Как разрешать церковные конфликты? Нам об этом хорошо известно из Священного Писания, где дается очень четкое указание о том, как разрешать ссоры между христианами. «Если… согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилась всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15–17). Но даже помня эти слова, многие православные христиане на деле поступают точно наоборот. Сначала все обвинения вываливаются в Интернет под псевдонимами, и лишь потом — в самом лучшем случае — имеет место прямой разговор. Происходящие интернет-перестрелки между группами православных христиан свидетельствуют о том, что нам всем — и пастырям, и мирянам — надо всерьез задуматься о нашей духовной жизни. Задуматься, воплощаем ли мы действительно тот евангельский идеал, те слова Господа Иисуса Христа, о которых только что было сказано и которые для нас являются высшим императивом. И если этот императив все меньше исполняется, и его исполнение все больше подменяется заочными обвинениями, анонимной полемикой, недоказанными, не установленными должным образом обвинениями в ереси, в отступлении от веры, в разного рода прегрешениях, то это нехристианский дух ведения полемики, и такого духа в Церкви просто не может быть. Тон церковной полемики должен быть другой. Мы хорошо знаем о том тоне дискуссии по многим важным и сложным церковным вопросам, который сложился в начале прошлого века, в том числе на Соборе 1917–1918 годов. Братолюбие и серьезность этой дискуссии являются уроком для всех нас. Дай Бог, чтобы и мы имели такой стиль обсуждения. Я думаю, что очень важна роль церковного суда. Архиерейский Собор принял ряд документов, касающихся церковного суда. Это очень правильно, поскольку без такого органа конфликты, существующие между отдельными личностями в церковной среде, разрешались на недостаточно легитимной, как я полагаю, основе, а чаще всего не разрешались никак, уходили вглубь и этим порождали недоговоренность, обиды и даже уход людей из Церкви.

http://pravoslavie.ru/36965.html

Объяснение. Бог присутствует везде, но не везде Он присутствует Своею благодатию: на иные собрания Он смотрит с любовию, а на другие – с гневом и яростью: Пс.2:5 . А потому могут быть собрания прямо сатанинские: Откр.2:9:3:9 . Хотя на этих собраниях призывается имя Божие, возносится молитва Всевышнему, но кто отвращает ухо от слушания закона, того и молитва мерзость: Притч.28:9 . Нельзя забывать собрания пяти неразумных дев и собрания семи сынов первосвященника Скевы: Деян.19:13–16 . В том и другом случае было собравшихся более двух или трёх человек (ст.5–7) и призывали они имя Господне; однако пяти неразумным девам Господь сказал: не знаю вас: Мф.25:12 , – а семь сынов Скевы, призывавших имя Господа Иисуса, одолел диавол. к) О церковном суде 1Кор.5:3–5 . «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело. В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. В этой главе послания мы находим пример церковного суда. Узнав, что между Коринфскими христианами есть некто, вступивший в преступную связь с мачехою, апостол по сему предмету и писал изложенное в 3–5 ст., а ниже, в 13 ст., заключил: «итак извергните развращённого из среды вас». Очевидно, «предать сатане» (ст.5) значило «извергнуть из среды» верующих, отлучить от Церкви. Здесь находятся следующие черты церковного суда: 1) Он совершается именем и силою Иисуса Христа (ст.4); 2) решающий голос принадлежит сначала апостолам, а потом, конечно, их преемникам; 3) решение объявляется в собрании верующих, при живом духовном общении предстоятеля Церкви с её членами; 4) одним из наказаний служит извержение из Церкви, а с этим само собою соединяется предание во власть сатаны, на душевные и телесные страдания: 1Цар.16:14 ; 1Кор.11:30; 5 ) Целью подобных наказаний является вразумление, исправление, возвращение в Церковь и спасение осуждённого: 2Кор.2:6–10 . С этими чертами церковный суд сохраняется в Церкви и до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: " Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.. " (Ис. 26, 19); " И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление " (Дан. 12, 2); в Иез. 37, 1-10 дается образное изображение воскресения; во 2 (Мак. 7, 9) сказано: " ...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной " . Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: " ...знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день " (Ин. 11, 24). В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: " ...наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут " (Ин. 5, 25); " ... Я воскрешу его в последний день " (Ин. 6, 40). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин. (6, 54) относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых. У ап. Павла говорится: " ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... " (1 Кор. 15, 16—17), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания. Вопросы для самостоятельного изучения 1) Всеобщность воскресения умерших. 2) Одновременность воскресения умерших. Хилиазм (учение о 1000-летнем Царстве Христовом на земле), его ложность. Благодатное царство Христово. Царство славы. 3) Изменение живых при воскресении умерших. 4) Тело воскресения и его свойство. Отличительные свойства тела воскресения — нетленность, сильность, духовность, славность. 5) Кончина мира. 6) Всеобщий суд. Его действительность и образ совершения всеобщего суда. 7) Блаженное состояние праведников после последнего суда. 8) Степени блаженства; вечность блаженства. 9) Состояние осуждения. 10) Степени мучений, их вечность. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

По смыслу этой притчи умершие находятся в определенных местах и блаженствуют или мучатся не только духовно, но и физически, и это – раньше воскресения, до воссоединения их с внешними телами, как видно, например, из последних слов притчи: «Прошу тебя, отче, – говорит бывший богач Аврааму, – пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:27–31 ). Что касается церковного предания, то оно одинаково ясно учит и о бестелесности души самой по себе, и о телесном существовании её в загробном мире до всеобщего воскресения. Душа человека по смерти его проходит так называемые мытарства, расположенные в воздушном пространстве, обозревает рай и ад, поклоняется Богу и, по окончании частного суда, водворяется или в одной из светлых обителей рая, или в темном аду. 98 Эти хождения по мытарствам в воздушном пространстве, это поклонение Богу, это обозрение рая и ада, а потом помещение и жизнь в раю или аду – с полною ясностью говорят, что душа после смерти человека, по смыслу церковного предания, не остается бестелесною. Эту мысль можно устранить из церковного предания не иначе, как посредством аллегорического истолкования и мытарств, и ада, и рая; но такое истолкование не может иметь никакой опоры в самом церковном предании; оно может исходить только из предвзятого мнения, что душа в загробном мире живет совсем без тела, и оно, следовательно, претендует быть более одухотворенным, чем само церковное учение. Явления умерших из загробного мира живым людям, явления в тонком теле, всецело и также без всяких аллегорий признаются церковным преданием. Рассказы о таких явлениях, например в житиях святых, очень многочисленны. Достаточно напомнить явления Богоматери с Апостолами преподобным Сергию и Серафиму, 99 явление свв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

По смыслу этой притчи, умершие находятся в определённых местах и блаженствуют или мучатся не только духовно, но и физически, и это раньше воскресения, до воссоединения их с внешними телами, как видно, наприм., из последних слов притчи: «Прошу тебя, отче, говорит бывший богач Аврааму, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: нет, отче Аврааме! Но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». ( Лк.16:27–31 ). Что касается церковного предания, то оно одинаково ясно учит и о бестелесности души самой по себе и о телесном существовании её в загробном мире до всеобщего воскресения. Душа человека по смерти его проходит так называемые мытарства, расположенные в воздушном пространстве, обозревает рай и ад, поклоняется Богу и, по окончании честного суда, водворяется или в одной из светлых обителей рай или в тёмном аду 38 . Эти хождения по мытарствам в воздушном пространстве, это поклонение Богу, это обозрение рая и ада, а потом помещение и жизнь в раю или аду с полною ясностью говорят, что душа после смерти человека, по смыслу церковного предания, не остаётся бестелесною. Эту мысль можно устранить из церковного предания не иначе, как посредством аллегорического истолкования и мытарств, и ада, и рая; но такое истолкование не может иметь никакой опоры в самом церковном предании; оно может исходить только из предвзятого мнения, что душа в загробном мире живёт совсем без тела, и оно, следовательно, претендует быть более одухотворённым, чем само церковное учение. Явления умерших из загробного мира живым людям, явления в тонком теле, всецело и также без всяких аллегорий признаются церковным преданием. Рассказы о таких явлениях, например в житиях святых, очень многочисленны. Достаточно напомнить явления Богоматери св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

Святой Амвросий Медиоланский называет в своем утреннем гимне Христа «истинным днем, днем, просвещающим день, истинным солнцем, сияющим вечным сиянием». Христос - это тот день, который сверкает светом вечности, «свет невечерний» (φωςανσπερον), как говорится в православном богослужении. Поэтому Христос - истинный год, мировой день, эон, или, скорее, Господь всех эонов (ср. 1 Тим. 1, 17, где о Боге говорится: «Царю же веков [эонов] нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь»); не потому, что Он вновь и вновь обновляется подобно естественному времени, но поскольку Он - свет и жизнь без зимы, тьмы и смерти. Христос, небесное светило святых, дарует нам в рамках церковного года земное, таинственное отражение Своего вечного Божественного дня. ИСТОРИЯ И ВЕРА Подобно тому, как вознесшийся Господь на небе - полнота вечной жизни для всех святых, то и на земле таинство Христа есть живой источник бытия Церкви. Святые живут в созерцании Бога, мы же еще шествуем в вере. Мы не видим Господа в Его славе, однако мы имеем Его в вере и таинствах, которые Он, уходя, передал Церкви. Церковный год есть таинство Христа. Подобно тому как в потустороннем мире светит незаходящее солнце Христос - ибо «город этот не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец» (Откр. 21, 23) - так же сияет нам свет Христов через видимые знаки совершаемых в рамках церковного года Таинств. Поэтому святой Амвросий обращается ко Христу: «Я обретаю Тебя в Твоих таинствах». Однако таинства Христовы имеют особенный двойной характер. Они являются божественными, сверхъестественными и духовными, но все же они отражают временное событие. Ибо мы сопереживаем в рамках церковного года жизнь Господа в этом мире: Его рождение, Его возрастание, Его зрелый возраст, Его учение и борьбу, Его страдания и смерть. Конечно, Его воскресение и вознесение одесную Отца ведут нас за пределы всего этого в Царство Божие. Однако второе пришествие Господа, Его возвращение для суда, есть также историческое событие; тогда вознесшийся Господь в первый и последний раз явит Себя всему миру, и это будет конечной точкой земной истории.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/50...

1-5 и 11). " Я насадил, — говорит св. апостол Павел, — Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы со-работники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение " (ст. 6-9). Ценность труда каждого такого строителя-проповедника определится на Страшном Суде. Основание одно — Иисус Христос, но на этом основании можно строить из материалов различной ценности и прочности: из золота, серебра, драгоценных камней (чистое, здоровое учение Слова Божия) или из дерева, сена, соломы (учение, смешанное с измышлениями человеческой мудрости, или пустое красноречие) . В день Страшного Суда " огонь испытает дело каждого, каково оно есть " (ст. 12-14). " У кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня " . По отзыву блж. Августина, это изречение св. апостола Павла относится именно к таким, которые св. апостол Петр называет " неудобовразумительными " (2 Пет. 3:16). Эта прикровенность апостольских слов дает основание римско-католическим богословам находить в них подтверждение своему лжедогмату о загробном чистилищном огне, которым будто бы грешники очищаются по смерти. Правильному пониманию этих слов способствует то самое сравнение с пожарным огнем, охватившим дом, которое проводит св. апостол через свою речь. " Кругом огонь, надо бежать сквозь него. Что тут бывает? Иной пробежит почти неопаленный, другие в разных степенях опаления, а иной так и остается в огне. Подобное сему будет с теми, коих на огне суда домики (дела) погорят. Одни пойдут в огонь, другие получат иные разные степени наказания, а иные и помилованы будут. Ибо хотя все они виноваты, что строили не из прочного материала, но виновность их может иметь разные степени. Иной может быть и без вины виноват: трудился над строением непрочным, не зная лучшего образа строения; или, может быть, по обстоятельствам не успел взяться за лучшее, или еще почему-либо заслуживает извинения " (еп.

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

6.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый? Второе вопрошание пророка (также имеющее целью обличить помышления современников) заключается в том, что халдеи, которые должны исполнить волю Божию, совершить наказание, более грешны, чем те, кого они придут наказывать за грехи. То, что делают они, гораздо более требует наказания, чем дела тех, кого они придут наказывать. Господь указывает на то, что каждый понесет ответственность за свои дела. То обстоятельство, что халдеи будут призваны для совершения суда над Израилем, еще их самих от этого суда не уводит. Ответ пророк должен записать, чтобы не только его современники его услышали, но и те, кого будут одолевать сомнения в последующих родах. « Отвечал мне Господь и сказал: “Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жить будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь...” » (Авв. 2:2-6). Здесь звучат слова: праведный верою жив будет. Это еще одна ступень к новозаветному откровению. Это пророчество апостол Павел цитирует дословно в трех своих посланиях: к Римлянам, Галатам и к Евреям, указывая на них как на основу жизни новозаветной Церкви. Напротив, надменность, которая приводит человека к тому, что он отвергает веру в Бога и начинает жить по своим собственным законам, свою силу поставляет себе богом, не дает успокоения, не дает жизни, сводит во ад. «Кто оказывает сомнения предвещаниям, от Меня исходящим, тот недостоин Моего о нем попечения. А кто верует изрекаемому Мною, и сообразно с сею верою проходит жизнь, тот пожнет плоды жизни. Посему, зная это, с верою прими предвозвещаемое тебе о царе Вавилонском» т.30, с. 28]: « Как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы... » (Авв. 2:8) Непреложный закон, о котором говорили все пророки, остается в силе.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

7 ст. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример. Наконец апостол указывает на то, как пострадали за свое противоестественное распутство города Содом и Гоморра и другие окрестные города Адам, Севоим и Бела. Их гибель от огненного дождя, говорит апостол, на все времена служит примером огня вечного, в котором будут мучиться все нечестивые. 8 ст. Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Так точно будет поступлено и с этими мечтателями, людьми развращенными в своей фантазии, которые оскверняют плоть, т. е. выдумывают всевозможные способы удовлетворения своей плоти и тем в конец ее оскверняют; людьми не признающими никакого авторитета, кроме своей разнузданной воли; отвергающими начальства, т. е. церковную и светскую власть, и злословят высокие власти, даже злословят самих апостолов (славы же хуляще). 9 ст. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь " . Тогда как, говорит апостол, даже Михаил Архангел, началовождь воинства небесного, когда говорил с диаволом и спорил о теле Моисеевом, и тот не смел произнести укоризненного суда, т. е. не решился укорить дьявола за его дерзкое требование тела Моисеева, а кротко сказал ему: „да запретит тебе Господь». 10 ст. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. А эти развратные мечтатели поносят и злословят даже то, чего они и не знают, т. е. не понимают; прикладывая ко всему одну меру: удовлетворения своей чувственной природе и с этой точки зрения судят о всем, т. е. поступают как бессловесные животные и тем в конец растлевают свою нравственную природу. 11 ст. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. ( Быт.4:7 , Чис.22:22,16,31 ). Т. е. растлевая своим учением не утвердившиеся в вере души, нравственно убивают их; а убийство души еще страшнее убийства тела. Горе им, потому что предаются обольщению мзды, как Валаам, потому что затаенная их цель – корысть, обогащение на счет доверившихся их лжеучению, и в упорстве погибнут, как Корей... Корей за восстание против богоустановленной власти Аарона был поглощен землей, так и еретики, восстающие против установленной Богом церковной власти и попирающие все нравственные устои общества, погибнут в своем упорстве и сойдут в геенну и преданы будут вечному мучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Апостол решил принять участие в том, что само по себе не имело спасительного значения, и было шагом назад. Как видим, ожидаемой пользы это не принесло. Но Апостол пошел на это, во-первых, искренне желая церковного мира, а во-вторых, по послушанию. И уж конечно, не ради того, чтобы просто избежать неприятностей. Для нас же этот случай пусть послужит предостережением. Потому что мы, если отступаем от истины, то делаем это совсем не по любви и послушанию, а по своеволию и трусости. И какие бы мы ни придумывали оправдания, – выше, чем у Апостола Павла, они не будут. А отсюда для нас должно быть совершенно очевидным, что никакое отступничество, никакое искажение истины в угоду людям, страстям, или так называемым «высшим соображениям», – никогда и никого ни к чему доброму не приведет. Среда. О истине и о ее осколках Ин.16:15–23 Когда Апостол Павел после своего последнего путешествия пришел в Иерусалим, он был оклеветан и чуть не растерзан толпой. Римский военачальник силой отбил его, и на следующий день поставил перед синедрионом, «желая достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи» ( Деян.22:30 ). Сначала все единодушно были против Павла. Но едва он произнес всего лишь одну фразу, – тут же «произошла распря», «собрание разделилось», «сделался большой крик», всем стало не до Павла, и так он избежал суда. А перед этим он избежал побоев, вовремя открыв свое римское гражданство. Но для чего же тогда Павел говорил на пути в Иерусалим: «Я хочу не только быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса»? Однако, далее все объясняется: «В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме». А чтобы отправиться в Рим, на суд императора, нужно и римским гражданином быть, и показать неправду иудейского суда. Павел шел в Иерусалим «по влечению духа» ( Деян.20:22 ). Дух вел его и побуждал на те или иные действия, истинная цель которых теперь, наконец, открылась. В синедрионе же Павел сразу понял, что судьи собрались не для того, чтобы его слушать, и что тут никого не интересует, как Христос явился ему и призвал его. Едва он начал говорить, как первосвященник «приказал бить его по устам». Павел знал, «что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев». Знал он и то, что саддукеи «говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое». И, чтобы прекратить это бессмысленное собрание, Павел вдруг «возгласил: мужи братия! Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят». И мгновенно произошло разделение. Павел произнес одну из частных истин христианства. А истина, даже неполная, имеет свойство сразу входить в душу и бороться за нее. И фарисеи сразу как бы опомнились: с кем мы? с теми, кто проповедует вечную смерть? И против кого? против человека, который, как и мы, верит и в Ангелов, и в воскресение мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010