6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

Об образовании как условии для рукоположения в священный сан (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1997 г., определение «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви», п. 15) 15. (...) Считать важным переход к практике рукоположения в священный сан только лиц, имеющих законченное семинарское или соответствующее ему богословское образование. О рукоположении клириков (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 9, 15) 9. Недопустимо рукоположение клириков, имеющих постоянное место жительства в других епархиях... (...) 15. (...) Признан необходимым переход к рукоположению в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование, за исключением студентов последних классов Духовных семинарий, которые могут быть рукоположены согласно решениям советов семинарий. Получение заочного образования в семинарском объеме клириками, не получившими его ранее, отныне должно стать обязательным. Правящим архиереям предписывается оказывать клирикам неукоснительное содействие в получении образования. Об образовании клириков как условии для их рукоположения (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2004 г., определение «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви», п. 7) 7. Собор вновь указывает на необходимость рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих семинарское или соответствующее ему образование либо обучающихся в Духовных школах. Об образовании клириков (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 20–21) 20. Справедливым является замечание Предстоятеля Русской Православной Церкви о необходимости качественно нового подхода к образовательному уровню кандидатов в клир. Остаются неисполненными решения Освященных Архиерейских Соборов 2000 и 2004 года о допустимости рукоположения в священный сан лишь лиц, имеющих духовное образование или обучающихся в духовных школах. В связи с этим Освященный Собор определяет:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

14. Развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности. 15. Собор одобряет принятую Священным Синодом Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Миссия Церкви сегодня должна быть важнейшим делом священнослужителей; призваны к ней и активные, религиозно образованные миряне. Средства миссионерской деятельности могут быть разнообразными. Однако миссия Церкви всегда должна основываться на твердой верности священным догматам Православия и всей полноте церковного Предания. При этом главным объектом нашей миссии по-прежнему остаются люди, которые принадлежат к Православию по Крещению, по семейной или национальной традиции, но нуждаются в просвещении, воцерковлении и возгревании духовной жизни. 16. Собор констатирует развитие взаимодействия Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями разных стран, что достигается самоотверженным и бескорыстным трудом многих пастырей и мирян. В то же время сочтено необходимым поставить на регулярную основу пастырское служение в армии и в правоохранительной системе и закрепить это в законодательстве и государственной административной практике. 17. Социальное служение и благотворительность являются важными направлениями православного свидетельства и служения в современном обществе, нуждающемся в деятельных проявлениях любви. Признано необходимым совершенствовать координацию церковной социальной деятельности, в частности, через сбор и оперативную публикацию информации о благотворительных и социальных инициативах епархий Русской Православной Церкви. 18. Среди приоритетов работы с молодежью Собор выделяет создание православных молодежных центров, которые, наряду с непосредственным попечением о молодых людях, могли бы заниматься разработкой миссионерских, духовно-просветительных и воспитательных программ. Признано целесообразным усилить координацию трудов епархиальных и общецерковных структур, занятых работой с молодежью. Собор счел важным развитие молодежного паломничества, а также православных молодежных и детских организаций, включая спортивные, скаутские и общественные. Организации такого рода призываются к поддержанию тесной связи с Церковью, дабы их отношения со Священноначалием не ограничивались лишь просьбами о преподании благословения на ту или иную инициативу. Работа этих организаций должна быть действенным инструментом воцерковления детей и молодежи.

http://sedmitza.ru/lib/text/430033/

В своей заботливости об установлении возможно действительного надзора над приходским духовенством Стоглавый собор не только учредил сейчас указанные нами должности постоянного надзора, но и предписывает всем архиереям посылать от себя по епархиям для временных ревизий и как бы своими экзархами, которые бы и дозирали духовенство и вместе поучали его, лучших священников из своих кафедрально-соборных причтов 106 . Возвращая духовной части епархиального архиерейского суда её прежнюю и каноническую духовность, Стоглавый собор отстраняет от этой части суда архиерейских бояр и предписывает: в духовных делах как духовенство, так и мирян, архиереям судить самим, соборно с архимандритами и с игуменами; в случае своей болезни поручать производство этого суда собору лиц священных с тем, чтобы дела, которые будут суждены без них, после, также соборно, докладывались им самим. На суде этом вовсе не присутствовать архиерейским боярам и вообще светским архиерейским чиновникам, за исключением писарей или чиновников канцелярских. Вместе с тем как отстранить архиерейских бояр от духовной части высшего епархиального суда, собор отстраняет десятинников от той же части суда низшего, предписывая им никого не судить в духовных делах 107 . Оставив архиерейским боярам и вообще светским служилым людям епархиальный суд недуховный, именно – суд высшим боярам, т. е. у каждого архиерея так называвшемуся боярину в теснейшем смысле этого слова, а суд низший – десятинникам, Стоглавый собор позаботился о том, чтобы в возможной мере сделать этот светский архиерейский суд судом правым. Для этой цели он обращается к тому же радикальному средству, с помощью которого царь несколько ранее собора вознамерился исправить суд своих городских наместников, а именно – к узаконоположению, чтобы суд этот творился в присутствии известных официальных свидетелей. Собор предписывает, чтобы на суде у архиерейских бояр и у десятинников присутствовали старосты поповские и десятские священники, – по два и по три человека, и городские старосты и целовальники и земств дьяки, которым прикажет царь. Эти свидетели должны писать для себя копии с судных дел и по утверждению их рукоприкладством судебных дьяков и после их собственного к ним рукоприкладства, равно как и после их рукоприкладства к подлинным делам, хранить их (копии) у себя до тех пор, пока бояре или десятинники не доложат дел архиереям. Если истец и ответчик скажут архиерею, что суд был им именно таков, как написано в деле: тогда архиерей, обговорив с искусными людьми, постановит приговор. Если же истец или ответчик скажет, что суд был не таков, тогда архиерей обращается к копии, хранящейся у свидетелей, и к допросу их самих, и постановляет приговор сообразно с этим новым дознанием 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Освященный Собор выражает надежду, что примеру создания военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации последуют другие государственные институты России, в которых предусмотрена военная служба, и что этот опыт будет востребован в тех государствах, находящихся в пределах канонической территории Московского Патриархата, где подобные решения еще не приняты. 41. Собор призывает умножить усилия, направленные на духовное просвещение казачества и вовлечение его в различные области церковной жизни. Казачество всегда было сильно православной верой. И сегодня воцерковление является главным условием подлинного возрождения казачества. 42. Констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации. Синодальному отделу по тюремному служению и аналогичным церковным учреждениям в самоуправляемых Церквах надлежит вступить в диалог со светскими властями с целью урегулирования ситуации. Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе. Эта инициатива требует активного участия епархиальных архиереев, которые, в частности, призваны определить священнослужителей, способных нести столь нелегкое послушание. 43. Выражая удовлетворение общим состоянием церковно-государственных отношений на каноническом пространстве Московского Патриархата, Собор считает важным развитие полномасштабного партнерства Церкви и государства в сферах образования и воспитания, благотворительности и социальной работы, сохранения культурного и исторического наследия. Полезным видится заключение соглашений, закрепляющих церковно-государственное партнерство. Следует особо отметить становление системного процесса передачи церковного имущества в России, в частности, на основе принятого закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Отрадно, что аналогичный процесс успешно завершился в Латвии и Литве. Собор удовлетворен фактом принятия закона «О Латвийской Православной Церкви». 44. В ряде государств сохраняются проблемы, касающиеся юридического статуса церковных институтов, возращения несправедливо отнятых у верующих храмов и святынь, обеспечения права на доступ к положительным знаниям о религии, возможности создания и использования домовых храмов в больницах, социальных учреждениях, местах заключения. Члены Собора считают необходимым разрешение этих проблем на основе церковно-государственного диалога, направленного на выработку соответствующих правовых и административных актов, соглашений и договоренностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

Архив Пн Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о ситуации в Черногории 9 июля 2019 г. 16:54 Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 9 июля 2019 года ( журнал 71 ). Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокую обеспокоенность в связи с ухудшением положения епархий Сербского Патриархата на территории Черногории, где на протяжении нескольких лет единство Православия страдает от раскольнической деятельности так называемой «Черногорской православной церкви». В Черногории наметилась тревожная тенденция усиления давления властей на каноническое духовенство и верующих. Состоявшийся 9-18 мая 2019 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви констатировал, что в современной Черногории имеют место «попытки насильственного изъятия святынь в пользу канонически и реально не существующей " Черногорской православной церкви " , а также звучат угрозы разрушения отдельных мест молитвенного поклонения». Президент Черногории М. Джуканович на партийном митинге в Никшиче 8 июня 2019 года выразил намерение осуществить «восстановление Черногорской автокефальной Церкви». Особую тревогу вызывает опубликованный Правительством Черногории в мае 2019 года проект Закона о свободе религии и верований и правовом положении религиозных организаций, содержащий ряд дискриминационных мер, среди которых — изъятие в собственность государства части имущества Сербского Патриархата, включая здания храмов и монастырей. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви характеризует законопроект как «антиевропейский и антицивилизационный», направленный на дискриминацию епархий Сербского Патриархата на территории Черногории и представляющий собой «прямое вмешательство во внутренние дела Церкви». Серьезные замечания в связи с отдельными положениями законопроекта высказала Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия). С озабоченностью воспринимая последние инициативы черногорских властей, мы призываем их прекратить дискриминацию и подрыв единства Сербской Православной Церкви, возвышаем голос в ее защиту, видя в духовной традиции, восходящей к святому Савве, многовековой исторический фундамент, на котором созидались черногорская православная культура и государственность.

http://patriarchia.ru/db/text/5467638.ht...

5. Приняв к сведению доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Собор одобрил деятельность Его Святейшества, Священного Синода, Синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Святейшему Патриарху выражена благодарность за неустанное попечение о церковной жизни, за многочисленные посещения епархий, а также за непосредственное архипастырское окормление ставропигиальных монастырей и приходов города Москвы. 6. Утверждаются решения Священного Синода об образовании Бакинской, Венгерской, Единецкой, Кагульской, Сарненской, Тираспольской, Анадырской епархий. 7. Признано полезным создание на епархиальном и межъепархиальном уровнях структур, призванных служить обмену опытом и информацией по юридическим, инженерно-строительным, искусствоведческим и иным церковно-практическим вопросам. 8. Собор указывает на необходимость повсеместного и твердого исполнения Определения Священного Синода от 28 декабря 1998 года о духовнической практике. Сочтено полезным назначение в епархиях и благочиниях особых духовников, к которым другие пастыри могли бы направлять мирян, имеющих трудноразрешимые вопросы. 9. Недопустимо рукоположение клириков, имеющих постоянное место жительства в других епархиях, а также совершение священнослужителями, в том числе заштатными, Таинств и треб вне пределов своих епархий. Собор поручает Священному Синоду обратиться к пастве с призывом не искать совершения Таинств и треб вне приходов во избежание обмана и святотатства. В условиях, когда священнические и монашеские одежды подчас используются мошенниками, Собор счел недопустимым сбор пожертвований священнослужителями и монашествующими в публичных местах. Миряне для осуществления такого сбора должны иметь письменное благословение правящего архиерея той епархии, где производится сбор. 10. Установление в монастырях и приходах примерных размеров пожертвований за совершение Таинств и треб не должно иметь характера назначения “фиксированных цен”. Людям, заведомо не имеющим средств на такие пожертвования, нельзя отказывать в совершении Таинств.

http://sedmitza.ru/lib/text/429424/

9. Констатируя в целом благополучное становление организации епархий, находящихся в одном регионе, в митрополии, Архиерейский Собор призывает архиереев митрополий к дальнейшему активному и тесному взаимодействию при соблюдении как канонических прерогатив каждого архиерея, так и особой начальственной и координационной роли глав митрополий. Священному Синоду поручается изучить возможную необходимость внесения уточнений в Положение о митрополиях и, при соответствующем заключении, сформулировать и утвердить таковые. 10. Процесс введения в благочиниях и крупных приходах должностей помощников благочинных и настоятелей по миссии, по религиозному образованию, по работе с молодежью, по благотворительности, а также создание системы обучения профильных сотрудников в целом развивается успешно, и соответствующие должности в большинстве своем замещены. При этом Собор обращает внимание на то, что работа помощников благочинных не должна рассматриваться как нечто второстепенное, даже при ее совмещении с исполнением других обязанностей. Помощникам благочинных следует иметь соответствующее образование — очное или заочное, которое может быть, в частности, получено в центрах подготовки церковных специалистов, открывающихся ныне во многих епархиях. Учебному комитету совместно с профильными учреждениями надлежит продолжить работу по становлению этой системы образования. Синодальным учреждениям поручается озаботиться обучением руководителей епархиальных отделов как профильным знаниям, так и организационным навыкам, в том числе для координации работы помощников благочинных. Такое обучение должно носить кратковременный практический характер и осуществляться преимущественно дистанционно, с учетом занятости упомянутых руководителей. Кроме того, признается полезным проведение председателями синодальных учреждений регулярных онлайн-совещаний с руководителями соответствующих епархиальных учреждений. 11. Освященный Собор считает необходимыми дальнейшие усилия епархиальных архиереев по осуществлению в епархиях Русской Православной Церкви мер, предусмотренных Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, утвержденным Архиерейским Собором 2013 года, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. Кроме того, при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи.

http://patriarchia.ru/db/text/5076149.ht...

В синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке продолжаются заседания очередного Архиерейского Собора. Нью-Йорк. 13 мая. ПРАВМИР — В синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке продолжаются заседания очередного Архиерейского Собора. Архиерейский Собор открылся во вторник 10 мая Божественной литургией и молебным пением, которые отслужили преосвященные архипастыри Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. По окончании богослужения и трапезы Высокопреосвященнейший владыка Иларион открыл заседания Архиерейского Собора. На проходящих сейчас заседаниях Собора рассматриваются вопросы, связанные с внутрицерковной жизнью и внешней деятельностью Русской Зарубежной Церкви. По завершении работы Архиерейского Собора состоится расширенное заседание Архиерейского Синода. Архиерейский Собор закроется 17 мая, в четвертую годовщину восстановления полноты братского общения внутри Русской Православной Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-nyu-jorke-prodolzhay...

– в устранении так называемых светских архиерейских чиновников от вторжения в область архиерейского суда, составлявшую духовный суд в собственном смысле этого слова; – в поставлении суда этих светских архиерейских чиновников, насколько он был им предоставлен, под такой контроль гласности и общественного надзора, чтобы он стал по возможности судом справедливым. В отношении к жизни высшего и низшего духовенства Стоглавый собор указывает недостатки этой жизни того и другого класса духовенства, обращаясь в первом случае к совести самих епископов, а во втором случае поручая искоренение недостатков заботливости вновь учреждённых им надзирателей. Для приготовления и избрания по возможности достойных кандидатов в священники, которым преподаются подробные наставления относительно их обязанностей, собор озаботился заведением лучших училищ грамотности, нежели какие существовали прежде, и предписал епископам большую против прежнего строгость избрания. В отношении к монастырям и монахам заботы Стоглавого собора состояли: – в искоренении злоупотреблений по заведыванию имуществами и доходами монастырей со стороны их настоятелей и в установлении над этим заведыванием строгого контроля; – в изгнании из монастырей пьянства и разврата; – в запрещении настоятелям особых трапез в своих кельях и так называемых объездов по вотчинам; – в запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях и в монастырях особножитных жить мирянам; – в запрещении монахам и монахиням жить в миру: первым – священниками, вторым – просфоропеками у приходских церквей; – в запрещении монахам и монахиням волочиться по миру; – в принятии мер против строителей новых монастырей, делавших это не для Бога, а для обмана людей и для своего чрева. Относительно христианской жизни мирян Стоглавый собор, после общих в этом смысле увещаний, делает предписания: – против нравственных выдававшихся пороков времени (судебное целование креста на лживе и содомский блуд), – против безнравственных обычаев (стрижение бород, имевшее безнравственную цель, и мытье в банях мужчин вместе с женщинами),

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010