Календарь Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла ректору МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничему с 85-летием со дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего с 85-летием со дня рождения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего с 85-летием со дня рождения. Ректору Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президенту Российского союза ректоров академику В.А. Садовничему Уважаемый Виктор Антонович! Сердечно поздравляю Вас с 85-летием. Вся Ваша жизнь, от студенческой скамьи и доныне, неразрывно связана с Московским университетом, в котором Вы возрастали профессионально как ученый. В сложнейшие для России годы социально-политических трансформаций Вы возглавили этот старейший отечественный вуз, стремясь, с одной стороны, сохранить его уникальные традиции фундаментального образования и сплотить огромный преподавательский коллектив, а с другой — определить векторы перспективного развития, благодаря чему МГУ входит в рейтинги лучших высших учебных заведений и является общепризнанным научным центром мирового уровня. Ваше долгое и плодотворное служение на постах проректора, а затем и ректора отмечено не только выдающимися достижениями на ниве подготовки будущих поколений ученых-исследователей и интеллектуалов, работающих сегодня во многих странах, но и конструктивным взаимодействием с Русской Православной Церковью, в том числе и в вопросах, касающихся духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения. Подавая окружающим пример высокого профессионализма и ответственного подхода к решению научных проблем, Вы стяжали глубокое уважение коллег и любовь студентов, которые видят в Вас образец настоящего лидера и эффективного руководителя, талантливого преподавателя и энтузиаста своего дела. Во внимание к Вашим трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (I степени). Желаю Вам крепости душевных и телесных сил, бодрости и неоскудевающей помощи Божией в добрых делах. С уважением +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/patriarch/2024-04-03/...

См.: Гайдукевич В. Ф. Памятники раннего средневековья в Тиритаке//Советская археология. 1940. 6. С. 190–204. См.: Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 63–68. В VII в. история повторилась: между 613 и 619 гг. в Константинополь прибыл другой гуннский царевич, он тоже крестился и потом отбыл к себе. По-видимому, его судьба сложилась счастливее, чем судьба Горда, во всяком случае источники не сообщают о его гибели. Подробнее в кн.: Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. С. 107 и след. См.: Плетнева С. А. Средневековая керамика Таманского городища//Керамика и стекло древней Тмутаракани. М., 1963. С. 5–72. О керамике с христианскими символами см. С. 32–37. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 3. 37 618. С. 242. По этой нотиции епархия Таматарха входит в состав Готской митрополии. Ibid. Notitia 12. ? 136. С. 352; Notitia 16. ? 122. С. 389; Notitia 20. ? 46. С. 417. См.: Forbiger A. Handbuch der alten Geographie. Bd. 2: Politische Geographie Asia, Africa. Hamburg, 1877. S. 455. Главным городом синдов была Горгиппия (на месте современной Анапы). См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. P. 31. Note 3. Notitia 1. ? 62, 63, 64. P. 206; Notitia 2. ? 66, 67, 68. P. 218; Notitia 3. ? 82, 83, 84. P. 232 (здесь центром Зихской епархии вместо Никопсии назван Судак); Notitia 4. 67, 68, 69. P. 266 (центром снова названа Никопсия); Notitia 5. 67, 68, 69. P. 266 (опять — Никопсия). При полной неразработанности вопроса о церковно-канонической структуре и церковнм управлении православными епархиями, расположенными в северном и северо-восточном Причерноморье, дать какое-либо объяснение этому факту представляется затруднительным. Неразработанность вопроса дает простор всевозможным «научным» спекуляциям на этот счет. См.: Гадло А. В. Проблема приазовской Руси и современные археологические данные о южном Приазовье VIII–X вв.//Вестник Ленингр. ун-та. Серия истории, яз. и лит. 1978. Вып. 3. С. 55–65; Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. С. 1–216. Сказания упомянутых митрополитом Макарием мусульманских (арабских) авторов помещены в сб.: Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII до конца X в. по Р. Х.)/Собр., пер. и объясн. А. Я. Гаркави. СПб., 1870.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

(утвержден Патриархом Московским и всея Руси 22 октября 1996 г.; изменения и дополнения: 23 декабря 1999 г., 23 мая 2005 г., 1 июня 2011 г.) 1. Общие положения 1.1. Православная религиозная организация Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», именуемая в дальнейшем «Центр», является религиозной организацией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). (...) 1.11. Полное наименование Центра: – на русском языке – Православная религиозная организация Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»; – на английском языке – Scientific Ecclesiastical Center «Orthodox Encyclopedia». (...) 2. Цели, задачи и основные формы деятельности Центра 2.1. Основные цели деятельности Центра состоят в утверждении и распространении христианской православной веры и на этой основе, и в соответствии с канонами и традициями Русской Православной Церкви, осуществлении научно-исследовательской деятельности. 2.2. Главными задачами Центра являются: – осуществление научно-исследовательской деятельности по различным дисциплинам церковной науки; – осуществление благотворительной поддержки научных исследований и вовлечение в благотворительную деятельность православных религиозных и иных организаций Русской Православной Церкви; – привлечение к научным исследованиям в области церковной науки исследователей, научных организаций, образовательных учреждений, а также отдельных граждан и юридических лиц; – публикация результатов исследований. 2.3. Для реализации соответствующих целей и задач Центром осуществляются: – научно-исследовательская деятельность в общегуманитарной сфере; – издательская деятельность; – благотворительная деятельность; – музейная и библиотечная работа; – реализация литературы научно-религиозного содержания и предметов церковного искусства; – содействие православным религиозным и иным организациям Русской Православной Церкви в осуществлении научно-исследовательской и образовательной деятельности; – деятельность по созданию и распространению религиозно-просветительских фильмов и телепередач;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Публикация новых святоотеческих переводов, архивных первоисточников, расширение раздела «Критика и библиография», привлечение, наряду с известными учеными, молодых исследователей, уже зарекомендовавших себя в качестве хороших специалистов, — все это говорит о том, что данное издание все более соответствует высокому статусу центрального богословского издания нашей Церкви. В связи с этим в настоящее время прорабатывается вопрос о получении для «Богословских трудов» статуса ваковского издания. Одна из основных задач Издательского Совета — обеспечить всю Полноту Русской Православной Церкви богослужебными книгами. Продолжая традиции нашей церковной книжности и используя новейшие технологии, мы стремимся к тому, чтобы сформировать эталонную версию всего корпуса богослужебных книг Русской Православной Церкви в электронном виде, на основе которой, исходя из церковных потребностей, будут выходить в свет традиционные бумажные тиражи. Сейчас оцифровка всего круга действующих богослужебных книг нами практически завершена, идет филологическая и историко-литургическая проработка текстов. За последние четыре года мы, вслед за Типиконом и отдельными службами, выпустили новый Служебник (карманный и аналойный вариант), Псалтирь (также в двух форматах), Триодь постную, несколько новых книг серии «Праздники». Сотрудники Совета включены в работу по подготовке к публикации богослужебных текстов, не входящих в современные общецерковные издания, созданных в прошлые эпохи и создаваемых в наши дни. Издательский Совет постоянно согласовывает свои издательские труды со Священноначалием, с Председателем Синодальной библейской комиссии и с Синодальной богослужебной комиссией. Мы сотрудничаем с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия», с Отделом религиозного образования и катехизации, поддерживаем тесные связи со светской научной общественностью — с Российской государственной библиотекой, Институтом русского языка и Институтом славяноведения РАН. Мы также сотрудничаем с церковными издательскими структурами Украины и Беларуси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429979/

При этом Галиция после первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) отошла к Австро-Венгрии. К этому времени следов православия здесь уже практически не оставалось, поскольку еще в польский период православное население было обращено в унию. Формально Галиции следовало оставаться под властью митрополита «Киевского, Галицкого и Малой России», а значит и под властью Московского патриарха. По факту же, оказавшись в пределах Австро-Венгрии, эта территория номинально перешла под управление Буковинского митрополита (чья митрополичья кафедра находилась в Черновцах) и тем самым оказалась под властью Фанара. Никакого восстановления православной иерархии здесь не наблюдалось вплоть до начала деятельности Волынского архиепископа Антония (Храповицкого) в начале XX в., поскольку политика Австро-Венгерского правительства по отношению к православию во многом повторяла политику, проводимую до того властями Речи Посполитой. Никакие приезжие архиереи не смогли в Польше и Австро-Венгрии поспособствовать восстановлению православной иерархии. Таким образом, оптимизм В. Ченцовой относительно положения дел в Киевской митрополии в 70–80-х гг. XVII в. из-за пребывания здесь приезжих архиереев не оправдывается историческими параллелями. Политика властей Речи Посполитой, направленная на уничтожение православной иерархии, на самом деле требовала вмешательства русского правительства и Московского патриарха. К счастью, российские власти и киевское духовенство не обольщались присутствием в митрополии приезжих архиереев и не особо на них полагались, а оказались более дальновидными, способными осознать всю опасность безнадежного положения православной иерархии и предпринять соответствующие меры. Это осознавали также в Константинопольском патриархате, о чем свидетельствуют документы: грамота Парфения (февраль 1685 г.) и комплекс грамот Дионисия (май-июнь 1686 г.). О датировке грамоты патриарха Парфения IV. В изданномцерковно-научным центром «Православная энциклопедия» сборнике среди документов под 118 была впервые опубликована малоизвестная даже среди ученых-историков грамота патриарха Парфения IV, требующая от Московского «архиепископа» рукоположить на митрополичью Киевскую кафедру Печерского архимандрита Иннокентия (Гизеля) .

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Б. Н. Флоря. " О критике В. Г. Ченцовой сборника документов «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью» "   Изданный Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» сборник документов «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью» с исследованием событий, которые привели к воссоединению, вызвал обширный отклик В. Г. Ченцовой . Подвергнув критике ряд положений, выдвинутых в книге, исследовательница предложила ряд собственных реконструкций исторических событий. Что касается различных претензий к изданию и ряду важных положений исследования, то убедительный ответ был дан и в публикуемой рецензии на труд В. Г. Ченцовой украинских авторов, и в тексте, написанном К. А. Кочегаровым. На некоторых моментах хотелось бы остановиться подробнее. В построениях Ченцовой большое место занимает датировка 1675–1676-ми гг. грамоты Константинопольского патриарха Парфения, разрешавшей поставление Киевского митрополита в Москве. Следовало бы ожидать, что, придя к такому выводу, исследовательница предпримет изучение материалов архива Малороссийского приказа этих лет, о богатстве которого, особенно по историко-церковным связям, известно из исследования В. Эйнгорна . Однако, не проделав такого исследования, Ченцова сформулировала ряд отрицательных заключений о гетмане И. Самойловиче, главе Левобережного гетманства и его политике. По ее убеждению, никакой заботы о православных и их положении в Речи Посполитой гетман в течение долгих лет не проявлял. На этом фоне для читателя пропадает тот очевидный факт, что серьезное беспокойство о судьбе православных в Речи Посполитой в связи с гонениями на них и принуждением их к унии четко обозначилось еще до прихода Самойловича к власти . И это было беспокойство не только гетманской власти и православного духовенства, но и более широких кругов населения. Об этом свидетельствуют решения казацкой рады широкого состава в Батурине в 1671 г. К русскому правительству постоянно направлялись просьбы добиться от польско-литовской стороны соглашений, которые дали бы православным жителям Речи Посполитой гарантии, что гонений больше не будет. Действия Самойловича в этом плане явились прямым продолжением такой политики и, как видно из материалов, опубликованных в «Воссоединении...», пользовались поддержкой на Левобережье. Гонения усиливались, и гетман и общество Левобережья должны были на них реагировать.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985765/

поиск:   разделы   рассылка Религиозные телепрограммы Официальные отчеты ведущих телеканалов России свидетельствуют о том, что они исправно следуют программной сетке. К сожалению, приходится констатировать, что число программ, имеющих какое-либо отношение к религии, ничтожно мало. На Первом канале выходит программа " Слово пастыря " (суббота, 08.50). Самая старая программа (с 1994 года), содержащая ответы на вопросы, которые дает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. На Канале Россия недавно стала выходить программа – " Мусульмане " (пятница, 13.30). Еженедельная программа , посвященная традициям, обычаям, культуре народов России, исповедующих ислам. В 15 минут эфира вмещается три-четыре сюжета и короткие комментарии ведущей – Динары Садретдиновой. На этом же канале с понедельника по пятницу в рамках программы " Доброе утро, Россия " 50 секунд отводится " Православному календарю " , застать который в связи с меняющимся временем практически невозможно. С недавнего времени студия " Неофит " работает над выпуском сразу двух программ: (1) " Библейский сюжет " выходит на канале " Культура " по субботам в 10.10. Еженедельная субботняя программа, практически не имеющая ничего общего с религией как таковой. Вместо прежнего ведущего – священника – программу ведет художественный руководитель студии Дмитрий Менделеев. Этот телевизионный проект посвящен христианским сюжетам в мировой культуре. (2) " Православная энциклопедия " – программа , ассоциированная с Церковно-научным центром " Православная энциклопедия " . Выходит на ТВЦ (суббота, 9.45). О других религиозных передачах на канале " Культура см. здесь . Православно-патриотическая программа " Русский дом " выходит на 3-й канале (воскресенье, 15.25) при поддержке банкира Сергея Пугачева. На особом сайте можно просмотреть сюжеты, записанные в формате RealMedia. На том же канале выходит программа " Предстоятель " (суббота, 9.30), освещающая деятельность Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://religare.ru/2_342.html

Министерство обороны РФ продолжает возвращать Церкви ее историческую собственность 13 марта 2015 г. 16:06 В рамках исследования государственно-церковных отношений в современной России Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» был сделан запрос в Министерство обороны РФ относительно мер по передаче имеющихся в распоряжении министерства объектов религиозного назначения в ведение Русской Православной Церкви. В ответ на запрос из министерства была получена справка, в которой сообщалось о деятельности Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в качестве органа, уполномоченного осуществлять управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными министерству обороны организациями. В том числе департамент курирует несколько проектов по передаче ряда объектов их историческому владельцу — Русской Православной Церкви. Возглавляет ведомство Д.А. Куракин, его заместителем является Д.В. Суханов, под наблюдением которого и осуществляется реституция церковной собственности и передача Церкви иных объектов для использования в религиозных целях. В частности, летом прошлого года Департаментом имущественных отношений Минобороны России в собственность Мытищинского муниципального района Московской области передан земельный участок для строительства православного храма на территории недавно созданного Федерального военного мемориального кладбища. В период с 2012 по 2014 г. департаментом были возвращены исторически принадлежавшие Церкви объекты, которые передали в безвозмездное пользование Крутицкому Патриаршему подворью в Москве, Сестричеству милосердия св. преподобномученицы великой княгини Елизаветы, Рязанской, Нижегородской, Вятской, Оренбургской и Омской епархиям Русской Православной Церкви. Министерством обороны были возвращены Церкви здания бывшего Архиерейского дома и крестовой церкви при нем во Владикавказе. Военные также возвратили верующим и здание Введенской церкви села Введенского Кстовского района Курганской области. Министерство обороны также выделило земельные участки Александро-Невскому Ново-Тихвинскому женскому монастырю в Екатеринбурге и Липецкой епархией Русской Православной Церкви — для строительства храма в честь иконы Божией Матери «Благодатное небо» в Липецке. В декабре 2014 г. Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ и его руководители Д.А. Куракин и Д.В. Суханов совместно с представителями Русской Православной Церкви приняли решение разработать перечень недвижимого имущества. Также идет подготовка проекта изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. 234 в части исключения из моратория объектов религиозного назначения. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4012843.ht...

По итогам заседания были приняты следующие документы: В ходе заседания также был представлен комментарий к закону о свободе совести и религиозных объединениях, подготовленный Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» совместно с Высшей школой экономики и Юридической службой Московской Патриархии. Патриархия.ru за темою голови мусульман Кавказу у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] Верховного Католикоса II у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] перше у 2024 з Ради з об " при з питань та Ради при РФ з об " Заява ради [Документи] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на юбилейном заседании Межрелигиозного совета России : та звернення] В пройшов круглий Церкви як миру: внесок у У зростання на християн у африканських з ключовими словами – рада   новини закликали до негайного та припинення вогню у Газа Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Представник Церкви Сходу направив Кирилу у зв " язку з в «Крокус перше у 2024 з Ради з об " при Церкви до Оновлено склади Церкви у з з Маланкарською Церквою та у з з Церквою До прибула Церкви перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2602205...

Б.Н. Флоря. О критике В.Г. Ченцовой сборника документов «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью» 9 апреля 2021 г. 13:29 Статья доктора исторических наук, члена-корреспондента Российской академии наук Б.Н. Флори. Изданный Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» сборник документов «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью» с исследованием событий, которые привели к воссоединению, вызвал обширный отклик В.Г. Подвергнув критике ряд положений, выдвинутых в книге, исследовательница предложила ряд собственных реконструкций исторических событий. Что касается различных претензий к изданию и ряду важных положений исследования, то убедительный ответ был дан и в публикуемой рецензии на труд В.Г. Ченцовой украинских авторов, и в тексте, написанном К.А. Кочегаровым. На некоторых моментах хотелось бы остановиться подробнее. В построениях Ченцовой большое место занимает датировка 1675-1676-ми гг. грамоты Константинопольского Патриарха Парфения, разрешавшей поставление Киевского митрополита в Москве. Следовало бы ожидать, что, придя к такому выводу, исследовательница предпримет изучение материалов архива Малороссийского приказа этих лет, о богатстве которого, особенно по историко-церковным связям, известно из исследования В. Однако, не проделав такого исследования, Ченцова сформулировала ряд отрицательных заключений о гетмане И. Самойловиче, главе Левобережного гетманства и его политике. По ее убеждению, никакой заботы о православных и их положении в Речи Посполитой гетман в течение долгих лет не проявлял. На этом фоне для читателя пропадает тот очевидный факт, что серьезное беспокойство о судьбе православных в Речи Посполитой в связи с гонениями на них и принуждением их к унии четко обозначилось еще до прихода Самойловича к И это было беспокойство не только гетманской власти и православного духовенства, но и более широких кругов населения. Об этом свидетельствуют решения казацкой рады широкого состава в Батурине в 1671 К русскому правительству постоянно направлялись просьбы добиться от польско-литовской стороны соглашений, которые дали бы православным жителям Речи Посполитой гарантии, что гонений больше не будет. Действия Самойловича в этом плане явились прямым продолжением такой политики и, как видно из материалов, опубликованных в «Воссоединении...», пользовались поддержкой на Левобережье. Гонения усиливались, и гетман и общество Левобережья должны были на них реагировать.

http://patriarchia.ru/db/text/5796086.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010