Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ДЕТИ В РИТМЕ БОЛЬШОГО ГОРОДА 5 мин., 01.01.2008 Воскресная школа «Фомы» в книжном клубе «Буквоед» Ни громкой рекламы, ни богатых спонсоров... Об этих занятиях узнают благодаря народной молве. Несветский проект нашего журнала в светском магазине — «Воскресная школа “Фомы” в Санкт-Петербургском книжном клубе " Буквоед " . Доступно о главном Сегодня во многих приходах создают воскресные школы. Но далеко не везде проводятся занятия только для малышей. Оказываясь в больших группах, самые маленькие теряются среди ребят постарше. Еще один немаловажный момент — в церковно-приходских воскресных школах обычно преподают священники. Они прекрасно знают предмет, но не всегда имеют педагогическое образование. А ведь к малышам нужен особый подход, нужен именно талант учителя и умение достучаться до их ума и сердца. Санкт-Петербургское представительство журнала «Фома» два года назад запустило новый детский проект: в центре города, в книжном клубе-магазине «Буквоед на Восстания» была организована воскресная школа для самых маленьких. Общая установка «Фомы» — «Доступно о главном» — вскоре принесла плоды и здесь: воскресная школа довольно быстро нашла своих преданных учеников. Анна Олеговна Лобова — молодая учительница, выпускница педагогического университета. Когда-то она сама окончила воскресную школу, поэтому очень обрадовалась возможности работать с детьми, применять педагогические знания и при этом делиться своим духовным опытом, рассказывать о Боге. Многое в организации этих занятий стало для Анны новым — ведь в воскресную школу приходят дети от шести лет. Открытый урок Занятие, на котором мы побывали, было посвящено сотворению мира. Дети расселись за круглыми столиками, а позади маленьких слушателей расположились большие — их родители. Анна уже успела зарекомендовать себя как опытный и изобретательный педагог, но в тот день все же немного волновалась: пришли новые ребята, в том числе совсем ничего не знающие о Православии. Для многих родителей оно — лишь часть русской культуры, поэтому от Анны требуется не только хорошее знание истории Церкви и умение преподнести ее детям, но и новый, более глубокий подход. Позже Анна рассказала мне, что многие родители специально выбирают занятия, на первый взгляд вполне светские. Но в результате на них… знакомятся с основами Православия. И еще ни разу молодая учительница не встречала среди пап и мам недовольных этим. Что уж говорить о детях, которые особенно открыты и восприимчивы.

http://foma.ru/deti-v-ritme-bolshogo-gor...

А вот заслуга в создании первого образовательного учреждения принадлежит местному духовенству. Первую школу в селе 1 октября 1885 г. открыл иерей Андрей Никитин. Школа была церковно-приходская. В находящейся рядом с ней часовне совершались молебны учащихся. Два года А. Никитин совмещал обязанности духовника школы, директора и попечителя. А в случае отъезда поручал заботу о школе матушке или племяннице. Храм в селе действовал до начала 1930-х г.г. Сначала пострадала псаломническая школа, здание и имущество которой в 1918 г. передали сельскохозяйственному училищу, позже преобразованному в агротехникум. Здание имения, в котором обосновался техникум, прослужило до 1990-х г.г. прошлого века, когда пришло в полное обветшание. Техникум перешёл в новое здание, а бывшее имение Сенявиных перешло во владение его последнему законному владельцу - Липецкой и Елецкой епархии. На средства епархии и на пожертвования прихожан имение ремонтируется. Сохранился и дом, в котором жил священник. В бывшем «поповском доме» сейчас расположена аптека. Хотя храм был закрыт, но священника до поры не трогали. Но в 1930 г. старого больного его выгнали из дома. Приютили его знакомые, которых по двору звали " Оладниковы " . Эти люди, несмотря на бедность, были гостеприимны, звали людей на чай с оладьями. Бывший сельский священник прожил в этой гостеприимной семье недолго, его забрали знакомые в Верхнюю Колыбелку. Не оставили новые власти в покое и давших приют. Репрессированы были муж с женой, отправили их порознь в далёкие края, из которых они не вернулись. Арестовали хозяев дома во время молитвы, издевались над ними на глазах верующих, собравшихся помолиться. С 1930 г. в храме находилось зернохранилище, а часовню разобрали на кирпичи. Такая же участь ожидала и храм. Из кирпичей от двух храмов - Конь-Колодезского и Хлевенского - в райцентре построили школу. Долго ходила молва: «Сгорит такая школа!». Так оно и случилось в 1990-х г.г. Народ наш сполна испил чашу страданий за вероотступничество и вандализм, за попытку уничтожения духовных и культурных традиций. В.П. Телков рассказывал: «Был у нас такой дядя Лёша Калинкин. Всю жизнь ходил на одной ноге, сторожил капусту. Так вот он снимал с колокольни самый большой колокол - благовест. Он упал Калинкину на ногу и отрубил её. Был и ещё один молодец-отличник Пётр Крючков (по подворью " Курганов " ). Тот проявил инициативу и стал разбирать на кирпичи часовню. Мой дед пригрозил ему, что за такие дела тот с ума сойдёт. И точно: умница, комсомолец, отличник, которым гордилась школа, действительно сошёл с ума».

http://sobory.ru/article/?object=07279

Эти школы носят характер постоянного и довольно прочного учреждения. Они имеют особые помещения или наемные или даже собственные, специально для них предназначенные; местный приходской священник преподает -здесь обыкновенно только Закон Божий, прочие же предметы преподаются особыми учителями, в числе коих встречаются не редко лица, окончившие курс в средних учебных заведениях; преподаватели получают вознаграждение от содержателей школ в виде определенного жалования. Такова, например, смешанная школа при Богородско-Глуховской мануфактуре, учрежденная одним из директоров этой торговой компании А. И. Морозовым; законоучителем состоит здесь местный священник, а прочие предметы преподаются двумя учителями, кончившими курс в духовной семинарии. К тому же разряду относится также школа в с. Спас-Нудоле, Клинского уезда, устроенная на средства крестьян и попечительницы, и школа в деревне Степанькове, Звенигородского уезда; в обоих этих школах Закон Божий преподается местными священниками, а прочие предметы лицами, имеющими учительское звание. По стоимости содержания такие школы, конечно, не менее резко отличаются от школ первой категории: например, в начальных школах, устроенных г-жою Лабзиною в Павловском посаде, Богородского уезда, одно содержание преподавателей обходится 440 – 450 руб. в год. Очевидно, что такие школы гораздо ближе подходят по своему строю к обыкновенным, правильно организованным церковно-приходским и земским школам, чем к домашним крестьянским школкам грамотности. Переходную ступень между этими двумя противоположными типами составляют те, большей частью, очень мелкие 25 школки, которые устраиваются и содержатся местным духовенством; по своим размерам и по своей зависимости от личности преподавателя эти школы имеют сходство с домашними школками грамоты, но по составу преподавательского персонала, а следовательно, нужно думать, и по успехам обучения он приближаются к церковно-приходским школам, в числе коих, как было показано выше, есть некоторый процент таких, где преподавателями состоят только члены местных причтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

14 Здесь будет уместно привести отзывы из отчета Кирилло-Мефод. Братства за 1892–92 учебный год о состоянии некоторых школ, где все предметы преподаются членами причта. Вот эти отзывы: «В селе Волочанове, Волоколамского уезда, школа помещается в церковной сторожке. Заведует ею, законоучительствует и учительствует в ней приходский священник, помощником его и учителем пения состоит местный псаломщик, бывший воспитанник 1-го класса Духовной Семинарии. Об этой школе в отчете дан следующий отзыв; «Учат вместе; каждый школьник громко твердит свой урок. Дисциплины нет, отвечают сидя, точь в точь школа келейниц». В селе Дятловке, Подольского уезда, учит приходский священник, а помощником у него местный псаломщик. Состояние этой школы охарактеризовано следующим образом; «Уроки начитывают в слух; знаний никаких. О. П. живет здесь в 2-х верстах от с ела. Псаломщик не ходит сюда – далеко. Грустная школа». Такие примеры показывают, до какой степени трудно при нынешних условиях нашему сельскому духовенству вести преподавание всех предметов в начальных школах, и к каким нежелательным последствиям для школы приводит отсутствие в ней преподавателя, неотвлекаемого от школьного дела никакими другими служебными обязанностями. 15 Приведенные здесь цифры взяты из текста отчетов Кирилло-Мефодиевского Братства, без проверки их по приложенным к отчетам спискам преподавателей. 16 В Московской епархии кандидаты на должность наблюдателей выбираются самим духовенством на бдагочиннических съездах (Отчет Кирилло-Мефодиевского Братства за 1886 год, стр. 6). 17 Любопытно сравнить, между прочим, роль попечителя в земской и в церковно-приходской школах. Согласно статье 14 Положения 25 мая 1874 года, «Попечители и Попечительницы начальных народных училищ, заведывая делами вверенных учебных заведений, вполне ответствуют за порядок в сих заведениях». По инструкции же, действующей в Московской епархии п являющейся лишь развитием § 18-го правил о церковно-приходских школах, «Попечитель школы может посещать ее во всякое время, но он не должен, однако, при этих посещениях делать от себя непосредственно никаких особенных распоряжений, равно внушений и замечаний кому-либо из учащих, а обо всех своих наблюдениях имеет сообщать руководителю школы, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Очевидно, что без четко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна. В связи с этим К.Д. Ушинский предлагает «во-первых, преподавателю с большой осторожностью относиться к выбору предметов, подходя к нему с особым вниманием; во-вторых, предметы бесед с учащимися выбирать заранее и распределять на весь учебный год, при этом согласовав их с распорядителями школ». Что касается самих предметов и бесед, то К.Д. Ушинским рекомендовано в его статье «Воскресные школы» восемь тем: Нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. Во-первых, они позволяли ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково». Во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными. Именно воскресная школа давала понять, например, рабочему человеку преимущество образования. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, — писал К.Д. Ушинский, — составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство». Церковно-приходская (воскресная) школа: новые возможности В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

http://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye...

Некоторые университетские профессора преподавали и в духовных академиях: так, профессор Казанского университета А.П. Щапов одновременно был и профессором Казанской духовной академии, В.О. Ключевский свой курс русской истории читал и в Московской духовной академии. Духовная школа занимала солидное место в обшей системе образования в России. Только за 1837–1891 гг. православные духовные учебные заведения окончили 2 млн. 878 тыс. человек, в том числе 28,6тыс. – духовные академии, 850,5тыс. – семинарии и до 2 млн. – епархиальные училища 160 . Система духовного образования подготовила не только большой контингент церковных пастырей и видных церковных деятелей, но и трудившихся на «светском поприще» – в политике, науке, литературе и искусстве. Воспитанниками духовной школы были такие знаменитые люди, как выдающийся государственный деятель М.М.Сперанский, известные историки А.П. Щапов и В.О. Ключевский , общественные деятели и публицисты-демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, писатели Н.Г. Помяловский, Г.И. Успенский, Н.Н. Златовратский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, художники братья A.M. и В.М. Васнецовы. 6. Церковно-приходская школа Как указывалось выше в этой главе, реформа 1808–1814 гг. в качестве первой ступени духовного образования предусматривала церковно-приходскую школу. Она предназначалась для начального обучения детей и других сословий, в первую очередь податных. В первой половине XIX в. церковно-приходская школа не получила широкого развития. По данным И.Преображенского , в 1841 г. числилось 2700 церковно-приходских школ с 25 тыс. учеников. Существенный рост церковно-приходских школ начался в 50-х годах XIX в.: в 1851 г. насчитывалось уже 44713 школ с 93350 учениками, а в 1860 г. – соответственно 7 907 и 133 666 161 . Этому несомненно способствовала обстановка общественно-политического подъема в связи с подготовкой отмены крепостного права и разработкой других реформ Само правительство было заинтересовано в дальнейшем распространении церковно-приходских школ. Александр II, ознакомившись 4 июня 1861 г. с представленными обер-прокурором Синода А.П. Толстым сведениями, выразил свое удовлетворение и распорядился «об успехах по лому делу» доносить ему «ежемесячно». 26 июня 1861 г. последовал указ Синода епархиям об этом, Указ довели до сведения всех приходских священников под расписку, и он принял обязывающий характер «С этого момента открытие церковно-приходских школ приняло лавинообразный характер», – отмечает историк С.В. Римский. Уже в 1861 г. число церковно-приходских школ возросло до 18587, а число учеников в них до 320350 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторым средством должно признать проповедническую деятельность приходских пастырей, которую следует усилить, не подвергая её установленной для него цензуре, и внебогослужебные собеседования с народом, которые по характеру своему близко подходили бы к искренней, задушевной беседе отца с детьми; к ведению внебогослужебных собеседований следовало бы привлечь и некоторых членов приходской общины, отличающихся своей начитанностью и умственным развитием; на этих собеседованиях можно было бы рекомендовать для чтения желающих книги духовно-нравственного содержания, и выдавать таковые из церковной библиотеки, а также распространять среди прихожан листки, книги и брошюры религиозно-нравственного содержания в самом широком масштабе, не только изданные уже и прошедшие духовную цензуру, но даже собственного пастырского авторства. Издание книг, листков и брошюр последнего рода может принести народу громадную пользу, потому что в них пастырь церкви, зная состояние своей паствы, будет касаться известных уже ему сторон жизни своих прихожан. Наконец, третьим средством должна быть церковно-приходская школа, о лучшей постановке обучения в которой должна иметь неослабное попечение церковно-приходская община. В ней подрастающему поколению, будущим членам прихода, преподаются основы религии и христианской нравственности и закладываются в душу учащихся начатки той церковной дисциплины, существование которой необходимо для всякого благоустроенного прихода. Ввиду сего приходская школа всецело должна находиться в ведении приходского органа – совета, который должен давать ей не только материальные средства, но и указывать кандидатов на должности учителей и учительниц, представляя их на утверждение епархиальной власти, и избирать лиц, наблюдающих за ходом учебного дела. Лица эти могут принадлежать как к духовному, так и к светскому званию. Помимо приходской школы, община может также открывать и другие школы – ремесленные, воскресные, устраивать вечерние курсы, народные библиотеки, читальни и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При участии Синодального отдела по благотворительности на Урале пройдут трезвенная школа-слет «Увильды-2019» и слет трезвости и здоровья «Урал-2019» 20 июня 2019 г. 17:32 При поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению с 1 по 7 июля 2019 года на берегу озера Увильды Челябинской области состоится XI Международная трезвенная школа-слет «Увильды-2019». А с 10 по 16 июля на Мариинском водохранилище в пригороде Екатеринбурга пройдет Международный слет трезвости и здоровья «Урал-2019». Программы «Урал-2019» и «Увильды-2019» включают в себя лекции, обучающие семинары, тренинги и мастер-классы по утверждению трезвости и по профилактике зависимостей. Участников также ждут игры и спортивные состязания. «Люди, которые прекратили употребление алкоголя, часто не знают, как трезво проводить досуг и отдыхать на природе. Такие слеты — возможность совместить отдых и обучение, получить новые знания и познакомиться с интересными людьми, — сказал руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин. — Для специалистов и волонтеров эти слеты — возможность обменяться опытом, для зависимых — в комфортной атмосфере приобщиться к трезвому образу жизни». XI трезвенная школа-слет будет проходить с 30 июня по 7 июля на берегу озера Увидьды в Челябинской епархии. Цель школы-слета — объединение семей, взрослых и детских общественных организаций, педагогов, церковных приходов в работе по утверждению трезвости. Программа лагеря включает в себя лекции, обучающие семинары, тренинги и мастер-классы по направлениям: трезвенное просвещение; духовные и нравственные основы семейной жизни; православное воспитание детей и методика работы с подростками; жизнь приходской общины; социальное служение и благотворительность; досуговая программа (киноклуб, вечерки, спортивные соревнования, ромашковый бал, лазертаг). Во время школы-слета будут проходить богослужения, консультации со священниками и психологами, также участники смогут дать обет трезвости.

http://patriarchia.ru/db/text/5458054.ht...

Вместе с тем есть немало воскресных школ, которые сосредоточены исключительно на обучении своих воспитанников основам православной веры. Занятия в этих школах проводятся, как правило, в форме лекториев, когда настоятель или иной член клира собирает в определенное время своих прихожан, взрослых или детей, и, говоря языком действующего законодательства, обучает их религии, то есть учит, как правильно верить и жить по вере. В данном случае школа является одной из форм проповеди слова Божия, православным лекторием, так что ее нельзя назвать образовательным учреждением, школой в строгом смысле этого слова: ведь образовательной деятельности школа не ведет и в силу этого в государственной регистрации не нуждается. С учетом изложенного все воскресные школы можно разделить на две основные группы: – воскресные школы, ведущие образовательную деятельность; – воскресные школы, занятые проповедью слова Божия, обучением своих воспитанников религии. – Насколько необходима государственная регистрация воскресных школ? – На конференции этот вопрос был затронут во многих выступлениях. В целом было высказано отрицательное отношение к государственной регистрации воскресных школ. Моя точка зрения такова: если воскресная школа занимается дополнительным образованием, то может, хотя и не всегда, возникнуть потребность в ее государственной регистрации. Так, совсем недавно в Отдел религиозного образования обратился директор одной из московских церковно-приходских воскресных школ с просьбой помочь ему составить учредительные документы для школы, которая в настоящее время не зарегистрирована и существует как составная часть прихода. Это кажется директору неудобным. Дело в том, что школа не имеет своего счета, не может самостоятельно, от своего имени заключать договоры, вести финансово-хозяйственную деятельность. Любое действие, любой шаг, функция в хозяйственной сфере делается с ведома или согласия приходской администрации, любой документ школы должен быть подписан приходским старостой. По словам директора школы, и приход устал от волокиты со школой, и для школы это обременительно.

http://azbyka.ru/katehizacija/yuridiches...

Воскресная школа - то место, где ребенок может непосредственно пообщаться со священнослужителем, задать волнующие вопросы, получить на них ответы, да и просто побеседовать. По сути, приходская община как таковая начинается с воскресной школы, когда взрослые, дети и священнослужители как семья. Следует подчеркнуть, что воскресная школа не ставит задачу подготовить абитуриентов для семинарии, а помогает человеку приобщиться к Церковной традиции, получить систематические знания о Православии. Воскресные школы разные: большие и маленькие, городские и сельские, бывают и монастырские школы. Каждая школа имеет свой индивидуальный облик, свои подходы к обучению. Несмотря на непохожесть, цель у всех воскресных школ одна - привести человека в храм, к Богу. - Общество постепенно начинает приходить к осознанию того, что люди с ограниченными возможностями - это не люди второго сорта, они такие же члены общества, как и все мы. Существуют ли какие-нибудь программы обучения детей, молодежи с инвалидностью? Есть ли инклюзивные церковные школы? - Большинство православных школ является социально-ориентированными, то есть главным образом рассчитаны на учащихся из социально-незащищенных, многодетных семей, среди которых есть и дети с ограниченными возможностями. Православная школа имеет особый микроклимат, способствующий наибольшей адаптации таких детей. Сам уклад в наших школах располагает к наилучшему восприятию знаний, социальной адаптации детей. В школах для детей с ограниченными возможностями создаются условия для полноценного обучения наряду с другими детьми. - Существуют ли какие-то программы психологической реабилитации для священнослужителей, ведь многим из них приходится работать весьма непростых условиях (а порой экстремальных ситуациях)? - Такая программа психологический реабилитации есть. Она проводится во всех приходам Русской Церкви, в самых крупных городах и в самых отдаленных селах. Она называется - Божественная литургия. Понимаете, то, что держит священника, что бережет его душу, ум и разум от любых психологических перегрузок, стрессов и помешательств, - это не психотренинги, всевозможные релаксации или санатории, это то, что на языке христианского богословия называется «Божественная благодать». Убери ее от священника, и у него тут же, от колоссального психологического напряжения, как бы сказали, перегорят все лампочки. Но пока благодать Божия его хранит, поразительным образом он остается цел и невредим. Об этом вам могут свидетельствовать сотни священнослужителей. Каждая Литургия - это невыразимый прилив сил и духовной радости, без которых священнику невозможно совершать свое служение. Хотя, Вы правы, элементарный человеческий отдых еще никому не помешал. Но у каждого он проходит в соответствии с его потребностями и положением. Для кого-то это семья, а для кого-то - тишина кельи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010