Народное образование стоит в приходе весьма высоко благодаря дятельности С.А. Рачинского. В селе в память этого школьного деятеля, в 1907 г. устроена Св. Синодом двухклассная церк.-приходская школа с 6-годичным курсом, помещающаяся в каменном двухъэтажном здании, с общежитием на 60 человк, рекреационной залой, сельско-хозяйственными и ремесленными курсами. В праздничные дни, между утреней и обдней, ведутся в этой школе внебогослужебные чтения. В особом помещении сохраняется вся обстановка жизни С.А. Рачинского в старой его школе. С 1908 г. существует еще в селе одноклассная церковно-приходская школа для двочек. Попечительницей школ состояла В.А. Рачинская, после же её смерти попечительство над всеми церковными школами Татевского прихода принял на себя её племянник, камергер Высочайшего Двора, Член Государств. Совета, почетный попечитель церковных школ Конотопского уезда, Черниг. губ., Александр Константиновичь Рачинский, жертвующий ежегодно свыше 2000 р на четыре школы. В д. Шкалах открыта С.А. Рачинским в 1891 г. школа грамоты; в 1909 г. она преобразована в одноклассную церк.-приходскую школу. Точно также открытая С.А. Рачинским школа в дер. Зехине в 1909 г. преобразована в одноклассную церк.-приходскую. Поочередно в этих двух школах в воскресные дни вечером служатся всенощные бдения (как для учеников, так и для жителей, удаленных от храма на 6-10 в.). После службы бывает чтение назидательных статей и рассказов и бесид по поводу прочитанного. Всенощные и беседы нравятся народу, и их посещают до 300 человек, так что школьное здание не вмещает всех. В 1911 г. открыто земское начальное училище в д. Кулаках. Церк.-приходская школа в дер. Вязовах устроена С.А. Рачинским преимущественно также для прихожан с. Татева, и обслуживает она пять деревень этого прихода и только две деревни Кострицкого прихода, в пределах коего находится. Бывшие сотрудники и ученики С.А. Рачинского во всех этих школах стараются поддерживать традиции и порядок, заведенный им. Отношение народа к школе, особенно Татевской, самое доброе, даже благоговейное, так как школа эта не только дала многим грамотность и твердое нравственное воспитание, но многих также вывела и на путь широкой общественной деятельности.

http://sobory.ru/article/?object=10069

Мы говорим о недопустимости навязывания учащимся школ и вузов оккультно-магических и аморальных идей и практик под видом разного рода псевдонаучных дисциплин (валеология, «Основы жизнедеятельности в образовательном пространстве», различные псевдо-психологические занятия и т.п.). Тем более, школа не может быть местом пропаганды псевдорелигиозных сектантских доктрин. Принято 25 апреля 2001 г. единогласно 201 участником Конференции, представляющими 7 стран мира, 22 епархии Русской Православной Церкви. Положение о церковно-приходской воскресной школе для епархии города Москвы Система церковно-приходского образования создана с целью наиболее широкого православного просвещения народа. Церковно-приходская Воскресная школа является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к духовному преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение. Воскресная школа призвана помочь каждому верующему или стремящемуся к вере человеку стать сознательным христианином, живым членом Церкви Христовой. Хорошо работающая Воскресная школа способствует становлению приходской общины, она благотворно влияет на духовно-нравственную атмосферу в семьях учащихся и окружающих. Таким образом, церковно-приходская Воскресная школа как духовно-культурная среда, является чрезвычайно важной ступенью духовного обновления человека и освящения его жизни в миру, помогающей преодолеть разрыв между Церковью и обществом. 1. Церковно-приходская Воскресная школа должна действовать при каждом приходе епархии, и лишь в исключительных случаях она может быть создана как межприходская. 2. Конкретными задачами церковно-приходской Воскресной школы являются: – формирование православных представлений о Боге, мире, человеке и о самом себе; – воспитание благоговейного отношения к святыне; – изучение Евангелия и разъяснение Евангельского благовестия, вырабатывание навыка регулярного чтения Священного Писания;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Общеобразовательные. Специальные. 1. Церковно-приходская школа. 1.Пастырская школа 2. Духовное училище. 2.Духовная академия 3. Духовная семинария. 3.Педагогические курсы при академиях. 10 . Общеобразовательный характер христиански-гуманитарной школы. – Очевидно, все специальные школы должны находить свое предположение и основание в общеобразовательной, которая будет иметь для них пропедевтическое значение. Но нам могут возразить, что проектируемая христианская школа не есть общеобразовательная. Вследствие выдающегося значения, приобретаемого в ней богословскими предметами, вводимыми в нее под именем Закона Божия, или Христианского Учения, и преднамеренного некоторого приспособления ее курса и режима к дальнейшему специальному богословскому образованию, она есть школа, по крайней мере, специализированная. В ответ на что мы имеем полное право сказать, что христиански-гуманитарная общеобразовательная школа не более специализирована, чем светская общеобразовательная школа, также имеющая особое приспособление к высшему университетскому или специальному образованию, какова, например, классическая гимназия, даже по своему Уставу имеющая задачей не только давать общее образование, но вместе с тем «служить приготовительным заведением для поступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения» (§ 1). Реальные училища представляют еще большее приспособление к специальным техническим заведениям. Но от этого они не теряют общеобразовательного характера, потому что всестороннее общее образование представляет идеал, едва ли достижимый при настоящем состоянии нашей культуры. Даже простая школа грамоты представляет уже известную специализацию, ибо она изучает грамоту русскую, немецкую или французскую, или китайскую или другую какую. Общее образование, конечно, имеет своей задачей формальное развитие всех сил воспитанника, но, по самой природе вещей, формальное развитие не может обойтись без таких наук, которые наполняют воображение и ум воспитанника известной материей, известной суммой сведений, каковы, например, география, история, физика, психология.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Е. Вед.» 1899 г. 9-й). Относительно nomina заметим, что по свидетельствам некоторых гласных от духовенства на земских собраниях иногда нужно даже мужество, особое присутствие духа, чтобы на собраниях этих выговорить: церковно-приходская школа… Но ведь это такой крайний фанатизм, которого образованные люди должны бы, кажется, стыдиться и гнушаться. 39 Впрочем, встречаются и такие ценители церк.-пр. школы которые, сравнивая эту школу со школою светскою, ставят первую ниже последней – почему бы вы думали? – потому именно, что «светская школа по самому существу своему, якобы чужда всяких религиозных и национальных тенденций; церковная же школа, наоборот, ставит своей главной задачей распространение определенных религиозных, политических и национальных убеждений. А по сему церковная школа должна значительно уступать светской в деле распространения начатков знания; для выполнения задач просветительных, для уничтожения тьмы невежества, окутывающей темный народ, церковная школа едва ли может много сделать». Такую оценку церковной школы нам пришлось недавно прочитать в «Подол. Губерн. Вед.» (см. 123–127 1899 г.). Она так характерна по своей откровенности, что мы решили дополнить ею наш доклад. Вникая в нее и имея в виду цель светских земских школ по «Положениям» 14 июля 1864 г. и 25 мая 1874 г., невольно скажешь, что ценитель, кроме всех прочих своих достоинств, едва ли не еврей. 40 Церковная школа на всероссийск. выставке 1896 г. в Н. Новгороде. Спб. 1897 г. Сост. М. Макаревский. 43 Недавно (в 1898 г.) Курский губернатор, при открытии местного губернского земского собрания, убеждая земство, проявляющее антагонизм к церковным школам, оказать последним заслуживаемую ими материальную помощь, высказал, что обучение также хорошо ведется как в земских школах, так и в церк.-приходских и школах грамоты. «Разница, по словам г. губернатора, лишь та, что церк.-пр. школы и школы грамотности стоят в четыре раза дешевле земских школ» (Курск. Е. Вед. 1898 г., 50). 44 Говорящие о деятельности земства по народному образованию, говорят попутно и о деятельности духовенства на том же поприще. Естественно, что и мы в сообщении нашем коснулись земской школы. Если мы отметили серьезные, по нашему мнению, ошибки в «Положении 25 мая 1874 г.» и указали получавшиеся и возможные в будущем нежелательные результаты этих ошибок, то это сделали единственно из желания преуспеяния земским школам в достижении указанной для них главной задачи – утверждения в народе прежде всего религиозных и нравственных понятий (ст. 1-я Положения). Мы убеждены, что этого же пожелает земским школам и всякий, кто не вооружен против постановленной им главнейшей цели, оправдывающей и самое их существование. Читать далее Источник: Духовенство и народное образование: По поводу сообщения, сделанного в Собр. экономистов г. Соколовым «Земство и народное образование»/И.В. Преображенский. - Санкт-Петербург: Тип. Спб. акц. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1900. - 95 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Беда в том, что воскресная школа приносит пользу только если она – хорошая, если в ней царит хороший, добрый дух, если преподавание ведется продуманно, преподаватели хорошие, а главное – если школа вводит детей в опыт церковной жизни. А плохая школа со скучными или раздражительными преподавателями, проводящими непродуманную, формальную программу, школа, которой дети тяготятся или которую терпеть не могут, может быть не только не полезна для развития духовной жизни детей, а просто вредна. Нам, православным преподавателям, которым Бог поручил великое и ответственное дело помочь нашим детям стать хорошими православными людьми, нужно всегда помнить эти два ограничения: 1 . «Знания о Боге», которые мы хотим внушить детям, только один из немногих кирпичиков, только маленький кусочек всего того, что помогает росту, развитию «познания Бога», то есть духовному росту человеческой души. 2 . Если мы хотим принести эту, хотя и ограниченную, пользу духовному, христианскому развитию наших детей, мы должны очень тщательно, очень ответственно подготовить, продумать, проработать то, что мы пытаемся передавать детям на уроках, и как мы это делаем. То, как поставлена школа, как мы преподаем, какие у нас отношения с детьми, как дети относятся к школе, к преподавателю, имеет не меньше значения, чем то, что мы преподаем. 1. Воскресная школа должна служить входом в церковную, приходскую жизнь До того как говорить о содержании и программах преподавания Закона Божия, необходимо вдуматься в роль школы как части Церкви, как части церковного организма. Если этого не сделать, наше преподавание останется мертвым и отвлеченным. Главное значение школы в том, что она должна быть связана с жизнью Церкви и в то же время открыта, восприимчива к окружающей среде, к миру... Школа – как бы «прихожая» в квартире, открытая для входящих и вводящая их в главные комнаты. Может быть, эту мысль лучше пояснить примерами из жизни, чем теоретическими объяснениями. С совсем маленькими детьми, в детском саду, очень полезно бывает устроить посещение храма в часы, когда нет богослужения, когда детей можно водить по храму, подходить с ними к разным предметам в храме, давать им трогать, разглядывать. Можно тут же, в храме, научить детей креститься, прикладываться к иконам, ставить свечи, принимать благословение, подходить к кресту, к причастию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

12 . Значение этой школы. – Такая образовательная христианская школа имела бы весьма многостороннее значение и соответствовала бы разнообразным потребностям нашей современной жизни. 1. Прежде всего, она удовлетворяла бы потребности нашего духовенства дать общее образование своим детям, как тем, которые пожелали бы получить высшее образование в светских высших училищах (ибо она давала бы им не только права окончивших наши светские гимназии, но и возможность по своему развитию продолжить образование в этих высших заведениях наравне с гимназистами), так и тем, которые пожелали бы закончить свое образование в специальной богословской школе или в духовной академии, (ибо она служила бы школой подготовительной к этим специальным школам). Таким образом она служила бы нуждам духовного сословия, по существу. Но если бы она осталась в духовном ведомстве, она и косвенно удовлетворяла бы сословной нужде духовенства, своей дешевизной открывая доступ образованию его детей при его скудных средствах, как и теперь духовные школы имеют такое же субсидиарное значение. 2. Христианская общеобразовательная школа является школой, удовлетворяющей существенным потребностям нашей Церкви, и при том в двояком отношении: как школа, дающая общее образование будущим пастырям церкви, без которого немыслимо их специальное или профессиональное образование, и как школа христианская, распространяющая христианское образование в духе православной Церкви среди интеллигенции и народа, как школа, христианизирующая просвещение, т. е. преследующая ту же цель, какая входит в состав целей пастырской деятельности духовенства. Следует принять в соображение, что проектируемая христианская общеобразовательная школа сближает своих питомцев и с народом через начальное образование в церковно-приходских народных школах, как того желают одни проекты духовной школы, (третий тип духовной школы митрополита Флавиана и других иерархов) и с нашей интеллигенцией, получавшей образование в светской общеобразовательной школе, как того требуют другие проекты реформы духовной школы (второй тип духовной школы митрополита Антония и других). Таким образом христианская общеобразовательная школа не только удовлетворяла бы существенным потребностям Церкви, но даже и разнообразному пониманию этих потребностей, поскольку оно высказывается в настоящее время в различных проектах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Какие требования предъявляет народной школе Н. Бунаков, мы уже видели в предыдущей статье: напомним только, что по мнению этого популярного педагога, школа направляется «лучшими людьми данного времени». Там же мы указывали на стремление некоторых поборников земской школы объединить её задачи с задачами общеобразовательных учебных заведений. Все эти мнения представителей одного и того же направления мысли в школьном вопросе, довольно согласные между собой, очевидно, имеют мало общего с формально-программною точкой зрения на задачи народной школы. Считаем не лишним дополнить все эти мнения о задачах школы еще мнением Н. М. Горбова, который говорит: «русская народная школа, как школа православная, должна ввести своих учеников в церковную жизнь». В какой программе мы найдем это требование? В чем же дело? Программы и правила определяют задачи школы только с внешней, формальной стороны. Они создают только скелет школы, но никогда не могут выразить её духа. Поэтому одинаковость программ различных школ не может служить основанием для сравнения задач этих школ. Поэтому нельзя говорить, что задачи школ светской и церковноприходской аналогичны, так как программы этих школ одинаковы. Такой способ аргументации указывает или на поверхностность мысли или на желание, во что бы то ни стало, затушевать коренное различие в типах светской и церковной школы. Но сделать это не так легко. Народная школа дает не одну голую грамотность, но и развитие. Церковная школа дает религиозно-нравственное развитие в духе церковном. Пока защитники светской школы не докажут нам, что и светская школа дает то же развитие или, по крайней мере, имеет задачу давать именно такое развитие, до тех пор мы не можем говорить об одинаковости задач и имеем право всегда указывать на коренное их различие. III Кроме принципиальных противников церковной школы, как мы говорили, есть еще и противники «по недоразумению». Это те люди, которые по существу сочувствуют идее церковной школы, но относятся с недоверием к современной приходской школе, вследствие недоверия к способности духовенства вести школьное дело или по другим каким-либо причинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Fudel/na...

Создание Победоносцевым национальной школы в России придало силы его другу из сельской глубинки России на дальнейшие труды народного просвещения и вызвало его горячее одобрение: «Смелый Ваш эксперимент с восстановлением церковной школы, при всех недостатках, всё-таки обнаружил в среде сельского духовенства такой запас новых сил, на какой не могли рассчитывать и крайние оптимисты, и именно эти силы нам нужны в настоящий момент повального безумия в среде образованных мирян».   Церковно-приходская школа и современная средняя   Церковно-приходские школы нового образца, как и Татевская школа Рачинского, взятая за образец, ставили своей задачей не просто научить детей читать, писать и считать, но дать им «классическое образование в сельском варианте». Целью было как приобщение к сознательной духовной жизни в Православной церкви, так «и начало развития интеллектуальных и эстетических способностей, характерных для более высокого типа образования. Характерно, например, отношение к изучению церковно-славянского языка, в котором видели не только язык господствующей Церкви, но и возможность войти в традиционный культурный мир и уникальное средство развития формальных способностей ума, аналогичное тому, которое латынь и греческий играли в гимназическом образовании.   Церковно-приходская школа в Луге   Народное образование в церковно-приходских школах несло в себе поэтому также и элементы фундаментального образования. Не случайно известный российский математик академик В.И. Арнольд, оценивая новый проект реформы российского образования в начале XXI века, отметил, что во многих отношениях современная “модернизируемая” школа предъявляет меньшие интеллектуальные требования, чем четырехлетняя (двухклассная) дореволюционная церковно-приходская школа » . Со своей стороны, автор, на основании опыта преподавательской деятельности, может констатировать, − значительно меньшие требования. Ниже мы увидим, что даже курс советской средней школы, на порядок превышавшей по качеству образования современную эрэфовскую, «наиболее полно соответствует так называемым “высшим начальным училищам” по закону 1912 года. Лишь некоторые лучшие советские школы и только по отдельным предметам, например, по геометрии, изучавшейся по дореволюционному учебнику Киселева, достигали уровня гимназий» . Что уж говорить про нынешние.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/14/...

Число представителей духовенства в уездных земских собраниях можно было бы оставить прежнее, по положению 1870 года, т. е. по количеству земельных цензов, в губернском – по крайней мере по одному с каждого уезда, в общественных городских собраниях – от 3 до 5 и более, смотря по населению города, и на волостных сельских сходах – по одному в лице настоятеля приходской церкви. Доклад комиссии по церковно-школьному делу Святейшим Синодом признаётся неотложная надобность в реформировании и переустройстве церковного прихода и церковного управления, и это переустройство на тех или других основаниях в недалёком будущем совершится; а в таком случае школа церковная несомненно должна оказаться в новых жизненных условиях, и таким образом, в связи с ожидаемым церковным переустройством, естественно возникают вопросы о церковной школе. В числе их первый вопрос – таковой: должна ли и в реформированной приходской общине остаться церковная школа в её настоящем виде или, напротив, не следует ли объединить все начальные народные школы под одним общим названием и таким образом отказаться от школьного просвещения народа в духе заветов и требований православной Церкви? Принимая во внимание широкое развитие церковно-школьного дела в настоящее время, его прочную организацию, сочувственное отношение к церковным школам со стороны православного населения, громадные затраты на это дело со стороны Духовного Ведомства, наконец – имея в виду, что церковная школа, как показал опыт, несомненно служит незаменимой помощницей православной Церкви в борьбе с расколом и сектантством, что особенно важно именно в настоящее время, когда – по издании Высочайшего указа 17 апреля сего года – иномыслящим предоставлена свобода вероисповедания и многие льготы, положение же самой Церкви православной осталось без изменения, – комиссия пришла к такому заключению, что церковная школа по-прежнему должна быть оставлена и в переустроенной церковной общине. Решивши в положительном смысле первый вопрос, комиссия должна была рассмотреть и следующий, естественно вытекающий из такого, а не иного решения первого вопроса: если церковная школа должна быть сохранена и в реформированной приходской общине, то на какие средства она должна содержаться?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В защиту миссионерского значения церковно-приходской школы по поводу статьи о. Кутепова выступил также и орган училищного совета при св. Синоде – «Народное Образование» («Миссионерское значение церковных школ по отношению к расколу и сектантству». «Н.О.» май, 1897). «Церковно-приходская школа, говорит журнал, не может задаваться прямыми миссионерскими целями; для этого существуют особые миссионерские школы (внешней и внутренней миссии) с особым характером преподавания и обучения. Но церковно-приходская школа может оказывать непрямое миссионерское воздействие на население и может быть союзницей и помощницей внутренней (против раскола и сектантства) миссии в том отношении, что: 1) существуя в тех местностях, где рядом с православными живут раскольники и сектанты, она может привлекать в свои стены детей этих последних и воспитывать их в духе примирения с православною Церковью, 2) преследуя больше всего насаждение здоровых религиозных понятий в учащемся поколении и стремясь воспитать его в преданности и послушании Церкви, церковная школа должна оказать несомненное и большое влияние на ослабление раскольнической пропаганды среди православных, должна если не совершенно положить предел совращению православных в раскол и сектантство, то, по крайней мере, уменьшить случаи таких совращений. Церковная школа всем складом обучения и воспитания борется против двух основных источников нашего раскола и сектантства – религиозного невежества и духа противления Церкви. Это естественное соединение миссионерских задач с общепросветительными целями составляет, между прочим, исключительное и бесспорное преимущество церковных школь, по сравнению с светскими школами разных типов, где религиозное просвещение не стоит на первом плане». Журнал приводит несколько фактов благотворного воздействия церковно-приходской школы на окружающую раскольническую или сектантскую среду, и даже признательности к церковной школе со стороны раскольников и сектантов. Правда, известны случаи и враждебного отношения к церковно-приходской школе со стороны раскольников и сектантов; но эти случаи нисколько, по мнению журнала, не говорят против миссионерского значения этой школы, а скорее, напротив, подтверждают его, так как показывают, что сами вожаки раскола чувствуют опасность, которую несет дня них церковная школа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010