В Храме Христа Спасителя прошел I Московский миссионерский съезд 17 декабря 2013 г. 21:16 16-17 декабря 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице России состоялся I Московский миссионерский съезд. 16 декабря съезд открылся в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя под председательством главы Синодального миссионерского отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна . В открытии приняли участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , управляющий Северо-Западным и Северным викариатствами Московской епархии архиепископ Егорьевский Марк , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , декан Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин). Заседание открылось докладом архиепископа Марка. В своем выступлении он отметил текущие проблемы и задачи миссионерской работы в столице, в том числе разработку мер по практическому исполнению общецерковных нормативных и рекомендательных документов, как то «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» , «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» , «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» . Владыка Марк отметил необходимость создания в Московской епархии координационного миссионерского центра: «Каждый миссионер сегодня фактически предоставлен сам себе. В такой ситуации под предлогом миссии нередко совершаются неоправданные эксперименты, без церковного утверждения вводятся экспериментальные миссионерские программы или инициативы, не укорененные в Священном Предании Церкви, совершаются действия или публичные высказывания, которые вызывают соблазны в церковной и светской среде». Он призвал миссионеров «взять за правило смиренно советоваться о своих инициативах с людьми, поставленными Церковью ответственными за миссионерское служение».

http://patriarchia.ru/db/text/3445806.ht...

I. К вопросу о соединении абиссин с православною Церковью (Речь, читанная на годичном акте академии 16 февраля 1888 г.) Из отдаленных, забытых окраин христианского востока, не имеющего с нами церковного общения, одна в последнее время напоминает о своем существовании. Ее имя стало всем знакомо. О ней, об этой Абиссинии, уже составлены политические суждения. Позвольте предложить вашему просвещенному вниманию результат посильного изучения церковной истории Абиссинии в виде ответа на вопрос, в нашей небогословской литературе уже поставленный 1 вопрос о возможности обращения абиссин в православие. В этой стране действовало уже не мало миссионеров и протестантов и римско-католиков. Их опыты и должны быть исходным пунктом для решения поставленного вопроса. А в качестве критерия миссионерской деятельности позволю себе выставить три положения: Тем миссионерам – слава, которые обращают к своей церкви целое общество ( церковь или народность), или, если не всех его членов, то очень многих. Та миссия действовала не бесплодно, которая обратила хотя я не многих, но избранных, – людей с чистыми побуждениями, с твердыми нравственными устоями. Миссионер делает себе честь, если он – насколько от него зависит – свое слово несет не к полусознательным членам инославной церкви, которые нуждаются лишь в воспитании, а к сознательным, которые могут постоять за себя и в полемике, если он отправляется от богословского диспута с людьми просвещенными, а не от так называемых благочестивых влияний на таких членов церкви, которые в догматике не умеют отличить правой руки от левой 2 . Как же действовали миссионеры католические и протестантские и чего они достигли? В принципе от диспута они не отказывались, но диспутировали довольно редко и без осязательного результата. Все собирались нести свое слово к пастырям, даже помочь им в задачах их служения, и, кажется, все кончили тем, что стали избегать бесед со священниками и учеными – в виду их слабой восприимчивости к проповеди миссионеров и упорной привязанности к своей заблуждающейся церкви, и обратились к пасомым, особенно к тем, которые наименее сознательны, и затем дошли уже прямо до малолетних детей. Объединение миссионерской и педагогической деятельности вышло полное. Но и это не все: кончили признанием, что абиссины – слишком неблагодарный материал для миссий, и перенесли свою деятельность к неслышавшим евангельского слова язычникам – галла и иудеям – фалаша. Результаты миссионерской деятельности между абиссинами вышли не блестящи ни в количественном ни в качественном отношении. Обратили немногих, об этих обращенных мы узнаем немного, и в этом немногом довольно много худого. В немногих известиях о плодах миссии засвидетельствованы и умственно-религиозная шаткость конвертитов и плою скрытые своекорыстные, иногда копеечно-материальные побуждения к обращению 3 . Что в главном и существенном миссию в Абиссинии постигла неудача, протестанты признают explicite, а католики – по крайней мере implicite.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

под редакцией прот. А. Гинкеля Содержание Введение 1. Богословие миссии 1.1. Предмет и задачи православной миссиологии 1.2. Место православной миссиологии в системе богословских и исторических дисциплин 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.4. Миссионерский императив Евангелия 1.5. Цели и задачи православной миссии 1.6. Миссия и прозелитизм 1.7. Библиография к 1-й части 2. Принципы и методы миссионерской деятельности 2.1. Методология Православной миссии 2.2. Образ и качества современного миссионера 2.3. Внешние средства благовестия 2.4. Миссионерские вызовы современной церковной жизни 2.5. Особенности современного «миссионерского поля» Русской Православной Церкви 2.6. Практические рекомендации по тематике и методике проведения духовно-просветительских бесед 2.7. Миссионерское служение мирян 2.8. Миссионерский приход 2.9. Миссионерский стан 2.10. Миссионерское богослужение 2.11. Миссионерские экспедиции 2.12. Миссия и катехизация 2.13. Основные принципы планирования и организации миссионерской деятельности на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровне 2.14. Перспективные направления миссионерского служения 2.15. Библиография ко 2-й части По благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего ИОАННА, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви Ответственный редактор – священник Александр Гинкель, кандидат богословия     Введение Необходимость возрождения миссии в Русской Православной Церкви вызвана сегодня не только внутренней потребностью «церковного организма», но и состоянием общественной жизни, в которой (применительно к данной теме) необходимо выделить два аспекта. Во-первых, это сложное духовно-нравственное состояние нынешнего общества, разделяемого как финансово-экономическими и политическими нестроениями, так и питаемого антихристианскими мировоззренческими принципами гедонизма и нигилизма. Вторым аспектом является прозелитическая деятельность некоторых неправославных конфессий, религиозных сект и движений, которые на общем фоне недостаточной осведомленности населения, пользуясь религиозной жаждой людей, привлекают в свои ряды все новых и новых членов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Священномученик Николай Удинцев: просто сельский священник… В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Он преподавал в церковно-приходской школе, был членом Православного миссионерского общества. 2 августа, 2012 В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Он преподавал в церковно-приходской школе, был членом Православного миссионерского общества. Священномученик Николай Удинцев родился 4 апреля 1862 года в семье отца Александра Удинцева, священника села Скородумского Ирбитского уезда. Обучался в Пермской духовной семинарии, но по собственному прошению был уволен из нее при переходе в пятый класс. После этого Николай Александрович поступил на должность учителя народных школ в Ирбитском уезде и до 1890 года преподавал сначала в школах сел Крутихинского, Голубковского, Верх-Ницинского и поселка Ирбитский завод, а затем — в народном училище села Голубковского. В это время он вступил в брак с дочерью диакона села Ницинского Ирбитского уезда Антониной Михайловной Ласиной, и в 1890 году у них родился первенец — сын Александр, а еще через два года — сын Дмитрий. На основании указа Преосвященнейшего Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь в честь Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда. В его послужном списке значится: «поведения очень хорошего». В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Вскоре его перевели в Воскресенскую церковь села Верх-Ницинского Ирбитского уезда. Во время служения в этом селе он преподавал в церковно-приходской школе деревни Игнатьевой Верх-Ницинского прихода. Преподавание шло столь успешно, что  в 1903 и 1905 годах его имя неоднократно отмечалось в отчетах епархиальных наблюдателей о состоянии церковных школ епархии среди имен тех, кто «особенно ревностно относились к церковно-школьному делу и аккуратным исполнением обязанностей заявили себя».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ni...

Митрополит Иларион: Церковь ведет борьбу прежде всего за человеческую душу 7 апреля, 2011. Редакция " Правмира " «Борьба идет не за богословские истины. Наша миссия заключается не только в том, чтобы доказывать людям существование Бога, и уж тем более не в каких-то институциональных интересах. Эта борьба прежде всего за человеческую душу. За будущее наших детей и тех стран, в которых мы живем» На днях председатель Отдела Внешних Церковных Сношений митрополит  Волоколамский Иларион дал развернутое интервью «Российской газете». Во время беседы, среди многих рассмотренных тем, Владыка ответил на ряд вопросов, касающихся миссии Церкви в современном мире. По его словам, за два года, прошедших со времени избрания Святейшего Патриарха Кирилла, система церковного управления стала более эффективной. Это способствует выполнению Церковью своего особого предназначения — просвещения людей и помощи им в поисках смысла жизни. «Если хотите, ее можно сравнить с армией – войском, состоящим из людей, готовых к активной миссионерской работе. Но мы не сможем эффективно решать миссионерскую задачу, если у нас не будет эффективной системы церковного управления. Сегодня эта система выстроена очень четко. Все основные сигналы исходят от Святейшего Патриарха и от высших органов церковного управления, в частности, от Архиерейского Собора. Они достигают архиереев, от архиереев переходят к духовенству и мирянам, и таким образом осуществляется творческое участие всех членов церковного организма в огромной миссионерской работе», — сказал митрополит. Продолжая сравнение Церкви с войском, Владыка подчеркнул, что Церковь борется за то, чтобы в мире царствовали абсолютные нравственные ценности и идеалы. При этом секулярное общество очень активно противостоит ей в этой борьбе. «Борьба идет не за богословские истины», — сказал Владыка. «Наша миссия заключается не только в том, чтобы доказывать людям существование Бога, и уж тем более не в каких-то институциональных интересах. Эта борьба прежде всего за человеческую душу. За будущее наших детей и тех стран, в которых мы живем».

http://pravmir.ru/mitorpolit-ilarion-cer...

[Ноябрь] Скворцов В. Высокопреосвященный Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий. (к юбилейному празднеству) 7 ноября 1849–1899.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. I–XXXII I. Церковно-общественное значение юбилейного празднества 7 ноября Седьмого ноября настоящего года исполняется 50 лет с того знаменательного в жизни первоиерарха Русской церкви дня, когда Высокопреосвященный Иоанникий, через священнодейственное святительское рукоположение, благодатью Св. Духа, освящён на служение Церкви, Христовой, – восприял дар священства «к совершению Святых, к созиданию Тела Христова», – к благоустроению святых Божиих церквей. Отселе юбилейный день 7 ноября делается знаменательным праздничным событием для всей Русской православной церкви и займёт почётное место на страницах летописей церковно-общественной жизни конца нашего века. Скромно задуманный, по побуждениям признательной любви киевских со-пастырей юбиляра, предстоящий праздник 7 ноября исполнил сердца целого сонма архипастырей разных епархий, пастырей и пасомых горячим рвением лично принести в этот день маститому юбиляру почтительную дань благоговейной признательности за полувековой подвиг доблестного служения родной церкви и отечеству. Уже давно заявило до 30 архипастырей о своём намерении прибыть к 7 ноября в древний Киев, чтобы у святынь Киевских вознести свои горячие молитвы Господу Богу о здравии и благоденствии юбиляра и сердечными благожеланиями приветствовать Его Высокопреосвященство. Святейший Правительствующий Синод подносит своему первенствующему члену почётный адрес через Московского Митрополита. Паствы, кои имели счастье быть под мудрым и благопопечительным управлением Высокопреосвященного юбиляра, ознаменовывают юбилейный праздник добрыми делами в честь и память своего бывшего любимого архипастыря и отца и шлют юбиляру свои сыновние приветствия через многочисленные депутации от духовенства, городов, обществ и учреждений. Но любопразднственнее всех готовится торжествовать 7 ноября Киевская Митрополия, которой Промысл Божий судил иметь высокую честь быть кафедрой первосвятителя великой Русской церкви, возвратившего Киеву, своими личными доблестными качествами и высокими заслугами, то почётное место первопрестольной кафедры, которое принадлежало ей в начале русской церковной истории, но было утрачено уже более четырёх веков. Киевская епархия увековечивает юбилейный праздник 7 ноября учреждением убежища для вдов, сирот и больных духовного звания, – город Киев учреждением церковно-приходской школы имени иерарха – юбиляра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новости Православный фестиваль «Преображенские встречи», посвященный столетию Поместного собора Русской Церкви, состоялся в Москве 22.08.2017 10:55 Москва, 22 августа, Благовест-инфо. Ежегодный православный фестиваль «Преображенские встречи» открылся в субботу 19 августа в конгрессно-выставочном центре «Сокольники». В течение двух дней более двух тысяч участников из разных городов России и из-за рубежа обсуждали тему «Время новой соборности».  Форум был посвящен столетию начала работы Поместного собора 1917-1918 годов. Организатор фестиваля – Преображенское содружество малых православных братств . Как сообщается в пресс-релизе форума, тема соборности станет сквозной для дискуссий и 13 фестивальных площадок, посвященных различным сферам церковной жизни – богослужению, общинной жизни, воцерковлению молодежи, отношениям Церкви и общества, взаимодействию церкви и культуры, изучению церковной истории XX века, а также участию мирян в жизни Церкви. Участники вместе размышляли о том, «как продолжить прерванную традицию не столько по форме, сколько по смыслу и духу, какие новые пути созидания соборности возможны сегодня, как в первую очередь возрождать не деятельность структур, а саму жизнь христиан». Приветствие председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна к участникам форума зачитал его первый заместитель игумен Серапион (Митько). Он выразил надежду на продолжение сотрудничества Синодального миссионерского отдела с Преображенским братством, отметив, что эта многочисленная община «на протяжении всей своей истории  оставалась верна своему апостольскому и миссионерскому призванию». 19 августа состоялись два пленарных заседания, во время которых были показаны слайд- и видеофильмы, рассказывающие об истории подготовки и проведения Поместного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., о его основных дискуссиях и определениях, которые за 100 лет не были отменены. Уникальность Собора, который фактически «заново пересоздавал Русскую Церковь», которому удалось совершить «творческий акт совмещения предания с меняющейся социальной действительностью», подчеркивал в видеоинтервью Алексей Беглов, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

33. Сотрудник Братства св. Гурия. 17 июня 1910 года О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года Речь на открытии этого Съезда 13 июня. Преосвященные Архипастыри, преподобные отцы и вы, братие и сестры, о Христе возлюбленные чада Церкви Православной! Сегодня в неделю всех Святых, когда вселенская Церковь Христова празднует завершение Божиих обетований грешному роду человеческому, наша церковь Казанская, в частности, перевивает свои великие минуты радости духовной. Днесь благодать святаго Духа нас собра, днесь и на нашем церковном обществе исполнилась песнь церковная о дарах Духа Святаго: вся подает Дух Святый, (точит) источает пророчествия, священники совершает, некнижныя премудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный«... Невольно хочется со псалмопевцем воскликнуть: сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же; о Господи, поспеши же». ( Пс. 117:24–25 ). И в эти святыя минуты церковной радости, только бы и хотелось молиться всесвятому Духу Божию, чтобы Он подкрепил всех служителей Церкви в служении их во спасение людей Божиих, кровию Христовой искупленных. Вот это и есть первая и главнейшая задача нашего собора церковного: молиться вкупе Господу, да изведет деятели на жатву свою, ибо жатва всё умножается, а деятелей мало: и ныне нас окружают народы смятени, яко овцы не имущыя пастыря ( Мф. 9:36 ). И если кто будет, как некогда в св. день Пятидесятницы, недоумевать и спрашивать о нашем молитвенном собрании, «что убо хощет сие быти», то пусть каждый твёрдо знает, что «днесь благодать святаго Духа нас собра» во спасение тех, кто послушает нас, ибо не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих ( 2Кор. 4:3 ). Такова первая наша задача: в радости и в смирении молиться Богу о всех и за вся. Вторая наша задача – подобна первой, – является её продолжением: мы несём всем людям Божиим только мир, по заповеди Христовой. Любя всех о Господе и желая послужить всем, во спасение, мы благодатный мир Божий хотим дать всем, кто этого мира благодатного и вместе с ним душевного обновления желает. О, если бы это услышали сердцем своим те, кто нам так мало верит! О, если бы это узнали и поняли те, кто нас даже не знает! Мы, христиане, проповедуем любовь Божию, благовествуем мир, тогда как магометане только беспокоятся, потому что не умеют любить Бога; равно и язычники тоже не знают чувства любви к Единому Богу. И в ответ на это недоверие к людям и страх пред Богом так и хочется всем сказать это святое слово Господа: мир вам, мир Божий да почиет на вас, и пусть ничто и никогда не нарушит этого святого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Смулов Особенности и основные проблемы миссионерской деятельности РПЦ конца XIX – начала XX вв. в соборных документах и воспоминаниях Источник Введение В настоящее время возрастает роль миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Существенная роль в православной миссии, как и в дореволюционные (1917 г.) времена, отводится монастырям, которые должны явиться образцом такого служения для приходских общин и миссионерских органов Церкви на всех уровнях. Возрождение духовного уровня российского общества, просвещение ее народа, как и возрождение самой Русской Православной Церкви, безусловно связаны с миссионерской деятельностью. После десятилетий попыток уничтожения Православной Церкви в Российской Федерации (в СССР), уничтожения священно- и церковно- служителей, просто верующих людей – мирян, с учетом истории развития России, духовное возрождение и просвещение настоятельно требует масштабных усилий всей РПЦ, сопоставимых с христианизацией Руси и получило наименование «второй христианизации». По результатам многочисленных социальных опросов, проведенных в 1991–2022 гг., к православному вероисповеданию относит себя до 85 процентов населения страны. В тоже время людей воцерковленных, истинно верующих и знающих свою веру, участвующих в Св Таинствах Церкви, в целом ряде опросов, определено всего в 2–4 процента. Налицо наличие «веры без знаний» и, более того, «веры без веры». С 1988 г. началось постепенное возрождение миссионерской деятельности на миссионерском поле СССР. Верующий народ стал восстанавливать и открывать храмы и монастыри. После окончания советского периода, понимая сложность сложившейся в России ситуации, в 1994 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение «О православной миссии в современном мире» Вопросы миссии регулярно обсуждались на Архиерейских Соборах (1997, 2000, 2004), и в 2007 г. Св Синодом был утвержден текст «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция). В принятой Концепции были установлены фундаментальные основы миссионерского служения православных христиан, указаны актуальные направления миссионерского служения Православной Церкви. Концепция имела ориентиром «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Миссионерское служение Успенской Николо-Васильевской обители Молебен на освящение школы перед 1 сентября 10 декабря 2009 года исполнилось семь лет со дня освящения закладного камня на месте будущего Успенского собора в Успенской Николо-Васильевской обители, основанной приснопамятным схиархимандритом Зосимой (Сокуром; † 2002) в селе Никольское Донецкой области. Прошедший 2009 год ознаменовался завершением строительства Успенского собора и его освящением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Приезд Святейшего Патриарха – всегда событие неординарное, а в данном случае его можно назвать знаковым. Прежде всего, потому, что освященный патриархом Успенский собор, являясь подобием Успенского собора Московского Кремля, оказывается видимым знаком и символом церковного единства Украины и России. Вообще визит Святейшего Патриарха Кирилла имел очень большое значение для православной паствы. Он воодушевил и как бы расшевелил очень многих людей. Говорят, в минувшем году после приезда патриарха даже значительно увеличился конкурс в Киевские духовные школы. Самое главное, что многие даже не очень церковные люди, редко бывающие в храме, выходили на улицы и приходили на патриаршие богослужения. Они услышали голос своего пастыря и почувствовали себя членами Церкви. Церковных же людей и священство патриарх, как и везде он это делает, призвал к деятельному миссионерскому служению, особенно среди детей и молодежи. О том, что Православная Церковь на Украине находится в непростых условиях, написано много. Известия о новых попытках насильственных захватов храмов раскольниками то и дело мелькают в новостях. Государство не оставляет попыток навязать свою волю Церкви и сделать из Церкви инструмент своей политики. Однако необходимо упомянуть и о положительном аспекте церковно-государственных отношений на Украине. Это особенно актуально и для современного российского общества. Речь идет об относительной свободе миссии и о больших возможностях, открывающихся для работы с детьми. Школьный предмет, рассказывающий об основах нравственной христианской жизни, о Церкви и православной культуре, называется, в соответствии с украинскими нормативными документами, «Христианская этика». На общегосударственном уровне законодательная база для введения нового предмета существует уже не первый год. И дело сейчас стоит лишь за местной инициативой. Итак, закон есть, пособия по христианской этике тоже есть. Почему же еще не во всех школах введен этот предмет и мало где преподается на должном уровне? Чего же не хватает? А не хватает – и катастрофически не хватает – грамотных и церковных преподавателей.

http://pravoslavie.ru/33209.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010