И паки далее вещает святой Иоанн: И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится ( Откр.17:8 ). Лицезрение Страшного Суда, каким видел его святой Иоанн, согласуется с видением пророка Даниила: И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ). То, что здесь упоминаются многие книги, следует понимать, что у каждого человека есть отдельная книга его собственных дел и поступков, а сверх того – существует и та общая книга, в которой пребудут записанными имена всех спасенных. В церковном Предании есть немало свидетельств об этих личных книгах (или свитках. – Пер.). Особенно широкое распространение получили свидетельства праведной Феодоры, послушницы преподобного Василия Нового. По завершении Божия Суда Иоанну является новое небо, и новая земля, и вышний Иерусалим, город, полный сияния и славы Господней. Никого скверного и нечистого не пустят в этот город; никто не войдет в него, кроме Ангелов и Божиих праведников. Ибо говорится: И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни ( Откр.21:27 ). Напоследок святой Иоанн угрожает каждому, кто осмелился бы нечто добавить к его видениям либо что-то изъять из них: И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни ( Откр.22:19 ). Доселе приводили мы свидетельства пророков и Апостолов о незримой Книге жизни. А теперь укажем на свидетельство Всевышнего и Истиннейшего – на свидетельство Самого Господа, для Которого и пророки, и Апостолы были лишь служителями, призванными к участию в Домостроительстве человеческого спасения. Когда Господь, помимо первых двенадцати, избрал еще семьдесят Апостолов и послал их в народ проповедовать Благую весть, исцелять больных и очищать людей от бесов, [то] они всецело поступили по данной им заповеди и выполнили свою задачу к великому собственному удовольствию. Ибо возвратились они с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем ( Лк.10:17 )! Так говорили Апостолы, полагая, что это величайший дар, который Бог может дать людям – [дар] побеждать и изгонять бесов. Но Иисус не хочет, чтобы их ум останавливался на этом даре могущества над духами зла. Желает Он, чтобы Его ученики и их последователи думали о [чем-то более] совершенном (букв:, позитивном. – Ред.) о главной цели жизни – о Царстве Небесном, что знаменует собой Божий дар, превысший всех прочих дарований. Посему и отвечает Он им:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И почему есть воскресение? Потому, что когда грех умер, правда воскресла, и когда древнее житие загладилось, новое и ангельское живет» (Беседа 10 на Послание к римлянам). Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: «Изыдут творившие добро в воскресение жизни» (Ин.5:29). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр.20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся. Глава 5: Прещения некающимся     «Я предам вас мечу, все вы падете через заклание, ибо Я звал вас, и вы не послушали; говорил, и вы не слушали, и сотворили лукавое предо Мною; и избирали то, чего Я не хотел. Посему так говорит Господь: вот рабы Мои будут есть, вы же будете алкать; рабы Мои возрадуются, вы же будете в стыде; рабы Мои возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от сокрушения духа восплачете» (Ис.65:12—14)     «И приду к вам для суда, и буду скорым Обличителем чародеям, и прелюбодеям, и клянущимся ложно именем Моим, и лишающим платы наемника, и делающим и притесняющим вдову и сироту, и творящим превратный суд пришельцу, и... не боящихся Меня», — говорит Господь Вседержитель (Мал.3:5).     «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:1—3).    «Если не обратитесь, оружие Свое очистит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс.7:13—14).     «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:4—6).    § 152. Сама угроза Божия не что иное показывает нам, как Его к нам милосердие. Ибо как будущие блага в Слове Своем объявил ради того, чтобы мы, взирая на них верою, стремились к ним и искали их, так и то, что должно быть злого: ад, геенну, огонь вечный, червя неусыпающего, тьму кромешную, скрежет зубов и прочее, которыми грешники мучимы будут, — в том же Слове ради того представляет, чтобы, послушав о них, старались их избежать. Для этого и о прежде бывших казнях Божиих, как-то: всемирном потопе, сожженных Содоме и Гомморе и прочем — в Святом Писании написано, чтобы мы, взирая на них, остерегались делать то, что те грешники делали, и так бы тем страшным наказаниям, какими они пострадали, или подобным, не подпали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мы видим, что Апостол решил принять участие в том, что само по себе не имело спасительного значения и было шагом назад. И видим, что ожидаемой пользы это не принесло. Но видим и то, что Апостол пошел на это, во-первых, искренне желая церковного мира, а во-вторых, по послушанию; и уж конечно, не ради того, чтобы просто избежать страданий. Для нас же пусть этот случай послужит предостережением. Потому что мы, если отступаем от истины, то делаем это совсем не по любви и послушанию, а по своеволию и трусости. И какие бы мы тут мотивы ни придумывали, чтобы усыпить совесть, все равно, выше, чем у Апостола Павла, они не будут. А отсюда для нас должно быть совершенно очевидным, что никакое отступничество, никакое искажение истины в угоду человекам или своим страстям, или так называемым «высшим соображениям» никогда и никого ни к чему доброму не приведет. О истине и ее осколках Среда Ин. 16:15–23 Деян. 23:1–11 Когда Апостол Павел после своего последнего путешествия пришел в Иерусалим, он был оклеветан и чуть не растерзан толпой. Римский военачальник силой отбил его и на следующий день поставил перед синедрионом, «желая достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи» ( Деян. 22:30 ). Сначала все единодушно были против Павла, но Павел вовремя произнес всего лишь одну фразу, и тут же «произошла распря», «собрание разделилось», «сделался большой крик», всем стало не до Павла, и так он избежал суда. А перед этим описывается, как он избежал побоев, вовремя открыв свое римское гражданство. Но для чего же тогда Павел говорил на пути в Иерусалим: «Я хочу не только быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса?.. Однако далее все объясняется: «В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме». А чтобы отправиться в Рим на суд императора, нужно и римским гражданином быть, и показать неправду иудейского суда. И хотя Павлу все стало ясно только теперь, но все-таки шел он в Иерусалим «по влечению духа» ( Деян. 20:22 ). Дух вел его и побуждал на те или иные действия, истинная цель которых теперь, наконец, открылась.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Откуда ты, беззаконный человек и составитель нечестивых вещей, учишь, вопреки Божественным заповедям Христа и законам Св. Апостолов и Св. Отцов, воздавать битьем, денежными штрафами в зависимости от социального положения виновного? Неужели не слышало твое невнимательное ухо нашего законодателя и учителя Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, Который учил в Mф. V, 20 : «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Но какая праведность в твоей нечестивой компиляции, устанавливающей, что, если кто безчестит Патриарха, тогда после суда выдается ему головой, другой бьется кнутом, третий плетьми, иный сажается в тюрьму или щтрафуется, как это установлено в твоем безумном и проклятом Уложении» (I, 474). h9 vi) Никон о статьях Уложения, парализующих пастырское воздействие Далее Никон переходит к X гл. ст. 91 и 92, не касающихся духовенства и устанавливающих наказание за безчестие, нанесенное думным чинам со стороны иных светских чинов, при чем для более высоких чинов назначается штраф и, в случае невозможности его заплатить битье кнутом, а для более низших чинов более высокое наказание – битье кнутом и тюрьма на 2 недели. Никон обращается к Одоевскому (1, 475) и пишет: «Ты не послушал написанного: «не делай различия между могущественным и слабым в суде, ибо суд – Божий». Ты же установил неравные наказания в пользу тебя самого и подобных тебе. Ты не послушал Спасителя, сказавшего: Каким судом судите, таким и будете судимы, и какой мерой мерите, такой и возмерится вам. Ты думаешь, безумец, уклониться от Божьего суда? По истине против делающих такие дела есть Божий суд. Каких великих мук и наказаний ты не заслуживаешь за такое нечестивое учение и беззаконное законодательство? Какие бы бедствия или несчастия ни навлекло в силу этого Уложение на бедных людей, которыя будут осуждены, ты будешь виновен во всем. Это есть исполнение написанного в Псалмах: «Сказал безумец в сердце своем: несть Бог. Они развратились, дошли до гнусности в пороке; нет творящего добро. Бог с небес воззрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий, ищущий Бога. Все уклонились, все растлились; нет творящего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся делающие беззакония, седающие народ Мой, как едят хлеб не призывающие Бога?» (Псалом, 52, 2–5)… Послушай ты, нечестивый представитель беззакония, Божественное учение, которое дает Сам Бог ( Мф. 5, 22 ): «А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду». Какому? Не твоему беззаконному, но суду Божьему, который не делает различия между лицами и праведен, как учит тому нас Св. Евангелие: «Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и вси Св. Ангелы с Ним, тогда сядет Он на престол славы и перед Ним предстанут все народы…» Но суд дается не таким судом, о котором ты пишешь, что решение дается по указу царя» (I, 476).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Поистине, то будет страшная полночь для всего мира, для всей вселенной! ...Мы до того стали немощны, немощны больше духом, чем плотию, что очень редко встречаем полночный час в храме Божием и на церковной молитве. Еще держится святой устав встречать воскресшего Господа в полночь на Пасху, да вот, слава Богу, с недавнего времени стали и Новый год встречать полночною молитвой. Но - увы! Грустно, больно вспомнить, что многие-многие собратья наши хотя и не спят в этот час, но лучше бы уж спали!.. Забывая, что и дни, и часы, и минуты жизни нашей в руце Божией, не слушая звона церковного, зовущего в храм Божий, они спешат встретить Новый год со звоном бокалов, с возглашением здравиц, с пожеланием друг другу счастья, а какого счастья - и сами не знают! Не знают того, что и счастье наше все - в руце Божией! ...Одно для всех несомненно: все мы подошли ближе к смерти, многие из нас, несомненно, встречают Новый год уже в последний раз: а разве это кто назовет счастьем? ... И в трепете вопрошает душа: уже не исполняются ли сии грозные пророчества возлюбленного ученика Христова в наши дни? Не сбываются ли на наших глазах все те признаки близкого дня суда Божия, о каких говорил Господь: когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях?.. (Мф. 24, 33). ... Уже не стучится ли в дверь человек беззакония, сын погибели, противящийся и превозносящийся превыше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога... Еще " удерживающий " удерживает его появление, но надолго ли? Вот, братие, какие размышления приходят мне на сердце в эту таинственную новогоднюю полночь. Знаю, что для многих жизнерадостных людей они покажутся безотрадными, угнетающими. Но не лучше ли познавать " знамения времени " , чем беззаботно предаваться бессмысленному веселью в такой час? Надобно и то помнить, что для каждого из нас в отдельности час суда Божия несравненно ближе, чем всеобщий страшный Суд Христов. Единою подобает умрети, потом же суд. А смерть подстерегает нас на всех путях наших.

http://pravoslavie.ru/press/obzor26.htm

Прежде надо «вникнуть в закон совершенный, закон свободы, и пребыть в нем» ( Иак.1:25 ) и только тогда стать «исполнителем дела» и «блаженным в своем делании». Апостол Иоанн Богослов вполне определенно говорит о первичности духовного устроения человека пред всяким делом: «Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:8,9 ). Дела человеческие – злые или добрые не замыкаются на самом делателе – они доходят до небес и потрясают их; все дела у Бога взвешены, и худые из них прогневляют Бога ( 1Цар.2:3 ), так что на каждое из них найдется возмездие ( 2Цар.15.7 ). Дела Божии связаны с делами человеческими – они как внимательный отклик на все деяния людей. У Тертуллиана есть образная фраза, что мы молитвой своей обезоруживаем небеса, заставляем их посылать дождь на землю. Ни один грех не минует наказания, и ни одно доброе дело не минует похвалы – «ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда» ( Иов.34:11,12 ). Все люди – дело рук Божиих, и в этом они равны для Его суда, и лишь только дела их судит Господь, в которых может быть разное – или злое, или доброе ( Иов.34:19 ). Всякому человеку предстоит избрать доброе или злое, но если выбор совершен и сердце прилежит добру, то естественен вопрос: «Что нам или мне делать?» Такие вопросы очень часто встречаются в Писании. К понятию «дело» приложено понятие «уметь», поэтому вместе с вопросом «что нам делать?» высказывается просьба – «научи нас». В целом Священное Писание – это учебная книга к обретению добрых дел ( 2Тим.3:16 ). Господь от века сказал: «...буду учить вас, что вам делать» ( Исх.4:15 ), а потом еще раз, чтобы Мне услышать ваши моления «удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро...» ( Ис.1:16,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Признав Господа подлежащим смертной казни, синедрион не мог привести в исполнение свой приговор без утверждения его правителем Иудеи, римлянином Пилатом. Когда члены синедриона встали со своих мест, чтобы идти к Пилату, в зал суда вошел Иуда-предатель. При виде связанного и отведенного на судилище Господа, раскаяние стало мучить Иуду; когда же он узнал, что Господь осужден на казнь, то решил открыто покаяться в своем грехе и засвидетельствовать о Его невиновности. Войдя в зал суда, он торжественно объявил всем первосвященникам и старейшинам: Согрешил я, предав кровь невинную! Раскаяние Иуды не тронуло судей; все они вполне соглашались с ним, что он предал им кровь неповинную; понимали они также, что сами сознательно решили уже пролить его неповинную кровь. А потому они, с холодным презрением, ответили: Какое нам дело до твоего греха? если ты согрешил, то ты же и отвечать будешь: что нам до того? смотри сам. Иуда мог бы броситься к ногам Господа и со слезами молить о прощении своего тяжкого греха; и наверное всепрощающий, любвеобильный Господь простил бы искренно каявшегося. Но, или Господа успели уже увести из судилища до прихода Иуды, или же Иуда не посмел молить о прощении. Не зная, что делать, на что решиться, он вспоминает про полученные тридцать сребренников и бросает их первосвященникам; сам же бежит вон из судилища, нигде не находит покоя от угрызений совести, и кончает самоубийством: он повесился, удавился. Брошенные Иудой сребренники были подобраны. Первосвященники после, на досуге, решили, что сребренники эти не подобает класть в храмовое казнохранилище, потому что это цена крови; они купили на эти деньги землю у одного горшечника для погребения на ней странников. И долго земля та называлась землею крови. И в этом сбылось пророчество Захарии, сказавшего: И они отвесят в уплату мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище! – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника ( Зах. 11:12–13 ). 95. Первый суд Пилата. Мф. 27:11–14; Мк. 15:1–50; Лк. 23:1–7; Ин. 18:28–38

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Речь идёт здесь, таким образом, о нарочитой призванности к царскому служению со Христом. Каждое из обращений к церквам во главе 2 заканчивается особым призывом: «имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам». Такое же обращение повторяется и в применении к церквам триады главы 3-й. Обращение к Сардийской церкви делается от имени Христа-Духоносца как имеющего «семь духов Божиих и семь звезд» (подобно как и к церкви Ефесской). Оно содержит призыв к бодрствованию (2), ибо «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (1), а вместе и к покаянию и к верности в хранении, вместе с угрозой внезапного нашествия и суда Христова (3:3). Трудно сказать, относится ли это к определённым историческим фактам и положениям, или вообще предваряет от опасности ослабления церковного. Исключением в данном случае является меньшинство («несколько человек»), которые и облекутся «в белые одежды» чистоты и праведности, имена их не изгладятся из книги Жизни, а «их имя исповедаю пред Отцом Моим и перед Ангелами Его» (в день Страшного Суда Христова). Вообще это обращение имеет наименьшую конкретность, оно относится как будто ко всем вообще, а не в частности к определенным лицам или эпохе. Тот же характер присущ и обращению к церкви Филадельфийской от имени «Святого Истинного, имеющего ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворит, затворяет, и никто не отворит» (3:7). Это есть, конечно, символ царского могущества Христова. Здесь свидетельствует Христос своё знание дел этой церкви как особой верности Ему, невзирая на немощь её: «ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое и не отрекся Имени Моего» (9), и эта верность увенчивается победой, признанием её со стороны «сатанинского сборища лжеиудеев, 19 которые «придут и поклонятся пред ногам твоими и познают, что Я возлюбил тебя» (9). Не относится ли это дело Филадельфийской церкви, избранников Христовых, сохранивших слово «терпения Моего» (10), ко времени обращения и спасения Израиля, которое обещано в пророческом вдохновении апостолом языков ( Рим. 11 )? Им даётся за это особое обетование сохранения их «от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Седмица 7-я по Пятидесятнице Понедельник. О суде и неосуждении Мф.13:54–58 1Кор.5:9–6:11 Слыша слова Апостола о необходимости кого-то судить, мы не можем не вспомнить и слов Самого Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ). Но в другом месте и Господь тоже говорит о суде. Только кто – судья? «Слово, которое Я говорил, оно будет судить» ( Ин.12:48 ). Кто обвинитель? – «Есть на вас обвинитель, Моисей» ( Ин.5:45 ). Иными словами, наш единственный судья – Слово Божие, и единственный обвинитель – тот, кто может с любовью и кротостью это слово произнести. А цель суда – чтобы согрешающий понял, что, пренебрегая заповедью, он отрекается и от Того, Кто ее дал, и от тех, кто ей верен. И единственное наказание – отлучение от церковного общения. О чем Апостол и пишет: «Я писал вам в послании – не сообщаться… с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником». С такими Апостол повелевает «даже и не есть вместе». Однако не запрещается общаться «вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями». «Что мне судить и внешних»? – говорит Апостол. Какими словами обвинять того, кто еще не принял Божьего Слова в закон своей жизни? «Внешних… судит Бог». Судит по законам, которые от нас сокрыты. Ибо кто, кроме Бога, может рассудить, почему человек еще не прозрел, не уверовал? Кто, кроме Всеведущего Бога, может оценить степень вины и определить, сколько времени отпустить, чтобы успел покаяться, а не набрать новых грехов? Ну, а если запрещено даже судить тех, кто еще не принял нашего закона, то какое безумие – самим судиться у них? Между христианами тоже могут быть недоразумения. В Церкви люди разной степени совершенства, и далеко не все уже поняли, что «лучше… оставаться обиженными». Необходим разумный человек, «который мог бы рассудить между братьями», который судом Слова Божия мог бы помочь виноватому увидеть свою вину и покаяться. У Коринфян, наверное, была та же болезнь, за которую и Господь упрекал своих земляков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». А в результате – «брат с братом судится, и притом перед неверными», давая к тому же повод злословить Церковь . Поэтому – «как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых»? Там совсем другие законы и совсем другие цели и суда, и самой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: «Изыдут творив­шие добро в воскресение жизни» (Ин.5:29). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр.20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся. Глава 5: Прещения некающимся «Я предам вас мечу, все вы падете через заклание, ибо Я звал вас, и вы не послушали; говорил, и вы не слушали, и сотворили лукавое предо Мною; и избирали то, чего Я не хотел. Посему так говорит Господь: вот рабы Мои будут есть, вы же будет алкать; рабы Мои возрадуются, вы же будете в стыде; рабы Мои возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от со­крушения духа восплачете» (Ис.65:12-14) «И приду к вам для суда, и буду скорым Обличителем чародеям, и прелюбодеям, и клянущимся ложно именем Моим, и лишающим платы наемника, и делающим и притесняющим вдову и сироту, и творящим превратный суд пришельцу, и не боящих­ся Меня», — говорит Господь Вседержитель (Мал.3:5). «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете»» (Лк.13:1—3). «Если не обратитесь, оружие Свое очистит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс.7:13-14). «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:4-6). § 152. Сама угроза Божия не что иное показывает нам, как Его к нам милосердие. Ибо как будущие блага в Слове Своем объявил ради того, чтобы мы, взирая на них верою, стремились к ним и искали их, так и то, что должно быть злого: ад, геенну, огонь вечный, червя неусыпающего, тьму кромешную, скрежет зубов и прочее, которыми грешники мучимы будут, — в том же Слове ради того представляет, чтобы, послушав о них, старались их избежать. Для этого и о прежде бывших казнях Божиих, как-то: всемирном потопе, сожженных Содоме и Гомморе и прочем — в Святом Писании напи­сано, чтобы мы, взирая на них, остерегались делать то, что те грешники делали, и так бы тем страшным наказаниям, какими они пострадали, или подобным, не подпали.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010