4 . С вопросом о миссии и миссионере для утверждения среди инородцев православия соприкасается вопрос о переводе на инородческий язык книг Священного Писания и богослужебных, как источника христианского веро- и нраво-учения. Этот вопрос, по нашему разумению, имеет великую важность, ибо далеко не всё равно для чистоты православия – кто занимается этими переводами и на сколько внимательно. Чтобы переводить на чувашский, напр., язык Библию ., нужно знать не только чувашский язык и славянский научным образом, но и греческий и еврейский, и сверх того ещё быть солидно богословски-образованным, знать православно-христианскую догматику и уметь весьма точно обозначать богословские понятия соответствующими словами. Известно из истории, с какой великой осторожностью, с каким опасением и страхом брались за священные переводы люди, которым выпало на долю подобное святое дело. И это вполне понятно: погрешность в переводе священных книг является погрешностью против веры, ошибкой, быть-может, весьма вредной, ибо, войдя в народное сознание, ставши достоянием всех, она станет источником неправомыслия, а при исправлении приведёт умы в смущение и негодование, печальный пример чего мы видим в наших раскольниках старообрядцах, до сих пор отказывающихся понять – как это в церковных книгах могут быть ошибки. Мы не знаем, как инородческая масса, напр. чуваши, относится к исправлениям священных и богослужебных книг, но нам кажется крайне ненормальным то явление, если всякое новое издание Евангелия на чувашском языке будет являться с исправленным, изменённым текстом. Указывая на это, мы отнюдь не намерены изгонять из употребления – домашнего и богослужебного – книг на инородческом языке; и раньше говорили и теперь повторяем своё убеждение, что проповедь Евангелия и богослужение с требами там, где вовсе не понимают славянского языка, должны быть совершаемы на природном языке инородческих жителей. Мы настаиваем только на одном – на необходимости более благоговейного отношения к переводам слова Божия и богослужебных книг на инородческие языки, на необходимости учредить более строгую цензуру над этими переводами. Дело перевода Библии и богослужебного чина на инородческий язык нельзя никоим образом отдавать в руки, частным лицам, тем более светским, богословски необразованным. Если во всяком деле, имеющем общественную важность, коллективная работа предпочитается единоличной, более склонной к произволу и ошибкам, то тем более в таком деле, как перевод священных книг на новый язык, необходимо участие возможно большего числа лиц, разумеется, подготовленных к тому, способных и компетентных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не здесь ли и ключ к уразумению причин гнева газетных громовержцев против миссионерского Съезда? И на самом деле: съезд каких-то там попов и учителей церковно-приходских школ дерзает произносит свой приговор «над религиозно-философскими воззрениями» гр. Л.Н. Толстого, повергать этот кумир либерально общественного поклонения в трущобу расколосектантства, наводить тени на мишурный блеск толстовской кумирни и ее культа, ослепившие лжемудрецов конца нашего века! Разве это не тяжкое преступление со стороны миссионерского Съезда пред отечественным либерализмом? Разве может быть симпатичною деятельность подобных гасителей сектантского света, так беспощадно относящихся к Яснополянскому пророку? Либеральному сотруднику либеральной газеты не интересны (а вернее – не выгодны) развернувшиеся в сообщениях делегатов Съезда картины сектантского изуверства, гнусности, противообщественных стремлений и деяний, и он вычеркивает из своих скрижалей почтенные труды Съезда миссионеров по установлению существенных признаков и относительной вредности для Церкви и государства, кроме толстовства, в лжеучениях целого ряда сект: мистических – (хлыстовства, прыгунства, мормонства, новоскопчества); и рационалистических – (пашковщины, штунды, адвентизма, малеванщины, духоборчества, молоканских донских сект, крестящегося по вере меннонитского братства, секты иеговистов), и раскольничьих толков – (спасовцев, бегунов, тираспольских замурованных изуверов и проч.). Об этих трудах съезда корреспондент благоразумно умалчивает, ибо они гласят о высокой компетентности и делают честь деятелям Съезда… Зачем же говорить о многом, довольно упомянуть об одной толстовщине, чтобы сделать желательное впечатление на публику… И вот далее корреспондент спешит из Московской либеральной пищали (пращи) пустить в миссионерский огород целый залп одноцветных камешков, старательно подобранных им, за две недели сидения на хорах залы заседаний, из громадной массы мнений и решений миссионерского съезда по вопросам о мерах борьбы с расколосектантством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, даже из обзорного знакомства с СБСГ можно сделать вывод о том, что в основу этого миссионерского журнала, как и большинства публиковавшихся в нём материалов, было положено «субъективное» начало. Вместе с тем, весьма удачное совмещение епископом Андрея редакторских и проповеднических «функций», в сочетании с его последовательной и принципиальной православно-пастырской позицией по целому ряду вопросов церковного развития и совершенствования миссионерского дела, придавало журналу конструктивную полемическую остроту и ярко выраженную индивидуальность, которой столь недоставало многим миссионерским изданиям. Споры миссионеров Деятельность православной миссии в Поволжье в конце XIX – начале XX вв. проходила на фоне резкого усиления исламского влияния, основными проводниками которого выступали татары-мусульмане, следствием чего, помимо прочего, явились массовые «отпадения» православных инородцев в ислам и стремительное «отатаривание» местного аборигенного населения (чуваш, марийцев, удмуртов, башкир и т.д.). Эффективно противостоять этому при существовавших тогда подходах к постановке миссионерского дела, а также отношении к нему «русского общества» и правящих кругов, по признанию многих «практикующих» православных миссионеров, было практически невозможно. Православная миссия явно проигрывала своим мусульманским конкурентам, которые, не имея за собой государственной поддержки, тем не менее, сумели сосредоточить на религиозном направлении все свои основные интеллектуальные, общественные и финансовые ресурсы. Всё это в начале прошлого века всерьёз занимало умы лучших представителей церкви, православных учёных-богословов, государственных и общественных деятелей. Откровенный и во многом нелицеприятный анализ причин данного явления стал предметом обсуждения и на страницах СБСГ. Особого внимания в связи с этим заслуживает, в частности, упомянутый выше отрывок из доклада С.В.Чичериной (Бобровниковой) «в Обществе Востоковедения» под названием «Инородцы-магометане (татары, башкиры, киргизы)» 9 от 31 января 1910 г., 29 – 30 от 29 мая 1910 г.), в котором она, указывая на рост образованности среди татар и развитие их «исторического самосознания на почве ислама», отмечала, что: «Объединяющая сила ислама и татарской литературы в последние годы развилась сильнее, чем наше ей противодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выработаны рекомендации и предложения относительно организации миссионерской деятельности в современной Украине. В особых условиях развития Православия в Украине проведение подобных съездов имеет громадное значение. Съезд рассмотрел всю палитру религиозной ситуации в Украине; в дискуссиях, состоявшихся на съезде, были найдены пути для уврачевания расколов и преодоления всем известных трудностей существования Православия. VI. СОВРЕМЕННОЕ «МИССИОНЕРСКОЕ ПОЛЕ» (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) Деятельность православного миссионера преимущественно протекает не внутри церковной ограды, а вне ее. Она имеет, при всем своем внутреннем духовном содержании, четко выраженную светскую, мирскую, политическую проекцию. Миссионеры несут благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Православной Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессии. Миссионер не пропагандист и не агитатор, а соработник Духа Святого, благовестник Слова Божия. «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор. 3:9). Современный миссионер обязан знать чаяния просвещаемых им людей, угрозы современного мира, реальную картину религиозного состояния общества. Исходя из этого будет уместным привести некоторые данные, собранные аналитической группой Миссионерского отдела и светскими социологами о состоянии «миссионерского поля» России. I. Демографические угрозы В России с конца 80-х годов отмечено резкое ухудшение здоровья населения, демографические потери обрели характер сверхсмертности (например, в России умирает больше новорожденных, чем в среднем по Европе) на фоне критического снижения рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости упал до 1,17 (для простого воспроизводства населения его величина должна составлять 2,3-2,5). За прошедшие годы демографический показатель рождаемости (на 1000 населения) в России составил примерно 8,9, а смертности – 16,0. Устойчиво сокращается продолжительность жизни. Общие демографические потери численности населения (депопуляция) превысили 17 миллионов человек.

http://sedmitza.ru/lib/text/429625/

На территории России в последнее время проявляют активность буддийские и необуддийские религиозные объединения. Кроме традиционных для буддизма российских регионов, американские и западноевропейские буддийские секты проникают практически на всю территорию России. (На 10 млн. постоянного населения приходится 6 общин.) Даже этнокультурные иудеи в последнее время обнаруживают явное стремление к расширению своего влияния. (На 10 млн. постоянного населения приходится 5 общин.) Особую активность проявляют исламские секты экстремистского направления. Причем это происходит часто в традиционно православных регионах. (На 10 млн. постоянного населения приходится более 185 общин.) Католики развернули на территории России небывалую активность, их деятельность сегодня напоминает «смутные времена» в истории Российского государства. (На 10 млн. постоянного населения приходится более 11 общин.) Неопротестантские религиозные образования также проявляют прозелитическую активность. Наглядно видно, что, они поставили перед собой стратегическую задачу отделения важнейших экономических районов страны от традиционной культуры и традиционных ценностей. (На 10 млн. постоянного населения приходится 185 общин.) Характерной особенностью современного православного миссионерства является то, что оно осуществляется в противодействии двум конфликтующим между собой течениям. Во внецерковном мире нарастают процессы глобализации, при которых люди объединяются на базе нехристианских, а порой даже и открыто антихристианских ценностей. В самой же церковной жизни зачастую встречается стремление к архаизации, которое отрицает возможность всякого миссионерского диалога с современным миром. Социологические исследования показывают, что российское общественное сознание ожидает от Русской Православной Церкви своевременной оценки и видения кризисов быстро меняющегося мира, а также указания пути выхода из них. Степень доверия российского населения к Русской Православной Церкви наиболее высока по сравнению с отношением к другим религиям и социальным институтам. Современным миссионерам необходимо учитывать эти факторы в своей работе т.к. они во многом определяют выбор стратегии и тактики миссионерского делания в XXI веке.

http://patriarchia.ru/db/text/426496.htm...

Миссионерскому комитету по отношению к школам даются во всём такие же права, какие даны в настоящее время епархиальным училищным советам к церковным школам. Заведующий учительской школой должен быть лицом отдельным от начальника миссии; лицо это может свободно исполнять и обязанности наблюдателя за всеми школами в миссии. 12) Переводческая комиссия должна быть учреждена при церковно-учительской школе; членами её состоят все преподаватели этой школы. К трудам по переводческому делу членами комиссии могут быть приглашены и другие лица, хорошо знакомые с бытом и языком инородцев. В программу деятельности переводческой комиссии входит не один только труд по переводу книг Священного Писания, но и труд по изданию учебников и учебных пособий и книг для чтения вообще и по продаже этих изданий. Средство на переводческое дело, а также на посильное вознаграждение трудившихся в этом деле переводческая комиссия, кроме вырученных денег от продажи её изданий, получает от Иркутского комитета Православного Миссионерского Общества, но не свыше того, что будет отпускать на это дело совет Православного Миссионерского Общества в Москве. В конце каждого гражданского года переводческая комиссия представляет комитету через преосвященного Начальника миссии подробный отчёт о своей деятельности и о суммах, ею израсходованных, а также и свои соображения о том, что она имеет издать в будущем году. Миссионерские школы изданиями комиссии снабжаются бесплатно. 13) Церковно-приходские попечительства должны быть открыты при всех станах 115 . На членах этих попечительств должно лежать не только выполнение положения об этих попечительствах, но и заботы: а) о лучшем усовершенствовании крещёных инородцев в истинах православной веры, охранении их от некрещённых инородцев, и б) о расположении некрещённых инородцев к принятию православия. 14) Подача медицинской помощи на средства миссионерского комитета давно вошла в обычай постоянной практики иркутских миссионеров. Искусное лечение высоко поднимает авторитет миссионера в глазах крещённых и некрещённых инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19) В 1867 году от лютеранского генерального синода (строго церковного) отделились многие члены и образовали свое собственное самостоятельное общество – General Council – которое ныне имеет в Телугуланде 9 миссионеров; в 1884 году на нужды миссии оно израсходовало до 30,000 марок. 20) В 1853 году методисты учредили Миссионерское Общество Союза Братьев (United Brethren Missionary Society) в Дайтоне (Огио); ныне оно содержит на свои средства 16 миссионеров в Японии, Китае и западной Африке; расход его на нужды миссии: в 1884 году – 51,135 марок; в 1900 году – 85,000 марок. 21) Женское отделение этого общества в 1884 году на миссионерские нужды выдало до 20,000 марок. 22) Миссионерское общество учеников Христа (Disciples of Christ или Foreign Christian Mission Society) основано в 1874 году; ныне имеет 9 миссионерских станов и 38 миссионеров в Китае, Японии, Индии, Турции и Вест-Индии. Расход его на нужды миссии: в 1884 году – 105,264 марки; в 1900 году – до 400,000 марок. 23) Женское отделение этого общества – Women of Disciples of Cbrist или Christian Women " s Board of Missions – в 1884 году на миссионерские нужды израсходовало 29,934 марки. 24) Американский Миссионерский союз – American Missionary Association – основан в 1846 году в Альбани, а потом переведен в Нью-Йорк; ныне имеет 83 миссионера, 279 учителей и учительниц, 8 университетов – исключительно для негров, – 12 высших и 43 обыкновенных школы, учительскую семинарию, 97 общин. Миссии его находятся в Америке, западной Африке, в Китае и Японии. В 1884 году он израсходовал на нужды миссии только – 1,247,806 марок; а в 1900 году – 2,100,700 марок. Орган его: American Missionary. Он имеет и женское отделение – Women’s Home Mission Association. 25) Миссионерское общество свободных баптистов (Freewill Baptist) основано в 1833 году; особенность этого общества состоит в том, что оно, подобно Госенеру, отрицает «наемную систему платных миссионеров»; миссионеры – все члены общества без исключения; впрочем, в последнее время в 8 миссионерских станах они имеют уже 18 помощников миссионерских из туземцев; членские взносы их и пожертвования частных лиц в 1884 г. составили сумму в 72,000 марок, которые они и употребили на нужды миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

д., а также на издание книг, приспособленных к разумению и духовным потребностям инородцев, на улучшение их быта и на приучение их к труду, свойственному оседлой жизни; но оно не касается церковного, учебного и административного порядка той или иной миссии, который всецело вверяется местной епархиальной власти. Обществу предоставляется право открывать новые миссии с разрешения Св. Синода и учреждать новые станы в существующих уже миссиях, как и вообще вести в них все остальные дела с предварительного согласия власти епархиальной. Для более широкого осуществления миссионерских задач, оно учреждает в важнейших городах России епархиальные комитеты, которые заведуются епархиальными архиереями и стремятся к той же цели, что и центральное бюро в Москве, но лишь в пределах своих районов. Таких комитетов открыто уже ныне 48. В своей деятельности они во всем согласуются и подчиняются Совету Общества в Москве. В Обществе со всеми комитетами ныне насчитывается свыше 15,000 членов. На попечении Общества в настоящее время находятся восемь миссий в Сибири, тринадцать в Европейской России и одна в Японии. Некоторые из миссий, как напр. Алтайская, Тобольская, Иркутская, Забайкальская, Японская и т. д., трудились задолго до основания Миссионерского Общества, – но особенно значительное усиление и расширение в деятельности как этих, так и вообще всех русских миссий замечается с тех пор, как Миссионерское Общество пришло к ним на помощь со своими строго-регулярными, чуждыми всякой случайности и вообще сравнительно щедрыми пособиями. В какой степени значительны и существенны эти пособия, видно, наприм., из отчета за 1899 год, когда Православное Миссионерское Общество израсходовало на Сибирские миссии 147,503 рубля, на Европейские 111,726 рублей и на Японскую 24,748 рублей, всего – 283,977 рублей. За тридцать лет существования Обществом на поддержание и развитие миссионерского дела в России употреблено 4,094,357 рублей; собрано же им за этот период всего 6,148,452 рубля. Русский народ охотно нес свою жертву на миссионерское дело, так как имел утешение знать, что она употребляется на великое и святое дело; в течение минувших тридцати лет при непосредственном содействии Миссионерского Общества русскими миссионерами обращено в христианство 124,204 человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Громкое дело это в печати затрагивалось и освящалось или со стороны политической, или криминальной. Но оно заслуживает серьёзного внимания также и с точки зрения чисто церковной и миссионерской: со стороны царящей в католицизме церковной дисциплины и мер пастырского воздействия на приходскую среду, а также и тех условий, которые создают господство авторитета ксёндзов в народной массе. Эта сторона процесса ксёндза Белякевича послужит на одном из ближайших пастырских собраний столичного религиозно просветительного общества предметом доклада редактора нашего журнала, В.М. Скворцова. В одной из следующих книжек надеемся подробнее поговорить с читателями по поводу интересного дела ксёндза Белякевича. Административная кара газетам за вредные для православной церкви статьи//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 402–403 Миссионеры и пастыри знают, какое возбуждающее впечатление производят на раскольничью среду враждебные православной церкви статьи, так не редко в последнее время появляющиеся в некоторых органах светской нашей печати. Раскольники, да и многие православные люди склонны бывают делать широкие заключения о попустительстве или солидарности высших правительственной власти и общества с крайними мнениями подобных органов, по вопросам о церкви, расколе и сектах. Лучшим доказательством того, на сколько в этом отношении подобные обобщения тенденциозны и не основательны, служат правительственные взыскания за вредные для церкви статьи. Так, недавно, в виду допущенного газетами «С.-Петербургские Ведомости» и «Русский Труд» резкого, с извращением исторических фактов, осуждения иерархического устройства и управления всеми делами православной церкви, что особенно усматривается из статей, помещённых: в 38 «С.-Петерб. Ведомостей» – под заглавием: «Как восстановить каноническое управление и соборы в русской Церкви», и в 5 «Русского Труда» – под заглавием: «Что предстоит исполнить до Вселенского Собора», – министр внутренних дел, на основании ст. 144 уст. о ценз. и печ., определил: объявить газете «С.-Петерб. Ведомости» второе предостережение, в лице издателя-редактора князя Эспера Ухтомского, а газете «Русский Труд» третье предостережение, в лице издателя-редактора, отставного губерн. секр. Сергея Шарапова, с приостановлением этого последнего издания на один месяц. Нужно иметь в виду, что третье предостережение, по закону, влечёт за собой подчинение бесцензурных изданий цензуре.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме этого, Совет Православного миссионерского общества поручил ему ознакомиться с состоянием миссионерского дела в Японии и Корее с обозрением местных миссионерских учреждений, и в течение многих месяцев он совершал путешествие по обширным просторам Сибири, Китая, Кореи, Манчжурии и Японии. Исполнение такого множества поручений было под силу лишь недюжинному по своим духовным и физическим силам человеку. Отец Иоанн пишет в своем дневнике: «Проехал в Китай и Японию, посетил Сеул, Чемульно, а оттуда прорезал всю Корею к северу с большими неудобствами и лишениями через реку Ялу и горы Манчжурии, мимо знаменитого Тюринчена. Посетил всюду могилы русских воинов, совершил везде панихиды». 274 После наблюдений за жизнью переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке и понимания во всей остроте их духовных нужд, отец Иоанн пришел к мысли о создании в Москве пастырско-миссионерских курсов по подготовке священников и учителей для создаваемых в переселенческих районах приходов и школ. Он издал пособие «Народно-миссионерские и катехизаторские курсы» с подробными программами занятий, с указанием учебников и обширной литературы по этому вопросу. В 1910 году отец Иоанн предпринял еще одну поездку для изучения духовных нужд переселенцев. На этот раз он объехал Туркестан от персидской границы до северных пределов Сыр-Дарьинской области, посетил Семиреченскую и Семипалатинскую области, участвовал в работе Общесибирского миссионерского съезда, проходившего в Иркутске с 24 июля по 5 августа 1910 года. По возвращении в Москву он участвует в организации Высших Богословских женских курсов в Москве и становится их руководителем. А вскоре высокопреосвященнейший Владимир возлагает на него еще одно поручение, назначив председателем Совета по управлению Московским епархиальным домом. С 15 ноября по 15 декабря 1910 года отец Иоанн руководит первыми Московскими епархиальными миссионерскими курсами. В 1912 году протоиерей Иоанн организовывает для Сибири и Дальнего Востока выездные пастырско-миссионерские курсы в Тобольске и Хабаровске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010