и переведенный на многие иностранные языки. Об этом труде пишет Б. Б. Глинский в своей статье «Период твердой власти» («Истор. Вестник», 1912 г.): «...По силе слога, по чистоте языка, по отчеканке мысли весьма и весьма немногия произведения отечественной литературы могут быть поставлены в одном ряду с этим собранием статей, где автор с безпощадной логикой, с страшным пессимизмом анализует все основы современной западно-европейской культурной жизни, приходит к полному их отрицанию и делает попытку противопоставить им национально-русские идеалы, посколько таковые вытекают из толкования им исторических и церковных (по преимуществу) явлений русской жизни...» В понимании Победоносцева: «Ложь – современное просвещение, ложь – демократия и народоправство, сплошная, ложь – современная периодическая печать, ложь – современный гласный суд, ложь – парламентаризм, ложь – вся современная жизнь без Христа, без истинной церкви, без истинной веры! Вот те сильные крики, крики ужаса и отчаяния, которые несутся со страниц «Московского Сборника». В 1899 г. Победоносцев издал в Москве книгу «Вечная память. – Воспоминания о почивших». Весьма показательно для понимания его личности, кого из умерших он признавал наиболее себе близкими. Ограничимся небольшими выписками из этой, полной задушевности, книги. Он так начинает ее: Светлая звезда скатилась с нашего небосклона. Многие осиротели у нас, точно дети, потерявшия мать – ищут и не находят и плачут. Великая княгиня Елена Павловна преставилась в вечность... Кто знал и не любил Ее? Кто искавший у нея помощь на дело доброе – был Ею отринут? Кто входя в круг Ея, не подчинялся Ея обаянию и не чувствовал себя возбужденным и подвинутым в глубине духовной своей природы. Вся Она исполнена была жизни и мысли: возбуждая все около Себя, Она сама отовсюду искала и принимала живые впечатления, стремясь всякую истинную и плодотворную мысль превратить в дело и на всякое дело поставить людей, разумеющих его и по нем ревнующих. Окруженная блеском и роскошью двора и восторженною преданностию многих, но много испытавшая борьбы и горя, Она ни на минуту не отдавалась неге Своего положения, ни на минуту духа не угашала в Себе – до последнего дня Своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– Le Mal est parmi Nous, ed . Paul Claudel, Paris: Librairie Plon, 1948. (Пер. с анг. А. Кырлежева: The Darkness of Night. – Collected works, vol. 3 (1976), р. 81–91.) Утрата библейского мышления. Новая Европа, 4 (1994), с. 29–34; первоначально: под названием As the Truth is in Jesus – The Christian Century, 1951, December 19. (Пер. с англ. Л. А. Успенской : The Lost Scriptural Mind. – Collected works, vol. 1 (1972), р. 9–16.) Христианство и цивилизация. Christianity and Civilization – St. Vladimir’s Seminary Quarterly, 1952, vol. 1, Fall, 1, р. 1 3–20. (Пер. с англ.: – Collected works , vol. 2 (1974), р. 121–130.) Век патристики и эсхатология. Введение. The Patristic Age and Eschatology: An Introduction. Доклад на второй Международной патристической конференции, Оксфорд, 1955 – Studia Patristica, Vol. 2, Part 2. Ed. ву Kurt Aland and F.L. Cross. Berlin, Akademie-Verlag, 1956. (Пер. с англ. А. Жигалова: – Collected works, vol. 4 (1975), р. 63–78.) Вера и культура. Faith and Culture – St. Vladimir " s Seminary Quarterly, Fall 1955 – Winter 1956, vol. 4, No. 1–2, р. 29–44. (Пер. с англ.: – Collected works, vol. 2 (1974), р. 9–30.) Этос Православной Церкви. Доклад на православной консультации «Вера и церковное устройство», Кифисия, Греция, 16–18 августа 1959 – Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 42–43 (1963), с. 133–147. (Пер. с англ.: The Ecumenical Review, vol. 12, 2 (1960), р. 183–198.) Святой Григорий Палама и предание Отцов. Выступление на торжественном собрании в Салоникском университете по поводу 600-летия со дня преставления св. Григория Паламы . Опубликовано на греческом языке в соответствующем юбилейном сборнике (1960).(Пер. с англ. А. Жигалова: Saint Gregory Palamas and the Tradition of the Fathers. – Collected works, vol. 1 (1972), р. 105–120.) Авторитет древних соборов и предание Отцов. The Authority of the Ancient Councils and the Tradition of the Fathers – Glaube, Geist, Geschichte. Festschrift für Ernst Benz zun 60. Geburtstage am 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

и переведённый на многие иностранные языки. Об этом труде пишет Б.Б. Глинский в своей статье «Период твёрдой власти» («Исторический вестник», 1912 г.): «… По силе слога, по чистоте языка, по отчеканке мысли весьма и весьма немногие произведения отечественной литературы могут быть поставлены в одном ряду с этим собранием статей, где автор с беспощадной логикой, с страшным пессимизмом анализирует все основы современной западно-европейской культурной жизни, приходит к полному их отрицанию и делает попытку противопоставить им национально-русские идеалы, поскольку таковые вытекают из толкования им исторических и церковных (по преимуществу) явлений русской жизни…». В понимании Победоносцева: «ложь – современное просвещение, ложь – демократия и народоправство, сплошная ложь – современная периодическая печать, ложь – современный гласный суд, ложь – парламентаризм, ложь – вся современная жизнь без Христа, без истинной церкви, без веры! Вот те сильные крики, крики ужаса в отчаянии, которые несутся со страниц «Московского сборника». В 1899 г. Победоносцев издал в Москве книгу «Вечная память. – Воспоминания о почивших». Весьма показательно для понимания его личности, кого из умерших он признавал наиболее себе близкими. Ограничимся небольшими выписками из этой, полной задушевности, книги. Он так начинает её: «Светлая звезда скатилась с нашего небосклона. Многие осиротели у нас, точно дети, потерявшие мать – ищут и не находят, и плачут. Великая княгиня Елена Павловна преставилась в вечность… Кто знал и не любил Её? Кто, искавший у неё помощи на доброе дело – был отринут? Кто, входя в круг Её не подчинялся Её обаянию и не чувствовал себя возбуждённым и подвинутым в глубине духовной своей природы. Вся Она исполнена была жизни и мысли: возбуждая все около Себя, Она сама отовсюду искала и принимала живые впечатления, стремясь на всякое дело поставить людей, разумеющих его и по нем ревнующих. Окружённая блеском и роскошью двора и восторженной преданностью многих, во многом испытавшая борьбы и горя, Она ни на минуту не отдавалась неге Своего положения, ни на минуту духа не угашала в Себе – до последнего дня Своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Bluntschli,Geschichte des Rechts der religiösen Bekenntnissfreiheit. Elberfeld. 1867. Тернеръ, свободе совести, в Сборник. Госуд. Знаний, т. III. Добротин, Закон и свобода совести в отношении к лжеучению и расколу. Миссион. обозр. 1896 г. Бердниковъ, Новое государство в его отношении к религии. Прав. Соб. 1888 г ., кн. III. Темниковский, Государственное положение религии во Франции. Казань. 1896 г . Пусторослев, Конспект лекций по особенной части Русского уголовного права. Юрьев. 1902 г. Вып. 1, стр. 34–45. 1372 W. Martens, Die Beziehungen der Ueberordnung, Nebenordnung und Unterordnung zwischen Kirche und Staat. 1877 S. 351 u . f. 1373 Hinschius, Staat und Kirche, отдельный оттиск из Марквардсенова «Handbuch des öffentlichen Rechts», S. 234–235. 1375 М. А. Рейснер, Мораль, право и религия по действующему русскому закону. Вестник Права, 1900 г., 3, 4–5, 8 и 9. 1376 П. П. Пусторослевъ, Конспект лекций по особенной части Русского Уголовного права. Вып. I, Юрьев. 1902 г., стр. 33–45. 1382 Л. С. Белогриц-Котляревский, Преступления против религии в важнейших государствах запада. Ярославль. 1886 г., стр. 392–395. 1383 Коркунов, Сравнительный очерк государственного права иностранных держав. Часть I, § 19, стр. 127 (Сиб. 1890). 1385 Пособия, какими мы пользовались при обозрении западно-европейского права и уголовной доктрины, следукущия: Wahlberg, Vergehen, welche sich auf die Religion beziehen – у Гольцендорфа в его Handbuch des Deutschen Strafrechts , B. III, SS. 261–274. Haelschner. Bas gemeine deutsche Strafrecht, B. II, SS. 700–719 (Bonn. 1887). Liszt, Lehrbuch des Deutschen Strafrechts (A. 10. Berlin. 1900). Bott, Zur Lehre von den Religionsvergehen mit besonderer Berücksicht ganz von § 166 des Reiches-Strafgesetzbuch (Tübingen,1890). Boitard, Leçons de droit criminel (13 éd. Paris 1896). Белогриц-Котляревский, Преступления против религии в важнейших государствах Запада. Ярославль. 1886 г., стр. 297 и д. Богородский, Очерк истории уголовного законодательства в Европе с начала XVIII, тт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

– М.; Клин: Христианская жизнь, 2004. Николаев А.Г. Риторическая процедура и культурная рефлексии в " Исповеди " Аврелия Августина//Культура и ценности. – Тверь, 1992. Николаев А.Г. Смысл жизни глазами позднеантичного интеллектуала: (Ранний Аврелий Августин)//Гуманизм и культура: Век ХХ. – Тверь, 1993. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001. Новохатько А.А. Об отражении идей Саллюстия в творчестве Августина//Индоевропейская филология и классическое языкознание – V. – СПб., 2001. Носков А.В. Восприятие Бога как интуитивно-созерцательный способ постижения бытия в Исповеди А. Августина//Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. – Томск, 1996. Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции/Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.84-93. Ортега-и-Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов)//Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. Петривляк Т. Творения бл. Августина в древнерусской рукописной традиции//Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3). Писарев Л.И. Авторитет Августина, еп. Иппонийского в области христианского богословия по суду древних христианских писателей. – Казань, 1903. Писарев Л.И. Учение бл. Августина, еп. Иппонийского о человеке в его отношении к Богу. – Казань, 1894. Питирим (Нечаев), архиеп. О Блаженном Августине//Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15. Плакида (Дезей), архим. Блаженный Августин и " Филиокве "http://  Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экхархата. -  Париж, 1982. 109/112. Попов В.А. Августин Аврелий и его духовно образовательная педагогика//Гуманизм и духовность в образовании. – Нижний Новгород, 2001. Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология.

http://bogoslov.ru/person/2529560

Но возвратимся к злосчастной судьбе церковно-приходской школы. Ответим на вопрос: откуда воздвигалась, не обвинуясь, можно сказать, облава на церковно-приходскую школу? Что воспитывало и поддерживало в обществе и в местных деятелях по народному образованию предубеждение против церковной школы и против занятий школьным обучением духовенства? Не обинуясь, скажем, что на возбуждение и укоренение в официальных сферах и в обществе антипатий к церковной школе главнейшее влияние имела тогдашняя светская печать, которую не на шутку встревожила усердная деятельность духовенства на поприще народного образования. Светская журналистика того времени в значительной мере проникнута была подозрениями русского клерикализма. Она в тайне опасалась того влияния на народную жизнь, какое могло приобрести духовенство путем обучения грамоте крестьянских детей в своих церковно-пр. школах. Она знала и помнила, что именно воспитание юношества доставило прочную опору могуществу западно-европейского духовенства, но она, за очень редкими исключениями, не хотела знать, того, что наше духовенство не дает, как католическое, двух присяг, папе и государству – и что, поэтому, у нас не может быть и речи ни о какой борьбе клерикалов 30 . В своих трудах гг. Булашев и Благовидов посвящают целые главы обозрению отношений светской и духовной печати к вопросу о народном образовании в 60-х годах 31 . В очень интересных главах этих с наибольшею подробностью говорится об отношениях светской печати к церковной школе. Оказывается, что из области светских изданий только «Русский Вестник» с его «Современной Летописью» и «День» (И.С. Аксакова), признававшие необходимость религиозного характера народной школы, высказывались в пользу предоставления духовенству возможно большого участия в первоначальном народном образовании. Громадное же большинство светских изданий, не доверяя успехам деятельности духовенства в отношении к народному образованию, или же не желая его деятельности в этом направлении, в своих статьях, корреспонденциях и известиях о церковно-приходских школах старались выставить духовенство в самом непривлекательном свете, приписывая ему и отсутствие образования, и нравственную порчу, и какую-то наследственную неспособность к общественной и в частности воспитательной деятельности, одним словом употребляли всевозможные средства, чтобы уронить духовенство в глазах общества и правительства и тем самым, устранить его от дела народного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

922 Данные сообщены в 1976 году митрополитом Нью-Йоркским Фи¬липпом (Салиба) (Антиохийский Патриархат). 923 Данные сообщены в 1976 году епископом Амфилопольским Силой, викарием Экзархата Сев. и Южн. Америки (Вселенский Патриархат). 925 Этот документ полностью приводится в книге Seraphim archim. The Quest for Orthodox Church unity in America. V. 1973. 932 Известно, что профессор МДА протоиерей В. Рожков написал исследование, посвященное этому вопросу. См. Рожков В. прот., д-р канонич. права Папского Восточн. института. Церковные вопросы в Государственной Думе. Рим. 1975 . С.453. 933 Данные по биографии митрополита Евлогия, относящиеся к этому периоду, взяты из Каталога Русских архиереев, митроп. Мануила. Ч. III. Сс.19–23. 934 Замечания и материалы по истории Русской Церкви в Западной Ев¬ропе. Издание Экзархата Московской Патриархии в Западной Европе. Париж. 1972 (перевод с Франц. – машинопись). С.5. 935 Это, как и приводимые выше возражения, митрополит Сергий привёл в письме Патриарху Фотию II 6288) от 8 Июня 1931 г. Текст в Церковном вестнике. 1931. 7; Замечания и материалы... Сс.147–151. Также ЖМП. 1932. 7–8. 936 Вестник Западно-европейского Экзархата Московского Патриархата. 1966. 53. С.6. сносок не та!? (стр. 628–660) это отрывок от 88–126! По мнению составителя «Замечаний и материалов», совместное совершение литургии в этих условиях с архиепископом Георгием и вверенным ему духовенством «логически переставало быть нормой». 1 940 См. Послание Патриарху Константинопольскому Афинагору Мес¬тоблюстителя Московского Патриаршего Престола митрополита Крутиц¬кого и Коломенского Пимена от 31 Мая 1971 г. ЖМП. 1971. 7. С.2,3. 941 Статистические данные о современном состоянии Русской архиепископии в Западной Европе взяты из статьи проф. Кошева Г.: “Православната Църква в миналото и днес. I. Цариградска Патриаршия. Б. Сегашно състояние (организация, юрисдикция и диоцези)”. “Духовна култура”. 1978. Кн. 1. С.14 (София). 942 Биографические сведения о митрополите Елевферии (Богоявлен¬ском) даются по Каталогу Русских архиереев. Ч. III. Сс.47–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—302— православного церковного права, то труд г. Громогласова представляет то выдающееся явление, что в ней обнаруживается основательное знание автором права канонического и гражданского: сочетание весьма желательное, но редко встречающееся. По номенклатуре западно-европейской науки автор такой книги непременно Doctor juris utriusque». б) Бывшего экстраординарного профессора Академии по кафедре новой гражданской истории, ныне и. д. экстраординарного профессора Императорского С.-Петербургского Университета по кафедре истории церкви И.Д. Андреева: «Сочинение И. Μ. Громогласова состоит из введения и трех глав. Во введении автор говорит о связи между воззрениями на брак и способами его установления. Эти способы привлекают внимание автора потому, что теперь на очереди пересмотр нашего брачного законодательства. В своем сочинении автор предлагает подготовительную работу; выясняет воззрения на брак христианской древности. В этих видах он дает анализ определения брака в 48 гл. Кормчей. Определение это есть перевод бракоопределительной формулы Модестина. В первой главе (35–86) автор комментирует слова этой формулы: брак – conjunctio maris et feminae; во второй (87–148) слова: брак – consortium omnis vitae; и в третьей (149–185) – брак – divini et humani juris communicatio. На стр. 185–196 предлагаются общие выводы из анализа. Стр. 197–210 содержат перечень источников и пособий. Как не специалист, я не беру на себя смелости указать место исследования И. М. Громогласова среди других работ, имеющих отношение к тому же вопросу. Это дело моего опытного товарища. Я могу ценить работу только со стороны её внешнего снаряжения. Здесь она производит прекрасное впечатление. Чувствуется, что пред вами лежит не ученый лепет, а произведение опытного мастера. Не будучи сам юристом, я всегда завидовал уменью хороших юристов писать так, что ни одна фраза не может быть ни пропущена, ни вставлена, ни изменена без искажения мысли автора. Без сомнения тут сказывается дисциплинирующая роль изучения источников римского права –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1876 году Иван Степанович был командирован за границу с целью ознакомления с преподаванием Священного Писания в европейских университетах. В 1883 году И.С. Якимов был избран на должность экстраординарного профессора. Он состоял сотрудником журнала «Церковный вестник», а с 1878 года заведовал Отделом толкования на книги Священного Писания Ветхого Завета в журнале «Христианское чтение». Иван Степанович Якимов , замечательный гебраист и выдающийся экзегет, оставил множество специальных исследований, посвященных историко-критическому изучению и толкованию книг Ветхого Завета. «Все богословские труды при глубине содержания и талантливости изложения обличают замечательную эрудицию их автора в области Библейской истории, критики и филологии», – писал биограф. Иван Степанович Якимов скончался 16 мая 1885 года. В некрологе, помещенном в «Церковном вестнике», отмечалось: «При разнообразных направлениях западно-европейской экзегетики, не всегда согласных с духом христианства, и при неустойчивости русской экзегетической науки ему пришлось много потрудиться над проведением правильного пути среди дебрей различных гипотез. Но, будучи истинным сыном Православной Церкви и глубоко верующим христианином, он не заблудился в этих дебрях и в понимании Священного Писания всегда являлся верным православному воззрению, так что в своем лице он совмещал и глубокого ученого, и истинного христианина». Печатные труды 1703 . Ветхозаветные Священные книги и вавилоно-ассирийские памятники клинообразного письма: Актовая речь//Христиан, чтение. – 1884. – Март – апр. – С. 532–552. 1704 .. Где находился земной рай? По поводу сочинения Fr. Delitsch//Христиан, чтение. – 1882. – Сент. – окт. – С. 552–574 1705 . Когда пророчествовал Авдия?//Христиан, чтение. – 1885. – Янв.  1706 . Конспект лекций по кафедре Священного Писания, преподанных студентам 1-го курса С.-Петербургской Духовной Академии в течение 1873–1874 учеб. года. – СПб.: Лит. Траншеля, 1874. – 56 с. 1707 . Конспект лекций по Священному Писанию Ветхого Завета, читанных студентам 2-го курса С.-Петербургской Духовной Академии в 1883–1884 учеб. году. – СПб., 1884. – 116 с. – Ли-тогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Об экклезиологии общения в католической церкви существует обширная литература. См., например, W. Kasper, Chiesa come comunione: riflesiioni sull’idea ecclesiologica di fondo del concilio Vaticano II, cit., Brescia 1989, 284-301, come il principale punto di riferimento. Anche: G. Philips, La Chiesa e il suo mistero nel Concilio Vaticano II, Milano 1969; J.-M. Tillard, Chiesa di Chiese. L’ecclesiologia di comunione, Brescia 1989; D. M. Doyle, Communion Ecclesiology: Vision and Version, Marykholl, NY 2000.    Подробнее см. Borshch I. Carisma e diritto nella missione della Chiesa: in dialogo con S. Bulgakov ed E. Corecco. Rome, 2012.    У православных авторов есть похожая мысль, например, у о. Александра Шмемана, который размышляет о различных «пластах» канонического предания (которые закладывались в различные эпохи, но сосуществуют в современном каноническом сознании) в известной статье «Знаменательная буря» (Вестник русского Западно-европейского патриаршего экзархата. Париж, 1971, 75–76). О различных канонических подходах, которые определяются различными богословскими (экклезиологическими) принципами, размышляет архм. Григориос Папатомас, профессор церковного права Свято-Сергиевского института в Париже, в статье «Наша пост-экклезиологическая эпоха»//http://arhiv.orthodoxy.org.ua/node/14566.  Надо сказать, что непрерывность канонической традиции по-разному понимается в Православной и Католической Церкви. В западной церковной ментальности особое место занимает церковная реформа, включая и законодательную реформу; нормативная сила канонических источников отличается от нормативной силы действующего права. На Востоке проблема изменяемости канонов все еще актуальна, в то время как параллельно создается новое местное законодательство. Подход Католической Церкви также предполагает непрерывность традиции, несмотря на обновление действующего законодательства.   Как пример этой тенденции можно указать предложение Штефана Куттнера (1907-1996), немецко-американского историка права и канониста, поддержанное Корекко: избрать в качестве принципа систематизации церковного права в новом кодексе канонического права (речь идет о кодексе 1983 г.) – таинства, а не пандектную систему. Предложение не было принято комиссией по кодификации, однако подобный принцип применяется, например, в учебнике канонического права Л. Джерозы ( IlDirittodellaChiesa , Milano 1995; Каноническое право. М., 1996). О предложении Куттнера см.: Corecco, Considerazioni sul problema dei diritti fondamentali del cristiano..., 258.

http://bogoslov.ru/article/2888496

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010