Фестиваль " Вера и слово " : каким будет свидетельство о Христе и Его Церкви в современных СМИ? Интервью с директором фестиваля «Вера и слово», ответственным редактором газеты «Церковный вестник» Сергеем Чапниным Второй международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» состоялся с 30 октября по 2 ноября в Москве. В его работе приняли участие более 300 делегатов из 57 епархий, а также представители светских СМИ, государственных и общественных организаций. Особенности и задачи православной журналистики, соотношение свободы и  ответственности, профессиональный и нравственный облик журналиста, перспективы сотрудничества православных и светских СМИ — эти и многие другие темы были в центре внимания участников фестиваля. В оживленных, открытых дискуссиях родился итоговый документ фестиваля . Кульминацией фестиваля стала церемония вручения премии «Вера и слово», которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Алексий. Главным организатором медиа-форума выступил Издательский Совет Русской Православной Церкви. Об итогах фестиваля порталу «Православие.ру» рассказал исполнительный директор фестиваля «Вера и слово», ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Исполнительный директор фестиваля «Вера и слово», ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин - Сергей Валерьевич, Вы не только организатор фестиваля православных СМИ, но и журналист, долгие годы работающий в церковных СМИ. Какие итоги фестиваля значимы для Вас? - Прежде всего стоит сказать, что по формату и программе Второй фестиваль «Вера и слово» серьезно отличается от первого, состоявшегося два года назад.  Мы решительно сократили количество пленарных заседаний и других форм «лекционного» общения. На центральное место мы поставили диалог, обмен мнениями. Более двух лет мы ведем мониторинг православных СМИ и хорошо представляем себе те проблемы, с которыми многие из них сталкиваются: низкий уровень финансирования здесь играет далеко не первую роль. Есть проблемы с разработкой концепций изданий; с представлениями о том, какой у тебя читатель; с базовыми профессиональными навыками; с распространением. На многие из этих вопросов мы готовили ответы, посвящая им отдельные семинары или доклады на круглых столах и секциях.

http://pravoslavie.ru/4710.html

1250 . А. Орлов Гречев Б. Г. Преп. Нил Сорский 1251 и «Заволжские старцы»-публицисты 1252 //Богословский вестник 1908. Т. 2. 5. С. 57–82 (3-я пагин.). (Начало.) —57— Произведения «заволжских старцев», касающиеся спорных вопросов современной им церковно-общественной жизни, представляют собою особое, заметно выделяющееся, течение в общем сложном круговороте древнерусской религиозной мысли конца XV-ro и XVI-ro в.в., выбитой ходом исторических событий из привычной покойной колеи. Течение это, вышедшее из пустынь отдаленного Заволжья, по-видимому, совершенно неожиданно сменило узкое русло монашеской жизни на широкий и бурный простор обсуждения церковно-государственных вопросов. – В своих произведениях публицистического характера «заволожские старцы» являются представителями известной иноческой школы, точнее – выразителями её нравственно-практических воззрений, в основе которых лежали идеи «великого старца», преп. Нила Сорского . Коренная противоположность между идеями Сорского подвижника и идеями, на которых покоилось господствующее обрядовое направление религиозно-нравственной мысли, невольно вызывала на сравнение столь расходящихся по своей внутренней сущности и столь близких по времени явлений; тем более, что в XVI веке отмеченная противоположность выступает с бьющею в глаза резкостью, так как обрядовые принципы в указанном сто- —58— летии находят окончательную теоретическую формулировку, с особенною рельефностью проявляясь, при этом, в крупных событиях церковно-государственной жизни времени. Результат такого сопоставления и представляет собою литературно-публицистическая деятельность «заволжских старцев». Отсюда понятно, – почему в каждом заволжце-публицисте выступает прежде всего ученик – берем это слово в возможно широком значении – Нила Сорского , а потом уже более или менее самостоятельный индивидуальный мыслитель. Идейная зависимость по содержанию и связь по происхождению между публицистическими произведениями «заволжских старцев» и произведениями Нила Сорского , раскрывающими его аскетическое мировоззрение, естественно, заставляет подробнее остановиться на последнем, не говоря уже о том, весьма важном обстоятельстве, что один из наиболее значительных, а потому и жгучих вопросов времени, – вопрос о монастырском вотчино-владении находит в произведениях Нила Сорского прямое, непосредственное решение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М. Муретов Журналы собраний Совета Императорской Московской Духовной Академии за 1914 год//Богословский вестник 1915. Т. 1. 4. С. 305–320 (3-я пагин.) —305— б) И. д. доцента А.В. Ремезова: «Небольшое по объему (в печати шрифтом «Богосл. Вестника» оно составило бы 80 стр.), но весьма содержательное сочинение г. Дьякова посвящено изложению воззрений папы Пия IX-ro на папство, как форму церковной и гражданской власти и как культурно-социальную силу. В нем нет, строго говоря, обещанного автором (4 стр.) «раскрытия церковного, церковно-политического и культурно-социального идеала», поскольку читатель не находит здесь изображения того мирового церковно-государственного строя, как, несомненно, предносился сознанию знаменитого папы в его удивительно широкой и энергичной деятельности: слишком аналитически сочинение построено, чтобы соответствовать этому ожиданию. Но взамен непосредственного исполнения своего обещания г. Дьяков дает читателю гораздо больше: его сочинение представляет нам величественную картину беззаветной борьбы могучей личности, одушевленной грандиозными замыслами, с противными ей и оказавшимися роковыми для неё течениями современности. С этой точки зрения не только понятным становится, но и составляет несомненный плюс, в отношении полноты изображения, слишком продолжительная на первый взгляд (165–183) остановка внимания автора на тех фактических подробностях, напр., культуркампфа, заимствованных из брошюры проф. А.П. Орлова, которые, не касаясь непосредственно воззрений Пия IX, дают резко очерченное представление о той крайне неблагоприятной исторической атмосфере, в какой пришлось папе осуществлять свои грандиозные замыслы. Нераздельное изложение в рассматриваемом сочинении воззрений в собственном смысле с указанием их практического осуществления оправдывается еще и тем обстоятельством, что Пию IX-мy, как человеку практики, были чужды теоретические интересы обоснования и всестороннего раскрытия его церковно-общественного идеала, с которым, вследствие этого, историк и может иметь дело не иначе, как в самом процессе его внешнего осуществления. В таком случае для целостности представления историк обязан выяснить тот основной принцип, который опре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—383— сиана. Нельзя прежде всего, упускать из виду, что кн. Вассиан, инок по принуждению, во-вторых, если в полемических сочинениях много ссылок и выписок из книг Св. Писания, то они были сделаны по необходимости, это были возражения противникам, их он бьет их же оружием: в «Беседе», рассчитанной на внимание общества, Вассиан опустил научный аппарат ссылок и выписок и тем сделал свое произведение доступным общественному вниманию; однако, чтобы воздействовать на настроение читателей, он старается затронуть их религиозные чувства: кара Божие, как возмездие за нарушение основоначал монастырского общежития, со всеми последующими общественными и политическими настроениями, основная нить «Беседы». Еще одно замечание. Как не старательно скрыл Вассиан свое авторство, но оно местами прорывается в метких характерных выражениях; Вассиана обвиняли в том, что он «чудотворцев» называл, «смутотворцами», «правила» – «кривилами». В «Беседе» аналогичное выражение иноки не «богомольцы», но «богоборцы», или «царское ко иноком не милосердство, но душевредство». Итак, «Беседа» важнейший памятник XVI в., рассчитанный на общественный интерес, вызванный борьбой по вопросу о допустимости монастырского землевладения. Автор памятника смотрит на монастырское землевладение под широким углом зрения, стараясь поставить в связь с монастыр. землевладением различные уклонения от общественного и политического правопорядка. Выясняя все эти данные «Беседы» и сопоставляя с ними события жизни опального инока кн. Вассиана, признаем в Вассиане автора «Беседы», написанной после суда 1531 г., чем и объясняется тон и общее гневное настроение автора. С. Авалиани Каптерев Н.Ф. (Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович). Протопоп Аввакум, как противник церковной реформы патриарха Никона//Богословский вестник 1909. Т. I. 3. С.384–408 (2-я пагин.). (Продолжение.) —384— Первоначальная деятельность Аввакума как священника в Лопатицах и протопопа в Юрьевце Повольском. Положение Аввакума в Москве после бегства из Юрьевца. Ссылка его в Сибирь, его сибирская жизнь и возвращение в Москву. Протопоп Аввакум как великий угодник Божий, как прославленный святой и чудотворец. Попытка государя, вызвавшего Аввакума из Сибири в Москву, примирить его с новым порядком церковных дел. Неуспех этих попыток. Окончательный отказ государя, ввиду упрямства Аввакума, от всяких дальнейших сношений с ним. Встречное стремление со стороны Аввакума отвлечь царя от церковной реформы Никона и его старание возвратить государя к старым до никоновским церковным порядкам. Неуспех этих стараний Аввакума и перемена в характере его отношений к царю. Отношение Аввакума к тогдашней русской церкви, к Никону, к русским иерархам и к никонианам вообще, как выражение его крайней ненависти к своим церковным противникам. Религиозная нетерпимость Аввакума. Его отрицательное отношение к науке и образованию. Несоответствие у Аввакума между его внешним подвигом и внутренним содержанием этого подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( Ин.12:23 ). Иисус же отвеща им, глаголя: прииде час, да прославится Сын Человеческий. 2116 Так как язычники желают поспешно видеть Его и беседовать с Ним, то поэтому говорит: «пришел час», ибо близко было время страдания, после чего тотчас же последовало призвание язычников. —80— «Часом» здесь называет настоящее время, – не другое что, ведущее Его к необходимости страдать, но это, указанное Его собственным определением, время. Совершив все, что приводило людей к вере, и проповедав учение о царстве небесном, желает наконец перейти к самой вершине надежды – умерщвлению смерти. Но это не могло бы быть иначе, как если бы жизнь не претерпела смерть за всех, дабы все мы жили в Нем. Поэтому то и называет Своею славою смерть и перенесение всех страданий за бесчестящих Его грешников. Впрочем, хотя и был всегда прославляем от ангелов на небесах, но крест был началом прославления Его, как Бога, на земле у язычников. Когда Он оставил оскорбивших Его Иудеев, Он перешел к язычникам, и прославляется как Бог среди них, ожидающих, что Он придет в Славе Отца ( Мф.16:27 ). Не 2117 чистое (бесплотное), говорит, Слово будет прославляться, но одного Сына показуя, неизреченно мыслимого из человечества и божества, говорит. «Сын Человеческий», ибо 2118 один Сын и Христос, не допускающей рассечения после вочеловечения, но есть и мыслится Богом и с плотью. Один 2119 Сын и Христос, не допускающий рассечения после вочеловечения, впрочем, за исключением того, что как мы сказали, мы признаем отдельно (ту и другую) природу Слова и плоти, и что они (обе природы) не одно и то же суть в умопредставлении (нашем), ибо хотя Он из сущности рож- (Продолжение следует). Гречев Б.Г. Заволжские старцы в литературном решении спорных вопросов русской церковно-общественной жизни конца XV и XVI вв.//Богословский вестник 1907. Т. 2. 7/8. С. 477–522 (2-я пагин.) —477— I. Русь получила христианство из руки удрученной политическими бедствиями и одряхлевшей нравственно Византии X–XI вв., почти совершенно похоронившей под бременем обрядов и пышных церемоний живой религиозный дух. Поэтому призванная к христианскому просвещению целого народа Византия поняла и осуществила свою миссию как простую передачу ему «чистой пшеницы» вероучения вселенской Церкви, с таким трудом сохраненной ею от примеси «еретических плевел»; вместе с ним она передала и церковно-богослужебный обряд, на котором лежала печать, хотя и потухавшего, но все еще могучего художественного гения грека; но она не могла в должной степени дать почувствовать новообращенным, что учение Христово есть «дух и жизнь». 2120 А между тем почва, на которой Византия явилась невольною сеятельницей спасительных семян учения евангельского, требовала от нее особенных забот в последнем направлении. Исторические памятники, содержащие сведения о насаждении христианства на Руси, показывают, что внешнее усвоение христианской религии опережало усвоение ее чувством и верою: одни крестились из уважения к авторитету князя, св. Владимира 2121 ,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мысль её ясна. Я спрашивал, было ли пророчество о Мессии исключительным пророчеством „с неба“, т. е. без всякого отношения к истории и переживаемой народом действительности, или напротив Дух Святой указывал и некоторый материал, и некоторый толчок для пророческого предведения в жизни народа. Вы сами признаёте, что „пророк в созерцании отдалённого будущего исходил нередко из событий своего времени“. Почему же мою дилемму Вы называете рационалистической? 2204 Никакая, даже самая простодушная наивность не может не понять, какой серьёзный смысл имеют все Ваши неприкровенные речи. Мне стоит не малого труда сдержать своё негодование, вызванное глубоким оскорблением, какое Вы нанесли мне, без всяких оснований подвергая сомнениям мои религиозные убеждения. Я воздерживаюсь от оценки Вашей статьи по её достоинству, так как, зная Вас, не допускаю с Вашей стороны злого умысла. Для меня ясен источник Ваших удивительно опрометчивых и ничем не вызванных возражений и упрёков. Он – в Вашей болезненной подозрительности в вопросах веры. Все люди, смотря на мир Божий, видят солнце, луну, звёзды, реки, моря, деревья и всё прочее, что создал Господь Бог. Но болезненному воображению помимо этого представляются иногда с воем и хохотом скачущие в пространстве бесы. Из каждой щели на глазах больного выползает по нечистому, чтобы тревожить его покой. Точно также и в Ваших глазах, о. Фаддей, между строками невинного текста мелькают всяческие искушения и „прелести“, мешая Вам понимать написанное. Мне не было бы никакого дела до Ваших искушений и „прелестей“, если бы Вы в борьбе с ними Вашей —462— неловкой рукой не задевали совсем в них неповинных людей. Но так как от Ваших „прелестей“ страдают Ваши ближние, то позвольте мне искренно пожелать Вам не поддаваться искушениям Вашей мнительной душой. В. Мышцын Мышцын В.Н. По поводу статьи свящ. Дим. Силина «К вопросу об оживлении церковно-общественной деятельности»//Богословский вестник 1905. Т. 3. 11. С. 463–473 (2-я пагин.) —463— Автор означенной статьи иногда скептически, иногда и прямо отрицательно относится к проектируемой в настоящее время реформе церковно-приходской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

245 газета, издаваемая в Петрограде с 1 января 1917 г. по 3 января 1918 г. Учреждена Указом Святейшего Синода от 11–16 ноября 1916 г. в качестве неофициальной части «Церковных ведомостей». Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: января) – (26 февраля); (7 апреля) – (31 декабря). В 1918 г. издан один номер (3 января). в 1917 г. редактировал профессор М. А. Остроумов. С апреля по октябрь 1917 г. «Вестник» издавался при Петроградской духовной академии, редактором был профессор Б. В. Титлинов, начавший нумерацию заново. С (19 октября) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал «Вестник» протоиерей Павел Лахостский. – Примечание. 246 «Всероссийский церковно-общественный вестник», после того как его редактором стал Б. В. Титлинов, стал рупором фактически только одной церковной «партии», – так называемого, «прогрессивного» духовенства. Большинство статей, печатавшихся в газете, принадлежали перу членов группы «демократического духовенства и мирян», созданной сразу же после падения монархии. Несмотря на то, что газета издавалась на средства Святейшего Синода, русский епископат подвергался критике, порой обвинения доходили до откровенной клеветы. В газете появлялись статьи, поддерживавшие социалистические идеи и резко критиковавшие прежний режим. В ней также печатались большие статьи о восстановлении Патриаршества, хотя редакция резко выступала против восстановления этого института, об отношении Церкви к выборам в Учредительное собрание, по вопросам церковно-общественной жизни и др. Позиция, занятая редакцией, вызвала негативную реакцию со стороны членов Собора. 30 членов Собора обратились 17 сентября 1917 г. с предложением о превращении газеты в официальный орган Собора, что и было сделано в октябре, по постановлению Собора. Б. В. Титлинова освободили от должности, а редактором газеты был назначен протоиерей П. Лахостский. – Примечание. 247 Член Собора, архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский), в 1917 г. был дважды подвергнут аресту по распоряжению Черниговского губернского исполнительного комитета, препровожден властями в Петроград, по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде и 6 мая 1917 г. насильственно уволен на покой, назначен управляющим Заиконоспасским монастырем. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Педагогика не преподается в большинстве светских учебных заведений, к учебному курсу которых требуют приравнять и курс семинарии. В петиции одной духовной семинарии в Учебный комитет при Святейшем Синоде, сказано, что „дидактика должна быть включена в курс общеобразовательных предметов“. Реформа семинарий, конечно, не должна быть простым приспособлением к курсу —630— гимназий или копией её строя, так уже отжившего и вызывающего столько справедливых отрицательно-критических суждений. Духовные семинарии при своей реформе должны пойти не по старой тернистой дорожке, но по новой, хотя и параллельно, чтобы прийти к одному пункту, – но более широкой и удобной дороге... В заявлении, что дидактика должна быть включена в круг общеобразовательных предметов“, прорывается сознание учащимися общеобразовательного значения педагогики... Педагогика есть, так сказать, идейная наука. Она всегда идет впереди того общества и времени, где и когда намечает лучшая идеи воспитания и обучения, так как они вытекают из сознания недостатков и недочетов действительности 2214 . Имея —631— связь с теоретически-научной и в то же время общественной и практической сторонами жизни, педагогика ве- —632— дет общество к лучшему будущему и проясняет общественное сознание. В этом влиянии её общеобразовательное и общественное значение, а в этом значении основание, чтобы педагогика в более широкой программе сделалась важным предметом курса наших семинарий 2215 . В. Яворский 1906, VII. С. Ш. [=Шумов С. П.] Собрание педагогов духовных училищ Московской епархии//Богословский вестник 1906. Т. 2. 7/8. С. 633–652 (3-я пагин.). —633— В начале этого года в жизни духовных училищ Московской епархии имело место знаменательное событие: представители педагогического персонала пяти д. училищ, не поддерживающие обычно никаких между собой сношений, не раз в указанное время собирались за одним рабочим столом. Что же вызвало их на совместную работу? Как известно, Св. Синодом было предписано семинарским и училищным Правлениям представить подробные мнения об изменениях Устава 1884 г. Находя, что в таком сложном вопросе весьма нелишне членам педагогического персонала духовных училищ обменяться мыслями, Правление одного местного училища возбудило пред Высшей властию ходатайство о разрешении общих собраний представителей училищных педагогических корпораций. Ходатайство имело успех, и педагоги пяти духовных училищ: – двух московских и трех уездных (Перервинского, Звенигородского и Дмитровского) имели в помещении Заиконоспасского училища 8 собраний по вопросу о реформе духовной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Относительно обстоятельств этого описанного в «Сказании» путешествия 1736 года опять заметим, что так же, как обстоятельства путешествия 1719 года мы отнесли к 1727 году, так и случившееся на мнимом свидании 1736 года мы должны отнести к действительному 1731–1732 года. Таким образом, датою путешествия Игнатия получается лето 1727 года, а датою второго – январь 1731–1732 года. Переходим теперь к описанию деятельности Игнатия Трофимова. П. Иустинов (Продолжение следует). Феодор (Поздеевский), еп. Путь обновления: Из речи на молебне перед началом учебного года в Московской Духовной Академии 1 сентября 1910 г.//Богословский вестник 1910. Т. 3. 9. С. 149–155 (2-я пагин.) 1907 —149— Нынешнее наше учебное новолетие, братие, начинается при иных несколько условиях и ставит нам особую задачу. Правда существо того дела, какое делалось и прежде и всегда в нашей школе, останется тоже самое, да оно и не может быть иным; но хочется, чтобы и условия выполнения этого дела и осуществление самой задачи нашей школы были настолько благоприятны и наше отношение к этой задаче настолько серьезно, чтобы школа наша могла действительно богатить оскудевшую всячески нашу жизнь дарованиями духовными. Скажем прямо: от нас с вами ждут и будут особенно напряженно ждать обновления и самой нашей школы, а чрез неё и возрождения духовной силы в той сфере, имя которой жизнь церковная и жизнь общественная. И кажется не нам одним, и не нашей только школе, предстоит задача оправдать возлагаемые на неё надежды обновить и возродить чрез собственное возрождение и жизнь, ибо Вы сами знаете, что это же самое дело преобразования, какое приложилось уже к нашей школе, прилагается уже и к другим типам школ. И конечно странно было бы спорить против того, что жизнь общественная может обновляться преимущественно чрез обновление и возрождение школы, выпускающей молодое поколение в качестве деятелей на всех поприщах жизни. Скажем также, что и вполне естественно это начавшееся теперь преобразование школ разных типов, как следствие и прямой результат недавно еще на наших глазах слу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 38. Религиозные конгрегации продолжают подлежать законам 1-го июля 1901 г., 4 декабря 1902 г. и 7 июля 1904 г. Ст. 39. Молодые люди, которые получили на звание церковных воспитанников разрешение, предусмотренное 23-й статьёй закона 15 июля 1889 г., будут продолжать пользоваться бенефициями, согласно ст. 99-й закона 21 марта 1905 г., при условии, что по достижении 26 лет они поступят на священнослужительскую должность, содержимую культовой ассоциацией. Ст. 40. В течение 8 лет, со дня опубликования настоящего закона, служители культов не будут избираемы в муниципальный совет в тех коммунах, где они будут исполнять своё церковное служение. Ст. 41. Суммы, остающиеся ежегодно свободными, вследствие уничтожения бюджета культов, будут распределены между коммунами в соответствие с размером налога на собственности. Ст. 42. Законные распоряжения относительно дней праздничных сохраняются. Ст. 43. Регламент общественной администрации, выработанный в срок 3-х месяцев, следующих за опубликованием настоящего закона, определит точно меры для обеспечения применения этого закона на практике. Регламенты общественной администрации определят усло- —370— вия, в которых настоящий закон будет применяем в Алжирии и колониях. Ст. 44. Отменяются все распоряжения относительно публичной организации культов, ранее изданные государством, а также и все распоряжения, которые противоречат настоящему закону (следует перечень распоряжений и декретов, подлежащих отмене). С. Знаменский Никодим (Милаш), епископ Далматинский. Рукоположение, как препятствие к браку: [Каноническое исследование]./Пер. Л. Раич//Богословский вестник 1907. Т. 1. 2. С. 371–385 (2-я пагин.). (Начало.) —371— Прошлой весной одно из авторитетных лиц за границей обратилось ко мне с просьбою разрешить ему два следующих вопроса: 1) о двенадцатом правиле Трульского собора, в котором говорится, что епископ женатым быть не может, и 2) о шестом правиле того же собора, что вдовые священники тоже во второй раз жениться не могут, иначе говоря, что рукоположение служит препятствием к браку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010