Источник: Церковный Вестник Западно-Европейской Епархии. - Париж, 1933, N8-9. - с.6. РОСТОВЦЕВ И.Н., помощник старосты Приехал в Марокко в составе большой группы русских, из беженских лагерей в Германии в 1947(48)г. Член приходского совета Св. Троицкой церкви в пригороде Касабланки, поселке Бурназель. Активно помогал в строительстве, оформлении помещения, проведении богослужений в этом храме. Источник: Р. Лохмач. Касабланский русский храм под угрозой. -//Русская мысль. - Париж, 1952.21.7. РУСИН А., адмирал Председатель русской православной общины РПЦЗ в Касабланке, Марокко. Компактным местом проживания русских, приехавших в Марокко из беженских лагерей Германии, после второй мировой войны был поселок Бурназель, расположенный в пригороде Касабланки. Здесь активизируется общественная жизнь, возникает необходимость устройства церкви, т.к. для многих было неудобно ездить в центр города на богослужения в Успенский храм. В 1950г. община на собрании под председательством адмирала А. Русина, поднимала вопрос о строительстве новой церкви и даже целого подворья. В это время среди жителей Бурназеля было 780 человек русских. Около 100 человек приняло участие в собрании. Источники Петровский Н. Церковь и политика. -//Русская мысль. - Париж, 1950.14.6. В.Б. Русская жизнь в Марокко. Православная община. -//Русская мысль. - Париж, 1952, N441. - с.4. РУТКОВСКИЙ В.Я. С 1921 в Египте, в беженских лагерях, в результате эвакуации с юга России, осуществленной английскими военными кораблями. Художник, принимал участие в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами в Каире. Источники: Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920 - 1970). - Paris, Librairie des cinq continents, 18, rue de Lille (7-е.). Колупаев В.Е. Под солнцем Африки. -//Военно-исторический архив. - М., 2004, N1 (49). - с.8. САВИН Н.В. С 1921 в Египте, в беженских лагерях, в результате эвакуации с юга России, осуществленной английскими военными кораблями. Иконописец, принимал участие в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами в Каире. Писал иконы для русских в диаспоре, его работы известны в русских семьях в Европе. Был так же регентом русского храма в Каире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

Значительное место материалы по истории и каноническим основаниям существования Русских Православных Церквей в Западной Европе занимают на страницах «Вестника Русского Студенческого Христианского Движения». Н.А. Куломзин в своей статье «Церковное положение Экзархата Патриарха Вселенского и Западной Европе. Завет митрополитов Евлогия и Владимира», опубликованной в 1960 г. в 56 журнала, пишет, что в 1931 г., в трагичное для Русской Церкви время, когда невозможны были нормальные сношения с Москвой, митрополит Евлогий решил обратиться к Вселенскому Патриарху Фотию II и искать у него канонической опоры. Вселенский Патриарх назначил митрополита Евлогия своим Экзархом для Русских приходов в Западной Европе. Н.А. Куломзин подчеркивает: «Правильность нашего подчинения Вселенскому престолу не была еще всем ясна; разрыв с Москвой больно переживался и оправдывался лишь грустной необходимостью». Главный вывод статьи Н.А. Куломзина заключается в следующем: «Мы должны ясно понять и крепко держаться того положения, что именно Вселенскому, а не иному Патриарху, как первоиерарху, принадлежит забота о нашем церковном устройстве, в соответствии с духом канонов Православной Церкви». 731 В зарубежной церковной периодике впервые появились и статьи известного профессора-канониста С.В. Троицкого , еще до издания в 1960 г. его книги «О неправде карловацкого раскола». Например, в парижском «Вестнике Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата» (выходил на русском и французском языках) была напечатана его статья «Экклезиология парижского раскола». (1952. 78. С. 1023.). Она посвящена критическому разбору канонических взглядов Александра Шмемана , высказанных им в статьях, опубликованных в 19491951 гг. в журнале «Церковный Вестник». С.В. Троицкий указывает на несоответствие православному учению теории свящ. Александра Шмемана о том, что Поместная или автокефальная Церковь есть лишь союз местных Церквей, под которыми Шмеман подразумевает епархии. Опровергает С.В. Троицкий и мнение своего оппонента о неравнодойстойности епископов и, соответственно, о неравнодостойности Патриарха Московского перед Патриархом Константинопольским. Центральным положением в работах протопр. А. Шмемана того периода было утверждение о том, что автокефальные Церкви не могут иметь юрисдикции вне своих границ, и поэтому вся православная диаспора должна находиться в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Профессор С.В. Троицкий комментирует это так: «...Ведь если поместные Церкви не могут иметь юрисдикции вне своей территории, то не может иметь такой юрисдикции и равная прочим, хотя и первая, Церковь Константинопольская». С.В. Троицкий делает вывод о том, что публикации свящ. Александра Шмемана не имеют канонических оснований и служат политическим целям, а именно, стремлению Константинопольского Патриарха подчинить своей власти епархию церкви без согласия самой церкви. 732

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

63 См.: Акт годичного собрания Воронежского Братства свв. Митрофана и Тихона, бывшего 28 апреля 1913 года.//Воронежские епархиальные ведомости. 1913. 34. С. 3, 4; Отчет Совета Воронежского братства святителей Митрофана и Тихона за 1912 год//Воронежские епархиальные ведомости. 1913. 34. С. 7. 65 Слово архимандрита Серафима в соборе Митрофанова монастыря 31 августа перед молебном//Воронежские епархиальные ведомости. 1915. 36. С. 988. 67 Ленин В. Письмо А.М. Горькому 195) от 13 или 14 ноября 1913 г.//Полное собрание сочинений. Т.48. М.: Издательство политической литературы. 1964. С.226–227. 68 Ленин В. Об отношении рабочей партии к религии//Полное собрание сочинений. Т. 17. М. 1968. С. 418. 80 Махароблидзе Е. 20-летие Российской церковной «конституции»//Церковное обозрение. Белград. 1940. 11–12. С. 10. 82 Письмо архиепископа Серафима Патриарху Алексию I от 15.04.1945//Архив ОВЦС. Д. 17 «Болгария». Ч. 2. Л. 59 об. 86 Тинина 3. Дневник архиепископа Царицынского Дамиана 1919 – 1922 годов//Мир Православия. Сборник научных статей. Вып. 4. Волгоград: Волгоградский государственный университет. 2002. С. 281; Ломако Г., прот. К вопросу о нашем церковном разделении//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1934. 3. С. 13. 93 Хотя административное разделение состоялось в 1927 г., постановление о прекращении церковно-молитвенного общения с митрополитом Сергием (Страгородским) принял Архиерейский Собор 1931 года (ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 2. Л. 121). 94 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С. 12. 98 Троицкий С. Правовое положение Русской Церкви в Югославии. Белград. 1940. Оттиск из Записок Русского Научного Института в Белграде. Выпуск 5. С. 106. 99 Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2000. С. 695. 100 Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви//Церковные ведомости. 1926. 17 – 18. С. 6–7. См. также: Акты Святейшего Тихона... С. 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

На следующий день, в наш новый год, при принятии поздравлений на вилле де Орести, Императрица лично благодарила всех членов строительной комиссии как то: А.Я. Скарятина, графа Вьельгорского, графиню Тизенгаузен, гр. Штакельберга, И.А. Штрох, А.И. Грив и прочих жертвователей, которых было 159 человек, между ними члены Императорскаго Дома занимали первенствующее место. В нижнем этаже церковнаго здания, в большой комнате устроена была библиотека, начало которой положил в 1860 же году наш поэт и литератор князь П.А. Вяземский. Бывший министр просвещения А.В. Головин обогатил ее некоторыми ценными изданиями. Библиотека состоит преимущественно из книг духовного, исторического и беллетристического содержания. С основания церкви, т. е. с 31 декабря 1859 г. и по сие время состояли в ней настоятелями: 1859-1860 г. — придворный протоиерей Сперанский; 1860-1863 г. - протоиерей Д.В. Васильев; 1863-1867 г. - протоиерей В.А. Прилежаев; 1867-1878 г. - протоиерей В.И. Левицкий; 1878-1887 г. - протоиерей С.В. Протопопов;1887-1918 г. - протоиерей С.Г. Любимов; 1918-1922 г. - и.д. настоятеля прот. А.Д. Селиванов; 1922-1925 г. - протоиерей Н.И. Подосенов; 1925 г. — Преосвященнейший архиепископ Владимир (Тихоницкий). В этот же период были избраны церковными старостами: Кн. Оболенский, Н.Н. Жадовский, А.П. Карамзин, А.Я. Скарятин, кн. C. Абамелек, А.В. Олсуфьев, кн. Д.М. Голицин, В.В. Чачков, А.О. Капнист, В.В. Чачков, гр. Н.А. Апраксин, кн. Л.В. Кочубей, Н.М. Римский-Корсаков, З.Я. Фукс, А.С. Щеголев, А.А. Любимов, Д.Н. Губарев, адм. Греве, гр. П.Ф. Сумароков-Эльстон, С.Н. Блинников, А.В. Неклюдов, кн. П.С. Волконский, А.С. Чудинов, кн. С.А. Кропоткин, П.В. Оноприенко. Церковный вестник Западно-Европейской епархии, 6 и 7, июнь-июль 1935 г. Церковь святителя Николая и св. мученицы Александры на улице Longchamp 6 является одной из первых русских православных церквей за пределами России и первой на Лазурном берегу. Инициатором и покровительницей ее строительства была супруга императора Николая I-ro, вдовствующая императрица Александра Федоровна. Первый камень был заложен в 1858 г. великим князем Константином Николаевичем. Проект выполнил синодальный архитектор Александр Кудинов, курировал строительство местный зодчий Баррая, внесший значительные изменения в конструкцию, вследствие чего купол не отвечает традициям Православия.

http://sobory.ru/article/?object=20510

1442 к. 31); 3) «III. Комиссии, конференции, совещания, юбилеи и отголоски их» (Ф. 1442 к. 16, 20). Определенная трудность заключалась в прочтении этих записей и проверке по печатным изданиям. Личность Η. Н. Глубоковского и различные стороны его деятельности еще не раз будут становиться предметом специальных исследований. Предлагаемый труд – первый опыт научной биографии Глубоковского. Основу книги составила диссертация на степень доктора церковной истории, защищенная в 2005 г. в Св.-Сергиевском Православном Богословском Институте в Париже; оппонентами были декан Свято-Сергиевского Института доктор богословия профессор догматического богословия протопресвитер Борис Бобринский и доктор историко-филологических наук профессор истории Русской Церкви и русской философии Дмитрий Михайлович Шаховской. Текст ее был дополнен (в особенности Часть II – «В беженстве») с привлечением документов из архивов Болгарии, Св.-Сергиевского Православного Богословского Института (Париж), Св.-Троицкой семинарии (Джорданвилль) и частных архивов. 2 Профессор доктор Н. Н. Глубоковский : Надгробное слово, сказанное Митрополитом Софийским Стефаном, при отпевании профессора H. H. Глубоковского в Софийском Кафедр. Соборе 21 марта 1937 года//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1937. 6–7. С. 14. 3 Глубоковский Н. Н. Христианское единение и богословское просвещение в христианской перспективе//Путь. Париж, 1926. 4. С. 143. 10 Глубоковский Н. Н. Об организации школьного пастырского приготовления и об устройстве «богословско-пастырских училищ»//О реформе духовной школы. СПб., 1908. С. 28. 12 Добротворцев Б. «У троицы в Академии»... М., 1914. [Рецензия]//Богословский Библиографический листок. 1914. Вып. 10–11. Октябрь–ноябрь. С. 168. (Курсив наш. – Т. Б.) 13 Писарев Л. Об академическом образовании//Церковно-общественная жизнь. 1906. 3, 7 янв. Стб. 88. 18 Глаголев С. С. Бессмертие прошедшего (принцип сохранения явлений)//БВ. 1903. 2. С. 224–225. 19 Веритинов Н. В старой академии//Возрождение. La Renaissance.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

179 . К вопросу о Лозаннской конференции. (Лозаннская конференция и энциклика папы Пия XI «Mortalium Animos».) – Путь, 1928, 13, с. 71–82. 180 . The Papal Encyclical and the Lausanne conference. – The Christian East, 1928, vol. 9, 3, p. 116–127. 181 . Страстное Благовещение. – Вестник (Париж), 1929, 3, с. 2–4. 182 . Слово о Пятидесятнице. – Сергиевские листки, 1929, 5 (21), с. 2–5. 183 . Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929, (230 с). 184 . Das Geistliche Amt. – Die Weltkonferenz für Glauben und Kirchenverfassung. Deutscher amtlicher Bericht über die Weltkirchen Konferenz zu Lausanne 3–21 August 1927. Herausgegeben von Hermann Sasse. Berlin, Furche-Verlag, 1929. 185 . Очерки учения о Церкви. IV. О Ватиканском догмате. – Путь, 1929, 15, с. 39–80; 16, с. 19–48. 186 . К вопросу о дисциплине покаяния и причащения. (По поводу тезисов проф. прот. о. Т. Налимова.) – Путь, 1929, 18, с. 39–87; 19, с. 70–78. 187 . Творческий лик Церкви.Вестник, (Париж), 1929, 1/2, с. 3–5. 188 . Церковь , Мир, Движение. Доклад. – Вестник, (Париж), 1929, 11, с. 2–5. 189 . Passion " s Annunciation. – Journal of the Fekkowship of St. Alban and St. Sergius, 1929, 4, p. 22–25 (см. 181). 190 . On Original Sin. – Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1929, 7, p. 15–26. 191 . Евхаристический догмат. – Путь, 1930, 20, с. 3–46; 21, с. 3–33. (См. 333). 192 . Православие и социализм. – Путь, 1930, 20, с. 93–95. 193 . Православный Богословский Институт в Париже. – Церковный вестник Западно-европейской епархии, 1930, 1, с. 20–23. 194 . Московскому университету ко дню его 175-летия. – Россия и славянство, 1930, 61. 195 а. Князь Г. Н. Трубецкой. – Церковный вестник Западно-европейской епархии. 1930, 3, с. 9–12. 195 б. Памяти кн. Г. Н. Трубецкого. – Вестник, (Париж), 1930, 2, с. 3–4. 196 . Догматическое обоснование культуры. (Речь на съезде Лиги православной культуры 17–19 мая 1930 г.). – Вестник, (Париж), 1930, 7, с. 8–12. 197 . Новый соблазн в христианском мире. – Воскресное чтение, 1930, 12, с. 188–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

755 Владимир (Малышев), иером. Письмо архим. Антонию (Синькевичу) 10.07.1946. Архив РДМ. Д. 229-н «Антоний (Синькевич), архимандрит». 757 См.: «Новые мученики Российские»: Первое собрание материалов. Церковная жизнь. 1949. 10, 11, 12. С. 48. 758 Анастасий, митр. Пасхальное послание Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1948. 45. С. 23, 9. 763 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 12. 766 ГраббеГ., прот.Письмоеп. Леонтию (Филипповичу) 28.09.1949.Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 4. Folder 6. 767 См., напр.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1947. 2. С. 2. 768 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1947. 4. С. 6. 769 См.: Шмеман А., свящ. Спор о Церкви. Церковный вестник ЗападноЕвропейского Русского Экзархата. 1950. 2 (23). С. 1112. 772 См.: Граббе Г., прот. Каноническое основание Русской Зарубежной Церкви. Церковная жизнь. 1949. 10, 11, 12. С. 37, а также: Троицкий С. «Дымное надмение мира» и Церковь . Церковные ведомости. 1924. 2122. С. 7. 777 См.: Помазанский М., прот. Наше церковное правосознание. Церковная жизнь. 1950. 12. С. 31. 781 См.: Троицкий С. Юрисдикция Цариградского Патриарха в области диаспоры. Церковные ведомости. 1923. 1112. С. 7; 1718. С. 812. 782 См.: Граббе Г., прот. Каноническое основание Русской Зарубежной Церкви. Церковная жизнь. 1949. 10, 11, 12. С. 43. 785 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 3233. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 788 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 24, 33. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 789 См.: Виталий, архиеп. Современное положение Русской Православной Церкви в Америке. Православная Русь. 1947. 7. С. 1, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

683. Црквено-политичка uдeoлoruja Светосавске Kpмчuje и Властареве синтагме. Глас Српске Akaдeмje Наука, CCXII, 1953, с. 155 – 206. И отдельно: Београд, 1953, 51 стр. 684. Два рукописа монастира Mahacuje, Старинар (орган Археолошког института Српске Akaдeмje Наука), нова cepuja, кн. II – IV, Београд, 1952 – 1953, с. 27 – 29. 11 отдельно: Београд, 1953. 1954 год 685. Неудачная защита неправды. Вестник Русского Западно-Евоопейского Экзархата, 1954, 20, с. 192 – 199. 686. Церковно-политическая идеология святосавской Кормчей и Властаревой Синтагмы. Принято на заседании Отделения общественных наук 23 VIII 1954. 687. Théocratie ou cesaropapisme. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 19, с. 165 – 177. 1955 год 688. Каноны и восточный папизм. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1955, 22, с. 130 – 131. 689. Византийские номоканоны, их сербские коррективы и дело патриарха Никона . Там же, 23, с. 193 – 213. 690. Да лuje словенски Номоканон са тумаченьима постоя пре св. Саве. Slovo, Zagreb, 1955, 4 – 5, с. 111 – 112. 691. Дополнительные статьи Синтагмы Властаря. Принято на II собрании Отделения социальных наук 9 IV 1955. 1956 год 692. Великий борец за единство православного мира (Свят. Савва, архиепископ Сербский). Журнал Московской Патриархии, 1956, 11, с. 67 – 71. 693. Допунски чланци Властареве Синтагме. Посеоно изданье Српске Akaдeмje Наука. Београд, 1956, с. 114, и 6 фототипий Пчинской рукописи Синтагмы. 1957 год 694. О единстве Церкви. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1957, 26. с. 101 – 110. 695. Доклад об изучении многих рукописей Кормчей. Гласник Српске Nampjapшje, 1957, кн. VII, с. 233 – 240. (Точное заглавие доклада не установлено.) 696. Извешта д-ра Cepruja Троицкого боравку у СССР. Гласник Српске Akaдeмje Наука, 1957, кн. VIII, с. 233 – 240. 1958 год 697. Апостол славянства св. Мефодий как канонист. Журнал Московской Патриархии, 1958, 3, с. 38 – 51. 698. Свети Сава, велики борец за единство православного света. Гласник (служебени лист Српске Православие Цркве), 1958, 1, с. 11 – 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

(здесь же дается обзор реформ Диоклетиана) до возникновения крупных городских промышленных и торговых центров в эпоху феодализма (вплоть до XIII в.). Подробно рассмотрены быт и союзы германских племен, возникновение варварских королевств в эпоху Великого переселения народов, история Франкского королевства и монархии Карла Великого, а также процесс образования западно-европейских народностей (преимущественно французской и германской наций), зарождение и формирование нового общественно-политического строя и борьба городов за свои суверенные права в лице коммунн. Совершенно неслучайно А. А. Спасский в своей исторической концепции столь большое внимание уделяет именно возрождению городов. Это – поворотный пункт всего западно-европейского Средневековья, ибо «возрождение западно-европейских городов и возникновение нового буржуазного класса населения, вошедшего в качестве равноправной и самостоятельной единицы в состав средневекового общества, разрушило феодальный порядок и сделалось источником новых политических образований во всех главнейших странах Западной Европы, предваряющих собой уже эпоху Нового времени. Здесь исторический пункт, над которым исследователь западно-европейского Средневековья, понимаемого в точном смысле этого слова, может поставить точку». 4 На этом пункте точка в «Лекциях» и ставится. Работа А. А. Спасского не осталась незамеченной не только читающей публикой, но и научной общественностью. Появилось несколько рецензий, в том числе и в церковных периодических изданиях, что полностью соответствовало авторскому замыслу быть услышанным церковными людьми, именно им быть особенно полезным этим своим трудом. Например, «Церковный Вестник» дал следующий отзыв: «Лекции отличаются крупными достоинствами… они содержат ценные в научном отношении выводы литературы предмета, предлагая их вниманию читателя в интересной переработке автора; представляют обстоятельное исследование на затронутую тему. На каждой странице здесь чувствуется опытная рука, умеющая в обширном материале подчеркнуть существенное и типичное, проследить основные нити сложного и запутанного исторического процесса.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Имея в объемистой книге о. Арсеньева несомненные доказательства его научно-литературного трудолюбия, учитывая видимый интерес автора к западно-европейской церковной истории, равно как хорошее знание автором латинского, немецкого, французского, английского и итальянского языков, в общем приходится пожалеть, что автор предпочел крайне раздвинуть вширь рамки своего „исследования“, заполнив их порою бессистемно-надерганным из различных монографий и курсов материалом, чем, сосредоточив внимание на одном или нескольких моментах интересовавшего автора исторического процесса, представить —141— действительно-ценное в научном отношении, документально и по возможности исчерпывающе-написанное исследование. Как компилятивная работа, книга о. Арсеньева, кроме формальной широты и разносторонности ее содержания, имеет известную и материальную ценность, поскольку автор на страницах своей книги иногда излагает результаты новейших исследований западно-европейской науки по тем или другим вопросам, или иногда дает характеристики тех или других моментов и деятелей средневековой католической истории более подробные и разносторонние, чем какие до сих пор имелись в нашей литературе. Наконец, в качестве достоинства книги о. Арсеньева необходимо отметить почти безукоризненную литературность ее изложения. Его книга читается очень легко. Резюмируя свои наблюдения и выводы относительно научного характера и ценности книги о. Арсеньева, я прихожу к такому заключительному суждению о ней. Не отрицая значительных достоинств ее, как компилятивного исследования, и признавая ее далеко не лишней в нашей небогатой литературе по западно-европейской церковной истории, я, однако, в виду отмеченной выше общей примитивности, а часто и некорректности ее собственно-научных приемов исследования, не могу признать ее работой, дающей ее автору право на высшую ученую богословскую степень – доктора церковной истории“. б) Ординарного профессора Академии С.С. Глаголева: „Период от вступления на престол Карла Великого до реформации обнимает собою семь с половиной столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010