церкви и государства небезразлична общественная нравственность, которая важна для созидаемого этой Церковью дела спасения людей, а также составляет внутреннюю опору государственного правления.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/27/...

«Все мы хорошо помним возникшие на рубеже 2011-2012 годов нестроения и брожения, которые грозили хрупкому миру в обществе. Особенно это проявилось в России и на Украине. В первом случае противостояние между частью общества и государственной властью вполне могло перерасти в новую опасную смуту, подобную тем, что не раз приносили беду Отечеству и православному народу. У определенных сил, желавших поколебать основы государственной и общественной жизни, вызвала крайнее раздражение позиция Русской Православной Церкви, которая неизменно призывает к мирному, поступательному развитию народной жизни, к конструктивному диалогу народа и власти, основанному на взаимоуважении его участников», — продолжил Предстоятель Русской Церкви. «Мы не ищем вражды ни с кем и стремимся жить по слову апостола: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Евр. 12:14), — особо подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения». Отметив, что Церковь находится «вне политической борьбы» и она «всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества», Патриарх Кирилл подчеркнул, что Церковь объединяет «православных христиан в своем лоне, не различая их по политическому признаку». Она «неустанно совершает, по призыву святого апостола Павла, молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1-2)». Однако, по свидетельству Святейшего Владыки, этого не понимали и не понимают те, кто хотел использовать Церковь как инструмент в своей политической борьбе, кто пытался ее запугать и соблазнить.

http://patriarchia.ru/db/text/2769320.ht...

Наш главный аргумент о несовместимости православного христианства с экстремизмом основывается на учении Церкви о богоустановленности государственной власти . Для христианства изначально государство в лице Римской империи признавалось как гарант международного мира и служило залогом высшей земной законности и справедливости. Не случайно Спаситель на вопрос фарисеев позволительно ли давать подать Кесарю (т.е., в представлении иудеев, языческой и захватнической власти), ответил: « Воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу... » (Мф. 22:21). По толкованию Святых Отцов, в этом выражении Господь не противопоставил власть кесаря власти Бога, а утвердил должное, основанное на почитании Бога, почитание государственной власти. Вот как в святоотеческом духе это учение Христа раскрыл святитель Филарет Московский (Дроздов): « " Воздадите Кесарева Кесареви " ... Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за предел вопроса, и непосредственно присовокупил другую заповедь: " и Божия Богови», означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней... И церковь " да воздает Кесарева Кесареви " , вознося молитвы за Царя и Государство, внушая своим чадам верность к Царю, Отечеству и законам и укрепляя сию верность клятвою во имя Божие ... » . Поэтому учение святых апостолов требует от христиан почитание государственной власти, как богоустановленной: « Всякая душа да будет покорна высшим, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое » (Рим. 13:1-2,4). Причем, первоверховные апостолы требовали от христиан чтить власти и повиноваться им по совести (Рим. 13:5) и со страхом Божиим: « Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Бога бойтесь, царя чтите » (1 Пет. 2:13,14,17). Отсюда вытекает и требование молиться за власти: « Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте » (1Тим. 2:1-2).

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/26/po...

Использование матерной лексики — очень серьезная болезнь, которую мы наблюдаем и в государственных органах, и в армии, и в правоохранительных учреждениях. Иной раз матерные выражения используют даже сотрудники органов правопорядка. Думаю, что на всех этих уровнях необходимо заботиться о том, чтобы полностью искоренить матерную лексику. Господь Иисус Христос говорит: «Не то, что входит в уста оскверняет человека, а то, что исходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: В Евангелии написано: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8), этими словами Христос предостерегал апостолов от торговли благодатью. Почему тогда Русская Православная Церковь оказывает религиозные услуги за деньги? Митрополит Иларион: Я хотел бы, отвечая на этот вопрос, напомнить другую цитату из Первого послания святого апостола Павла к коринфянам: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:13-14). Что означают эти слова? Они вносят важный корректив к тому вопросу, который прозвучал. Церковь не оказывает религиозные услуги за деньги. Если вы придете в храм и скажете, что хотите креститься, но у вас нет денег, то вас покрестят, а если вам откажут, то можете пожаловаться правящему архиерею и он накажет этого священника. Если и он не накажет, то вы можете пожаловаться Патриарху, и уж тогда Патриарх точно накажет этого архиерея. Церковь не торгует благодатью. Церковь не совершает ни богослужений, ни таинств за деньги, но люди, которые ходят в храм, жертвуют на Церковь. Почему? Потому что Церковь должна на что-то существовать, а в российских условиях единственный доход, который получает Церковь, — это пожертвования. Чтобы содержать церковное здание, платить зарплату священникам, певчим и всем, кто работает в Церкви, нужны средства. Все эти средства приходят от жертвователей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5770249...

В первом случае противостояние между частью общества и государственной властью вполне могло перерасти в новую опасную смуту, подобную тем, что не раз приносили беду Отечеству и православному народу. У определенных сил, желавших поколебать основы государственной и общественной жизни, вызвала крайнее раздражение позиция Русской Православной Церкви, которая неизменно призывает к мирному, поступательному развитию народной жизни, к конструктивному диалогу народа и власти, основанному на взаимоуважении его участников. Мы не ищем вражды ни с кем и стремимся жить по слову апостола: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Евр. 12, 14). Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения. Однако, находясь вне политической борьбы, Церковь всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества. При этом она объединяет православных христиан в своем лоне, не различая их по политическому признаку, и неустанно совершает, по призыву святого апостола Павла, «молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков... и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-2). Этого не понимали и не понимают те, кто хотел использовать Церковь как инструмент в своей политической борьбе, пытались ее запугать и соблазнить. Когда стало ясно, что Русская Православная Церковь никогда не откажется от поддержки народного единства, на котором зиждется существование каждой страны, давление начало принимать радикальные формы. Началась волна богохульств и кощунств, актов вандализма и осквернения православных святынь. Эта волна прокатилась не только по России, но и по некоторым другим странам исторической Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010