Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей, Царство ему Небесное, очень много дал мне. Владыка, может быть, не обладал светским лоском и не блистал образованием, но имел огромный жизненный опыт, многое знал, понимал и был очень мудрым и духовным человеком. Я с удовольствием общался с ним и всегда был рад сослужить ему. С ним было интересно беседовать, и, слава Богу, он терпел меня. Затем я шесть лет нес послушание в Швейцарии, уже будучи епископом. Женева, где я учился у своих прихожан-эмигрантов, стала для меня хорошей школой, за которую благодарен Богу. В те годы приход Зарубежной Церкви по политическим причинам не общался с нами, но священник тайно приходил ко мне, и мы общались, можно сказать, нелегально. Возглавлявший кафедру архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний (Бартошевич) был строгим и страшно не любил приезжавших из Советского Союза. С ним было довольно трудно находить общий язык и нам, и нашим прихожанам. Многие из них имели дворянские титулы, хорошо знали церковную жизнь дореволюционной России, и для меня общение с ними было своего рода знакомством с другим миром и одновременно хорошим поводом для смирения. Когда секретарь куда-то уезжал, я сам готовил им чай, развозил их по домам, они капризничали, чего-то от меня требовали, делали мне замечания, в общем, держали меня в тонусе. — У современных людей есть определенное представление о монашестве; принято считать, что путь монаха связан с удалением от мира, уединением. В наше время монастыри ведут большую социальную, просветительскую, хозяйственную деятельность. Сан архипастыря также неизбежно предполагает исполнение разного рода должностных обязанностей, деловое общение, плотный рабочий график… Владыка, как монашество сочетается с необходимостью постоянной деловой активности? — Если мы посмотрим на историю возникновения монашества, то увидим, что общежительные монастыри начали создаваться в IV веке. Анахоретство, или отшельничество, каким бы ни казалось привлекательным, — все же путь избранных.

http://patriarchia.ru/db/text/5471892.ht...

Иллюстрацией к данному тезису является состоявшаяся в феврале 2007 года в Братиславе международная конференция «Роль женщины в современном мире: православный подход», организованная Международным фондом единства православных народов и Автокефальной Поместной Православной Церковью Чешских земель и словакии с участием ряда политических и религиозных деятелей из двадцати двух стран. На ней член сейма Литовской Республики В. Орехов заявил, что в Православной Церкви должна быть рассмотрена возможность восстановления женского диаконства и даже рукоположения женщин во священники... Если Бог наделил женщину даром пророчества, проницательности, дал ей большие способности, почему бы нам не пересмотреть свои позиции относительно того, что женщины могут быть чтецами, нести слово Божие, проповедовать, принимать исповедь. Мы не вправе запретить женщинам в полной мере служить Богу наравне с мужчинами. 728 Выступление В. Орехова принадлежит к тем немногим голосам, которые раздаются внутри Православной Церкви на Западе в защиту женского священства. Его фактическим наиболее последовательным сторонником на данный момент являлась недавно скончавшаяся Элизабет Бер–Сижель 729 ; в сторону положительного решения данного вопроса эволюционировало мнение епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) 730 ; и даже митрополит Сурожский Антоний (Блум) говорил, что «вопрос о назначении женщин для священнического служения... должен стать для нас «внутренним вопросом " " 731 . Названные иерархи хотя никогда однозначно и не высказывались за женское священство, однако призывали к рассмотрению данной проблемы и формированию определенной церковной позиции. Проблема женского церковного служения начала обсуждаться в Православной Церкви, когда в 1976 году под эгидой ВСЦ состоялась первая Международная консультация православных женщин в Агапийском монастыре в Румынии 732 , а в 1978 году в Афинах на заседании англиканско–православной вероучительной комиссии была принята декларация о невозможности возведения в священный сан женщин 733 . Следующее совещание, призванное разобрать богословскую аргументацию против рукоположения женщин, однако вылившееся в более широкое обсуждение проблемы, было созвано в 1988 году на Родосе по инициативе Третьей Всеправославной конференции 734 . В 1997 году в Стамбуле с участием представителей Русской Православной Церкви прошла конференция «Различая знаки времени», предполагавшая обсудить возможность расширения женского церковного служения 735 . Данные совещания не выработали общепринятых церковных документов, подтверждающих возможность женского священства, однако проблема не считается окончательно закрытой 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Кроме того, нам хотят внушить, что украинские раскольники, которые не имеют канонического рукоположения, являются полноценными епископами. Послушайте, мы знаем историю этих рукоположений. Мы опубликовали информацию об этом, она находится в свободном доступе. Там есть «епископы», которые были «рукоположены» запрещенным в служении епископом и запрещенным в служении диаконом, который себя выдавал за епископа, но не имел не только архиерейской, а даже священнической хиротонии. Эти двое рукоположили третьего и подписали свидетельство о рукоположении. А когда впоследствии стало понятно, что один из подписавших был просто авантюристом, то в свидетельство вписали также имя одного умершего архиерея. С этой бумагой до сих пор живет человек, который теперь является «архиереем», признанным Константинополем. Как мы можем это признать? Никакая икономия не может самосвята сделать архиереем. По крайней мере, если бы их там не перерукоположили. Но их же никто не рукополагал заново. — Но не первый ли имеет право на инициативу? Теперь же ситуация очень запутанная. С одной стороны, есть инициатива Патриарха Иерусалимского Феофила III , который созвал межправославное совещание 26 февраля 2020 года в столице Иордании Аммане, куда приехали только представители Русской Православной Церкви, Польской Православной Церкви, Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, Сербской Церкви и Румынской Церкви . Представители остальных Церквей не приехали. С другой стороны, существует теперь понятие «пентархии», о которой Вы только что говорили. Можно ли еще надеяться на то, что все Православные Церкви сядут вместе за одним столом переговоров, чтобы совместно решить все горячие вопросы, такие как украинский или македонский? — Патриарх Иерусалимский приглашает все Поместные Церкви, которые желают принять участие в дискуссии, чтобы иметь братское обсуждение накопившихся вопросов. Константинопольский же Патриарх приглашает своих сторонников, единомышленников, дабы насильно навязать свою волю другим Церквам. Но это не получится, как уже не получилось в Украине. Если не получилось в Украине, то тем более не получится в других местах. Это просто наивное и ошибочное мышление, которое, к сожалению, приводит к очень грустным результатам.

http://patriarchia.ru/db/text/5904260.ht...

За 2008 год премией награждены четверо лауреатов, внесших свой вклад в укрепление православного единства, в дело продвижения христианских духовных ценностей в жизнь общества: Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, Президент Черногории Филипп Вуянович, губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, Православный богословский факультет Бухарестского университета (Румыния). Премии были вручены лауреатам Святейшим Патриархом Кириллом и Президентом Фонда профессором В.А.Алексеевым. После церемонии состоялся концерт духовной музыки, в котором приняли участие известные российские коллективы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность за понесенные труды организаторам и устроителям церемонии вручения премии Международного фонда единства православных народов. 3. С удовлетворением отметить положительное значение вручения премии имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» для поддержания и упрочения братских связей между народами.   Журнал 17 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об участии делегации Русской Православной Церкви в рабочей встрече представителей Поместных Православных Церквей, созванной по инициативе Святейшего Патриарха Болгарского Максима 11 марта 2009 года в Софии (Болгария) и посвященной обсуждению ситуации, сложившейся вследствие принятия Европейским судом по правам человека решения по обращению болгарских раскольников. Справка: 22 января 2009 года Европейский суд по правам человека принял решение по обращению группы болгарских раскольников, в котором признал, что болгарское правительство нарушило религиозную свободу, выдворив представителей раскольников из занимаемых ими зданий религиозного назначения. Решение вызвало непонимание в Болгарской Православной Церкви и в Правительстве Болгарии. 3 февраля делегация Болгарской Православной Церкви передала Предстоятелю Русской Православной Церкви обращение Святейшего Патриарха Болгарского Максима, в котором выражалась озабоченность решением Страсбургского суда. Упомянутое решение также обсуждалось в ходе встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Болгарии Георгием Пырвановым 6 февраля 2009 года.

http://patriarchia.ru/db/text/600732.htm...

Интронизация без трона 06.02.2019 13:13:48 Сергей Львович Худиев “Интронизация” нового “митрополита Киевского Епифания” стала еще одним в ряду событий - “объединительный собор”, избрание на нем “митрополита”, дарование “томоса” - во время которых Константинополь ожидал от других поместных Церквей изъявлений поддержки, и не получил их. Афон, который находится под омофором Константинопольского патриарха, и тот отказался прислать свою делегацию. Игумен Ватопеда Ефрем, вроде бы, и приехал в Киев - но слег с инфарктом и вскоре уехал, так и не приняв участия в мероприятии. Позиции глав Церквей варьировались от отчетливо негативной (Сербская, Польская, Чешских земель и Словакии, Кипрская, Антиохийская, Иерусалимская) до выжидательной. А вот поддержки не выразил никто. Сторонники автокефального проекта могут говорить о том, что это ничего не значит, что формально делегации поместных Церквей и не были обязаны являться на “интронизацию” - но нам достаточно вспомнить 2014 год, интронизацию настоящего митрополита Киевского, Онуфрия, когда и к его избранию Патриархи поместных Церквей (включая Константинополь) направили приветствия, а саму интронизацию прибыли представители 13-ти поместных православных Церквей. Совсем недавно, на 10-летие интронизации патриарха Кирилла патриарху московскому и всея Руси сослужили главы и представители одиннадцати поместных Церквей.  С “епископами” новосозданной структуры не сослужил пока никто, кроме представителей самого Константинополя. Бодрые заявления сторонников автокефального проекта, что, отказавшись признать действия Константинополя, “Москва ушла в раскол” и “изолировала себя от мирового Православия”, оказались принятием желаемого за действительное - как и более сдержанные прогнозы относительно раскола мирового Православия по этническим линиям - на греков и славян. Многие греческие иерархи тоже смотрят на действия Фанара более чем сдержанно. Что упустили из вида кураторы всего автокефального проекта? У людей бывают профессиональные болезни, нарушение восприятия, связанные с особенностями профессиональной деятельности. Профессиональная болезнь политиков, которые решают судьбы чужих стран и народов на “большой шахматной доске” - цинизм.

http://radonezh.ru/2019/02/06/intronizac...

В саммите, в частности, приняли участие: Святейший и Блаженнейший Илия II , Католикос-Патриарх всея Грузии; Блаженнейший Феоктист , Патриарх Румынский; Блаженнейший Христофор , Митрополит Чешских земель и Словакии; Блаженнейший Герман , Митрополит всей Америки и Канады; Святейший Абуна Павел, Патриарх Эфиопский; Святейший Гарегин II , Верховный Патриарх и Католикос всех армян; кардинал Роже Эчегерай, почетный президент Папского совета «Справедливость и мир»; кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству; кардинал Поль Пупар, председатель Папских советов по культуре и по межрелигиозному диалогу; кардинал Теодор Маккарик, почетный архиепископ Вашингтонский; кардинал Годфрид Даннеелс, архиепископ Мехелен-Брюссельский; епископ Вольфганг Хубер, председатель Совета Евангелической Церкви в Германии; Юкка Паарма, Архиепископ Турку и Финляндии, Примас Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии; архиепископ Янис Ванагс, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии; епископ Карл Сигурбйорнссон, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Исландии; Ахмад Бадреддин Хассун, верховный муфтий Сирии; Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-Заде, председатель Управления мусульман Кавказа; аятолла Мухаммад Али Тасхири, генеральный секретарь Всемирной организации по сближению мазхабов; шейх Абдалла Бен Халеда Аль-Халиф, заместитель председателя Совета министров Королевства Бахрейн, министр по делам ислама; Махмуд Иджад-Уль Хак, министр по делам религий, ислама, закята и ушры Пакистана; Маатук Абдаллах Аль Маатук, министр юстиции, вакфов и исламских дел Кувейта; Иззат Камель, заместитель генерального секретаря Организации исламская конференция (Саудовская Аравия); Чэнь Гуаньюань, председатель Ассоциации мусульман Китая; Мустафа Церич, верховный муфтий Боснии и Герцеговины; муфтий Абсаттар Дербисалиев, председатель Духовного управления мусульман Казахстана; муфтий Абдуррашид Бахромов, председатель Духовного управления мусульман Узбекистана; муфтий Муратали Ажы Жуманов, председатель Духовного управления мусульман Кыргызстана; Йона Метцгер, главный раввин Израиля; раввин Филипп Кармель, председатель Отдела внешних связей Конференции европейских раввинов; раввин Израэль Зингер, председатель Политического совета Всемирного еврейского конгресса; раввин Артур Шнайер, президент фонда «Призыв совести»; раввин Адин Штайнзальц; Патриарх буддистов Камбоджи Теп Вонг; Хамбо-Лама Чойчамц Дэмбэрэл, глава буддистов Монголии; пастор Сэмюэл Кобиа, генеральный секретарь Всемирного совета церквей ; священник Колин Уильямс, генеральный секретарь Конференции европейских церквей; епископ Гуннар Столсет, член Нобелевского комитета по премиям мира, модератор Европейского совета религиозных лидеров; Е Сяовэнь, председатель Государственного управления Китая по делам религий; Мотозава Масафуми, профессор университета Когаккан (Япония); Шри Сугунедра Свамиджи, настоятель Шри Путидж Мата Удупи.

http://patriarchia.ru/db/text/126436.htm...

Соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с крушением самолета Ту-154 Министерства обороны России 27 декабря 2016 г. 20:20 В адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают послания от Предстоятелей Поместных Православных Церквей с выражением соболезнований в связи со случившейся 25 декабря 2016 года недалеко от Сочи авиакатастрофой, которая унесла жизни 92 человек. В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей написал: «Блаженнейший и Святейший брат! С болью в сердце мы восприняли известие о трагедии, произошедшей с военным самолетом над Черным морем ранним утром того дня, кода мы отмечали Рождество. Несмотря на то, что здесь, на Фанаре, мы празднуем Рождество Господа нашего, а Вы готовитесь к встрече праздника в Москве, наши сердца полны скорби, ведь жизни стольких людей безвременно оборвались, и мы помним о том, что должны «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12:15). В числе пассажиров были люди, известные своими музыкальными дарованиями и благотворительной деятельностью. Это лучшее, что русская культура может дать миру. Они должны были принести радость многим страждущим от тягот войны. Теперь их души будут петь вечно, подобно ангелам на небесах. Да упокоит их Бог в селении света и да утешит оплакивающих их близких». В своем послании Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва отмечает: «Ваше Святейшество! От имени Польской Православной Церкви и лично своего прошу принять наши соболезнования по поводу крушения самолета Ту-154 и трагически погибших 92 людей, преимущественно членов знаменитого хора имени Александрова. Хор, известный во всем мире, многократно выступал в Польше. Своим великолепным пением он был послом богатства русской культуры. Молимся об упокоении душ погибших. Родственникам жертв и их знакомым выражаем наше братское сочувствие и просим Бога о даровании им многих сил духовных в переживаниях, связанных с потерей близких. Вечная память погибшим!» В соболезновании Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава говорится: «Ваше Святейшество! Примите мои глубокие соболезнования в связи с авиакатастрофой над Черным морем, в которой погибли выдающиеся граждане России, исполнявшие свой долг, направляясь в Сирию для поздравления находящихся там военных с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым. Верю и молюсь милосердному Господу, чтобы Он принял их души и упокоил в селениях праведных. Особо молюсь о родственниках и близких погибших, чтобы Господь дал им силы и мужество перенести утрату близких и родных». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4726934.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 195 изданий представлены на VI конкурс «Просвещение через книгу» 15.09.2011 9 сентября 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание конкурсной комиссии VI Открытого конкурса «Просвещение через книгу». «Работа, связанная с этим конкурсом, действительно является важной и ценной. Ведь конкурс проводится с целью поощрения авторов и издателей, внесших значительный вклад в дело религиозно-нравственного просвещения и утверждения православных ценностей. Также он призван привлечь общественное внимание к лучшим произведениям соответствующим высоким идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, пробудить издательский интерес к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей», сказал, открывая заседание, председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. Куратор конкурса священник Александр Дроздов сделал объявление об итогах поступления книг в 2011 году. В этот раз в книжном конкурсе приняли участие 65 церковных и светских издательств из разных регионов России и зарубежья. В конкурсе традиционно участвует издательства Польской Православной Церкви и Белорусского экзархата. Также была представлена книга Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора «Прага православная». Всего в Конкурсную комиссию поступило 195 изданий по 12 номинациям, сообщает сайт Издательского Совета. В ходе заседания был утвержден состав Экспертной группы конкурса, а также порядок работы Конкурсной комиссии и Экспертной группы на 2011 год. Итоговое совместное заседание Конкурсной комиссии и Экспертной группы назначено на 17 октября 2011 года и пройдет в актовом зале Издательского Совета Русской Православной Церкви. Объявление итогов конкурса и награждение победителей будет проходить в рамках X церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Москве. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 16.09.2011 08:20:19

http://drevo-info.ru/news/11424.html

Фестиваль «Вера и слово» поможет взаимодействию журналистов светских и церковных СМИ 24 ноября 2008 г. 20:24 В понедельник в Москве открылся III Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» . Более 300 участников, представляющих все епархии Русской Православной Церкви, приехавших из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Латвии и Азербайджана, а также представители Польской Православной Церкви , Православной Церкви Чешских земель и Словакии и Православной Церкви в Америке соберутся вместе в дни фестиваля. Укрепление позиций христианской журналистики в системе современных масс-медиа, развитие взаимодействия между церковными и светскими СМИ, выработка тактики и стратегии информационной деятельности РПЦ — обсуждение этих вопросов является главной задачей форума, о чем рассказали в преддверии его открытия представители оргкомитета: председатель Попечительского совета, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев, вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская и ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин . Пресс-конференция состоялась 24 ноября в Издательском Совете. «Голос Церкви должен звучать везде — в печати, на радио, телевидении, в Интернете», — сказал митрополит Климент. Это возлагает на православных журналистов особую ответственность, заставляет все время учиться и активно взаимодействовать со светскими СМИ. Архиерей подчеркнул, что церковные журналисты не должны отказываться от «тех хороших наработок, которые имеет светское общество». Он поставил перед церковными СМИ задачу подробнее познакомиться с информационными технологиями, которыми пользуются светские журналисты разных специальностей, чтобы «воздействовать на сознание читателей и зрителей». Поэтому особенность третьего фестиваля — интенсивное профессиональное общение сотрудников православных и светских СМИ, проведение мастер-классов, обучающих семинаров, круглых столов и т.д. Этой стороне работы форума уделяет особое внимание вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская, которая уже не первый год сотрудничает с организаторами фестиваля.

http://patriarchia.ru/db/text/493240.htm...

Завершился прием заявок на VI конкурс «Просвещение через книгу». Объявление его итогов и награждение победителей традиционно пройдет в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Москве. 15 сентября. ПРАВМИР. 195 изданий поступило в Конкурсную комиссию VI Открытого конкурса «Просвещение через книгу», сообщает Патриархия.ру. Объявление его итогов и награждение победителей традиционно пройдет в рамках церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Москве. «Работа, связанная с этим конкурсом, действительно является важной и ценной. Ведь конкурс проводится с целью поощрения авторов и издателей, внесших значительный вклад в дело религиозно-нравственного просвещения и утверждения православных ценностей. Также он призван привлечь общественное внимание к лучшим произведениям соответствующим высоким идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, пробудить издательский интерес к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей», сказал, открывая заседание конкурсной комиссии, председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. В этот раз в книжном конкурсе принимают участие 65 церковных и светских издательств из разных регионов России и зарубежья. В конкурсе традиционно участвует издательства Польской Православной Церкви и Белорусского экзархата. Также была представлена книга Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора «Прага православная». Всего в Конкурсную комиссию поступило 195 изданий по 12 номинациям, сообщает сайт Издательского Совета. Подвести итоги конкурса комиссия планирует 17 октября. Справка: Конкурс изданий «Просвещение через книгу» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, он был организован Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с Фондом поддержки церковно-общественных проектов и программ и Выставочным объединением «РЕСТЭК». Конкурс проводится с целью объединения усилий церковных и светских издательств по выявлению изданий и программ, соответствующих высоким нравственным идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, а также привлечения общественного внимания и издательского интереса к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных христианских ценностей.

http://pravmir.ru/195-izdanij-predstavle...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010