В православной традиции мистическое богословие раскрывается для людей созерцательного типа, менее, может быть, деятельных, но более созерцательных 6 . Здесь перед нами раскрывается еще одна причина, почему Моисей «провел… стадо далеко в пустыню»: он мог искать уединения от шумливых язычников Мадиама. Ведь и Сам Сын Божий в ответственные моменты Своего земного служения искал уединения и тишины, без которых невозможно расслышать истинному человечеству истинного Божества. Сказано: «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» ( Мф. 14: 13 ). И еще: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» ( Ин. 6: 15 ). Так и Моисей! И тем более каждый из нас, оглушенный криками и визгами так называемого «цивилизованного» мира, нуждается в раздумье тишины и несуетного одиночества. Хотя бы на некоторое время, на год или на месяц, пусть даже всего лишь на один день или один час… Темпы современного мира, наступательные информационные потоки поглощают сознание и возвращают его нам искаженным, надорванным и полуистлевшим. Нам не хватает вдумчивых советов и тихих наставлений, которые можно расслышать только сердцем. Мир политики, да и религии, кричит, агитирует, занимается своим маркетингом, а нужно остановиться и остановить несущиеся по нашему сознанию отнюдь не наши, чужие мысли, услышать голос древности, голос не надрывный, а рассудительно спокойный, с тихой радостью личностного общения с прошлым. Сказано: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» ( Иер. 6: 16 ). С другой стороны, вопрос: «великое явление, отчего куст не сгорает» – это экклезиологический, то есть церковный, вопрос. Рационально невозможно объяснить существование народа Божия в двух его исторических измерениях: ветхозаветного и новозаветного времени. Священная история Ветхозаветной Церкви показывает нам, сколько раз существование народа Божия приближалось к трагической черте «окончательного решения еврейского вопроса»: это происходило в Египте, в Вавилоне, в Персии, в Греции и Риме! Но и священная история Новозаветной Церкви, которая продолжается до сих пор, являла трагические страницы попыток «полного решения церковного вопроса» – как в античные времена, так и во времена ведения исламских войн.

http://pravoslavie.ru/98006.html

Так утверждалась вера в Сына Божия, сделавшегося Сыном человеческим ради спасения рода человеческого. Итак, для верующих во Христа евреев Его родословная, доведенная евангелистом Матфеем до Авраама через Давида, служила неопровержимым доказательством того, что Он есть истинный, пророками предсказанный Мессия. Но для людей неверующих та же самая родословная была камнем преткновения и соблазнов как при жизни Христа, так и в последующие века после Его Вознесения. «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Матъ мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ) Так рассуждали неверующие иудеи еще при жизни Христа. Его плотское происхождение для неверующих было предметом пререканий. И это не случайно. Так и должно было быть во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца о Христе. «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» ( Лк.2:34 ), – вдохновенно сказал праведный старец, держа в руках Божественного Младенца. Так и случилось. История христианской Церкви на всем ее протяжении есть история непрерывной борьбы веры с неверием. Еще при жизни Иисуса Христа Его Крестные страдания для евреев были соблазном, для эллинов безумием. И только для избранных они были источником спасительной силы и Божией премудростью. В 1–м Послании к Коринфянам святой апостол Павел так говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). Из Книги Деяний Апостольских мы узнаем, что апостола Павла за проповедь Евангелия язычники считали язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси ( Деян.24:5 ). И это потому, что, по словам того же апостола Павла, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Эта истина остается во всей своей силе и до настоящих дней и в переживаемое нами время для всех очевидна и несомненна: не могут и не хотят о духовном судить духовно, потому и не разумеют и не верят.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Деян. 2:1–8,11–21 ). Вот рассказ Деяний, из которого ясно следует, что в памяти Церкви история христианства началась с пришествия Духа Святого. С Духа Святого начинается библейский рассказ о творении: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:1–2 ). И весь Ветхий Завет , вся многовековая история встреч человека с Богом, измен, падений и восстаний, сплошь пронизан тоской по Духу, ожиданием, жаждой Его пришествия. И, наконец, Христос говорит о Духе Утешителе, Которого Он пошлет и Который наставит учеников Его на всякую истину. Христос говорит, что цель нашей жизни – рождение от Духа, Который «дышит, где хочет, и не знаем, откуда приходит и куда уходит» (ср.: Ин. 3:8 ). Все христианство, таким образом, – это моление о Духе, вера в Духа, радость о Духе. Все христианство – это мольба: «Прииди и вселися в нас, и очисти нас...». По-древнееврейски понятия «дух» и «ветер» выражаются одним словом – руах. Как буря очищает и обновляет воздух, как дыхание животворит все причастное жизни, так Дух Божий есть последнее, завершительное явление Божественной жизни, то обновление и очищение, о котором тоскует, которого ожидает все в мире. Слышим ли мы, понимаем ли еще эти слова: «духовный», «одухотворенный»? Как поразительно и как печально это повсеместное теперь восстание против Духа, эта тяга к одному вещественному, материальному. Как случилось, что человек перестал жаждать Духа и вместо него жаждет лишь того, что можно потрогать, взвесить, измерить? И вот является угодливая идеология, в основе которой – отрицание Духа и прямая ненависть к Нему. Порой кажется, что страшное восстание против Духа захлестывает весь мир. Но неужели правда, что не дух, а материя определяет судьбу человека? Неужели в определении того, что есть сущность жизни, ошиблись и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский , и Пушкин, и Достоевский – все, кроме автора «Капитала» и партийных вождей? Конечно, нет! И в день Пятидесятницы, в этот «последний и великий день», как называет его церковная молитва, празднуем мы примат Духа над материей, празднуем торжество духовного начала в человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

По остроумному замечанию В. В. Болотова , «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в анти­охийской школе предлагались такие простые и устойчивые прие­мы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» (Болотов, цит. изд., т. 4. М., 1994, с. 5). С александ­рийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского , но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; бо­гословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзеге­зу, – у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена ; верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзеге­тической школы был святитель Иоанн Златоуст , но антиохийца­ми были также Несторий и Феодор Мопсуэстийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» (monacoz) означает «уединенный». Монашество – инсти­тут, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос при­зывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность чело­века к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вме­щают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от лю­дей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Цар­ства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:10–12 ). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких зем­ных имений. Апостол Павел писал к Коринфянам: «Неженатый за­ботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и де­вицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мир­ском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестан­но служили Господу без развлечения» ( 1Кор.7:32–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющаго: Авва, Отче!» ( Гaл. IV, 6 ). »Возлюбленные, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть« ( 1Uoah. III, 2 ). § 33. О восьмой заповеди блаженства 268. Что означает 8-я Христова Заповедь: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное» ( Mф. V, 10 )? Одушевленные жаждой правды и поднявпгие данное от Бога знамя истины, – по слову сей заповеди, втечении земной жизни претерпят изгнание и за это Христос наградить их блаженством, введением в Царство Небесное. 269. Как следует здесь разуметь слово – изгнание? Изгнание за правду может иметь различный степени и оно заключается в душевных страданиях, которым подвергаются поборники истины: а) духовное отчуждение от них, которое выказывают близкие по вере люди; б) отвержение или порицание их трудов и служения; в) противодействие их Богоугодной деятельности; г) стеснения, чинимыя при помощи властей; д) удаление их в ссылку; е) опорочение клеветой. " Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня« ( Nc. LXVIII, 9, 10 ). 270. Возможно ли изгнание за правду в христианском обществе и от близких по вере? Общая история наполнена примерами преследований лучших слуг человечества. Но и церковная история показывает, что те из святых мужей, которых, сообразно их дарованиям или их духовному преуспеянию, Бог поставил на высокое служение Церкви, – подвергались непризнанию, поруганию, изгнанию и даже мученичеству . Все это перенесли такие светочи веры, как Афанасий Великий , Иоанн Златоуст , Максим Исповедник , Софроний Иерусалимский и др. " Да и все, желающие жить благочестиво во Христи Иисуси, будут гонимы» ( 2Tuм. III, 12 ). Св. Апостол Павел был сильно побит камнями, когда проповедывал Евангелие в Листре, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вери и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Дeяh. XIV, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

История христианства и история еврейского народа настолько тесно переплетены, что отделить их одну от другой нет никакой возможности. И христианское, и иудейское богослужение до настоящего времени основывается на одной и той же книге – Псалтири. Ветхий Завет является неотъемлемой частью христианской Библии. Из истории еврейского народа невозможно вычеркнуть ни Иисуса Христа, ни апостола Павла, ни других его выдающихся представителей. Именно это может стать прочной базой для диалога между христианством и иудаизмом, а не попытки перетолковать евангельский текст так, чтобы от него не осталось камня на камне. Отвечая на первый вопрос, поставленный в начале настоящего раздела, мы должны признать, что, с точки зрения христианства, как она отражена в Новом Завете, богословских трактатах, литургической поэзии, основная ответственность за смерть Иисуса Христа лежит на религиозно-политической элите израильского народа, а не на римской власти. Осознание этого факта, однако, не может служить поводом к огульным обвинениям в адрес еврейского народа, подобным тем, которые имели место в прошлом, так как ответственность за произошедшее лежит не на народе в целом, а именно на тех его представителях, которые тогда стояли у власти. Именно они стали инициаторами казни, они же повлияли на толпу, которая требовала у римского прокуратора распять Иисуса. Вряд ли эта толпа, кричавшая: кровь Его на нас и на Детях наших ( Мф.27:25 ), – включала больше нескольких десятков или нескольких сотен человек. Остальные же представители израильского народа в это время жили своей обычной мирной жизнью. Ни на них, ни на их потомков не может быть возложена ответственность за казнь Иисуса Христа. 6. Конец Иуды В Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна Иуда сходит со сцены после того, как он появился в рассказе об аресте Иисуса. И только Матфей рассказывает, чем закончилась его жизнь. Он говорит об этом после упоминания о том, что Иисус был связан и отведен к Пилату: Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь ( Мф.27:3–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда-то Иисус отверг искушение диавола, который говорил Ему: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» ( Мф. 4:6 ). Именно потому, что Он Сын Божий, Он не поддался искушению. Сейчас Иисус говорит о помощи ангелов как заведомо неприемлемом для Него варианте развития событий. Несмотря на все внутренние борения, Он хочет умереть за людей, и это желание перевешивает в Нем любые человеческие чувства, страхи, переживания. 6. Отречение История отречения Петра занимает особое место в Евангелиях. По сути, это единственный эпизод во всей евангельской истории, где в центре внимания оказывается не Иисус, а Его ученик. Значимость этой истории обусловлена прежде всего тем духовно-нравственным посылом, который она в себе заключает. Если раньше Петр спрашивал, сколько раз прощать согрешившему, имея в виду кого-то другого, то в этой истории Петр сам оказывается в роли согрешившего, нуждающегося в прощении. Об отречении Петра рассказывают все четыре Евангелиста, но только Иоанн повествует о том, каким образом Петру удалось проникнуть во двор первосвященника: За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра ( Ин. 18:15–16 ). Под безымянным учеником, неоднократно упоминаемым в Евангелии от Иоанна ( Ин. 13:23; 18:15; 19:26–27 , ср. 19:35; 20:2, 3–4, 8; 21:7; 21:20–21, 23–24), следует понимать самого Евангелиста. О том, что «другой ученик», он же «ученик, которого любил Иисус», есть не кто иной, как сам Иоанн, свидетельствуют как внутренние данные четвертого Евангелия, так и многовековая церковная традиция, и современная наука не нашла убедительных доводов, чтобы опровергнуть эту атрибуцию 125 . Иоанн Златоуст видит в «другом ученике» того недостающего свидетеля, с чьих слов история отречения Петра стала известной 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В нас разнообразными способами, используя кино, телевидение, радио, витрины магазинов, книжные ларьки и суету жизни, пытаются убить чувство благоговения , ибо без благоговения нет христианской православной веры, нет Церкви. «Ты веруешь… — пишет апостол Иаков, — хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2:19). Апостол Павел предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2:8). Этим обольщением могут быть антропософия и теософия, восточный мистицизм и западный оккультизм, «Богородичный» центр и западные неопротестантские секты. Оно может принимать образ Христа-Виссариона, появившегося в Сибири, и Матери Мира-Вседержительницы, пытающихся объединить оккультизм, мистический рационализм и чувственность Востока и Запада, Севера и Юга. Отменяется Новый Завет, Завет Христов, говорят и пишут о «третьем завете», завете Богородицы, через которую только и сходит на людей Дух Святый, или о завете, который приносит в мир Христа-Виссариона, что значит «Дающий Жизнь». Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, предупреждал: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение (Лк 21:8); ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят (Мф 24:5). Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24:23-24; Мк 13:22); восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф 24:7); и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12); сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том (Ин 16:1,4)». В годы гонений и расколов мы особенно молились о единстве Церкви святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу, мощи которого теперь почивают в Богоявленском соборе, ибо он при жизни своей болезновал о единстве Руси. Стоя у его раки, к нему взываем: «Святителю отче Алексие, помоги окормлять наш церковный корабль предстоятелю нашей Церкви Святейшему Патриарху Алексию II, как и в прошлые годы ты помогал Патриарху Алексию I».

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-v-zem...

Мщение это сопровождалось истреблением открытых врагов Иудейского народа и его веры по всему Персидскому государству; а в Сусах, с соизволения царя, продолжено было и на четырнадцатый день. Таким образом, погибель, которую готовил Аман Мардохею и народу Божию, обратилась на него самого и на всех, которые искали сделать зло Иудеям. Четырнадцатый и пятнадцатый дни были отдыхом и торжеством для Иудеев, которые ознаменовали их взаимными приветствиями и угощениями. Все эти приключения Мардохей записал в книгу, списки которой разосланы были ко всем Иудеям, жившим под державою Ксеркса. А чтобы увековечить память о чудесах Промысла Божия, открывшихся над народом Божиим в погибели Амана, Мардохей и Есфирь установили, чтобы все Иудеи четырнадцатый и пятнадцатый день Адара ежегодно проводили в веселии. Этот новый праздник назван был Персидским именем Фурим, то есть, жеребьи, потому что Аман кидал жеребьи, когда выбирал день для погубления Иудеев. 4. Восстановление Ездрою церковного и гражданского порядка Ксеркс, после двадцатиоднолетнего царствования, оставил престол сыну своему Артаксерксу, прозванному Долгоруким. Новый царь был великим благодетелем для Иудеев. Имела ли какое-нибудь влияние на него Есфнрь, и каким образом ученый Иудейский священник Ездра заслужил особенную доверенность царя, и даже, в царствование Ксеркса, не был ли он при воспитании наследника престола, история умалчивает. 1 Ездр. гл. 7 и 8 Артаксеркс I, в седьмой год своего царствования, конечно, по внушению Божию, снисходя на прошение священника Ездры, уполномочил его препроводить в Иерусалим тех Иудеев, которые захотят переселиться из Вавилона в отечественную землю; отнести в храм Иерусалимский серебро и золото, которые царь и вельможи его приносят Богу Израилеву, вместе с сосудами и добровольными приношениями от народа; требовать от царских чиновников за Евфратом, которые эаведывали государственными доходами, до ста талантов серебра, до ста коров пшеницы, до ста батов вина, до ста батов елея 196 и соли без счета, на издержки жертвоприношения; объявить свободу от податей и повинностей всем священникам, левитам и нетинеям, служащим при храме; поставить по всей Иудеи судей и блюстителей порядка и наказывать преступников закона Божия и ослушников закона царского, по рассуждению, или смертию, или ссылкою, или отъятием имения, или темничным заключением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение, и великий град. Они посланы, как средства отрезвления для могущих еще опомниться, и среди ужасов природы вспомнить Творца природы, воздать Ему славу и раскаяться в злых делах своих. Беседа 4. Знамения на небе. – Последняя история Святой Церкви на земле. – Последние события в царстве мира сего. «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце, под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения» ( Откр. 12:1–2 ). Это история св. Церкви Христовой на земле в последнем периоде, когда воинствующая жена Агнца по любви к Нему переносит муки от гонителя своего – красного дракона. «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» ( Откр. 12:3 ). Это ни что иное, как царство князя мира сего, действующего в сынах противления, т.е. в богопротивниках в роде человеческом. Они основывали во все исторические времена политические общества, достигавшие даже царственного величия но земле. Зло слишком обаятельно и имело массу поборников в роде человеческом во все исторические эпохи, начиная от столпотворения Вавилонского и до последней французской революции. Временно, благодаря христианству, оно немного затихло, а именно: в период от Юлиана Отступника до реформации; но затем опять вспыхнуло с прежней силой и пламень его разгорается все более и более, направляясь то прямо, то косвенно к окончательному истреблению христианского благочестия. «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». Уже и ранее выражалось мнение, что здесь речь идет не о том отдаленном он нас падении духов, которое совпало, быть может, с сотворением видимого мира, но об отделении от земной Церкви Христовой множества ее чад, которые повержены были на землю, т.е. церковные расколы на западе и на Востоке в 16 и 17 веках по Р. Х. Это удаление в материализм целой трети светоносителей духовных благ Церкви и есть начало того всеобщего на земле богоотступничества, которое св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010