Архив Пн Заявление Службы коммуникации ОВЦС по поводу избрания новых епископов для церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии 18 июня 2008 г. 12:42 12 июня 2008 года на прошедшем в Таллине собрании представителей церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии были избраны кандидаты для хиротонии во епископов епархий Тарту и Пярну-Сааремаа и объявлено о предстоящем завершении процесса «воссоздания Эстонской Православной Церкви» путем учреждения ее Архиерейского Синода. В связи с этим Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить нижеследующее. Канонический статус так называемой автономной Эстонской Православной Церкви, создание которой было провозглашено Константинопольским Патриархатом в 1996 году, не признан Русской Православной Церковью, а также другими Поместными Православными Церквами. В частности, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года счел невозможным признать канонический статус автономии за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, присутствующей в Эстонии с 1996 года, поскольку «признание за ней такого статуса не соответствует в полной мере историческому развитию и современному состоянию всего Православия в Эстонии». Более двенадцати лет Московским Патриархатом предпринимаются усилия, направленные на урегулирование последствий односторонних действий Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви, которые привели в 1996 году к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами. При этом со стороны Русской Православной Церкви неоднократно была проявлена готовность к поиску взаимоприемлемых решений. Так, на последних переговорах по данному вопросу между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, прошедших 26 марта 2008 года в Цюрихе, стороны признали целесообразным продолжить переговорный процесс до достижения «всеобъемлющего соглашения, которое будет включать как решение по вопросу церковного недвижимого имущества в Эстонии, во исполнение Цюрихских договоренностей 1996 года, так и решение по вопросу канонического статуса церковных юрисдикций Константинопольского и Московского Патриархатов в этой стране».

http://patriarchia.ru/db/text/180636.htm...

В 2007 году представители УПЦ КП и УАПЦ обратились к нашей Церкви с обращениями, в которых было изложено их видение путей преодоления церковных разделений в Украине. В этих документах преодоление раскола связывается с получением Украинской Православной Церковью определенного усовершенствованного канонического статуса. В своих ответах на эти обращения Священный Синод нашей Церкви отметил, что «изменение канонического статуса Украинской Православной Церкви возможно лишь при условии достижения единодушия по этому вопросу среди епископата, духовенства и мирян. Однако в нашей Церкви сегодня существуют различные точки зрения относительно ее будущего» (Ответ Священного Синода Украинской Православной Церкви на «Обращение Архиерейского Собора УАПЦ к Поместному Собору УПЦ», 16 июля 2008 года). Несмотря на то, что вопрос канонического статуса Украинской Православной Церкви активно обсуждается уже более двадцати лет, не существует консолидированного ответа на этот вопрос. И мы констатируем этот факт сегодня, в преддверии Поместного Собора Русской Православной Церкви. Вполне очевидно, что и сегодня в украинском церковном народе нет единодушия в вопросе оптимального для нашей Церкви канонического статуса. Поэтому и сегодня любые окончательные решения по этому вопросу, полагаю, будут преждевременными. Но это не означает, что мы должны отказаться от открытого общецерковного обсуждения указанной проблемы или замалчивать ее существование. Наоборот, сегодня мы должны вывести это обсуждение на качественно новый уровень и привлечь к нему лучших специалистов в области церковной истории и канонического права. Чтобы достичь этой цели, считаю целесообразным создание специальной комиссии, в которую бы вошли не только представители иерархии Русской и Украинской Православных Церквей, но и церковные ученые из ведущих богословских учебных заведений России и Украины. Поскольку вопрос возможного канонического статуса Украинской Православной Церкви является одним из центральных в нашем диалоге с неканоничными группировками, то в случае создания указанной комиссии, она бы могла рассмотреть и возможные пути преодоления церковных расколов в Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/531771.htm...

ЖМП 6 июнь 2011 /  23 июня 2011 г. Борьба против диффамации религий в резолюциях ООН Архиерейский Собор принял 4 февраля 2011 года документ об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви. Принятие документа состоялось после продолжительного обсуждения на Межсоборном присутствии и длительной общественной дискуссии. В документе предложено определение понятий «богохульство» и «клевета» с точки зрения Русской Православной Церкви и указаны одобренные Церковью методы противодействия этим явлениям. Существенным аспектом принятого Архиерейским Собором документа является положение о трактовке понятия «богохульство» в светском праве. В тексте, в частности, подчеркивается, что в современном международном праве и национальных правовых системах объектом правовой защиты становятся всё чаще «не сами религиозные представления, а права и законные интересы верующих, их достоинство и религиозные чувства». Вместе с тем, указывается в документе, защите подлежат зачастую религиозные чувства и человеческое достоинство не только отдельных лиц, но и религиозных групп как сообществ «индивидов, объединенных одной религиозной верой». В этом контексте вводится термин «диффамация религии», трактуемый как унижение человеческого достоинства религиозной общины. Адекватное понимание положений рассматриваемого официального документа Русской Православной Церкви достижимо в том числе посредством изучения международной практики. В  предлагаемых нашим читателям материалах исследуется проблема интерпретации понятия «диффамация религий» в резолюциях Организации Объединенных Наций, а также вопрос о защите человеческого достоинства верующих в решениях Европейского суда по правам человека. Организация Объединенных Наций неоднократно обращалась к проблеме диффамации религий. В 2005 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций на своей 60-й сессии приняла резолюцию 60/150 «Борьба против диффамации религий» (1) . В рамках данного документа диффамация религий определяется как проявление нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, как формирование негативного стереотипного образа религий. Генеральная Ассамблея выразила «глубокое сожаление в связи со случаями физического насилия и нападений на предприятия, культурные центры и места отправления культа последователей всех религий, а также случаями глумления над религиозной символикой». В п. 9 резолюции 60/150 Генеральная Ассамблея призвала государства «принять решительные меры с целью запрета распространения через политические учреждения и организации расистских и ксенофобских идей и материалов, направленных против любой религии и ее последователей и представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию».

http://e-vestnik.ru/world/borba_protiv_d...

11.10. Началась закрытая часть Собора. 11. 06. Анна Данилова: «Доклад Патриарха слушают очень внимательно, некоторые архиереи делают пометки на полях текста доклада, который раздали в самом начале. Патриарх следует по основному плану доклада, периодически прерывается и делает пояснения». Анна Данилова 11.00. Патриарх Кирилл подводит итоги работы Архиерейских Соборов прошлых лет: в завершающийся межсоборный период в полной мере заработала система помощи — был создан синодальный отдел по благотворительности, 566 групп милосердия, более 400 сестричеств и 300 волонтерских групп, ведется обширная работа с бездомными: созданы благотворительные столовые, оказывается целевая помощь лишенным крова. В Церкви создано 52 приюта для женщин в кризисной ситуации. 10.58. Главные документы, которые будут рассмотрены на Соборе — о монастырях и монашестве и о браке, сообщил Патриарх Кирилл. 10. 54. Патриарх Кирилл рассказал о своих прошедших визитах и пообещал подробнее рассказать о встрече с Папой Римским Франциском. 10.50. Патриарх Кирилл: «Как апостолы преподавали учение Христово, так и их преемники — епископы — должны быть хранителями и проповедниками той же истины. Никогда епископы не были в Русской Церкви так многочисленны, как сегодня. Это открывает нашей церковной жизни невиданную доселе возможность для сближения епископа с духовенством и народом». «Сегодня мы имеем документы, которые помогают на местах организовывать работу в масштабе епархий. Мы впервые издали справочник о деятельности каждого синодального отдела, чтобы было ясно чем занимается Московская Патриархия», — отметил Патриарх. Он уточнил, что за год совершена 31 архиерейская хиротония. В настоящее время службы ведут 377 архиереев. 10. 45. Патриарх Кирилл: «Главное сокровище. переданное нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской — это любовь ко Христу и Ближним, ради которых они положили свою душу». 10. 41. Патриарх Кирилл: «Сегодня и в ближайшие дни нам предстоит обсудить, как развивалась внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Церкви с 2013 года, и обдумать перспективу нашего развития».

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-tra...

Он осудил тональность и приемы полемики некоторых церковных СМИ, не называя адресатов своей критики и ограничившись общей характеристикой изданий, " которые в погоне за популярностью забывают об ответственности перед своими братьями и сестрами во Христе " . Патриарх подчеркнул: " Нередко приходится слышать о недобросовестной конкуренции, клевете и оскорблениях в православной медийной среде. Это абсолютно недопустимо " . Священники по распределению Кроме политических вопросов Предстоятель Русской Церкви коснулся и многих практических моментов церковной жизни. Как следует из его доклада в ближайшее время во всех епархиях Русской Православной Церкви, под руководством епархиальных архиереев будут созданы советы по теологическому образованию в светских ВУЗах, которые объединят представителей церковных духовных школ, кафедр теологии, а также экспертов из соответствующих епархиальных отделов. Рождественские Чтения ждет очередная реформа: их региональный этап (с сентября по декабрь), предшествующий международному, должен будет отныне стать частью общероссийских чтений. Своевременным патриарх назвал и создание при храмах координационных молодежных советов, которые смогут разрабатывать и поддерживать крупные епархиальные молодежные проекты и акции. Предвосхищая критику он подчеркнул, что эти советы не должны превратиться в церковный комсомол: " Всякий инструмент может быть полезен, однако упомянутые принципы не должны подменять собственно церковную, пастырскую работу с молодым поколением. Если мы будем ориентироваться преимущественно на светскую методологию работы с молодежью, мы поставим себя в один ряд с нецерковными молодежными организациями, превращаясь в их конкурентов " . Патриарх Кирилл особенно оговорил то, что создание молодежных организаций или объединений не может быть для Церкви самоцелью, а обязано стать лишь одной из форм пастырской работы с подрастающим поколением. Кроме того, по словам Патриарха, в ближайшее время в Церкви предполагается создание единой системы повышения квалификации и дистанционного обучения для священнослужителей и монашествующих. " В настоящее время насельники большинства ставропигиальных монастырей либо уже имеют духовное образование, либо проходят обучение на заочных секторах духовных семинарий и академий. Для братии Валаамского и Соловецкого монастырей, удаленных от образовательных центров, я предложил бы использовать методы дистанционного обучения " , – подчеркнул Патриарх.

http://religare.ru/2_99517.html

14.40. Патриарх считает, что было бы полезным развивать сеть православных детских садов, которых в настоящее время единицы. «Синодальный отдел религиозного образования готов оказать необходимую методическую поддержку тем митрополиям и епархиям, которые были бы готовы учреждать детские сады», подчеркнул он. 14.28. Воскресным школам стоит использовать иные методики, способствующие приобщению детей к основам веры, считает Патриарх Кирилл. «Некоторым учащимся школьный подход, может быть, близок, но для многих из них — обременителен. Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы, с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история». Найти правильные формы обращения к детям старшего школьного возраста со словами о Боге — это важная и непростая задача, воскресных школ и молодежной миссии, считает он. Фото: Олег Варов/Патриархия.ru 14.02. «Итогом длительной работы стало включение теологии в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации, а затем и в Номенклатуру научных специальностей в качестве самостоятельной отрасли наук и научной специальности. Спустя почти год был создан первый в истории российского государства диссертационный совет по теологии, а в этом году — защищена первая кандидатская диссертация по этой специальности», отметил Патриарх. «Признание теологии в качестве научной специальности — это серьезный стимул и, в хорошем смысле, испытание для церковной богословской науки». 13.23. В Русской Православной Церкви идет работа по обновлению всего корпуса учебных пособий, применяемых в духовных учебных заведениях, отметил в докладе Святейший Патриарх  Кирилл. В подготовке учебников по 15 дисциплинам принимают участие более 100 человек. 13.15. С осени 2018 года планируется постепенное внедрение курсов повышения квалификации во всех епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви. Предполагается, что все клирики Русской Православной Церкви должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в семь лет. Исключение будет для клириков, обладающих ученой богословской степенью, а также для тех, кому сложно будет проходить их по причине преклонного возраста.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-tra...

Кроме того, церковная жизнь 90-х гг. обнаружила, что некоторые положения Устава 1988 г. либо нецелесообразны практически, либо требуют изменения по соображениям канонического характера. Главные новации Устава 2000 г. заключаются в перераспределении компетенции Поместного и Архиерейского Соборов в сторону расширения полномочий Архиерейского Собора. В этой связи в новом Уставе уже не предусматривается периодичность в созыве Поместных Соборов, декларированная Уставом 1988 г., но ввиду реальных условий церковной жизни оказавшаяся нереализованной. Новый Устав предусматривает реформу в сфере церковного суда: положения, регламентирующие судоустройство и распределение компетенции разных инстанций церковного суда выделены в Уставе в отдельную главу. Устав устанавливает различный статус для Церквей, имеющих разный уровень самостоятельности по отношению к кириархальной — Русской Православной Церкви. В новом Уставе положения, регламентирующие управление церковным имуществом, сформулированы с учетом ныне действующего законодательства, признающего за церковными учреждениями права юридических лиц. В заключительных параграфах вводной главы содержатся 2 важных положения: «Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность» (11-е прав. Антиох.) — и другое: «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий». Эта норма косвенным образом вытекает из 81-го Апостольского правила, которое гласит: «Не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в дела народного управления». Изменено название Устава: ранее это был «Устав об управлении…», новый акт именуется «Уставом Русской Православной Церкви». Однако основные положения и большая часть формулировок Устава 2000 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

3) Резолюция содержит четко выраженное отношение к экуменизму, а также призыв к Московскому Патриархату покинуть Всемирный Совет Церквей. Нужно отметить, что этот содержащийся в Резолюции призыв не является условием, поставленным Московскому Патриархату, хотя бы по той простой причине, что разделение в Русской Церкви произошло не из-за экуменизма. Членство в ВСЦ – это проблема, возникшая позже, и, в любом случае, затрагивающая лишь небольшие круги Русской Церкви и ни в коем случае не огромное большинство православного русского народа. Обратиться с подобным призывом и одновременно выразить наше стремление к объединению значит послать мощный сигнал, чтобы воодушевить всех тех, кто работает над возрождением Русской Церкви. Это конструктивный шаг, а не попытка придумать предлог, чтобы задержать объединение. Что же произойдет теперь? В послании Архиерейского Собора от 17-го мая 2006 года, обращенное к боголюбивой пастве, ясно говорится, что настало время примирения, что надо достичь объединение безотлагательно и без предоставления новых требований. В то же время благоразумие требует продвигаться с осторожностью, чтобы не вызвать ненужных волнений в среде верных. Таким образом, мы шаг за шагом идем к полному каноническому и евхаристическому общению, если будет на то Воля Божья. К членам Комиссии Русской Зарубежной Церкви по диалогу делегаты обратились с просьбой найти решение для существующих вопросов на следующей встрече комиссий. Никакие сроки не определены, но нет сомнений, что поставленной цели можно достичь довольно быстро, при условии, что в Церкви не возникнет напряженность. В этом отношении делегаты, принимавшие участие на Всезарубежном Соборе, несут огромную ответственность: распространять в приходах дух единства, присутствовавший на Соборе, особенно во время принятия Резолюции, несмотря на все сомнения, неуверенность и напряженность. После принятия Резолюции почувствовалось облегчение, и, мне кажется, что на послеобеденном заседании, каждый из участников на минуту впал в дремоту после переживаний и напряжения предшествующих дней.

http://pravoslavie.ru/629.html

Митр. Кирилл рассказал также о ремонте и реставрации исторических храмовых зданий, строительстве нескольких новых храмов. Докладчик дал подробную характеристику положению православия в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Говоря о межправославных связях, митр. Кирилл отметил плодотворное сотрудничество РПЦ с поместными Православными Церквами, в частности, в области преодоления расколов. При этом была отмечена сохраняющаяся напряжённость в отношениях РПЦ с Константинопольским Патриархатом и Румынской Православной Церковью, связанная с межправославными отношениями в Эстонии, Молдове, Венгрии, на Афоне и в Западной Европе. В межсоборный период развивался диалог РПЦ с иерархами и богословами Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей. В ходе взаимных визитов патриарх Алексий неоднократно встречался со святейшим патриархом и католикосом всех армян Гарегином II; в февр. 2001 г. в Эчмиадзине прошли первые двусторонние собеседования между представителями Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей. 27 дек. 2000 г. Свящ. Синод принял решение об образовании Координационного комитета и Смешанной комиссии для ведения диалога с другими Древними Восточными Церквами с целью выяснения христологической терминологии. В марте 2001 г. в Москве прошло заседание Координационного комитета, а в сент. того же года — первое заседание Смешанной комиссии. В своём докладе Собору митр. Кирилл перечислил факты католической экспансии на канонической территории РПЦ. К ним относится повышение статуса католических апостольских администратур в России до уровня епархий, учреждение новых епархий на Украине и в Казахстане, создание двух униатских экзархатов в традиционно православных областях Украины, прозелитизм и попытки распространения влияния унии на Белоруссию, Россию и Казахстан. Совместными усилиями Поместных Православных Церквей удалось предотвратить перенесение из Львова в Киев главной униатской кафедры и получение УГКЦ статуса патриархата. На заседаниях Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, православной стороной были представлены факты прозелитической деятельности католиков на территории России и других стран СНГ.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Отношения с Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), по словам Святейшего Патриарха, продолжали оставаться напряженными. Их возможному положительному развитию препятствовали случаи принятия этой Церковью в свою юрисдикцию клириков Московского Патриархата, запрещенных в священнослужении за различные нарушения канонической дисциплины. Первосвятитель отметил, однако, то обстоятельство, что среди епископата РПЦЗ становится заметным стремление к поиску взаимоприемлемых форм диалога с Московским Патриархатом. В разделе доклада, посвященном межконфессиональным и межрелигиозным отношениям, Патриарх сосредоточил основное внимание на проблемах, возникших в отношениях с Римско-католической Церковью, главным образом из-за униатской экспансии в Галиции и др. регионах Украины, активизации униатов в Белоруссии и прозелитической активности Ватикана в России и в других странах на канонической территории Московского Патриархата. На 3 встречах представителей Русской Православной и Римско-католической Церквей, состоявшихся в 1995–1996 гг. в Москве и Риме, были достигнуты договоренности о запрете на прозелитизм, об исключении насилия в решении спорных вопросов о принадлежности храмовых зданий. Однако, несмотря на соглашения, межконфессиональная напряженность между православными и греко-католическами общинами сохраняется, в ряде мест Западной Украины греко-католики при поддержке местных властей продолжают силой удерживать ранее захваченные у православных храмы, многие из которых по решению местных судебных инстанций должны быть переданы православным верующим. Вместе с тем Патриарх Алексий в докладе на Архиерейском Соборе отметил, что существует и ряд положительных примеров сотрудничества православных и католиков в области благотворительности, миротворчества, в научно-богословской сфере. Обратившись к взаимоотношениям с протестантанским миром, Святейший Патриарх положительно оценил результаты ряда собеседований с протестантскими церквами и в то же время резко осудил прозелитическую активность, которая наносит вред международной христианской солидарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010