«В вашем лице я приветствую все Вооруженные силы Российской Федерации. В этот день мы особо обращаем наши мысли и молитвы к Богу о том, чтобы Господь хранил нашу страну от всяких военных конфликтов. Но история человечества почти не знает времени, когда бы не было этих конфликтов или их угрозы. И такая великая страна как Россия нуждается в том, чтобы надежно защищать свои границы, защищать мирную жизнь своего народа. Это великая миссия, почетная и ответственная, и одновременно — очень жертвенная. Это миссия, которую осуществляете вы, представители Вооруженных сил, и все Вооруженные силы Российской Федерации. Поэтому сердечно поздравляю вас с праздником, который является общенародным, и молюсь о том, чтобы никогда вам не приходилось реально сражаться с врагом, но чтобы ваша выучка, ваши умения, ваша подготовка были сами по себе надежной защитой нашего Отечества, чтобы каждый, у кого может возникнуть безумная мысль взять силой Россию, понимал, что это невозможно. Именно этого желаю всем вам, народу нашему, стране нашей, чтобы надежной была защита священных рубежей России. Еще раз всех вас поздравляю с праздником. И пусть благословение Божие пребывает над нашими Вооруженными силами!» Святейший Патриарх Кирилл также обратился к иерархам, духовенству и монашествующим: «Дорогие владыки, отцы, матушки, братья! Сердечно поздравляю вас с нашим общенародным праздником! Мы сегодня особенно молимся и вспоминаем защитников Отечества, которые жизнь свою положили за наш народ, за страну нашу, и молимся о том, чтобы Господь оградил рубежи Отечества от всякой внешней угрозы. Но нужно помнить, что угроза проистекает не только извне, но нередко она проистекает изнутри. История нашего Отечества XX века ясно свидетельствует, что страна рухнула не потому, что на нее кто-то напал, а потому что она оказалась неспособной защищать саму себя изнутри. И поэтому мы говорим об особой роли нашей Церкви, особом значении Церкви — воспитательницы духа народа, воспитательницы подлинного патриотизма — не какого-то квасного и пропагандистского, а того самого патриотизма, который проистекает из глубочайших убеждений, в первую очередь — религиозных, а также убеждений, связанных с необходимостью исполнять те заповеди, которые Господь нам повелел исполнять, — душу полагать за ближних своих и естественно, за Отечество свое.

http://pravoslavie.ru/128732.html

Наш собеседник — отец Дмитрий Василенков, священник Русской Православной Церкви, заместитель председателя отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и Правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии. В дни, когда в России наблюдается обострение ситуации на Кавказе, отец Дмитрий поделился своим опытом частых командировок в зоны боевых действий. «Приход к Богу … это как любовь» – Отец Дмитрий, расскажите о том, как Вы пришли к своему служению? Человек приходит к Богу… это как любовь. Трудно объяснить словами. К примеру, как Вы полюбили жену? Это трудно выразить в каких-либо мыслимых структурах. Могу лишь сказать, что Господь по милости своей избрал меня на путь священства. И после обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии я был рукоположен в диаконы, потом в сан священника, и как-то сразу сложилось, что буквально через год моего священнического служения пришлось подружиться с нашими силовыми структурами и работать с ними. Предпосылки к этому были. Я сам из семьи военного и в советской армии служил. И всегда любовь к нашим вооруженным силам присутствовала во мне. И сейчас уже в качестве военного священника тружусь с 2005, с момента образования в Санкт-Петербургской епархии отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Капелланы, традиции и кадры – В свое время появление в Церкви отделов по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами вызвало неоднозначную реакцию со стороны светской прессы. Хотелось бы узнать, как смотрит государство сегодня на планы Церкви по развитию взаимоотношений с армией? – Последнее заявление нашего президента Д. Медведева говорит о том, что в России будет создаваться институт военного духовенства. В синодальном отделе уже ведется работа по формированию этой структуры. И думаю, что в ближайшее время институт военного духовенства появится в армии. Принципиальный вопрос об этом уже принят нашим президентом и патриархом. Сейчас идет конкретная работа над тем, как это все будет реализовываться.

http://pravoslavie.ru/37733.html

Архив Пн Протоиерей Сергий Привалов: Священники пришли в войска не ради денег и славы 9 мая 2014 г. 20:11 О развитии института военного духовенства, о моральном климате и боевом духе российской армии, о текущих проблемах войсковых священников и праздновании Церковью Дня Победы в интервью специальному корреспонденту «РИА Новости» рассказал исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов . — Отец Сергий, осенью прошлого года сообщалось, что в штате Вооруженных сил РФ числится около 100 священнослужителей-помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. Какова ситуация сегодня, насколько укомплектован в министерстве обороны штат военных священников? — Сейчас в штате Вооруженных сил 132 священнослужителя и еще 15 кандидатов ждут решения министра обороны о назначении. Всего же утвержденная штатная численность — 250 человек. — В штате каких подразделений служат войсковые священники и в каких регионах преимущественно? Охват, так сказать, равномерен по всей стране? — На сегодняшний день незначительное количество священнослужителей в Восточном военном округе — там порядка 20% должностей заняты. То есть север и восток страны в этом смысле еще значительно недоукомплектованы… Сейчас идет процесс обучения священнослужителей и подготовки их к началу служения. — А где обучаются будущие войсковые священники? Какого рода это обучение, это своего рода курсы повышения квалификации? — Штатные военные священнослужители проходят доподготовку в стенах Военного университета Минобороны в Москве. Три группы священнослужителей уже прошли обучение. Очередная группа начнет занятия в ноябре месяце. — Можно ли утверждать, что этап становления института военных капелланов в России уже завершен? Как бы вы оценили сегодняшний уровень взаимодействия Церкви и армии, нынешний министр обороны Сергей Шойгу уделяет духовной компоненте приоритетное внимание? Вообще, есть ли какие-то серьезные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня войсковые священники, или все возникающие вопросы и трудности так или иначе решаются?

http://patriarchia.ru/db/text/3644461.ht...

Примером плодотворных отношений Церкви с высшими органами управления Вооруженных Сил служат взаимоотношения Святейшего Патриарха и Постоянных членов Священного Синода с высшим руководством государства, министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также взаимоотношения Преосвященных архипастырей с полномочными представителями Президента России в федеральных округах и Командующими войсками военных округов и флотов. Об углублении отношений с высшими органами военного управления убедительно свидетельствует обретение икон небесных покровителей различными структурами Вооруженных Сил, Внутренними войсками, которое совершилось по благословению Его Святейшества. О том же говорят и многочисленные обращения министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также военно-учебных заведений и воинских частей к Его Святейшеству с просьбой о благословении на строительство храмов и часовен для увековечения памяти погибших при исполнении воинского долга и всех почивших ветеранов. Формирование и укрепление отношений с органами управления соединений и воинских частей возложено на архиереев соответствующих епархий. От того, какими будут эти отношения, непосредственно зависит духовное окормление и просвещение военнослужащих и членов их семей епархиальным духовенством в военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях. В крупных епархиях для координации работы духовенства в военных гарнизонах и воинских частях созданы специальные отделы или комиссии. В некоторых епархиях назначены благочинные или священники, ответственные за организацию духовного окормления и просвещения военнослужащих. Наиболее эффективно организована работа духовенства в Московской, Екатеринбургской, Тверской, Владимирской, Костромской, Смоленской, Калужской, Тульской, Архангельской, Мурманской, Екатеринбургской, Ростовской, Екатеринодарской, Ставропольской, Астраханской, Самарской, Оренбургской, Омской, Иркутской, Тобольской, Хабаровской, Владивостокской и Петропавловской епархиях. Здесь регулярно проводятся личные встречи Преосвященных архиереев с военачальниками; конференции и семинары с участием епархиального духовенства, начальников военно-учебных заведений, командиров соединений и воинских частей. В 2003 г. такие семинары на высоком методическом уровне провели: в Твери — Высокопреосвященнейший Виктор, архиепископ Тверской и Кашинский, и во Владимире — Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский.

http://sedmitza.ru/lib/text/429559/

Международная конференция православных капелланов состоялась в Киево-Печерской Лавре Киев, 20 мая 2008 г. По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира 13-15 мая 2008 года в Киево-Печерской Лавре проходила Международная конференция православных капелланов. Ее организовал Синодальный отдел УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и Вооруженными формированиями Украины, сообщает пресс-служба УПЦ . На конференцию прибыли военные капелланы Польши, Румынии, России, Грузии, Беларуси, Молдовы, Финляндии, Эстонии, Болгарии и других стран. Конференция началась с общей молитвы, после которой владыка Августин зачитал приветственное послание Предстоятеля Церкви. В нем Блаженнейший Владимир отметил, что священнослужителю, получившему благословение Церкви на духовно-пастырское служение в армии и других силовых структурах, необходимо иметь четкое представление о том, как осуществляется эта миссия и кто те люди, с которыми он столкнется там. Зная особенности служения среди военнослужащих, военный священник избежит ошибок в своей деятельности, и, с успехом будет достигать поставленные им цели. В первый день участники конференции обсуждали проблемы межконфессиональных отношений в армии. Докладчики делились опытом, отмечая, что во многих странах еще не достаточно отработана законодательная база относительно статуса священника в армии. Одной из актуальных тем стало обсуждения взаимоотношений священнослужителей с руководством военных подразделений. Представители Департамента гуманитарной политики Министерства обороны Украины Илья Тищенко и Александр Шевченко в своих выступлениях акцентировали внимание, что несмотря на пятнадцатилетнее сотрудничество с Церковью многие вопросы остаются открытыми. Это сотрудничество происходит в большей степени, благодаря личностным контактам священников и командиров. Назрела необходимость разработки системы религиозного образования среди военнослужащих, а так же системы подготовки военного душепастыря. Но главным вопросов все же остается утверждение института военного душепастырства на законодательном уровне. Владыка Августин постоянно ведет с Министерством обороны открытый диалог. Ведь не секрет, что в некоторых частях командование относится к священнику насторожено. И если допускают его к солдатам, то стараются это делать в присутствии офицеров. Архипастырь заметил, что военному ведомству нужно хотя бы содействовать в развитии тех наработок, которые есть на сегодняшний день. Это очевидно, потому что старшее поколение офицеров-замполитов воспитывалось по-другому и перестраиваться им уже сложно. В частях и подразделениях единицы искренне идут на встречу. Конечно, есть командиры, оставшиеся неверующими, но симпатизирующие Церкви. А есть откровенно ее не воспринимающие. В таких условиях работа военного священника существенно усложняется.

http://pravoslavie.ru/26684.html

Архив Пн Церковные расколы на Украине и в Черногории как инструмент геополитики 2 марта 2021 г. 14:12 Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида на заседании круглого стола «Роль гражданского общества в обеспечении стабильности в Черноморско-Балканском регионе», прошедшего 1 марта 2021 года. Благодарю организаторов круглого стола за приглашение принять участие в нынешнем форуме, собравшем российских парламентариев, дипломатов, ученых и общественных деятелей, и посвящённом роли гражданского общества и общественной дипломатии России и стран Причерноморья и Балкан в обеспечении мира и стабильности в регионе. Данная тема весьма актуальна сегодня, учитывая историческую общность народов бывшего Советского Союза и Балканского полуострова. На территории стран региона Черного моря и Балкан находятся епархии семи из пятнадцати Поместных Православных Церквей: Константинопольской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской и Албанской. Моё личное знакомство с Балканами началось в 1998 году, когда я в качестве сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента российских миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. Хорошо помню, как православные жители региона подвергались притеснениям и насилию, разорялись храмы и монастыри, углублялась межэтническая и межрелигиозная рознь. Затем были бомбардировки Югославии силами НАТО. Тогда, в 1999 году, западные страны показали, что готовы путем военной силы устанавливать свой порядок на Балканах. С тех пор прошло более 20 лет, но мира в этом регионе не стало больше. Геноцид сербского населения в Косово, объявление независимости края и признание этой независимости рядом западных стран только углубили цивилизационный раскол. Продолжается он и сегодня. Так, власти другого государства, образовавшегося после распада Югославии — Черногории, до последнего времени усиленно пытались дискриминировать права самой многочисленной группы верующих своей страны, а именно — верных чад Сербской Православной Церкви. В 2019 году парламентарии Черногории приняли законопроект «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которому подавляющая часть религиозных объектов, принадлежащих Сербской Церкви в Черногории, должны были отойти государству. Целью данного закона было ослабление Сербской Православной Церкви на территории Черногории и поддержка раскольнической структуры — «Черногорской православной церкви», крайне малочисленной, но при этом позиционирующей себя единственной «церковью» черногорского народа.

http://patriarchia.ru/db/text/5780588.ht...

Под звуки военного марша они с гордым видом обходят вокруг арены. Их медные шлемы, мечи, щиты, наколенники и кольца блестят и сверкают. Никакие стеснительные одежды не препятствуют свободному движению мускулов. Второе отделение составляют мирмиллоны, на шлемах которых виднеются рыбы, — бросатели сетей с трезубцем, секуторы с кривыми ножами, парматы, вооруженные большими мечами. Наконец, третья и последняя группа внушает отвращение: нагие фигуры, вооруженные крючьями и легкими дротиками, неприкрытые ничем; от них сторонятся гордые гладиаторы, народ осыпает их поруганием. Это — бестиарии, т. е. преступники, приговоренные к смерти, но помилованные для травли. Им — убийцам, подделыцикам, разбойникам и ворам, предстоит теперь помериться своими силами с дикими зверями и таким образом служить забавой для публики. Бой начинается. По знаку пристава заиграли трубы. Бойцы восклицают: «Да здравствует император! Идущие на смерть приветствуют тебя!» С проворством тигра и отвагой льва бойцы бросаются друг на друга с поднятыми мечами, прикрываясь выставленными вперед щитами, отыскивая промахи и слабые стороны противника и пользуясь ими. Раздается стук наносимых ударов, пыль поднимается столбом, взор едва в состоянии следить за быстротой движений гладиаторов. При виде первой крови рев и крики одобрения толпы превращаются в неистовство. Но что значит даже сама битва в сравнении с тем торжественным моментом, когда победитель, сломив своего противника, обращается к зрителям с вопросом: щадить ли жизнь или убивать, — или когда разъяренная толпа, глядя на гладиатора, не совсем охотно вступающего в бой, неистово кричала распорядителю игр: бей, секи, жги его! Это ожесточение, это право распоряжаться жизнью и смертью невинного человека достаточно красноречиво говорят о том, каково было влияние игр на нравственность. Но чтобы лучше судить о них, припомним, что при подобных зрелищах кровь лилась рекой, что когда во время антрактов победители были осыпаемы венками, подарками и страстными взглядами дам, и в один миг получали надежду на свободу и на богатство, в то же время мавританские невольники спешили прикрыть песком громадные лужи дымящейся крови, тогда как другие рабы, наряженные подземными богами, увозили с арены целые десятки мертвых тел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вероника, Нея — Если в данной воинской части организовано пастырское окормление штатным или внештатным священнослужителем, вопрос решается обращением к батюшке, который обязан организовать возможность участия в Богослужении. Можно также связаться с епархиальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами (протоиерей Виктор Лузган, +7 (8453) 77-90-44, voinstvo@pravpokrov.ru) и уточнить информацию о священнике, закрепленном за данной воинской частью. В воскресные и праздничные дни военнослужащие могут покидать расположение части с разрешения командования и, соответственно, посещать Богослужения в городе. — Ваше Высокопреподобие, отец Сергий, здравствуйте. Скажите, какие основные сложности встречаются во взаимодействии Синодального отдела с правоохранительными органами, с Вооружёнными силами? Как они преодолеваются, и какую помощь, по Вашему мнению, могут оказать миряне? Спасибо. Лариса, Балашов — За время существования Синодального отдела у нас сложились добрые отношения с представителями Вооруженных Сил и правоохранительной системы. Наше взаимодействие, особенно в последнее время, проходит конструктивно, все возникающие вопросы решаются в кратчайшие сроки и в позитивном ключе. Безусловно, определенные проблемы возникают. Как правило, они связаны с бюрократизмом, которым характеризуется работа любого крупного учреждения или ведомства. Очень остро сегодня стоит кадровый вопрос. Одна из наших приоритетных задач — подбор и утверждение кандидатур на должности помощников командиров частей и соединений по работе с верующими военнослужащими, проще говоря, военных священников. При общей малочисленности духовенства в некоторых епархиях, найти священника для работы в воинской части довольно непросто. Особенно такого, который отвечал бы требованиям, которые предъявляются к кандидату, как со стороны Церкви, так и со стороны Министерства обороны. Но с помощью Божией все эти проблемы преодолеваются. Миряне являются самой действенной силой нашего служения. Все руководители силовых министерств и ведомств одновременно могут являться христианами и, даже исповедуя другую религию, с теплотой относятся к деятельности Русской Православной Церкви по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию военнослужащих, служащих и членов их семей.

http://sinfo-mp.ru/vse-chto-sluchaetsya-...

«В вашем лице я приветствую все Вооруженные силы Российской Федерации. В этот день мы особо обращаем наши мысли и молитвы к Богу о том, чтобы Господь хранил нашу страну от всяких военных конфликтов. Но история человечества почти не знает времени, когда бы не было этих конфликтов или их угрозы. И такая великая страна как Россия нуждается в том, чтобы надежно защищать свои границы, защищать мирную жизнь своего народа. Это великая миссия, почетная и ответственная, и одновременно — очень жертвенная. Это миссия, которую осуществляете вы, представители Вооруженных сил, и все Вооруженные силы Российской Федерации. Поэтому сердечно поздравляю вас с праздником, который является общенародным, и молюсь о том, чтобы никогда вам не приходилось реально сражаться с врагом, но чтобы ваша выучка, ваши умения, ваша подготовка были сами по себе надежной защитой нашего Отечества, чтобы каждый, у кого может возникнуть безумная мысль взять силой Россию, понимал, что это невозможно. Именно этого желаю всем вам, народу нашему, стране нашей, чтобы надежной была защита священных рубежей России. Еще раз всех вас поздравляю с праздником. И пусть благословение Божие пребывает над нашими Вооруженными силами!» Святейший Патриарх Кирилл также обратился к иерархам, духовенству и монашествующим: «Дорогие владыки, отцы, матушки, братья! Сердечно поздравляю вас с нашим общенародным праздником! Мы сегодня особенно молимся и вспоминаем защитников Отечества, которые жизнь свою положили за наш народ, за страну нашу, и молимся о том, чтобы Господь оградил рубежи Отечества от всякой внешней угрозы. Но нужно помнить, что угроза проистекает не только извне, но нередко она проистекает изнутри. История нашего Отечества XX века ясно свидетельствует, что страна рухнула не потому, что на нее кто-то напал, а потому что она оказалась неспособной защищать саму себя изнутри. И поэтому мы говорим об особой роли нашей Церкви, особом значении Церкви — воспитательницы духа народа, воспитательницы подлинного патриотизма — не какого-то квасного и пропагандистского, а того самого патриотизма, который проистекает из глубочайших убеждений, в первую очередь — религиозных, а также убеждений, связанных с необходимостью исполнять те заповеди, которые Господь нам повелел исполнять, — душу полагать за ближних своих и естественно, за Отечество свое.

http://patriarchia.ru/db/text/5595845.ht...

Пришло, наконец, время говорить о создании православно ориентированного телевидения, которое могло бы стать альтернативой заполнившей экраны телепродукции, основанной на культе развлечения, потребления, насилия, распутства, роскоши и пошлости. Нельзя не упомянуть о плодотворном взаимодействии «Православной энциклопедии» с телеканалом «Россия» в создании нескольких циклов фильмов по истории христианства. Мы возлагаем большие надежды на развитие и расширение аудитории таких православных телеканалов, как «Спас» (Москва), «Глас» (Киев), «Союз» (Екатеринбург). На официальном сайте Московской Патриархии с начала будущего года планируется каждое воскресенье транслировать служение Божественной литургии из Храма Христа Спасителя в режиме реального времени. Вместе с тем информационная деятельность Церкви до сих пор остается на периферии интересов многих епархий. Некоторые из них даже не удосужились организовать у себя полноценный, достаточно содержательный интернет-сайт. Очевидно, это свидетельствует не об отсутствии событий, а о неумении представлять их обществу. Надеюсь, что такое положение в ближайшее время исправится. 7. Взаимодействие с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. За последние годы многое было сделано в сфере сотрудничества Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями стран, относящихся к канонической территории Московского Патриархата. Такое сотрудничество, поставленное на постоянную основу, достигнуто в Белоруссии, Молдове, России, Украине, странах Балтии. Многие епархии добились впечатляющих результатов в сотрудничестве с воинскими формированиями. В настоящее время окормлением, просвещением и воспитанием военнослужащих и членов их семей занимаются более двух тысяч православных священнослужителей. Большинство из них эту работу ведет добровольно и безвозмездно, сочетая ее со служением на приходах и в монастырях. Большое внимание было уделено представительству Церкви на различных мероприятиях, имеющих отношение к Вооруженным Силам и правоохранительным органам, поддержанию конструктивных отношений с их руководством. Священнослужители регулярно участвовали в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной направленности. Получила распространение практика приглашения представителей духовенства на принятие воинской присяги, на подведение итогов работы в объединениях, соединениях и воинских частях, на церемонии выпусков офицеров из военно-учебных заведений.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010