250 - Ibid. 27). Усматривая в деятельности исповедников нарушение «евангельской дисциплины» и посягательство на права законной иерархии, св. Киприан предупреждал, что будет считать выданные ими «справки о примирении» (libelli pacis) лишь рекомендациями, и требовал указывать в справках только имена знакомых им людей (Ibid. 15). Ответом епископу стала записка Луциана, в к-рой исповедники заявляли, что даруют «примирение» всем «павшим». В то же время Киприан подвергся упрекам за то, что, скрывшись от гонителей, он отвергал авторитет исповедников, мужественно отстаивавших веру во Христа. В Карфагене часть духовенства во главе с диак. Фелициссимом требовала «примирять» с Церковью всех «павших», не налагая никакого наказания. В послании 27 Киприан искал поддержки римского клира, в жестких выражениях описывая деятельность Луциана и других исповедников и прилагая копии документов, в т. ч. письмо К. и ответ Луциана. Соглашаясь, что Луциан мужественно исповедал Христа и претерпевал муки за веру, епископ называл его невежественным и самонадеянным человеком. Злоупотребляя знакомством с погибшим Павлом, Луциан в массовом порядке раздавал написанные от его имени «справки о примирении», опираясь на авторитет мученика. Так же Луциан поступил с юным исп. Аврелием, выдавая от его имени справки, написанные собственной рукой, т. к. Аврелий был якобы неграмотным (хотя вскоре Киприан назначил Аврелия чтецом в Карфагенской Церкви - Cypr. Carth. Ep. 38). Епископ утверждал, что поведение исповедников было причиной конфликтов «павших» с теми клириками, которые отказывались принимать «справки о примирении». В нек-рых городах Африки церковные власти подвергались запугиванию и насилию со стороны тех, кто требовали безусловного прощения «павших». Поскольку такие конфликты подрывали авторитет церковных иерархов и угрожали схизмой, еп. Киприан приближал к себе тех исповедников, которые были готовы признать его власть. Он противопоставлял скромность и умеренность К., «верного и мужественного исповедника» (boni et robusti confessoris), наглости и невежеству Луциана и его сторонников.

http://pravenc.ru/text/1684135.html

Ко времени прибытия М. и И. в Ламбезисе находились заключенные клирики и миряне, вероятно присланные на суд из разных мест Нумидии. После того как наместник вынес смертный приговор множеству мирян (per dies plurimos effusione sanguinis transmittebatur ad Dominum numerosa fraternitas... laicorum), он стал рассматривать дела клириков. В Мученичестве лаконично сообщается, что наместник приговорил к смерти М., И. и др. клириков, чьи имена не названы. Их вывели из города в речную долину, расположенную среди гор, где должна была состояться казнь. Возможно, речь идет о небольшой р. Айн-Дринн, которая протекала близ Ламбезиса, хотя некоторые исследователи считали, что описание места казни лучше согласуется с горным оазисом Эль-Кантара, где находился рим. военный лагерь (Calceus Herculis; см.: Birley. 1991. P. 604-605). Однако Эль-Кантара расположена примерно в 70 км от Ламбезиса; неясно, зачем воинам потребовалось отводить приговоренных христиан на такое большое расстояние. Дата гибели мучеников может быть установлена по дням их поминовения в более поздних церковных календарях. В африкан. Карфагенском календаре память М. и И. указана под 6 мая, в Иеронимовом мартирологе - под 30 апр. и 6 мая. Т. о., мученики были казнены скорее всего весной 259 г. ( Monceaux. 1902. Р. 157; The Acts. 1972. P. XXXIV; Saxer. 1979. P. 88-89). Из Мученичества остаются не вполне ясными те принципы, которыми рим. власти руководствовались в гонениях на христиан. Согласно 2-му закону имп. Валериана, известному гл. обр. в изложении Киприана Карфагенского ( Cypr. Carth. Ep. 80), преследованиям подвергались только руководители общин и видные христиане, хотя в Мученичестве сообщается также об арестах младших клириков и мирян (из них названы всадник Эмилиан и девушки Антония и Тертулла). По мнению Франки де Кавальери, «должна была существовать особая причина, установить которую агиограф нам не позволяет». Исследователь предположил, что миряне были схвачены за участие в запрещенных собраниях или сопротивление властям при аресте священников; репрессии против них могли быть связаны с особым положением Нумидии, к-рая находилась под контролем военных властей и подвергалась нападениям варваров ( Franchi de " Cavalieri.

http://pravenc.ru/text/2562006.html

В свое оправдание К. говорит, что «попасть в руки язычников и там исповедать Господа - это первое победное отличие; осторожно скрыться, чтобы благодаря этому сохранить себя для Господа,- это вторая ступень к славе» (гл. 3). Основной текст трактата - главы 4-36. К. воспринимает гонение на христиан как посланное Господом испытание за нарушение церковной дисциплины в мирный период (гл. 5). Он разделяет падших на неск. категорий. Во-первых, это те, кто принесли жертвы идолам и отреклись от своей веры добровольно после первых же угроз, из страха потерять свое имущество (главы 7-9, 11); такие с трудом могут заслужить прощение. К. предупреждает исповедников, чтобы они не заступались за таких людей, ибо снисхождение в подобных обстоятельствах может помешать должному искуплению их вины (гл. 15). Во-вторых, это те, кто были сломлены только после пыток и истязаний; такие заслуживают снисхождения (excusatio miserabilis) (гл. 13). В-третьих, это либеллатики, т. е. получившие ложное свидетельство (libellus) о совершении жертвоприношения, к-рые хотя и не осквернили своих рук, но запятнали совесть (гл. 27). Так или иначе, все падшие должны быть допущены к покаянию, после к-рого могут получить отпущение грехов через священников (гл. 29). 6. «О единстве Церкви» (De unitate Ecclesiae; CPL, N 41; PL. 4. Col. 493-520; CSEL. Vol. 3/1. P. 207-233; CCSL. Vol. 3B. P. 249-268; SC. 500), написан в кон. весны - нач. лета 251 г. ( Mattei, Siniscalco. 2006. P. 24; Маттеи. 2012. С. 49). Поводом к написанию этого важного экклезиологического трактата послужили церковные расколы: Новата и Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме ( Mattei, Siniscalco. 2006. P. 33-35). Хотя трактат был адресован карфагенским верующим и в особенности участвующим в Соборе африкан. епископам, из послания К. ( Cypr. Carth. Ep. 54. 4) известно, что он также отправил этот трактат рим. исповедникам, когда они были на стороне Новациана и выступали против законно избранного Римского еп. Корнелия. 4-я гл. трактата сохранилась в 2 версиях: в одной из них, более краткой, говорится о примате ап.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

II. Поучение (διδαχ, διδασκαλα, μελτη; doctrina, institutio). Первой характерной особенностью поучения как формы проповеди является наличие в нем одной темы, вытекающей из разбора определенного текста Свящ. Писания, празднуемого священного события, жития воспоминаемого святого или же определяемой проповедником произвольно. Избранная тема обычно раскрывается в логической последовательности, и проповедь имеет взаимосвязанное расположение мыслей. Этому способствует известная гомилетическая схема построения проповеди: вступление, основная часть, нравственное приложение, заключение. Обязательное наличие всех указанных частей является второй характерной особенностью поучения как формы проповеди. Однако подобный схематизм лишь средство для доступного и удобоприемлемого сообщения слушателям той или иной истины. Проповедник должен уметь использовать это средство и давать своей речи такой строй, к-рый наиболее удобен для достижения поставленных проповеднических целей. Характерной особенностью поучения является также образность, наглядность изложения материала. С этой целью в проповеди всегда должно присутствовать описание к.-л. поучительного события, назидательного примера, способствующего наилучшему усвоению слушателями раскрываемой темы. Темы для поучений избираются не очень трудные. Поэтому данной форме проповеди присущи доступность и простота содержания. К поучению не предъявляются требования завершенности и исчерпывающего раскрытия темы: оно имеет ограниченный объем материала, ему присуща относительная краткость речи. Язык поучения живой, общепонятный, чуждый ораторской изысканности и научности. Поучение всегда должно быть ориентировано на духовное состояние паствы и их религиозно-нравственные запросы. С такой целью эта форма проповеди может использоваться пастырем в любые дни церковного года: в дни Господских и Богородичных праздников, в дни памяти святых, при совершении церковных таинств и обрядов. Поучение рассчитано на широкий круг слушателей. Пример поучения - поучение свт. Киприана Карфагенского «О благе терпения» ( Cypr. Carth. De bono patient.).

http://pravenc.ru/text/166109.html

Во II-III вв. Д. стали называть лиц, преимущественно занятых катехизацией, в т. ч. в специальных огласительных уч-щах. Из подобных уч-щ наиболее известно Александрийское, где главами Д. последовательно были Пантен (ок. 180 - ок. 200), Климент Александрийский (ок. 200 - ок. 211) и Ориген (10-е гг. III в.- 231). Надо отметить, что эти раннехрист. Д. являлись, как правило, мирянами, хотя иногда в источниках (в актах мц. Перпетуи, у Киприана Карфагенского; Cypr. Carth. Ep. XXVIII) встречается выражение presbyter doctor, т. е. Д. в сане священника. Назначение на должность Д. в огласительном уч-ще происходило, видимо, по решению местного епископа. Употребление же термина «Д.» по отношению к самому епископу (см., напр.: Ign. Martyr. Polyc. 12. 2; 16. 2) имеет более общий смысл, восходящий к новозаветному (епископ, как и апостол, является проповедником христ. учения). Д. в Византии до XI в. могли называться любые школьные преподаватели; даже титул «вселенский дидаскал» (οκουμενικς διδσκαλος) принадлежал светским преподавателям. Епископы и богословы (напр., Максим Исповедник) могли называться Д., но только в общем смысле, как проповедники христианства ( Darrouz è s. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 66-70). Специфический смысл, связанный с церковным образованием, слово «Д.» приобретает только на рубеже XI и XII вв., когда при К-польском патриархе появились должности Д. Следует различать 2 основных вида церковных Д.: группу Д. в патриаршей школе при Великой ц. и 3 Д., занимавшихся экзегезой Свящ. Писания. В 1107 г. имп. Алексей I Комнин издал новеллу (RegImp, N 1168b к-рая юридически закрепляла должность церковного Д. при Великой ц. и определяла статус такого лица. Существуют также упоминания о том, что патриарх Николай III Грамматик между 1085 и 1105 гг. издал акт, устанавливавший должность церковного Д. (RegPatr, N 938f). На должность Д. могло быть назначено лицо, отличающееся выдающимися научными познаниями, безупречное в нравственном отношении и впосл. способное к занятию высших адм. должностей в К-польской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/171983.html

Согласно К., Покаяние состоит из 3 элементов: 1) публичной исповеди (exomologesis, confessio), 2) удовлетворения (satisfactio) Богу, соответствующего тяжести совершённого греха, 3) отпущения греха (remissio) и примирения с Церковью (pax, reconciliatio), происходившего посредством возложения рук епископа и клира (De lapsis. 29; Ep. 16. 2; ср.: Godet. 1908. Col. 2466). Б. Капелль выделяет помимо этого еще участие в Евхаристии как существенный элемент в примирении кающихся с Церковью (см.: Capelle. 1935). Так или иначе, К. учит, что «покаяние не должно быть меньше преступления» ( Cypr. Carth. De lapsis. 35). Для принесения удовлетворения Богу за прегрешения необходим пост, плач и рыдание (iram et offensam ejus jejuniis, fletibus, planctibus, sicut admonet ipse, placemus - Ibid. 29). Хотя, по мнению К., субъективный, личный фактор в процессе покаяния влияет на отпущение грехов (см.: Ibid. 17; Ep. 59. 13), объективный, церковный фактор примирения является «залогом жизни», поскольку он есть знак божественного прощения и снисхождения (Ep. 55. 13). К. особенно подчеркивает целительную силу и настаивает на тáинственном характере покаяния гораздо сильнее, чем все последующие лат. богословы вплоть до блж. Августина, к-рый развил учение К. в полемике против донатистов. В учении о Евхаристии К. особенно подчеркивает ее жертвенный характер. Евхаристия есть возобновление Крестной Жертвы; священник перед престолом занимает место Христа и точно воспроизводит то, что ради нас совершил Господь. К. исповедует реальное присутствие Тела и Крови Христовых в таинстве Евхаристии (De lapsis. 16; De orat. Dom. 18; Ep. 15. 1; 58. 9; 63. 2; 69. 6). Хлеб и вино являются ее незаменимыми элементами (Ep. 63. 2). Смешение в евхаристическом хлебе воды и муки, а в евхаристической чаше воды и вина означает соединение верующих со Христом. По свидетельству К., в его время в Карфагене Евхаристия совершалась не только в воскресенье утром (Ep. 63. 16), но и ежедневно (De orat. Dom. 18; Ep. 57. 3), как за здравствующих (Ep. 62. 4), так и за усопших (Ep. 1. 2); кроме того, она совершалась ежегодно в память мучеников (Ep. 39. 3). К. говорит о чудесной силе Евхаристии, оказывающей непреодолимое воздействие на людей (De lapsis. 25-26). Евхаристии, совершаемой еретиками и раскольниками, он не признавал (Ep. 72. 2). (Подробнее см. в ст. Евхаристия .) Эсхатология

http://pravenc.ru/text/1684710.html

( Cypr. Carth. Ep. 63. 12) - все это говорит в пользу того, что молитвы «Дидахе» имели реальное употребление. Из рубрик 9-10-й глав «Дидахе» большое значение имеют запрет принимать участие в Е. некрещеным; требование нравственной чистоты от причастников; позволение пророкам совершать благодарение не так, как записано в книге (практика свободного сочинения евхаристических молитв сохранялась в Церкви и во II-III вв.; см.: Bouley. 1981). Еще одно описание Е. в «Дидахе» содержится в 14-й гл. Она начинается с заповеди собираться вместе в воскресный день (греч. текст содержит здесь необычное сочетание κυριακ Κυρου, к-рое отдельные исследователи предлагали интерпретировать в смысле указания не на воскресный день, а на некий особый день года; см. статьи: Воскресенье , «Дидахе» ), чтобы «преломлять хлеб» (κλσατε ρτον) и «совершать благодарение» (εχαριστσατε), «исповедовав прежде прегрешения», «чтобы Жертва была чиста»; далее следуют предписание о примирении христиан друг с другом прежде совершения Е. и пояснение, что Е. есть та самая Жертва, о к-рой было сказано прор. Малахией (Мал 1. 11). Т. о., в 14-й гл. «Дидахе» содержится одно из древнейших свидетельств богословского осмысления Е. как Жертвы (в лит-ре встречается т. зр., что 14-я гл. «Дидахе» является позднейшей интерполяцией (см.: SC. N 248. P. 49, 63, 93), но обоснована она недостаточно (см.: Niederwimmer K. The Didache: A Comment.: Transl. Minneapolis, 1998. P. 194-199)). Если рассмотреть местоположение указаний о Е. в общей композиции «Дидахе», то в первом случае (главы 9-10) они следуют после предписаний о Крещении, посте и молитве, во втором (гл. 14) - связываются с воскресным днем. Поэтому можно предположить, что в первоначальной церковной практике Е. совершалась по воскресным дням, а также в тех случаях, когда происходило Крещение новообращенных. В целом Е. в «Дидахе» предстает как великая святыня, к к-рой не могут быть допущены некрещеные и для участия в к-рой верные должны соблюдать нравственную чистоту и находиться в мире с др.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Д. приносят епископу приготовленные Дары для совершения Евхаристии, а после их освящения причащают верных (Trad. Ap. 4. 2; 21. 27; 22; ср.: Can. Hipp. 3. 20); вносят светильник на вечерю общины (Trad. Ap. 25); помогают при совершении Крещения, принося епископу св. елей, сходя с крещаемым в воду, преподавая новокрещеным молоко, смешанное с медом, после причащения их Телом Христовым и причащая их Кровью Христовой (Trad. Ap. 21. 7-8, 12, 30; ср.: Can. Hipp. 19. 145; 31. 216; Cypr. Carth. De lapsis. 25); здесь же сохранился текст древнейшей молитвы поставления Д. Согласно «Дидаскалии апостолов» (III в.), Д. помогают совершать Евхаристию; охраняют церковные двери от входа неверных и недостойных; смотрят, чтобы каждый в церкви сидел на своем месте (Didasc. Apost. 12); через Д. верные обращаются с вопросами к епископу (Ibid. 9). Д. призывает к покаянию и примирению верных перед совершением литургии, восклицая: «Есть ли кто-нибудь имеющий обиду на брата?» (Ibid. 11). Участвуя в совершении таинства Крещения, Д. не только растирает св. елей по телу крещаемого, но может по повелению епископа и сам крестить (Ibid. 16; ср.: Tertull. De bapt. 17; Cypr. Carth. Ep. 72. 9). Сщмч. Киприан Карфагенский свидетельствует о том, что в особых случаях Д. за неимением пресвитера могли принимать исповедь ( Cypr. Carth. Ep. 12. 1). Д. на Востоке в IV-V вв. Среди вост. источников IV в. наиболее полно функции Д. описываются в «Апостольских постановлениях» , составленных ок. 380 г. в Антиохии. Согласно этому памятнику, Д. были главными помощниками епископа (Const. Ap. II 30, 44) и ведали офиц. перепиской (Ibid. II 58. 1); принимали приношения от верных (Ibid. II 27. 4); следили за порядком в храме (Ibid. II 57), рассаживая всех по местам (Ibid. II 58. 5); не могли крестить или совершать Евхаристию, но могли причащать (Ibid. III 11. 1; VIII 28. 4). За Божественной литургией Д. читали Евангелие (Ibid. II 57. 7; ср.: Hieron. Ep. 57; 147. 6; Sozom. Hist. eccl. VII 19. 6); возглавляли общую молитву верующих, возглашая ектении (об оглашенных, об одержимых, о готовящихся к принятию Крещения, о кающихся, о верных, после анафоры и благодарственную после причащения), на прошения к-рых народ отвечал: «Господи, помилуй» (в отличие от анафоры и др.

http://pravenc.ru/text/171911.html

основной темой оставалась борьба с донатизмом, получившим в Африке широкое распространение. В кон. IV и в нач. V в. на Соборах принимались решения по вопросам вероучительного (борьба со сторонниками пелагианства ), литургического и церковно-правового характера. Первый Собор, о к-ром сохранились сведения, был созван скорее всего в 20-х гг. III в. Карфагенским еп. Агриппином. Упоминания о Соборе содержатся в сочинениях сщмч. Киприана Карфагенского и блж. Августина. В Соборе участвовали епископы из Проконсульской Африки и Нумидии ( Cypr. Carth. Ep. 71. 4; 73. 3; здесь и далее по изд.: S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia. 1871. Pars. 2), к-рые признали недействительным крещение, совершаемое еретиками ( Aug. De unico baptismo contra Petilianum. 22//PL. 43. Col. 606-607; Idem. De bapt. contr. donat. II 12-14; III 2-3//Ibid. Col. 133-135, 139-140; Idem. Ep. 93. 10//PL. 33. Col. 338-339). Возможно, к этому Собору относятся решения, запрещавшие клирикам становиться попечителями и опекунами ( Cypr. Carth. Ep. 1. 1; 2. 1) (см.: Hefele, Leclercq. 1907. T. 1. P. 154-156; Clarke. 1984-1989. Vol. 4. P. 196-199). Между 236 и 248 гг., при Карфагенском еп. Донате, состоялся Собор африкан. правосл. епископов (место проведения неизвестно). Присутствовавшие на Соборе 90 епископов отлучили Привата, еп. Ламбезиса, как еретика. Решение Собора было обнародовано в посланиях Римского еп. сщмч. Фабиана и еп. Доната. Впосл. поданная Приватом апелляция была отвергнута сщмч. Киприаном и участниками Собора 252 г. ( Cypr. Carth. Ep. 59. 10). Св. Киприан Карфагенский. Мозаика баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. 1300–1310 гг. Мастер св. Цецилии Св. Киприан Карфагенский. Мозаика баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. 1300–1310 гг. Мастер св. Цецилии Известно о 7 Соборах, проведенных под председательством сщмч. Киприана Карфагенского. Первый из них состоялся после Пасхи 251 г. На Соборе было оглашено послание Римского еп. Корнелия , в к-ром сообщалось о его избрании на кафедру. Поскольку избрание Корнелия сопровождалось разногласиями среди рим.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Прежде чем быть рукоположенным, кандидат в епископы, как правило, должен был пройти все церковные должности (per omnia ecclesiastica officia; cunctis religionis gradibus - Cypr. Carth. Ep. 55. 8). Посвящение нового епископа должно быть справедливым и законным, основанным на принадлежащей церковному народу (plebs) власти избирать достойных и отвергать недостойных (potestas eligendi vel recusandi - Ep. 67. 3). Согласно К., основные функции епископа сводятся к управлению, совершению таинств, учительству и церковному суду (см.: Seagraves. 1993. P. 66-72). Во-первых, епископ есть пастырь, мудро управляющий своей паствой, следящий за миром и благочинием и предохраняющий Церковь от расколов ( Cypr. Carth. Ep. 55. 15; 60. 4-5; 59. 14; 71. 2). Во-вторых, он «священник, замещающий Христа», который подражает действиям Первосвященника Христа и приносит в Церкви истинную и полную жертву Богу Отцу (Ep. 63. 14). Крестить и отпускать грехи могут только предстоятели Церкви (Ep. 73. 7). Священнический авторитет и власть епископа утверждаются божественным признанием (dignatione) (Ep. 59. 5). В-третьих, епископ - учитель, который должен крепко придерживаться истинной веры Вселенской Церкви, учить ей и во всех евангельских и апостольских заповедях показывать смысл божественного домостроительства и единства (Ep. 73. 20). Епископ должен наставлять в истинной вере также тех, кто возвращаются в Церковь из ереси (Ep. 70. 3; 73. 22). При этом К. замечает, что епископу следует не только учить, но и учиться, потому что лучше будет учить тот, кто каждый день возрастает и преуспевает в изучении лучшего (Ep. 74. 10). В-четвертых, епископ - это «судья, на время замещающий Христа», имеющий судебную власть над своей Церковью и ее членами (Ep. 59. 5; ср.: Ep. 55. 3); источником этой судебной власти является священнический авторитет епископа (Ep. 59. 18; см.: Seagraves. 1993. P. 71). Судебная власть епископа реализовывалась, в частности, в праве отлучать от церковного общения и применять другие дисциплинарные взыскания в отношении клириков и мирян (см.: Cypr. Carth. Ep. 3. 3; 4. 4; 34. 1, 3-4; 48. 2; 49. 3; 52. 4; 59. 1; 68. 2, 4). В неподчинении епископской власти К. видит причину возникновения расколов и ересей (Ep. 66. 5).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010