Книга десятая Глава 1 1. Богу Вседержителю и Владыке благодарение за все, величайшая же благодарность Спасителю и Искупителю душ наших Иисусу Христу, через Которого мы всегда молим о непоколебимой твердости среди мирских тревог и душевных обстояний. 2. С молитвой присоединяем мы к предшествующим книгам Церковной истории эту, десятую, и посвящаем ее тебе, Павлин, человеку для меня священному, да будешь ты как бы печатью всего нашего труда. 3. Уместно будет книгу, помеченную этим совершенным числом, завершить торжественным словом о возобновлении церквей. Повинуясь велению Духа Божия: «Воспойте Господу песнь новую, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его спасла Его. Явил Господь спасение Свое, открыл перед народами правду Свою». 4. Повинуясь этому велению, воспоем новую песнь, ибо после мрачных зрелищ и ужасных повествований мы удостоились видеть и славословить то, что многие, жившие до нас, истинные праведники и мученики Божии желали видеть на земле и не видели, хотели слышать и не слышали. 5. Впрочем, эти люди поспешили получить награду гораздо большую: они восхитили себе в удел райское блаженство на небесах. Сознаем, что мы получили вовсе не по заслугам; мы приведены в величайшее изумление благодатью Подателя столь великих даров, благоговеем перед Ним всей душой и свидетельствуем истину Писания, в котором говорится: «Придите и видите дела Господа, какие чудеса сотворил Он на земле: прекращая войны до края земли, сокрушил лук, и переломил копье, и щиты сжег огнем». Радуясь, что воочию исполнилось это на нас, продолжим наш труд. 7. Исчез (каким образом, об этом рассказано) весь род богоненавистников, он стерт с лица земли, и вновь исполнилось слово Божие: «Видел я нечестивца величающегося и превозносящегося, как кедры ливанские. Я прошел мимо, и вот не было его; я искал место его и не нашел». 8. Теперь светлый и ясный день, не омрачаемый никаким облаком, озарил лучами небесного света церкви Христовы по всей земле. Даже тем, кто чужд нашему братству, ничто не мешает пользоваться, если не всецело, то хотя бы долей того, что даровано нам от Бога. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Таинство Елеосвящения (Соборование) Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) .

http://pravoslavie.ru/108661.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Папа Франциск совершил в Сикстинской капелле мессу «за Церковь» 15.03.2013 02:15 Версия для печати Ватикан, 15 марта, VIS/Благовест-инфо. Вечером 14 марта, на следующий день после своего избрания на Римский престол, Папа Франциск совершил в Сикстинской капелле Апостольского дворца мессу «за Церковь». Понтифику сослужили 114 кардиналов-выборщиков. За мессой были прочитаны положенные по уставу  отрывки из Священного Писания. Из Ветхого Завета – пророчество Исаии: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы… И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Ис. 2: 2-4). Из Апостольских посланий – отрывок из Первого послания Петра: «… как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом… Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (I Пет. 2: 5-9).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В основе вышедвешей в издательстве «Вольный странник» книги «Духовное пробуждение» – проповеди иеромонаха Игнатия (Шестакова), произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, – эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Данная книга будет интересна всем, кому небезразлично православие.      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 19–20). С такими словами любящий Господь обращается к нам, своим ученикам, потомкам Адама, изгнание из рая которого мы сегодня вспоминаем. Люди были изгнаны из рая по собственному непослушанию, это был, можно сказать, их собственный выбор: они не послушались Бога и лишились райского наследия. И с тех пор все мы, потомки Адама, ходим во тьме, в юдоли плача. Что такое жизнь человека и жизнь всего человечества? Это сплошная трагедия. Люди убивают друг друга, как убил Каин Авеля, первые дети Адама и Евы. Жизнь на земле, можно сказать, началась с убийства, с зависти, со злобы, и вся история человечества — это беспорядочные войны, соперничество, борьба. Мы часто хвалимся этими победами, говорим о том, какими мы стали сильными, о том, что мы можем сделать с другими людьми, но всё это суета, всё это тьма. Ходим во тьме и делаем дела тьмы. Вот что постигло потомков Адама после изгнания из рая. Все мы в этом смысле преступники, все мы носим последствия этого греха и трагедии жизни человечества. Но Господь всем желает спасения, Он не оставляет этих непослушных, самовольных потомков Адама, Он им говорит, что сердце их должно быть с Ним, с Божественным на небесах, а не с тленным и умирающим.

http://pravoslavie.ru/124432.html

     Это действительно так. В средоточии, можно сказать, на вершине, венчающей все православное богослужение – Евхаристическом каноне и в самой его сердцевине – формуле пресуществления хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы возносятся к Богу именно святые стихи пятидесятого псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Так же пятидесятый псалом читается в церковном богослужении и в молитвах третьего часа, и в чинопоследовании Таинства Исповеди, и на утрене, и во время каждения священником храма на Литургии, и в последовании молебна о начале всякого доброго дела. В домашней же молитве этот псалом читается в утреннем молитвенном правиле. Используется он и в других случаях. Почему же святые отцы по внушению Святаго Духа так часто прибегают к нему в различных богослужениях и молитвах? Рассмотрим с Божьей помощью историю написания псалма… Если говорить вкратце, то это событие страшного падения и глубочайшего раскаяния. Эта история во всей своей неприглядности, но предельной честности описана в Ветхом Завете во Второй Книге Царств (главы 11, 12). Однажды под вечер святой пророк и царь Давид прогуливался по кровле царского дома (крыши у восточных народов, как мы знаем, плоские). И увидел, наверное, в окне другого дома очень красивую обнаженную купающуюся женщину. Он воспылал к ней блудной страстью. Эту женщину звали Вирсавия. Она была замужем за воином из армии Давида Урией Хеттеянином (хетты – ближневосточная народность). Царь Давид до того потерял голову, что совершил целый ряд ужасных грехов. Он сделал Вирсавию своей любовницей. Она от него забеременела. Давид решил на ней жениться. Но что делать с Урией? Израильтяне тогда воевали с хананейским также ближневосточным народом – аммонитянами. Царь Давид отослал Урию в войско. А в письме своему начальнику Иоаву написал: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2 Цар. 11:15). Приказание было в точности исполнено, ситуация разыграна как по нотам. Но на поверку это оказалось запланированное убийство ни в чем не повинного человека в угоду похоти.

http://pravoslavie.ru/101119.html

Божественная Мудрость и Божественная Любовь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй...» Эти слова одной из церковных молитв мы часто слышим в наших храмах. Они говорят нам о том, что миром и каждым из нас управляет Божественная Мудрость и Божественная Любовь . О, как это утешительно для верующего сердца! Вся история мира и жизнь каждого из нас носит на себе яркую печать этой мудрости и этой любви. Наша вера, на основании слова Божия, учит нас тому, что мир видимый и невидимый сотворен волею Всемогущего Бога. Для чего сотворил Бог мир? Не для Себя. Он окружен славою, и воинства небесные являются созерцателями Его вечной славы. Бог сотворил мир для человека, по любви к нему, чтобы человек наслаждался красотами этого мира и пользовался всеми его благами. Бог не сотворил зла, греха, несчастий. Все скорби и болезни человека вошли в его жизнь как следствие греха, после того, как первый человек нарушил волю Божию и согрешил. Но Премудрый и Всеблагий Небесный Отец и скорби, и болезни обращает нам на пользу и делает их орудием Своего Божественного Промышления о нас. Через эти скорби и болезни Он стучится в сердце человека, он будит нас от греховного сна, напоминает о Себе и через них хочет нас привязать к Себе. Он учит нас, что терпеливым перенесением скорбей и болезней не только укрепляется наша вера и проявляется наша любовь к Богу, но и искупаются наши вольные и невольные согрешения. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», – говорил один верующий поэт, и говорил это от лица каждого вдумчивого христианина. Христианин знает Божественное слово, сказанное еще через одного из ветхозаветных пророков, о том, что скорби – это зов к Богу: «В скорби своей будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу, и Он исцелит нас» ( Ос. 6:1 ). Христианин знает и о том, как утешает Господь Своих детей в их скорби: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). И во всем этом мы видим проявление Мудрости и Любви Небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Псалтирь Давида пророка и царя песнь Псалтирь на церковнослав. яз. : — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 560 с. Новое издание Сретенского монастыря, «Псалтирь» на церковнославянском языке удобного малого формата, содержит помимо 20 кафисм, молитв по их прочтении и последования по исходе души от тела, — церковнославянскую азбуку, список слов, которые могут встречаться под знаком титла, словарь некоторых церковнославянских слов и сравнительную таблицу чисел. Текст набран в две краски, объем — 560 страниц, твердый переплет. «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого» (Святитель Амвросий Медиоланский). «В ней (Псалтири), как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Святитель Афанасий Великий) Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26, 30). Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 3 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/112686.html

Рубрики Коллекции Фото Юлии Маковейчук 12 чудес главного церковного музея 10 мин., 18.01.2017 Поделиться В Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии в Сергиевом Посаде собрано около 20 000 экспонатов. Это предметы церковной старины, картины, богослужебная утварь, облачения, коллекции старинных монет и многое другое. У каждой из этих вещей —  интересная и порой неожиданная история, которая заставляет смотреть на нее по-другому. Редакция «Фомы» побывала в ЦАКе и выбрала 12 интересных экспонатов, о которых есть что рассказать. Картина Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) « Исцеление слепорожденного », 1888 год Суриков рано потерял любимую супругу Елизавету. Он сильно тосковал, постоянно ходил на кладбище молиться за умершую и перестал писать картины. 2 года художник находился в унынии и отчаянии — у него не было ни вдохновения, ни сил до той поры, пока он не открыл для себя Церковь. Вера и участие в Таинствах вдохнули в него новую жизнь. Это первая картина после двухлетнего перерыва. Фото Юлии Маковейчук На полотне изображена сцена из Евангелия от Иоанна, когда Господь исцелил слепого от рождения человека: И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин 9 :1 –7) . «Исцеление слепорожденного» — автобиографическая работа, которой нет в музейных каталогах . Художник изобразил себя в роли исцеленного: Христос открывает ему глаза, а падающий на руки свет означает силу, которую он получает для продолжения творческой жизни. Женщина за правым плечом Спасителя — супруга художника, которая осталась любовью всей жизни мастера. Василий Иванович действительно прозрел духовно и был верующим человеком до конца жизни.

http://foma.ru/12-chudes-glavnogo-tserko...

     Когда мы открываем Библию, наши глаза встречаются со строками очень честной книги. Мы называем Библию святой, но ее содержание вовсе не сводится к описанию жизни праведников. На страницах библейской истории предстает перед нами вся сложность взаимоотношений Бога и Его творения – человека. Каждая книга Священного Писания открывает нам, с одной стороны, великую высоту святости, на которую Бог возводит полюбивших Его людей, и, с другой стороны, страшную глубину падения, в которой рискует оказаться всякий отказавшийся от Бога человек. А между этими крайними точками находится наша жизнь – обычная жизнь со всеми ее грехами и грешками, немощами и слабостями, ошибками и падениями. И об этой простой будничной жизни, так знакомой нам, Библия тоже говорит. Она показывает, как в пространстве и этой жизни также встречаются трое: Бог, диавол и человеческая воля, которая часто раздваивается в своем выборе. Нынешнее апостольское чтение как раз и рассказывает нам не о чудесах, не о великих и потрясающих событиях, но о трудовых буднях первой Церкви. Сегодня мы приступили к шестой главе Деяний, где описывается уже время не праздника, но обычной церковной жизни, со всеми ее трудностями. И этот честный рассказ о церковных проблемах того времени для нас не менее ценен, чем радостные строки о торжественных и праздничных событиях в жизни новорожденной Христовой Церкви. Проблему же апостол Лука обозначает так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Перед нами история первого внутрицерковного конфликта христианства. Еллинистам – уверовавшим евреям из разных стран Римской империи – показалось, что местные евреи предлагают их вдовам меньше социальной помощи, чем своим. Они возроптали. На первый взгляд, это удивительно. Ведь перед этим святой Лука писал, что «у множества... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). И вдруг после таких слов – разлад между новокрещеными христианами, конфликт на материальной почве. Грустно, братья и сестры? Грустно. Но вместе с тем это нормально. И нам нужно знать такие вещи, чтобы понимать нечто важное о Церкви.

http://pravoslavie.ru/112408.html

КНИГИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ < >< назад > О разобранной крыше, прощении, исцелении и мытаре Матфее Он, войдя в лодку, переправился и приплыл в Свой город. И вот поднесли к Нему на носилках больного, лежащего в параличе. Видя веру этих людей, сказал Иисус больному: «Не бойся, чадо! Прощаются грехи твои». И вот некие из книжников сказали про себя: «Да Он кощунствует!» Иисус, зная их помышления, сказал: «К чему вы помышляете в сердцах ваших недоброе? Ведь что легче, сказать ли: „прощаются грехи твои“, — или сказать: „встань и ходи“? Но чтобы вы знали, что имеет Сын Человеческий на земле власть прощать грехи…» — тут говорит Он параличному: «Встань, возьми твои носилки и ступай в дом твой!» И тот встал и пошел в дом свой. Видя это, народ устрашился и восславил Бога, давшего людям такую власть. (Мт. 9,1-8) (перевод Сергея Аверинцева) Каждое Евангелие имеет свои особенности. Это обусловлено и самой личностью каждого из евангелистов, и теми христианскими общинами, к которым они обращались. Так, согласно древнему преданию, Матфей первоначально записал благовестие Христа на еврейском языке для тех, кто был воспитан еще на Ветхозаветном Писании. Поэтому для него было важно показать, что весь Ветхий Завет исполняется во Христе. И хотя все евангелисты цитируют Ветхий Завет, но более чем у других, ссылок на него именно у Матфея – около 130 раз он цитирует древнее Писание. Когда Матфей говорит о том, что Христос, покинув Назарет, поселился в Капернауме, он добавляет: «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: « …на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссия свет» (Мт.4.15.16). Своим для Господа городом, евангелист Матфей называет Галилейский Капернаум. Здесь Господь учил и здесь Он совершал чудеса, и одно из них – исцеление расслабленного. Однажды, когда Господь учил в доме, на носилках принесли расслабленного – разбитого параличом. Евангелисты Лука и Марк добавляют образную деталь: в доме так много людей, что из-за невозможности пройти дверями друзья больного разбирают кровлю. Когда об этом слышишь, то сразу представляешь деревенский дом и двускатную крышу, от которой отдирают доски, но, конечно же, дома в Палестине были совсем иными, плоскую крышу – настил из досок и ветвей, скрепленных глиною, легко можно было раскрыть, у Марка даже сказано – «прокопать», а по Луке, в церковно-славянском тексте, крыша это «скудельница», то есть она из глины.

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010